Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Разработка научно-образовательного бренда Санкт-Петербурга

Аннотация. Статья посвящена разработке нового бренда Санкт-Петербурга. Особое внимание уделено потенциалу города в научно-образовательной сфере. Целью является попытка выявить особенности популяризации города в данном направлении, выявив его конкурентные преимущества.

Ключевые слова: городской брендинг, научно-образовательный центр, Санкт-Петербург, Петербургский образовательный форум, Лахта-центр

Abstract. The article is devoted to development of a new brand of Saint-Petersburg. Special attention is paid to the potential of the city in scientific and educational spheres. The purpose of this article is attempt to identify the special aspects of city promotion in this way.

Keywords: city branding, research and education center, St. Petersburg St. Petersburg Educational Forum, Lakhta Center

За последнее десятилетие возросла роль территориального брендинга. В научной сфере исследования территориального брендинга — это довольно новое явление, в то время как само явление существовало довольно давно, но не носило нынешнего названия: например, столицы государств или некоторые курорты были популярны, однако привлекательность городов не рассматривалась в рамках отдельных брендинговых кампаний.

Города приобретают всё большую популярность, будь то крупные столицы и финансовые центры или небольшие города местного уровня. Городской брендинг в рамках территориального брендинга отличается своей особенностью: создавать имидж определенного города гораздо легче, чем имидж страны или отдельного региона. Города отличает развитая инфраструктура, большая плотность населения, наличие государственных (муниципальных) органов, разнообразие мест, которые могут привлечь не только жителей города, но и их гостей.

Согласно мнению российского исследователя территориального брендинга Дениса Визгалова, «бренд города ― городская идентичность (или идентичность города), системно выраженная в ярких и привлекательных идеях, символах, ценностях, образах и нашедшая максимально полное и адекватное отражение в имидже города» [1, с. 168].

Российская Федерация обладает большим количеством городов различного уровня. Крупными городами, безусловно, являются Москва и Санкт-Петербург, которые традиционно привлекают большое количество туристов, студентов, исследователей и бизнес-партнеров. В последние годы во многих странах мира наметилась тенденция проведения брендинговых компаний городов как в рамках целенаправленных акций на основе четко структурированного плана, так и стихийного организации мероприятий. Такая ситуация не обошла и российские города. В обновлении своего бренда остро нуждается Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург известен всему миру как культурная столица России. Этот статус за городом закрепился стихийно и довольно давно. Архитектура города и большое количество культурных мероприятий (балет, театр, кино, фестивали) свидетельствуют о соответствии города приписываемому статусу. Однако за последние годы количество туристов (особенно иностранных) существенно сократилось.

На современном этапе трудно разработать новый единый бренд города Санкт-Петербурга. Во-первых, город неотъемлемо связан со старыми символами — Медным всадником, Исаакиевским собором, разводными мостами и красотой белых ночей. Во-вторых, сказывается отсутствие некой глобальной, единой идеи, с которой можно увязать весь город. Жители и гости города знают и революционный Петроград, и классический Петербург (эпохи классицизма, барокко, рококо), и град Петровской эпохи. В-третьих, Санкт-Петербург известен своей центральной — исторической частью, другие же районы города не задействованы в продвижении города (исключение составляют пригороды).

https://gkmetallinvest.ru профильная труба из нержавеющей. Актуальная ссылка на глаз бога телеграм www.eyegod.tech.

При создании имиджа города, по-прежнему, необходимо апеллировать к его культурной составляющей, при сопутствующей разработке дополнительных брендов. Санкт-Петербург уже не может выступать только в качестве «статичного музейного экспоната», имидж города должен представлять собой симбиоз богатого культурного наследия и современных достижений, способных привлекать мировое сообщество «здесь и сейчас» [2].

На сегодняшний день актуальным проектом будет считаться продвижение Санкт-Петербурга как научно-образовательного центра не только государственного, но и международного уровня. Очевидно, что целевая аудитория достаточно мала: прежде всего, это студенты и молодые исследователи из России и других стран.

Санкт-Петербург — один из крупнейших научно-образовательных городов России. В городе действует Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук. Также здесь находится большое количество высших учебных заведений: Санкт-Петербургский государственный университет, старейший университет в России, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения и другие. Более того, один из первых университетов в России берёт своё начало именно в Санкт-Петербурге: по указу Петра I в 1724 году был основан Академический университет в составе Петербургской Академии наук [3].

Санкт-Петербург служит площадкой для многих международных мега-событий, в т.ч., и для тех, которые связаны с образованием и наукой. С 2010 года в городе проводится Петербургский образовательный форум. Цель Форума заключается в привлечении внимания общественности и представителей бизнеса к инновационным процессам в образовательной сфере, в ведении диалога и обмене опытом между представителями разных стран и регионов России по вопросам развития образования. В мероприятиях Петербургского образовательного форума участвуют учёные, политики, деятели культуры, главы образовательных учреждений [6].

Многие исследователи Санкт-Петербурга связывают дальнейшее развитие города с открытием центра науки и образования — многофункционального комплекса «Лахта-центр». Важнейшим социальным объектом, входящим в проект «Лахта-центра», станет детский образовательный комплекс «Мир науки». Согласно проекту, в другую часть войдут оборудованные исследовательские лаборатории, аудитории, модели робототехники и многое другое. Именно вторая часть станет основным отличием образовательного комплекса в «Лахта-центре» от коммерческих западных образцов. Таким образом, создание такого комплекса поддержит новый образ Петербурга для российской и зарубежной аудитории. После открытия научный центр в «Лахта-центре» войдёт в Европейское сообщество научных центров и музеев (ECSITE) [2, 4, 5].

