Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Образовательные связи России и Швеции в контексте современного двустороннего русско-шведского сотрудничества

Аннотация. В статье рассматриваются русско-шведские связи в области образования, а также основные институты, правительственные и неправительственные учреждения, принимающие участие в этом процессе. Особое внимание автором уделяется межуниверситетским связям, крепко сложившимся и функционирующим на основе двусторонних соглашений. В основе исследования лежат документальные источники (постановления правительства и концепции внешней культурной политики РФ), документация специализированных стипендиальных программ, материалы с официальных сайтов дипломатических представительств Швеции и России и высших учебных заведений. В статье отмечается особая роль Шведского института, дается оценка состояния образовательных связей России и Швеции на данном этапе.

Ключевые слова: Россия, Швеция, российско-шведские отношения, культурное сотрудничество, образование, международные образовательные связи, межуниверситетские связи, международные программы академического обмена, Шведский институт.

Abstract. The paper deals with the Russian-Swedish relations in the sphere of education, also special attention is paid to the main governmental and non-governmental institutes that take part in the process of cooperation. The article shows the significant role of the interuniversity communications that mainly based on the bilateral agreements. The information was gathered from documentary sources (government regulations and the concept of foreign cultural policy of the Russian Federation). Also the author uses the materials that are available on the official websites of the embassies and universities as well as the websites of the specialized scholarship programs. It is also noted the unique role of Swedish Institute. Special emphasis is placed on the status of educational cooperation between Russia and Sweden at this stage.

Keywords: Russia, Sweden, Russian-Swedish relations, cultural cooperation, education, international educational communication, interuniversity communications, international academic exchange programs, Swedish Institute.

Сотрудничество государств в той или иной сфере обеспечивает гармоничное развитие каждой из сторон и продуктивный обмен опытом с целью повышения эффективности выполнения внутренних задач, а также налаживания многолетних двусторонних связей. При этом стоит отметить, что любые отношения межгосударственного уровня, как правило, осуществляются на основе функционирования определенных институтов, отвечающих за те или иные задачи.

Открывая свои дипломатические представительства за рубежом, государство на международной основе закладывает фундамент своего дальнейшего взаимодействия с другой стороной. Так, Посольство Российской Федерации в Королевстве Швеция осуществляет деятельность по основным направлениям сотрудничества двух государств. Что касается образования, то в этом направлении роль Посольства Российской Федерации главным образом заключается в том, чтобы поддерживать контакты с Государственным управлением высшего образования Швеции, а также ведущими высшими учебными заведениями страны, в число которых входят Королевский технологический институт, Стокгольмский университет, Народный университет и другие. Кроме того, сотрудники дипломатического представительства России на регулярной основе оказывают разного рода поддержку шведским студентам в процессе установления контактов с ведущими учебными заведениями России [6]. Посольство Королевства Швеция в России также уделяет значительное внимание научно-образовательной ветви межгосударственного сотрудничества, оказывая серьезную поддержку русским студентам по вопросам обучения в высших учебных заведениях Швеции [5]. Таким образом, роль посольств в развитии научно-образовательных связей заключается в содействии становления и расширения межуниверситетских отношений, а также в оказании поддержки студентам и ученым в осуществлении научных обменов между образовательными заведениями Швеции и России.

Шведский институт представляет собой еще одну платформу осуществления международных связей России и Швеции в научно-образовательной сфере. Будучи образованным в 1945 году, институт значительно расширил свою сферу деятельности, в том числе направление образования, стабильно развивая разнообразные стипендиальные программы для поддержки студентов и ученых, выделяя гранты на обучение [15]. Стоит отметить, что развитие образования, а также академические обменные программы являются одними из важнейших направлений деятельности Шведского института на современном этапе развития. Наиболее популярной и успешной сегодня является программа «Visby», предоставляющая стипендии гражданам Российской Федерации на получение магистерской степени в университетах Швеции [8]. С Российской стороны аналогом выступает Российский центр науки и культуры, который по большей части занимается вопросами распространения информации о стране, а также изучения русского языка за рубежом. Однако, его ближайшие представительства относительно Швеции находятся в городах Копенгаген и Хельсинки [9].

