Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Международное сотрудничество по вопросам трудоустройства выпускников вузов в контексте Болонского процесса

Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия правительств, учреждений высшего образования, бизнес-структур и студентов по вопросам трудоустройства выпускников вузов. Делается вывод о том, что за десять с лишним лет Болонских преобразований одно из их основных противоречий в сфере трудоустройства выпускников — недоверие работодателей дипломам первого уровня обучения — было во многом устранено. Однако ряд проблем по-прежнему сохраняется. Главными из них являются отсутствие эффективной коммуникации между вузами и бизнесом и неудовлетворенность самих студентов итогами Болонских реформ. Кроме того, одним из основных препятствий на пути достижения эффективных результатов в этом направлении является декларативный характер многих заявлений и отсутствие механизма их воплощения в реальность, что говорит о необходимости поиска новых, более практикоориентированных моделей взаимодействия в данной сфере.

Ключевые слова: Европейское пространство высшего образования, реформа образования, безработица, диплом бакалавра, качество образования.

Abstract. Article is devoted to the interaction of governments, higher education institutions, businesses and students on employment of college graduates. The conclusion of the article is that for more than ten years of the Bologna reforms one of their main contradictions in the sphere of employment of graduates was employers’ distrust of diplomas of the first level of training, which has been mainly eliminated. However, several problems are still retained. Most urgent among them are the lack of effective communication between universities and business, and the students themselves who are dissatisfied with the results of the Bologna reforms. In addition, one of the main obstacles to achieving effective results in this direction is the declarative nature of many applications and the lack of mechanisms of their realization in the reality that speaks of the need to find new, more practical models of cooperation in this field.

Keywords: European higher education area, education reform, unemployment, bachelor’s degree, quality of education.

В современном мире в условиях активизации процессов глобализации, интернационализации и развития информационных технологий вопросы образования становятся одной из ключевых повесток дня международного сотрудничества. Причем это сотрудничество касается не только гуманитарных областей, но также сфер политического и экономического развития, поскольку в реалиях нового миропорядка именно от качества подготовки высококвалифицированных специалистов, от развития научного потенциала страны во многом зависит ее авторитет на международной арене.

В XXI в. образование выступает одним из основополагающих компонентов устойчивого развития человеческого общества. В связи с этим довольно много внимания сегодня уделяется вопросам повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Трудоустройство выпускников вузов, в свою очередь, является одной из единиц измерения этого качества. Поэтому вопросы взаимодействия правительств, учреждений высшего образования, бизнес структур и студентов приобретают особую актуальность в контексте международного сотрудничества государств в области образования.

В рамках Болонского процесса, направленного на повышение привлекательности европейского высшего образования, проблема трудоустройства выпускников вузов тем или иным образом озвучивалась в различных документах, в том числе и в самой Болонской декларации, провозгласившей начало создания Европейского пространства высшего образования. В частности, в ней говорилось о необходимости обеспечения признания работодателями квалификаций, полученных выпускниками после первого цикла обучения, а также о возможности использования приложения к диплому для трудоустройства в любой стране, вошедшей в зону высшего образования. [18]

Однако более определенно, на наш взгляд, проблема трудоустройства выпускников была сформулирована только восемь лет спустя, на Лондонском совещании министров образования европейских стран, проходившем в 2007 г. Тогда она была обозначена в качестве одного из приоритетов в период деятельности до следующей министерской конференции [13], состоявшейся в 2009 г. в Бельгии и завершившейся принятием Левенского коммюнике, в котором этот вопрос также вошел в список приоритетных направлений деятельности на последующее десятилетие. [9]

Следующим этапом развития дискуссий по данной проблематике стало подписание Бухарестского коммюнике в 2012 г., в котором подчеркивалась важность и необходимость развития кооперации между учреждениями высшего образования, работодателями и студентами. [6]

Однако несмотря на довольно пристальное внимание со стороны участников Болонского процесса, надо отметить, что в научной литературе данная проблематика пока не получила широкого освещения. Работ, посвященных изучению проблем трудоустройства выпускников в контексте Болонских преобразований, оказалось не так много.

