Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Институциональные основы и основные формы внешней культурной политики Испании

Аннотация. В данной статье представлен обзор деятельности государственных агентств, работа которых отражает развитие полноценной внешней культурной политики Испании, ее нацеленность не только на продвижение испанской культуры за рубежом, но и на знакомство жителей Испании с культурой других народов. Кроме того, в статье рассмотрены современные формы культурного сотрудничества, отражающие развитие культурного диалога между странами на самом высоком уровне.

Ключевые слова: внешняя культурная политика, Испания, развитие культурного диалога, государственное агентство, перекрестный год.

Abstract. The author of this article draws attention to the main governmental agencies that stimulate the development of full-fledged Spanish foreign cultural policy as the means both for promotion of Spanish culture abroad and for presentation of other cultures in Spain.At the same time much attention is given to the new forms of cultural exchange such as «Сross year», that promote the development of cultural dialogue between nations.

Keywords: foreign cultural policy, Spain, development of cultural dialogue, governmental agency, cross year.

На протяжении истории культура играла важную роль в развитии межгосударственных отношений. Это неудивительно, ведь культура является ключом к понимаю другого народа. Сегодня культура действительно занимает значительное место во внешней политике государств, и подтверждением может быть создание отдельных государственных ведомств, ответственных за продвижение национальной культуры и создание позитивного имиджа государства за рубежом, открытие зарубежных культурных центров, разработка концептуальных документов по внешней культурной политике, культурной и публичной дипломатии.

Трудно переоценить важность внешней культурной политики для Испании, ведь на протяжении долгого времени она была страной, где пересекались культурные традиции и религии. Относительно настоящего времени можно сказать, что работа в данном направлении уместна, если Испания намерена исполнять роль «моста» между странами Европы, Средиземноморья и Латинской Америки. Полноценная культурная политика способна стать не только инструментом продвижения испанской культуры за рубежом, но и создать возможности для знакомства жителей Испании с культурными достижениями других народов. Объектом данного исследования является внешняя культурная политика Испании, а предметом механизмы и формы развития культурных связей между Испанией и различными регионами мира.

Среди ранее написанных работ по данной тематике необходимо отметить статьи Н.М. Боголюбовой и Ю.В Николаевой «Внешняя культурная политика: опыт Испании» [1], «Культурные центры во внешней политике современных государств”[2]. Роль Института Сервантеса в развитии российско-испанских связей». Также внешней культурной политики Испании были посвящены работы А.И. Сизоненко[3].

Целью данной статьи является исследование институциональных основ и основных форм внешней культурной политики. При этом, первая задача состоит в изучении деятельности государственных агентств при Министерстве иностранных дел и сотрудничества Испании по продвижению испанской культуры за рубежом и представления культур других народов в Испании. Вторая задача заключается в изучении испанского опыта по организации долговременных культурных сезонов.

https://afrodita.online интим магазин саратов - работа интим магазин.

В современном научном дискурсе существуют понятия «публичная дипломатия», «культурная дипломатия», «внешняя культурная политика». Существует точка зрения, что данные термины тождественны друг другу, но, по мнению автора данной статьи, они принципиально отличаются друг от друга. Это доказывает и теория и практика. Публичная и культурная дипломатия являются более частными понятиями, а публичная дипломатия подразумевает, прежде всего, информационную работу с зарубежной общественностью в одностороннем порядке. В то же время понятие «внешняя культурная политика» отражает всю полноту действий государства и его институтов по продвижению национальной культуры и созданию позитивного имиджа государства за рубежом. С точки зрения автора внешняя культурная политика — это совокупность мер, разрабатываемых и реализуемых государственными органами при содействии различных учреждений культуры, общественных организаций и коммерческих структур для продвижения культуры и языка представляемой страны и создания ее благоприятного имиджа за рубежом при наличии необходимой инфраструктуры для поддержания постоянного контакта с зарубежной общественностью. Кроме того, одной из главных черт внешней культурной политики является ее двойственность, которая заключается в том, что она ориентирована не только на односторонние действия государства по продвижению своей национальной культуры, но на создание условий для знакомства своих граждан с культурой других государств.

