Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Технология брендинга городов как инструмент продвижения внешнеполитического имиджа государств (Hа примере киностудии «Ленфильм» (г.Санкт-Петербург))

Аннотация. Центральное место в данной статье отведено«Ленфильму» — одной из крупнейших и старейшей кинокомпании России. Киностудия рассматривается под необычным ракурсом: автор делает акцент на том, что «Ленфильм» — это полноправный бренд, узнаваемый символ города Санкт-Петербурга. Автор освещает наиболее важные факты, представляющие широкое и, в то же время, структурированное представление о деятельности кинокомпании. В работе исследованы основные вехи истории кинофабрики, отмечена её роль в системе российской киноиндустрии, выявлены трудности, с которыми сталкивается «Ленфильм» на данном этапе исторического развития. В статье проанализирован вклад в формировании бренда знаменитых актёров «Ленфильма», сделан акцент на зарубежных звезд, связанных с киностудией. Особое внимание в статье уделяется понятию бренда, и брендинга территорий, которые иллюстрируются оригинальными материалами статьи.

Ключевые слова: бренд, брендинг территорий, имидж государства, «Ленфильм», Санкт-Петербург, кинопроизводство, международные связи в области кино.

Abstract. The article centers around “Lenfilm” — one of the largest and the oldest film production studios in Russia. The company is considered there at an unusual angle: the author highlights that “Lenfilm” is virtually a full-fledged brand, a recognizable symbol of St. Petersburg. The author covers the most important facts, giving broad and, at the same time, a well-structured impression of this Russian film company. Thus, the pivotal landmarks of the film studio were examined, with its role in the Russian film industry emphasized and the difficulties, currently faced by the “Lenfilm”, revealed. The contribution of the famous actors of “Lenfilm”, to shaping the status of the brand, was assessed in the article, with a stress on the foreigners, related to the studio. The special focus in the article was made on the concepts of the brand and the place branding, illustrated within the original content of this article.

Keywords: brand, place branding, the state’s image, “Lenfilm”, St. Petersburg, film industry, international relations in the field of the cinema.

