Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Формирование иммиграционной политики на примере Европейского Союза и Французской республики

Аннотация. Данная статья представляет собой попытку проанализировать ключевые документы Европейского Союза и Французской республики (как одного из участников данного объединения) в области иммиграционной политики. Автор уделяет внимание этапам развития иммиграционной политики Европейского Союза и Французской республики, делает обзор основных правительственных учреждений Франции, ответственных за осуществление политики в указанной области.

Ключевые слова. Иммиграция, Франция, Европейский Союз, международные отношения, иммиграционная политика.

Abstract. This article attempts to analyze the key documents of the European Union and France (as one of the members of the organization) in the field of immigration policy. The author focuses on the stages of development of the European Union and France immigration policy and also reviews the main governmental institutions responsible for policy realization in this field.

Keywords. Immigration, France, the European Union, international relations, immigration policy.

Проблема иммиграции в современном мире уже который год не теряет своей актуальности. А для европейского континента она стала задачей, требующей взвешенного, продуманного и сбалансированного решения, ведь иностранцы, иммигрирующие в ту или иную страну, оказывают значительное влияние на экономическую, социальную и политическую ситуацию, на настроения, преобладающие в общественном мнении, а также на её культурный фон. Среди причин, которые обусловливают увеличение миграционных потоков, можно выделить такие, как последствия экономической глобализации, явление «размывания границ» между государствами, недостаток трудовых ресурсов в развитых странах, вызванный демографическим спадом и старением населения (что особенно актуально для европейского континента и объясняет, почему Западная Европа стала своеобразным центром притяжения иммигрантов из разных уголков света) и так далее.

Франция является одной из старейших иммиграционных стран в Европе и мире, принимая иммигрантов практически со времен Великой Французской революции. Этому также есть и историческое обоснование, ведь нельзя забывать, что некогда Франция была одной из крупнейших колониальных держав. И даже несмотря на то, что колониальная система распалась в XX веке и уже больше не существует, данный фактор оказал большое влияние на характер и состав иммиграционного процесса. Кроме того, бывшие колонии, а также заморские территории Франции являются объектами французского культурного влияния, являющегося важной частью внешней культурной политики Франции.

Тем не менее, сам процесс иммиграции вызывает на территории Франции оживленные дискуссии, и зачастую вопросы о выдворении нелегалов из страны, сложный процесс интеграции пребывающих иностранцев, в особенности иммигрантов-мусульман и тех, кто не разделяет европейские ценности и принципы, провоцируют общественные скандалы. Это ещё раз подтверждает животрепещущий характер данной проблемы во французском обществе.

При написании работы автор, в основном, опирался на тексты документов, законодательную базу по проблеме миграции в Европейском Союзе и Французской республике (программные документы, пакты, договоры, законодательные акты). Помимо этого, использовались работы исследователей, занимающихся данной проблематикой: Андреевой Т.[1], Даргель В.[2] Потемкиной О.[6], Сникаренко К.[7] Автор обращался к материалам официальных сайтов Министерства внутренних дел [4] и Министерства юстиций Французской республики [5], а также материалам на сайте периодического издания «Российская газета»[3].

Основные этапы формирования иммиграционной политики Евросоюза

Экономически развитые государства Европы являются привлекательным регионом для различного рода мигрантов. В Европейском Союзе (далее — ЕС) мигрируют как внутри границ самого союза (например, из стран Восточной Европы, которые относительно недавно были приняты в Союз и которые иммигрируют в более развитые страны), так и из-за пределов Европы (например, из Северной Африки).

Внутренняя миграция обусловлена Римскими договорами о создании Европейского Экономического Сообщества в 1957 году (Французская республика состоит в числе тех первых 6 государств, положивших начало строительству ЕС), которые предусматривали четыре вида свобод: свобода движения капитала, товаров, услуг и, наконец, свобода передвижения лиц. Несколько позже последовали Шенгенские соглашения и Шенгенское законодательство, которые объявляли устранение паспортного и визового контроля внутри ЕС, а также со странами, которые не входят в ЕС, но подписали Шенгенские соглашения (например, Лихтенштейн, Исландия, Норвегия, Швейцария). Что касается международной миграции, которая зачастую касается вопросов безопасности, связанных с распространением нелегальной миграции, то страны Европейского союза стараются вырабатывать общую политику, способствовать совместным действиям по разрешению проблем в данной сфере.

