Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Правовая основа российско-испанского гуманитарного сотрудничества на современном этапе

Аннотация. В статье проводится анализ российско-испанских договоров и соглашений в области гуманитарного сотрудничества, являющегося основой двусторонних отношений данных государств в целом. Автор определяет основные направления и механизмы взаимодействия государств, акторов внешней культурной политики и значение гуманитарных вопросов в договорной системе. В статье приводится анализ разработанности культурно-гуманитарной сферы и оценка эффективности принятой документации.

Ключевые слова. Российская Федерация, Испания, российско-испанское гуманитарное сотрудничество, двусторонние соглашения, внешняя культурная политика.

Abstract. The article analyzes the Russian-Spanish treaties and agreements in humanitarian cooperation, which is the basis of bilateral relations of the two countries. The author identifies the main directions and mechanisms of interaction between the states, actors of external cultural policy and the role of humanitarian issues in the treaty system. The article provides an analysis of the degree of elaboration of cultural and humanitarian spheres and evaluation of bilateral documentation.

Keywords. The Russian Federation, Spain, the Russian-Spanish humanitarian cooperation, bilateral agreements, external cultural policy.

На современном этапе связи на высшем уровне между Россией и Испанией были установлены во второй половине 1970-ых годов, с падением диктатуры Франко. С этого момента, с «перевалочным» пунктом в 1990-ых, две страны уверенно движутся в направлении сближения своих политических позиций и укрепления дружбы и сотрудничества в различных сферах.

Начало же нового десятилетия ознаменовалось очередным этапом российско-испанских отношений, в том числе в гуманитарном аспекте. Необходимость поддержания и укрепления, в частности, культурного сотрудничества между двумя странами неоднократно выделялась различными государственными деятелями в качестве приоритетного направления развития двусторонних связей [5], [2]. Однако установление тесных культурных, гуманитарных и дипломатических связей в целом невозможно без создания прочного фундамента — нормативно-правовой базы сотрудничества.

Эта ступень также является самой сложной во внешнеполитической деятельности современных государств, так как гармонизации. законодательств, дипломатических концепций и правовой базы в целом всё ещё нельзя назвать реальностью. В целом с момента установления дипломатических отношений в 1977 году [15] между Российским государством и Королевством Испания было подписано около полусотни договоров и соглашений, из них около десятка в гуманитарной сфере. Стоит отметить, что правовая база сотрудничества двух государств сформирована достаточно практично и целенаправленно, включает различные аспекты культурно-гуманитарного взаимодействия и постоянно обновляется и дополняется. Подписание двусторонних соглашений о сотрудничестве [4] и стратегическом партнерстве [3] можно считать глубоким поворотным моментом в истории российско-испанских отношений, однако, если первый документ стал началом нового этапа, то второй призван стабилизировать и укрепить уже сложившуюся сеть международных связей. Именно на правовую базу начала XXI века должны опираться современные международные отношения.

Как уже было сказано, основными, контрольными точками развития двусторонних отношений России и Испании являются три (а вернее четыре) документа — собственно, взаимные ноты об установлении дипломатических отношений 1977 года [6], Договор о дружбе и сотрудничестве 1994 года и Декларация о стратегическом партнёрстве 2009 года. Впрочем, ноты от 1977 года не несли собственного смыслового характера, но именно они положили начало интенсификации сотрудничества между странами.

Договор о дружбе и сотрудничестве [4], подписанный Российской Федерацией и Испанией в апреле 1994 года закрепил основные направления российско-испанского партнёрства в условиях последних международных событий — распада Советского Союза и преемственности РФ, образования СНГ и ЕС. Это комплексный документ, фиксирующий заинтересованность государств в развитии сразу всех сторон сотрудничества, включая культурно-гуманитарную сферу. Этому вопросу посвящены в частности статьи X и XXI. В качестве приоритетных и поддерживаемых направлений провозглашаются художественный обмен, расширение связей в области науки, образования, спорта, особое внимание уделяется аспекту преподавания языков. Отдельной строкой прописана институциональная составляющая гуманитарного сотрудничества — расширение взаимодействия не только между правительствами стран, но и отдельными общественными учреждениями, фондами, ассоциациями, культурными центрами. В Договоре зафиксирована и особая роль научно-технического прогресса, и необходимость внедрения инновационных методов в процесс культурного обмена. В итоге, документ закрепил взаимное стремление России и Испании продолжать развивать двусторонние связи в том числе в гуманитарной сфере и дал толчок целому ряду отраслевых соглашений, учреждению новых внешнекультурных организаций и общему сближению.

Узнай как скачать бесплатно презентацию www.myshared.ru.