В современном глобализированном мире одним из важнейших приоритетов внешней культурной политики большинства цивилизованных государств является формирование и поддержание их позитивного имиджа на международной арене. Признание значимости данного аспекта политики находит своё подтверждение в законах, нормативно-правовых актах, дорожных картах стран, а также подтверждается динамично растущими затратами множества государств (в т.ч. США, Францией, Соединённым Королевством, Германией [16, C.9]) на поддержание и продвижение своего имиджа. Неотъемлемой частью процесса формирования положительного образа страны в мире становится реализация государством стратегии национального брендинга[35] и проведение брендинговых кампаний — т.е. формирование бренда, неповторимого образа[27], заостряющего внимание на достоинствах данной страны. Прежде всего, стоит пояснить, что понятие бренда более ёмкое, чем понятие имиджа, и включает также механизмы и инструменты формирование бренда[1, C.232]; в свою очередь в ходе складывания имиджа государства используются методы брендинга [2, C.109]. Помимо национального уровня, всё большую роль в контексте задачи повышения привлекательности государства приобретает улучшение имиджа городов и регионов, находящихся на его территории, на международной арене[18, C.327] разработка их удачных брендов [28] и осуществление полноценного брендинга территории, о котором впервые сказал Саймон Анхольт [8, C.341], один из ведущих мировых специалистов в области брендинга. Обусловлено это происходящими в нашей стране и в мире в целом изменениями, которые, усилив борьбу городов за инвестиции и высококвалифицированные кадры [13, C.189], способствовали поиск городами новых возможностей для роста и выхода из кризисных ситуаций.Чтобы пояснить, что из себя представляют вышеупомянутые возможности развития, автор подчёркивает, что конкурентные преимущества городов и территорий сегодня определяются уже не наличием материальных ресурсов, таких как промышленные предприятия, хорошие дороги, инфраструктура и перспективные научно-исследовательских центры, а безупречно выстроенной информационной политикой [32, C.14] и возможностями по созданию яркой, грамотной, узнаваемой рекламы города (пример — логотипы городов Нью-Йорка и Амстердама [11]), которая будет способна лечь в основу его уникального бренда. Подобные изменения связаны с тем, что информация в наше постиндустриальное время стала столь обильна и разнообразна [19, C.4], что, ввиду невозможности её полного усвоения, человек создаёт в своём воображении простейшую модель в виде имиджа и бренда [23, C.31]. Кроме того, это логичное следствие полной коммерциализации многих областей нашей жизни, которая порождает конкуренцию и необходимость в задействовании такого механизма, как брендинг [6, C.93]. Брендинг прочно вошёл в политическую жизнь государств и мирополитические процессы [13, C. 38], позволяя расширять информационное присутствие городов и, как следствие, стран, в которых они расположены. Исследователь Ф.Котлер считал, что повышение значимости бренда в мировой политике обусловлено их экономизацией и углублений последствий феномена глобализации [6, C.91]. Тем не менее, специалист в области маркетинга Питер ван Хэм, занимавшийся изучением природы государственного брендинга, настаивал на том, что экономические методы анализа не всегда уместны применительно к международным отношениям [34] и что уж, тем более, нельзя уравнивать все явления мировой политики к экономическому «знаменателю», рассуждал, с другой стороны, о появлении феномена «государство-бренд» [34]. Важно понимать, что специфика информации состоит в том, что она оценивается по иным критериям, нежели количество компаний и качество объектов инфраструктуры, — по имиджу и бренду города [32,C.14], степени узнаваемости города в мире и, как следствие, его привлекательности с точки зрения туризма и бизнеса [28, C.23-24]. Данная тенденция современности описывается в труде исследователей Ф. Котлера, К. Аплунда, И. Рейна, Д.