Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Политика муниципальных властей Лондона в области межкультурных взаимодействий

Аннотация. Данная статья изучает малоисследованный вопрос мультикультурного развития Лондона и то, какие меры принимаются правительством для успешной интеграции приезжих в сообщество. В статье исследуется регулирование взаимодействий культур и этносов муниципальными органами в Лондоне. Во-первых, рассматриваются основные документы, посвященные межкультурным взаимодействиям и интеграции сообщества. Во-вторых, проводится анализ практических мероприятий, нацеленных на консолидацию сообщества. Статья также устанавливает теоритические рамки межкультурного взаимодействия. Кроме того, прослеживается история муниципального управления в Лондоне и процесс децентрализации власти. Делаются выводы о том, какие именно факторы обеспечили сравнительно эффективную интеграцию меньшинств в Лондоне.

Ключевые слова. интеграция, мультикультурализм, межкультурные взаимодействия, муниципальные власти, Лондон.

Abstract. Present article examines scantily explored issue of multicultural development of London and what measures are taken by government for successful integration of newcomers into the community. The article investigates municipal authorities regulation of the interaction of cultures and ethnicities in London. Firstly, the basic documents on inter-cultural communication and integration community are viewed. Secondly, the analysis of practical measures aimed at consolidating community is carried out.The article also establishes a theoretical framework of inter-cultural interactions. In addition, it studies the history of municipal government in London and the process of power decentralization. Conclusions of what factors provided a relatively efficient integration of minorities in London are drawn.

Keywords. integration, multiculturalism, cross-cultural interactions,municipal authorities, London.

Сегодня, вследствие глобализации и масштабных международных миграционных процессов, европейские города становятся центрами с разнообразнейшим составом населения и тогда преодоление возникающих этнокультурных проблем при взаимодействии с иммигрантами делаются одной из первоочередных задач правительства.

www.graynet.ru

Лондон, являясь крупнейшим экономическим, политическим и культурным мировым центром, издавна привлекал иммигрантов со всего мира. Сюда приезжали люди совершенно разных этносов, конфессий и социальных уровней. Веками люди со всего мира выбирали Лондон своим домом. Ростом и развитием этот город обязан интернациональному сообществу, живущему в нем. Иммиграция в Великобританию — процесс, обусловленный прошлым Британской империи. В первом тысячелетии в Лондон прибывали из Скандинавии, Норвегии, Голландии, Германии, Италии и Испании. Значительная доля иммигрантов в Великобританию — это выходцы из стран Британского содружества, то есть современные процессы иммиграции связаны с колониальным прошлым Британии. Знание английского языка, тесные связи с этническими общинами, уже обосновавшимися в Великобритании стимулируют приток все новых и новых иммигрантов из бывших британских колоний. Массовая иммиграция в Великобритании совпала по времени с распадом британской колониальной империи, что отразилось на правительственной иммиграционной политике. Первые сильные наплывы иммигрантов Великобритания испытала еще в конце XIX века, с открытием Суэцкого канала. Затем, в годы Второй мировой войны, Британия послужила убежищем для граждан европейских государств, а с распадом Британской империи приток иммигрантов еще больше увеличился.

Британское правительство, допуская массовую миграцию преследовало также, кроме экономических, и чисто политические цели. Они заключались в стремлении Великобритании сохранить и укрепить связи с независимыми странами Содружества. Также, кроме сохранения связей, свободный въезд в страну был обусловлен демографическими и экономическими факторами: старение коренного населения, нехватка рабочей силы и возможность использовать дешевый труд иммигрантов. За десятилетие с 2001 по 2011 год население Великобритании выросло на 3,7 млн. человек до 56,1 млн. в период между переписями. Этот рост объясняется не повышением рождаемости, а иммиграцией, — 2,1 млн. из 3,7 млн., 60%, — иммигранты. В самом Лондоне население увеличилось на 12%. Здесь самый высокий уровень территориальной локализации иммигрантов по районам. В Лондоне районов, где иммигранты составляют более половины населения — 10 из 33, в том числе в центральной части.

