Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Интернациональные тенденции в области авторских СМИ: особенности визуальной системы в контексте международной коммуникации

Аннотация: данная статья посвящена особенностям визуальной системы интернационального стиля и тенденциям в области авторских СМИ. В статье проводится анализ журналов ХХ в. отражающих принципы интернационального стиля, а также влияние интернационального стиля на современные печатные издания.

Ключевые слова: интернациональный стиль, типографика, СМИ, периодические издания, графический дизайн.

Abstract: the article gives a detailed analysis of the international tendencies in the field of author media and the peculiarities of their visual system. It should be emphasized that previous to the specified article the visual system of modern media types has not been studied in depth. The purpose of the article is to demonstrate the connection between the principles of international style and modern print media, namely author media.

Keywords: international style, typography, media, periodic publications, graphic design.

Данная статья посвящена особенностям визуальной системы интернационального стиля в области авторских СМИ. Визуальный язык интернационального стиля сформировался в 1920-х и в 1950-х определил визуальную систему, которая проявила себя в разных странах и разных направлениях дизайна [2]. Общность элементов и черт интернационального стиля в разных странах заключается в целостности изобразительного языка, использовании схематичных приёмов [1].

Интернациональный стиль, прежде всего, дал о себе знать в сфере архитектуры: многие его элементы сформировались в рамках архитектурной формы. В то же время, его принципы можно обнаружить и в системе графического дизайна [3]. Общность интернационального стиля в графике базируется, в свою очередь, на системе новой типографики [9]. Также она использует принципы Баухауза и конструктивизма. Становление интернационального стиля в графике было связано с деятельностью представитей Швейцарской графической школы — работами Макса Билла, Йозеф Мюллер-Брокмана, Отля Айхера и других мастеров. Поэтому часто между «Интернациональным графическим стилем» и «Швейцарским стилем» часто ставят знак равенства [7].

Визуальная система интернационального стиля не была очерчена программными документами или манифестами, однако является узнаваемой в таких чертах, как точность, геометрия и композиционное равновесие [2]. Дизайн интернационального графического стиля представляет собой универсальную систему и упорядоченной формы. Визуальное оформление опирается на чистую геометрию и абстракцию. Интернациональный графический стиль воспринял черты, характерные для Конструктивизма и Баухауза. Он прослеживается не в стандартном применении неких правил, приёмов, шаблонов и стандартов, но в самой методике передачи визуальной информации.

На примере печатной графики интернационального стиля можно сказать, что он стал выражением художественно-философской системы искусства ХХ века [8]. Интернациональный графический стиль стал одним из первых течений в графическом дизайне, который опираясь на художественную платформу, мог быть использован как прикладная функциональная программа [7].

Основными принципами графического языка интернационального стиля, позволившими ему проникнуть в другие страны и приобрести популярность, следует назвать: иерархическое структурирование информации, следование принципам модульной сетки, флаговый набор, доминирование таких гротесков, как Helvetica, Univers, минимизирование гарнитур с целью правильной расстановки акцентов, использование фотографии и фотомонтажа вместо иллюстраций. К тому же, следует отметить особое отношение у графиков интернациональной школы к цвету. Большинство композиций использовали один цвет или цветную графику, но только в качестве фона сплошной заливкой [10]. Это было связано с тем, чтобы облегчить восприятие читателя, так как цвет привлекает внимание.

https://taktikx.ru тактическии костюм с наколенниками и налокотниками. Самая подробная информация ремонт ручек ауди q7 на нашем сайте.

Интернациональный стиль выработал новый подход к проектированию печатных изданий и новый минималистский графический язык. Он привнёс новые принципы в визуальную систему ХХ в., которые впоследствии стали широко применимыми, и остаются актуальными сегодня [3].

Важным этапом в развитии печатных изданий стало использование модульных сеток. Теорию о модульных сетках изложил в своей книге «Модульные сетки в графическом дизайне» швейцарский график Йозеф Мюллер-Брокманн [14]. В своей работе он определил, что сетка должна быть простой и явной. Модульные сетки имели в своей основе абстрактный визуальный язык и базировались на простейших геометрических элементах [12]. Работа с типографикой приобрела последовательность и устойчивость, возникла идея иерархии текстовых блоков. Книга Мюллер-Брокманна оказала большое влияние на развитие графического дизайна [10].

