Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Россия и ЮНЕСКО: потенциал сотрудничества в сфере культурного наследия

Аннотация: в статье рассматривается вопрос охраны материального культурного наследия народов Российской Федерации через линзу сотрудничества России и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Автор исследует потенциал подобного сотрудничества в сфере культурного наследия и приходит к выводу о необходимости его расширения и катализации.

Ключевые слова: культурное наследие, охрана культурного наследия, Россия, ЮНЕСКО, сотрудничество

Abstract: this article is devoted to the issue of cultural heritage protection in Russian Federation thought the lens of cooperation between Russia and United Nations Education, Science and Culture Organization. The author researches the prospects of this cooperation in the realm of cultural heritage protection and concludes that this kind of cooperation should be deepened and catalyzed.

Keywords: cultural heritage, the protection of cultural heritage, Russia, UNESCO, cooperation

Культура является незыблемым базисом, который солидаризирует общество. Государство, которое пренебрежительно относится к истории и не оберегает собственную культуру, не может твердо стоят на пути устойчивого развития в современном мире. Вне культуры невозможно обеспечить высокий уровень национального единства в целом и высокое качество жизни отдельного гражданина в частности, невозможно определить общие цели развития и встать на путь по их достижению [3]. Более того, культура является механизмом международного общения: так, посредством культурного обмена в различных его проявлениях выстраиваются доверительные международные связи между государствами. В современной системе международных отношений нередко встречаются такие явления как ксенофобия, радикализм, изоляционизм, а также многие негативные последствия феномена глобализации. В этих условиях особенно важным представляется актуализация вопросов международных гуманитарных связей, ведь именно культура способствует открытости и построению диалога на международной арене.

Российская Федерация — государство, обладающее великой культурой и богатой историей. Именно в силу феномена исключительной важности культурного наследия народов Российской Федерации считается необходимым проводить активную линию сотрудничества на международной арене, и в частности, с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

ЮНЕСКО представляет собой именно ту структуру, которая ставит своей целью распространение идей мира и сотрудничества, обеспечивая высокий уровень образования, развития науки, сохранения и популяризации культуры. Именно Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, в частности на примере зашиты объектов всемирного культурного наследия, показывает важность и незаменимость коллективных действий для достижения положительных результатов. Ведь силами одного государства невозможно сохранять, защищать и развивать культурное многообразие мира. На сегодняшний день ЮНЕСКО является одним их главных международных институтов, в чьих силах выполнить эту задачу [9].

В сфере охраны культурного наследия Организация столкнулась в последние десятилетия с несколькими серьезными вызовами [7]:

  1. Финансирование: возрастающее количество объектов всемирного культурного наследия требуют больше ресурсов (не только финансовых, но и технологических, профессиональных, административных);
  2. Лимитирование количества объектов культурного значения: со стремительно возрастающим количеством объектов все сложнее обеспечить эффективность защиты, охраны и популяризации каждого из них;
  3. Правовая база: отсутствие однозначных ответов на вопросы о том, следует ли дальше развивать правовую базу защиты культурного наследия и как это отразится на системе международных отношений;
  4. Объекты культурного наследия в зоне вооруженного конфликта: стоит ли прибегать к силовой защите объектов культурного наследия и как обеспечить их сохранность.

Все эти вопросы стоят на повестке дня перед всеми сотрудниками Организации, которые стараются обеспечить ее предельную эффективность. Используя моральный авторитет Организации, они привносят в мир позитивные изменения, которые отражаются на жизни всех членов мирового сообщества [6].

В целом деятельность ЮНЕСКО можно охарактеризовать как координирующую и регулирующую в сфере сохранения, защиты и популяризации объектов культурного наследия. Деятельность Организации в современных условиях обеспечивает единство методов и подходов для координации действий государств-участников Организации [4]. Более того, невозможно представить себе процессы защиты, сохранения и популяризации культурного наследия без усилий Организации. Ведь актуальность этих вопросов не подвергалась сомнению и задолго до появления ЮНЕСКО в 1946 году, однако именно с момента появления Организации начался новый этап международного сотрудничества по актуальным (особенно учитывая последствия Второй мировой войны) проблемам в сфере охраны культурных ценностей.