Вследствие наличия огромного потока иммигрантов в страну, а также уже существующих проблем по их адаптации в обществе, британские власти ставят иммиграционные проблемы на передний план, однако, большинство мероприятий, направленных на преодоления проблем межкультурной коммуникации, ложится именно на плечи муниципальных властей. Лондон, в этом контексте, является относительно успешной моделью для исследования межкультурных и межэтнических взаимодействий членов общества для учета опыта, как негативного, так и позитивного, в других мегаполисах мира с тенденциями к увеличению неоднородности населения. Кроме того, интересны сами механизмы, направленные на поддержание мультикультурного общества, как единого целого.Предметом исследования выступает регулирование взаимодействий культур и этносов муниципальными органами в Лондоне.

Источниковая база работы включает в себя основные международные документы, муниципальные документы, статистические материалы по исследуемой теме. Для исследования политики местных властей были использованы документы отражающие политику муниципальных властей Лондона по осуществлению регулирования межэтнических отношений в городе. Среди них можно выделить муниципальные документы Лондона, изданные Лондонской Ассамблеей, мэрией и другими муниципальными органами, а также национальные законы Великобритании: Закон о местном самоуправлении 2000 года, Закон о локализме 2011 года, Закон о расовых отношениях с поправками 2000 года. Кроме этого, основные стратегии развития Лондона: «Культурный мегаполис. Приоритеты мэра по культурному развитию 2009-2012», «Равные шансы для всех лондонских сообществ: Схема расового равенства 2010-2011».

При работе над темой были привлечены научные исследования, отражающие проблемы этнокультурных и межнациональных отношений в современном мегаполисе. Среди литературы, посвященной месту и роли современного мегаполиса в глобализационных процессах, наибольший интерес по нашей теме вызывают работы П. Геддеса, С. Сассен и М. Кастельс. В исследованиях, которые раскрывают теории политики мультикультурализма в современном мире У. Кимлика и Ч. Тейлора полезными оказались материалы, отражающие теории о том, какой структурой обладает мультикультурное сообщество и о том, что делает его мультикультурным. Отдельное место занимают работы, в которых раскрывается цивилизационная теория, в рамках которой происходит взаимодействие различных культур. Это работы основных представителей цивилизационной теории: С. Хантингтон, А. Тойнби, О.Шпенглер и К. Ясперс. Подводя итог анализа работ предшественников отметим, что, в них не получили достаточного отражения вопросы, которые мы предполагаем отразить в нашем исследовании. В частности, регулирование политики межкультурных взаимодействий на муниципальном уровне, а также механизмы и практические мероприятия, которые позволяют проводить политику, ведущую к формированию мультикультурного общества.

Цель исследования — определение эффективности основных механизмов, использованных муниципальными властями Лондона для обеспечения взаимодействия различных этнических культур в рамках современного мегаполиса.

Для достижения указанной цели решается несколько задач:

  • определить теоретические основы межкультурного взаимодействия в условиях современного мегаполиса;

  • исследовать историю муниципального управления в Великобритании и Лондоне, а также особенности структуры и функционирования современных муниципальных органов Лондона;

  • дать анализ функционирования муниципального управления в Лондоне и его работу по реализации политики мультикультурализма, межкультурным взаимодействиям; проанализировать основные документы, регулирующие данный вопрос.

Современное общество сталкивается с новыми процессами и явлениями, которые приобрели чрезвычайно важное, определяющее значение на рубеже веков. Одна из таких тенденций современного развития — ускорение процессов глобализации, которое вызвало достаточно много сопутствующих сложных проблем. Одна из них — это проблема взаимодействие различных культурных традиций, которая разрешается в формах сотрудничества и конфликта. Эта проблема получила свое раскрытие в рамках цивилизационной теории, основными представителями которой принято считать С. Хантингтона, А. Тойнби, О.Шпенглера и К. Ясперса.

