Международное сотрудничество в сфере спортивного образования
Аннотация. Исследование показывает, что олимпийское образование в полной мере соответствует тенденциям современного общественного развития, в том числе в области политики и идеологии, интересам и потребностям современной цивилизации, а также тем задачам и проблемам, на разрешение которых направляет усилия наша страна. Оно может внести существенный вклад в решение актуальных социальных задач человеческой цивилизации, в процесс преобразования современного общества на основе идей гуманизма.
Ключевые слова: студенческое спортивное движение, Всемирная Универсиада, Российский студенческий спортивный союз, ФИСУ, олимпийское образование.
Abstract. Research shows that Olympic education is fully consistent with the trends of modern social development, including the fields of politics and ideology, interests and needs of modern civilization, as well as the tasks and problems which should be resolved by the efforts of our country. It can make a significant contribution to solving urgent social problems of human civilization in the process of transformation of modern society based on the ideas of humanism.
Keywords: student sports movement, the World Universiade, Russian Student Sports Union, FISU, Olympic education.
Студенческое спортивное движение имеет почти вековую историю, и сегодня невозможно переоценить его значение и авторитет в международном спортивном сообществе.
Уступая по представительству и количеству участников лишь Олимпийским играм, Всемирная Универсиада является самым значимым международным комплексным спортивным мероприятием. Всемирные Универсиады проводятся Международной федерацией студенческого спорта (ФИСУ).
С 1994 года Российский студенческий спортивный союз является членом ФИСУ и единственной организацией, представляющей Российский студенческий спорт в этом международном органе.
Начиная с 1995 года, Российские студенты-спортсмены успешно выступают на Всемирных Универсиадах и в неофициальном командном зачете стабильно входят в тройку сильнейших команд, лидируя практически на всех зимних Универсиадах.
Международные встречи студентов-спортсменов имели место еще до первой мировой войны, но они носили неорганизованный характер. Возникновение международного студенческого спортивного движения, имеющего постоянный характер, связано с именем французского университетского деятеля Жана Петижана. Благодаря его усилиям в рамках международной конфедерации студентов (МКС), созданной в 1919 году, был образован спортивный отдел, намеревавшийся уже в 1921 году начать проведение чемпионатов мира среди студентов, что должно, по замыслу инициаторов, способствовать развитию связей и сотрудничества среди студенческой молодежи мира. Однако, только после вступления в МКС студенческих организаций США, Англии и Италии в мае 1923 года в Париже прошел Международный спортивный конгресс университетов, на котором было принято решение о проведении в следующем году первого чемпионата мира среди студентов.
В программу чемпионата мира 1924 года в Варшаве были включены только легкоатлетические дисциплины. Второй чемпионат мира среди студентов прошел в Риме (1927). Программа расширилась за счет футбола, тенниса, плавания и фехтования. В этом чемпионате уже участвовали не только студенты Европы, но США и Гаити. Во время этого чемпионата было принято решение, начиная с 1928 года проводить и зимние студенческие чемпионаты мира. Следующий чемпионат мира проходил в Дортмунде (Германии,1930). С 1935 года деятельность спортивного отдела Международной конфедерации студентов взял под свое покровительство МОК, таким образом, официально признав деятельность студенческой спортивной организации. В 1939 году в Международном студенческом движении произошел раскол в связи с развязыванием фашистской Германией Второй мировой войны. [1]
Первоначальное право проведения студенческого чемпионата Международная конфедерация студентов предоставила Бонну. 17 ноября 1945 года прошла учредительная конференция Международного союза студентов. В 1947 году создан Международный союз спортсменов-студентов (МСС). С 1947 года проведение Всемирных студенческих игр возобновляется под эгидой Международного союза студентов (МСС). В период с 1949 по 1959 гг. после создания ФИСУ, из-за политических разногласий обозначился раскол в международном спортивном движении.
