Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Роль политического фактора в международном культурном обмене

Аннотация. Международные отношения можно определить как взаимодействия между культурами, заключенные в политическую оболочку. Следовательно, культурный обмен и политика неразрывно связаны между собой. Культурный обмен, так или иначе, либо имеет политические цели, либо последствия, либо и то, и другое. Политические цели носит культурный обмен, часто осуществляемый государством целенаправленно, то есть в качестве «мягкой силы».На политике отражается и не целенаправленный культурный обмен.Подсознательная приверженность к какой-либо определенной культуре влияет на образование экономических блоков, а следовательно, и на возможность повышения международного статуса за счет экономической мощи и благосостояния. Сегодня мировое сообщество намеренно использует культурный обмен в качестве инструмента для поддержания на международной арене мира, основанного на взаимопонимании, соблюдении прав и свобод человека и стабильности путем развития диалога культур, ставшего особенно актуальным в эпоху глобализации, обеспечивающей колоссальный доступ к всевозможным источником информации.

Ключевые слова: культурный обмен, глобализация, интеграция , мягкая сила, культурная политика, самоидентификация.

Abstract. International relations can be defined as interaction between cultures placed in a political shell. Thus, the cultural exchange and the policy are linked inseparably. Anyway the cultural exchange has political purposes or effects, or both of them. The cultural exchange often has political purposes if it is targeted by the state that is, as a “soft power”. Not targeted cultural exchange also affects the policy of the state. A subconscious commitment to any definite culture has an influence on the formation of economic blocks, and that is why it also effects on international statues improvement at the expense of economic power and welfare. Today the world community exploits the cultural exchange knowingly as a tool of maintenance the peace based on the mutual understanding, respect for human rights and freedoms and stability by development of the dialogue of cultures that has become especially actual in the era of globalization providing access to various sources of information.

Keywords: cultural exchange, globalization, integration, soft power, cultural policy,self-identification.

Введение.

Предметом данного исследования является политический фактор в культурном обмене, то есть проявление культурного направления внешней политики государств в связи с процессами глобализации и интеграции в современном мире. Культурный обмен между странами существует с тех пор как сформировались ценности, знания и навыки. Со времен античности развитая культура, технологии строительства, искусство были показателем могущества и процветания государства. Недаром, одной из важнейших причин превосходства государства выдающиеся американские политологи З. Бжезинский и С. Хантингтон считают именно культуру, систему ценностей и традиций, способную объединять народы, создавать образ страны, распространять своё влияние [1] .Сейчас, в XXΙ веке, формируется многополярная система международных отношений, ярко проявляются цивилизационные особенности, возрастает уровень самоидентификации народа, и в то же время набирает обороты процесс глобализации, на международной арене стираются границы, неизбежна интеграция культур. По С. Хантингтону, одним из ответов на глобализационные процессы стала индигенизация , возврат к своим национальным традициям, культурное обособление[10]. Это явление можно объяснить стремлением государств сохранить свою целостность, границы в эпоху «размягчения» национального суверенитета, что крайне сложно, но именно культура может справиться с этой задачей. Поэтому для государств как акторов мировой политики проблема политического влияния на международный культурный обмен становится сегодня особенно актуальной. Именно от внешней политики государства сегодня зависит направление культурного обмена, его развитие или прекращение.

Актуальная информация металлоконструкции цена здесь.

Обзор литературы.

Проблеме культурной политики посвящено немало научных работ, что в очередной раз подтверждает её актуальность и значимость. Американский политолог Джозеф Най ввёл понятие «мягкой силы», которое подразумевает давление без применения силы, но с помощью таких инструментов, как культура [15]. Идея культурного капитала стран, его преимуществ получила распространение в рамках цивилизационного подхода американского политолога С. Хантингтона [10] . Американский политолог З. Бжезинский назвал культуру одной из причин американского превосходства [1].

Обзор документальных источников.

Для данного исследования были использованы различные источники информации. Особое внимание уделено международным документам, постановлениям, программам. Использовано много фактического материала, основой для которого стали интернет-источники: официальные сайты международных мероприятий, информационные порталы новостей.

Постановка цели и задач.

Целью исследования является выявление степени воздействия политического фактора на международный культурный обмен. Для достижения указанной цели необходимо были поставлены следующие задачи:

• Охарактеризовать значение культуры для международных отношений

• Определить цели участия государств в мировом культурном процессе

• Определить влияние международной политики на пути применения «мягкой силы».

• Классифицировать формы культурного обмена

• Дать общую характеристику работы основных международных межправительственных организаций в сфере культурного обмена и институтов, культурная деятельность которых поощряется государствами.