С глобализацией, проблемы межкультурного взаимодействия, имеют тенденцию обострятся. Так межэтнические и межконфессиональные конфликты побудили С. Хантингтона к формулированию идеи конфликта цивилизаций. Именно Хантингтон в своем труде «Столкновение цивилизаций» обосновывал неизбежность проблем и конфликтов на этнической, национальной, и религиозной почве тем, что многочисленные и разнообразные цивилизации в глобализованном мире будут взаимодействовать, конкурировать, сосуществовать и приспосабливаться друг к другу. Незападная цивилизация рано или поздно столкнется с западной, потому как, по его мнению, «разногласия в материальных интересах также можно уладить путем переговоров и свести к компромиссу, что невозможно в случае с вопросами культуры»[3, 193].

Британский историк и философ истории, Арнольд Тойнби, в своем труде «Постижение истории» выделяет 21 цивилизацию и утверждает, что «платой за успешную агрессию становится проникновение в культуру победившей цивилизации экзотической культуры ее жертв» [1]. Здесь можно провести параллель — колониальное прошлое обрекло Великобританию на сегодняшнюю проблему большого потока иммиграции. А. Тойнби также утверждает о неизбежности конфликта цивилизаций и, по его мнению, одна из цивилизаций — Запад или Восток погибнет. Известный исследователь, Освальд Шпенглер, утверждал, что соприкосновения, заимствования и влияния параллельно существующих культур ведут только к нарушениям, так как каждая культура является замкнутой системой. Он считал, что различные культуры в корне различны и непостижимы друг для друга. Тогда как К. Ясперс, немецкий философ, в своем труде «Смысл и назначение истории» говорит о том, что в основе всех культур лежит общность и между ними не может произойти конфликта, при взаимодействии они только обогатят друг друга [5]. Шпенглер же объяснял цивилизацию как регресс культуры, а регресс культуры как следствие урбанизации. Он считал, что только в деревне формируется самоидентификация, культура, а городской уклад жизни ее разрушает [3]. Межкультурные взаимодействия сложны еще и в том смысле, что здесь играет главную роль религиозный фактор, который, как пишет С.Хантингтон, разделяет людей еще более резко, чем национально-этнический. Будущий конфликт цивилизаций, по Хантингтону, произойдет именно из-за религиозных противоречий, потому, что при столкновении религий, компромисс не возможен [2, 56] .

Первой интеграционной моделью стала концепция «Плавильного котла», которая предполагала, что каждый приезжий должен отказаться от собственной культуры и идентичности и принять новую — идентичность принимающего общества. Одним из ее авторов был американский социолог, Милтон Гордон. Такой способ интеграции работал в США, где по сути не было коренных жителей, обладающих культурным приоритетом и там она использовалась для формирования национального государства. Однако, Великобритания является землей англичан, уэльсцев, шотландцев и ирландцев, это их история и культура. Зачем же им «сплавляться» с приезжими? На осознании невозможности европейского «плавильного котла» появилась концепция мультикультурализма.

Необходимо было создать такой способ решения проблемы, который бы учитывал все различия этносов и их интересы. «Мультикультурная демократия» стала решением этой проблемы. Под этим сложным понятием заключается простая идея о том, чтобы различные культуры, оказавшись вместе, научились жить бок обок друг с другом, не отказываясь при этом от своего культурного своеобразия. “Впервые термин “мультикультурализм” был употреблен швейцарцами в 1957 г. Швейцария является многонациональным государством, с четырьмя языками и различными религиями. Чтобы охарактеризовать свою страну сами швейцарцы ввели термин “мультикультурализм”. Основоположниками мутилькультурной модели стали американские социологи Натан Глэзер и Даниель Мойнихан и американский историк, Оскар Хэндлин. Ключевой инструмент интеграции в этой модели — наделение всех граждан равными правами, независимо от их этнической или религиозной принадлежности.

