Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Внешняя культурная политика Польши

Аннотация. В статье рассматривается история развития внешней культурной политики Польши, начиная с конца XX в. Автор уделяет внимание основным документам, которые вырабатывались для реализации культурных целей, например, Национальной стратегии развития культуры на 2004-2020 гг., анализирует цели, задачи, которые сформулированы в документах. В статье отмечается роль различных институтов и министерств, которые занимаются продвижением польской культуры.

Ключевые слова: внешняя культурная политика, Польша, Министерство культуры, памятники и культурное наследие, культура, международное культурное сотрудничество.

Abstract. The paper deals with the history of the development of Poland’s foreign cultural policy, since the end of the XX century. The author focuses on the basic documents that were elaborated for the realization of cultural objectives, such as the National Strategy for the development of culture in the 2004-2020 years, considering objectives, goals, which are formulated in the documents, analyzes and draws conclusions. The article notes the role of various institutions and ministries involved in the promotion of Polish culture.

Keywords: foreign cultural policy, Poland, Ministry of Culture, monuments and cultural heritage, culture, international cultural cooperation.

Развитие культурной политики в Польше началось относительно недавно. В 90-х страна приходила в себя после экономических реформ (так называемой «шоковой терапии» или «План Бальцеровича»), сконцентрировав все силы и все свое внимание на политической и экономической сфере. Основные действия для развития культурной сферы начали предприниматься в начале XXI века, однако первые шаги были немного раньше [1].

В 1993 году были сформулированы новые принципы организации и финансирования культурных мероприятий, которые были представлены в документе «Принципы государственной политики в области культуры». Согласно этому документу, правительство Польши должно:

1. Стимулировать рост демократии и укрепление гражданского общества;

2. Способствовать приобщению к рыночной экономике творческих личностей и культурных институтов;

3. Защитить наиболее ценные культурные активы;

4. Внедрять и поощрять правовые решения, которые способствуют развитию новых форм культурной деятельности [3].

Следуя этому документу, внешняя культурная политика Польши была направлена на децентрализацию, обеспечение государственной финансовой поддержки для отдельных учреждений культуры, важных культурных событий, а также развития негосударственных учреждений культуры и механизмов финансирования, которые могли бы дополнить государственное финансирование культуры.

В 1998 г. были опубликованы основные направления и мероприятия Министерства культуры. Они затрагивали такие проблемы как: объединение государственных и частных фондов, устранение расслоения между динамикой культуры и экономическим развитием, создание пространства для семьи, ориентированной на участия в культуре, устранение различий между классической и современной культуры, защита культурного наследия, продвижение и распространение польской культуры. Также были предусмотрены меры по подготовке менеджеров, культурных аниматоров и иных специалистов в данной сфере, поддержке исследований в области культуры и развитию сотрудничества с другими странами в международном культурном обмене. Был инициирован ряд мероприятий, направленных на укрепление воспитательной роли государственных средств массовой информации [3].

Следующим шагом на пути формирования содержательных основ внешней культурной политики стало принятие в 1999 г. документа «Направления государственной политики области культуры», где были включены основные обязанности государства в следующих областях: укрепление и развитие национального гражданского общества, совершенствование и распространение национального наследия, формирование принципов, направленных на поддержку творчества и культурного образования и продвижение и распространение польской культуры.

Самая подробная информация изготовление лестниц из дерева на заказ на нашем сайте. Ремонт после дтп востановление авто после дтп.

Таким образом, к концу 90-х были намечены основные цели и задачи, которое ставило перед собой государство. В 1999 году Министерство культуры инициировало новую программу культурной политики, главной идеей которой стало продвижение польской культуры за рубежом. Было подписано соглашение с Министерством иностранных дел, отвечающим за внешние культурные связи Польши. С началом реформ правительством была разработана долгосрочная программа Национальной стратегии развития культуры на 2004-2020 годы [1].

Основная миссия стратегии заключается в: «сбалансированном развитии культуры как наивысшей ценности, передаваемой поколениями, объединяющей совокупность исторического и цивилизационного достояния Польши, ценности, определяющей национальную индивидуальность и обеспечивающей близость традиций и развитие регионов» [6]. Основной целью стратегии является сбалансированное развитие культуры в регионах. Также есть дополнительные цели, они более узкие и частные.

К примеру, одна из областей «Охрана памятников и культурного наследия» реализуется в рамках двух приоритетов: восстановление движимых и недвижимых памятников культуры и развитие музейных коллекций. Основной целью первого приоритета является изменение состояния ухода за памятниками, увеличение национального запаса культурного наследия, комплексное восстановление памятников, усиление роли культурных объектов в развитии туризма, улучшение условий институциональных, правовых и организационных в области охраны объектов и их документации, наконец, сохранение культурных и исторических памятников, музейных экспонатов, архивных документов от последствий стихийных бедствий, краж и нелегального вывоза за рубеж.

Второй приоритет программы концентрируется на задачах, связанных с покупкой произведений искусства и коллекций для музеев, старых документов и архивов, сохранением и оцифровкой музейных экспонатов, архивных материалов, документов, коллекций книг и фильмов, с поддержкой развития музейных семинаров по консерваторским и новым техникам сохранения движимых памятников [6].

