Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Особенности политического влияния МНПО на развитие «цветных революций» на постсоветском пространстве и Большом Ближнем Востоке

Аннотация. Рассмотрев методы и способы осуществления политической деятельности МНПО в странах «цветных революций», автор определяет ключевые особенности данной деятельности, к которым относит, во-первых, комплексный характер деятельности цепи международных неправительственных институтов от МНПО, осуществляющих финансовую помощь политическим программам развития демократии, — Фондов, до МНПО, осуществляющих организационную деятельности по конкретным проектам демократизации в странах «цветных революций» на постсоветском пространстве и Большом Ближнем Востоке. Автор также определяет долгосрочный характер направлений политической деятельности МНПО в странах «цветных революций». В рамках политического влияния МНПО в статье выделяется такое направление их деятельности, как реализация образовательных программ и программ обмена опытом развития демократии и сотрудничества по примеру европейского и трансатлантического, характеризующееся и как положительное влияние на развитие демократических институтов, и как долгосрочное воздействие на углубление сотрудничества и партнерства конкретных государств. К ключевым особенностям политического влияния МНПО в «цветных революциях» автор также относит признание ими молодежи в качестве силы, способной активно участвовать в политической жизни и влиять на ее изменение, а также зачастую нацеленность образовательных программ в большей степени именно на молодежные группы.

Ключевые слова: Национальный Фонд поддержки демократии, Фонд Форда, Фонд «Открытое Общество», Фонд во имя будущего, Национальный Демократический Институт, Международный Республиканский Институт.

Abstract. The author examines methods and techniques of the political activities of INGOs in the “color revolutions” and identifies the key features of these activities, which include, first, the complex nature of the chain of international non-governmental institutions of INGOs engaged in financial assistance to political programs of democratic development (Funds) to INGOs engaged in organizational activities on specific projects of democratization in the countries of the “color revolutions” in former Soviet Union and the Greater Middle East. The author also identifies long-term trends of political activities of INGOs in the “color revolutions”. Within the framework of the political influence of INGOs the author speaks about such directionы of their activities as the implementation of educational programs and exchange programs of democracy development and cooperation characterized and as a positive influence on the development of democratic institutions, and as a long-term impact on the deepening of cooperation and partnership of specific states. As key features of the political influence of INGOs in the “color revolutions,” the author also considers the recognition of youth as a force able to participate actively in political life and influence its change, and often the focus of educational programs in more precisely the youth groups.

Keywords: National Endowment for Democracy, Ford Foundation, “Open Society” Foundation, Foundation for the Future, National Democratic Institute, International Republican Institute.

В политической деятельности неправительственных организаций в «цветных революциях» можно выделить своеобразную цепочку влияния, строящуюся от МНПО, осуществляющих, в основном, финансовую помощь движениям и организациям гражданского общества, — Фондов развития демократии, до МНПО, непосредственно реализующих программы по определенным направлениям развития. Оттого наиболее логичным представляется рассмотреть особенности политического влияния МНПО в характерной последовательности данной цепи от организаций, финансирующих программы демократизации, к организациям, реализующим данные программы на деле.

Одним из наиболее крупных и влиятельных на международной арене Фондов развития демократии и общечеловеческих ценностей на сегодняшний день является Национальный Фонд поддержки демократии (NED), который, во многом, финансируется (через бюджет Агентства США по международному развитию USAID) и контролируется Конгрессом США[1], что априори противоречит самой природе функционирования неправительственного института, которым объявляет себя NED.

МНПО, специализирующейся, по собственному заявлению ее представителей, в основном, на предоставлении грантов и заимствований на становление и усиление организаций и групп гражданского общества, является Фонд Форда (FF). Фонд Форда объявляет себя вторым по величине частным фондом в Америке с целевым капиталом более 10 млрд. долл., направляемым на спонсирование гражданских инициатив. В странах Большого Ближнего Востока Фонд Форда осуществляет свою работу через представительство в г. Каир, бюджет грантовых программ которого только за 2013 г. составил 12 млн. долл.В 2013 г. только на программы по обеспечению открытого подотчетного правительства, а также информационной деятельности, развитие прав маргинализированных групп и реформирования более 500 тыс. долл. было направлено лишь через организацию Инициатива арабских реформ (ARI), столько же — посредством Ассоциации повсеместной помощи и поддержки (CARE), более 600 тыс. долл. — через Компанию современного развития в Египте. На те же цели в 2014 г. в регион Большого Ближнего Востока было выделено в 2014 г. более 1 млн. долл. Международной Организации развития права (IDLO), а Египетскому Центру помощи НПО 500 тыс. долл. — на развитие сектора гражданского общества и его инициатив.