В 90-е годы XX века она приступила к формированию документальной базы внешней культурной деятельности и созданию институтов, ответственных за развитие культурных связей с зарубежными странами. Результатом данной деятельности стала полноценная внешняя культурная политика, обладающая необходимой документальной базой, институтами и финансированием.

Основную работу по руководству внешней культурной политикой выполняют Министерство иностранных дел и сотрудничества в тесном взаимодействии с Министерством образования, культуры и спорта. В то время как за реализацию конкретных проектов отвечают отдельные агентства при Министерстве иностранных дел и сотрудничества Испании. К ним, в первую очередь, относятся Агентство по культурной деятельности Испании, а также такие ассоциированные государственные агентства как Дом Азии, Дом Америки, Дом Арабского мира, Дом Средиземноморья, Дом Африки. Агентство по культурной деятельности заменило собой Агентство по памятным датам, Агентство по проведению международных выставок, Агентство культурных инициатив за рубежом в ходе министерской реформы 2010 года. Деятельность данного ведомства направлена на распространение и представление в мире и в самой Испании испанской культуры во всем ее многообразии, реализация проектов отдельных провинций Испании, обеспечение участия испанских деятелей культуры и науки в различных зарубежных проектах. Например, в 2012 году целый цикл мероприятий был посвящен двухсотлетию Конституции Кадиса. Одним из главных событий музыкальной жизни Кадиса стал цикл концертов камерной музыки «Время перемен». Важная роль в деятельности агентства отводится образовательным проектам в сфере искусства, например в 2012 году Испания стала участницей проекта Summer sessions[19].

Агентство культурной деятельности работает в тесной связи с вышеперечисленными ассоциированными государственными агентствами. Именно деятельность так называемых «домов» отражает двойственную природу испанской внешней культурной политики. Ассоциированные ведомства были открыты в начале 2000-х годов по инициативе Министерства иностранных дел Испании и Агентства по сотрудничеству в целях развития совместно с администрациями автономных областей Испании. Деятельность всех этих учреждений направлена на расширение присутствия испанской культуры и испанского бизнеса за рубежом, но в то же время и на представление культуры и бизнеса зарубежных государств в Испании. Так Дом Америки каждый год при участии других ведомств или самостоятельно организует различные мероприятия по представлению испанской культуры на американском континенте, но и по представлению культуры стран Ибероамерики в Испании. Это различные мероприятия в области театрального, музыкального и киноискусства, семинары, круглые столы, конференции. Дом Америки становится местом проведения конференций и круглых столов по проблемам развития публичной дипломатии, миграции, присутствия испанского бизнеса в странах Ибероамерики. В 2010 году одним из крупнейших мероприятий стал фестиваль VivÁmerica. Он прошел в Мадриде, Сарагосе и Кадисе в Испании, а из стран Ибероамерики его участником стал город Барранкилья в Колумбии[14].

Дом Азии является связующим звеном между Испанией и странами, представляющими различные регионы Азии — Кореей, Японией, Китаем, Индией. Всё многообразие их культур представлено на Фестивале культуры Азии, который проводится ежегодно в Барселоне с 2002 года[7]. Это единственное мероприятие подобного рода в Европе, которое существует на постоянной основе. Есть и ежегодные мероприятия, посвященные культуре одной страны, так в Мадриде в 2012 году прошел уже шестой Фестиваль посвященный анимэ и манге. Кроме объемной работы, которую осуществляет агентство на местах, полезную информацию по данному региону можно найти на его сайте. Там представлены данные о зарубежных мероприятиях, посвященных культуре азиатских стран, о том в каких университетах Испании можно изучать экономику, политику и культуру стран Азии, где можно пройти стажировку специалистам по странам данного региона.