По мнению кандидата исторических наук Потемкиной О.Ю., «с конца 1990-х годов регулирование миграционных потоков, предоставление убежища и охрана границ стали одним из самых динамично развивающихся и в то же время противоречивых направлений европейской политики»[6, c.42] По большому счету эта «противоречивость» объясняется тем, что государства-члены Европейского союза сталкиваются с дилеммой: либо продолжать проводить собственную политику в данной области, либо отдавать это в ведение наднациональных органов и при этом терять часть своего суверенитета.

По мнению Андреевой Т., старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН, кандидата исторических наук, особенно плотно занимающейся темы иммиграции, «первым подходом к созданию общей иммиграционной политики стран Евросоюза стало Шенгенское соглашение 1985 г. и Конвенция 1990 г. об имплементации Шенгенского соглашения, которая предусматривала создание Шенгенской зоны с полной отменой регулярного паспортного контроля, унифицированной визовой политикой, политическим и судебным сотрудничеством»[1, c.101]

В становлении «общей европейской политики» в сфере иммиграции можно выделить следующие этапы и переходные периоды:

– Подписание Маастрихтского договора в 1992 г. (вступил в силу в 1993 г.) стало отправной точкой для стран Евросоюза в их пути к достижению скоординированной и согласованной политики в сфере иммиграции. В основном, Маастрихтский договор обозначил начало межправительственного сотрудничества в данной области. Таким образом, главной характерной чертой, которая определяла иммиграционную политику ЕС в период с 1992 по 1999 год (до подписания Амстердамского договора), является то, что эта политика имела сложную структуру и складывалась на основе взаимодействия двух уровней и основных элементов: наднационального и межправительственного. Согласно Маастрихтскому договору, иммиграционная политика должна базироваться «на следующих установках:

  1. установление более или менее жестких требований к уровню образования и профессиональной подготовки иммигрантов, стажу их работы по специальности;

  2. общепринятые требования к состоянию здоровья иммигрантов, в соответствии с которыми в страны не допускаются наркоманы, психически больные, люди, зараженные вирусом СПИДа, и т.д.;

  3. количественное квотирование, устанавливающее максимальное количество принимаемых иммигрантов;

  4. установление географического и национального приоритетов иммиграции;

  5. определение сфер экономики, в которых иммигрантам разрешено устроиться на работу;

  6. введение санкций за нарушение порядка иммиграции и др.»[2, c.155]

– Начало следующего этапа приходится на 1999 год, когда состоялись два очень важных, с точки зрения развития общей иммиграционной политики, события, а именно: подписание Амстердамского договора и принятия «Плана Тампере». «В рамках реформы сотрудничества в сфере внутренних дел и правосудия, осуществленной посредством Амстердамского договора, иммиграционная политика, предоставление убежища и охрана границ вместе с визовыми вопросами были переданы в компетенцию Сообществ (раздел IV Договора о Европейских сообществах) или в так называемую “первую опору” ЕС. Иммиграционная политика стала важной составляющей создания “пространства свободы, безопасности и правосудия”, провозглашенного Амстердамским договором» [6, c.43] В соответствии с данным документом, «Совет ЕС в течение пятилетнего периода после вступления договора в силу обязан принять меры об отмене контроля и проверки лиц-граждан ЕС или представителей третьих стран при пересечении внутренних границ Союза, меры по регулировании внешних границ, включающих разработку стандартов и процедур по контролю пересечения внешних границ, а также правила визового регулирования»[19, art.73j] Меры, касающиеся непосредственно иммиграционной политики, согласно договору, должны включать:

  1. разработку условий въезда и пребывания, а также стандартов процедуры по выдаче долгосрочных виз и разрешений на пребывание государствами-членами ЕС

  2. вопросы нелегальной иммиграции и нелегального пребывания, включающие репатриацию нелегалов

  3. меры, определяющие права и условия, согласно которым граждане третьих стран, пребывающие в одну из стран ЕС на законных основаниях, могут также находиться и на территории остальных государств-членов ЕС [19, art.73k]

«План Тампере» в свою очередь способствовал пусть формальному, но сближению национальных законодательств в сфере иммиграционной политики, в частности, в условиях допуска иммигрантов на рынки труда, условиях длительного проживания иммигрантов, мер социального обеспечения, базовых условий высылки нелегальных иммигрантов и т.д. Однако, несмотря на законодательно принятые меры, оставалась отрасль, которая находилась в исключительном ведении национальных правительств: управление легальной иммиграцией. Соответственно, главное противоречие не было преодолено: национальные правительства не хотели отдавать вышеупомянутую отрасль в ведение наднациональных образований, а Европейская Комиссия (исполнительный орган ЕС) всё продолжала выступать инициатором более активных и решительных мер по гармонизации национальных законодательств.