Среди трудов отечественных исследователей стоит выделить монографию В. И. Байденко «Болонский процесс: проблемы, опыт, решения», в котором автор, рассуждая о проблеме трудоустройства выпускников, опирается, в основном, на тезисы доклада Юргена Колера «Ключевые компетенции и „способность к трудоустройству“ в контексте Болонского процесса», характеризующего противоречивое отношение к проблеме трудоустройства, которое иногда интерпретируется как центральное требование Болонского процесса. Однако, не всегда это так: с точки зрения автора, академическое качество образования и способность к трудоустройству после его получения дополняют друг друга и являются равными целями высшего образования. [1]

Теме трудоустройства выпускников в рамках Болонского процесса посвящена статья Соколовой А., в которой она приходит к выводу о том, что проблема «недостаточности» образования бакалавров и наличия у них из-за этого проблем с трудоустройством является достаточно «стереотипной». А встречающееся, прежде всего в российских реалиях, подозрение и недоверие к степени бакалавра вызвано стремлением вузов привлечь студентов в магистратуру. Именно вузы, по мнению А. Соколовой, во многом ответственны за формирование такого отношения к бакалаврскому образованию, рассматривающемуся ими всего лишь как ступень на пути к магистратуре. [2]

Ряд европейских авторов также уделяют внимание исследованию изучаемого нами вопроса. Одной из наиболее масштабных работ является труд, подготовленный преподавателями Кассельского университета (Германия), в котором представлены результаты исследований, проведенных среди выпускников различных вузов в 10 разных странах, которые, по мнению авторов, добились наибольших успехов реализации Болонских реформ (Австрия, Чехия, Франция, Венгрия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Великобритания и Германия). Авторы придерживаются точки зрения о том, что именно проведение подобных исследований является наиболее эффективным инструментом изучения взаимоотношений между сферой образования и сферой трудоустройства выпускников. [16]

Проблема взаимоотношений студентов и работодателей также поднимается в статье Элинор Эдвардсон Стивн (Elinor Edvardsson Stiwne) и Марианы Жаио Авлес (Mariana Gaio Alves), которые рассматривают ее на примере сравнения ситуации в двух странах — Португалии и Швеции. Авторы приходят к выводу о том, что проблема трудоустройства должна решаться в комплексе с другими приоритетными направлениями работы в рамках Болонского процесса, такими как разработка системы образования в течение всей жизни и развитие социального измерения высшего образования. [17]

Анализу проблем взаимодействия вузов и работодателей, а также выпускников и работодателей посвящена статья М. Сараивой (Margarida Saraiva) и Т. Ногьеро (Teresa Nogueiro), в которой приводятся результаты опроса магистрантов одного из португальских университетов, согласно которым после окончания вуза студенты достаточно реалистично оценивали соответствие реформ Болонского процесса требованиям рынка труда. При этом многие из них отмечали, что реальное положение дел на рынке труда оказалось хуже их ожиданий после окончания вуза. [15]

Коллективный труд итальянских авторов «Graduates’ employment and employability after the „Bologna Process“ reform. Evidence from the Italian experience and methodological issues» также презентует результаты исследования итальянского рынка труда в части трудоустройства выпускников вузов. Авторы говорят о том, что несмотря на повышение уровня знаний в новой системе обучения, выпускники второй ступени иногда вынуждены идти по пути продолжения обучения, поскольку рынок труда не всегда готов к их принятию. [8]

Однако все перечисленные работы сосредоточены, главным образом, на изучении опыта одной или нескольких стран в реализации Болонских реформ в контексте трудоустройства выпускников. Работы же, анализирующие совместные усилия стран-участниц Болонского процесса и дающие комплексную оценку различных инициатив и эффективности их реализации, на данный момент отсутствуют.

Тем не менее, в последние несколько лет проводится довольно много мероприятий, посвященных расширению сотрудничества стран-участниц Болонского процесса в вопросах повышения возможностей трудоустройства выпускников европейских вузов.

