Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Концепция гипертекста и графические методы её визуальной организации в международном культурном пространстве

Аннотация: в данной статье рассмотрена технология организации информации в web-пространстве, гипертекст. Особое внимание в статье уделено становлению концепции гипертекста и методам ее визуального воплощения в арт-проектах.

Ключевые слова: гипертекст; концепция гипертекста; графический метод визуальной организации; web-пространство.

Abstract: this is article is devoted to the consideration of the technology for organizing information in the web space, hypertext. Particular attention is paid to concept formation of hypertext and methods of its visualization in art projects.

Keywords: hypertext; hypertext concept; graphic method of visual organization; web-space.

Интерактивная среда интернета оказала влияние на то, как современный человек относится к процессу чтения и письма. Слова рассматриваются в рамках контекста и перекрестных ссылок. Гипертекст создает сеть связей и ассоциаций, выстраивает взаимосвязь фрагментов, размывает границы между читателем и писателем. Автор создает некую карту текста, а читатель, собирая ее фрагменты, выстраивает собственный маршрут, благодаря альтернативным путям ознакомления с текстовой, визуальной и аудиальной информацией.

Изучение гипертекста — это методологическое осмысление нового способа мышления, формирования знаний, создания иной культуры. Интересна мысль о том, что сознание современного человека и средство коммуникации (интернет) находятся в единой связке. Информационно-коммуникативный подход исследования предполагает анализ процессов отправления и принятия различного рода информации [7]. Благодаря такому подходу можно предположить, что гипертекстовая среда формирует не только способ общения, но и воздействует на культуру в целом.

История создания такого явления, как гипертекст, интересна возникновением идеи о новом способе организации информации. Впервые мысль о гипертексте была опубликована в статье «Как мы можем думать» (“As We May Think”), в которой Ванневар Буш описывает электромеханическую информационную систему для просмотра и создания документов, записанных на пленке. Система была названа “Memex”, ее главным отличием был принципиально новый способ доступ к информации, отличный от привычного метода индексации. Он писал: «Сознание работает, оперируя ассоциациями. Захватив один объект, мозг немедленно переходит к другому, что предполагает наличие механизма мысленных ассоциаций, некоторой паутины (web) ячеек мозга, связанных сложными путями. Эта паутина характеризуется высокой динамикой связей и непостоянством, однако обладает несравненным быстродействием» [8]. Так, Буш предложил механизм перекрестных ссылок, аналогичный тому, который используется в современном гипертексте.

В 1962 году Тед Нельсон ввел термин «гипертекст» [4]. Здесь необходимо привести классическое определение этого явления. Гипертекст — это «форма письма, которое ветвится или осуществляется по запросу». Иначе говоря, это «нелинейное письмо», которое «больше чем текст» (hypertext). Гипертекст, как возможность пользователям перемещаться нелинейным образом по представленной текстовой информации. В публикации 1965 года гипертекст был упомянут в описании гипертекстовой системы для хранения и поиска текста, которую Нельсон назвал системой Xanadu, прообраз web-пространства.

NLS (“oN Line System”) — первая работающая гипертекстовая система была продемонстрирована 9 декабря 1968 года ее изобретателем, Дугласом Энгельбартом. Презентация прошла на конференции по вычислительной технике в Сан-Франциско и впоследствии получила название “Mother of All Demos” [16]. Энгельбарт показал полноценную файловую систему, выполняя операции при помощи клавиатуры и манипулятора — «мышь». Следующая демонстрация: перекрестные ссылки, которые позволяют пользователям переходить по сети документов. Еще одним открытием стала видеоконференция, проведенная с использованием системы телекоммуникаций. Запустив программу, Энгельбарт получил видеоизображение своего собеседника в отдельном окне, после чего они стали вести диалог. Кроме этого, были продемонстрированы текстовый редактор, универсальный язык программирования, электронная почта… Эти выдающиеся изобретения не были по достоинству оценены в свое время, но оказались прорывом в техническом и идейном аспекте. Еще в конце 50-х Энгельбарт со своей командой из Augmentation Research Center разработали концепцию взаимодействия «человек — компьютер». Так, пользователь становится тем, кто управляет, дает творческий потенциал, а компьютер является помощником, дополняя и усиливая интеллект человека [14].