Согласно концепции внешней культурной политики Российской Федерации, страны Балтийского региона относятся к приоритетным партнерам, с которыми наша страна стремится развивать международные образовательные связи [13]. Одним из перечисленных аспектов Тезисов «Внешней культурной политики РФ — год 2000» выступает потребность налаживания не только межправительственных связей, но также и прямых взаимоотношений между учебными заведениями двух государств. Наличие для России устойчивого партнерства со шведскими школами, профессиональными училищами и высшими учебными заведениями, несомненно, представляет собой немалую перспективу. Согласно исследованию лидирующей глобальной сети по исследованию университетов «Universitas 21», Швеция представляет собой одно из наиболее достойных мест получения высшего образования. По данным 2010 года, затраты шведского правительства на развитие системы образования составляли около 5% от ВВП [2].

Ученые Балтийского федерального университета им. И.Канта в Калининграде провели исследование связей российских высших учебных заведений, принадлежащих к Северо-западному федеральному округу, с университетами северных стран на примере Финляндии и Швеции [10]. Согласно полученным данным, на территории Северо-западного федерального округа (СЗФО), фокус исследования которого был сделан исходя из территориальной близости, расположено двадцать восемь высших учебных заведений, международная деятельность которых включает сотрудничество с университетами Швеции. При этом двадцать один университет Швеции ведет партнерские связи с университетами Северо-Западного Федерального округа России [10]. Очевидное первенство среди городов-центров высшего образования России, ведущих сотрудничество со шведскими университетами, занимает город Санкт-Петербург. Сразу после него соответствующие места в рейтинге занимают Сыктывкар и Калининград. Лидирующие позиции непосредственно среди университетов занимает Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), наличие шведских вузов-партнеров которого достигает количества семи, а также, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), осуществляющий партнерские связи с пятью высшими учебными заведениями Швеции [10]. Среди региональных университетов стоит отметить широкую международную деятельность Балтийского федерального университета, Северного федерального университета, а также, Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), каждый из которых имеет по четыре вуза-партнера в Швеции.

В рамках межуниверситетских обменных программ СПбГУ сотрудничает с двумя высшими учебными заведениями Швеции — Университетом Стокгольма и Лундским Университетом [11]. Кроме того, осуществляется сотрудничество в рамках соглашений от лица самих факультетов. Одним из зарубежных партнеров Высшей школы менеджмента является Стокгольмская школа экономики, а Медицинский факультет СПбГУ ведет партнерство с Каролинским институтом. Что касается Факультета международных отношений СПбГУ, то на сегодняшний день на его базе не реализуются программы студенческого обмена по направлению Россия — Швеция, хотя еще в начале 2000-х гг. существовали партнерские отношения с университетом города Умео.

Сотрудничество шведских университетов с российскими ведется в различных областях научного знания. Высокая значимость и намерение развивать двусторонние отношения в области медицины особенно подчеркиваются крепкими связями Каролинского института, одного из крупнейших медицинских университетов в Европе, с медицинским факультетом СПбГУ, а также Санкт-Петербургским государственным медицинским университетом (СПбГМУ) им. академика И.П. Павлова. Кроме того, на сегодняшний день налажено тесное сотрудничество отдельных кафедр СПбГМУ, проводящих многочисленные исследования совместно с Каролинским институтом. Ярким примером выступает сотрудничество данных университетов на базе Международного офтальмологического конгресса «Белые ночи», который в мае 2015 года будет проведен в двадцать первый раз в городе Санкт-Петербург [4]. Таким образом, можно говорить о медицинской сфере высшего образования как об одном из наиболее приоритетных и, без сомнения, перспективных векторов русско-шведского партнерства в области науки и образования.

Помимо Северо-Западного Федерального округа России с высшими учебными заведениями Швеции осуществляют сотрудничество на базе двусторонних соглашений и российские университеты, расположенные в Москве, а также, в отдаленных от европейского пространства регионах. Наиболее широкое сотрудничество в данном направлении среди вузов столицы России осуществляют Московский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений (Университет), Научно-исследовательский университет Высшая школа экономики и Российский университет дружбы народов. Касательно региона Сибири и Дальнего Востока, наиболее тесное сотрудничество ведется Сибирским федеральным университетом на базе двустороннего соглашения с Университетом города Стокгольма [12].

