Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Петербургские гурманы рекомендуют. Гастрономический бренд Санкт-Петербурга

Аннотация: В статье представлены предложения по разработке гастрономического бренда Санкт-Петербурга. Гастрономический брендинг, как и гастрономический туризм, в настоящее время динамично развиваются и приобретают значительное число сторонников. В статье рассмотрены оригинальные гастрономические заведения Петербурга, которые могли бы стать брендом города, сформулированы предложения относительно слогана, разработаны способы продвижения бренда.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, брендинг города, гастрономический туризм, бренд-бук.

Abstract: the article presents proposals for the development of the gastronomic brand of St. Petersburg. Gastronomic branding, as well as gastronomic tourism, is currently dynamically developing and gaining a significant number of supporters. In the article the original restaurants of Petersburg, which would become the city brand, formulated proposals regarding the slogan, the methods of brand promotion.

Keywords: St. Petersburg, city branding, gastronomic tourism, brand book.

По мнению ведущего российского специалиста в области городского брендинга Дениса Визгалова, «Российские города вступают в период активной и нарастающей конкуренции между собой» [1, с. 3]. Они конкурируют за инвестиции, информационные потоки, высококвалифицированных специалистов. Одним из способов, способных обеспечить российским городам их высокую конкурентоспособность, может стать «освоение маркетинга города, а одной из самых эффективных форм маркетинга является продвижение интересов территории через формирование городского бренда» [1, с. 3]. Чем больше у страны сильных брендов городов, тем больше к ней доверия и тем больше шансов на получение дивидендов от вложений от проведения брендинговых кампаний [4, с. 39].

Санкт-Петербург был выбран как один из кандидатов на проведение Всемирного гастрономического фестиваля в 2019 году. Поэтому основная задача «гастрономического брендбука» — показать Петербург как «гастрономическую столицу с культурной составляющей» [3]. В рамках культурной составляющей подразумевается особенности интерьера заведения (дизайн), оригинальность идей шеф-повара при создании кухни.

Акцент сделан на точках гастрономического притяжения самих жителей города. Это будут именно модные заведения с авторской кухней известных в питерских кругах шеф-поваров картой биодинамичеких вин. Кухня в заведения будет разнообразная (и азиатская, и европейская, и российская), но именно авторская [2].

Целевую аудиторию составляют женщины и мужчины в возрасте от 25 до 60 лет, имеющие уровень дохода выше среднего, топ-менеджерами и руководителями среднего звена, имеющим высшее образование, интересующиеся гастрономическими трендами, авторской кухней, вином. Помимо русскоговорящей аудитории брендбук нацелен на привлечение привлекательности ресторанов для экспатов и иностранных туристов.

У бренд-бука будет своя визитная карточка. На ней могут изображаться логотипы самих ресторанов и баров, которые мы хотим продвигать. Они будут объединены воедино на карточке на белом фоне.

В качестве слогана может быть использована фраза «IN Petersburgian chefs we trust!». Слоган: «IN Petersburgian chefs we trust!» (дословно: «Мы верим в петербургских шеф-поваров») предпочтительнее сформулировать на английском языке, так как помимо русскоговорящих, в целевую аудиторию также включены экспаты и иностранные туристы.

В гастрономической палитре Санкт-Петербурга можно выделить, во-первых, заведения Дмитрия Блинова и Рената Маликова (Duoband) «Duo Asia», «Duo gastrobar», «Tartarbar». Duo Asia — азиатский ресторан с авторской кухней на одной из самых популярных ресторнных улиц Петербурга — на улице Рубинштейна. В меню несколько разделов: «Севиче и закуски», «Пельмени и бао», «Лапша и суп», «Поке и тако», «Мясо и рыба», «Овощи и морепродукты», причем в каждом не меньше пяти позиций. Ребята из команды проекта акцентируют: они не пытались сделать блюда аутентичными. В меню вошли не только азиатские специалитеты вроде сашими, бао, димсамов и лапши, но и латиноамериканские севиче, поке, тако, тартар. Стоит отметить, что редкое блюдо стоит дороже 500 рублей. Обстановка Duo Asia закольцована вокруг открытой сквозной кухни, оформлено все в черно-бело-золотой гамме. Бронировать, как и в других проектах Duo Band, лучше заранее, так как зваведение пользуется большой популярностью.

https://lehome.ru/katalog/tumbochki/?f_product_material_metall=on

«Duo Gastrobar» — это знаменитый гастробар с авторской кухней и крайне демократичными ценами. Владельцы — два шеф-повара, которые не только сами готовят, но и лично обслуживают гостей. Один из них — Дмитрий Блинов, широко известный в Петербурге. Заведение крохотное, интерьер крайне лаконичен, а местная еда заслужила такое призвание, что столик сюда нужно бронировать за несколько дней.