В 2007 г. были учреждены специальные рабочие группы, занимавшиеся исследованием и разработкой способов улучшения взаимодействия между вузами и работодателями, особенно в части признания последними квалификаций, получаемых студентами в новой трехцикличной системе обучения. Эти группы должны были собирать информацию по данной проблематике и предоставлять ее на Конференциях министров образования европейских стран, проходивших в последующие годы. [10]

Еще одной формой работы в этом направлении является проведение Болонских семинаров на разнообразные проблемные темы. [3] Первый такой семинар по вопросам соответствия целей Болонского процесса вопросам трудоустройства в Европе состоялся в 2004 г. в Словении, и на нем обсуждалась проблемы подготовленности рынка труда к принятию выпускников двух-, трехступенчатой системы обучения. Затем подобные мероприятия проходили в 2006 и 2008 гг. в Великобритании и Люксембурге, соответственно, где вопросы трудоустройства также выступали в качестве одного из пункта обсуждений, однако, в большей мере, на них затрагивались аспекты качества подготовки и профессионализма будущих специалистов. [2] В целом, эти семинары были призваны объединить университеты, бизнес и студентов, рассмотреть их точки зрения на то, как добиться наибольшей эффективности в решении поставленных перед ними задач.

Другим примером сотрудничества в рамках исследуемой темы являются совместные исследовательские проекты, реализуемые европейскими государствами. Так, в 2007 г. Осуществлялся проект REFLEX (Research into Employment and Professional FLEXibility), целью которого являлся анализ требований, предъявляемых к выпускникам современным информационным обществом, а также оценка уровня их вузовской подготовки и ее соответствия критериям, озвучиваемым работодателями. В проекте приняли участие 16 стран, а его координатором выступил Исследовательский центр по вопросам образования и рынка туда при Маастрихтском университете (Нидерланды).

На основании результатов проекта были выработаны рекомендации для участников Болонских преобразований, направленные на повышение их эффективности. Так, университеты призывались к модернизации учебных программ, усилению в них компонента профессиональной подготовки, к начислению кредитов за опыт работы в соответствующий сфере. Работодателям рекомендовалось обратить большее внимание человеческий капитал, состоящий из выпускников вузов, который не всегда используется ими в полной мере, ориентироваться именно на реальный уровень знаний выпускников, а не на престижность программы, на которой они обучались. Кроме этого, отмечалась выявленная диспропорция в трудоустройстве выпускников по гендерному признаку, в связи с чем был озвучен призыв к работодателям более активно вовлекать в трудовую деятельность представительниц женского пола, в том числе и для работы на руководящих должностях. [4]

Еще один исследовательский проект SAGE (Student Advancement of Graduates Employability) также направлен на изучение влияния Болонских реформ на рынок труда и систему трудоустройства европейских стран. Организатором проекта выступил Европейский совет студентов, поэтому одной из его ключевых задач является более активное привлечение студентов к обсуждению этих проблем. Помимо проведения различных исследований рынка труда, в рамках этого проекта было подготовлено 80 представителей студенческих организаций, которые также должны были принимать участие в выработке инструментов и механизмов реализации реформ в области образования, нацеленных на повышение шансов трудоустройства выпускников европейских вузов. [14]

Что касается состава участников международного сотрудничества по вопросам трудоустройства выпускников, то в нем представлены как отдельные страны (по результатам нашего исследования, наиболее активно в данном направлении действуют Германия, Чехия, Франция, Испания и Венгрия), так и международные организации, которые, в основном, и являются двигателями реформ в этом направлении. Среди них — уже упоминавшийся выше Европейский совет студентов, Европейская ассоциация университетов, структура Education International, ЮНЕСКО и Европейская Комиссия, которая, организует достаточно большое количество мероприятий, направленных на расширение сотрудничества в данном направлении.

Кроме участия во всех рассмотренных нами формах работы (а надо отметить, что большинство исследований взаимоотношений рынка труда и выпускников вузов проводится под патронажем ЕК), Европейская Комиссия ежегодно проводит Европейский форум по вопросам трудоустройства, где обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются работодатели и выпускники вузов, в том числе в контексте болонских преобразований. [19]

В Европейской Комиссии действуют специальные комитеты и центры, такие как, например, Directorate General for Education and Culture (DG EAC), DG Employment, Social Affairs and Inclusion, European Centre for Development of Vocational Training (CEDEFOP), в задачи которых входит разработка путей увеличения шансов трудоустройства граждан ЕС, расширение рынка рабочих мест и повышение их привлекательности.