Как и предыдущее агентство, Дом Арабского мира способствует налаживанию связей между испанским бизнесом и деловыми кругами стран Арабского мира. Так в 2012 году 7980 пользователей были подписаны на бюллетень по экономике и бизнесу на испанском языке. В качестве инструмента публичной дипломатии Испании оно способствует продвижению инициатив Испании в странах Арабского мира, присутствию культуры стран Арабского мира в Испании и налаживанию контактов между испанскими и арабскими коллегами из различных областей. Если посмотреть на сферы деятельности данного учреждения, то оно является площадкой для развития связей в области музыки, танца и киноискусства, книгообмена и проведения семинаров, конференций и круглых столов по актуальным проблемам стран Арабского и мусульманского мира и их взаимоотношений с Королевством Испания. Так в 2012 году в Мадриде был показан цикл современных документальных фильмов арабских стран, а в Кордобе были показаны циклы «Восточные фантазии в испанском кинематографе», «Города в современном арабском кинематографе» [12]. При посредничестве Дома Арабского мира было организовано выступление различных музыкантов, исполнителей и творческих коллективов во время фестиваля «Белая ночь фламенко», «Недели Алжира», «Фестиваля гитары» в Кордобе. Кроме того, центры в Мадриде и Кордобе стали площадкой для обсуждения представителями общественных наук событий в странах Северной Африки — Египте, Тунисе, Ливии, Сирии.

В тесном сотрудничестве с предыдущим агентством работает Дом Средиземноморья, поскольку страны Магриба и Северной Африки также являются частью арабского мира. Данное агентство было открыто самым последним, только в 2009 году. Тем не менее, его целью является развитие диалога между странами Средиземноморья, обладающими своей уникальной культурой, кухней и климатом. Важное место в деятельности организации занимают вопросы развития туризма и сохранения окружающей среды. Например, одним из мероприятий 2012 года, в которых приняли участие представители Дома Средиземноморья стал семинар по энотуризму и гастрономии «DOLIA II» [15]. Кроме того, 2012 год стал временем проведения круглых столов, касающихся событий «арабской весны».

Деятельность Дома Африки немного уже деятельности предыдущих агентств. Во многом это связано с тем, что деятельность агентства направлена на продвижение Канарских островов в качестве транспортного узла и площадки для политического, экономического и культурного диалога между Европой и Африкой. Основной площадкой для проведения выставок, встреч, конкурсов данного агентства выступает его офис в Лас Пальмас. Например, каждый месяц проходит встреча литературного клуба Дома Африки, на котором проходит презентация современной африканской литературы. Кроме того, в 2013 году уже в четвертый раз проходит конкурс фотографий, сделанных в Африке путешественниками. Таким образом, Африка популяризируется как туристическое направление. Конечно, данное агентство участвует в организации танцевальных, музыкальных мероприятий, посвященных африканской культуре. Среди них можно выделить крупномасштабный фестиваль, прошедший в двадцати испанских городах и приуроченный ко Дню Африки ÁfricaVive [6]. Отдельно можно отметить ее деятельность по развитию экономических связей Испании и стран Африки. В Лас Пальмас в 2013 году прошла конференция по альтернативным источникам энергии и возможности их использования в Западной Африке[5].

Культурные инициативы вышеперечисленных учреждений выходят далеко за пределы Испании, хотя они все расположены на территории данной страны. Главным механизмом продвижения испанской культуры за рубежом является Институт Сервантеса, который за более чем двадцатилетний период существования открыл свои филиалы в 86 [11] городах мира. Именно он является площадкой для изучения испанского языка, знакомства жителей других стран с культурой Испании, проведения международного экзамена по испанскому языку.

Приоритеты развития внешней культурной политики государства отчетливо проявляется при проведении культурных сезонов. Культурные сезоны могут длиться неделю, месяц, несколько месяцев. Самой масштабной формой культурного сезона является перекрестный год. В настоящее время данная форма становится всё более популярной среди стран с развитой внешней культурной политикой. Данная форма развития отношений и в том числе культурных связей между государствами заметно отличается от других форм своей интенсивностью и масштабностью. В отношении Испании необходимо отметить, что она использует данную форму, прежде всего, для развития связей с государствами, которые являются для нее новыми направлениями во внешней культурной политике и во внешней политике в целом. В последние годы Испания проводила перекрестные годы с Китаем (2007–2008), Россией (2011) и с июля 2013 по июль 2014 года будет проводиться перекрестный год с Японией.

