Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Деятельность Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Краткий дискурс.

Аннотация. В данной статье предпринята попытка проанализировать деятельность Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, или Россотрудничества. Автор уделяет внимание оценке деятельности Россотрудничества как инструмента «мягкой силы». Кроме того, Агентство рассматривается как организация, занимающаяся распространением русского языка и культуры России за рубежом.

Ключевые слова: Россотрудничество, соотечественники, русский язык, мягкая сила, гуманитарное сотрудничество.

Annotation. This article attempts to analyze the activity of the Federal Agency for the Commonwealth of Independent States, Compatriots Living Abroad and International Humanitarian Cooperation, or Rossotrudnichestva. The author focuses on the evaluation of Rossotrudnichestva as an instrument of “soft power.” In addition, the Agency is seen as an organization dedicated to the spread of the Russian language and Russian culture abroad.

Keywords: ROSSOTRUDNICHESTVO, compatriots, Russian language, soft power, humanitarian cooperation.

В современном мире положение государства на международной арене определяет не только экономическая, политическая, военная мощь, но и «мягкая сила», то есть наличие у государства информационных и других способов воздействия, что считается легальным и эффективным средством продвижения государственных интересов. Россия обладает огромным потенциалом использования мягкой силы: немалый международный авторитет отечественной науки и культуры, накопленные с советских времен кадры и инфраструктура культурных центров по всему миру, и «русский мир» — миллионы людей в ближнем и дальнем зарубежье. Таким образом, ресурс, который необходимо задействовать, есть, но он используется еще не до конца.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315 в сентябре 2008 года было создано Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, или Россотрудничество. Агентство призвано расширить влияние Российской Федерации на умы, на сознание людей в тех странах, где оно работает. Кроме того, сейчас, “когда многие государства для продвижения своих национальных интересов активно задействуют политику «мягкой силы», возрастает роль и ответственность Россотрудничества и его представительств в деле формирования объективного образа нашей страны за рубежом, укрепления ее авторитета”.[4] Именно Россотрудничеству, которое является федеральным органом исполнительной власти, занимающимся распространением русского языка и культуры нашей страны за рубежом, отведена значительная роль в деле практической реализации политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. [1] В приветствии участников совещания представителей Россотрудничества за рубежом, проходившего 3 сентября 2012, Президент России В.В Путин заявил, что «русский язык должен оставаться важнейшим инструментом приобщения других народов к российской и мировой культуре, серьезным фактором формирования позитивного восприятия России в мировом сообществе». [1] Это объясняет тот факт, что Россотрудничество в настоящее время находится в фокусе внимания политиков, журналистов, общественных деятелей.

Отвечая современным вызовам гуманитарной политики и перенимая опыт предшественников, Россотрудничество было создано как преемник Российского центра международного научного и культурного сотрудничества — «Росзарубежцентра». Однако история данной организации, которая прошла в своем развитии путь от Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС), через Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД), Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (Росзарубежцентр) до Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) насчитывает уже 87 лет. [16]

Продам компрессор типа рутс. Свежая информация риобет казино регистрация на сайте.

Главной задачей Агентства считается расширение, в первую очередь, российского гуманитарного, образовательного и культурного присутствия за рубежом. [12] В целом, данная задача полностью соответствует необходимости России “увеличить свое культурное и образовательное присутствие в мире в разы, а там, где говорят на русском языке, — на порядок, то есть минимум в десять раз”. [14]

Создание Россотрудничества примечательно тем, что во внешней политике гуманитарное направление получило еще один важный стимул для развития и укрепления, так как истинное назначение Агентства в дальнейшем — стать действенным инструментом развития международного сотрудничества в гуманитарной сфере.

В числе основных направлений деятельности Агентства определены:

– содействие интеграционным процессам на пространстве СНГ;

– помощь российским соотечественникам, проживающим за рубежом;

– поддержка и продвижение культуры и русского языка; [11]

– содействие методами “народной дипломатии” реализации основных положений Концепции внешней политики Российской Федерации.