Влиятельным международным Фондом, борющимся за развитие демократических принципов в развитых и развивающихся странах, является Фонд «Открытое Общество» или Фонд Сороса. Официально первоначальной миссией создания Фонда заявлялась «помощь странам в совершении перехода от коммунизма». Иллюстрацией чего может служить заявление основателя Фонда «Открытое общество» Сороса Дж., по собственному признанию которого, он «основал Фонд на Украине до того, чтобы она стала независимой от России. И Фонд активно действует с тех пор и играет важную роль в сегодняшних событиях в стране». Основой Фонда Сороса на Украине является Международный Фонд «Возрождение». В рамках проекта «Евразия» также активно действуют представительства Фонда в Киргизии, Казахстане и Таджикистане, в которых осуществляются программы по защите прав человека, прозрачности деятельности правительств, способствование гражданских инициатив НПО, поддержки молодежных проектов и свободы деятельности СМИ.

Важную нишу в деятельности Фондов, оказывающих финансовую поддержку демократическим программам, занимают международные Фонды сотрудничества. Влиятельным проектом сотрудничества Германии и США в филантропической сфере является такая МНПО, как Фонд Маршала (GMF), который направляет, в среднем, 200 млн. долл. в годна оказание финансовой помощи в области трансатлантического обмена и развития гражданского общества в регионах Балкан и Черного моря. Крупные спонсорские проекты в области политической деятельности Фонд Маршала осуществляет не только через свои филиалы, но и специальные подразделения, такие как Балканский Фонд демократии, Черноморский Фонд регионального сотрудничества и Фонд Белорусской демократии.

Фонд во имя будущего (FFF), деятельность которого полностью направлена на спонсирование НПО, специализирующихся на защите прав человека, установлении демократических правительств и обеспечении реформ в Большом Ближнем Востоке, развернул свою работу в регионе Северной Африки в 2008 г. и еще более активизировал ее в 2011 г., когда были открыты дополнительные региональные офисы в Тунисе и Ливии. Официальными «донорами» FFF являются, опираясь на информацию с официального сайта, Европейская Комиссия, Дания, Германия, Греция, Венгрия, Иордания, Голландия, Испания, Швейцария, Турция, Великобритания и США [3].

Активную финансовую помощь международным неправительственным организациям в их политической деятельности оказывают также открыто и правительственные институты, что обусловлено неоднозначной природой взаимодействия правительственных и неправительственных структур на современной мировой арене. Среди правительственных доноров политических программ МНПО можно назвать такие, как органы государственного управления, ярчайшими примерами чему являются Агентство США по международному развитию (USAID), по официальным данным по расчетам только на 2016 г. планирующее перечислить 2,4 млрд. долл. на развитие демократических обществ и институтов, а также Европейский Инструмент за демократию и права человека (EIDHR), по подсчетам которого за период с 2007 по 2013 на более чем 1200 программ по развитию демократии и прав человека было переведено более 1,1 миллиарда евро. Донорскую помощь политической деятельности МНПО оказывают и специальные проекты государств, примером чему служит Партнерская инициатива сотрудничества между США и Ближним Востоком (MEPI), в регионе Большого Ближнего Востока с 2002 г. выделившая более 600 млн. долл. на 4 группы программ, 2 из которых: «Поддержка демократического строительства» и «Стимулирование молодежи».

Основная организационная роль в комплексе политического влияния международных неправительственных институтов принадлежит все же тем МНПО, которые непосредственно реализуют программы и проекты политической деятельности, осуществляя поддержку региональных и местных НПО, политических активистов и гражданских инициатив. Одними из ключевых МНПО, оказывающих организационную поддержку демократическим процессам в мире на сегодняшний день является группа международных институтов, поддерживающимися Национальным Фондом поддержки демократии (NED). К таким МНПО, в первую очередь, относятся Национальный Демократический Институт (NDI) и Международный Республиканский Институт (IRI), а также Центр международного частного предпринимательства (CIPE) и Американский Центр международной солидарности труда (SC). Для нас наибольший интерес из данных четырех организаций будут представлять NDI и IRI как МНПО, реализующие широкий спектр программ в рамках политической деятельности.

Ключевые глобальные программы Национального Демократического Института (NDI) сосредоточены именно на политической тематике. Это усиление участия граждан в политической жизни страны, помощь в организации предвыборных дебатов, обеспечение справедливых выборов, развитие прав человека (в том числе, и прав женщин), использование современных технологий в целях демократии, установление демократических правительств, посредничество в представительстве интересов граждан посредством политических партий и включение маргинализированных групп в политическую жизнь страны. Программы деятельности NDI финансируются внушительным количеством правительств, среди которых сами представители NDI упоминают австралийское, чешское, датское, немецкое, канадское, голландское и норвежское и др [5].

