Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Современное состояние и перспективы развития сотрудничества России и Швеции в области туризма

Аннотация. В рамках построения благоприятного отношения к государству и нации линии сотрудничества в сфере туризма выступают огромным фактором позитивного развития и влекут за собой формирование новых видов двустороннего партнерства, а также, стабилизацию межгосударственных отношений в целом. Таким образом, связи государств и их плодотворное взаимодействие в данной сфере являются одним из наиболее важных элементов изучения при рассмотрении целостного состояния межгосударственных отношений, а также, динамики их развития, что актуализирует процесс их исследования.

Ключевые слова: Россия, Швеция, межгосударственные отношения, туризм, партнерство, международные туристские связи.

Abstract. In the frames of the building of the world’s favorable attitude towards the state and the nation the main lines of touristic cooperation between states represent a huge factor of the positive dynamics and create new kinds of productive bilateral collaboration as well as stabilize international relations in general. Thus, the intergovernmental relations and states’ fruitful cooperation in the field of tourism is one of the most significant points while considering a holistic state of bilateral relations that undoubtedly actualizes the theme.

Keywords: Russia, Sweden, international relations, tourism, cooperation, intergovernmental touristic relations.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 года, Балтийский регион и страны Северной Европы являются одним из приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества в контексте внешнеполитических связей России [2]. Необходимость многопрофильного сотрудничества с данным регионом в первую очередь обусловлено территориальной близостью и, как следствие, наличием общности интересов государств.

Безусловно, речь идет о широком спектре форм и видов двустороннего сотрудничества, каждый из которых в идеальных условиях подразумевает под собой наличие специализированной нормативно-правовой базы и институциональных основ, что, однако, не всегда является реальностью. Так, рассматривая направление туризма в контексте выстраивания межгосударственного диалога России и Швеции, стоит отметить, что заключение соответствующего профильного соглашения все еще лежит в перспективе развития российско-шведских связей. Отсутствие двустороннего договора о туризме на сегодняшний день ни в коем случае не препятствует благоприятному развитию столь обширной области межгосударственных отношений, однако, в некотором смысле затрудняет процессы исследования и выступает одним из определяющих факторов уникальности соответствующих научных работ.

Согласно тезисам «Внешняя культурная политика России — год 2000 года» [4], туризм как отдельная форма международного сотрудничества является столь же ценным и значимым направлением гуманитарных связей, в связи с чем вправе рассчитывать на поддержку и содействие со стороны государства. Стоит добавить, что в условиях жесткой конкуренции государств в экономической и политической сферах, а также нестабильной обстановки на мировой арене в целом, культурная дипломатия и поддержание национального имиджа государства за рубежом вполне оправдано выходят в первые ряды государственных приоритетов.

Несомненно, важным аспектом в ходе выстраивания двустороннего и многостороннего диалога между странами в области туризма выступает визовая политика соответствующих государств, которая создает своеобразный каркас, базис того, на основе чего представляется возможным выстраивать плодотворные отношения, а также, осуществлять их последующий контроль. Отсутствие грамотно сформированной политики государств, направленной на регулирование въездных и выездных потоков населения, в перспективе вызывает определенные сложности. Речь идет не о политическом курсе как таковом, а скорее, о курсе, благоприятствующем, способствующем плодотворному и стабильному развитию двусторонних связей между государствами.

Рассматриваемый случай представляет собой особый «путь» установления визового режима, политически обоснованную зависимость визовой политики государства, исходя из того, что оно является членом зоны свободного передвижения через границы внутри определенной международной организации. В 1985 году семью государствами Европы было подписано Шенгенское соглашение, по положениям которого был отменен таможенный контроль на границах. Присоединившись к данному соглашению в декабре 1996 года, Швеция приняла Шенгенское законодательство Европейского Союза в полной мере. Таким образом, на сегодняшний день между Российской Федерацией и Королевством Швеция действуют установленные Шенгенским соглашением визовые отношения, предполагающие обязательное преждевременное оформление визы для пересечения государственных границ. Несмотря на относительно невысокие требования и стандартный процедурный процесс оформления необходимых документов, более упрощенные условия доступа шведских туристов на территорию России и российских в Швецию могли бы стать ощутимым шагом на пути выстраивания государствами устойчивого диалога.