Проведение перекрестного года с Китаем было оговорено еще в Плане действий Дома Азии на 2005-2008 гг. [18]. В течение Года Испании в Китае было проведено более 250 мероприятий, причем не только культурного, но и экономического характера. Активное участие в проведение мероприятий сыграли Агентство культурных инициатив за рубежом и Институт Сервантеса в Пекине. Среди культурных мероприятий можно выделить выставку музея Прадо «От Тициана до Гойи», которая собрала более 600 000 посетителей в Пекине и Шанхае[17]. Такие проекты как «300% испанский дизайн» и «Космос Гауди» создали имидж новой современной Испании.

Решение о проведении перекрестного года с Россией было принято в 2009 году на встрече Дмитрия Медведева и Хосе Луиса Родригеса Сапатеро в Ярославле. Затем данная инициатива получила документальное оформление. Отправной точкой в России для проведения данных масштабных мероприятий стало распоряжение президента РФ от 3 марта 2010 г. № 121-рп «О проведении Года Российской Федерации в королевстве Испания и Года королевства Испания в Российской Федерации», в этом же документе был оговорен список Организационного комитета по проведению Года Испании в России.

Открытие перекрестного года было отмечено выставкой «Прадо в Эрмитаже». Определенно одними из самых крупных событий области театра и музыки стали «гастроли Национального балета Испании в Москве и Санкт-Петербурге в ноябре-декабре 2011 года» [8] и организованный «уже в четырнадцатый раз международный фестиваль «Испанские вечера» в Санкт-Петербурге» [20]. Значительную часть культурной программы составили выставки, кинофестивали, мероприятия в области науки и культуры. Культурная составляющая программы дополнялась политическими и экономическими, промышленными мероприятиями.

Некоторые из мероприятий перекрестного года «Испания-Япония» были обозначены в программе действий Агентства по культурной деятельности Испании. Перекрестный год между этими двумя государствами приурочен к четырехсотлетию отношений между Испанией и Японией, которые начались после прибытия в Европу посольства Кейчо. В рамках данного года также запланирована обширная культурная программа. На выставке в префектурном музее Нагасаки будет представлена современная испанская живопись из Национального музея современного искусства королевы Софии. Кроме того, запланирована выставка «Зимние цветы» в память о трагедии на Фукусиме 2011 года [4]. С одной стороны, она показывает то, как эти события были восприняты в Испании представителями искусства, с другой способна вызвать живой отклик среди посетителей выставки. Интересной особенностью данного перекрестного года является гастрономический проект «Tapas. Spanish design for food». В рамках данного выставочного проекта будут представлены гастрономические особенности испанской культуры — это сервировка столов, оформление блюд и ресторанов. Кроме самой выставочной части запланированы встречи, конференции, презентации в ходе данного проекта. Институт Сервантеса также является одним из организаторов мероприятий Перекрестного года. Так, при его содействии в Токио пройдет во второй раз Фестиваль фламенко. Тем не менее, можно предположить, что проведение этого перекрестного года сопряжено с определенными сокращениями расходов на сферу культуры. Например, на эти сокращения указывает директор Института Сервантеса Виктор Гарсиа де ла Конча. «Да, сейчас не самые легкие времена, но всё, что в конечном итоге будет проведено, будет сделано на высшем уровне» [10].

Данная статья была посвящена исследованию институциональных основ и основных форм внешней культурной политики Испании на современном этапе. Можно сделать вывод, что в настоящее время в Испании создана эффективная система государственных агентств, занимающихся реализацией внешней культурной политики Испании. Их деятельность направлена не только на продвижение испанской культуры за рубежом, но и на информирование испанских граждан о культуре, политике и экономике зарубежных государств. Кроме того, в конце XX века Испания приступила к формированию собственной сети зарубежных культурных центров, которые сегодня стали примером эффективной внешней культурной политики для многих государств. Кроме того, Испания не осталась в стороне от мировых тенденций, и в начале XXI века стала использовать новые формы для развития культурного диалога с новыми зарубежными партнерами. Сегодня внешняя культурная политика Испании нацелена на представление как традиционной, так и современной культуры страны за рубежом, на основе инновационных форм культурного сотрудничества. Особенно ценно, что в рамках внешней культурной политики осуществляется полноценный двусторонний диалог, в который вовлечены разные участники.

