Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Актуальные проблемы российско-французских отношений в сфере туризма

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу развития российско-французских культурных связей в сфере туризма на современном этапе. Автор выявляет и анализирует наиболее актуальные проблемы сотрудничества двух стран в этой области. Особое внимание уделяется таким вопросам, как преодоление визовых формальностей, проблема серьезных диспропорций в уровне развития туристической инфраструктуры в Российской Федерации и Франции. Кроме того, в исследовании рассматривается влияние недавних политических и экономических кризисов на российско-французские туристические связи.

Ключевые слова: Российско-французские отношения, международный туризм, культурное сотрудничество, визовый режим.

Abstract. This article is dedicated to the question of development of Russian-French cultural relations in the sphere of tourism at the present stage. The author reveals and analyses the most urgent problems of cooperation in this sphere between the two countries. Particular attention is paid to such questions as EU-Russia visa dialogue, the problem of serious disproportions in the level of development of touristic infrastructure in Russian Federation and France. Also, the influence of recent political and economic crises on Russian-French touristic ties is reviewed in the research.

Keywords: Russian-French relations, international tourism, cultural cooperation, visa regime.

Введение

Без всякого сомнения, Франция всегда была и остается одним из важнейших стратегических европейских партнеров России. Наши страны объединяет общее историческое прошлое, а также тесные связи в различных областях сотрудничества — в экономике, военно-политической сфере, науке, искусстве, образовании.

В рамках данного исследования рассматривается такой аспект российско-французских отношений, как сотрудничество в сфере туризма. Безусловно, эта область двусторонних отношений представляет особый интерес по нескольким причинам. Во-первых, на сегодняшний день международный туризм приобретает все более широкие масштабы. Международные туристические связи стали составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических отношений, и к настоящему моменту во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия туризма. Во-вторых, Российская Федерация — страна, обладающая значительным потенциалом для развития туризма, в силу своих природно-географических особенностей, богатой культуры и истории, а Франция — безусловный лидер на этом рынке. Интересно сравнить то, как в двух государствах реализуется политика по продвижению туризма, изучить успешный французский опыт в этой области. Кроме того, важно понимать, какие проблемы и сложности стоят на пути к дальнейшему укреплению российско-французских туристических связей.

Необходимо отметить, что культурные связи в туристической сфере напрямую влияют на развитие торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Францией — одного из приоритетных направлений для наших стран.

Таким образом, выбранная для исследования тема представляется достаточно важной на сегодняшний день, так как она оказывается тесно связанной одновременно с несколькими аспектами российско-французских отношений — экономическим и культурным.

Ремонт мотоциклов с выездом запчасти для мотоциклов и ремонт.

Обзор литературы

Выбранная для исследования тема отношений России и Франции в области туризма представляется не достаточно изученной, так как большая часть материалов в литературе затрагивает иные аспекты культурного сотрудничества двух стран, например, связи в области кино, театра, литературы. Тем не менее, исторические вопросы взаимодействия России и Франции в сфере туризма подробно рассматриваются в монографии французского исследователя Э. Омана «Французская культура в России (1700-1900)» [15], а также в работе И.Сокологорской «Франция и французский язык в русской культуре [19].

Большое значение для исследования имели статьи из периодических изданий, в частности, из журналов «Эксперт», «Сервис в России и за рубежом». Значительно помогли и материалы с различных конференций, посвященных исследованиям международного туризма: например, сборник статей «Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России », вышедший под редакцией Т.Т. Тайгибовой [12], материалы с русско-французского коллоквиума «Правовые аспекты туристической деятельности» [4], работа Б.Леви «Влияние экономического и финансового кризиса на туристическую сферу и сравнение с другими европейскими странами [16]

Обзор источников

Источниковая база данной курсовой работы представляется достаточной, так как она представлена большим количеством договоров, заключенных между Россией и Францией. В первую очередь, стоит назвать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики по облегчению на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан Российской Федерации и граждан Французской Республики, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о культурном сотрудничестве. Кроме того, были использованы Концепции внешней политики Российской Федерации за 2008 и 2013 гг., Тезисы внешней культурной политики 2000 года и Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, а также французские стратегии по развитию туризма, изданные агентством «Atout France»и институтом Монтеня.