Во-вторых, отметим заведения Алексея и Андрея Басовых «Big wine freaks». Это светский шампань-бар с вечеринками. Интерьер выполнен в лофтовой стилистике, с большим количеством стекла, металла и дерева. В главном зале на фоне необработанного кирпича ярко выделяется широкая, изогнутая барная стойка и несколько больших хрустальных светильников, низко свисающих с потолка. Главное достоинство бара — обширная винная карта с акцентом на биодинамических винах и авторском шампанском.

В-третьих, «Beefzavod». Это мясной ресторан от команды Real Authentic Wine на Петроградской стороне. Всех посетителей у входа встречает камера сухого вызревания мяса. Интерьер ресторана оформлен индустриально: кафельная плитка, кирпич, металл. В меню акцент сделан, само собой, на блюда из мяса и стейки: есть вся классика от t-bone до rib eye. Среди альтернативных стейков встречаются довольно демократичные позиции. Поскольку создатели ресторана — крупные специалисты по вину, здесь представлена довольно содержательная винная карта.

Также отметим «Tre Bicchieri» — закрытый ресторан-винотека, расположенный напротив Никольского сада. «Тре бикьери» — филиал московского одноименного заведения с коллекционными винами. У ресторана нет вывески, единственный ориентир — деревянная дверь со звонком под номером дома. Места в заведении нужно бронировать заранее, так как столов здесь всего четыре. В винной карте представлен большой выбор наименований из разных регионов. В компактном меню — классические закуски к вину, тартары, карпаччо и несколько горячих позиций из рыбы и мяса. Периодически в «Тре бикьери» проходят винные ужины-дегустации с известными виноделами.

Гамлет Мовсиян и Евгений Хитьков создали еще одно интересное заведение «Hamlet and Jacks». Здесь сохранены и отреставрированы винтажные элементы дизайна: пол, окна, детали декора. На открытой кухне воплощаются гастрономические задумки одного из наиболее известных шеф-поваров Петербурга Евгения Викентьева, а в обширной винной карте более ста позиций.

Ресторан Арама Манцаканова «Probka» на Добролюбова тоже можно включить в гастрономическую палитру Санкт-Петербурга. В дизайне преобладают светлые тона, простая деревянная мебель контрастирует с помпезными люстрами. На стенах — тарелки со звездными автографами, в расположенных в зале винных шкафах — под сотню наименований Старого и Нового Света. Пространство включает в себя зал-салон с отдельным входом и гардеробом. Итальянская классика в меню дополнена авторскими блюдами, среди которых — «трюфельбургер» и рубленый стейк по-деревенски с гречкой.

Средства продвижения гастрономического бренда предполагают создание собственного аккаунта в инстаграм и фейсбук, также сотрудничество с аккаунтами ресторанов (совместные посты), сотрудничество с наиболее известными фуд-блоггерами Петербурга (Ульяна Ким — она же основатель фестиваля «О да! Еда», Аня Галиновская).  Сотрудничество с интернет-изданием «Афиша-рестораны». Будет полезно сотрудничество с петербуржским журналом «Собака-ru» (публикация статей в разделе про гастрономические тренды).

Эффективным способом продвижения гастрономического бренда Петербурга будет проведение раз в год гастрономического фестиваля под названием «Петербург гастрономический»: шеф-повара выбранных ресторанов будут создавать сеты меню в выбранных для фестиваля ресторанов. В них будут входить блюда, характеризующие особенность того или иного петербургского заведения (например, в потайном светском баре «Big wine freaks» — это азиатские димпсамы с различными сортами изысканных вин.  Эти сеты будут продвигаться в рамках гастрономического фестиваля. В рамках фестиваля будет организован конкурс, в рамках которого посетители будут оценивать: оригинальность кухни, атмосферу заведения, дизайн, качество винной карты, соотношение цена-качество.

Список использованных источников и литературы:

  1. Визгалов Д.В. Брендинг города. ― М.: Фонд «Институт экономики города», 2011.
  2. Как Петербург гастрономической столицей становится //Новости индустрии. 2018. 18 марта [Электронный ресурс]. URL: https://spb.4banket.ru/industry/156/Kak_Peterburg_gastronomicheskoy_stolicey_stanovitsya
  3. Мушкарев А. Гастрономический бренд Петербурга и его перспективы //Restoclub. 2016. 1 августа [Электронный ресурс]. URL: https://www.restoclub.ru/review/chiefs/gastronomicheskij-brend-peterburga-i-ego-perspektivy
  4. Пашкус В.Ю., Пашкус Н.А., Пашкус М.В. Формирование сильного культурного бренда Санкт-Петербурга //Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 2. С. 39-53.

Региональное культурное сотрудничество, Человек в международном информационном обмене