Образование в Швеции долгое время было бесплатным как для граждан Королевства, так и для приезжих из-за рубежа студентов по обмену на все программы высшего образования, включая временные и постоянные формы обучения. Однако с 2011 года шведское образование стало платным для всех, кто не является гражданином Европейского Союза. В связи с этим обстоятельством активным спросом среди желающих получить образование в Швеции пользуются стипендии и гранты, оказывающие финансовую поддержку студентам [3].

Особенно популярной программой, предоставляющей возможности получения стипендии на обучении в Швеции гражданам Российской Федерации, является «Visby». Данная программа предназначена для студентов, желающих получить магистерскую степень и уже имеющих диплом специалиста или бакалавра. Программа была разработана и осуществляется на базе Шведского Института и спонсирует каждого из ее участников стипендией в размере 9000 шведских крон ежемесячно [8]. В целом, наличие данной программы является одним из наиболее сильных факторов сотрудничества и поддержки студенческих обменов, осуществляемых между Россией и Швецией, что подчеркивает высокопрофессиональную деятельность Шведского института и его заинтересованность в поддержании русско-шведского образовательного диалога.

Некоторые академические программы обменов предоставляются общественными организациями или фондами. Примером такой организации, оказывающей помощь в развитии студенческой мобильности путем предоставления стипендий служит Фонд содействия развитию российско-шведских отношений имени Сверкера Острёма [14]. Этот фонд имеет сегодня сильнейшее влияние на положительный вектор развития и поддержки образовательных связей России и Швеции.

Граждане Швеции, планирующие получить высшее образование на территории Российской Федерации, также имеют полное право подать заявление на получение разного рода финансовой поддержки. В зависимости от университета, на базе которого планируется получить образование, иностранные граждане обладают возможностью быть принятыми на обучение за счет ассигнований федерального бюджета Российской Федерации, согласно Постановлению Правительства РФ от 25.08.2008 №638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» [7].

В целом, партнерство в области образования осуществляется благодаря широкой поддержке дипломатическими представительствами государств, а также стипендиальному фонду, формирующемуся из средств государственного бюджета. При этом, фактор отсутствия какого-либо межправительственного соглашения по осуществлению совместной планомерной политики в области образования естественным образом замедляет процесс современного становления и дальнейшего развития образовательных связей двух стран. Незакрепленные нормативными нормами отношения в целом могут быть рассмотрены, как попытки поддерживать то, что сформировалось на протяжении веков, или, как желание воспользоваться преимуществом территориальной близости и потенциальной перспективой плодотворного сотрудничества. Однако на сегодняшний день отношения так или иначе находят свое развитие благодаря широкой международной деятельности учебных заведений как с одной, так и с другой стороны. Действительно большую роль в процессе становления образовательных контактов России и Швеции играют двусторонние соглашения университетов, а также широкомасштабная деятельность Шведского института.

Список источников и литературы:

  1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб.: изд. СПбКО, 2009.

  2. Глобальная сеть по исследованию университетов «Universitas 21» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.universitas21.com

  3. Информационный портал «Study in Sweden» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studyinsweden.se

  4. Материалы Международного офтальмологического конгресса «Белые ночи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ocwn.org

  5. Официальный сайт Посольства Королевства Швеция в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.swedenabroad.com/ru-RU/Embassies/Moscow/

  6. Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Швеции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ryssland.se

  7. Постановление Правительства РФ «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» от 25.08.2008 /Правительство РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.consultant.ru/page.aspx?973331

  8. Программа «Visby» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studyinsweden.se/scholarship/visby-programme-scholarships-for-masters-level-studies

  9. Росзарубежцентр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rzc.narod.ru

  10. Рябиченко А. В., Кузнецова Т. Ю. Университеты Северо-Западного Федерального округа в российско-шведском и российско-финском научном сотрудничестве // Балтийский регион. 2012. №3. С.161-168.

  11. Санкт-Петербургский Государственный Университет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.spbu.ru

  12. Сибирский Федеральный Университет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sfu-kras.ru

  13. Тезисы «Внешняя культурная политика России — год 2000»// Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76 — 84.

  14. Фонд Содействия Развитию Российско-Шведских Отношений имени Сверкера Острёма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sverkerastromfoundation.se

  15. Шведский институт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rciabc.vsu.ru/mnfop/ipoet.htm

Международные образовательные связи