Наиболее остро обозначенные выше процессы проявляются в крупных мегаполисах, являющихся своеобразными лабораториями будущего взаимодействия народов. Если раньше столкновения разных культур происходили на границах государств, разделяющих цивилизации различных типов, то теперь столкновения происходят внутри городов. Современный город — это поле для поиска новых форм межкультурного выражения. Впервые о городе, как об акторе глобальной политики, было сказано в теории мировых городов британским ученым П.Геддесом в его труде «Города в развитии» в 1915 году. [12, с.21-47] «Мировым городом» ученый называл города с многовековой историей, которым отводилась особая роль в мировом развитии. Введенное в начале 90-х годов XX века в научный оборот американским профессором социологии С.Сассен, понятие «глобальный город» подразумевает, что сегодня мегаполис стал мировым центром глобализации, в котором формируются процессы и принимаются решения, способные оказывать влияние на весь мир. В отличии от «мирового города», «глобальный город» не всегда имеет длительную историю своего существования, но все же имеет огромную мирополитическую, мироэкономическую значимость. Понятие «глобального города» появилось с развитием городов, когда эти города превратились в центры международной торговли, оказывающие большое влияние на экономику [15]. Эти центры процветания экономики зачастую привлекают большие потоки иммигрантов, как произошло и в Лондоне. Для мирного существования таких городов необходимо было выработать стратегию сглаживания противоречий с приезжающими.

Мультикультурализм — это идеология и практика, которая возникла в конце 1960-ых годов в западных странах. Это идеология, отстаивающая право различных религиозных, этнических групп на самовыражение. Теоретическая модель мультикультурализма, принадлежащая У.Кимлике, рассуждает о том, что в обществе присутствуют не индивиды, а только члены культурных групп. Некоторые культуры оказываются в маргинальном положении, а согласно принципам мультикультурализма и либеральной справедливости они требуют дифференцированного отношения, чтобы предоставить им возможность для сохранения их культуры. У. Кимлика называет следующие группы, которые требуют особого отношения: меньшинства и иммигранты, причем последние имеют право требовать только уважения к их культуре и равного отношения в принимающей стране. То есть, функция мультикультурализма состоит в том, чтобы “подтягивать” группы, которые находятся в менее выгодном положении. Вместе с мультикультурализмом стала развиваться интеграционная модель, согласно которой, этнические меньшинства могут входить в общество с соблюдением равенства прав. Предполагается, что это станет двусторонним процессом, где усилия будут исходить как от иммигрантов, так и принимающего общества. Основоположником теории мультикультурализма Ч. Тейлором, наоборот, выделяется роль личности и ее оригинальность в обществе. Согласно его теории, основным условием в обществе является защищенность и свобода индивида, которая достигается через всеобщее признание каждого индивида другими, причем этот индивид борется не только за свое признание, но и признания оригинальности и равенства его группы (культуры).

Важность Лондона как центра торговли, населения и богатства охраняла его права и свободы. Право Лондона на управление своими делами самостоятельно было получено в качестве уступка от Короны. Со Средневековья и до времен Стюартов город был основным источником финансовых кредитов монархам, которые нуждались в средствах для проведения своей политики как в стране, так и за рубежом. То, что Лондон довольствовался свободами и имел форму гражданской администрации до нормандского завоевания, можно увидеть в Хартии Вильгельма Завоевателя, в которой он обещал признать права, привилегии и законы, которыми пользовался город во времена Эдварда Исповедника (1042 — 1062). Лондон, как и другие города Великобритании, был подчинен власти Короны посредствам ривов (reeve) или шерифов — в графствах (shires-reeve) — представителей власти короля. Однако в XII веке был сделан большой шаг к гражданской независимости, было учреждено общество граждан под присягой — коммуна. Одновременно с этим, в 1189 году, создается должность Лорд-мэра. В 1191 году институт комунны был официально признан Иоанном (Джоном) Безземельным, а в 1199 году, уже будучи королем, предоставляет гражданам Лондона право избирать своих Шерифов. Предоставление этого права было исключительно важным, потому как именно Шериф был представителем королевской власти, через которого осуществлялось управление города. Право избирать Лорд-мэра было даровано горожанам королем Иоанном в Хартии 1215 года. Таким образом, можно проследить процесс передачи полномочий местным органам власти и предоставления свобод городу со времен Средневековья.