Хайдера, «Маркетинг мест…», которые делают вывод о том, что «конкуренция на рынке мест — часто конкуренция восприятий и имиджа» [14, C.113]. Из вышеупомянутого следует, что грамотное позиционирование городов является одним из главных принципов создания позитивного имиджа страны на международной арене, на территории которой они находятся, в мировых каналах коммуникаций. Так, имеет определяющее значение выбор уникальных черт города, базирующихся на его истинных достижениях, которые выделяют его из ряда других городов, принимая во внимание цели и предпочтения конкретных целевых аудиторий. Соблюдение данного условия задаёт главный вектор складыванию бренда города внешнего значения и позволит ему благополучно развиваться, гордиться процветанием предприятий и благосостоянием жителей и, как следствие, стать победителем в конкурентной борьбе. В международной конкуренции между городами решающую роль играет ряд таких характеристик как безопасность, комфортность проживания, уровень и качество культуры, научно-образовательный потенциал, благоприятные условия для отдыха, динамизм и перспективность развития, ритм жизни. Данный список критериев привлекательности городов, составленный крупнейшей в мире компанией, занимающейся маркетинговыми исследованиями “Global Market Insight”[31], можно также дополнить такими характеристиками города, влияющими на формирование его позитивного имиджа, как нацеленность на перспективу, наличие конкурентной среды, качество руководящих кадров, территориальная принадлежность города, обеспечение защиты частной жизни горожан от постороннего взгляда, а также оказываемое городом эмоциональное впечатление[8, C.258]. Таким образом, главными целями регионального брендинга касательно укрепления позитивного имиджа городов на международной арене состоит в проведении грамотной политики, нацеленной на соответствие данным критериям. Разумеется, соответствие должно быть разумным и соответствие реалиям данного города и его жителям. Стоит отметить, что под понятием «привлекательный имидж города», «грамотно созданный бренд города» и т.д. и т.п. разные категории людей понимают абсолютно разные вещи. В самом деле, сегодня крайне трудно назвать какой-либо город мира, который был бы по-настоящему лучшим во всех отношениях и для всех контингентов населения. Писатель Марк Твен верно подметил: «Я не знаю формулу успеха, но знаю формулу провала: пытаться угодить всем» [15]. Следуя логике заокеанского писателя, в ходе проведения имиджевой политики важно ставить перед собой конкретные цели и чётко понимать, на какие целевые аудитории будет распространяться связанное с этим воздействие. Хотелось бы добавить, что в процессе осуществления политики регионального брендинга эффективна не политика «игры в одни ворота» — односторонняя деятельность центрального правительства, — а именно взаимовыгодное сотрудничество[21, C.36] государственных и частных структур, взаимодействие с представителями различными общественных структур. Более того, в деле складывания удачного бренда города крайне важно вовлечение каналов коммуникаций — СМИ, PR [3, C.212], механизмов культурного воздействия, политических, дипломатических, образовательных институтов, инструментов рекламы [8, C.259]. Успешная имиджевая политика имеет показательные результаты: несколько городов по всему миру избежали участи старения, упадка, заброшенности, превращения в криминальные центры. Среди них — Ливерпуль и Стратфорд-на-Эйвоне (Великобритания), Бильбао (Испания), Великий Устюг и Мышкин (Россия) [26, C.19], Трентон (Нью-Джерси, США), Кируна (Швеция), Дортмунд (Германия) [32,C.29]. Кроме того, существует также опыт по намеренному включению государством малых городов к крупным проектам или значимым процессам. Такие преимущества небольших городов, как экология, более свободное и спокойное движение на дорогах, недорогое жильё и невысокая стоимость жизни в целом, более однородной в культурном и социальном плане среда превращают подобные города в научно-образовательные центры (крупнейшие университеты США Мичиганский и Принстонский расположены в небольших городах, один из лучших университетов в мире в области мировой экономики и международных отношений– в маленьком швейцарском городке Санкт-Галлен; научная деятельность Кремниевой долины также развивается в маленьких городках [5, C.71]), места расположения штаб-квартир транснациональных корпораций (офисы “Adidas” и “Puma” находятся в немецком городе Герогенаухрах, штаб-квартира крупнейшего завода — поставщика тяжёлых грузовиков на мировой рынок “Scania” находится в малоизвестном шведском городке Сёдертелье, отделение компании ”Hugo Boss”[29,C.12] и штаб-квартира международной интеграции фармацевтической компании Actavis — в швейцарском городке Цуге), центры международной политической жизни (штаб-квартиры СЕ и ЕСПЧ находятся в небольшом французском городе Страсбурге, а крупнейший международный экономический форум ежегодно проводится на швейцарском курорте Давос).