• Определить цель создания государством имиджа посредством культуры.

• Определить тенденции культурной интеграции в современном мире.

• Сделать прогнозы и предположения о дальнейшем развитии культурного обмена и политического фактора в нем на основе современных тенденций

Описание исследования.

Для определения роли культуры в международной политике в исследовании рассматриваются различные точки зрения на формирование многополярной мировой системы и дальнейшее взаимодействие между цивилизациями. За основу взята цивилизационная парадигма, впервые сформулированная русским ученым Н.Я. Данилевским [5] . Сегодня цивилизационная парадигма предполагает, что в XXΙ веке на международной арене появятся центры, сложившиеся вокруг определенных «сакральных ценностей» духовные системы , определяющиеся принадлежностью к основным мировым цивилизациям.

Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, широко используется в рамках цивилизационной парадигмы. Американский политолог убежден, что вера, убеждения, традиции — то, с чем люди себя идентифицируют, это то, что вызывает непримиримые противоречия, исключающие возможность компромисса [10]. В то же время оппоненты С. Хантингтона утверждают, что в современном мире все большую важность приобретают экономические связи. Это объясняют такие союзы, как НАФТА (зона свободной торговли, включающая Канаду, США и Мексику, представителей западной и латиноамериканской цивилизаций) или восточно-азиатский экономический блок, связывающий партнерскими отношениями такие страны, как Япония, Китай, Тайвань, Сингапур — представителей китайской, японской и индуистской цивилизаций. Многие исследователи утверждают, что современные международные отношения ориентированы на сотрудничество и интеграцию. О « диалоге цивилизаций» пишет профессор СПбГУ, государственный и политический деятель В.С. Ягья [12, с.78-79].

Каждая цивилизация обладает сложившимся культурным наследием. Непреложными основами самоидентификации народа является его вера и язык. Для современной системы международных отношений характерен «религиозный ренессанс», возрождение религий, проявление их с новой силой, нередко на основе религиозного фактора вспыхивают конфликты. Язык также становится отправной точкой , основой взаимопонимания при построении международных связей. Доктор исторических наук, государственный и политический деятель В. С. Ягья и доцент кафедры мировой политики СПбГУ И.В. Чернов считают, что международные отношения обусловлены характером межъязыковых отношений, институциализованным процессом объединения стран и народов, говорящих на одном языке, использующих его в выстраивании единой языковой политики [13, с. 45-61]. Как пример можно рассмотреть деятельность международной организации Франкофония.

Из всего выше перечисленного, роль культуры в международных отношениях становится очевидной. Она осуществляет в международной политике такие функции, как налаживание сотрудничества между странами, установление тесных контактов, создание образа государства на международной арене и распространение его влияния на другие государства без применения силы. В XXΙ веке культурный обмен, помимо кинофестивалей, спорта, научных организаций, переходит в новое измерение. Благодаря Интернету и телевидению, он становится глобальным и общедоступным. Путей, позволяющих приобщиться к национальной культуре другого народа, становится больше, что способствует установлению взаимопонимания между народами, развитию глобализационных процессов и является шагом на пути создания единого мирового сообщества.

В век глобализации, проблем демографического роста, экологии, энергоресурсов, экономических кризисов, распространения ядерного оружия, терроризма и киберпреступности стремление государств к обеспечению собственной безопасности, сохранению национального суверенитета и реализации своих национальных интересов уже не основывается на военной силе, на первый план выдвигается культурная дипломатия. Катастрофические последствия возможной ядерной войны вынуждают лидеров государств обратить внимание на культурный обмен, и добиваться реализации своих национальных интересов через сотрудничество и интеграцию. Именно культура формирует благоприятный образ страны, вызывая дружелюбное отношение у других народов, способствует взаимопониманию и установлению сотрудничества.

Далее рассматривается влияние международной политики на пути применения «мягкой силы».« Мягкая сила» заключается в способности государства достигать желаемых результатов на мировой арене невоенными способами при помощи таких факторов, как духовная и материальная культура, общественные и политические принципы, качество проводимой внешней и внутренней политики. По Дж. Наю, у «мягкой силы» есть три составляющих: культура, политическая идеология, внешняя политика [8].