Кроме того, очень ценным представляется роль Организации в аспектах технического и информационного обеспечения. Так, ЮНЕСКО располагает возможностью оказывать государствам-членам техническую и информационную помощь, экспертную поддержку и содействовать государствам-членам в проведении политики популяризации культурных и исторических ценностей.

Следует отметить, что еще в 1958 году авторитетные исследователи отмечали [8], что если бы в 1946 году не была создана Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, то, по крайней мере, были бы попытки основать ее аналоги в разных частях света. Данное желание, а скорее неизбежность, объясняется необходимостью наличия международного института, который обладал бы собственным авторитетом и влиянием. Института, который мог бы беспристрастно и рационально решать глобальные проблемы в области образования, науки и культуры, с которыми в разное время сталкивалось международное сообщество.

В этом контексте невозможно рассматривать деятельность российского государства в области охраны объектов культурного наследия в отрыве от сотрудничества с ЮНЕСКО и участия в инициативах и мероприятиях, проходящих под эгидой Организации.

Важно отметить, что ЮНЕСКО представляет собой «крупнейший в мире межправительственный форум по вопросам сотрудничества в сфере культуры и является инструментом “мягкой силы”, который имеет широкие перспективы использования» [5], однако в настоящее время ЮНЕСКО как платформа для продвижения имиджа российского государства используется недостаточно эффективно. Эта ситуация должна быть исправлена, стратегия более рационального продвижения позитивного имиджа Российской Федерации в рамках международных организаций должна быть выработана и реализована.

Кроме катализации участия России в инициативах Организации, а также увеличения присутствия в реализации проектов ЮНЕСКО, считается целесообразным работать над увеличением количества объектов культурного наследия, внесенных в Список всемирного наследия. На данный момент (май 2018 года) Российская Федерация входит в десятку стран с наибольшим количеством объектов, внесённых в Список: 28 объектов, расположенных на территории России, в то время как лидирующая в данной десятке Италия располагает 53 объектами, внесенными в Список [10].

Учитывая богатую историю России, многообразие культуры и ее потенциал, можно сделать вывод о том, что количество объектов, располагающихся на территории Российской Федерации и внесенных в Список всемирного наследия, должно быть увеличено.

Считаю важным рассмотрение данной проблемы в контексте защиты объектов культурного наследия России на региональном уровне. На сегодняшний момент в России заброшены и разрушаются памятники деревянного зодчества Русского Севера и других регионов страны. Именно те объекты, которые находятся в отдалении от столичного региона и наиболее популяризированных мест, находятся в наибольшей опасности их утраты. Именно в этой перспективе считается целесообразным рассмотреть возможность увеличение объектов в Списке всемирного наследия за счет объектов, которые находятся в регионах Российской Федерации. Такие меры обеспечат объектам культурного наследия необходимый для их сохранения и защиты уровень внимания как со стороны государства, так и со стороны общества.

Кроме того, активность сотрудничества России и ЮНЕСКО должна быть увеличена и по другим направлениям деятельности. Так, для России имеют весомое значение новые технологии и консультативная помощь в области реставрации объектов культурного наследия, которую может предоставить ЮНЕСКО. Кроме того, эксперты Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и эксперты Бюро ЮНЕСКО в Москве отмечают важность сотрудничества с Организацией в рамках получения ценного опыта в сфере культурного туризма. Исследователи приходят к выводу о том, что для Российской Федерации сотрудничество с ЮНЕСКО является одним из самых эффективных методов сохранения культурного наследия народов Российской Федерации [2].

Кроме того, для Российской Федерации может быть рационально рассматривать не только гуманитарную цель деятельности ЮНЕСКО, но и собственные государственные интересы на международной арене. Так, на платформе данной Организации представляется целесообразным для российского государства проводить политику построения позитивного имиджа, в частности, в сфере охраны культурного наследия. При реализации проектов, проводимых под эгидой ЮНЕСКО, возможно осуществление культурного сотрудничества и продвижения образа России как государства, которое уделяет значительное внимание вопросам историко-культурного наследия, заботится о его сохранении и популяризации. Такие действия будут содействовать эффективному развитию внешней культурной политики Российской Федерации, которая, по мнению исследователей, нуждается в импульсе [1], и помогут поэтапно выстроить позитивный имидж государства.

