Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Фотографии Георгия Пинхасова и принципы конструирования образа Средней Азии

Аннотация: в статье анализируется создание образа средней Азии, на примере серии фотографий Георгия Пинхасова. Проводится изучение принципа работы автора над различными сериями фотографий, а также проводится сравнительный анализ с другими фотографами, затрагивающими тему средней Азии.

Ключевые слова: средняя Азия, фотография, образ, художник, документ

Abstract: the article analyzes the creation of the image of Central Asia on the example of the series of photographs made by Gueorgui Pinkhassov and studies the principle of author’s work on various series of photographs, as well as compares them with other photographers bringing up the theme of Central Asia.

Keywords: Central Asia, photography, image, artist, document

Данная статья посвящена проблеме принципа конструирования образа средней Азии. Этот вопрос рассматривается на примере серии фотографий Георгия Пинхасова. Образ Средней Азии может быть рассмотрен в контексте интернациональной фотографии. Он важен и как визуальная программа, и с точки зрения международных контактов в области культуры [1, с. 12], одной из форм которых можно считать фотографическое представление Средней Азии.

Фотоработы Георгия Пинхасова [5] были замечены российским кинорежиссёром Андреем Тарковским, пригласившего Георгия Пинхасова делать репортаж о своем фильме Сталкер в 1979 году. Позже Пинхасов напишет о сильном влиянии Андрея Тарковского на его фотографические взгляды [5]. Так же можно проследить связь фотографий Пинхасова с киноработами Андрея Тарковского. Пинхасов не стремиться к сюжетности, первостепенным для него является атмосфера и ощущение полученное от фото. И в этом смысле, его художественный метод, оставаясь в поле документальной фотографии, может быть рассмотрен в одном ряду с наиболее важными фотографическими школами XX века [4].

В 1988 году Пинхасов представил серию цветных фотографий «Тбилисские бани» и становится «ассоциативным членом» фотографов агентства «Магнум Фото» [14], основанного в 1947 году Анри Картье-Брессоном [6]. С 1990 года он становится полноправным членом агентства, и по сей день Пинхасов — единственный выходец из России, работающий в этом агентстве [15].

Фотографии Георгия Пинхасова отличаются собственным стилем, каждый снимок позволяет говорить о мастерстве автора. Георгий Пинхасов много путешествовал, он создал несколько серий работ, связанных с разными точками мира. В каждой из который создавал свой образ страны и народа. Он передает атмосферу, прочувствованную в данном месте. Его фотографии Средней Азии построены на принципах документальной фотографии [2, с. 28]. Этот документальный принцип использован в разных фотографических сериях [10].

Одна из таких серий — «Sightwalk» [17], «Смотровая прогулка» — серия фотографий, сделанная в Токио в 1996 году. Серия этих фотографий собрана в книгу фотоальбом, Токио представлен как светящийся город, полный игры отражений, света, теней и огней. Фотографии сконцентрированы на мелких деталях. Преобладают насыщенно желтые, красные цвета, а также есть фотографии, выполненные в холодной гамме. Фотографии сопровождаются хайку, которые написаны самим фотографом.

Следующая серия фотографий — это собрание фотографий 2006 года «Nordmeer» [16] — «Арктические моря». Пинхасов отправился в экстремальные широты для немецкого издательства Mare. Он проплывал вдоль норвежских фьордов на борту почтового судна, бывал у ненцев Сибири, среди ледников восточного побережья Гренландии и на крайней северной точке Канады. В этой серии мы видим яркие летние ночи и яростные темные зимы. От фотографий веет холодом, на них преобладают серые и синие цвета. «Nordmeer» была издана в Германии в 2006 году и получила немецкую премию «Лучшая фотокнига года» [6]. С 1988 по 2001 год Пинхасов совершил несколько поездок в Узбекистан, а в 1994 году побывал в Туркмении, уже тогда закрытой стране.

Отец Пинхасова родился в Ташкенте. Возможно, этот факт повлиял на создание образа Средней Азии в его фотографиях. В них прослеживается родственные отношения с этой землей, близость с ней. Пинхасов представляет Среднюю Азию как часть своей собственной биографии.

Один из самых известных снимков Георгия Пинхасова из серии Средней Азии — это фотография петуха, сделанная в Ташкенте в 1992 году. Большая часть фона этой фотографии находится в тени, нежелательные детали затемнены, фигуры на заднем фоне контурные. Центр композиции сдвинут вправо, где в лучах светится голова петуха. За счет пленки Kodachrome 200 ASA фотография очень контрастна, а красный цвет насыщен.

В серии фотографий средней Азии он подчеркивает единство народа, его социальную целостность. На его снимках люди сидят вплотную к друг другу, изображение людей выходит за границы кадра, что подчеркивает их многочисленность. Он фотографирует праздники и мероприятия, отражающие традиции народа, такие как свадьбы, похороны, процедуры обрезания, застолья. Зачастую на фотографиях люди сидят на земле, в глаза бросается красочность женских костюмов и изобилие орнаментов в текстиле.