Также важными источниками информации стали различные интернет-ресурсы, в особенности, сайты Министерства иностранных дел, Федерального агентства по туризму, Посольства Российской Федерации во Франции и Франции в РФ, Министерства юстиции Российской Федерации, сайт Всемирной Туристической Организации.

Постановка цели и задач

Целью исследования является выявление основных тенденций сотрудничества Российской Федерации и Франции в сфере туризма, характеристика достижений в этой области и анализ проблем, стоящих на пути к дальнейшему развитию двусторонних связей.

В связи с этим основными задачами являются:

  • Выявление основных проблем российско-французских отношений и их характеристика.

  • Анализ эффективности мер по преодолению существующих проблем в туристической сфере двух стран.

  • Исследование влияния политических и экономических факторов на развитие культурных связей Российской Федерации и Франции в сфере туризма.

  • Формулирование прогнозов и предположений о дальнейшем ходе российско-французского сотрудничества в сфере туризма.

Описание исследования

Данное исследование выявило такие наиболее существенные проблемы российско-французских отношений в сфере туризма, как вопрос визовых формальностей, различия в уровне развития инфраструктуры, а также зависимость размера туристических потоков от политической и экономической ситуации в мире.

Преодоление визовых формальностей

Среди важнейших проблем международного туризма проблема преодоления визовых формальностей является одной из ведущих. Решение данной проблемы осуществляется на международном, региональном и национальном уровнях в рамках деятельности международных организаций, двусторонних и многосторонних соглашений, национального законодательства, государственной политики и общественных организаций.

Проблемы преодоления визовых формальностей находят отражение и в двусторонних отношениях России и Франции и отражены как в содержаниях двусторонних и многосторонних соглашений, так и в деятельности представительств двух стран.

Однако, несмотря на предпринимаемые шаги по решению этой проблемы, процедура получения краткосрочных туристических виз является достаточно сложным процессом.

В данном исследовании подробно рассматриваются требования для получения российской и французской туристических виз. Анализ полученной информации позволил сформулировать несколько важных выводов касательно проблемы визовых формальностей.

Начать следует с того, что значительным преимуществом французской визой процедуры, в сравнении с российской, является возможность получить многократную визу. Список необходимых документов для оформления французской визы больше, чем для оформления российской, что может вызывать определенные бюрократические сложности. Что касается сроков и стоимости оформления виз, то во Франции и в Российской Федерации эти показатели одинаковы. Кроме того, присутствующие в российском списке необходимых документов подтверждение о приеме туриста российской туроператорской организацией и ваучер, для оформления которых требуется время, усложняют посещение России французскими туристами, часто принимающими решение о поездке на короткое время за несколько дней до намечаемой даты выезда [2]. Как следствие, российский туризм теряет часть французских потребителей из-за визовой проблемы.

Насколько актуальна проблема преодоления визовых формальностей? Переговоры об отмене визового режима с Евросоюзом Москва с Брюсселем ведут более десяти лет. Впервые на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 года было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений [1] .

С тех пор сторонам удалось в некоторой степени облегчить правила получения виз. Так, консульства Испании, Греции, Италии и Франции в большинстве случаев ставят длинные полугодовые визы российским туристам. Эти страны считаются активными сторонниками отмены визового режима. Но в ЕС есть и противники открытия границ. В первую очередь это Нидерланды, Дания, страны Прибалтики и не входящая в Шенгенскую зону Великобритания [7] .

Интересно отметить, что с российской стороны диалог, связанный с преодолением визовых формальностей обозначается именно как безвизовый (EU — Russia free visa dialogue), в то время как ЕС использует иное понятие — визовый диалог (EU — Russia visa dialogue). Эта терминологическая разница отражает также и принципиальное отличие подходов сторон к этому вопросу: однозначное стремление к отмене виз со стороны российского руководства и поэтапное упрощение визового режима, которое в итоге может перерасти в безвизовый режим со стороны ЕС, прежде всего Европейской Комиссии.