Последним крупным межправительственным документом двух стран стала Декларация о стратегическом партнерстве [3], подписанная в марте 2009 года в Мадриде. Перевод двусторонних связей на стратегический уровень стал важнейшим шагом на пути стабилизации и укрепления не только непосредственно отношений России с Испанией, но и со всем Европейским Союзом. Прежде всего стоит отметить, что сам факт фиксирования гуманитарной сферы в двух статьях (4E, 4F) такого важного с политической точки зрения документа автоматически повышает в статусе отдельные отраслевые договоры и соглашения данной тематики.

Пункт 4E Декларации посвящен области науки и техники. Помимо стандартных строк о развитии фундаментальных и инновационных технологий, обмене информацией и опытом, в статье также фиксируется «активизация мобильности преподавателей и учёных» и установление прямых связей между научно-исследовательскими центрами и учебными заведениями двух стран. Это говорит о переходе к тесному сотрудничеству не только на государственном уровне, но и на региональном и институциональном. Принцип непосредственного взаимодействия отдельных организаций широко распространен в мире и, в частности, в Европе, теперь же он становится и российской реалией.

Стратегия сотрудничества России и Испании в области культуры и образования зафиксирована в пункте 4F. Из общих направлений данной сферы выделяется вопрос распространения русского и испанского языков в странах-партнерах. Данное положение внешней культурной политики является приоритетным и для России, и для Испании, что зафиксировано в Концепции внешней политики РФ [7] и Национальном плане внешней культурной деятельности Испании [16] (пункт 4.). Кроме того, как и в предыдущем пункте, большое значение придается государственным институтам и неправительственным организациям, а также формированию прямых контактов между ними.

Анализ важнейших договоров между Россией и Испанией показывает, что гуманитарная сфера всё прочнее входит в повестку внешнеполитической деятельности стран. Мы видим, что научная, культурная и образовательная области находятся под особым контролем государств и поддерживаются на всех исполнительных уровнях. Предложенные документы в свою очередь обеспечивают основу для отраслевых, более детальных и прикладных двусторонних соглашений, которые будут рассмотрены далее.

Как уже было отмечено, строительство разветвленной договорно-правовой системы в сфере науки и культуры началось сразу после установления дипломатических отношений. В ближайшие годы было подписано сразу 4 межправительственных соглашения [14]. Если договоры о научном и культурном сотрудничестве, подписанные в 1979 и 1983 годах, носили скорее декларативный характер, то соглашение 1985 года представляло собой непосредственно программу деятельности двух государств на два ближайших года. Данная программа включала проекты по преподаванию языков, художественным обменам, взаимной передаче материалов национальных архивов и библиотек. И уже с начала 1980-ых все эти планы и задачи начали реализовываться. Однако, в активную фазу гуманитарное взаимодействие России и Испании вступило в 1990-ых.

Сфера культурного сотрудничества представлена в правовом аспекте наиболее широко. Мы подробно рассмотрим Соглашение о сотрудничестве в области культуры и образования 1994 года [12] и Соглашение о деятельности культурных центров 2001 года [11], а также проследим эволюцию культурного аспекта в договорной базе российско-испанских отношений.

Прежде всего стоит определить основные направления культурного сотрудничества, обозначенные в Соглашении в качестве приоритетных. Во-первых, к таковым относится художественный обмен объектами культурного наследия, также специалистами в различных областях искусства. Во-вторых, организация совместных проектов на базе библиотек, музеев, галерей (включая договоренность по вопросу незаконного ввоза/вывоза предметов культурного наследия). В-третьих, раскрытие архивов и взаимный обмен материалами публичных библиотек. В-четвертых, открытие культурных центров и всесторонняя поддержка их деятельности. Важно отметить также особенность распределения задач по институтам внешней политики: координаторами двусторонних гуманитарных связей названы министерства иностранных дел России и Испании при образовании особой Смешанной российско-испанской комиссии, в качестве же исполнителей данной политики обозначены будущие культурные центры — представительства РФ и Испании — РЦНК и Институт Сервантеса соответственно, и отдельные общественные организации, фонды, культурные учреждения, чья самостоятельная роль во внешней культурной политике повышается.

Конкретно пункт о деятельности культурных центров спустя несколько лет был подкреплен самостоятельным Соглашением [11]. Данный документ предварял учреждение в Москве филиала Института имени Сервантеса [8] (на подготовку открытия Российского центра науки и культуры в Мадриде потребовалось значительно больше времени [1]). Большая часть соглашения посвящена юридическим основам деятельности центров, нас же интересует политическая ниша, предоставленная данным институтам в деле развития и укрепления двустороннего сотрудничества.