Спустя 20 лет после презентации “Mother of All DemosЭнгельбарта в 1989 году Тим БернерсЛи, работая над внутренней сетью организации CERN (Европейский совет по ядерным исследованиям в Женеве), предложил глобальный гипертекстовый проект, ныне известный как Всемирная паутина. БернерсЛи решил соединить технологию гипертекста и информацию, распределенную в сети. Это стало возможно благодаря HTML. Два фактора стали определяющими в разработке этого языка программирования: исследования в области интерфейсов гипертекстовых систем и желание обеспечить простой и быстрый способ создания гипертекстовой базы данных. Наиболее эффективной формой организации гипертекста были признаны контекстные гипертекстовые ссылки.

Идея гипертекста проста, но в конце 80-х вызывала довольно сильную реакцию. Эта технология открыла перспективы использовать компьютер в качестве инструмента мышления и коммуникации, средства поддержки творческой деятельности.

Существует представление, что процесс мышления по своей природе многослоен, идеи развиваются и отвергаются одновременно, зависят одна от другой, взаимодействуют. Для того, чтобы зафиксировать процесс мышления, отследить переплетения мыслей, возникла необходимость в создании технологии, позволяющей это сделать. Такой технологией стал гипертекст. Его можно представить, как результат конструкторской деятельности, когда автор создает из единиц информации (узлов) связную сеть линков, тем самым материализую ход своих мыслей.

Несмотря на то, что разработка концепции гипертекста велась на протяжении 40-ка лет, переломным моментом внедрения технологии стала вторая половина 80-х. Когда произошла смена парадигмы восприятия. Компьютер стал доступным средством коммуникации, источником информации. Это новое восприятие нашло свое отражение в цифровом искусстве. Художники, дизайнеры, мастера инсталляции, создатели концептуального искусства стали предлагать различные графические методы визуальной организации гиперссылок, демонстрировать технологию гипермедиа в различных проектах [9].

Интересный подход визуализации гипертекста создал Джеффри Шоу. В проекте «Читаемый город», 1990-е несколько велосипедистов, находящихся в разных местах, могли одновременно двигаться по одному виртуальному пространству [10]. Велосипедисты видели виртуальные образы себя и других в проекции и могли общаться вербально, когда сближались. В произведении Шоу затронут целый ряд вопросов, которые крайне важны для построения виртуальных пространств. Текстуальный компонент города в буквальном смысле преобразует свойства гипертекста и гипермедиа в архитектуру, внутри которой «читатели» создают собственные нарративы, выбирая собственный путь по не имеющему иерархии текстовому лабиринту. Иными словами, город превращается в «информационную архитектуру», в которой каждое здание состоит из историй — они привязаны к месту, соотносятся с ним и усиливают его восприятие, тем самым создавая историю нематериального опыта, чего невозможно добиться через непосредственное тактильное восприятие каждого здания.

Гипертекст и гипермедиа меняют не столько интерпретацию текста читателем, сколько сам текст. Гипермедийные приложения пытаются подражать способности мозга создавать ассоциативные связи и использовать эти связи для доступа к информации. Так, проект «Полар» Artlab-10, Hillside-Plaza, Токио. 2000, созданный Марко Пелихан, совместно с Карстеном Николаи отображают проблематику формирования и отбора информации [11]. Данные, отобранные пользователями преобразуются в семь ключевых слов, которые появляются на двух мониторах, стоящих в зале. Выбрав одно из ключевых слов, участники запускают поиск, который составляет «словарь» связанных с ним понятий, – поиск берет их из баз данных и с сайтов в интернете. Работая со словарем, пользователи переделывают и расширяют его, используя параметры, заданные исходной базой данных, как основу для видоизменения пространства данных. Инсталляция создает в реальном времени проекции волновых форм, которые обрабатываются в зависимости от того, какую информацию собрали посетители. Тем самым зал превращается в своего рода живую матрицу, которая откликается на действия находящихся в нем людей.