Текущая напряженная политическая ситуация в мире оказала воздействие на решение вопроса о визовых формальностях. Так, в марте 2014 года переговоры с Евросоюзом по упрощению визовых процедур и выработке условий перехода к безвизовому режиму были заморожены на неопределенный срок по инициативе Брюсселя.

Таким образом, проблема визовых формальностей не теряет своей актуальности. Процедура получения краткосрочной туристической визы остается достаточно сложной и бюрократизированной, что препятствует увеличению потока туристов. Однако на сегодняшний день нельзя сказать, что стороны в значительной степени продвинулись в решении данного вопроса, скорее, наоборот, наблюдается некоторый спад в интенсивности переговорного процесса.

Проблемы инфраструктуры

Туристская инфраструктура — совокупность вспомогательных отраслей и учреждений, организующих и обслуживающих индустрию туризма, туристскую деятельность в целом. Взятая по стране или в рамках регионов, инфраструктура приобретает сложный и масштабный характер. Она включает в себя многообразные транспортно-коммуникационные сети, системы гостеприимства и коммунального обслуживания, а также окружающую их социальную среду. При наличии в стране необходимых составляющих инфраструктура туризма и гостеприимства обеспечивает стабильные потоки туристов [3]. Поэтому в контексте исследования отношений России и Франции сфере туризма так важно обратить внимание на развитость инфраструктур двух стран, чтобы оценить перспективы их дальнейшего сотрудничества.

В мире существует несколько индексов и показателей для оценки развития туризма. Самый известный среди них — Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма (TTCI), разрабатываемый мировым экономическим форумом с 2007 года [14]. Итоговая оценка в рейтинге складывается из нескольких показателей: условия для открытия туристического бизнеса, уровень развития инфраструктуры, человеческие и природные ресурсы. В данном рейтинге нас интересуют, прежде всего, показатели инфраструктуры, в которые входят оценка наземного и воздушного транспорта, гостиничной сферы, соотношение «цена-качество». По этим показателям в 2007 году Россия занимала 49 место, в то время как Франция — 5 место. [10] К 2013 году положение стран изменилось незначительно: Российская Федерация поднялась на 46 место, а Франция оказалась на 7 месте. По качеству авиаперевозок Россия находится на 33 месте, в то время как состояние ее наземного транспорта оставляет желать лучшего: по этому показателю страна заняла 93 место, оказавшись рядом с Черногорией, Зимбабве и Мали. В свою очередь, по данным критериям Франция заняла 8 и 5 места соответственно. Оценка качества мест размещения туристов определила Россию на 40 место, а Францию — на 17. Что же касается соотношения цен и качества, то Российской Федерации дали 72 место, а Франция получила 140 место [13].

Сопоставив уровень туристической инфраструктуры в России и Франции, можно говорить об огромном разрыве между странами в этой сфере. Как следствие, мы наблюдаем диспропорции в потоке туристов: низкий уровень конкурентоспособности российских туристических услуг в меньшей степени привлекает французских туристов, в то время как Франция остается популярной страной для российского выездного туризма. Соответственно, для Российской Федерации существует проблема и актуальная задача повышения качества услуг и их конкурентоспособности на мировом рынке. Следует рассмотреть меры, принимаемые государством, для решения этой задачи, а также приоритетные проекты в данной сфере. Представляется также важным изучение опыта Франции по развитию туристической инфраструктуры.

Проект стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года является основным документом, определяющим цели и задачи политики России по продвижению национального туристического продукта на внутреннем и мировом рынках. Среди факторов, тормозящих развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, в данном источнике указаны следующих проблемы инфраструктуры [10] :

недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;

неразвитость транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов и железнодорожных вокзалов и т.д.);

дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств);

устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории), острая нехватка учреждений детско-юношеского туризма;

отсутствие подъездных путей, оборудованных площадок для самодеятельного природоориентированного туризма;

плохое экологическое состояние и замусоренность прибрежных зон водоемов и природных территорий, используемых традиционно самодеятельными туристами;

невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и типовых инвестиционных проектов, наличие административных барьеров;

несопоставимый размер емкости отельной базы традиционных отечественных курортов пляжного отдыха, допустимой рекреационной нагрузки и пропускной способности пляжей и других объектов туристской инфраструктуры.