Одним из наиболее активных участников исследуемых мероприятий является также Европейская Ассоциация высших учебных заведений (EURASHE). В рамках этой организации действует Рабочая группа по вопросам трудоустройства и образования в течение всей жизни (EURASHE Working Group on Employability & Lifelong Learning), объединяющая экспертов в области высшего образования из разных стран. С 2011 г. в разных европейских городах несколько раз в год проходят встречи Рабочей группы EURASHE, на которых обсуждается широкий спектр вопросов, связанных с проблемами взаимодействия бизнеса и образования. [12]

Еще одним лицом, заинтересованным в решении данного вопроса, являются непосредственно работодатели. Одним из наиболее ярких представителей этой группы является структура BUSINESSEUROPE. Она была учреждена в послевоенные годы с целью объединения конфедераций работодателей европейских государств, заложивших основы интеграционных процессов на европейском континенте (Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга). Но по мере расширения масштабов евроинтеграции, включения в нее большего количества участников, расширялся и состав BUSINESSEUROPE. На сегодняшний день эта организация включает 40 членов из 34 стран (в нее входят не только страны-члены ЕС, но и несколько восточноевропейских стран и некоторые страны европейского экономического пространства). Представители BUSINESSEUROPE принимают непосредственное участие в обсуждении преобразований Болонского процесса, также затрагивающих и их интересы. [7]

Надо сказать, что долгое время главным источником беспокойства работодателей являлся уровень квалификации выпускников после окончания ими первого цикла обучения (бакалавриата). Среди них существовало некоторое «недоверие» к возможностям выпускников-бакалавров в связи с недостаточно четким пониманием трехступенчатой системы обучения. [2]

Однако результаты недавних исследований показывают, что эта проблема во многом начинает искореняться. Так, по итогам опроса Eurobarometеr, проведенного среди работодателей государств-членов ЕС, а также Норвегии, Исландии, Хорватии и Турции в 2010 г., более половины работодателей (55%) отметили, что на позиции в их компаниях лучше всего подойдут выпускники именно со степенью бакалавра, 35% опрошенных заявили, что наличие степени магистра у будущего сотрудника является более предпочтительным. Причем, предпочтение бакалаврам, как правило, отдают сотрудники небольших компаний, в то время как крупный бизнес все же более заинтересован в магистрах. [11]

Интересными были результаты, касающиеся вопросов партнерства между вузами и бизнесом: относительно низкий процент работодателей отметили, что они взаимодействуют с вузами по вопросам составления рабочих программ и приема их выпускников на работу (основная часть респондентов, давших положительный ответ, осуществляет деятельность в сфере промышленности или в государственном секторе). Более половины опрошенных отметили участие студентов вузов в стажировках, предлагаемых компаниями, в качестве одного из наиболее эффективных путей налаживания кооперации между университетами и компаниями. [11]

И, наконец, очень важным нам представляется рассмотрение позиции самих студентов, выпускников, которые, как мы уже упоминали ранее, также весьма плотно вовлечены в дискуссии по этому вопросу. В течение последних лет под руководством Европейского совета студентов выпускается аналитический сборник «Bologna with the Students’ Eyes», в котором студенты пытаются дать оценку реального положения дел в результате осуществления болонских преобразований.

По итогам последнего сборника, опубликованного в 2015 г., можно сделать вывод о том, что студенты довольно критично оценивают успехи Болонского процесса, подчеркивая, что далеко не во всех странах-участницах запланированные реформы реализуются в должном виде. В отношении вопроса трудоустройства, в последнем сборнике отмечено, что «несмотря на то, что оно является одной из ключевых целей получения высшего образования, надо рассматривать его в более широком аспекте, не сводя лишь к инструменту удовлетворения краткосрочных потребностей рынка труда». [5]

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что международное сотрудничество в сфере повышения возможностей трудоустройства выпускников вузов изначально было включено в сферу Болонских преобразований. Однако наиболее интенсивно оно стало развиваться с начала 2000-х гг., принимая разнообразные виды и формы. Состав участников конференций, семинаров, рабочих групп и форумов, проводимых в рамках Болонского процесса, довольно разнообразен и включает в себя представителей государств, вузов, работодателей, студентов и ряда международных структур. Одними из наиболее активных участников этих процессов являются Европейская ассоциация высших учебных заведений и Европейская Комиссия, представители которых присутствуют практически во всех мероприятиях по исследуемой проблематике.

