Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Голливуд и молодежные субкультуры как инструменты американского культурного влияния

Аннотация. Работа посвящена роли Голливуда и молодежных субкультур в публичной дипломатии США. В работе освещаются основные тенденции Голливуда с точки зрения внешнеполитических интересов США. Также автор отмечает значительную роль молодежных музыкальных субкультур в распространении американского влияния в мире.

Ключевые слова: публичная дипломатия, культура, культурное влияние, Голливуд, молодежные субкультуры, имидж государства, США.

Abstract. The article focuses on the role of Hollywood and youth subcultures in public diplomacy of the United States. The work highlights the main trends in the work of Hollywood from the point of view of foreign policy interests of the United States. The author also notes the significant role of youth musical subcultures in the spread of American influence in the world.

Keywords: public diplomacy, culture, cultural influence, Hollywood, youth subculture, the image of the state, USА.

На сегодняшний день культурная составляющая публичной дипломатии США играет одну из ключевых ролей во внешнеполитическом курсе государства. Ее цель состоит в непосредственном воздействии на зарубежную аудиторию. Являясь прямым отражением потребностей и интересов общества потребления, культура США смогла завоевать популярность во многих странах мира, став неким примером для подражания и эталоном в таких направлениях как музыкальная и киноиндустрия. Это объясняет повышенный интерес к роли культуры в современной публичной дипломатии США [2, с. 24].

В данном контексте стоит отметить, что главная роль отведена Голливуду, достижения которого стали достоянием отнюдь не только самих американцев. Именно поэтому Голливуд считается главным инструментом в современной публичной дипломатии, выполняя роль своеобразного идеологического оружия и одного из важнейших средств формирования имиджа США в умах мировой общественности [3].

Кроме того, кинематограф Голливуда бесспорно выполняет ведущую роль в реализации внешней политики США в области культуры, являясь одновременно как символом американской культуры, так и инструментом создания имиджа страны на международной арене.

Несмотря на всю безупречность материала, создаваемого голливудскими кинорежиссерами и продюсерами, у них всегда были противоречия и разногласия с официальными властями государства из-за чрезмерной демонстрации насилия, откровенных сцен и вульгарности. В данном контексте можно говорить о феномене «культурных войн», которые рассматриваются с точки зрения политических и моральных дискуссий между сторонниками светских либеральных и консервативных подходов к созданию итогового продукта [6, с. 75]. Нельзя не отметить и тот факт, что зачастую режиссеры и сценаристы в процессе создания работ пренебрежительно относятся к особенностям традиций и культур других наций и стран, что вызывает критику со стороны международного сообщества, однако данные оплошности еще ни разу не привели к каким-либо санкционным мерам. С другой стороны, при намеке на трансляцию отрицательного образа самих американцев в зарубежных фильмах правительство и эксперты в области кино всегда крайне остро проявляют свое негодование, что, в данном случае, может привести к гораздо более серьезным последствиям, вплоть до ухудшения отношений между странами в политической или экономической сфере.

Кроме того, Голливуд часто критикуют за ярко выраженную бездуховную и коммерческую составляющую, опору на массовый спрос, однако, безусловно то, что концепт «американской мечты» и продукция «фабрики грез» настолько идеализируют внутренний мир Америки, что, посредством успешных пиар-кампаний, данные стереотипы популяризуют культуру страны, делая ее крайне привлекательной для иностранцев, особенно для представителей молодого поколения, на которых сильнее всего действуют механизмы пропаганды, нацеленные на опоэтизирование страны, а также создание привлекательного имиджа через транслируемую красивую картинку, которая заставила невольно влюбиться в себя практически все население планеты.

На современном этапе развития в тематике голливудских фильмов стали популярными исторический жанр, в котором прославляются подвиги американских солдат в различных военных операциях, а также картины про социально значимые проблемы не только самого в контексте Америки, но и всего мира. Уместно было бы здесь вспомнить всемирно известную кинопремию «Оскар», которая в наши дни вручается скорее не за творческие прорывы и достижения в киноиндустрии, а за степень следования политической идеологии и пропаганде.

Молодежные субкультуры, преимущественно основанные на том или ином музыкальном направлении, являются, пожалуй, самым эффектным культурным явлением США, тем самым формируя притягательный образ государства среди молодежи во всех уголках планеты. Подростки и молодые люди в возрасте от 12-25 лет равняются на идолов американской музыкальной и киноиндустрии, следят за ними в социальных сетях, уподобляются их стилю одежды, образу мысли, философии жизни и т.д.[5].

Продолжая тему музыкальной индустрии, следует отметить, что на современном этапе она включает в себя широкое многообразие стилей, направлений, которые, как было подчеркнуто выше, тесно связаны с различными молодежными субкультурами и течениями, составляющими неотъемлемую часть культуры США. В данном контексте можно говорить о негласной борьбе между Востоком и Западом (Нью-Йорк и Лос-Анджелес) за культурное доминирование и установление определенных стандартов в той или иной культурной сфере. Более того, нельзя исключить сильное влияние расово-этнической составляющей: так, например, активно популяризируются африканское и латиноамериканское этнокультурное разнообразие, которое уже стало значительной частью культурного экспорта США, завоевав популярность у самой разнородной целевой аудитории по всему миру [6, с. 80].