– Следующий период с 1999 по 2004 год характеризуется многочисленными попытками Еврокомиссии наладить систему взаимодействия между национальными правительствами в сфере иммиграционной политики. Еврокомиссия, главным образом, была нацелена на создание некой общей стратегии в сфере регулируемой миграции. В частности, в 2001 году было вынесено предложение о принятии специальной директивы, которая бы определяла и регулировала базовые условия и правила приема иммигрантов. Это предложение вызвало бурные дебаты и дискуссии, и в итоге было снято с повестки дня. И многие подобные предложения натыкались на сопротивление. Вместе с тем, необходимо помнить, что на фоне разворачивающихся дискуссий по гармонизации иммиграционного законодательства происходил процесс расширения самого ЕС, то есть количество будущих участников дискуссии постепенно увеличивалось, что говорило о необходимости согласовывать позиции теперь с большим количеством членов Союза, чем было ранее.

– В 2004 году Совет министров юстиции и внутренних дел одобрил общие базовые принципы политики в интеграции иммигрантов. Таким образом, было внятно прописано, как определяется взаимодействие органов государств-членов и наднациональных образований Союза: «С одной стороны, заявлено, что ответственность за интеграцию мигрантов несут государства-члены. С другой, -учитывая далеко не всегда высокий уровень доверия между ними, Совет выступает с осторожным замечанием о необходимости гармонизации определенных аспектов политики интеграции, так как действия одних стран в этой сфере потенциально могут нанести ущерб другим. Этот дуализм лежит в основе “Общих базовых принципов”, представляющих компромисс между законными естественными опасениями государств-членов и необходимостью установления общих для ЕС правил в данной противоречивой сфере» [6, c.44]

Год спустя была принята «Повестка дня общей политики в области интеграции иммигрантов». Принципы, изложенные в данном документе, не являются юридически обязательными. Таким образом, можно заключить, что такая «общая политика», на выстраивание которой ЕС взял курс с 90-х гг., представляет собой своеобразный путеводитель, рекомендации, которыми должны руководствоваться законодатели государств-членов. То есть, национальные государства оставляют при себе свое право формулировать и претворять в жизнь собственные стратегии, касаемо вопросов иммиграции, однако эти линии не должны расходиться с основной стратегией, проводимой Евросоюзом. Тем не менее, исследователи данной проблематики выделяют главный недостаток, присущей политике в сфере интеграции иммигрантов, оформленной благодаря документам, принятым в 2004-2005 гг.: инициативы расплывчаты, содержат пространные, общие формулировки, а не конкретные инструкции к применению. Некоторые страны, «например Швеция, в сфере интеграции иммигрантов полагаются главным образом на государственные программы, в Португалии основной движущей силой данного процесса выступают неправительственные организации» [6, c.45] То есть, Комиссия попыталась гармонизировать и подвести под некий общий знаменатель порой совершенно разные подходы к интеграции иностранцев.

– период с 2007 года и по настоящее время можно отметить тем, что акцент переместился на формирование наднациональных институтов, отвечающих за проведение общей иммиграционной политики. Так в 2007 году был учрежден специальный Фонд, основная задача которого заключается в финансировании национальных программ адаптации иммигрантов. В том же 2007 году был подписан Лиссабонский договор (вступил в силу в 2009 г.) Согласно данному договору, «Союз является для своих граждан пространством свободы, безопасности и справедливости, в котором, за неимением внутренних барьеров и границ, обеспечивается свободное передвижение граждан в сочетании с соответствующими мерами в отношении контроля внешних границ, решения проблемы беженцев, иммигрантов…» [20, c.11] Договор также определил, что по вопросам, касающимся миграции, голосование должно проводиться по принципу квалифицированного большинства. Кроме того, четко определяется, что область миграционной политики (в контексте создания пространства свободы, безопасности и правосудия — прим.) относится к сфере так называемой совместной компетенции государств-членов и Союза. Согласно пункту 3 статьи 3b данного договора, «следуя принципу субсидиарности, в областях, которые не попадают в категорию относящихся к исключительной компетенции, Союз будет принимать участие только тогда и в той мере, если цели не могут быть достигнуты должным образом каждым государством самостоятельно на федеральном или местном уровне, но могут быть достигнуты в масштабах всего Союза, принимая во внимание последствия предполагаемых действий»[ 20, c.12]

Однако, несмотря на это очевидное усиление роли наднациональных образований, заметно стремление к сохранению баланса: примером тому служит сохранение за национальными правительствами права самим устанавливать квоты допуска иностранцев и осуществлять контроль национальных рынков труда.