В целом, по результатам ряда исследований, можно говорить о том, что за десять с лишним лет Болонских преобразований одно из их основных противоречий в сфере трудоустройства выпускников — недоверие работодателей дипломам первого уровня обучения — было во многом устранено. Однако ряд проблем по-прежнему сохраняется. Главными из них являются отсутствие эффективной коммуникации между вузами и бизнесом и неудовлетворенность самих студентов итогами Болонских реформ. Кроме того, на наш взгляд, одним из основных препятствий на пути достижения эффективных результатов в этом направлении является декларативный характер многих заявлений и отсутствие механизма их воплощения в реальность, что говорит о необходимости поиска новых, более практикоориентированных моделей взаимодействия в данной сфере.

Список источников и литературы

1. Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М., 2006. URL: http://vovr.ru/upload/Bajdenko1.pdf

2. Соколова А. Проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений в контексте Болонского Процесса // Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной студенческой научной конференции. Том III: Материалы третьей заочной сессии (1—9 марта 2014 года). URL: https://mgs.org.ru/wp-content/sbornik_mgs_3.pdf

3. Ширин С. С. Управление общими образовательными пространствами в Европе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №2. С. 26.

4. Allen J., Van der Velden R. The Flexible Professional in the Knowledge Society: General Results of the REFLEX Project / European Higher Education Area. URL: http://www.ehea.info/uploads/seminars/reflex_general_report.pdf

5. Bologna with the Students’ Eyes 2015: Main Findings / European Students’ Union. URL: http://bwse2015.esu-online.org/Main+findings

6. Bucharest Communiqué of 26—27 April 2012 «Making the Most of Our Potential: Consolidating the European Higher Education Area» / European Higher Education Area. URL: http://www.ehea.info/Uploads/%281%29/Bucharest%20 Communique%202012%281%29.pdf

7. BUSINESSEUROPE: History of the organization / BUSINESSEUROPE. URL: https://www.businesseurope.eu/history-organisation (date of access: 03.12.2015)

8. Cammelli A., Antonelli G., Camillo F., Francia A., Ghiselli S., Sgarzi M. Graduates’ employment and employability after the «Bologna Process» reform. Evidence from the Italian experience and methodological issues / Almalaurea Working Papers №1. — P. 10. URL: https://www2.almalaurea.it/universita/pubblicazioni/wp/pdf/ wp01.pdf

9. Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28—29 April 2009 / European Higher Education Area. URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/Leuven_Louvain-la-Neuve_Communiqué_April_2009.pdf

10. Employability / European Higher Education Area. URL: http://www.ehea.info/article-details.aspx?ArticleId=16

11. Employers’ perception of graduate employability. Analytical report // Flash EB Series №304. — P. 5. URL: http://ec.europa.eu/public_opinion/flash/fl_304_en.pdf

12. EURASHE Working Group on Employability & Lifelong Learning / EURASHE. URL: http://www.eurashe.eu/policy/modernising-phe/wg/

13. London Communiqué of 18 May 2007 / European Higher Education Area. URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/ London_Communique18May2007.pdf

14. SAGE / European Students’ Union. URL: http://www.esu-online.org/projects/current/sage/

15. Saraiva M., Nogueiro T. Employability and the Bologna Process / Universidade de Évora and UNIDE/ISCTE-IUL. URL: https://dspace.uevora.pt/rdpc/bitstream/10174/6287/1/ paper_EDULEARN%2010.pdf

16. Schomburg H., Teichler U. Employability and Mobility of Bachelor Graduates in Europe: Key Results of the Bologna Process. Rotterdam. 2011. URL: http://www.forschungsnetzwerk.at/downloadpub/361-employability-and-mobility-of-bachelor-graduates-in-europe.pdf

17. Stiwne E.E., Alves M.G. Higher Education and Employability of Graduates: will Bologna make a difference? // European Educational Research Journal. Volume 9 №1. 2010. URL: http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:370313/FULLTEXT01.pdf

18. The Bologna Declaration of 19 June 1999 / European Higher Education Area. URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/BOLOGNA_ DECLARATION1.pdf

19. The European Employment Forum — 12—13 November / EUROCITIES. URL: http://www.eurocities.eu/eurocities/events/The-European-Employment-Forum-12-13-November-

Международные образовательные связи, Человеческое измерение международных отношений