Список источников и литературы:

  1. Боголюбова Н.М. Николаева Ю.В. Культурные центры во внешней политике современных государств//Латинская Америка, № 3, 2012. С. 88-95.

  2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Внешняя культурная политика: опыт Испании//Латинская Америка, № 8, 2011. С. 56-68.

  3. Сизоненко А.И. Культурная составляющая — важный компонент внешней культурной политики Испании//Латинская Америка, № 11, 2007. С. 32-34.

  4. Actividades en producción. Acción cultural española — URL: http://marcaespana.es/upload/articulos/documentos/Dossier-Act-Prod-Marca-Espana.pdf Accessed 10.03.2013.

  5. AFRICAGUA 2013. Encuentro internacional de agua y energías alternativas — URL: http://www.casafrica.es/agenda_europa_africa.jsp?PROID=746503 Accessed 3.11.2013.

  6. ÁfricaVive — http://www.africavive.es/ Accessed 2.11.2013.

  7. Festival Asia//El sitio oficial de Casa Asia — URL: http://www.casaasia.es/cultura/festival Accessed 3.11.2013.

  8. Gira por Rusia del Ballet Nacional de España// El sitio oficial de Año dual «Rusia-España» — URL: http://www.spain-russia2011.ru/programa_detalle.php?id=296&l=es Accessed 20.03.2012.

  9. http://www.casafrica.es/agenda_europa_africa.jsp?PROID=746503 Accessed 3.11.2013.

  10. Instituto Cervantes programa el Año de España en Japón//International press digital — URL: http://espanol.ipcdigital.com/?p=40396 Accessed 20.03.2013.

  11. La institución//El sitio oficial de Instituto Cervantes — http://www.cervantes.es/sobre_instituto_cervantes/informacion.htm Accessed 2.11.2013.

  12. La memoria de Casa Árabe 2012. Madrid, 2012. P.10 — URL: http://www.casaarabe.es/documents/download/1684 Accessed 2.11.2013.

  13. La memoria de Casa Árabe 2012. Madrid, 2012. P.10 — URL: http://www.casaarabe.es/documents/download/1684 Accessed 2.11.2013.

  14. La Memoria de Casa de America 2010. — URL: http://www.casamerica.es/estaticasCasamerica/DescargaArchivos/MemoCasa2010.pdf Accessed 20.10.2012.

  15. La Memoria de Casa Mediterraneo 2012. Alicante, 2012. P.31. — URL: http://casa-mediterraneo.es/casamediterraneo/wp-content/uploads/2013/09/Memoria-2012.2.pdf Accessed 3.11.2013.

  16. La Memoria de Casa Mediterraneo 2012. Alicante, 2012. P.31. — URL: http://casa-mediterraneo.es/casamediterraneo/wp-content/uploads/2013/09/Memoria-2012.2.pdf Accessed 3.11.2013.

  17. Pablo Lozano. Balance del Año de España en China//Anuario Asia Pacifico. P.449. — URL: http://www.anuarioasiapacifico.es/pdf/2007/Cultura1.pdf Accessed 5.10.2012.

  18. Plan Asia Pacífico 2005-2008. Р. 28.//El sitio oficial de Casa Asia — URL: http://www.casaasia.es/media/asset_publics/resources/000/002/811/original/plan_accion_2005_2008.pdf Accessed 20.10.2012.

  19. Summer sessions. Talent development network//Official site of the «Summer sessions» — URL: http://www.summersessions.net/ Accessed 7.03.2013.

  20. XIV Festival Internacional Tardes de España// El sitio oficial de Año dual «Rusia-España» — URL: http://www.spain-russia2011.ru/programa_detalle.php?id=258 Accessed 20.03.2012.

Внешняя культурная политика