Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Санкт-Петербург и Париж: методы охраны памятников архитектурного наследия

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме охраны памятников архитектурного наследия городов на примере Санкт-Петербурга и Парижа. Автор обращается к основополагающим нормативно-правовым актам охранной деятельности городов и исследует особенности применения законов по защите наследия в городской практике. В статье даётся оценка деятельности по сохранению наследия городов на современном этапе.

Ключевые слова: охрана памятников архитектурного наследия, культурное наследие городов, градостроительство, градозащита, Париж, Санкт-Петербург.

Abstract. The article is devoted to the actual problem of the protectionof monuments of the architectural heritage — evidence from Saint-Petersburg and Paris . The author refers to the basic normative legal acts of preservation activity and explores the features of the application of laws to protect heritage in urban practice. The author provides an assessment of the preservation of heritage in cities in modern times.

Keywords: protection of monuments of the architectural heritage, cultural heritage and city development, urban conservation and urban planning, Paris, St. Petersburg.

Современные города стоят перед острой проблемой развития городской среды и сохранения их исторического облика. Столкновение этих двух вызовов порождает множество споров и требует выработки стратегий, примиряющих преобразование городского центра, как основное месторасположение культурных архитектурных ценностей с его консервацией. Сохранение объектов культурного наследия в современных условиях, отмеченных изменениями в техногенной и природной средах, а также кардинальными переменами социально-экономического уклада является далеко не новой темой, но актуальной и по сей день.

В связи с этим интересным является проследить, какая практика применяется в современных городах по сохранению архитектурного наследия и какие аспекты этой практики один город может позаимствовать у другого для наилучшего решения своей проблемы. В качестве примеров целесообразно обратиться к опыту Санкт-Петербургa и Парижa, т.к. это быстроразвивающиеся города, для которых проблема сохранения памятников культуры является одинаково острой наряду с развитием внутренней городской среды. Помимо этого выбор городов обусловлен и некоторыми другими факторами. Санкт-Петербург и Париж объединяет многое. Санкт-Петербург является одним из городов Европы, где сохранилась целостная архитектурно-пространственная среда XIX века [1], несмотря на его далеко не компактные размеры мегаполиса. Париж, именуемый также как и Петербург «городом-музеем», в силу своей экономической и политической жизни также старается найти компромисс между сохранением исторического лица города и современным развитием города: имеется ввиду XIX век, ибо облик Парижа менялся неоднократно. Расцвет загородного строительства, а также возведение усадьб и резиденций пришёлся в обоих городах на XVIII и XIX века. В Санкт-Петербурге творили многие французские архитекторы, и, несмотря на отличие стилей этих двух городов и непохожести их атмосфер, чувствуется, что лица городов однородны и едины, исторический ансамбль гармоничен и продуман.

Государственным органом охраны объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге являет Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП), входящий в структуру Администрации города. В составе имеются три управления: по вопросам выявления памятников, их учета и обеспечения научной информацией, по вопросам контроля за сохранностью объектов культурного наследия (в том числе Охранных обязательств с пользователем, согласования производимых на памятнике работ и контроль за их выполнением) и по вопросам градостроительной охраны объектов культурного наследия и их исторической среды. Охраной наследия в Париже занимается Комиссия по Старому Парижу (La Commission du Vieux Paris), структура, работающая с 1897 года. Орган в течение времени изменялся, например, одно время он имел структуру, состоящую из трёх подкомиссий, занимающимися вопросами инвентаризации и исторических исследований, археологическими раскопками и регистрацией и названиями улиц. Позже к ним присоединилась подкомиссия по делам церквей, в чьи обязанности входило сохранение церковной утвари и консервация зданий — памятников культуры, которые стали таковыми после отделения Церкви от Государства. В 2003 году эта Комиссия была переименована в Департамент истории архитектуры и археологии Парижа (Département Histoire de l’Architecture et Archéologie de Paris, DHAAP), который был также реорганизован и унифицирован по соображениям эффективности. Теперь этот Департамент занимает место в административной организации в рамках Департамента по вопросам культуры, в Совете по наследию и истории. Это новшества позволили ему лучше определить функционал и наладить сотрудничество с другими учреждениями, занятыми в секторе по сохранению наследия. Задачей Департамента на современном этапе является сохранение парижского стиля в облике улиц и аутентичность в пейзаже города. Совет по Старому Парижу является совещательным органом при Мэрии Парижа. Он консультирует по вопросам охраны и освоения парижского наследия в историческом, художественном, эстетическом, археологическом и урбанистическом аспектах. Совет также вносит вклад в развитие патримониальной доктрины города. Совет собирается раз в месяц для рассмотрения прошений о разрешении построек, поданных в Департамент городского развития, давая своё заключения относительно тех или иных запросов. Совет состоит из выборщиков Совета города Парижа, служащих из Администрации города и представителей общества, куда входят эксперты, исследователи, журналисты, представители ассоциаций.