Двусторонние отношения на сегодняшний день, к сожалению, подвергаются серьезному влиянию политических событий. Нельзя упускать из виду те изменения, произошедшие на мировой арене за последнее время и заметно изменившие политическую конъюнктуру. Некогда на межправительственном уровне был поставлен вопрос об упрощении визового режима, создании благоприятных условий передвижения туристических потоков, налаживании более тесных межгосударственных связей в этой и других областях, однако, сегодня ситуация заметно изменилась. Говоря о дальнейшем выстраивании конструктивного диалога, приходится обращать внимание и на такие факторы, как влияние третьих государств на развитие двусторонних отношений Швеции и России. В целом же, можно говорить о довольно стабильном положении вещей, не отражающих резких изменений на мировой политической арене и сохраняющих прежний характер сотрудничества государств.

Узконаправленное развитие межгосударственных связей в той или иной области всегда в определенной степени отражает действительное состояние экономических показателей касательно данной области внутри страны в рамках национальной экономики. Таким образом, стоит учитывать разные комплексные показатели экономического роста государства в контексте рассмотрения его двусторонних и многосторонних связей в области туризма, например. Анализ экономических показателей общего вклада туристической области и влияния ее на рост объема ВВП страны, согласно показателям, полученным в результате исследований Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council), в случае с Российской Федерацией выглядит весьма неутешительно: в течение 2015 года общий вклад индустрии туризма и путешествий в ВВП России понизился на 6,3% [9, с. 9]. Что касается Швеции, то общий вклад в ВВП страны за 2015 год повысился на 4,7% [9, с. 9]. При этом, в ближайшие 10 лет данные показатели, согласно Всемирному совету по туризму и путешествиям, должны практически сравняться, составив соответственно 3,0% и 3,4% в России и Швеции [9, с. 10]. В целом это говорит о возможной позитивной динамике развития туризма на национальных уровнях, что, несомненно, оказывает влияние на формирование политического курса страны. Однако, представляется довольно сложным, полагаясь лишь на внутренние экономические показатели оценить перспективу развития двусторонних туристских связей государств в целом.

Большое значение в данном случае имеют двусторонние отношения государств, выражающиеся непосредственно в объемах роста туристических потоков, прибывающих на территорию противоположного государства на одну ночь и более. Согласно квартальному отчету Европейской комиссии по туризму (European Travel Commission — Quarterly Report — Q3/2013), отображающему статистические данные с января по август 2013 года, поток граждан Российской Федерации, совершающих поездки на территорию Швеции, повысился на 3% по сравнению с тем же периодом предыдущего года [5, с. 12]. При этом, если мы обратимся к квартальному отчету, составленному Европейской комиссией по туризму в следующем году, то тот же самый показатель отображает понижение на 12% (European Travel Commission — Quarterly Report — Q3/2014) [6, с. 10]. Далее изменение отслеживаемых показателей характеризуется более резкими изменениями. Так, в 2015 году, согласно третьему квартальному отчету, поток российских граждан, посещающих Швецию более чем на одну ночь, сократился приблизительно на 35% относительно того же периода 2014 года [8, с. 14]. Пошаговое рассмотрение показателей последних трех лет явно дает понять о критическом снижении туристического сообщения между государствами по направлению Россия — Швеция.