С 1964 года Большой Лондон разделен на 32 округа, которые управляются муниципальными советами, а исторический центр города — Сити, является особой административной единицей.Сегодня местное самоуправление в Лондоне имеет два уровня. Первый — общегородской, стратегического значения, второй — местного порядка. Общегородской уровень координирует Администрация Большого Лондона (Great London Authority), в то время, как на районном уровне существует 33 местных органа власти. В состав Администрации Большого Лондона входит мэр и Лондонская Ассамблея, недавно учрежденный орган. В 1998 г. на референдуме, проведенном среди жителей Лондона, было принято решение о создании единого представительного органа — лондонской Ассамблеи (Great London Assembly), полномочия которой практически совпадали с полномочиями существовавшего ранее Совета Большого Лондона. Тогда же было принято решение о прямых выборах мэра Большого Лондона. Впервые выборы на эту должность состоялись в мае 2000 г.. Нижний уровень власти представлен 32 районными советами (по числу бороу) и Корпорацией лондонского Сити. В каждом бороу Лондона есть свой совет, состоящий из представителей политических партий и организаций, выбираемых каждые четыре года местными жителями.

С точки зрения управления мультикультурными процессами, сформировавшаяся в Великобритании система муниципального управления, а именно, широкое представление интересов населения, обеспечиваемое прямыми выборами местных представителей, а также широкие полномочия и материальные возможности муниципальных властей, связанных непосредственно с повседневной жизнью людей, дают возможность эффективно решать нужды людей разной национальности и культуры, что значительно упрощает процессы интеграции.

Успешная интеграция иммигрантов в общество зависит от многих факторов, но наиболее важным является равенство с коренными жителями, обеспечиваемое как на законодательном уровне, так и в повседневной жизни. Это один из базовых шагов к успеху интеграции прибывающих в Лондон иммигрантов, ведь то, что их интересы воспринимаются властью и делается все, чтобы они не чувствовали себя чужими в городе, обеспечивает устойчивость всему обществу, способствует построению цельного мультикультурного общества. Муниципальные власти столицы действительно прилагают много усилий, для того, чтобы воплотить идею мультикультурного равенства в жизнь. Одним из приоритетных направлений работы Лондонской Ассамблеи является обеспечение расового равенства среди горожан, помещая его в центре разработки политики, формулирования стратегии, оказания услуг и трудовой практики.

В 2010 мэр Лондона, Борис Джонсон, запустил систему для обеспечения равенства в Лондоне «Равные шансы для всех лондонских сообществ: Схема расового равенства 2010-2011» (“Equal Life Chances for All London’s Communities. Race Equality Scheme 2010-2011”), которая стала всеохватывающей стратегией для обеспечения равенства для Лондонской Ассамблеи. Эта система вносит свой вклад в выполнение обещаний мэра по укреплению и развитию сплоченности и социальной интеграции. [10]