Механизмы охраны исторической и культурной среды выработаны как в России, так и во Франции. Главный российский правовой документ — Федеральный закон N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приятый 25 июня 2002 г. и действующий в редакции от 23 июля 2013 года. Законом оговариваются отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, регулируются особенности владения, пользования и распоряжения такими объектами, определяется порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия, а также устанавливаются общие принципы их государственной охраны. Законом даётся перечень объектов, относящиеся к культурному наследию, которые, в свою очередь, подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли и достопримечательные места. Объекты культурного наследия имеют свою категорию историко-культурного значения — федерального, регионального или местного (муниципального).

На муниципальном уровне действуют локальные акты, которые отходят от общих формулировок, озвученных в федеральных законах. Так, например, существует Закон Санкт-Петербурга «О охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» от 20 июня 2007 года (в редакции от 7 июля 2009 года [4]. Это основополагающий документ, регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга. Он содержит в себе положения, определяющие полномочия Правительства Петербурга (в лице КГИОП) в сфере охраны памятников, такие как выявление и учёт объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и пр., а также последующее включение этих объектов наследия в реестр, установление границ охранной зоны, разработка строительных регламентов, выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению выявленных объектов культурного наследия и другие.

Существует также Закон Санкт-Петербурга «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» от 16 февраля 2009 года №29-10 [6]. Правила устанавливают порядок регулирования землепользования и застройки территории Санкт-Петербурга, основываясь на градостроительном зонировании — делении всей территории города на территориальные зоны — и установлении для них градостроительных регламентов. Информация содержится на картах градостроительного зонирования — там отображены границы зон с особыми условиями использования территории и границы территорий объектов культурного наследия. На территориях охранных зон объектов культурного наследия предельная высота зданий, строений и сооружений Правилами не устанавливается, а определяется режимами использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга. При осуществлении строительства объектов капитального строительства на территории земельных участков, расположенных на территории исторического центра Санкт-Петербурга и исторических пригородов имеется необходимость определения основных параметров объекта капитального строительства на основе проведения градостроительного и (или) архитектурного конкурса проектов. Порядок и условия проведения этих конкурсов определяются исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга в области градостроительства. Правилами предусматривается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

На данный момент положения, регулирующие высотный регламент в Санкт-Петербурге отсутствуют. Точнее, они находятся в стадии разработки, а старый регламент, названный «временным», датируется 2007 годом. Однако впоследствии в этот регламент неоднократно вносились исправления и поправки. По данным, приведенным в Постановлении от 28 декабря 2007 года №1731 [7], текущий регламент слишком либерален: в центре позволено строительство зданий высотой до 40 метров при высоте исторической застройки не более 24 метров. Высотные регламенты содержат опасные неточности, в какой-то мере повторяя ошибки действующего временного регламента. Одним из примеров погрешности регламента служит объём гостиницы «Северная Пальмира», расположенной на Большом проспект Петроградской стороны в доме 31 [2, с.267]. Ступенчатый, забирающийся вверх объём между Большим проспектом и Пушкарской улицей, деформировал сложившуюся архитектурную оправу этих пространственных коридоров и Шамшевой улицы. Недочеты этих высотных регламентов связаны с несовершенством методики их определения. При визуальном анализе и оценке возможных повышений используется не вся совокупность видовых точек, а только их избранная часть. Она определяется, как правило, точками зрения пешехода, находящегося на улице.

В настоящий момент в Государственной Думе разработан законопроект, согласно которому предусмотренный в Градостроительном кодексе РФ механизм отклонения от предельных параметров разрешенного строительства больше не допускается. В Кодексе не устанавливается никаких ограничений на величину отклонения, а в связи и с труднодоступными данными о высотном регламенте, не приходится удивляться тому, как город заполонили «выскочки» — здания, которые «выскакивают» за уровень высотного регламента. К сожалению, в петербургском законодательстве существует много брешей, что способствует планомерному разрушению лица города.

Не спасает положение даже принятая на официальном уровне Петербургская стратегия сохранения культурного наследия [5], положения которой являются более чем убедительными и разумными, но, к сожалению, не нашедшими применения в практике. Провозглашаемая Стратегией «охрана для +» (отличающаяся от «охраны от +», которая представляет собой исключительно запретительные меры), является концепцией, призванной сбалансировать требования общественности, экономическую деятельность по извлечению прибыли и охрану исторической среды. Концепция должна привести к признанию всеобщей ответственности за сохранение культурного наследия. В Стратегии упоминаются и регулируются многие острее моменты в градозащитной деятельности, как, например, предпочтение консервации, а не дорогостоящей и искусственной реставрации и реконструкции, популяризация культурного туризма, обсуждение выгодных с экономической точки зрения и безопасной с точки зрения сохранения наследия отношений собственности исторических памятников.