В процессе продвижения позитивного образа города важно выделить ряд элементов, выступающих в роли фундамента в формировании архитектуры бренда города — это символика, личности, товары экспорта города и имиджевые кампании [8, C.340]. Санкт-Петербург, культурная столица России — один из городов, которому удаётся в наиболее успешной форме создавать состоявшиеся, узнаваемые бренды [12, C.19] — Государственный Эрмитаж, Петропавловская крепость, Медный всадник, Храм Спаса-на-Крови, Исаакиевский собор и т.д. Однако на перечисленных памятниках список брендов Северной столицы не заканчивается. Появляются новые бренды, в т.ч. внешнего, международного значения, поражающие своей ценностью, новаторством и уникальностью. В частности, к числу международных брендов относится петербургская киностудия «Ленфильм», создающая легенду Северной Столицы[9]в контексте кинематографа.

Петербург, «Ленфильм» и кинематограф в целом — неразрывные частички одного целого[9]. 30 апреля 2015 года «Ленфильму» исполнилось 97 лет.«Ленфильм» — киностудия не местного и даже не только национального, но подлинно мирового значения. История киностудии «Ленфильм» начинается в 1908 году, когда на Каменноостровском проспекте инженер Владислав Карпинский основал одну из первых в Петербурге кинофабрик («Омниум-кино») [33], которая снимала хроники. После Октябрьского переворота все имущество кинематографического отдела, включая технику и фильмы, было передано в ведение Петроградского кинокомитета, что в 1918 году снял первый советский фильм «Уплотнение» [33]. Затем, киностудия много раз меняла название: «Госкино», «Ленинградкино», «Росфильм», «Союзфильм» [22, C.243], и, наконец, свое окончательное название — «Ленфильм», кинокомпания получила в 1934 году[22, C.244].

Фильмография киностудии «Ленфильм» крайне обширна: за всю историю на “Ленфильме” было снято около полутора тысяч фильмов. Многие из них вошли в историю мирового киноискусства: «Чапаев»(реж. Г.и С. Васильевы,1934) (Сталинская премия, 1941)[10], «Дама с собачкой»(реж. И.Хейфиц,1959) (Приз МКФ в Канне, 1960), «Гамлет»(реж.Г.Козинцев, 1964) и «Король Лир»(реж.Г.Козинцев,1970) (принесли свыше 30 международных кинопремий), «Дикая собака динго»(реж.Ю.Карасик,1962)(«Золотой лев святого Марка», МКФ в Венеции, 1963), «Мой друг Иван Лапшин»(реж.А.Герман,1984)(«Бронзовый Леопард», МКФ в Локарно, Швейцария, 1985), «Год Собаки»(реж.С.Аранович,1994) («Серебряный Медведь», МКФ в Берлине, 1994), «Молох»(реж.А.Сокуров,1999) (приз МКФ в Канне, 2000).Среди известных кинокартин, снятых на «Ленфильме», — «Человек-амфибия»(реж.В.Чеботарёв,Г.Казанский, 1961), «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»(реж.И.Масленников, 1979-1986), «Полосатый рейс»(реж.В.Фетин, 1961), «Труффальдино из Бергамо»(реж.В.Воробьёв, 1976), «Двадцать дней без войны»(реж.А.Герман, 1976), «Женитьба Бальзаминова»(реж.А.Белинский, 1989), «Гиперболоид инженера Гарина»(реж.А.Гинцбург,1965), «Влюблён по собственному желанию»(реж.С.Микаэлян,1982), «Пётр I»(реж.В.Петров,1937) и другие. Знакомство с продукцией «Ленфильма» для российского и советского зрителя начиналось с самого детства, за просмотром «Новогодних приключений Маши и Вити»(реж.Г.Казанский,И.Усов, 1975), «Острова сокровищ», «Старика Хоттабыча»(реж.Г.Казанский, 1956), «Золушки»(реж.Н.Кошеверова,М.Шапиро, 1947), хотя последний фильм не имеет чётких возрастных категорий и своим очарованием заставляет прильнуть к экранам и взрослых. В наши дни «Ленфильм» готовится к съемкам картины по повести Л. Юзефовича «Контрибуция» [30] (реж. Сергей Снежкин), а также фильма «Джойс» режиссера Юрия Мамина и киносказки «Самый рыжий лис» (реж. Александра Стреляная). Кроме того, идет работа над сценарием «Ленинградская правда» [33] по повести Аркадия Высоцкого, в основе которого — эпизоды жизни семьи Высоцких в блокадном Ленинграде, а также сценарием «Белов» [17] — о жизни известного баскетболиста А.Белова.