Особенное место в комплексе политической деятельности МНПО в странах «цветного» движения занимают образовательные программы и программы обмена, как долгосрочные меры распространения демократических принципов. И при финансовом и организационном партнерстве с USAID и NDI на Украине довольно широкий спектр таких программ по «транзиту демократии» с начала двухтысячных годов реализовывается Институтом Политического Образования. Среди них такие проекты, как «Программа воспитания молодежных лидеров нового поколения», работающая с 2003 г., и «Программа построения гражданского общества» (с 2001 г.), в рамках которой проходили курсы под названиями «Гражданский контроль за избирательным процессом», «Молодежь за Европу», «Социальная политика правительства: реформирование или консервация?». А также «Программа подготовки представителей избирательных комиссий «Честные выборы»» (с 2004 г.) и «Программа подготовки кандидатов в депутаты местных советов» (2001 г). С 2012 года Институтом Политического Образования также реализуются проект «Помнить ради будущего», итогом успешной реализации которого авторы проекта считают «формирование новой политической элиты Украины», а также проект «Украинская мастерская европейской интеграции», нацеленный на создание и распространение положительного образа «европейской и евроатлантической интеграции, презентация положительного примера интеграции Польши в ЕС и НАТО» [2]. Примечателен тот факт, что ключевой целевой аудиторией перечисленных программ и проектов заявляется молодежь, являющаяся социальной базой «цветных революций». Особенную роль в политических изменениях отмечают многие МНПО, в том числе Центр Международного частного предпринимательства (CIPE)и Центр поддержки гражданских инициатив (CISC) на Украине, с июля 2013 г. начавший работу над проектом «Центр интенсификации волонтерского движения в небольших городах «Инициатива»», нацеленный на увеличение вовлеченности молодежи в деятельность гражданского общества.

Организацией с одной из наиболее прозрачных политик в области сотрудничества и партнерства можно считать Международный Республиканский Институт (IRI), в открытом доступе размещающий информацию о более чем 90 своих партнерах-организациях гражданского общества [4]. В области развития гражданского общества и демократии в партнерстве с IRI работает Центр исследований Восточной Европы (EESC), ориентированный на исследовательские и тренинговые работыс целью мониторинга и анализа политических процессов в Белоруссии, Молдавии, Украине и Южном Кавказе, а также претворения опыта демократических преобразований стран Европейского Союза. Подобное «мягкое» воздействие в проектах МНПО нередко осуществляется с целью углубления сотрудничества с конкретными странами. Примером чему может служить проводимая в 2014 г. Центром исследований Восточной Европы (EESC) конференция о перспективах сотрудничества Европейского Союза и Белоруссии. Также Фонд «Образование для демократии» вместе с Польско-американским Фондом свободы с 2000 г. реализует программу «Преобразования в регионе — RITA», направленную на продвижение демократии в регионах Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказапо опыту демократических трансформаций Польши, целевой аудиторией которой является молодежь, учителя и активисты НПО.

Партнером IRI и одним из самых известных проводников демократии, осуществляющих широкий спектр программ политической деятельности также является Фридом Хаус (FH). Среди спонсоров Фридом Хауса заявляются не только Министерство иностранных дел США и USAID, Датское и Норвежское Министерства иностранных дел, Фонд Форда, Фонд Сороса, но и такие крупные корпорации как Гугл, Волт Дисней и Фэйсбук, стабильные взносы каждого из представителей донорской цепочки составляют от минимальной позиции в 2,5 тыс. долл. до уровня в 250 тыс. долл. и выше. В деятельности Фридом Хаус представлены различные программы. Это программа «Линии жизни» для экстренной финансовой помощи МНПО и иным организациям по развитию гражданского общества, подвергшимся нападкам и ограничениям в результате их деятельности. Вместе с региональной НПО Инициативой арабских дебатов и Международной Группой свободного обмена мнениями (IFEX) Фридом Хаус организует программы по продвижению идеи свободного волеизъявления в Тунисеи работает в области разработки повестки дня о реформах в данной стране. FH также оказывает поддержку политическим активистам Сирии, развивая у них навыки «ненасильственной борьбы», правозащитной деятельности и коммуникативные навыки. FH также организует конкурсы на грантовую помощь, как это было сделано на Украине в рамках проекта «Украинское сотрудничество против безнаказанности», реализованного в помощь правозащитным инициативам и публичным акциям. Фридом Хаус также способствует освобождению политзаключенных, примером чему может служить история успешного освобождения из-под стражи Натальи Радиной в Белоруссии в 2011 году.

Партнером IRI является и одна из крупнейших МНПО в области СМИ — Интерньюз (Internews),донорами которой, помимо таких частных фондов, как Фонд «Открытое общество», являются также Министерства иностранных дел Голландии и Норвегии. Интерньюз организует образовательные проекты с целью профессиональной дополнительной подготовки молодых специалистов в области СМИ, как это делается, например региональными представительствами данной МНПО в Казахстане и Киргизии.