Пути применения «мягкой силы» зависят от внешнеполитических целей государства, которые , в основном, заключаются в поиске возможностей расширения своего влияния на международной арене,обеспечении себе новых союзников, новых торговых связей и благоприятного окружения . У всех государств основным инструментом «мягкой силы» являются внешние культурные обмены, осуществляющиеся путем проведения в других странах фестивалей национальной культуры, выставок, взаимных обменов культурными и художественными делегациями, совместного обучения студентов, создания за рубежом центров культуры и распространения национального языка. Например, в США «мягкая сила» особенно ярко проявляется в сфере образования [2, с. 129-135]. Европейская стратегия — это реализация политики «мягкой силы», направленной на сдерживание сверхдержавы США, через международные организации. Китай широко известен миру как «глобальная фабрика». Помимо своего международного имиджа, одним из важнейших инструментов «мягкой силы» Китая являются культурные обмены, которые представлены двумя направлениями: образовательным и культурным [11, c. 9-10]. При этом КНР проводит протекционистскую политику, защищая свои национальные ценности и традиции от влияния Запада. Культурная внешняя политика России направлена на возвращение стране статуса регионального лидера, утраченного с распадом СССР и в результате непродуманной политики «кнута и пряника» в отношении стран СНГ в последующие десятилетия [7].

В исследовании рассмотрены проявления культурного обмена в таких направлениях, какмузыка, кино, театр, образование, наука, спорт и туризм. Многообразие форм культурного обмена позволяет реализовывать как политические интересы государства, так и частные потребности отдельно действующих лиц по разным направлениям. Формы культурного обмена проводят связи на различных уровнях международных отношений: от узких частных контактов между индивидами до глобальных охватывающих целые государства партнерских соглашений. Однако даже при такой системе связей, на международной арене неизбежна конкуренция, которая проявляется на соревнованиях, конкурсах, фестивалях. Эта конкуренция обладает положительным эффектом, она способствует усовершенствованию, обновлению, развитию. Она исключает конфронтацию и способствует открытию к сотрудничеству, улучшению условий для партнерства.

Так как сегодня установление культурных связей затрагивает интересы практически всех государств мира, на международной арене появляются правительственные и неправительственные организации, призванные координировать и облегчать построение международного сотрудничества. К кооперации государства приходят из-за, в основном, общих направлений во внешней культурной политике, которыми являются сохранение национальной культуры и языка в условиях интеграции, защита культурных ценностей, противостояние второсортным образцам массовой культуры, развитие культурных связей и поиск эффективных форм взаимодействия. Примерами международных организаций могут стать ООН, ЮНЕСКО, ЕС, Международная организация Франкофония, Международный олимпийский комитет, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная туристская организация и другие.Внешняя координация культурного обмена также включает открытие культурных центров, представляющих национальную культуру своей страны за рубежом. Это учреждения, объединяющие в себе множество видов деятельности: реализация разнообразных культурных проектов, обучение языку, подготовка лекций и семинаров, организация курсов танцев и национальных искусств, проведение встреч с представителями национальной культуры, предоставление посетителям обширной библиотечной базы и др. [3, с. 40-42].Такая форма организации культурного обмена дает возможность ознакомиться с интересующей культурой в индивидуальном порядке все возможными способами и приносит свои плоды. На организацию культурного обмена также влияют такие факторы, как стабильность политической ситуации (культурный обмен сейчас нарушен на Украине), хорошо функционирующая экономика, которая сможет финансировать культурный обмен, географическое положение ( например, для построения прочных культурных связей Океания слишком отдалена от континентов).

Профессор МГУ им. Ломоносова И.А. Василенко заметил, что благодаря развитию информационного общества, политическая власть сегодня переместилась в виртуальное пространство — в мир образов, имиджей и символов[4]. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений внешней политики государств является создание объективного образа власти, определение концепции национального брэндинга, призванного продвигать положительный имидж страны по международным каналам коммуникации.По Дж. Наю ресурсы “гибкой власти” , то есть культура , политические ценности и внешняя политика, имеющая моральный авторитет, формируют имиджевую политику страны [9]. Имидж государства строится за счет “высокой” культуры стран, то есть искусства, литературы, образования, научных достижений, классической музыки и поп-культуры, направленной на массовые развлечения. И. А. Василенко определяет “имидж государства” как стереотипизированный образ страны, существующий в массовом сознании благодаря как стихийному, так и целенаправленному его формированию элитой и политтехнологами в целях оказания политического и эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение внутри страны и за рубежом. Также следует добавить, что главной целью имиджа государства является легитимизация внешней политики государства как в глазах его граждан, так и в глазах всего мирового сообщества. Имидж создается посредством публичной дипломатии,деятельности, нацеленной на дополнение взглядов правительства на культурную политику разнообразными частными мнениями.