Перечисленные проблемы и сложности определяют основные направления деятельности по развитию инфраструктуры в Российской Федерации: обустройство дорог и дорожной инфраструктуры, обустройство стоянок в зонах повышенного туристского интереса, понижение цен на внутренние пассажирские перевозки, модернизация средств транспорта, наращивание отельной базы с учетом пожеланий реальной и потенциальной потребительской аудитории, учет в градостроительной политике потенциала роста частных гостиниц, обустройство линий электропередач, водопровода и канализации, обеспечение вывоза мусора и уборки территории с учетом экологических требований.

На сегодняшний день предпринимаются практические меры по реализации этих задач. К ним можно отнести различные федеральные целевые программы, к примеру, ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)», в которой реализуется капитальной строительство и модернизация объектов с длительным сроком окупаемости, или ГП РФ «Развитие транспортной системы» на 2013-2020 годы, где решаются задачи по развитию автомобильных дорог федерального значения, развития железнодорожных линий, аэропортовой сети, обеспечения функционирования сети автомобильных дорог.

Во Франции традиционно уделялось много внимания проектам, касающимся развития туристической инфраструктуры страны. В качестве ярких примеров можно привести «Стратегию развития Франции как туристического направления на 2010-2020 гг.», представленную агентством «Atout France» и публикацию Института Монтеня «Оставаться мировым лидером в области туризма — жизненно важный опрос для Франции».

Стратегия, разработанная «Atout France» отличается крайне детальным подходом к определению целей и задач по развитию инфраструктуры. Она задает не общие векторы движения, а дает четкие рекомендации, основанные на исследованиях туристического сектора. Особое внимание уделяется будущим изменениям в структуре мирового населения. Так, исходя из данных, что процент туристов старше 50 лет возрастет к 2020 году на 5-6 %, агентство указывает на такие необходимые шаги, как развитие инфраструктуры для людей с ограниченной мобильностью, переориентацию в сфере гостеприимства на более высокий класс размещения туристов. Вместе с тем, стратегия обращает внимание на значение молодежного туризма, для развития которого необходимо инвестирование в кластер бюджетных средств туристического размещения.

Также стратегия подробно изучает потенциал выездного туризма стран БРИКС, из которых, по мнению аналитиков, к 2020 году увеличится число туристических поездок. Публикация рассматривает и российский выездной туризм, его возможности и перспективы для Франции. Важным шагом для привлечения российских туристов, по мнению разработчиков стратегии, является интенсификация авиаперевозок между двумя странами, снижение цен на них [13] .

Доклад Института Монтеня, опубликованный 2014 году, обращает внимание, в свою очередь, также на две такие группы приоритетных задач, как [17]:

1) развитие авиатранспортной инфраструктуры — упрощение таможенных процедур в аэропортах; совершенствование трансферных перевозок, введение единого тарифа такси, курсирующих между Парижем и аэропортами.

2) переоснащение и модернизация мест туристического размещения — введение новых стандартов пожарной безопасности, строительных стандартов по улучшению среды для людей с ограниченными возможностями.

Также доклад делает акцент на процессе децентрализации во Франции. Согласно источнику, в стране существует проблема диспропорции в развитии туризма на региональном уровне. Так, документ указывает на огромную долю регионов Иль-де-Франс, Прованс-Альпы-Лазурный берег и Рона-Альпы в доходах от туризма, в то время как другие области Франции без должной государственной поддержки не могут до конца реализовать свой туристический потенциал. Авторы отчета подчеркивают, что отсутствие тесного сотрудничества между отдельными регионами приводит к нерациональному использованию денежных средств.

Влияние экономических и политических кризисов на туристические потоки

Без сомнения, туризм неотделим от политической и экономической сфер общественной жизни. Соответственно, экономические и политические события могут оказывать непосредственное влияние на развитие международного туризма. В контексте исследования российско-французского сотрудничества в сфере туризма представляется важным рассмотреть последствия мирового экономического кризиса 2008 года на размеры туристического потока, а также изучить влияние текущих политических событий на двусторонние отношения в этой области.