Таким образом, можно констатировать, что Санкт-Петербург обладает всеми инструментами для разработки научно-образовательного бренда.

Основные мероприятия, которые можно организовывать в Санкт-Петербурге:

международные конференции;

научно-образовательные форумы;

конкурсы для молодых исследователей, учёных;

международные студенческие фестивали.

Довольно сложно персонифицировать научно-образовательный бренд города. Действующими лицами могут стать ректоры, главы учебных заведений, которые будут рассказывать об образовании в Петербурге, деканы факультетов, научные сотрудники, учёные, преподаватели, которых можно приглашать на телепередачи для дачи различных комментарий. Рекламную кампанию города необходимо визуализировать в виде плакатов с фотографиями счастливых студентов и молодых исследователей, которым нравится учиться в Санкт-Петербурге, перед которыми открывается большое количество перспектив в связи с получением качественного высшего образования и возможности реализовать себя в научной сфере. В рекламную кампанию можно включить циклы телевизионных передач или небольших зарисовок с высказываниями деятелей науки и образования, проживающих в Санкт-Петербурге. В качестве одного из лиц бренда можно привести Татьяну Владимировну Черниговскую, заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологии и биологии, профессора СПбГУ. В 2016 году она вошла в ТОП50 «Знаменитые люди Петербурга» 2016 года по версии журнала «Собака.ru» [7]. Но если обратиться к истории города, то можно вспомнить, что именно в Петербурге жили и творили многие выдающиеся ученые, изобретатели, некоторые из них были удостоены Нобелевской премии, например, И. П. Павлов, И. И. Мечников, Н. Н. Семенов, Л. В. Канторович.

Преимущества города Санкт-Петербурга заключается в том, что он расположен близко к другим государствам, обладает богатым культурным наследием, что само по себе привлекает гостей из-за рубежа. Отличительная черта целевой аудитории научно-образовательного бренда заключается в том, что молодежь ведет активную жизнь в социальных сетях, что позволит в будущем распространить большую информацию о городе с помощью современных средств связи. Необходимо упомянуть, что, прежде всего, новый бренд Петербурга будет направлен на зарубежную аудиторию, поскольку у российской аудитории в этой сфере город пользуется успехом.

Главная задача дополнительного бренда города на Неве — формирование международной научно-образовательной «фабрики мысли». Впоследствии этот бренд может перейти в разряд основных.

Если говорить о визуальной стороне бренда, т.е. о логотипе, то ее можно предложить оформить следующим образом:

Упрощенный вариант:

Дополнительные логотипы

Значение цветов здесь следующее:

Сине-голубая гамма символизирует географическое положение Санкт-Петербурга, близость к морю. Голубой и светло-синий цвета считаются спокойными и воздушными. Синий цвет часто рассматривают в качестве символа высоты и глубины, стабильности, организованности. Несмотря на то, что у данной цветовой гаммы есть духовный оттенок (а наука и религия противоречат друг другу), данные цвета создают предпосылку для глубокого размышления и нахождения истины, что вполне подходит для научно-образовательной сферы.

Жёлтый цвет символизирует ловкость, сообразительность, радость жизни, уверенность в себе, веселье (что согласуется с целевой аудиторией). Также жёлтый цвет олицетворяет ум. Жёлтый цвет в основном вызывает положительные ассоциации. Использование данного цвета в логотипе необходимо, поскольку он напрямую связан с открытиями, энергией. Символ солнца в данном случае не обыгрывает специфические плохие погодные условия в городе, а символизирует познавательный процесс и новые открытия.

Значение символов в логотипе таково: круг означает целостность, первоначальное совершенство, бесконечность, динамизм, завершение, исполнение.

Слоганом может стать фраза «Saint-Petersburg makes ideas real» (Санкт-Петербург делает идеи реальными/воплощает идеи). В качестве альтернативных слоганов можно предложить «explore the world here» (исследуй мир здесь) или «implement ideas» (воплоти идеи).

Можно сделать вывод, что у Санкт-Петербурга существует хорошая основа и огромный потенциал в позиционировании и продвижении себя в качестве международной столицы науки и образования. Очевидно, что российские научно-образовательные центры значительно уступают зарубежным, однако идея воплощения сопутствующего бренда в жизнь представляется выполнимой.

Список источников и литературы

1. Визгалов Д. В. Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. 160 с.

2. В Петербурге обсудили бренд города. 27 апреля 2015 года. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. https://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/64305.

3. Вузы Санкт-Петербурга. Официальный сайт Учёба.ru [Электронный ресурс]. https://spb.ucheba.ru/for-abiturients/vuz/.

4. Город-бренд: как побудить туристов вернуться в Петербург. 25 апреля 2016 года. Официальный сайт Urban look [Электронный ресурс]. http://urbanlook.ru/gorod-brend-kak-pobudit-turistov-vernutsya-v-peterburg/.

5. Официальный сайт многофункционального комплекса в Санкт-Петербурге «Лахта-центр» [Электронный ресурс]. http://lakhta.center/ru/.

6. Официальный сайт Петербургского образовательного форума [Электронный ресурс]. http://www.eduforum.spb.ru/.

7. ТОП50 «Самые знаменитые люди Петербурга». Татьяна Черниговская. Официальный сайт журнала Собака.ru [Электронный ресурс]. http://top50.sobaka.ru/vote/life/45737/.

Региональное культурное сотрудничество