Акт «О равенстве» (Equality Act 2010) вступил в силу 1 октября 2010, соединяя 116 отдельных законодательных актов в один. В соединенном виде, они создали Акт, который обеспечивает правовую базу для защиты прав отдельных лиц и предоставления равенства возможностей для всех. Этим актом устанавливаются следующие «защищенные характеристики»: раса, религиозные убеждения, семейное положение, пол, сексуальная ориентация, беременность и материнство, а также изменение пола. Документ охватывает основные сферы, в которых зачастую встречаются случаи расового неравенства, такие, как: сфера занятости, образования, учреждений, а также товаров и услуг. В ответ на Акт «О равенстве» 2010 года, Лондонской Ассамблеей в ноябре 2012 года был выпущен документ — «Оценка влияния Лондонской Ассамблеи на расовое равенство» (Assessment of the GLA’s Impact on Race Equality) , оценивающий результаты политики, имеющей одной из целей достижение общей обязанности в отношении расового равенства. Этот документ содержит информацию о политике Ассамблее по вопросам равенства, описывает функции Ассамблеи по этому вопросу, излагает предложения для оценки и консультации по поводу влияния заявленной политики [6].

«Схемы расового равенства» (GLA Race Equality Scheme) Лондонской Ассамблеи были призваны обеспечить переход к новым обязательствам, прописанным в Законе о расовых отношениях с поправками 2000 года. Их цель заключалась в том, чтобы оценивать влияние и прогресс, достигнутый в достижении равенства полов, людей с инвалидностью и расового равенства, предлагать цели и критерии для достижения успеха по этим вопросам и в дальнейшем. В Лондоне находится также представительство Комиссии по вопросам равенства и правам человека, спонсируемой департаментом по культуре, СМИ и спорту. Комиссия осуществляет мониторинг соблюдения прав человека, защиты равенства также по девяти характеристикам [13].

Успех интеграции иммигрантов также обусловлен политикой локализма в последние годы в Великобритании. Локализм в политике это ряд политических философий, в которых приоритет отдается местным сообществам. Как правило, локализм поддерживает все местное: производство, культуру, язык, самобытность и, что самое главное — управление. В контексте Великобритании, под локализмом подразумевают децентрализацию власти и передачу полномочий местным властям. «Закон о Локализме» (Localism Act), который был принят в 2011 году изменил полномочия местных властей в Англии. Закон увеличивал число избираемых мэров, референдумов и расширял компетенции местных властей, такие меры принимаются, в первую очередь, для того, чтобы все жители принимали участие в принятии решений, в том числе и этнические меньшинства. Что касается Лондона, «Закон о Локализме» реформировал управление в Лондоне таким образом, чтобы больше власти находилось в руках избираемых представителей, которые подотчетны гражданам Лондона [15].

Администрация Большого Лондона выпустила код этики («Code Ethics Standards Staff»), для того, чтобы поощрять самые высокие стандарты поведения на государственной службе. В этом документе также затрагивается тема равенства и дискриминации. Во-первых, Администрация Лондона признает необходимым предоставлять одинаковые возможности всем, без дискриминации, и вдохновлять служащих на все уровнях действовать честно и предотвращать случаи дискриминации. Во-вторых, в документе подчеркивается равный доступ граждан на службу вне зависимости от их этнической принадлежности, пола и религии [7].

Другой документ, стратегия мэра Лондона в области культуры называется «Культурный метрополис: Культурные приоритеты мэра на 2009-2012 годы» («Cultural Metropolis: priorities for culture 2009 — 2012»). В ней перечисляются все культурные мероприятия Лондона, направленные на сохранения уникальности Лондона как города с целой совокупностью переплетенных культур, а также то, как Администрация Лондона вовлекает все больше людей в участие в культурных мероприятиях. Однако, отмечается, что для большинства лондонцев все еще существуют культурные барьеры [8].

Очевидно, что только законодательное регулирование вопроса не решит проблемы взаимодействия различных сообществ Лондона. Практические мероприятия, направленные на проведения межкультурного диалога и вовлечения всех слоев населения в жизнь города, в таком диверсифицированном мегаполисе как Лондон просто необходимы.

Важным способом интеграции общества Великобритании и осознания иммигрантами самих себя как граждан Великобритании является добавление в школьную программу предметов, помогающих ученикам самоидентифицироваться. Британская школьная программа по истории нацелена создать представление о Европе с космополитическим прошлым, а также почеркивают значимость исламской цивилизации и ее великих достижениях, делается акцент на ее открытости и толерантности. Ясмин Н. Сойсал, отмечает, что «задача гражданского образования и обучение гражданству усматривается не в привитии школьникам идей патриотизма и национализма, а в воспитании граждан, которые будут активно участвовать поначалу в жизни своего школьного сообщества и мира в целом» [4].