Объяснение данной тенденции, вероятно, могут дать предшествующие политические события, которые, несомненно, влияют на климат международных отношений, в том числе и двусторонних связей государств. Среди таковых стоит упомянуть украинский кризис, а также, намерения Швеции вступить в военный блок НАТО, что подтверждается даже результатами социальных опросов населения и сдвигом общественного мнения в сторону действительного присоединения. При этом, стоит учитывать тот факт, что массовый туризм редко подвергается глубоким последствиям политических споров, кроме как в случаях острых правительственных мер государств во взаимном порядке. Тем не менее, в большинстве случаев политическая ситуация на мировой арене так или иначе оказывает свое влияние и на двусторонние связи государств, отношения которых напрямую не связаны с происходящими изменениями. В первую очередь это выражается официальной реакцией государств или групп государств на совершаемые политические и экономические действия со стороны правительственных кругов и формирование последующей программы действий, включающей в себя относительно неблагоприятные меры.

Однако, в данном случае речь идет скорее о внутренних экономических проблемах внутри России ввиду опять же мировой политической ситуации и понижения платежеспособности российского населения ввиду обесценивания рубля и соответствующем повышении цен на транспортные заграничные перемещения и все виды услуг индустрии туризма в странах Еврозоны и не только.

Оказавшись в соответствующей ситуации, когда разветвленная система туристических связей и их плодотворного развития в рамках экономического курса страны подвергается влиянию внешних факторов и не имеет множества путей решения ввиду ее односторонней зависимости, туристические потоки автоматически меняют свои направления. В условиях современного мира поиск альтернативных вариантов становится вполне реальным и не требующим особых усилий для реализации. К примеру, Черногория стала одним из двух государств, показатели посещаемости которого со стороны российского населения выросли в течение первых четырех месяцев 2015 года по отношению к тому же периоду в 2014 году. Так, показатель посещаемости вырос на 2,4%, а показатель посещаемости более чем на сутки — на 5% относительно статистики прошлого года [7, с. 15]. Более неожиданно сложилась ситуация с Румынией. Румыния откровенно выступала сторонником введения в действие экономических санкций Евросоюза по отношению к России, а также, призвала НАТО и США с целью их военного присутствия на территории своей страны. При этом, возникает ощущение, что политическая ситуация ни коем образом не сказалась на передвижении туристических потоков, объемы роста которых выросли на 2,2% по показателю посещаемости страны со стороны российских граждан с января по апрель 2015 года [7, с. 15]. Полученные исследователями данные в этом случае могут быть расценены как еще одно доказательство непринципиальной взаимозависимости изменения политической конъюнктуры и сохранения межгосударственными связями в области туризма устойчивых темпов роста и развития.

Многогранность системы международных отношений, высокая динамика изменений, происходящих внутри нее событий, а также, нестабильность существующего положения сегодня в целом вызывает определенные трудности в процессе объективной оценки и выявления наиболее точных причинно-следственных связей в рамках развития двусторонних отношений государств. На сегодняшний день представляется возможным один из немногих объективных способов — анализ полученных статистических данных в ходе проводимых исследований специализирующимися научными институтами и международными организациями. При этом, дальнейшее их использование и рассмотрение через призму политической конъюнктуры открывает широкие возможности для выявления более точных феноменов и тенденций.

Формирование правительственной программы и содействие развитию тех или иных специализированных двухсторонних отношений в определенной степени зависит от общего политического курса страны, правящей партии. Так, важным элементом рассмотрения выступает политическое лидерство в государстве, занимаемые высокие посты и их принадлежность к политическим партиям. С 2006 по 2014 год на посту премьер-министра страны находился Йон Фредрик Райнфельдт, являющийся лидером Умеренной коалиционной партии Швеции. Министром иностранных дел в тот же период был Карл Бильдт. В 2014 году на пост премьер-министра вступил Стефан Лёвен, лидер Социал-демократической партии Швеции, а министром иностранных дел стала Маргот Вальстрём, ранее курировавшая экологические вопросы в Еврокомиссии, а также, была специальным посланником Генсека ООН по вопросам борьбы с сексуальным насилием в местах вооруженных конфликтов. При вступлении в должность новый министр иностранных дел отметила, что Европейскому союзу необходимо придерживаться общих целей и интересов, и в большинстве случаев выступать за реализацию единой позиции, например, что касается экономических санкций по отношению России, то Швеция не намеревается выступать против них, поддерживая общую позицию Евросоюза [3]. Кроме того, остро продолжает стоять вопрос об Украине, в контексте которого Маргот Вальстрём поддерживает украинскую сторону и считает, что украинское правительство вправе самостоятельно решать свои внутренние вопросы и не требует внешнего вмешательства третьих государств. При этом, необходимо продолжать реализовывать и разрабатывать новые программы по поддержанию демократического развития России [3]. В частности, шведская сторона заинтересована в искоренении пропаганды со стороны российского правительства и искажении сути реальных событий в восприятии российского населения, а также, граждан других государств.