Мировой финансовый кризис 2008 года, определенно, оказал негативный эффект на развитие туризма во Франции. Устойчивый рост туристических потоков в 2000-2007 гг. сменился резким сокращением количества прибывших туристов. Число иностранных туристов, посетивших Францию, снизилось на 6, 4 %, а общая прибыль сократилась на 12, 7 % [16] . Однако при сравнении Франции с другими европейскими странами, ориентирующимися на продвижение туризма, можно сказать, что французский туризм пострадал не особенно сильно. Особенно заметны на этом фоне Испания и Великобритания, потерявшие 8,5 и 7% соответственно от потока туристов.

Наибольшие потери во Франции понесла такая сфера туризма, как индустрия гостеприимства. Особенно серьезные последствия оказались для мест размещения низкой и средней ценовой категории [18].

Что касается изменения туристического потока из России во Францию, то и он испытал сокращение на фоне кризиса. Если в 2004-2007 гг. число выезжающих туристов увеличивалось, пусть и незначительно, то в 2008 году количество российских туристов сократилось на 8 %, а в 2009 г. — на 9 %. Таким образом, мы видим, что снижение туристического потока из России во Франции оказалось значительней общемирового с его 6,7 процентами. Среди возможных причин для такой ситуации специалисты отмечали то, что в 2008 г. «российские туристы ожидали наступления финансового кризиса в России уже в августе и решили отложить свой отдых. Кроме того, сыграли свою роль в снижении доверия к туристской отрасли авиационный кризис и волна банкротств » [6]. В целом, выездной туризм из России в 2008-2009 г. снизился на 15,5 %, т. е. почти 1,8 млн. российских туристов (1758 тыс. чел.) предпочли в период кризиса сэкономить на отдыхе.

Безусловно, экономический кризис оказал воздействие и на туризм в Российской Федерации. Ситуация в туристической отрасли в 2008-2009 гг. характеризовалась следующими признаками: снижение спроса на туристические услуги особенно среднего уровня; падение уровня продаж относительно 2009 года; повышение цен на авиаперевозки, рост тарифов и стоимости турпакетов; сокращение туристических агентств [5]. Число французских туристов также сократилось в период 2008-2009 гг. на 4,3 % [9], что, однако, не так существенно при сравнении со снижением российского туристического потока во Францию.

Период 2010-2013 годов — время наращивания двусторонних отношений России и Франции в сфере туризма. Обе страны демонстрировали увеличение потока туристов, более того, в 2012-2014 гг. Франция входила в десятку государств, лидирующих по въезду в Российскую Федерацию [9].

Однако ситуация, связанная с событиями на Украине, присоединением Крыма к России, девальвацией рубля, антироссийскими санкциями, ростом международной напряженности изменила положение дел на рынке мирового туризма. Антизападный информационно-психологический фон, а также массированные PR-кампании (сначала «Отдыхай в Сочи», затем «Отдыхай в Крыму») привели к оттоку платежеспособного спроса из выездного сектора туристического рынка во внутренний, а также в те страны, которые в восприятии потребителей остаются «дружественными», и вызвали резкий спад европейских направлений выездного туризма в 2014 году. По сравнению с первым кварталом 2013 года, в 2014 году наблюдается снижение числа туристов из России во Францию на 5 % [11]. Если же брать в расчет туристический рынок РФ в целом, а не только выездной сегмент, то начиная с февраля 2014 года отрасль переживает быстрый рост. Например, по данным администрации Краснодарского края, с января по июнь 2014 года турпоток в Большой Сочи вырос по сравнению с предыдущим годом на 34% и установил абсолютный рекорд в 2,6 млн человек [8] .

Заключение

Мы видим, что в настоящее время в России происходит изменение самой структуры экономики, ориентация на внутренний туризм и неевропейские направления.

Отметим, что для европейских туристических направлений уже в сентябре добавится еще один негативный фактор — введение Евросоюзом обязательной биометрии для получения «шенгена». Естественно, что введение такого технологического новшества, как биометрия, без которой получить шенгенскую визу станет невозможным, требует определенного времени и серьезной подготовительной работы. Кроме того, необходимо подготовить туристические организации и консульские учреждения. Пока будет выполняться это требование, туристический поток из России в европейские страны заметно снизится.