Понимая, что ключевым интеграционным фактором является английский язык, Лондонская Ассамблея в 2014 году предложила грант на лучшую программу «Английский: ключ для интеграции в Лондоне», в рамках реализации программ Европейского фонда, который поддерживает интеграцию неграждан ЕС. Программа должна повысить возможности школ по улучшению навыков английского языка у матерей, которые не являются гражданками ЕС, в школах, где учатся их дети, а также повысить их вовлеченность в процесс обучения детей [9].

Проведение фестивалей — это еще один инструмент, применяемый на практике лондонскими властями. Самый большой уличный фестиваль Европы — это Лондонский Ноттинг-Хиллский Карнавал. Это яркое событие, объединяющее людей из разных культур, представляет мультикультурное прошлое и настоящее Лондона во всем своем многообразии. С 1964 года, живущие в столице Великобритании представители карибских общин выходят на улицы, чтобы показать свою культуру и традиции двухдневным фестивалем с разнообразной живой этнической музыкой и национальными блюдами. Для всех лондонцев это уникальная возможность узнать и оценить культурное разнообразие своего города. Карнавал является, как правило, кросс-культурным мероприятием, созданным несколькими различными национальностями. «Карнавал дель Пуэбло» («Carnaval del Pueblo») проводится уже 16 лет и за это время привлек аудиторию в 130 тысяч человек в один из парков Лондона, где он проходит. Этот карнавал стал масштабнейшим латинским событием, предлагая красочные и разнообразные карнавалы демонстрирующих свои таланты латиноамериканцев. Мероприятие призвано показать латиноамериканскую музыку, танцы, гастрономию и язык всему сообществу. Карнавал «Лондон Мела» («London Mela») — другой лондонский карнавал. Этот крупнейший уличный южно-азиатский фестиваль, проводится в парке Ганнерсбери (Gunnersbury) также 31 августа и предлагает насладиться живой музыкой, танцами и едой из Азии. В 2014 году фестиваль посетило более 80 тыс. человек. Этот карнавал проводится с 2003 года при поддержке мэра Лондона.

Олимпийские и Паралимпийские Игры 2012 года стали еще одним из инструментов объединения жителей города. В совместном отчете правительства и мэрии Лондона «Вдохновленные 2012-ым: Наследие лондонских Олимпийских и Паралимпийских игр 2012 года» («Inspired by 2012: The legacy from the London 2012 Olympic and Paralympic Games») отдельная статья посвящена освещению результатов объединения сообществ [16]. Игры способствовали обновлению и развитию восточных районов, созданию новых рабочих мест и постройки новых домов.

Изучив политику муниципальных властей Лондона в области межкультурных взаимодействий, можно сделать следующие выводы.

Из истории муниципального управления в Лондоне следует, что в городе со времен Средневековья имелась тенденция к децентрализации власти, передачи полномочий местным органам власти и предоставлению свобод городу. Передача широкого круга полномочий муниципальным властям и прямые выборы в советы играют большую роль в построении единого общества, так как люди видят, что их интересы услышаны и находят их отражение в муниципальной политике.

Определив теоретические основы межкультурного взаимодействия, а также рассмотрев концепция мегаполиса как мирового центра глобализации можно сделать вывод, что современная реальность такова, что теории межкультурного взаимодействия требуют постоянного пересмотра и переосмысления, потому как условия культурных столкновений изменились, теперь город выступает в качестве «сосуда», в котором формируются новые виды взаимодействий.

