Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Театральные проекты Альянс Франсез и Французского института в России

Аннотация. Данная статья представляет собой обзор существующих форм театрального сотрудничества между двумя государствами с богатым театральным прошлым и с оригинальным историческим опытом совместного сотрудничества на театральной сцене — Россией и Францией. Особое внимание уделено таким новым и набирающим популярность формам диалога как реализация театральных проектов через французские культурные центры.

Ключевые слова: театральные связи, российско-французские связи, культурные центры.

Abstract. This article is a review of the existing forms of theatrical cooperation between the two countries with a rich theatrical past and the historical experience of joint cooperation on the stage-Russia and France. Particular attention is paid to such new and increasingly popular forms of dialogue implementation of theater projects through French cultural centers.

Keywords: theatre, theatre ties, Russian-French ties, cultural centers.

Театральные и музыкальные связи России и Франции являются одним из наиболее ярких и оригинальных направлений двустороннего сотрудничества. И Россия, и Франция всегда испытывали большой интерес к музыкальному и драматическому искусству друг друга. Достаточно вспомнить, что в XIX веке в России с успехом гастролировали и работали знаменитые звезды французской сцены. На сцене французского Михайловского театра в XIX веке в разные годы блистали такие выдающиеся французские актеры, как супруги Аллан, Ж. Б. -Ф. Брессан, Ш. -Ф. Бертон Аллан. Столичный зритель восхищался талантом балерины Марии Тальони, балетами Жюля Перро, и великого Мариуса Петипа.

В свою очередь огромное влияние на музыкальный театр Франции оказали участники знаменитых «Русских Сезонов», память о которых в Париже бережно сохраняется и сегодня. Исследователь Писарева М. отмечает, что организованные С.П. Дягилевым «Русские сезоны» в Париже, «оказавшие значительное влияние на многие сферы не только французского, но и европейского искусства в целом. Продемонстрировав разные грани русского искусства, «Русские сезоны» смогли завоевать Европу и способствовали утверждению позитивного образа России среди европейцев». [1]

На протяжении долгих лет взаимодействия складывались традиции русско-французского театрального и музыкального диалога, которые, безусловно, оказывают влияние и на развитие современного двустороннего сотрудничества.

Современный русско-французский культурный диалог охватывает взаимодействие двух государств практически во всех областях культуры и искусства. Они подкреплены солидной нормативно-правовой базой, которая обеспечила успешное проведение множество проектов в сфере кино, телевидения, театра, музыки и т.д. На фоне уже давно существующих форм сотрудничества, появляются новые, не менее значимые и интересные, отражающие как традиции диалога двух стран в сфере культуры, так и особенности современных процессов межкультурного сотрудничества. В данной статье мы обратимся к проектам французских культурных центров в России, которые большое внимание уделяют в своей деятельности развитию театрального и музыкального сотрудничества и продвижению своих традиций и достижений в данной сфере.

Сегодня, когда политические отношения России и Франции можно охарактеризовать как достаточно сложные и напряженные, культурные связи как никогда приобретают ценность, ведь именно культура всегда была и будет тем надежным звеном, которое связывает государства, несмотря на порой острые политические разногласия.

В сложившейся ситуации большую роль в развитии диалога Российской Федерации и Французской республики играют культурные центры, культурные институты, которые проводят многочисленные проекты в образовательной, научной, художественной и, конечно, музыкальной и театральных сферах.

Появление подобных центров в разных странах связано с тенденцией институализации культурного сотрудничества, которая отчетливо проявилась в международном обмене ещё в конце XIX — начале ХХ века. [2]

Франция сыграла важную роль в создании институтов культурного сотрудничества. Еще в 1883 году в Париже появилась одна из первых организаций — «Альянс Франсез», цель которой была связана с пропагандой французской культуры за рубежом. Ее основателями были выдающиеся деятели литературы, культуры и искусства того времени: Фердинанд де Лессепс, Луи Пастер, Эрнест Ренан, Жюль Верн. Альянс Франсез является общественной организацией, деятельность которой основана на целях и принципах Международного Фонда Альянс Франсез в Париже. Сегодня филиалы организации представлены в разных странах мира, в том числе и в России.[3]