На снимках люди не смотрят в кадр, они не позируют, что является частым приемом — в том числе и для документальной фотографии [3]. Это дает нам возможность ощутить подлинность происходящего и почувствовать себя участником событий. Пинхасов часто снимает с груди, не глядя в объектиа, и остается незамеченным. В этой серии доминируют яркие красные цвета. Они наполнены солнцем и эмоциями.

Пинхасов акцентирует внимание на предметах быта, мы обращаем внимание на ткани, ковры, керамику, традиции приема пищи. Также важными являются повседневные и социальные темы: рынок, ручной тяжелый человеческий труд. На некоторый фотографиях люди совершают синхронные движение, что подчеркивает их единство. Они словно близнецы или отражения друг друга. В этой серии практически нет портретов, он не старается подчеркнуть личность каждого человека, он словно стирает границы индивидуальности и объединяет людей в одно целое.

Фотографии Пинхасова — не единственная попытка представления Средней Азии в фотографиях. Важная серия фоторабот была сделана Картье-Брессоном [12]. Она собрана в фотоальбомах «Москвичи» (1955) и «О России» (1974). Он посещал СССР дважды в 1954 году и через 18 лет — в 1972 году, что позволило ему зафиксировать изменения, произошедшие в стране [13]. Пинхасов часто его цитирует, в его фотографиях мы видим сильное влияние фоторабот Картье- Брессона.

Фотографии Картье-Брессон использую принципы классической композиции [6]. В отличии от фотографий Пинхасова. Брессон снимает на черно-белую пленку, Пинхасов же активно использует цвета. Изображение Средней Азии Брессона с серией Пинхасова роднит чувство домашней атмосферы, идея единства и сплоченности.

Обратимся и к другому жанру фотографии. В 2005 году известнейший американский фотограф Стивен Маккарри посещает Узбекистан, где создает серию работ. Он снимает портреты. На его снимках люди изображены по одиночке, каждый из них является личностью. В его фотографиях мы видим, отдельные характеры и истории каждого человека. Мы можем разгадать род деятельности, изображенного человека и его настроение. Фотографии выполнены в светлых тонах, они не контрастны.

Последний из рассмотренных фотографов — Анатолий Рахимбаев, в 1990-е и в начале 2000-х он был одним из самых востребованных и известных фотографов Узбекистана, сотрудничал с русскоязычными газетами. Некоторую часть своих работ он так и не смог показать узбекской аудитории, так как местная пресса их не принимала, в связи с цензурой.

В фотографиях он затрагивает социальные проблемы, острые темы, конфликты, вопросы гигиены. Он фотографирует больницы, проституток, процессы обучения, при помощи своих фотографий он доносит проблемы данных регионов, рассказывает о тяжелых периодах народа. Узбекистан предстает перед нами совсем с другой стороны.

Сравнив разные серии фотографов на одну и ту же тему, мы видим разные формы и разные версии близких сюжетов, разные способы их прочтения. Фотографии Средней Азии, созданные разными мастерами, поднимают вопрос о нормативе восприятия [3, с. 66] культуры, о возможностях ее унификации, возможности преемственности образа [8] и последовательности межкультурных контактов.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен // Санкт-Петербург, СПбКО, 2009.
  2. Васильева Е.В. Фотография и феноменология трагического: идея должного и фигура ответственности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2015. Серия 15. Вып. 1. С. 26–52.
  3. Васильева Е.В. Сьюзан Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2014. Серия 15. Вып. 3. С. 64–80.
  4. Васильева Е. Дюссельдорфская школа фотографии: социальное и мифологическое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. Вып. 3. С. 27–37.
  5. Интервью с Пинхасовым в журнале The Guardian [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2014/may/15/gueorgui-pinkhassov-best-photograph-tashkent.
  6. Картье-Брессон А. Воображаемая реальность: эссе. СПб.: Лимбус Пресс, 2008.
  7. Лекция Георгия Пинхасова — Георгий Пинхасов Магнум в Leica Akademie; [Электронный ресурс].URL: https://ukvid.net/video/ -leica-akademie-8L5hpgEz9vk.html.
  8. Петровская Е. Теория образа. М.: Издательство Российского государственного гуманитарного университета, 2010.
  9. Пинхасов Г. Узбекистан и Туркмения. Аssia Terra. [Электронный ресурс]. URL: http://www.asiaterra.info/pfotografy/georgij-pinkhasov-uzbekistan-i-turkmeniya.
  10. Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. СПб, 2014.
  11. Сонтаг С. О фотографии- М: Ad Marginem, 2012.
  12. Brenson M. Henry Cartier-Bresson. London: Thames and Hudson, 2007.
  13. Kirstein L. The Photographs of Henri Cartier-Bresson. Museum of Modern Art, N.Y., 1947.
  14. Magnum: Fifty Years at the Front Line of History: The Story of the Legendary Photo Agency. New York, NY: Grove Press, 1999.
  15. Мagnum photo [Электронный ресурс]. URL: https://www.magnumphotos.com/
  16. Pinkhassov G. Nordmeer. Berlin: Mareverlag, 2006.
  17. Pinkhassov G. Sightwalk. London: Phaidon Press, 1998.

Человек в международном информационном обмене, Человеческое измерение международных отношений