Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Нормативно-правовые основы образовательного сотрудничества России и Китая

Аннотация. В данной статье предпринята попытка проанализировать нормативно-правовую базу межгосударственного образовательного сотрудничества России и Китая. Автор систематизирует и дает оценку российско-китайских нормативно-правовых документов в сфере образования.

Ключевые слова: образовательное сотрудничество, Россия, Китай.

Abstract. This article is designed to make an analysis of the legal framework of educational cooperation between Russia and China. Author systematizes and evaluates the key Russian-Chinese documents in the field of education.

Keywords: educational cooperation, Russia, China.

Российская система образования занимает важное место на мировом рынке образовательных услуг. Кроме того, в последнее время Россия стремится наращивать масштабы и темпы своего участия в процессе интернационализации высшего образования. Китайский рынок образования также выделяется на международном образовательном рынке за счет мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема КНР. В сфере образования Россия и Китая имеют богатый опыт сотрудничества, однако современные тенденции и непрерывное развитие образовательных связей требует поиска новых точек соприкосновения, путей и форматов взаимодействия в сфере образования. В связи с этим в данной статье была поставлена цель — дать оценку современным нормативно-правовым основам образовательного сотрудничества России и Китая.

Двусторонние отношения России и Китая в своем развитии прошли разные этапы, что отразилось и на двусторонних гуманитарных связях, в том числе в сфере высшего образования. В декабре 1992 года Китай и Россия подписали “Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве”[11], которое охватывает многие аспекты сотрудничества в сфере высшего образования и двусторонних обменов. В Соглашении подробно перечислены пути, способствующие сотрудничеству в области образования. Командирование ученых, преподавателей и специалистов для обмена опытом, проведение научных исследований и осуществление преподавательской деятельности, взаимное предоставление стипендий, поощрение обменов между органами образования двух стран учебниками, методической литературой, программами и опытом работы, а также делегациями учебных заведений отнесем к традиционным направлениям образовательного обмена Китая и России, обозначенным в данном Соглашении. К новым путям, намеченным в документе, отнесем возможность подписания соглашения об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий, выдаваемых и присваиваемых соответствующими учреждениями Китая и России. Ключевая роль данного Соглашения заключается в том, что оно заложило основу для дальнейшего обмена между Китаем и Россией в сфере высшего образования.

Середина 90-х годов стала началом принципиально нового этапа развития образовательного сотрудничества. Его характерной особенностью стало то, что распределение кандидатов, получивших квоту на обучение, утверждалось министерствами образования КНР и РФ. Таким образом, ключевыми были соглашения и протоколы о межгосударственном обмене студентами по государственной линии. Однако к началу XX века в обеих странах стали осознавать, что страны КНР и РФ нуждаются в новых формах взаимодействия в области образовательного сотрудничества.

В 1995 год было подписано «Соглашение между правительствами РФ и КНР о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях» [12], открывшее китайским и российским студентам возможности для поступления в вузы друг друга. Данный документ, имея большое практическое значение, тем не менее, содержит и ряд недостатков для российской системы образования. Китайская система образования отличается спецификой различных уровней, что влияет и на диверсификацию присваиваемых квалификаций и выдаваемых документов об образовании образовательными учреждениями. Решение данной проблемы содержится в «Типовом положении образовательного учреждения высшего профессионального образования» (№ 71 от 14.02.2008, п. 46 ст. 3)[9], где имеются статьи, облегчающие процедуру признания дипломов, выданных иностранными вузами, соответственно и вузами КНР, гражданам России.

Для России 90-ые годы из-за сложных социально-экономических процессов стали временем, когда были утрачены многие возможности на образовательном рынке Китая. Наличие давних связей с китайскими вузами не смогло предотвратить падения интереса китайских студентов к российским высшим школам, и отсутствие интересных проектов расширения обменов, создания совместных проектов стало одной из причин превалирования интересов западных стран, таких как США, Великобритании, Германии и другие на рынке высшего образования в Китае.

Развитие российско-китайских образовательных связей происходило неравномерно, например, в конце прошлого века поездки студентов на полный срок обучения (особенно с российской стороны) были не столь часты, но региональный межвузовский обмен развивался успешно. Вузы Дальнего Востока и центральных регионов России налаживали образовательные связи с китайской стороной. Этому также способствовало подписание в 2001 году Договора о дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ, где оговорено, что «Стороны всемерно способствуют развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права». [1]

В декабре 2000 года была создана Российско-Китайская комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. Позже ее переименовали в Российско-Китайскую комиссию по гуманитарному сотрудничеству. Отметим наиболее важные характеристики российско-китайского образовательного сотрудничества на этом этапе. Во-первых, наблюдается выработка новых форм обмена и расширение мобильности, во-вторых, происходит переход от межгосударственных к межуниверситетским обменам, в-третьих, создается подкомиссия по сотрудничеству в области образования в рамках вышеназванной межправительственной комиссии РФ — КНР.