Наличие широкого круга направлений деятельности Агентства подразумевает разветвленную структуру организации. Структура Россотрудничества включает в себя 8 управлений, каждое из которых содержит в себе несколько подразделений. В целом, структура Агентства, имеющая сложный аппарат, требует более длительной проверки временем, поскольку в результате написания курсовой работы по данной теме, стало очевидно, что деятельность Россотрудничества требует корректировки. Например, Россотрудничество развивает одно из таких современных направлений как инновационное сотрудничество, и при реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 год, в рамках которой Агентство создает сеть национальных контактных центров в странах СНГ, следует учесть, что на постсоветском пространстве уже существует структур, занимающаяся инновационным развитием. Это — центр высоких технологий ЕврАзЭс. [19] Возникает ситуация, когда две организации дублируют друг друга. На наш взгляд, в дальнейшем для осуществления эффективной деятельности Россотрудничеству целесообразно концентрировать все силы на собственных конкретных программах и проектах, возможно более узконаправленных, но способных дать успешные результаты.

За пределами России Россотрудничество осуществляет свои функции через свои представительства — Российские центры науки и культуры за рубежом — либо через своих представителей. Программа развития сети российских центров науки и культуры за рубежом, включающая в себя открытие новых представительств Россотрудничества за рубежом, занимает важное место в деятельности Агентства, которое “через сеть российских центров науки и культуры (РЦНК) содействует укреплению и развитию связей российских соотечественников, проживающих в государствах СНГ, с Россией”. [17] В настоящее время Россотрудничество представлено в 77 странах 59 российскими центрами науки и культуры, 8 их филиалами (4 из которых в Индии) и 18 представителями федерального органа в составе дипломатических миссий Российской Федерации. [18] Более того, к 2015 планируется открыть ещё 35 новых представительств. [3] К 2020 году Россотрудничество увеличит количество представительств до 150 в 104 странах мира. [12]

РЦНК призваны вносить существенный вклад в развитие отношений с международными партнерами в культурной, научной, экономической и информационной областях. Центры призваны стать лицом нашего государства за рубежом, поэтому их оснащение, финансирование, модернизация представляются необходимыми. Следует отметить, что в Положении о Россотрудничестве, основополагающем документе, указано, что Агентство финансируется бюджетом РФ, но также может получать средства от разрешенных видов деятельности, приносящих средства и обеспечивающих расходные обязательства, связанные с международной деятельностью. [2] Однако в настоящее время финансирование РЦНК недостаточно Для сравнения: расходы на российские центры за рубежом составляют 5% от аналогичных расходов Великобритании, 15% от расходов Франции,16% от расходов Германии и 30% от расходов Испании. [7] В современном мире создание целостного русского мира является необходимостью, так как отвечало бы нашим внешнеполитическим целям, и было бы направлено на укрепление позиций России в мире.

Пространство СНГ является для Россотрудничества приоритетным направлением. Взаимодействие с исполнительными органами международных и региональных организаций, например Совета Глав Государств СНГ, созданных Российской Федерацией совместно с государствами — участниками Содружества Независимых Государств — входит в сферу компетенции Агентства. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ опубликовал в 2012 году исследование, которое раскрывает потребности населения стран СНГ и Грузии в области культуры, науки и образования. Были опрошены около 12 тысяч человек, проживающих в 11 странах. Согласно данным исследования, Центры русской культуры в представительствах Россотрудничества — значимые источники знаний, сведений о российской культуре в Армении, Белоруссии, Молдавии, Украине, где опрошенные знали о деятельности Россотрудничества. [8] Однако среди опрошенных в Казахстане был высок процент тех, кто не знает о подобных центрах русской культуры. Таким образом, Россотрудничеству еще предстоит проводить активную деятельность, способствующую популяризации ЦРК за рубежом.

В пределах своих полномочий Федеральное агентство участвует в планировании, организации и проведении гуманитарных, научных и культурных акций России, координирует деятельность российских и зарубежных соорганизаторов по подготовке таких программ. Культурные связи призваны работать на создание благоприятного и объективного мнения о России, поскольку они являются одними из самых гибких и поэтому наиболее действенных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности.

В рамках деятельности Агентства осуществляется реализация проектов, нацеленных на укрепление международных связей, формирование позитивного образа России. Цель проектов — преодолеть негативные стереотипы, ознакомить общественность других государств со значительными событиями нашей истории, культуры и тем самым способствовать восприятию и пониманию различных особенностей, и нашего менталитета в целом. Ниже приводятся несколько проектов, в рамках которых были проведены в 2012 году различные мероприятия

-Космическая одиссея

-Памятные даты Великой Отечественной войны

-200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года

-1150-летие зарождения российской государственности

Особенное место в деятельности Федерального агентства занимает популяризация русского языка за рубежом, расширение и укрепление пространства русского языка и культуры, оказание содействия в изучении и распространении русского языка.