К сожалению, приходится констатировать, что напряжённость в сфере охраны культурного наследия Санкт-Петербурга в последние годы неуклонно возрастает, недостаточная прозрачность деятельности, коррумпированность, недоработка охранного законодательства не способствуют адекватному проведению сохранных мероприятий в Петербурге. Неумелое использование многих объектов наследия, находящихся в заброшенном состоянии из-за отсутствия финансирования по их содержанию, но при этом числящихся в реестре охранных объектов, ведёт к пока ещё обратимой катастрофе по утере истинного архитектурного лица Петербурга. За 2003-2010 годы было снесено более 100 исторических зданий, в том числе 5 на Невском проспекте. Некоторые здания разрушены и перестроены только с сохранением стилизованного под исторический фасад, на других надстроены стеклянные мансарды. Процветает правовой нигилизм — грубейшие нарушения режимов зон охраны в Петербурге не пресекаются, более того, ряд нарушений допускают сами власти. Появился официальный термин «градостроительная ошибка». Ситуация в Петербурге определенно напряжённая.

Если говорить о французской правовой базе по вопросу охраны культурного наследия, то основополагающим документом является Кодекс наследия (Code du patrimoine) [8], который объединяет многочисленные нормативные акты, принятые в сфере наследия. Он включает в себя тексты разных законов, принятых в течение XX века. Самым старым является закон от 31 декабря 1913 года «Об исторических памятниках» (loi sur les monuments historiques). Стоит признать, что идея кодифицировать законодательство в сфере охраны памятников культурного наследия является правильной, поскольку текст закона разделен на «книги», «главы» и «секции», которые охватывают все аспекты деятельности по охране памятников культуры. Таким образом, присутствует чёткая система, регулирующая различные отношения в данной области, что исключает неверные толкования, путаницу при делегировании полномочий локальным органам власти. Система ясна и максимально прозрачна. Французское законодательство не дает определения памятникам историй и культуры [3]. Любые движимые и недвижимые предметы и объекты могут быть отнесены к памятникам истории и культуры, подлежащим охране со стороны государства. При этом они должны представлять интерес с «исторической, художественной, легендарной, научной и живописной» точек зрения. Таким образом, понятие «памятник истории и культуры» включает два признака: 1) историческая, художественная, легендарная, научная и живописная ценность; 2) особый правоохранительный режим. Также как и российское законодательство, французский кодекс выделяет такие категории памятников, как архитектурные ансамбли, отдельные памятники и ландшафты [8]. Вокруг охраняемого памятника может быть установлена охранная зона в радиусе 500 метров от любого памятника, занесенного в реестр [12].

На муниципальном уровне также существует чёткая система охраны памятников культуры. Стоит особо отметить наличие аналога Градостроительного плана в Петербурге — местный план развития города Парижа (Le plan local d’urbanisme) [9]. План представляет собой направления по развитию города на ближайшие годы, он охватывает всё пространство города за исключением двух кварталов, которые строго охраняются государством — квартал Марэ (Le Marais) и 7-й округ (VIIe arrondissement). Планом также не регулируется зона Люксембургского сада, который находится за пределами параметра плана развития. Это сделано для того, чтобы исторический ландшафт сложившихся районов не пострадал от новостроек. Концепцией плана предусмотрена защита архитектурного и городского наследия. Несомненно, законодательство сейчас гораздо осторожнее относится к новым архитектурным проектам в историческом центре города, ведь известен печальный опыт 1960-70-х годов, когда строительство небоскрёба Монпарнасс (La tour de Montparnasse) вызвало многочисленные дискуссии, споры и неодобрение общественности. История напоминает эпопею с петербургским Охта-центром, за исключением того, что французы на своей ошибке выучились, а в Петербурге даже при этом счастливом исходе дела ситуация в лучшую сторону не изменилась. Высотные ограничения в Париже рознятся в зависимости от городских районов. По общему правилу, в центральный районах максимальная высота составляет 25 метров и 31 метр в отдаленных районах, то есть постройки за пределами исторической зоны не будет диссонировать с общим ансамблем центральной части Парижа. Хочется особо отметить интерактивную карту местного плана развития города [10], на которой с пояснениями указаны все охранные зоны города, высота фасадов зданий и их допустимый предел. Объективно стоит признать, что даже план высотного регламента представлен в гораздо более удобном для прочтения виде, и картинки сопровождаются текстом, в том время как в петербургском законодательстве в плане даны только условные обозначения, которые при отсутствии должной практики тяжело прочитать. Планом оговаривается, что превышение высотных ограничений не допускается, за исключением особых случаев. Проблему современного строительства Париж решил просто, отведя целый район новостроек и небоскребов недалеко от центра города (La Défense), но так, что перспектива не вносит диссонирующих элементов, всё смотрится органично. Несмотря на эту специфику Парижа, многие выражают сожаление, что у города отсутствует архитектурная амбиция, и что город музеефицируется, а не развивается. Тем не менее, это не совсем так. Власти планируют решить эту проблему таким образом, что получится совместить развитие города и сохранить историческую ткань города, не навредив ей. Для этого разрабатывается проект «Большого Парижа» (Le Grand Paris) [11], предусматривающий слияние пригородов Парижа с городской зоной и развитие этой агломерации (ведь границы города не изменялись с 1860 года).