В целом, ответственными за сотрудничество с КНР в сфере образования являются, кроме университетов, различные государственные организации и учреждения. К ним относятся Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Совет при Правительстве Российской Федерации и МИД России.[2,C.27]

В Китае сотрудничество в области образования находятся в ведении министерства образования КНР. Повседневной работой в этой сфере занимается Управление международного сотрудничества и обменов министерства образования. Административные органы образования на местах в Китае имеют свои организации, занимающиеся повседневной работой по международным обменам и сотрудничеству в сфере образования.Всекитайской неправительственной организацией, занимающейся сотрудничеством в области образования и международными обменами, является Китайская ассоциация международных обменов в области образования, на местах в Китае функционируют ее филиалы, осуществляющие оживленные, активные и богатые по содержанию общественные контакты в этой области. В китайских высших учебных заведениях, как правило, функционируют органы, ответственные за сотрудничество в области образования и международные обмены. Обычно они называются “Отделом международных обменов и сотрудничества” или же “Центром международных обменов и сотрудничества”[8].

Образовательная политика как России, так и Китая считает процесс интернационализации высшего образования одной из приоритетных задач, о чем свидетельствуют многочисленные Правительственные документы и положения. В России к таким документам можно отнести приоритетный национальный проект «Образование» [5], подписание Болонской Декларации [6], Закон РФ «Об образовании» [14], который предоставил право ведения внешнеэкономической деятельности образовательным учреждениям. В Китае это — «Закон об образовании Китайской Народной Республики», в котором сказано: “Государство поощряет развертывание внешних обменов и сотрудничества в сфере образования”, «Закон о высшем образовании Китайской Народной Республики» устанавливает: “Государство поощряет и поддерживает международные обмены и сотрудничество в области высшего образования”.[8] Кроме того, сюда же относятся следующие документы: «Руководящие положения о посреднических услугах для выезжающих на обучение за рубеж за свой счет» Министерства образования КНР, создание «Организации по контролю за обучением за рубежом»[8], подписание соглашения с ЮНЕСКО, создание «Центра Министерства образования по оказанию услуг отъезжающим на учебу за рубеж»[8], учреждение «Государственного стипендиального фонда для лучших студентов, выезжающих на учебу за рубеж за свой счет»[8], программы «Фонд стартового капитала для проведения научных исследований по возращению на родину обучившихся за рубежом»[8], вступление Китая и России в ВТО, что предполагает ряд обязательств по торговле образовательными услугами.

В 2003 году было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации».[13] Стороны поощряют изучение и преподавание русского языка, литературы и культуры России в образовательных учреждениях Китайской Народной Республики и китайского языка, литературы и культуры Китая в образовательных учреждениях Российской Федерации. Кроме того, они способствуют повышению качества преподавания русского языка в Китае и китайского языка в России и увеличению числа изучающих эти языки, учитывая при этом пожелания родителей, школьников и студентов. Данное Соглашение отвечает целям дальнейшего повышения важности изучения китайского языка в России и русского языка в Китае. Данное соглашение является важным межгосударственным документом, который регламентирует обучение китайскому и русскому языку на современном этапе, а также придает новый импульс изучению русского языка в Китае, помогает китайским студентам-русистам еще больше и лучше узнать Россию, её обычаи, традиции и культуру.

В 2006 году наши государства решили, что необходимо “придать новый импульс двустороннему сотрудничеству в сфере образования”, [8] и заключили «Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования».[8] Основными направлениями двустороннего образовательного сотрудничества названы:

  • обмены обучающимися, студентами, аспирантами, а также научно-педагогическими работниками;

  • содействие развитию прямого сотрудничества между образовательными учреждениями;

  • углубление сотрудничества в организации изучения и преподавания в обоих государствах русского и китайского языков;

  • участие в совместных программах и проектах, способствующих развитию гуманитарного, естественнонаучного и технического образования;

  • создание информационных сетей и банков данных, обмен информацией о проводимых в государствах Сторон реформах в области образования, а также структуре и организации их образовательных систем.

Последний пункт представляет собой совершенно новое направление, поскольку впервые сотрудничество распространяется на информационную среду с использованием информационных технологий. Кроме того, две страны Россия и Китай сотрудничают в сфере профессионального образования, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и специалистов, а также в других образовательных сферах, представляющих взаимный интерес. В целом, в данном документе довольно подробно прописано сотрудничество двух сторон в вопросах образовательного обмена.

В 2006 году в Шанхае было подписано Соглашение правительств государств — членов ШОС «О сотрудничестве в области образования». [10] Оно вступило в силу через два года, в 2008 году. Концепция данного документы состоит в том, чтобы создать евразийское образовательное поле как составную часть мирового образовательного пространства, что имеет особую актуальность в академическом, социальном и геополитическом плане.