К полномочиям Россотрудничества относится организация курсов и центров по изучению русского языка, проведение конференций, семинаров, конкурсов и олимпиад по русскому языку. В настоящее время действуют курсы на базе 56 РЦНК в 50 странах мира. Общее количество слушателей курсов составляет более 19000 человек в год. Кроме того, в 33 странах мира курсы русского языка могут посещать дети соотечественников, проживающих за рубежом, и дети от смешанных браков. [15]

Сейчас во всем мире наблюдается тенденция к сокращению культурного разнообразия. [10] Однако с этим стоит бороться и уже сейчас предпринимать конкретные меры. Наличие разнообразных органов, организаций, стремящихся к сохранению, поддержанию и развитию русского языка, таких Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, и создание новых, таких как Россотрудничество, фонд «Русский мир» — положительная тенденция. Но об эффективности деятельности подобных структур будут говорить конкретные результаты, например, увеличение количества русскоговорящих, следовательно, на данный момент необходимо продолжать активно действовать и принимать комплексные меры. Ответом на тревожную тенденцию уменьшения русскоговорящих, должно стать развитие такого направления, как “русская школа за рубежом”. [13] Необходимость создавать новые русские школы существует и в странах СНГ, поскольку «есть государства в СНГ, в которых преподавание на русском языке почти не ведётся. Это, например, Туркмения, где существует сейчас только две русские школы». [20]

Важным фактором, по которому можно определить отношение к русскому языку, является практическая необходимость во владении нашим языком и в его использовании. Активная трудовая миграция, получение образования в России должны привлечь желающих изучать русский язык. Более того, согласно результатам исследования «Русский язык в новых независимых государствах», проведенного Международным исследовательским Агентством «Евразийский монитор» совместно с Фондом «Наследие Евразии» в 2007 году, если “экономические связи между государствами СНГ и Россией будут развиваться и укрепляться, то будет развиваться и расширяться объективная потребность в русском языке и, следовательно, различные формы его изучения”. [9]

Еще одним важным аспектом, положительно влияющим на укрепление позиций России на международной арене, является наличие ведущих вузов и открытой миграционной политики для студентов, что в целом делает нашу страну привлекательной для молодежи постсоветских стран. [21] В настоящее время в Российской Федерации обучается 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ (в том числе 23,9 тыс. по бюджету), что составляет 56% от общего числа иностранных учащихся. [6]

Россотрудничество является государственным заказчиком определенных федеральных и ведомственных целевых программ и межгосударственных целевых программ. Например, Молодежная политика со странами СНГ заслуживает особого внимания, поскольку молодежное сотрудничество является важным фактором, от которого зависит сохранение и в будущем углубление дружественных отношений между странами. На данный момент существует Стратегия международного молодежного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года. [5] Однако, проблема глубже, чем может показаться на первый взгляд, необходимо повысить конкурентоспособность русского языка, следовательно, и конкурентоспособность на рынке труда изучающих наш язык, что в будущем станет залогом укрепления взаимовыгодных, благоприятных отношений между государствами.

Положение русской культуры за пределами нашего государства требует постоянного внимания к процессам, которые происходят в обществе и влияют на существование. Следовательно, есть необходимость в организации, которая бы занималась исследованием, продвижением, поддержкой русской культуры за рубежом. Россия обладает не просто подобной организацией, а действующим федеральным органом — Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Созданное относительно недавно, Агентство формулирует свои задачи в полном соответствии с национальными и государственными интересами России. Учитывая наличие в мире большого количества у крупных государств «агентов влияния», деятельность которых считается допустимой формой цивилизованного лоббизма, Россотрудничество создано, чтобы отстаивать позиции России в мире, исходя из национальных интересов и общечеловеческих ценностей. Постсоветскому пространству уделяется значительное внимание, поскольку на данной территории проживает большое количество наших соотечественников, а также русскоговорящего населения. Сохранение, рост популярности и востребованности русской культуры актуальны в настоящее время. Россотрудничество действует в разных сферах, однако есть направления деятельности, которые представляются особенно перспективными. Например, работа с молодыми поколениями, увеличение количества источников информации о русской культуре и сохранение русского языка в странах СНГ, используя новые подходы.