Таким образом, можно прогнозировать продолжение нисходящего тренда в отношении туристических поездок во Францию, независимо от информационно-психологического фона в обществе по вектору Россия—Запад. Основные шаги по развитию туристического сотрудничества с Францией в свете текущего состояния туристического рынка могут быть предприняты, скорее, в направлении привлечения французских туристов в Россию, реализации совместных образовательных программ в сфере туризма или обмена опытом в данной отрасли.

Подводя итоги исследованию, посвященному актуальным проблемам сотрудничества Российской Федерации и Франции в сфере туризма, необходимо подчеркнуть, что самой серьезной из них на настоящий момент является проблема воздействия современного политического и экономического кризисов. Вопрос преодоления визовых формальностей и проблема развития инфраструктуры в России не оказывают такого сильного воздействия на развитие сотрудничества между двумя странами, в то время как текущий кризис может стать серьезным препятствием на пути к успешному взаимодействию.

Список источников и литературы:

  1. Войников В.А, Корнеев О.В. Проблемы и перспективы безвизового диалога России и ЕС. Балтийский регион. — Выпуск № 3. — 2013. С.22-28.

  2. Зубов С.В. Современное состояние и проблемы развития въездного туризма в Российской Федерации. ) < http://www.scienceforum.ru/2014/358/1160>. Дата обращения: 14.03.2015.

  3. Карташевская И. Ф. Роль инфраструктуры в региональном развитии туризма / И. Ф. Карташевская // Опрежающее управление развитием экономики: материалы сороковой науч. конф. проф.-препод. состава, аспирантов и студ. ТНУ, секция факультета управления. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. — С.219-221.

  4. Климович А.В. Правовые аспекты туристической деятельности: коллоквиум ( Франция-Россия, г. Шомбери, 22-23 мая 2008 г.): материалы/ Иркутск. — 197 с.

  5. Королева Н.В. Анализ современного развития туризма в Российской Федерации. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. Выпуск№ 4 (111) / 2012. С. 73-76.

  6. Максимова Л. М. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие туризма. // Сервис в России и за рубежом. — 2009. №4. — С. 96-100.

  7. МИД РФ: Отмена визового режима с ЕС возможна только к концу 2014 года. Российская газета — Федеральный выпуск. — №326. — 2013. С.17.

  8. Молочков С.Ф. Туристозмещение. Российская газета — Федеральный выпуск. — №6099 (123). — 2013. С.9-10.

  9. Официальный сайт службы государственной статистики. < http://www.gks.ru/>.:16.03.2015.

  10. Проект стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. <http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html> Дата обращения 12.03.2015.

  11. Сакин С.Как кризис оказал влияние на тягу к путешествиям и туристический бизнес. Журнал «Эксперт». — №12 (638). — 2015 г. С.37-42.

  12. Тайгибова Т. Т. Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 218-223.

  13. ATOUT FRANCE, Stratégie destination France 2010-2020 et plan marketing 2010-2015, Paris, Editions Atout France, Juin 2010. P.32-39.

  14. Dupeyras, A. and N. MacCallum. Indicators for Measuring Competitiveness in Tourism: A Guidance Document, OECD Tourism Papers, 2013/02. P.17.

  15. Haumant Е. La culture française en Russie (1700-1900). — Paris, 1910.

  16. Lévy B. Impact de la crise financière et économique dans le secteur du tourisme et comparaison avec les autres pays européens — année 2010 <http://www.veilleinfotourisme.fr/servlet/com.univ.collaboratif.utils.LectureFichiergw?ID_FICHIER=1333691712565>. Accessed 13.03.2015.

  17. L’Institut Montaigne, Rester le leader mondial du tourisme, un enjeu vital pour la France, CCI Paris Ile-de-France, Juin 2014. P. 57-64.

  18. Seraphin H. L’Enseignement du tourisme en France et au Royaume-Uni: Histoire, comparaisons, analyses et perspectives, Editions Publibook, 2012. P. 342.

  19. Sokologorsky I. La France et le français dans la culture russe // Cahiers de l’Association internationale des études francaises, 2000, N°52. pp. 13-21.

Человеческое измерение международных отношений