Отдельным музыкальным направлением, на котором стоит заострить внимание, является хип-хоп, который из способа выражения протеста властям и официальной политике государства превратился в самостоятельную субкультуру, внимание к которой в наши дни приковано как никогда раньше. Это создает определенные преимущества и для развития государственной пропаганды США, так как стоящая по популярности на втором месте после Голливуда рэп-культура косвенно обеспечивает реализацию национальных интересов Америки посредством культурного присутствия в разных странах мира. Транслирует хип-хоп культуру вовне преимущественно американский музыкальный канал MTV.

Продолжая тему протестных настроений, проявляющихся в культуре США, нельзя обойти вниманием и такое направление современного самовыражения как граффити, которое пока можно отнести скорее к субкультурной составляющей. Граффити позволяет американским гражданам высказать свое несогласие по различным политическим и социальным вопросам непосредственно на улицах города, заявляя напрямую о своих правах или недовольствах. Данный пример стал весьма заразительным, что подтверждают многочисленные случаи использования техники граффити по всему миру. Изначально же история граффити началась с того, что ей помечали вагоны товарных поездов, что впоследствии получило свое дальнейшее развитие и в силу доступности стало выступать в качестве самостоятельного инструмента выражения протеста властям.

Будучи лидерами в области культуры, США не перестают быть локомотивом в разработке и применении новых технологий, используемых в искусстве. Так, например, в девяностых годах в стране появилась цифровая живопись, которая активно развивается и пользуется большой популярностью среди ценителей искусства в настоящее время. Данная техника позволяет создать картины в графическом редакторе (прим. Adobe Photoshop, Corel Painter, Adobe Creative Suite), а их выставки проходят по всему миру подтверждая, что данное направление стало общепризнанным стилем. Также нельзя не отметить популяризацию видеоинсталляции, которая изначально получила свое развитие в Америке, откуда со временем технологии и знания были распространены по многим странам. Неудивительно, что сейчас возможности видеоинсталляции применяются на крупных международных мероприятиях для создания большей зрелищности [1].

Разноплановость, новаторство, массовость, всемирный масштаб распространения — это лишь одни из немногих характеристик американской культуры, которые позволили ей распространиться по всему земному шару и завоевать бесспорную популярность. Это обусловлено тем, что за кулисами данного процесса всегда стоит профессиональная команда экспертов (культура, PR, СМИ, политика, экономика и др.), успех которой всецело зависит от слаженной и комплексной работы всех ее членов. Америка демонстрирует пример того, что успех и престиж государства в контексте современных политических реалий на международной арене складывается не только за счет политической и экономической вовлеченности в мировые процессы взаимодействия государств или демонстрации военной силы, но и посредством выгодного использования инструментов мягкой силы, которые даже в сравнении со всей совокупностью вышеперечисленных мер, зачастую, могут привести к более выгодным результатам.

Культурная составляющая также играет главную роль в выстраивании политического диалога со странами, в котором бесполезны иные рычаги воздействия на процесс принятия внешнеполитических решений [4, с. 2]. Особенностью данного феномена является крайне высокая составляющая госпропаганды в транслируемом за рубеж контенте, диктующем основные тенденции в развитии мировой культуры. Из данного контекста становится очевидным и понятным столь пристальное внимание к продуктам американской культуры не только со стороны мировой общественности, но и в научных кругах. Это подтверждается развитием различных культурологических концепций в отношении американской культуры, которые не только объясняют причины и особенности развития и трансформации культурной составляющей публичной дипломатии США, но и пытаются определить истинные цели той или иной кампании.

На сегодняшний день масштаб распространения культурной идеологии США достиг своего апогея, укрепив свое присутствие в большинстве странах мира, поэтому становится безусловным то, что в эпоху глобализации и распространения демократических начал данный инструмент внешней политики США будет иметь приоритетное значение в выстраивании внешнеполитической концепции взаимодействия с остальным миром, что естественным образом обуславливает повышенный интерес к данной сфере.

Внешняя культурная экспансия США в 21в. идет семимильными шагами по планете, пользуясь неоспоримой популярностью и успехом. В процессе реализации пропаганды как на государственном, так и на международном уровне задействованы различные рыночные и рекламные механизмы, а также пиар технологии, ориентированные преимущественно на потребности современного общества потребления, учет интересов и специфики которого и стимулирует постоянное развитие и спрос на американскую культурную продукцию. Данный процесс можно считать объективным и необратимым в контексте распространенного феномена «управления сознанием» (mind management), реализация которого происходит на различных уровнях, в том числе и на внешнем, где он непосредственно отвечает за трансляцию американских культурных ценностей в мировую общественность посредством массовой культуры.

Список источников и литературы

1. Краева А. Современное искусство 21 века (2017 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alenakraeva.com/new-digital-world/sovremennoe-iskusstvo-21-veka/

2. Кубышкин А. И., Цветкова Н. А. Публичная дипломатия США. — М.: Аспект-Пресс, 2013. — 271 с.

3. Любимая А. Роль Голливуда в публичной дипломатии США // Международные гуманитарные связи. Материалы ежеквартальной студенческой научной конференции. 2014. №4 (декабрь) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mgs.org.ru/2014/12

4. Манжулина О. А. Публичная дипломатия США. Автореферат диссертации на соиск. уч. степени канд. политических наук. — СПб., 2005. — 24 с.

5. Филимонов Г. Ю. Молодежные субкультуры как инструмент неофициальной внешней политики США // Федерация. 2006. №17. С. 50—58 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://georgefilimonov.com/articles/youth-subcultures-tool-informal-foreign-policy/

6. Филимонов Г. Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. — М.: РУДН, 2010. — 212 с.

Международная общественная деятельность