Исследование выявляет, что для построения имиджа необходимо сопоставление, поиск антипода, а следовательно и пропаганда, распространяющаяся через СМИ и другие средства коммуникации. Прочность созданного государством образа определяется не столько зарубежным мнением, которое далеко не всегда соответствует действительности и может быть фальсифицировано, сколько верой народа страны в данный образ, верой в собственную уникальность, самобытность, верой в свою национальную культуру. В современном глобализирующемся мире важно не только сохранить свою идентичность, но и почерпнуть новые знания, наладив диалог между культурами, который может стать мирным решением многих международных противоречий.

Интеграция — явление, сопутствующее глобализации. Интеграция культур значит их смешение, слияние. В исследовании ставится вопрос: возможно ли взаимообогащение культур при сохранении их культурной идентичности? Ответ зависит от стратегии, выбранной для интеграции. Мирное сосуществование культур возможно при построении диалога между ними, что достигается в условиях построения и соблюдения демократических норм современного глобального процесса интеграции, взаимоуважения и плюрализма ценностей, свободы самоопределения, автономии и суверенности как каждого человека, так и государства (этноса и т.д.). В современном мире интеграционные процессы, прежде всего, мотивированы экономическими целями, а следовательно и географической близостью, которая заметно упрощает налаживание торговых связей. При этом может учитываться и культурная общность народов. Например, сегодня АТР — регион интенсивно развивающихся экономик. США находится в географической близости от этого региона, но не может установить равноправный контакт с азиатскими странами, потому что они не доверяют западной культуре.Что касается культуры, азиатские страны ревностно оберегают свои традиции. Часто ответом глобализации у них выступает глокализация — синтез модернизации локальных культур с достижениями формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации, который происходит при взаимообогащении культур [6, c. 44-54].Таким образом, интеграция — это способ создать наиболее мощный конкурентоспособный экономический и политический блок, укрепить позиции своей страны. В таком объединении обязательно выделяется лидер( на примере азиатских стран, это Китай,главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Панов А. Н. называет его « пылесосом, всасывающим экспорт азиатских стран» [9, с. 15-25]), более экономически сильное государство с большими возможностями, которое поддерживает развитие остальных членов, распространяя и укрепляя свое влияние.Культура зависит от экономической и политической силы государства, и если одно государство обладает гораздо большим потенциалом, нежели другое, оно подавляет своего оппонента как экономически, так и культурно, что является следствием интеграции.

Исследование выявляет, что будущее культурного обмена неразрывно связано с тенденциями, наметившимися в XXΙ веке, то есть с возрастанием значения «мягкой силы», процессом глобализации и компьютеризацией. В связи с этим культурная политика государств направляется на ассимиляцию мигрантов в национальной культуре.Другой тенденцией современности, которая, скорее всего, сохраниться и будущем является увеличение роли космополитизма во внешней политике государств, то есть опоры на международное право при реализации международных отношений. Прикрываясь благими намерениями отследить реализацию прав человека, группа космополитических государств получает возможность беспрепятственно влиять на реализацию внутренней политики других стран.Бек У. выделяет два вида космополизции. Например, у США она ложная и содержит в себе скрытую «национальную миссию», а у Европейского союза — истинная, направленная именно на становление международных отношений на правовую основу [14, c. 9-13].

Заключение.

В результате проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:

Международные отношения — это взаимодействия между культурами, так как каждая страна обладает культурной составляющей, определяющей самобытность народа, его историю и уникальность.

Культура — это ценности, достижения, психология конкретного общества, отличающая его от остальных. Она проявляется на подсознательном уровне ( природная идентичность, цивилизация, религия, язык), способствуя возникновению конфликтов и противоречий, и на уровне национальных достижений (в искусстве, спорте, науке), налаживая партнерские связи и взаимопонимание, выражаясь в культурном обмене. В сегодняшнем экономически ориентированном, глобализирующемся мире культура не теряет свое значение, а определяет наиболее вероятные направления консолидации или разломов государств, вариации международных отношений.

Культурный обмен — это непрерывный процесс, протекающий как неосознанно и хаотично, так и целенаправленно, при помощи различных стратегий, заключающийся в обмене ценностями, верованиями, языками, опытом, навыками, достижениями между народами.

Можно выделить следующие цели участия государств в международном культурном процессе. Во-первых, это реализация национальных интересов государства ( обеспечение безопасности и сохранности национального суверенитета). Во-вторых, решение глобальных проблем ( демографический рост, бедность в развивающихся странах, ухудшение экологии, ограниченность энергоресурсов). В-третьих, укрепление институтов гражданского общества, распространение понятия о правах и свободах человека. Все эти цели можно реализовать, не прибегая к методам культурной дипломатии, однако культура является более выгодным и эффективным инструментом налаживания сотрудничества, нежели «жесткая сила».