МСС продолжал проведение зимних и летних студенческих Игр, а ФИСУ в противовес этому устраивали так называемые Недели спорта. В 1959 году было достигнуто соглашение о том, что страны-члены МСС вошли в состав ФИСУ. С этого момента Игры проводятся под названием Универсиад.
Проведение Универсиад связано с Примо Небило — участником итальянского сопротивления. Идею проведения Унеиверсиад пробивал вместе с Анжело Скарпело. Позднее Скарпело стал первым президентом КУЗИ-итальянского союза студенческого спорта. Первая летняя Универсиада прошла в 1959 году в Турине (Италия). В ней приняли участие 985 спортсменов из 45 стран мира. В программу соревнований входило семь видов спорта: легкая атлетика, баскетбол, фехтование, плавание, теннис, волейбол, водное поло. С 1961 года добавились соревнования по прыжкам в воду, спортивной гимнастике, а с 1979 — по футболу. В 1971 году в Африке создается Африканская федерация университетского спорта (ФАСУ), которая провела в 1974 году в Аккре (Гана) 1 Универсиаду Африки. В ней приняли участие 2000 спортсменов-студентов из 13 африканских стран. Летняя Универсиада 1989 года в Дуйсбурге (ФРГ) прошла по сокращенной программе: легкая атлетика, баскетбол, фехтование и гребля. В 1994 году Российский студенческий спортивный союз был принят в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ).
Начиная с 90-х годов проведение Универсиад приобретает строгую периодичность. В программу зимних Универсиад были включены лыжный спорт, фигурное катание, хоккей с шайбой, а с 1968 года и конькобежный спорт. В последующем в программу Универсиад были включены горнолыжный спорт, биатлон, шорт-трек (с 1989 года). От одного до трех видов спорта выбирала страна-организатор. В разное время в программу входили лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, сноуборд.
В программу зимней Универсиады в Тарвизио (Италия) в 2003 году было представлено уже 12 видов спорта. Кроме Универсиад, ФИСУ проводит также по четным годам чемпионаты мира среди студентов по популярным видам спорта, не вошедшим в программу Универсиад. Это такие виды, как вольная и греко-римская борьба, гандбол и другие.
В настоящее время ФИСУ объединяет около 160 национальных студенческих спортивных федераций, ассоциаций, союзов и т. д. Представители этих стран регулярно (1 раз в два года) встречаются на заседаниях Генеральной ассамблеи. Исполком ФИСУ состоит из 23 постоянных членов и избирается на 4 года. Председателем ФИСУ в настоящее время является Джордж Кильян. Генеральным секретарем ФИСУ является Рош Кампана. В 2003 году ФИСУ отметил 50-летие, а Универсиады — 40-летие проведения соревнований.
Решению этой задачи призвано содействовать олимпийское образование, целью которого является приобщение детей и молодежи к духовно-нравственным идеалам и ценностям олимпизма. [2] Актуальность развертывания олимпийского образования связана с противоречием между высоким уровнем развития спорта, достигнутым на протяжении нескольких десятилетий, и низким уровнем внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования, в частности детей и молодежи.
О необходимости развертывания и активизации олимпийского образования говорится во многих международных официальных документах, принятых в последние годы. Еще в Международной хартии физического воспитания и спорта, принятой ЮНЕСКО, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств-членов ООН, содержится призыв включать в государственные программы социального и культурного развития воспитание молодежи в духе принципов олимпизма. В резолюции 3-й сессии Межправительственного Комитета по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО высказано пожелание ко всем государствам-участникам Комитета «ввести или усилить преподавание олимпийских идеалов в школах и учебных заведениях в соответствии с их собственной системой образования». В Олимпийской хартии специально подчеркивается, что МОК и НОКи должны всемерно содействовать олимпийскому образованию молодежи, пропаганде основополагающих принципов олимпизма, распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах.