Другим важным документом является «Концепция участия России в БРИКС»,[3] где отдельно оговорено Сотрудничество в сфере культуры, образования и спорта, молодежных и региональных обменов. Таким образом, у России и Китая есть возможность развивать сотрудничество в сфере высшего образования как в формате двустороннего взаимодействия, так и в рамках международных организаций, среди которых ШОС, Образовательный фонд АТЭС, БРИКС.

Важными документами, свидетельствующими о развитии отношений между Россией и Китаем в гуманитарной сфере, являются Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере до 2020 г. [4] и Меморандум взаимопонимания между Минобрнауки России и Министерством образования КНР о сотрудничестве в реализации приоритетных направлений в области образования.Данные документы были подписаны в декабре 2012 года по итогам 9-й регулярной встречи глав правительств России и Китая. Согласно Плану действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере до 2020 года сотрудничество России и Китая в образовательной сфере включает в себя ряд направлений [4]:

  • совместная подготовка специалистов по программам высшего и послевузовского образования: поддержку совместных аспирантур, создание совместных образовательных учреждений и ассоциаций профильных высших школ, стимулирование разработки и выполнения ими совместных программ и научных проектов;

  • активизация прямых межвузовских связей, особенно в приграничных регионах;

  • расширение молодежных обменов в области образования с активным использованием потенциала центров по обменам студентами и школьниками, поощрение обучения молодежи в стране-партнере в ходе проведения Годов молодежных обменов (2014–2015 гг.);

  • совершенствование методики изучения и преподавания русского и китайского языков как иностранных, поддержка деятельности центров русского языка в Китае и институтов Конфуция в России;

  • страноведение: формирование общего банка ресурсов гуманитарного сотрудничества и обеспечение его информационной поддержкой;

  • развитие регулярного регионального сотрудничества образовательных учреждений, формирование новых моделей сотрудничества по инициативе регионов в координации как с государственными органами власти, так и с общественными организациями.

План действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере до 2020 года был подготовлен в рамках Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству в гуманитарной сфере, являющейся одним из эффективных инструментов развития двусторонних гуманитарных связей. Данный план отражает намерение двух государств развивать долгосрочные отношения с помощью динамичного расширения обменов и сотрудничества между Россией и Китаем в гуманитарной области.

Анализируя нормативно-правовые основы сотрудничества китайской и российской стороны в сфере образования, мы приходим к выводу, что за последние два десятилетия сложилась обширная нормативно-правовая база образовательного сотрудничества. После распада СССР на протяжении 90-ых годов Россия подписала ряд соглашений с китайской стороной в сфере гуманитарного сотрудничества, тем самым заложив основу образовательных связей. Ключевым документом, обеспечившим качественное изменение российско-китайских отношений и ставшим стимулом для дальнейшего укрепления двустороннего сотрудничества, стал Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ, подписанный в 2001 году. В настоящее время складывается основа для многостороннего образовательного сотрудничества в рамках ШОС, БРИКС, что в перспективе позволяет говорить о создании новых форматов взаимодействия высших школ России и Китая.

Список источников и литературы:

  1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/5EFAA75EED478E0043257E36002E0B4E [19.03.2015г.]

  2. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / [Н.Е. Боревская (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). — Москва: Спецкнига, 2013.

  3. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/D23D45D62C00F78E44257B35002ACD50 [16.04.2015г.]

  4. Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере / Российско-китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499014828 [11.04.2015]

  5. Министерство образования и науки / Приоритетный национальный проект «Образование». Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BD%D0%BF%D0%BE [31.03.2015г.]

  6. Министерство образования и науки / Справочная информация / Юридическая консультация / Нормативные правовые акты / Нормативно-правовые акты в области международного сотрудничества / Болонская декларация. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/ [12.04.2015]

  7. Национальный информационный центр «Главный государственный экспертный центр оценки образования» / Нормативные акты международного права / Международные договоры о сотрудничестве в области образования/ Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования. Режим доступа: http://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreem_coop_China_2006 [1.05.2015г.]

  8. Образование в Китайской народной республике // Жэньминь жибао / Архив. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/other/jiaoyu.html ]29.03.2015]

  9. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71. Режим доступа: http://www.base.garant.ru/192772 [24.04.215г.]

  10. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spm_md.nsf/0/F818B7600E68231643257DEB0026A23E [15.04.2015г.]

  11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве. Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/1A67358E2BF1C27D43257E36002E25DC [09.04.2015г.]

  12. Соглашение между правительствами РФ и КНР о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях. Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/30093D6ADF04B3E943257E36002E262D [5.05.2015г]

  13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/45FC832AF01E91A143257E36002E08EB [1.05.2015г.]

  14. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета — Федеральный выпуск №5976, 31.12.2012. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html[30.03.2015г.]

Международные образовательные связи