Таким образом, на основе вышеперечисленных фактов можно сделать следующий вывод: на данный момент вклад Российской Федерации в деятельность международных организаций, направленных на защиту культурного наследия, встречает необходимые минимальные требования такие, как оптимальные членские взносы, умеренно интенсивное сотрудничество по основным направлениям и соблюдение норм международного права в области культурного наследия. Сложившуюся ситуацию, к сожалению, нельзя обозначить как пример эффективности деятельности российского государства на международной арене в культурной сфере. Считается целесообразным придать сотрудничеству Россия — ЮНЕКСО новый импульс, ведь такая кооперация представляется взаимовыгодной и перспективной.

Подводя итог, необходимо отметить, что для проведения эффективной государственной культурной политики в России и непосредственно для эффективного сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации следует дать следующие рекомендации по двустороннему сотрудничеству России и ЮНЕСКО: во-первых, повышение внимания государственных органов к международному опыту и возможности сотрудничества на международном уровне с целью совершенствования законодательной базы в области сохранения и использования культурного наследия, усвоения новых технологий в сфере консервации и реконструкции объектов, а также обучения новых профессиональных кадров в сфере культурного наследия. Во-вторых, создание на базе региональных центров (субъектов) РФ общественных, федеральных и муниципальных центров, которые имели бы научные, экспертные, профессиональные связи с представительством России при международных организациях или же напрямую с экспертами и исследователями в международных организациях, чья деятельность связана с вопросами сохранения культурного наследия.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Боголюбова Н.М. Внешняя культурная политика России: исторический опыт и проблемы современного периода / Боголюбова, Н.М. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-kulturnaya-politika-rossii-istoricheskiy-opyt-i-problemy-sovremennogo-perioda.pdf.
  2. Доклад «Россия — ЮНЕСКО» Секретариат Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО МИД России при содействии Бюро ЮНЕСКО в Москве. 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/un_organization/-/asset_publisher/IAd1DxdKRCcv/content/id/484936.
  3. Проект “Основы государственной культурной политики” / Российская Газета. 2014. 15 мая [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/05/15/osnovi-dok.html .
  4. Соколова А.С. Вклад ЮНЕСКО в сохранение всемирного культурного наследия / Соколова, А.С. // Теория и практика общественного развития. 2013. Выпуск: 11 [Электронный ресурс]. URL: https://m.cyberleninka.ru/article/n/vklad-yunesko-v-sohranenie-vsemirnogo-kulturnogo-naslediya.
  5. Сургуладзе В.Ш. Россия в программах ЮНЕСКО: опыт и потенциал сотрудничества / Сургуладзе, В.Ш. // Международная политика // Проблемы национальной стратегии. 2015. No 5 (32). [Электронный ресурс]. URL: https://riss.ru/images/pdf/journal/2015/5/07_.pdf .
  6. Barrin, J. UNESCO: The Seeds of Peace / J. Barrin // UNESCO Publishing. pp. 68-69. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=2XNMO6WNQ7cC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false .
  7. Challenges for the Millennium // UNESCO World Heritage Centre. [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/world-heritage-challenges-for-the-millennium-2007-en.pdf .
  8. Laves W., Thomson C. UNESCO: Purpose, Progress, Prospects / W. Laves, C. Thomson // Foreign Affairs. 1958. pp. 243-244. [Электронный ресурс]. URL: https://www.foreignaffairs.com/reviews/capsule-review/1958-04-01/unesco-purpose-progress-prospects (дата обращения: 9.04.2018 года).
  9. Schwabach A. The Role of International Law and Institutions / A. Schwabach // Queen’s University Faculty of Law, Kingston, Ontario, Canada. P. 21 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eolss.net/sample-chapters/c14/E1-36.pdf .
  10. World Heritage List // UNESCO official website. [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/en/list/ .

Внешняя культурная политика