Примерами журналов, выполненных в интернациональном стиле, являются Fortune и Die Neue Graphik. Журнал Fortune был основан в 1930 году в Нью-Йорке Генри Льюисом. Редакция Fortune считала возможность визуальной коммуникации неотъемлемо важным элементом графики. Журнал выделялся своим размером, качеством печати и визуальным наполнением. На рубеже 1950-1960 гг. приёмы, используемые в дизайне журнала Fortune, стали определять специфику интернационального графического стиля в целом. Основным визуальным приемом данного журнала было использование геометрической беспредметной иллюстрации и абстрактно графическое представление сложных тем, что противоречило приемам массового издания того времени [4]. Геометрические композиции использовались не только на страницах журнала, но и продолжительное время размещались на обложках. Основной дизайн-стратегией было использование чистого цвета и чистых форм. Также журнал был строго структурирован и использовал модульные сетки нового типа. В качестве иллюстративного материала использовались фотографии, деловые тексты сопровождались графиками и диаграммами. Журнал Fortune стремился к созданию качественно нового визуального продукта. По сути, он определил развитие визуальной системы Европы и Америки на несколько лет вперед [5].

Журнал Die Neue Graphik, учреждённый в Цюрихе в 1958 г., представляет собой один из лучших образцов печатной графики. Инициатором открытия журнала выступил Йозеф Мюллер-Брокманн. Он считал, что дизайн должен отвечать объективно информационным задачам [13]. Журнал выходил до 1965 года, всего было выпущено 18 номеров. Первоначально Die Neue Graphik был задуман как международный журнал, в котором рассматриваются образцы функционального и конструктивного дизайна. На практике же практически всё внимание в номерах уделялось швейцарским мастерам. Но, несмотря на то, что не удалось выполнить изначальную задачу создания международной дизайн-площадки, журнал Die Neue Graphik способствовал распространению интернациональной графической школы по всему миру.

Материалы Die Neue Graphik рассматривали не только художественные аспекты дизайна, но и производственные составляющие. Графическое оформление журнала Die Neue Graphik отражало принципы упорядоченности и ясности. Формат журнала приближался к квадрату. Во всём журнале соблюдалась строгая модульная сетка в четыре колонки. Иллюстрации в журнале занимали одну или две колонки. Обычно использовались полутоновые иллюстрации.

Одной из сквозных тем на протяжении существования журнала была фотография, причем фотография, заметно отличавшаяся по своему типу и характеру от массовых рекламных изображений [4]. Фотографии и фотомонтаж также использовали в качестве иллюстраций. На использование фотографии в качестве нового визуального метода повлияли авангардные эксперименты с фотографией 1920-х гг., которыми занимались Александр Родченко, Эль Лисицкий и Ласло Мохой-Надь. Также необходимо обратить внимание, что идея нового фотографического метода оказала влияние на последующее развитие фотографии в целом, сделав возможным появление такого феномена как «новая фотография» [5] и отчасти поддержав развитие Дюссельдорфской фотографической школы [6]. Здесь можно упомянуть также журналы, выпускающиеся в то время — такие как Design и Rassegna.

В качестве примера рассмотрим и швейцарский специализированный журнал Spirale. В его оформлении прослеживаются основные положения интернационального стиля типографики. Журнал использовал модульную сетку и флаговый набор, текстовый материал набирался только строчными буквами. Для иллюстративного материала использовались фотографии. Нововведением было то, что журнал стал использовать тонированную бумагу.

К 70-80 годам XX века вектор развития типографики поменял направление в сторону экспериментов и произошёл отказ от рационализма. На развитие экспериментального дизайна заметное внимание оказало появление дизайна компьютерного [3]. Как следствие, это привело не только к развитию устойчивых приемов компьютерного дизайна, но и к несизбежному использованию в рамках компьютерной системы элементов интернационального стиля.

Несмотря на то, что для проектирования авторских СМИ доступен широкий инструментарий, принципы интернационального стиля и опыт швейцарской графики находит свое отражение в системе современного дизайна [3]. Если во второй половине ХХв. дизайн в большинстве своем еще обладал национальной идентичностью, с развитием интернет-технологий формируются глобальные визуальные решения, основанные на принципах интернационального стиля 1960-х гг., таких как системность, ясность, модульность и структура верстки.