Сегодня деятельность Альянс Франсез включает в себя несколько аспектов: содействие изучению французского языка; продвижение культуры Франции и франкоязычных стран; развитие международного культурного сотрудничества на основе принципов уважения самобытности, разнообразия и взаимообогащения культур. [4]

Большое внимание в своей деятельности в России организация уделяет различным театральным проектам, которые объединяют исполнителей, постановщиков и зрителей из России и Франции. Театральные проекты входят в программу всех российских филиалов Альянс Франсез, но в каждом городе они отличаются оригинальностью. Так, например, в тольяттинском отделении Альянс Франсез в сентябре 2014 года с большим успехом прошел спектакль Жана Кокто «Священные чудовища». В котором была рассказана трогательная история о жизни, любви, женском счастье, преданности профессии. Премьера спектакля прошла с синхронным переводом на французский язык, что позволило гостям из Франции присутствовать на спектакле и понимать диалоги актеров, оценивать тонкости игры.[5]

Пермское отделение Альянс Франсез в 2014 году так же порадовало горожан несколькими театральными постановками. Среди них моноспектакль Брюно Абраама-Кремера по одноименному роману Ромена Гари «Обещание на рассвете»(«Lapromesse de l’aube») , театр De l’Invisible (Франция), на французском языке с русскими с субтитрами, посвященный столетию со дня рождения автора. Ромен Гари рассказывает в «Обещании» о своем детстве в России, в Польше и в Ницце, о роскоши и пришедшей ей на смену нищете, о трудностях обучения летному делу и о своих военных приключениях в Англии, Франции и Африке. Но прежде всего это, конечно, рассказ о самой большой любви в его жизни».[6]

Отделение Альянс Франсез в Екатеринбурге является одним из самых активных в сфере подготовки театральных проектов. За последние годы на сценах городских театров состоялось несколько интересных театральных премьер в подготовке которых принимали участие представители России и Франции. Так, например, данс-спектакль «В двух словах», стал совместной работой французского хореографа Гаэля Доменжера и артистов екатеринбургского танцевального театра. Гаэль Доменжер является выпускником школы танца при парижской Opera и Высшей Национальной Консерватории в Париже. Его новая работа «В двух словах» — это программа, состоящая из двух хореографических отрывков, в которых автор отдает дань уважения литературному гению Льва Толстого и Владимира Маяковского и тому влиянию, которое они оказали на французскую культуру. По словам Гаэля, этот спектакль «дает ему возможность придать плотскую форму тем великим словам, которые поразили его воображение».[7]

Так же при содействии Альянс Франсез с французской стороны и Министерства культуры Свердловской области с российской стороны 2 и 3 ноября 2013 года состоялись гастроли MalandainBalletBiarritz– хореографической труппы с мировым именем. Названием представленного ими балета «Magifique» стало слово, которого на самом деле не существует во французском языке, но все те, кто хоть немного понимает французский язык, сразу же догадываются, что речь идет о волшебстве. И действительно, хореограф в своих работах вдохновился волшебными впечатлениями от произведений русского классика — Петра Ильича Чайковского — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

MalandainBalletBiarritz– один из немногих французских коллективов, имеющих статус национальной труппы. Ее основатель Тьерри Маландэн у себя на родине награжден Орденом искусств и литературы, остальному миру известен как талантливый хореограф современного мирового балета.[8]

Французский институт так же не уступает Альянс Франсез по числу различных театральных мероприятий. Французский Институт в России был создан 1 января 2012 года, с целью развития сотрудничества между Россией и Францией в таких сферах как культура, образование, французский язык.

Французский институт в РФ непосредственно относится к Посольству Франции в Российской Федерации, которое и участвует в формировании его бюджета. Он обладает независимостью с точки зрения управления, но не является юридическим лицом. Во главе Французского института находится Советник по Сотрудничеству и Культуре Посольства.