После подписания Лиссабонского договора также был принят ряд документов, на основании которых формируется современная иммиграционная политика Европейского союза, а именно:

  1. Документ, носящий программный характер: «Общая иммиграционная политика для Европы: принципы, действия и инструменты». Данный документ представляет собой доклад Европейской Комиссии Европейскому Парламенту, Экономическому и социальному комитету, Комитету регионов и Совету ЕС, датируемый 17.06.2008 годом. В данном сообщении Еврокомиссии отмечается, что «граждане третьих стран, должны быть обеспечены всей доступной информацией для законного въезда на территорию стран ЕС и дальнейшего пребывания»[8, c.5], поэтому для реализации поставленных целей странам-членам ЕС необходимо помогать и поддерживать иммигрантов в выполнении условий въезда и проживания, а эти условия в свою очередь должны быть четкими и понятными для всех потенциальных иммигрантов.

  2. В сентябре 2008 года был принят Европейский пакт по иммиграции и убежищу. Во введении к документу отмечается, что целью его является продолжение ведения совместной иммиграционной политики по предложенному ранее курсу. И эта политика будет учитывать «как коллективные интересы ЕС, так и особые, индивидуальные потребности каждой страны-члена ЕС» [11, c.4] В качестве отличительных пунктов документа можно выделить:

 

-необходимость повышения привлекательности европейского региона для высококвалифицированных специалистов

– регулирование вопроса семейной иммиграции. Стремление делать это более эффективно

– необходимость обмена опытом между странами-членами ЕС по образцам лучшей практики приема иммигрантов и их интеграции во внутреннюю среду

– возможность введения мер наказания для лиц, которые эксплуатируют труд нелегальных иммигрантов

– возможность легализации незаконно проживающих иммигрантов исключительно на индивидуальной основе

  1. Ещё одним документом, который охватывает вопросы иммиграции, является Стратегия внутренней безопасности ЕС, принятая в 2010 году. Наибольшее внимание в ней уделяется проблеме преступности, однако несколько пунктов посвящены и иммиграции. Стратегия, в основном, указывает на ключевую роль контроля над пограничными зонами, а также на особые роли в этом отношении двух образований, чья деятельность направлена на управление внешними границами Евросоюза — ФРОНТЕКС (Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Европейского Союза) и ЕВРОСУР (Европейская система наблюдения за внешними границами)

  2. Стокгольмская программа (2010-2014), основные положения которой касаются вопросов правосудия, свободы и безопасности. Главное отличие данного документа: проблема иммиграции поднимается в рамках вопросов национальной безопасности, которая также включает в себя проблему трансграничной преступности (связанную с нелегальной иммиграцией). Однако во многих отношениях пункты Стокгольмской программы повторяют содержание доклада Еврокомиссии от 2008 года «Общая иммиграционная политика для Европы: принципы, действия и инструменты» (это касается положений о визовом контроле, об оценке ситуации на рынке труда, о стратегии возвращения иммигрантов на родину и т.д.)

Основные этапы формирования в области иммиграционной политики Французской республики

Французская республика имеет разветвленную сеть правительственных институтов, ведающих вопросами иммиграции и положения иммигрантов.

Говоря о системе правительственных учреждений, ответственных за вопросы иммиграции, можно выстроить следующую схему их взаимодействия:

  • Генеральное направление политики определяется главой государства. На 2014 год пост президента Французской Республики занимает представитель партии социалистов Франсуа Олланд.

  • Министерство внутренних дел также ведает делами иммигрантов. «В рамках своих обязанностей, связанных с иммиграцией, вопросами предоставления убежища и приема иностранцев, министр внутренних дел готовит и реализует политику Правительства в отношении: въезда, пребывания и осуществления своей профессиональной деятельности иммигрантами во Франции; борьбы с нелегальной иммиграцией и фальсификацией документов, затрагивающих иностранных граждан»[4] Кроме того, необходимо отметить, что министр работает в непосредственной кооперации с министром труда (в вопросах борьбы с нелегальной иммиграцией), с министром иностранных дел (в визовых вопросах), с министром юстиций (в делах натурализации и получения гражданства)

  • Министерство иностранных дел Французской республики также играет важную роль в осуществлении иммиграционной политики. Министр иностранных дел обязательно присутствует на заседаниях соответствующего комитета по иностранным делам в рамках Совета Европейского Союза под председательством Верховного Представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности (на 2014 г. этот пост занимает Кэтрин Эштон — прим.). Более того, французская дипломатическая служба обладает широкой сетью представительств по всему миру, которая включает посольства, дипломатические миссии и консульские представительства, занимающиеся выдачей виз и посредством этого контролирующие приток иностранцев в страну.