Преемственность интернационального стиля можно рассмотреть на примере современных малотиражных СМИ. В частности, одним из распространенных приемов является создание композиции обложки журнала, в которой в верхней части строчными буквами размещается название журнала и флаговым набором дается сопутствующая информация, остальную же часть обложки занимает изображение (Журнал «Искусство кино» №5-6/2018, Журнал JMB 2016, Журнал «Носорог» №1/2016). Схожие композиционные приемы использовались в визуальной системе интернационального стиля. Например, в обложках журнала Fortune рубежа 50-60-х годов, обложки журнала Graphis №124 1966 года, обложках немецкого журнала form + zweck, обложках журнала ulm.

Другой прием, использующийся в наши дни, это принцип один цвет — одна функция (Vitrita Magazine 2017, Журнал Логос № 2 2018, Журнал «Носорог» №7 зима 2017/2018, Журнал «Носорог» №6 лето-осень 2017, Журнал «Asphalt» №4 2017, Журнал «Замыслы» №3, 2018). Этот принцип интернационального стиля особо заметен в плакатах Макса Билла и Йозефа Мюллер-Брокманна.

Некоторые современные издания используют и строгую модульную сетку, и, практически повсеместно, флаговый набор текста. Вёрстка в них структурирована и иерархична (Журнал «Замыслы» №3, 2018, Журнал komma 19, 05\2017, Журнал komma 21 06\2018, Dale magazine 05\2018, étapes: international №23 2011). Логическое композиционное расположение элементов позволяет читателю лучше воспринимать информацию.

Современные издания в качестве иллюстративного материала в большинстве своем используют только фотографии. В некоторых фотографии составляют больший процент информации (JMB Magazine 2016, Art Magazine Q2 2018, Rencontres d’Arles 2016). Чередуются развороты, на которых фотография занимает все место, и развороты где фотографии ритмично распределяются по модульной сетке. Текст же набирается около подходящих фотоизображений, используются большие гротескные заголовки.

Визуальные приемы, связанные с системой интернационального стиля в области СМИ остаются одной из востребованных форм. Основным инструментарием в проектировании печатных изданий по-прежнему является логическое структурирование, благодаря которому дизайн печатных изданий непрерывно трансформируется, оставаясь важным инструментом международной коммуникации [11].

Список использованных источников и литературы

  1. Аронов В. Дизайн в культуре ХХ века. 1945-1990. М: Издатель Дмитрий Аронов. 2013.
  2. Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  3. Васильева Е.; Гарифуллина (Аристова) Ж. Flat-Design и система интернационального стиля: графические принципы и визуальная форма // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2018, № 3, с. 43 — 49.
  4. Васильева Е. Феномен модной фотографии: регламент мифологических систем // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 163-169.
  5. Васильева Е. Нэн Голдин // Foto & Video. 2004. № 10. С. 96-101.
  6. Васильева Е. Дюссельдорфская школа фотографии: социальное и мифологическое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. Вып. 3. С. 27–37.
  7. Ващук О. Мюллер-Брокманн. Швейцарский интернациональный стиль [Электронный ресурс]: Авторская школа А. Ромашина: Онлайн обучение графическому дизайну, типографике и брендингу/ О. Ващук. — Электрон. текстовые дан. — 2017. — Режим доступа: http://blog.romashin-design.com/articles/muller-brockmann.html, свободный.
  8. Лаптев В.В. Типографика: порядок и хаос. М.: Аватар, 2008.
  9. Чихольд Я. Новая типографика: руководство для современного дизайнера. М.: ИЗДАЛ, 2011.
  10. Best of Graphis: Typography / Introduction by B. Schreiberg. — Zurich: Page one Publishing, 1993.
  11. Bogolubova N.M., Nikolaeva J.V., Fokin V.I., Shirin S.S., Elts E.E. Contemporary problems of cultural cooperation: issues in theory and practice. // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 12. С. 1731-1734.
  12. Hollis R. Graphic Design: A Concise History, 1994.
  13. Müller-Brockmann J. The Graphic Artist and His Design Problems, 2003.
  14. Müller-Brockmann J. Grid Systems in Graphic Design: A Visual Communication Manual for Graphic Designers, Typographers and Three Dimensional Designers, 2001.

Культурная интеграция, Человек в международном информационном обмене