Говоря об актёрском составе, особенностью кинокомпании, важной для выявления её мощного брендового потенциала, является то, что, несмотря на то, что в количественном отношении он несколько уступает гиганту «Мосфильму», «Ленфильм» примечателен тем, что каждый актёр, режиссёр, музыкант является уникальной личностью, полностью посвящающей себя своей работе. Кроме того, кинокомпания искренне ценит труд и личность каждого из своих работников. Неудивительно, что киностудия породила множество гигантов кино. Так, на «Ленфильме» творили Григорий Козинцев, Иосиф Хейфиц, Сергей Юткевич, Сергей Эйзенштейн, Евгений Замятин, Дмитрий Шостакович, Николай Акимов, Юрий Тынянов, Вера Панова, Вениамин Каверин. Студийные коридоры помнят Виктора Некрасова, Владимира Максимова, Иосифа Бродского, Михаила Шемякина. Здесь снимались Владимир Гардин, Мария Бабанова, Павел Кадочников, Борис Ливанов, Николай Черкасов, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Ванесса Редгрейв, Франко Неро, Микеле Плачидо, Сандрин Боннер, Уильям Херт, Марина Влади, Максимилиан Шелл, Майкл Кейн [22, C.267] и другие. Сколько судеб, триумфов и поражений видели эти стены[22, C.268], сколько фильмов снимали здесь, сколько надежд и мечтаний свершилось!

Глядя на список актёров и других людей творческих профессий, работавших на «Ленфильме», можно сделать вывод об участии зарубежных звёзд — работников киноиндустрии в производстве кинокартин «Ленфильма». Международное сотрудничество на уровне актёрского состава — важная веха в истории петербуржской киностудии. Отдельно хотелось бы отметить работы «Синяя птица» (с Элизабет Тейлор, США)(реж.Дж.Кьюкор,1976), «Кодайя»/«Сны о России» (с Японией)(реж.Д.Сато,1992), «Орландо» (с Великобританией)(реж.С.Поттер,1992) и «Герои Шипки» (с Болгарией)(реж,С.Васильев,1954) [22, C.266]. Присутствие иностранных актёров на плёнках кинокартин «Ленфильма» — ещё одно доказательство того, что ключ к успеху и путём к известности данной российской кинокомпании были основаны на тесном сотрудничестве её коллектива — актёров, режиссёров, сценаристов, операторов композиторов, звукорежиссёров, художников, гримёров, монтажёров и т.д., в т.ч. и в международном масштабе.

Научная деятельность является важным аспектом работы «Ленфильма», вносящим немалый вклад в складывании внешнеполитического имиджа киностудии. В сентябре 2013 года впервые в России прошла международная конференция по спецэффектам [33], организатором которой выступит киностудия «Ленфильм».

На международных кинофестивалях «Меридианы Тихого», «Амурская осень», «Улыбнись, Россия!» [33], в Финляндии и Румынии прошли юбилейные ретроспективы[24]. Специальная юбилейная программа будет организована и в рамках Международного Петербургского кинофорума.

Несмотря на свою большую значимость, «Ленфильм», по сравнению с другими киностудиями, обладает большой демократичностью открытостью для широкой публики. При наличии желании и свободного времени в «Ленфильм» можно прийти, пусть и предварительно позвонив туда, как в музей, на экскурсию. Тогда можно увидеть, что на «Ленфильме» есть свои склады для костюмов и декораций, съёмочные комнаты (некоторые — с инфраэкранами), бутафорская [7], пошивочные, звукоцех, цех и склад светотехники, администрация, своя котельная, электроподстанция, типография, красильно-прачечная, диспетчерская, монтажно-тонировочный комплекс и артистические комнаты [22, С.228]. В костюмерном цехе, по богатству и разнообразию не имевший себе равных в России, хранятся тысячи исторических, этнографических костюмов — от простонародных до «изысканно-редких и дорогих», огромное количество шляп и др. головных уборов разных времён и народов, шинелей, шуб, пальто, халатов[22, С.228]. и т.д. При нём организована спец. выставка, в честь чего в стеклянных шкафах были развешаны сенаторские и придворные мундиры, полковые ордена, значки, шлемы и т.д. На складе мебели хранятся старинные вещи с инкрустациями из бронзы, перламутра, роскошные столы, шкафы, кресла[7]. Там имеются десятки комплектов столовых, гостиных, кабинетных гарнитуров из дорогих сортов дерева — чёрного, красного, карельской берёзы, ореха[20]. Там же хранятся роскошные драпировки, реквизированные во дворцах и усадьбах, а на складе мебели — огромные бронзовые люстры, канделябры, перила для лестниц из кованого железа и множество других лепных вещей[24].