Краткий обзор практик и законодательства двух городов показал несовершенство системы охраны памятников культурного наследия в Санкт-Петербурге и достаточно высокий уровень охраны в Париже. Несомненно, памятники обоих городов подвержены опасностям природного, социального и других характеров, но одной из самых разрушительных сил, грозящих культурному наследию городов, является городская власть. К сожалению, стоит признать, что недоработка многих аспектов по охране памятников, бреши в законодательстве, недобросовестность чиновников и их коррумпированность очень сильно вредит охранной деятельности в Санкт-Петербурге, в то время как в Париже власть всегда готова пойти на диалог с мнением общественности, наблюдается чёткая проработка многих аспектов по консервации архитектурного наследия, а также, что немаловажно, демонстрируется прозрачность системы, её доступность и удобство работы. Таким образом, можно придти к выводу, что Петербургу требуется усовершенствовать свою правовую базу, а также мобилизовать экономический ресурс культурного наследия.

Ни один город из числа тех, которые называют музеями под открытым небом, не может быть законсервирован. Санкт-Петербург и Париж — развивающиеся мегаполисы, поэтому согласование интересов охраны культурного наследия с необходимостью развития и реконструкции территорий — одна из важнейших задач.

Список источников и литературы:

  1. Никонова А.А. Музеефикация городской среды//02.08.11// Музейный квартал // http://www.museum-city.ru/?p=288 (Дата обращения: 24.11.13)
  2. Курбатов Ю. И. Высотность зданий и охрана исторических ландшафтов Санкт-Петербурга. // Памятники истории и культуры Петербурга. Исследования и материалы. Выпуск 9: Санкт-Петербург. «Белое и черное», 2006.
  3. Онуфриенко Г.Ф., Веденин Ю.А. Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. Информационный сборник. — Duma.tomsk.ru/files2/8283_Zarub.zakon-vo.pdf (Дата обращения: 24.11.13)
  4. Официальный сайт Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Закон Санкт-Петербурга «О охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» от 20 июня 2007 года (в редакции от 7 июля 2009 года) — http://kgiop.ru/rus/law/spb-statute (Дата обращения 26.11.13)
  5. Официальный сайт Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Петербургская стратегия сохранения наследия. — http://kgiop.ru/rus/strategy/ (Дата обращения 26.11.13)
  6. Официальный сайт Комитета по градостроительству и архитектуре. Закон Санкт-Петербурга «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» от 16 февраля 2009 года №29-10 — www.kgainfo.spb.ru/img/flash/pzz/pril_1_obsh.pdf (Дата обращения: 26.11.13)
  7. Сайт градозащитного движения ЭРА (специализированная группа экологии рядовой архитектуры) в Санкт-Петербурге — http://era-group-spb.ru/ru/lawlocal6/ (Дата обращения 26.11.13)
  8. Legifrance, le service public de la diffusion du droit. Code du patrimoine — www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006074236 (Дата обращения 26.11.13)
  9. Le site officiel de la Mairie de Paris. Le plan local d’urbanisme www.paris.fr/pratique/urbanisme/documents-d-urbanisme-plu/p6576 (Дата обращения 28.11.13)
  10. Le site officiel de la Mairie de Paris. Le plan au 1/2000ème de l’Atlas Géneral du PLU

    Paris-a-la-carte-version-pl.paris.fr/carto/contenu/PLU140508/plu_detail/anim_detaille/carte.htm (Дата обращения 28.11.13)

  11. Le site officiel du Ministère de l’égalité des territoires et du logement. Le projet du Grand Paris www.territoires.gouv.fr/Grand-Paris (Дата обращения 28.11.13)

Региональное культурное сотрудничество