При поддержке президента МОК в 1994 г. был создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование» (один из авторов этой статьи — член данного комитета). Председателем комитета является член МОК в Канаде Кэрол Энн Летерен, имеющая обширный опыт организации олимпийского образования в своей стране. Многие идеи, разработанные этим комитетом, в составе которого был и представитель России, нашли отражение в национальных системах олимпийского образования, формируемых ныне во многих странах.
Важную роль в активизации олимпийского образования сыграл XI Олимпийский конгресс в Париже в 1994 г. [3] Можно высказать парадоксальную мысль: главной парадигмой Парижского конгресса по сравнению с предыдущими конгрессами, возможно, является олимпийское образование современного общества. Данный конгресс, таким образом, стал подлинной точкой отсчета обновления олимпийского образования. Конгресс разработал современный подход к олимпийскому образованию, который исходит из того, что олимпийское образование важно не только для детей и молодежи. Наоборот, в него должны быть вовлечены все слои населения. Вот что сказал по этому поводу на Конгрессе Президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч: «Обучение олимпизму должно осуществляться на всех уровнях общества». Поэтому представляется вполне естественным и закономерным, что в заключительном документе Конгресса зафиксировано: «Распространение этических, культурных и воспитательных ценностей олимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения». В этом же ключе следует рассматривать и оценку Конгрессом собственно спортивной практики, которая также увязывается с распространением олимпизма. Вот что сказано в этой связи в заключительном документе Конгресса: «Практика спорта, которая осуществляется в соответствии с олимпийскими принципами, представляет собой особенно эффективную форму образования, которая должна активно поощряться, особенно в школах и других общеобразовательных учреждениях».
После тех существенных изменений, которые за последнее время произошли в нашей стране, в том числе в области спорта, все большее число людей, ответственных за выбор приоритетных направлений деятельности в этой области, начинают осознавать, что Россия должна быть великой спортивной державой не только победами наших спортсменов, но и распространением по всей стране олимпизма — философии жизни, возвышающей и объединяющей в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Закон Российской Федерации «Об образовании» определил в числе важнейших принципов образования его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, реализацию права молодежи на свободный выбор взглядов и убеждений. [4]
Осуществление в образовательном процессе этих принципов требует поиска и использования новых, нетрадиционных, источников образования, проповедующих общие для всего человечества моральные и духовные ценности. К числу таких важнейших социальных явлений общества, оказывающих огромное влияние на его жизнь, относится олимпийское движение. Школьная физическая культура, которая призвана стать одним из элементов общественного воспитания, на сегодняшний день обеспечивает выполнение лишь части этой программы, обращая внимание на формирование физических качеств и двигательных навыков. В решении же задачи приобщения молодежи к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма успехов значительно меньше. Таким образом, сегодня в России, как, по-видимому, и в большинстве стран, остро ощущается необходимость организации системы распространения знаний об олимпизме, олимпийском движении, Олимпийских играх, которую теперь все более общепринято называть системой олимпийского образования. К числу важнейших ее задач относится также формирование у детей и молодежи принципов благородного поведения, стремления к гармоничному развитию физических и духовных способностей. Решение этой задачи становится особенно актуальным с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.
Создание эффективной системы олимпийского образования возможно, в частности, на основе включения олимпийской тематики в государственные образовательные стандарты, учебные программы по физической культуре общеобразовательных школ, учебные планы спортивных школ, программы деятельности внешкольных учреждений.
Вышеназванные идейные и организационно-методические положения — наряду с обобщенным опытом олимпийского образования ряда лидирующих в этой области образования стран — были положены в основу предпринятых по инициативе Олимпийского комитета России совместных с Министерством образования РФ организационных мер.