Очевидно, что Россия заинтересована в обладании действенными инструментами влияния на постсоветском пространстве и начала инвестировать в мягкую силу. И именно русский язык как один из таких инструментов, как особый ресурс, способный консолидировать русский мир, заслуживает особого отношения со стороны Россотрудничества. Поскольку от того, на каком языке человек говорит, зависит и то, как он думает, увеличение числа русскоговорящих полностью отвечает современным реалиям. Деятельность Россотрудничества в данной сфере требует корректировки, так как уже имеется фонд «Русский мир», основной целью которого является популяризация русского языка. Взаимное сотрудничество данных организаций дает шанс достичь положительных результатов, а самым важным фактором популяризация русского языка и культуры нашего государства будет являться последовательность в исполнении Россотрудничеством запланированной стратегии.

Список источников и литературы:

1. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества.// http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/d48737161a0bc944c32574870048d8f7 (3.11.2012)

2. Положение о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (утв. Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1315) http://rs.gov.ru/node/610 (20.11.2012)

3. Правительство России/ Совещание руководителей представительств Россотрудничества за рубежом. Стенограмма. 3.09.2012 http://правительство.рф/stens/20531/ (5.11.2012)

4. Президент России/ Приветствие Президента РФ участникам совещания представителей Россотрудничества за рубежом. 3.09.2012// http://президент.рф/letters/16351 (10.02.2012)

5. Президент России/ Стратегия международного молодёжного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года// http://news.kremlin.ru/ref_notes/812 (1.03.2013)

6. Министерство образования и науки РФ/ Аналитические материалы/ Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации/ http://www.russia.edu.ru/information/analit/1300/ (2.03.2013)

7. Институт диаспоры и интеграции (институт стран СНГ)/ Отчет «Анализ отношения населения стран СНГ к продвижению российской культуры на территории этих стран». Москва, 2012 11 стр.// http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2012/08_11_2012_2.pdf ( 24.02.2013)

8. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, исследовательский холдинг РОМИР. Гуманитарное сотрудничество государств-участников Содружества независимых государств и Грузии. Социологический портрет. М., 2012 г. 182 с.

9. Международное исследовательское агентство «Евразийский мониторинг» / Русский язык в новых независимых государствах // http://www.eurasiamonitor.org/rus/files/73/file/071218.zip (28.20.2013)

10. Боголюбова Н. М. Николаева Ю. В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен, СПбКО 2009 г., 46 с.

11. Интервью с Ф.М. Мухаметшиным Ирины Мучкиной. // Журнал «Шире круг». 25.06.2009 http://www.shirekrug.com/index.php?option=com_content&task=view&id=302&Itemid=1 (18.12.2012)

12. Косачев назвал главную задачу Россотрудничества// Радио «Голос России». 6.09.2012 http://rus.ruvr.ru/2012_09_06/Kosachev-nazval-glavnuju-zadachu-Rossotrudnichestva/ (5.12.2012)

13. Напольский Герман. Россотрудничество тревожит тенденция уменьшения числа русскоговорящих. // Газета «Аргументы». 27.10.2012. http://argumentiru.com/society/2012/10/210322?type=all#fulltext (9.02.2013)

14. Путин В.В. Россия и меняющийся мир. //Московские новости 27.02.2012. http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html (3.12.2012)

15. Россотрудничество/ Русский язык. http://rs.gov.ru/topic/231 (4.02.2013)

16. Россотрудничество/ История отечественной публичной дипломатии. // http://rs.gov.ru/node/565 (4.12.2012)

17. Россотрудничетво/ На пространстве СНГ. // http://rs.gov.ru/taxonomy/term/17 (29.01.2013)

18. Россотрудничество/ О Россотрудничестве. // http://rs.gov.ru/node/28132 (4.12.2012)

19. АО «Национальное агентство по технологическому развитию» http://www.natd.gov.kz/press_center/classifieds/detail.php?ID=494 (27.02.2013)

20. Русский мир/ Статьи/ Вячеслав Никонов о статусе русского языка. 20.10.2011. http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/analytics/article/news0028.html (25.20.2013)

21. Maklis A. The Resurgence of Russian “Soft Power”// http://www.ojkum.ru/arc/lib/2011_02_19.pdf (1.03.2013)

Внешняя культурная политика, Международная общественная деятельность