Несмотря на удобство привычного обращения с гипертекстом (ознакомление с информацией через создание собственного, последовательного «маршрута» исследования) тем не менее, существует проблема осмысления самой структуры гипертекста. Проект Дэвида Смолла «Талмуд», 1999 является одним из вариантов решения того, как может быть представлен гипертекст, как смысловая и контекстуальная нагрузка могут быть раскрыты визуально [13]. Текст «сложен» прозрачными слоями, читатель может менять масштаб и фокус, делая читаемыми определенные фрагменты, при этом остальные отодвигаются на задний план, становясь нечитаемыми, но задавая контекст. Архитектура пространства становится метафорой одновременно как процесса чтения — процесса многослойного и контекстуализованного, так и изучения Талмуда.

Более эмоционально-нагруженный подход в визуализации гипертекста воплотил Ноа Уордрип-Фрюйн в проекте «Экран», в 2002 году для пространства виртуальной реальности пещеры, занимающего целую комнату [11]. В первый момент пользователь оказывается в окружении воспоминаний, которые возникают в виде слов на стенах пещеры. Потом слова «открепляются» и пользователь может подбирать их, расставлять на места руками, тем самым видоизменяя воспоминания. В конце все слова отрываются от стен, кружатся вокруг пользователя, а потом падают на пол — так выцветают воспоминания. Это своего рода прохождение сквозь пелену памяти и создание новых сплетений, значения которых не предугадать.

Гипертекст может быть визуализирован в различных как концептуальных, так и научных проектах. Это не только способ организации информации и доступа к ней, но явление современной культуры. Гипертексту присущи цитатность, децентрированность, безграничность. Так, гипертекст интегрируется с характерными особенностями абстрактного мышления человека. Благодаря этому сходству гипертекст является органичным способом передачи мысли, а как следствие всемирно распространенным аккумулятором знания. Технология гипертекста позволяет связывать фрагменты информации различной природы в единое целое. Визуализация принципа пользования этой технологией — открытый вопрос, который еще предстоит решить.

Список использованных источников и литературы

  1. Васильева Е. Объект и феномен смысла в системе фотографического изображения / Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2016. Тезисы докладов VII Международной конференции. СанктПетербургский государственный университет; Московский государственный университет имени
    М. В. Ломоносова; Государственный Эрмитаж. 2016. С. 340-341.
  2. Васильева Е. Идеология знака, феномен языка и «Система моды» / Теория моды: тело, одежда, культура. 2017. 45. С. 11 24.
  3. Васильева Е. Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. Вып. 1. С. 433.
  4. Виртуальный компьютерный музей. Истоки гипертекста. Первые визуализации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.computer-museum.ru/histsoft/gen.htm (дата обращения: 29.06.2018)
  5. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Magnum, 2000.
  6. История гипертекста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inf.1september.ru/articlef.php?ID=200700905 (дата обращения: 29.06.2018)
  7. Негуторов В.В. Гипертекст как феномен современного общества (диссертация) //Электронный журнал «Человек и наука» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/gipertekst-kak-fenomen-sovremennogo-obschestva#ixzz5KZbc2ZMT (дата обращения: 29.06.2018)
  8. Оптимальные коммуникации. Эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. Машина культуры — культура гипертекста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2011/02/15/1856/ (дата обращения: 29.06.2018)
  9. Пол К. Цифровое искусство. М., 2017.
  10. Проект Legible city, responsive environment [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=61l7Y4MS4aU (дата обращения: 29.06.2018)
  11. Проект Polar. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ladomir.net/filter/polar/polar-m-2010 (дата обращения: 29.06.2018)
  12. Проект Screen profile. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=WOwF5KD5BV4(дата обращения: 29.06.2018)
  13. Проект Talmud. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tianxiethesis.wordpress.com/2013/03/06/reference-talmud-project/ (дата обращения: 29.06.2018)
  14. Сетевой проект. История гипертекста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/seteproekt/kto-kakom-godu-predostavil-gipertekstovuu-sistemu (дата обращения: 29.06.2018)
  15. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: Едиториал УРСС, 2004.
  16. Tech time warp of the week: the mother of all demos, 1968//Электронный журнал Wired. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wired.com/2013/12/tech-time-warp-engelbart/ (дата обращения: 29.06.2018)
  17. The mother of All Demos, presented by Douglas Engelbart (1968) /Видео презентации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=yJDv-zdhzMY (дата обращения: 29.06.2018)
  18. Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985. – С. 222-230.

Человек в международном информационном обмене