В 1992 г. Олимпийский комитет России приступил к созданию постоянно действующей системы олимпийского образования детей и молодежи. 5 марта 1994 г. был издан совместный приказ Минобразования России и Олимпийского комитета России №51/84а «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр». В нем предусматривается широкий комплекс мер методического, кадрового и информационного обеспечения работы по введению олимпийского образования в школах. Разработан программный материал «Основы олимпийских знаний», который включен в Программу физического воспитания учащихся 8 класса общеобразовательных школ. В 1996 г. издано учебное пособие для школьников «Твой олимпийский учебник». В нем в доступной и занимательной форме излагаются материалы о древних Олимпийских играх, о становлении и развитии современного олимпийского движения. его значимости для общества. На очереди — последующие, в том числе и региональные, издания «Учебника». Впервые на выпускных экзаменах в 9-х и 11-х классах каждый второй экзаменационный вопрос был посвящен олимпизму. Выпущена лекция «Приглашение в олимпийский мир» в помощь известным спортсменам, олимпийским чемпионам в подготовке к проведению ими олимпийских уроков в школах, их беседах с молодежью.
Начиная с 1994 г. в рамках традиционной Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы» проводится Всероссийское совещание «Практика олимпийского образования», на котором обсуждаются актуальные вопросы теории, методики и практики олимпийского образования. В течение двух последних лет во многих школах Москвы, Красноярска, Смоленска, Сочи, Челябинска и других городов проводятся олимпийские уроки, викторины, дискуссии и другие акции олимпийского образования детей и молодежи. 9 школ России включились в предложенную Австралийским олимпийским комитетом «Сеть Дружбы», которая является частью школьной программы празднования олимпийских юбилейных дат. Все более важную роль в распространении олимпийских знаний играют 9 региональных олимпийских академий, созданных за последние годы в нашей стране. Академией Поволжья издано учебное пособие для студентов ИФК «Олимпийское образование».
Таким образом, олимпийское образование детей и молодежи, в том числе и в нашей стране, набирает силу, приобретает все более широкий размах. Необходимая административная и методическая база для введения курса олимпийских знаний в России образована. Конечная цель этого курса — создать в сознании учащегося образ олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр как яркую, наглядную, представительную, запоминающуюся модель современного общества, которая ориентирует на общечеловеческие организационные и правовые нормы, духовные, нравственные и эстетические ценности.
Социально-педагогическая деятельность призвана формировать и совершенствовать у молодежи определенную, связанную со спортом гуманистическую систему знаний, способностей, интересов, потребностей, и т. д. При достаточно продолжительном и эффективном воздействии олимпийского образования данная система может занять столь прочное место в общей системе личностных качеств человека, что может превратиться в философию жизни, которая ориентирует его во всех делах и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми (независимо от их расы, национальности, идейно-политических взглядов и т.д.) на приоритет свободы и достоинства человеческой личности, кооперацию, сотрудничество и другие духовно-нравственные ценности.
Таким образом, олимпийское образование в полной мере соответствует тенденциям современного общественного развития, в том числе в области политики и идеологии, интересам и потребностям современной цивилизации, а также тем задачам и проблемам, на разрешение которых направляет усилия наша страна. Оно может внести существенный вклад в решение актуальных социальных задач человеческой цивилизации, в процесс преобразования современного общества на основе идей гуманизма.
На данном этапе развития можно говорить о довольно низком уровне международного сотрудничества в сфере спортивного образования. Данное сотрудничество осложняется не только сложной политической ситуацией, но и разнонаправленностью используемых спортивных методов, а также недостаточным уровнем подготовки кадров.
Список источников и литературы
1. Гавронова Ю. Д. Сравнительный анализ мотивов выбора специальности, будущей профессии и места работы русскими и немецкими студентами // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. №1 С.43—51.
2. Загревская А. И., Сосуновский В. С. Ценностные ориентации как основа формирования спортивной культуры студентов в процессе физкультурно-спортивного образования // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №368 С.119—122.
3. Чжан Сяосюе. Отношение студентов к спорту как будущей профессии тренера // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. №4 (98) С.151—154.
4. Shirin S.S. Corruption in Higher Education in Russia — Firdst Decade of the 21st Century // International Education Studies. 2015. Vol. 8. No. 2. P. 160—168.
Международные образовательные связи, Спорт и международные отношения