Институт тесно сотрудничает с российскими театрами. Примером подобного взаимодействия можно считать оригинальные спектакли, вызвавшие интерес у зрителей и представителей театрального сообщества. 18 декабря 2014 года в Московском международном Доме Музыки состоялся музыкальный спектакль, посвященный столетию со дня рождения выдающейся француженки Эдит Пиаф. Идея и исполнение спектакля принадлежат французской певице Жиль Эгро, которая отметила, что «этот спектакль — дань любви той, которую называют «иконой французской песни»». [9]

Ранее в ноябре 2014 года при участии Французского института в Московском Театре Наций прошел французский спектакль «Король Убю» Альфреда Жарри в режиссуре Деклана Доннеллана. «Легендарный Деклан Доннеллан, много и интересно работавший с российскими актерами, на этот раз собрал вокруг себя французскую команду, чтобы предложить новое прочтение одной из эмблематичных пьес ХХ века»[10]. Спектакль состоялся на французском языке с русскими субтитрами.

Уже несколько лет Французский институт поддерживает практику театрализованного прочтения французских пьес в московских театрах. Выбор, авторы проекта, останавливают как на современной драматургии, так и на классике. Результатом сотрудничества Гороль-центра и «Седьмой студии» с режиссером Давидом Бобе стали три спектакля: «Феи», «Метаморфозы» и «Гамлет». 30 октября 2014 года в центре был реализован новый интересный проект: молодой режиссер Тома Жолли обратился к наследию Мариво, чтобы доказать, что великий мастер интриги, живший в ХVIII веке, в наши дни ничуть не устарел и сохранил свою притягательность.[11]

Летом 2014 года в театре «Etcetera» при участии Французского института состоялся спектакль, посвященный 125-летию Жана Кокто под названием «Орфей». В феврале московская публика смогла посетить спектакль Эжена Лабиша в рамках проекта «Французский театр. Комедии» на сцене МХТ им. А.П. Чехова. Это только некоторые из множества спектаклей, которые ежемесячно проходят на различных театральных площадках Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городах радуют как российских, так и французских зрителей.

Культурные центры Франции — Французский институт и Альянс Франсез осуществляют различные оригинальные проекты, успешно развивают новые формы театральных связей. Театральные проекты, организованные при участии французских культурных центров стали заметными событиями культурной жизни России, способствовали обмену опытом, развитию контактов между всеми участниками интересных, ярких, запоминающихся творческих мероприятий.

Театр в России всегда обладал значительными возможностями и рассматривался как важнейший социальный, политический институт. Благодаря театральным проектам культурный диалог России и Франции вышел на новый уровень, способствовал общению как профессиональной, так и зрительской аудитории, развитию широких контактов французских культурных центров в России с общественными организациями, правительственными структурами, представителями театральных профессий, самой широкой аудиторией слушателей и зрителей.

В современных условиях диалога России и Франции культурные связи и яркие интересные театральные и музыкальные события приобретают особенную ценность, с ними мы сегодня связываем надежды на позитивное развитие сотрудничества России и Франции.

Список источников и литературы:

1. Писарева М.В. Российско-французские музыкальные связи в начале XXI века (2000 — 2005 гг.) : автореф. дис. … канд. ист. наук / Писарева М.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб. С. 7.

2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Институализация международного культурного сотрудничества: исторические предпосылки и особенности современного периода // НПЖ Приволжский научный вестник. 2012. № 11. С.91-94.

3. Альянс Франсез в России URL: http:// http://afrus.ru/ru/alyansfransezvrossi;

4. Там же;

5.Премьера спектакля «Священные чудовища» URL: http:// http://afrus.ru/togliatti/ru/2014/09/804;

6.«Обещание на рассвете» Театр DelinvisibleURL: http:// http://afrus.ru/perm/ru/2014/04/delinvisible-681;

7.Премьера данс-спектакля «В двух словах» URL: http:// http://afrus.ru/ekaterinbourg/ru/2013/10/22-23-763;

8.Гастроли MalandainBalletBiarritzURL:http:// http://afrus.ru/ekaterinbourg/ru/2013/10/2-3-malandainballetbiarritz-764;

9.Музыкальный спектакль EdithURL:http:// http://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/edit;

10. Король Убю URL:http:// http://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/korolubyu.

11.Арлекин, воспитанный любовью URL:http:// http://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/arlekinvospitannyy-lyubovyu.

Международная общественная деятельность