Исследовав муниципальную политику властей Лондона и его работу по реализации политики мультикультурализма, и, проанализировав основные документы по данному вопросу, сделан вывод, что основа успеха лондонских властей кроется в двух основных факторах, а именно во всеобщем равенстве горожан и в прямом представительстве интересов граждан в советах, так как они избираются гражданами напрямую в органы муниципальной власти, а это позволяет муниципальным властям проводить политику ориентированную на все группы населения.

Если государство не проводит политику мультикультурализма, не старается создать условия для интеграции мигрантов, то они обособляются от общества и живут отдельными, параллельными обществами, что создает определенную угрозу. Говоря об интеграции, мы сталкиваемся с несколькими вопросами: в какой степени иммигрант несет ответственность за интеграцию, каков баланс ответственности в вопросах интеграции между центральными и местными органами власти, а также какова степень ответственности за результаты интеграции международных организаций и отдельных лиц в гражданском обществе. На эти вопросы нельзя ответить однозначно, но вероятнее всего, что интеграция пройдет успешно только при усилиях всех сторон. Это значит, что иммигранты должны, в первую очередь, иметь желание стать гражданином Великобритании и готовность принять ценности этой страны. С другой стороны, без помощи государства, без активной политики в этой области, интеграция в городское сообщество будет просто невозможна.

Список источников и литературы:

  1. Тойнби А., Постижение истории, Москва, Прогресс, 1990, с. 463

  2. Хантингтон С., Столкновение цивилизаций, Аст Москва, М., 2006

  3. Шпенглер О., Закат Европы, Образ и действительность, М.: Мысль, 1998

  4. Ясмин Н. Сойсал, «Космополитизация»: Нации и гражданина: европейская дилемма, из сб. Науч. Ст. Государство, миграция и культурный плюрализм в современном мире под редакцией В.С.Малахова, В.А. Тишков, А.Ф. Яковлевой,

  5. Ясперс К., Смысл и назначение истории: Пер. С нем. 2-е изд. — М.: Республика, 1994

  6. Assessment of the GLA’s Impact on Race Equality, London City Hall, <https://www.london.gov.uk/sites/default/files/Assessment%20of%20the%20GLA%27s%20impact%20on%20race%20equality.pdf >. Accessed: 20.02.2015.

  7. Code ethics standards staff, London City Hall. <https://www.london.gov.uk/sites/default/files/code_ethics_standards_staff.pdf>. Accessed: 20.02.2015

  8. Cultural Metropolis, The Mayor’s Priorities for Culture 2009 — 2012, <http://www.london.gov.uk/sites/default/files/cultural_metropolis.pdf>. Accessed: 05.03.2015

  9. English: The Key to Integration in London, London City Hall. <http://www.london.gov.uk/priorities/schools-and-education/for-teachers/london-schools-excellence-fund/english-key-to-integration-in-london>. Accessed: 20.02.2015

  10. Equal Life Chances for All London’s Communities Race Equality Scheme 2010-2011, London City Hall. <http://www.london.gov.uk/sites/default/files/Draft%20Race%20Equality%20Scheme_0.pdf>. Accessed: 20.02.2015

  11. Equality Act 2010, Legislation.gov.uk. <http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/15/contents>. Accessed: 20.02.2015.

  12. Friedmann J.,Where we stand: A decade of world city research, Cambridge, 1995

  13. GLA Race Equality Scheme Summary, London City Hall. <https://www.london.gov.uk/priorities/equalities/consultations/race-equality>. Accessed: 20.02.2015

  14. Localism Act 2011, Legislation.gov.uk. <http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2011/20/pdfs/ukpga_20110020_en.pdf>. Accessed 20.02. 2015.

  15. Sassen S., The Global City: New York, London, Tokyo, Princeton U.P., 2001

  16. The legacy from the London 2012 Olympic and Paralympic Games, London City Hall. <https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/224148/2901179_olympiclegacy_acc.pdf >. Accessed 05.03.2015.

Культурная интеграция, Межэтническое и межконфессиональное взаимодействие, Региональное культурное сотрудничество