  • Декрет от 12 августа 2013 года постановил о создании в рамках Министерства внутренних дел Генерального директората по делам иностранцев. «Директорат занимается всеми вопросами, касающимися иностранных граждан, действует во многих областях, которые охватывают весь путь мигранта. Он компетентен рассматривать:

-визовые вопросы

-общие правила въезда на территорию республики, пребывания и осуществления профессиональной деятельности

-вопросы борьбы с нелегальной иммиграцией, незаконной занятостью на французском рынке труда и фальсификацией документов

-вопросы, касающиеся предоставления убежища

-поддержка иммигрантов

-доступ к французскому гражданству…»[4]

Директорат является органом, который реализует руководящие принципы, обозначенные министром внутренних дел, занимается разработкой текстов соответствующих документов, обеспечивает их исполнение, готовит и исполняет бюджет для интеграционных программ для иммигрантов.

Согласно Декрету от 12.08.13 «Генеральный директор данного ведомства направляет и координирует его деятельность в рамках 5-ти подразделений, функционирующих в составе Директората: департамент иммиграции, департамент приема, поддержки иностранцев и по вопросам гражданства, служба по вопросам предоставления убежища, служба по международным отношениям и стратегии, служба систем управления и информации»[10]. Документ также расписывает круг задач каждого из подразделений:

– департамент иммиграции отвечает за разработку и реализацию государственной политики в области въезда, пребывания и трудоустройства иностранных граждан на территории Франции. Более того, департамент принимает участие в подготовке проектов соглашений, касающихся иммиграционных вопросов, а также способствует выработке европейских стандартов в области миграции и переговорному процессу по их принятию

– департамент приема и поддержки иностранцев разрабатывает и реализует правила приобретения и изъятия французского гражданства

– служба по вопросам предоставления убежища занимается правовыми вопросами, осуществляет прием и размещение лиц, ищущих убежища

– служба по международным отношениям и стратегии выполняет, по большому счету, аналитические функции, так как занимается сбором и анализом статистических данных о населении с точки зрения иммиграционной политики

– служба систем управления и информации осуществляет вспомогательные функции для обеспечения деятельности всех остальных служб Директората, готовит бюджет.

То иммиграционное законодательство, которое Франция имеет на сегодняшний день, является результатом формирования и изменения законов предыдущих лет под влиянием новых тенденций как и на международной арене, так и в процессе внутриполитической борьбы.

Наиболее активно в сфере регулирования иммиграционной политики государство начинает действовать с конца 70- х гг. XX века. Причинами такой активизации деятельности послужили «качественные изменения, произошедшие в социально-экономическом развитии страны, и изменения в этно-конфессиональном составе пришлого населения»[7, c.24-25]. Основным сигналом послужило то, что изменился состав иммигрирующего населения: если ранее основой иммигрантов, прибывавших на территорию Франции, были жители европейских стран, прошедших социализацию и воспитанных в духе европейских ценностей, что значительно облегчало их адаптацию к местной среде, то «за период с 1968 по 2004 г. доля иммигрантов из Европы сократилась с 76,4 до 41 %, а выходцев из Африки и Азии возросла с 19,9 до 42% и с 2,5 до 14% соответственно»[18, c.2]

В 70-е гг. XX века политика государства в отношении иммигрантов была жесткой, в частности, правительством Ж.Ширака было принято решение о прекращении иммиграции на территорию Франции и о введении механизма принудительной репатриации. Однако в 1980-х гг., когда к власти пришла коалиция «левых», многие постановления и решения «правых» были отменены или изменены. В целом, если характеризовать политику «левого» правительства, то необходимо отметить, что основной упор делался на попытки интегрировать приезжих во французское общество, то есть от основной идеи «правых» ограничения иммиграционных потоков новое правительство не отказалось.