Прежде всего, Соглашение определяет цель внешнекультурной деятельности центров — это распространение языка и культуры представляемой страны, а также предоставление общей информации о различных сторонах общественной жизни в данном государстве. В тексте документа закреплено определяющее значение покровительства государств данных центров и их поддержки. Оба представительства объявлялись находящимися под руководством дипломатических миссий государств, под непосредственным контролем министерств иностранных дел Испании и России (изначально предполагалось, что контроль над РЦНК будет осуществлять Правительство РФ, однако Протоколом от 2007 года данная обязанность была передана МИДу [9]). Статья 4 Соглашения дает детальное описание механизмов деятельности центров, включающие образовательные, просветительские, досугово-развлекательные функции.

С 1994 года Договор о сотрудничестве в сфере культуры не обновлялся и действует до настоящего момента, Соглашение по культурным центрам, с небольшими поправками, также действительно. Других межправительственных договоров между Россией и Испанией не было, однако стоит вспомнить Декларацию 2009 года, поднявшую уровень гуманитарного вопроса в двусторонних отношениях. В целом, несмотря на фиксацию процедурных деталей, оба рассмотренных документа предоставляют достаточно большую свободу действий общественным организациям, открывая возможность прямых связей. В то же время, контрольным органам в обеих странах является МИД, что говорит о беспрецедентном интересе правительств к вопросу гуманитарного сотрудничества.

Другим важным направлением гуманитарного партнерства, поддерживаемого Россией и Испанией, является область науки и образования. В качестве объектов анализа будут рассмотрены Соглашение 1990 года о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней [13], Соглашение 2001 года о научном и технологическом сотрудничестве [10], частично упомянутое выше Соглашение 1994 года о сотрудничестве в области культуры и образования.

Первый документ — о признании образовательных документов и степеней — стал сугубо отраслевым и включал только положения о процедуре сопоставления образовательных шкал в России и Испании. В то же время — и это зафиксировано в преамбуле Соглашения — заявленная цель и объективные последствия этого акта охватывали намного более широкий круг областей гуманитарного сотрудничества. Ведь данный шаг открывал советским (впоследствии, российским) и испанским гражданам возможность не просто посещать страну-партнера, но и проходить исследовательскую практику, стажироваться, работать на полноценной основе; такая мобильность образованных слоев населения способствовала интенсификации экономического и культурного обмена между странами. С другой стороны, болонский процесс в высшем образовании европейского пространства поставил государства перед новыми современными реалиями данной области.

Образовательная политика в контексте двусторонних связей России и Испании была затронута также в Соглашении 1994 года [12]. Статьи 10 и 11 закрепляют базовые положения о развитии контактов между образовательными учреждениями и сообществами студентов и преподавателей; также обозначается приоритетное значение распространения языков. Интересная деталь, в Статье 10 упоминается создание совместных комиссий для выработке учебных планов по вопросам, связанным с более тесным знакомством со страной-партнером — истории, географии, общественно-экономическому развитию.

На смену Соглашению о научно-техническом сотрудничестве от 1979 года пришел новый документ [10], в полной мере отвечающий реалиям современного общества. Именно область научного сотрудничества наиболее детально представлена в договорно-правовой базе российско-испанских связей, хотя и состоит из одного соглашения, но включающего не только декларативные цели содействовать научно-технологическому прогрессу, но и подробный план их реализации. Как и в вопросах культурного взаимодействия, в Соглашении устанавливается создание Смешанной российско-испанской комиссии для выработки и анализа совместной деятельности. Особое внимание уделяется вопросам распределения прав на интеллектуальную собственность, которым посвящено несколько статей основного текста Соглашения и два Приложения. Всё это говорит о твердом стремлении государств соответствовать духу времени, поддерживать процесс всеобщей информатизации и обеспечивать при этом высокий уровень защиты прав человека.

В целом, XXI век предоставил странам новый формат сотрудничества — межрегиональный и межинституциональный. Всё больше контактов формируется между отдельными регионами России и автономиями Испании, конкретными культурными и научными учреждениями, без непосредственного вмешательства правительств и министерств иностранных дел. Возможно, этим объясняется отсутствие большого количества двусторонних соглашений исполнительского и процедурного характера.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что гуманитарное направление является весьма разработанным в российско-испанских отношениях, уступая только разве что экономическому. Культурная близость наших народов регулярно подчеркивается лидерами стран и не вызывает сомнений, а значит именно эта область обладает наилучшими перспективами в дальнейшем развитии и укреплении дружеских контактов России и Испании.