Большую роль в складывание образа «Ленфильма» в качестве бренда Северной столицы играет выразительный логотип кинокомпании, разработанный художницей “Ленфильма” Марины Бологовской совместно с оператором Эдгаром Штерцкобером [22, С.259], который в скором времени будет выглядеть уже в формате 3D[4].

В заключительной части статьи стоит сказать о проблематике рассматриваемой в статье темы — о проблемах брендинга Санкт-Петербурга. Прежде всего, важно отметить, что, несмотря на стабильный интерес к городу у иностранных туристов, в отношении внешнеполитического имиджа, туринфраструктура Санкт-Петербурга крайне разобщена[25], её элементы (к примеру, киностудия «Ленфильм», Государственный Эрмитаж, Петропавловская крепость, ФК «Зенит», разводные мосты, поэты Серебряного века, петербургские коты и т.д.) не подведены под знаменатель какого-либо единого бренда, не представлены в едином стиле. Санкт-Петербург испытывает ряд проблем, связанных со слабым развитием и использованиемсовременныхкоммуникативных технологий, что обусловлено отсутствием должной информационной политики. Упорядочение коммуникаций, введение постоянных элементов там, где это возможно — является на сегодняшний день одной из приоритетных задач брендинга Санкт-Петербурга, поскольку таким образом можно повысить узнаваемость и даже аттрактивность туристического бренда Санкт-Петербурга. Во-вторых, проблемой Северной столицы как бренда является недостаточное финансирование кампаний внешнеполитического имиджа города со стороны властей, которое тормозит складывание узнаваемого образа, полноценного бренда города. Еще одной проблемой брендинга и развития Санкт-Петербурга является отсутствие должного внимания к работе с городскими районами. Например, собственным имиджем и образом серьезно озабочены спальные районы Санкт-Петербурга, которые, по преимуществу, еще недавно были промышленными (Фрунзенский район, Проспект Большевиков и т.д.). Повышение привлекательности районов Петербурга с менее привлекательной архитектурой могло бы решить смежную проблема бренда Северной столицы — дефицит нестандартных маршрутов, способных создать у гостей города свежий взгляд на Северную Пальмиру, помочь им заново открыть для себя город Санкт-Петербург. При этом, важно понимать, что бренд Санкт-Петербурга как и другие российские бренды нацелены, в своей брендинговой политике, на извлечение преимуществ из уже существующих достопримечательностей и истории, не требующий особой креативной работы[25]. Говоря же о проблематике такого бренда Северной столицы, как «Ленфильм», на сегодняшний день, можно выделить как минимум три главных вызова — финансовый, организационный и проблему конкурентоспособности.

Безусловно, кино — важнейший фактор формирования удачного бренда территорий, а «Ленфильм» — не только своего рода «страна чудес», отдельный мир, где «искусство приготовляется электрическими машинами» [22, С.249], где в мгновение ока пролетают целые жизни, эпохи, миры, но и значимый бренд Санкт-Петербурга, повышающий его узнаваемость, создающий легенду Северной столицы в контексте всемирного культурного наследия, и, в целом, улучшающий имидж города, переутверждающий статус культурной столицы России и повышающий авторитет и влияние страны в мире.

Список источников и литературы:

  1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культурный обмен в системе международных отношений. — СПб: Изд. СПбГУ, 2003.

  2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб: СПбКО, 2009.

  3. Гринберг Т.Э. Политические технологии: PR и реклама.

  4. Для создания новой заставки “Ленфильма” Медного всадника сканировали восемь часов.// ТАСС http://tass.ru/kultura/1779733

  5. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов.М.: Новое издательство. 2011.