В период «сосуществования» президента-социалиста Ф.Миттерана и «правого» правительства Ж.Ширака в 1986 г. был принят Закон «Об условиях въезда и пребывания иностранцев во Франции», который ужесточал процедуру депортации иностранцев. Однако буквально через 3 года в него были внесены поправки, которые «расширили категории не подлежавших репатриации иммигрантов и несколько упрощали процедуру получения вида на жительство» [7, c.26] Чрезвычайно важно отметить, что такая политика, когда принимались совершенно противоположные по содержанию решения или достаточно быстро изменялся подход к ведению самой политики, обусловливалась характером внутриполитической борьбы между «левыми» и «правыми» партиями. То есть эта борьба имела ярко выраженный идеологический окрас, что не всегда имело позитивные последствия. Очевидно, что отчасти политика была довольно нерациональной, так как не учитывала реальное положение дел, ситуацию в стране, а «зацикливалась» на противостоянии консервативных и либеральных сил.

В 1990- е годы основное внимание политических сил Франции было сосредоточено на активном процессе развития интеграционных процессов в Европейском Союзе, которые оказывали влияние и на иммиграционную политику Франции (в особенности, после принятия Шенгенских соглашений и Маастрихтского договора). Необходимо отметить несколько законодательных актов, определявших тогда иммиграционную политику государства, среди них: «Закон «О гражданстве», принятый 16.03.1998 г. и заметно упростивший процедуру получения французского гражданства детьми иммигрантов»[12]. «Закон «О въезде и пребывании иностранных граждан во Франции и праве на убежище», где заметно упрощались административные процедуры, связанные с пребыванием иностранцев в стране, в частности, порядок предоставления вида на жительство, отмена сертификатов проживания и т.д.»[13]

К началу XXI века в отношениях национальных государств-участников ЕС и самого Союза произошло разграничение полномочий: «за европейскими институтами было закреплено право регулирования миграционных потоков, а за национальным правительством — проблема натурализации и интеграции иммигрантов»[7, c.28]

Иммиграционная политика Франции начала 2000-х проводится в соответствии с основной линией и рекомендациями, принимаемыми Еврокомиссией. В соответствие с этим, французская политика строилась на понятии проведения контролируемой иммиграции в сочетании с борьбой с нежелательной иммиграцией, которая включает в себя такие виды как предоставление убежища, а также иммиграция по семейным мотивам.

В таких настроениях 26 ноября 2003 года был принят Закон «О регулировании иммиграции, пребывания иностранцев во Франции и натурализации». Данный закон ужесточал условия въезда и приема иностранцев на территории Республики. Текст документа, меры и нововведения, содержащиеся в нем, можно условно разделить на 3 группы:

  • Что касается борьбы с нелегальной иммиграцией

  • Что касается условий и прав на проживание иностранцев с целью на их интеграцию в местное общество

  • Что касается мер по выселению нелегалов

Для борьбы с нелегальной иммиграцией, согласно тексту данного Закона, создается специальная «база данных, содержащая отпечатки пальцев заявителей на получение визы, по которым будет проводиться идентификация иностранцев, въезжающих на территорию Французской республики»[14]. Закон призван бороться с фиктивными браками и фиктивным признанием отцовства, для чего увеличен срок пребывания в браке для получения вида на жительство (с одного года до 2 лет) Помимо всего, фиктивный брак теперь предполагает уголовную ответственность. «Статус родителя ребенка, имеющего французское гражданство, обеспечивает доступ к получению вида на жительство только после двух лет осуществления родительских прав и участия в затратах по уходу за ребенком» [5]

Относительно вопросов пребывания в стране, Закон устанавливает следующие правила: выдача вида на жительство становится зависимой от степени интеграции иммигранта в местное общество «с целью убедиться в интеграции иностранцев, на постоянной основе проживающих во Франции»[5]: после минимального периода пребывания (5 лет) по временному виду на жительство (которое можно продлить на один год), иностранцы, которые интегрировались в общество, имеют право требовать вид на жительство, но теперь на 10 лет.

Что касается мер по выселению и правовых запретов, то Закон устанавливает 4 категории иностранцев, имеющих абсолютную защиту от выселения:

  1. Иностранцы, родившиеся во Франции или приехавшие в возрасте до 13 лет

  2. Иностранцы, в течение 20 лет постоянно проживающие на территории Франции на законных основаниях

  3. Иностранцы, в течение 10 лет постоянно проживающие на территории Франции на законных основаниях и находящиеся в браке с гражданином Франции в течение 3 лет

  4. Иностранцы, в течение 10 лет постоянно проживающие на территории Франции на законных основаниях и являющиеся родителями детей, имеющих французское гражданство [5]

Следующий закон, послуживший реакцией на массовые беспорядки в иммигрантских кварталах в Париже в 2005 году, был принят 24 июля 2006 года и называется Закон «Об иммиграции и интеграции». Даже по названию самого Закона можно понять, в какую сторону сместился акцент политической линии правительства по отношению проблемы иммиграции. Если в Законе 2003 года основной упор делался на административные методы, направленные на сокращение числа иммигрантов пребывающих в страну, то события 2005 года показали, что основной задачей на тот момент должна стать интеграция уже живущих на территории Франции иностранцев, чтобы, возможно, уменьшить взрывоопасность этого очага социальной нестабильности в стране.