Так, на сегодняшний день можно говорить о противоречивом характере русско-шведских отношений в целом, что, несомненно, влечет за собой изменения в развитии двусторонних связей в разных областях. Тем не менее, опираясь лишь на эти факты, представляется довольно сложным оценить возможную перспективу будущего состояния межгосударственных связей, а также, вектор их дальнейшей направленности. На современном этапе сотрудничество между государствами осуществляется на базе неправительственных институтов, которые в целом обоюдно нацелены на плодотворное и максимально активное сотрудничество, продолжение выстраивания конструктивного диалога в интересующих областях, однако, вероятно лишь в тех, которые напрямую не пересекаются со злободневными политическими вопросами и позициями сторон. Об этом может свидетельствовать заявление посла Российской Федерации в Швеции В. И. Татаринцева в ходе интервью для шведской газеты «Дагенс Нюхетер» 18 июня 2015 года о том, что шведское правительство заморозило контакты с Россией, при этом «мы сделали все для того, чтобы начать диалог» [1]. Российской посол отмечает, что напряжение в Балтийском регионе заметно выросло и, очевидно, на сегодняшний момент остается не ясным, когда будет возможно восстановить прежнее положение дел. Эскалация напряженности не может обойти стороной и сферу туризма, для плодотворного развития которой необходима государственная поддержка.

Давая оценку туристическим связям России и Швеции на современном этапе, приходится говорить о явном снижении уровня их интенсивности, а также, получаемой государственной поддержки. Тем не менее, очевиден тот факт, что наибольшая доля влияния исходит от общемировой политической ситуации и нестабильности межгосударственных связей на мировой арене в целом, что вполне оправдывает сложившееся положение дел и позволяет надеяться на позитивную динамику развития русско-шведских двусторонних связей, в том числе и в области туризма, в том случае, если правительствами обеих стран будет по достоинству оценена данная необходимость и предприняты соответствующие меры.

Список источников и литературы

1. Интервью Посла России в Швеции В. И. Татаринцева «Мы сделали все для того, чтобы начать диалог» // Дагенс Нюхетер. 2015. 18 июня. URL: http://www.mid.ru/maps/se/-/asset_publisher/Nr26tJIotl7z/ content/id/1527571

2. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013г. URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/ 6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F

3. Маргот Вальстрём о России и Украине в Брюсселе. Радио Швеция. URL: http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=2103&artikel=6071223

4. Тезисы «Внешняя культурная политика России — год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. №4 (апрель). С. 74—86.

5. European Tourism 2013: Trends and Prospects // Quarterly Report. 2013. 3Q. URL: http://www.slideshare.net/MarinetLtd/european-tourism-2013

6. European Tourism 2014: Trends and Prospects // Quarterly Report. 2014. 3Q. URL: http://etc-corporate.org/?page=report&report_id=57 &subject=trends_watch &theme=reports

7. European Tourism 2015: Trends and Prospects // Quarterly Report. 2015. 2Q. http://revistatravelmanager.es/european-travel-commission-reported-trends-prospects-of-european-tourism/

8. European Tourism 2015: Trends and Prospects // Quarterly Report. 2015. 3Q. http://revistatravelmanager.es/european-travel-commission-reported-trends-prospects-of-european-tourism/

9. World Travel & Tourism Council. Travel & Tourism Economic Impact 2015. Sweden. 2015. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2015/key-findings/

Человеческое измерение международных отношений