Количество проектов, реализованных в контексте новой стратегии, действительно впечатляет. Например, в 2000 г. Краков стал культурной столицей Европы, а уже с 2001 г. Польша стала постоянным участником программы ЕС «Культура 2000», которая направлена на поддержание культурного сотрудничества между странами-участницами [1]. 2001 и 2002 гг. можно считать переломным, когда программа реформ министра культуры Анджея Гелински являлась особым предметом обсуждения. В программу были включены комплексные изменения в организационной и финансовой системе польской культуры. Были предложены новые источники финансирования развития внешней культуры, однако реформы оказались безуспешными [3]. В 2004 г. Польша вступает в ЕС, что расширяет ее возможности в культурном, экономическом и политическом плане.

На современном этапе международного культурного сотрудничества основными субъектами в продвижении польской культуры являются: Министерство культуры и национального наследия, Министерство иностранных дел, Министерство образования, а также другие общественные и частные учреждения, такие как: Институт Адама Мицкевича, Международный цента культуры, Институт книги, Польский национальный туристический офис, Польский институт кинематографа и некоторые другие [4]. Сегодня в Польше насчитывают 21 институт, занимающийся распространением за рубежом информации об истории, культуре, общественной жизни, научном и образовательном потенциале страны.

Особую роль в практическом осуществлении целей и задач внешней культурной политики Польши играет Институт Адама Мицкевича в Варшаве. Эта организация была основана в 2000 г. и стала одной из наиболее масштабных в этом секторе. За время своего существования заведением реализовано проекты в формате «сезона» или «года» польской культуры в 26 странах мира. Также институтом на трех языках был разработан крупнейший интернет-портал о польской культуре Clture.pl , который вмещает более 40 000 статей и обширные фото- и видеобазы [1].

Наряду с Институтом Адама Мицкевича активную деятельность по реализации задач внешней культурной политики ведут польские институты, которые можно рассматривать в качестве международных культурных центров. Именно они, используя инструментарий публичной и культурной дипломатии, определяют области и концепции формирования позитивного восприятия Польши во всем мире, ее узнаваемости и конкурентоспособности, а также укрепления ее политических, экономических и гражданских позиций [2]. Польские институты работают не только в России, но и в Австрии, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Израиле, Индии, Испании, Италии, Китае, Литве, Словакии, США, Украине, Франции, Чехии, Швеции и Японии [5]. Министерство Культуры и Культурного Наследия Польши подчеркивает особое значение культурных связей и культурного сотрудничества с другими государствами, выделяя в качестве основных направлений межкультурный диалог и сотрудничество в области культуры, развитие информационного общества, стимулирование научного обмена и некоторые другие направления. Для привлечения «молодых умов» и обмена опытом была разработана программа «Добрососедство» (для молодежи из Украины и Беларуси), а также финансируются стипендии для иностранных деятелей искусств.

Помимо популяризации польской культуры в мире, программа Национальной стратегии развития направлена, прежде всего, на решение вопросов культуры в самой Польше. В 2007 году на охрану памятников из бюджета страны было выделено более 100 млн. долларов, что на 150% больше, чем в предыдущие годы. Была организована программа «Культурное наследие», целью которой стало создание цифровых ресурсов для поддержания деятельности организаций, занимающихся охраной памятников [1].

На сегодняшний день Польша играет далеко не последнюю роль в международном культурном диалоге. Огромное количество иностранных студентов приезжают из разных городов и стран, изучая не только общеизвестные дисциплины, но и польский язык, польскую культуру. Польша привлекательна и в финансово плане — практически каждый может позволить себе стажировку или обучение по обмену. Наличие продуманной стратегии культурных обменов, развитая система культурных институтов, акторов общественного уровня, принимающих деятельное участие в их осуществлении, высокая степень государственной заинтересованности в продвижении польской культуры в мире — все это позволяет говорить о достаточно успешном опыте Польши в деле реализации внешней культурной политики.

Список источников и литературы:

  1. Как Польша развивает свою культуру [Электронный ресурс] // — Режим доступа: URL: http://culturepartnership.eu/article/kak-poljsha-razvivaet-svoyu-kuljturu.

  2. Польский институт в Санкт-Петербурге и власти Ленобласти готовятся к перекрестному году России и Польши [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM — Режим доступа: URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1707892.html.

  3. Ilczuk D. Historical perspective: cultural policies and instruments. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: URL: http://www.culturalpolicies.net/web/poland.php (date of access: 12.10.15).

  4. International cultural co-operation. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: URL: http://www.culturalpolicies.net/web/poland.php?aid=342 (date of access: 12.10.15).

  5. Ministry of Culture and National Heritage of the Republic of Poland. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: URL: www.mkidn.gov.pl (date of access: 12.10.15).

  6. Uzupełnienie narodowej strategii rozwoju kultury na lata 2004-2020. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: Ministerstwo Kultury. — Warszawa, 2005.

Внешняя культурная политика