Ключевой момент отражен в статье 5 данного Закона: «Иностранец, который намеревается получить постоянный вид на жительство, должен заключить с государством контракт о приеме и интеграции, переведенный на язык, понятный данному иностранцу. Иностранец обязан следовать жизненному укладу, свойственному гражданам страны (formation civique et linguistique)»[15] Что касается языковой подготовки, то по данному Закону для получения постоянного вида на жительство необходим специальный документ или диплом, подтверждающий определенный уровень владения французским языком и который признается государством.

Кроме того, Закон регулирует следующие положения:

  • Предоставление вида на жительство (на 10 лет) предполагает интеграцию иммигранта в местное общество. Это интеграция оценивается по трем критериям: приверженность и уважение принципов Республики, соблюдение этих принципов, «достаточное» владение французским языком (однако в этом пункте исключение делается для иностранцев в возрасте более 65 лет)

  • Уделяется внимание вопросам трудовых иммигрантов и студентов. В частности, последние могут, согласно Закону, «при наличии достаточных средств к существованию, получить временный вид на жительство с пометкой «студент», по которому он имеет право работать неполный рабочий день»[15]

  • Кроме того, также вводится так называемая карта «мастерства и талантов» (carte “competence et talents”), которая позволяет осуществлять любую профессиональную деятельность. Такая карта действует в течение трех лет и продлевается в случае необходимости. Смысл существования такой карты объясняется генеральной линией иммиграционной политики министра внутренних дел в период 2005-2007 гг. Николя Саркози, которая была направлена на осуществление так называемой «выборочной иммиграции». Таким образом, Франция заявила, что ей нужны только такие иммигранты, которые способны продуктивно участвовать в развитии экономической, интеллектуальной, научной, гуманитарной или спортивной жизни страны.

С приходом представителя правых сил Н.Саркози на пост президента Французской республики в мае 2007 года, через некоторое время был принят очередной закон, призванный регулировать область иммиграции во внутренней политике страны: Закон от 20 ноября 2007 года «О регулировании иммиграции, интеграции и о предоставлении убежища». В тексте Закона рассматриваются следующие три направления: воссоединение семьи, предоставление убежища и трудовая иммиграция. Закон предполагает «предоставление анализа ДНК для иммигрантов-претендентов на воссоединение семьи с целью установления наличия родственной связи»[16] Необходимо добавить, что эти ДНК- анализы проводятся за счет государства и не являются обязательными (только по решению судебных органов — прим.)

Делается акцент также на том моменте, что иностранец, который подал заявку на воссоединение семьи, обязан иметь определенный уровень владения французским языком.

Еще до принятия самого Закона 15 ноября 2007 года Конституционным Советом республики было принято Решение, определяющее сферы, которые будут регулироваться Декретом Государственного Совета:

« — условия, согласно которым, будет проводиться ДНК-тест

– список стран, где подобный тест будет внедрен на базе эксперимента

– длительность данного эксперимента, который не будет превышать 18 месяцев со дня опубликования данного указа и который закончится не позднее 31 декабря 2009 года

– круг прав и обязанностей лиц, ответственных за выполнение данного теста»[9]

Решение сделать ДНК-тест необязательной процедурой было вызвано скандалом, связанным с так называемой «поправкой Мариани». Тьерри Мариани, депутат от тогда правящей президентской партии «Союз за народное движение», в сентябре 2007 года (т.е. ещё за 2 месяца до принятия окончательного текста Закона «О регулировании иммиграции, интеграции и о предоставлении убежища» — прим.) внес данную поправку. «Требование парламентария состояло в том, что тест на ДНК должен стать обязательным условием для иммигрантов, желающих получить визу на срок более трех месяцев в рамках воссоединения семьи. Мариани обосновал необходимость поправки тем, что от 30 до 80 процентов иммиграционных документов во Франции являются поддельными»[3]

Данная поправка вызвала бурные споры между социалистами, которые тогда находились в оппозиции, и правящей партией. Неоднозначность самой меры, предлагаемой Мариани в купе с аргументами социалистов, что « родственные связи устанавливаются на основании признания ребенка, а не биологических связей, а также что тест создает юридические и даже конституционные проблемы»[3], привели к тому, что поправка всё-таки была отменена, и текст Закона 2007 года стал иметь такой вид, который он имеет и сейчас.