Для деятельности неправительственных институтов, в том числе, политической, в рассматриваемых регионах характерной является также тенденция к объединению региональных и местных НПО в своеобразные платформы для сотрудничества. Так влиятельной организацией на Большом Ближнем Востоке является Сообщество Демократов Арабского Мира (NDAW) — объединение правозащитных НПО, организующее сотрудничество и помощь в обмене опытом, навыками и знаниями между активистами гражданского общества в регионе в форме конференций, семинаров и миссий.

Отметим, что в ходе изучения источников данного исследования информация о многих неправительственных институтах в интересующих нас странах «цветных революций» была на момент обращения к ним недоступна. Так сайты некоторых организаций, а также незарегистрированных оппозиционных молодежных движений в рассматриваемых регионах были удалены или находились в процессе модернизации (Инициатива арабских реформ; Организация политической ответственности в Сербии; «Пора!» на Украине) или же представлены исключительно на местном языке (страница в социальной сети Фэйсбук грузинского движения «Кмара»). В ходе изучения источников мы также отметили, что все рассмотренные в рамках исследования организации имеют не только свои сайты в Интернете, но и страницы в социальных сетях, в особенности, на Фэйсбуке и в Твиттере. МНПО, рассмотренные нами, также далеко не являются единственными, осуществляющими политическую деятельность в странах «цветного» движения на постсоветском пространстве и Большом Ближнем Востоке. Однако примеры методик и способов осуществления ими политической деятельности в рассматриваемых регионах позволяют нам сделать ряд выводов относительно данной деятельности.

Итак, рассмотрев методы и способы осуществления политической деятельности МНПО в странах «цветных революций», мы определили ключевые особенности данной деятельности, к которым отнесли, во-первых, комплексный характер деятельности цепи международных неправительственных институтов от МНПО, осуществляющих финансовую помощь политическим программам развития демократии, — Фондов, до МНПО, осуществляющих организационную деятельности по конкретным проектам демократизации в странах «цветных революций на постсоветском пространстве и Большом Ближнем Востоке. Мы также определили долгосрочный характер направлений политической деятельности МНПО в странах «цветных революций». В рамках политического влияния МНПО мы особенно выделили такое направление их деятельности, как реализация образовательных программ и программ обмена опытом развития демократии и сотрудничества по примеру европейского и трансатлантического, характеризующееся и как положительное влияние на развитие демократических институтов, и как долгосрочное воздействие на углубление сотрудничества и партнерства конкретных государств. К ключевым особенностям политической влияния МНПО в «цветных революциях» мы также отнесли признание ими молодежи в качестве силы, способной активно участвовать в политической жизни и влиять ее изменение, а также зачастую нацеленность образовательных программ, в большей степени именно на молодежные группы.

Мы также отметили в рамках политического влияния МНПО на примере стран «цветного движения» такую особенность, как в целом не только пропаганда положительных изменений в обществе, но и обеспечение широкого спектра программ по их реализации: программ не только образовательных, но и по обеспечению мирных площадок для дискуссий, защиты прав человека в целом, а также более частных его сторон, — защиты прав заключенных и «узников совести». Что, однако, не умаляет того факта, что реализация политической деятельности МНПО, как финансирующих программы по демократизации, так и их непосредственно осуществляющих, спонсируется, во многом правительственными структурами, что является также важной особенностью деятельности как МНПО, так как противоречит самой природе функционирования неправительственных институтов как нейтральных и независимых от власти институтов. Мы также отметили характерную черту политической деятельности МНПО, заключающуюся в их активном сотрудничестве друг с другом, как в рамках партнерства и помощи, что мы увидели на примере деятельности организаций-партнеров Международного Республиканского Института (IRI), так и в рамках различных платформ, сетей и объединений неправительственных институтов, что мы особенно отметили на примере арабских МНПО.

Список источников и литературы:

  1. О Национальном Фонде поддержки демократии. Официальный сайт Национального Фонда поддержки демократии. URL: <http://www.ned.org/languages/ru>

  2. Украинская мастерская европейской интеграции. Программы и проекты. Официальный сайт Института Политического Образования. URL: <http://ipo.org.ua/projects/1371/> (дата обращения:12.04.2015)

  3. Our donors. Official Website of the Foundation for the Future. URL: <http://www.foundationforfuture.org/en/WebPresence/AboutUs/Donors.aspx>

  4. Our Partners. Official Website of the International Republican Institute. URL: <http://www.iri.org/who-we-are/our-partners>

  5. What we do. Official Website of the National Democratic Institute. URL: <https://www.ndi.org/whatwedo>

Международная общественная деятельность