Мы видим, что культурная и научно-техническая области сотрудничества освещены не только в независимых отраслевых соглашениях, но и на общеполитическом уровне, в том числе в Декларации о стратегическом сотрудничестве, что безусловно ставит данное направление в ряд наиболее важных аспектов внешнеполитической деятельности государств. Оценивая рассмотренные документы со стороны России, можно заметить, что с самого образования Российской Федерации в начале 1990-ых годов гуманитарное направление внешней политики стало распространяться далеко за пределы соседних государств и пространства СНГ. Отсутствие у России стратегических военно-политических интересов на Пиренейском полуострове, тем не менее, не мешает и только способствует особому развитию культурно-гуманитарных связей с Испанией. Для Королевства в свою очередь непосредственно Россия также не является приоритетным направлением внешней политики, однако наша страна является стратегическим партнером Европейского Союза, а Испания — его член. К тому же, в последние десятилетия в России наблюдается устойчивый спрос на изучение испанского языка и культуры в целом, а спрос, как известно, всегда порождает предложение. Таким образом, и Россия, и Испания определили для себя привлекательные стороны двустороннего сотрудничества и вот уже больше 20 лет активно их развивают. Остается надеяться, что то нестабильное положение, которое занимает Российская Федерация на мировой арене в политическом контексте, не станет препятствием для дальнейшего укрепления ее контактов с партнерами в гуманитарной сфере.

Список источников и литературы:

  1. В Мадриде открылся Российский Центр Науки и Культуры. 05.12.2011 // Россотрудничество // URL: http://rs.gov.ru/node/28401 Дата обращения: 04.03.2014.

  2. Год Испании в России — хороший повод для развития всей гаммы наших контактов в различных областях. 17.02.2011. // Международная жизнь. // URL: http://interaffairs.ru/print.php?item=644 Дата обращения: 21.02.2013.

  3. Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 3 марта 2009. Мадрид. // Публикация официального сайта Президента России // URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/03/213562.shtml Дата обращения: 12.04.2014.

  4. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и королевством Испания. От 12.04.1994. Мадрид. // Публикация официального сайта МИД РФ // URL: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/629EF52567EDA9B444257C9800383E7D Дата обращения: 12.04.2014.

  5. Медведев Д.А. Вступительная речь на открытии Года Испании в России и Года России в Испании, 25.02.2011. // kremlin.ru: Президент России // URL: http://news.kremlin.ru/news/10438/print Дата обращения: 04.03.2013.

  6. Обмен нотами об установлении дипломатических отношений. 9.02.1977. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 33 — М.: Междунар. отношения, 1979. — С.39. (494c.)

  7. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010 г.). // Публикация официального сайта МИД РФ // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/fd3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849!OpenDocument Дата обращения: 12.04.2014.

  8. Открытие Института Сервантеса в Москве. 5.02.2002. // РИА «Новости» // URL: http://ria.ru/society/20020205/66493.html Дата обращения: 04.03.2013.

  9. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о деятельности культурных центров от 15 ноября 2001 г. От 24.09.2007. // Публикация официального сайта МИД РФ // URL: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/D6F01EC2093A1D5F44257CBD00281C8F Дата обращения: 18.04.2014.

  10. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания о научном и технологическом сотрудничестве. От 15.11.2001. Мадрид. // Публикация официального сайта МИД РФ // URL: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/FFC73A7D872B4ABD44257CBD002819CC Дата обращения: 17.04.2014.

  11. Соглашение между РФ и Королевством Испания о деятельности культурных центров. От 15.11.2001. Мадрид. // Публикация официального сайта МИД РФ // URL: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/A0695ED647C8258E44257CBD00281AB9 Дата обращения: 14.04.2014.

  12. Соглашение между РФ и Королевством Испания о сотрудничестве в области культуры и образования. От 11.04.1994. Мадрид. // Публикация официального сайта МИД РФ // URL: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/E4465AAF7093CEF844257C9800383F67 Дата обращения: 10.03.2014.

  13. Соглашение между СССР и Испанией об эквивалентном и взаимном признании документов об образовании и ученых степеней. От 26.10.1990. Мадрид. // Законодательство России // URL: http://russia.bestpravo.ru/fed1991/data02/tex12319.htm Дата обращения: 15.04.2014.

  14. España-URSS, unas especiales relaciones de cultura // El País Archivo // URL: http://elpais.com/diario/1985/05/13/cultura/484783203_850215.html Дата обращения: 07.04.2014.

  15. Inminentes relaciones diplomáticas España-URSS. 3.02.1977. // El País Archivo // URL: http://elpais.com/diario/1977/02/03/portada/223772402_850215.html Дата обращения: 07.04.2014.

  16. Plan nacional de acción cultural exterior. Madrid. 2011. // El sitio official del Ministerio de Educacion, Cultura y Deporte // URL: http://www.mcu.es/gabineteprensa/notas/25062011/plannacacccult_a4_b.pdf Дата обращения: 21.02.2014.

Международное право в гуманитарной сфере