16 июня 2011 года был принят Закон «Об иммиграции, интеграции и гражданстве»[17], который включает в себя ряд положений относительно усиления борьбы против нелегальных потоков иммигрантов, в том числе вопросов трудоустройства иностранцев без разрешения на работу. Закон содержит меры, направленные на укрепление интеграционной политики, а также меры по реформированию системы высылки иностранцев, незаконно пребывающих на территории страны.

Таким образом, для понимания основных направлений иммиграционной политики Французской республики в последние десятилетия необходимо учитывать такие факторы, как развитие иммиграционной политики в рамках Европейского Союза (т.к. по Лиссабонскому договору, данная сфера является совместной компетенцией и государства-члена ЕС, и самого Союза), решения которого необходимо принимать во внимание в проведении собственной политической линии; затем внутриполитическую борьбу в стране, где традиционно существует ярко выраженное противостояние «левых» сил, занимающих более либеральное положение по отношению к иммигрантам, и «правых», которые традиционно проводят по отношению к ним достаточно жесткую политику; а также настроение общественности к конкретному вопросу.

Список источников и литературы:

  1. Андреева Т. Основные направления иммиграционной политики Великобритании и ЕС//Мировая экономика и международные отношения, №9 2011 с.100-113

  2. Даргель В. Наднациональная составляющая в иммиграционной политике Евросоюза//Власть , №12 2011 с.154-158

  3. Макарычев М. «ДНК преткновения»// интернет-портал Российской газеты. Федеральный выпуск №4489, 11.10.2007 < http://www.rg.ru/2007/10/11/franciya.html>

  4. Официальный сайт Министерства внутренних дел Франции <http://www.interieur.gouv.fr/fr/Le-ministere/Immigration>

  5. Официальный сайт Министерства юстиций Франции <http://www.textes.justice.gouv.fr/lois-et-ordonnances-10180/loi-relative-a-limmigration-et-a-la-nationalite-12625.html>

  6. Потемкина О. Иммиграционная политика ЕС: от Амстердама до Лиссабона//Мировая экономика и международные отношения №4 2010 с.42-51

  7. Снисаренко К. Миграционная политика французских правительств в конце 20- начале 21 века//Журнал международного права и международных отношений №4 2012 с.24-32

  8. A Common Immigration Policy for Europe: principles, actions and tools, Brussels, 2008 <http://www.uni-mannheim.de/edz/pdf/sek/2008/sek-2008-2026-en.pdf>

  9. Decision n° 2007-557 DC November 15th 2007. <http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank/download/2007557DCa2007557dc.pdf>

  10. Décret 2013-728 du 12 aout 2013 portant organisation de l’administration central du ministère de l’interieur et du ministère des outre-mer.

  11. European Pact on Immigration and Asylum 13189/08 ASIM 68 24.09.2008 <http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%2013440%202008%20INIT>

  12. Loi n° 98-170 du 16 mars 1998 relative à la nationalité. <http://www.legifrance.gouv.fr/texteconsolide/AREBP.htm>

  13. Loi n° 98-349 du 11 mai 1998 relative a l’entree et au sejour des étrangers en France et au droit d’asile

  14. Loi n° 2003-1119 du 26 novembre 2003 relative à la maitrise de l’immigration, au sejour des étrangers en France et à la nationalité // Journal Officiel de la Republique Francaise. 1998. — 12 Mai.

  15. Loi n° 2006-911 du 24 juillet 2006 relative a l’immigration et a l’integration // Le journal officiel de la République Française. — 2006. — 25 juillet

  16. Loi n° 2007-1631 du 20 novembre 2007 relative à la maitrise de l’immigration, à l’integration et à l’asile // Journal Officiel n° 270 du 21 novembre 2007

  17. Loi n° 2011-672 du 16 juin 2011 relative a l’immigration, a l’integration et a la nationalité. <http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000024191380&categorieLien=id>

  18. Tavan Ch. Les immigrés en France: une situation qui evolue// Institut National de la statistique et des études economiques, Septembre 2005, №1042.

  19. The Treaty of Amsterdam 2 October 1997 //Official Journal of the European Union

  20. The Treaty of Lisbon//Official Journal of the European Union 17.12.2007

Культурная интеграция, Человеческое измерение международных отношений