Могущество страны определяет степень её привлекательности. Следовательно, чем сильнее государство, тем успешнее его применение «мягкой силы», то есть достижение желаемых результатов невоенными способами с помощью применения культуры ( значимых для общества ценностей) , политической идеологии и дипломатии. Однако, даже при использовании «мягкой силы» во избежание конфликтов , необходимо считаться с мнением мирового сообщества.

Культурный обмен многообразен. Он имеет множество форм и распространен в областях кинематографа, музыки, театра, образования, науки, спорта и туризма. Формы культурного обмена зависят от области, в которой он осуществляется. Так в музыке это международные музыкальные конкурсы, фестивали, гастрольный обмен, репертуарный обмен, творческие акции. В киноиндустрии особенно популярны фестивали. В театральном искусстве — фестивали, мастер-классы, гастроли. Такие формы культурного обмена часто красочны, эмоциональны и воздействуют на широкую публику. Формами академического обмена являются программы, стипендии и гранты, стимулирующие международную кооперацию и повышающие качество образования. Среди форм международного научного обмена, стимулирующего развитие человечества, можно выделить межбиблиотечный обмен, научные командировки, научные программы, конференции, выставки, семинары, премии. Самыми яркими и масштабными формами спортивного обмена являются Олимпийские игры, мировые и региональные чемпионаты, кубковые соревнования, товарищеские спортивные встречи, которые не только объединяют народы всего мира, но и способствуют развитию транспортных коммуникаций в местах их проведения. Конгрессы, ярмарки, выставки, конференции являются формами туристического обмена, туристы пополняют капитал страны и популяризуют её культуру.

ООН и ЮНЕСКО — наиболее влиятельные международные организации, которые видят своей целью укрепление международного мира путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры. Сегодня ЮНЕСКО способствует вовлечению культуры и межкультурного диалога в развитие политики, чтобы воспитать культуру мира без жестокости.

В XXΙ веке , где из-за развития информационных технологий велико значение символов и образов. Имидж страны, стереотипы о ней составляют основы для ее восприятия мировым сообществом, поэтому формирование образа страны в глазах мировой общественности является неотъемлемой частью культурной политики государства. Его главной целью является легитимизация внешней политики государства как в глазах его граждан, так и в глазах всего мирового сообщества. Основу и успех имиджевой политики составляет вера народа в свою национальную культурную уникальность.

Культурная интеграция является сопутствующим фактором экономической интеграции, которая в современном мире является повсеместным явлением.

Действия ООН направлены на развитие межкультурного диалога в целях соблюдения прав человека и сохранения международной безопасности в глобализирующемся мире. В то же время международная политика приобретает космополитскую направленность, превращая права человека во властный ресурс, способствующий распространению влияния, то есть в инструмент, позволяющий государствам реализовывать свои национальные интересы.

Список источников и литературы:

  1. Бжезинский З. Великая шахматная доска.- М. Международные отношения,1998.

  2. Бобыло А.М. ½Мягкая сила╗ в международной политике: особенности национальных стратегий// Вестник Бурятского государственного университета. № 14. 2013. с. 129-135

  3. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Роль зарубежных культурных центров в развитии современного межкультурного сотрудничества//Грамота. № 6. 2012. с. 40-42

  4. Василенко И. А. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга.- М.: Экономика, 2012

  5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.:Книга, 1991

  6. Карелова Л.Б., Чугров С.В. Глобализация: японские интерпретации социокультурных процессов//Вопросы философии. Август 2009. c. 44-54

  7. Концепция внешней политики Российской Федерации. 12 февраля 2013 г. <http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f>

  8. Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. -М.:Тренд,2006

  9. Панов А. Н. США и экономические интеграционные процессы в АТР// США — Канада. Экономика, политика, культура. № 5. Май 2013. с. 15-25

  10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: ООО ½Изд-во АСТ╗, 2003

  11. Цземянь Ян. Китай о ½мягкой силе╗: взгляд на международную систему как общее достояние // Гоцзивэньтилуньтань. № 48. 2007. с. 9-10

  12. Ягья В.С. Политическая карта в контексте мировой политики в XXΙ веке.- Образы географии. СПб, 2000. с. 78-79

  13. Ягья В.С., Чернов И.В., Блинова Н.В. Лингвистическое измерение мировой политики. СПб.: СПбГУ, 2009. с. 45-61

  14. Beck U. Cosmopolitan globalization-Creative self-destruction of the world order //International politik. №. 7. 2003. c.9-13.

  15. Nye S. Jr., Owens W. A. America’s Information Edge//Foreign Affairs. 1996

Внешняя культурная политика, Культурная интеграция, Межэтническое и межконфессиональное взаимодействие