  6. Задорожный В.Н. Влияние политического имиджа государства на экономический рост. Онлайн-библиотека “Elitarium”. http://www.elitarium.ru/2007/06/07/vlijanie_imidzha_gosudarstva_na_jekonomicheskijj_rost.html

  7. За кулисами “Ленфильма”. http://periskop.livejournal.com/1116883.html

  8. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта/ Под ред. проф. И.А.Василенко. — М.: Международные отношения, 2013.

  9. Интервью об истории и современности кинокомпании «Ленфильм» https://www.youtube.com/watch?v=v_7sW4Yryfw

  10. История киностудии. Интернет-портал Versia.Ru https://versia.ru/lenfilm

  11. Как брендируют города.// http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/kak-brendiruyut-goroda-69951/

  12. Каноненко В.А. Создать образ России? //Россия в глобальной политике.http://www.globalaffairs.ru/number/n_6562

  13. Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Динамика образа государства в международных отношениях. — СПб, 2006.

  14. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Xайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2005.

  15. Марк Твен: цитаты, афоризмы и высказывания. Citaty.info: цитаты и афоризмы. http://citaty.info/man/mark-tven?page=2

  16. Най Дж. Гибкая власть. Новосибирск-Москва: Фонд СПИ «Тренды». 2006.

  17. На «Ленфильме» снова будут снимать кино..//Интернет-портал об искусстве ART1”Visual Daily”. http://art1.ru/news/na-lenfilme-snova-budut-snimat-kino/

  18. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. Теория и практика маркетинга, исследования рынка// Энциклопедия маркетинга

  19. Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования// PR в образовании. — 2004. — №1.

  20. Питер: Часть1 — киностудия «Ленфильм» http://10voprosov.ru/piter-chast1-kinostudiya-lenfilm-i-shoma.html

  21. Подгорный З.Р., Подгорная Л.П. Имидж и стереотип в контексте политической коммуникации. Электронная библиотека “READ.in.ua” http://www.read.in.ua/book216156/?r=23&p=16&s=%CF

  22. Поздняков А.Н. Листья аканта. История и предыстория “Ленфильма”. — СПб: Киностудия «Киномельница», 2014.

  23. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер. 2000.

  24. Путешествие в мир кино. Тайны и загадки «Ленфильма». http://helloblogger.ru/looks/puteshestvie-v-mir-kino-lenfilm/

  25. Родыкин П.: Проблемы и перспективы туристического бренда Санкт-Петербурга. Интернет-портал PRDesign http://www.prdesign.ru/text/2011/spb.html

  26. Романенко Ю. Продвижение имиджа России: ошибки и успехи. Новостной интернет-портал. http://inosmi.ru/inrussia/20060918/229959.html

  27. Сидоров М. Родина как торговая марка. Онлайн-библиотека LITMIR http://www.litmir.co/br/?b=214440&p=127

  28. Супрун В.И. Имидж региона — имидж страны //Имиджи Сибири. Новосибирск: ФСПИ «Тренды». 2008.

  29. Томилова М. Модель имиджа организации. Онлайн-библиотека управления: корпоративный : http://www.cfin.ru/press/marketing/1998-1/05.shtml

  30. Фильмы в производстве. Официальный веб-сайт киностудии «Ленфильм».http://www.lenfilm.ru/studio/production/

  31. Kotler Ph. A framework for marketing management. — New Jersey: Pearson Education, 2003

  32. Milanen T., Rainisto S. How To Brand Nations, Cities and Destinations.Palgrave Macmillan. 2009.

  33. ProfiCinema. Интернет-журнал о кино.// http://www.proficinema.ru/guide/index.php?ID=2577&PROP_NAME=SPRAV_MAKER

  34. Van Ham P. The Rise of the Brand State. Foreign Affairs. https://www.foreignaffairs.com/articles/2001-09-01/rise-brand-state

  35. Walker P. Branding a nation. QUESTIA: Trusted Online Research https://www.questia.com/library/journal/1G1-327357138/place-brands-and-the-relational-branding-communication

Внешняя культурная политика, Региональное культурное сотрудничество