Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Мега-события в области изобразительного искусства как форма внешней культурной политики России

Аннотация. Статья посвящена роли мега-событий в области культуры. Особое внимание уделено роли культурных мега-событий во внешней культурной политике. Целью является попытка выявить особенности мега-событий в области изобразительного искусства, специфику при их проведении, их итоги. Автор рассматривает примеры деятельности государственных органов России, которые способствуют развитию мега-событий в области изобразительного искусства как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Ключевые слова: мега-события, культура, внешняя культурная политика, имидж государства, Россия, международные отношения

Abstract. The аrticle is devoted to mega-events in the field of culture. Special attention is paid to the role of cultural mega-events in foreign cultural policy. The purpose of this article is attempt to identify the features of mega-events in the field of fine arts, the specifics during their realization, their results. The author considers the examples of activities of state bodies of Russia, which contribute the development of mega-events in the field of fine arts on the territory of the Russian Federation and abroad.

Keywords: mega-events, culture, foreign cultural policy, image of state, Russia, international relations.

Термин «международные мега-события», несмотря на продолжительную историю своего существования был введен в контекст современной политической науки относительно недавно, в большей степени благодаря возрастающей популярности их социологического и экономического измерения. Следует отметить, что заинтересованность стран в проведении на своей территории масштабных культурных, спортивных, научных мероприятий с каждым годом возрастает. Об этом убедительно свидетельствует возросшая конкуренция стран и городов за право принимать у себя Олимпийские игры, мировые чемпионаты, культурные форумы и фестивали. Все это свидетельствует о том, что мега-события становятся востребованной формой внешней культурной политики многих государств [2, с. 25—26].

По определению канадского социолога Мориса Роша, мега-событие — это масштабные культурные мероприятия, имеющие драматический характер и обладающие массовой народной привлекательностью и международным значением [10, р. 28].

В качестве важнейшей формы внешней культурной политики мега-события выполняют ряд важнейших функций. Эти функции можно подразделить на первичные и вторичные [8]. Первичные функции — это основная причина проведения мега-событий, вторичная — функции, которые носят второстепенный характер и/или вытекают из первичных. К первичным можно отнести следующие функции: всесторонняя интеграция общества, развитие международного сотрудничества, культурный обмен, привлечение инвесторов, демонстрация значения государственной культуры. При этом, по мнению автора, эту функцию можно отнести к обеим категориям, как к первичным, так и вторичным. К вторичным относятся развитие инфраструктуры, вовлечение молодежи в участие в событиях, и как следствие формирование политически-активного мышления, активное участие жителей отдельного города в политической и общественной деятельности, демонстрация неразрывности политики и символической экономики. (Символическая экономика — использование культурных символов в предпринимательской деятельности.) [7, р. 12].

У мега-событий есть свои признаки и отличительные особенности, которые нужно знать, чтобы отличать события общемирового масштаба и региональные события. К таким относятся: ориентация на все человечество, широкое освещение в масс-медиа, оказание значительного влияния на инфраструктуру городов, активное и непродолжительное взаимодействие этносов и культур на ограниченной территории, экономическая невыгодность, длительность мега-события четко ограничена по продолжительности, возрастающее чувство патриотизма, формирование национальной идеи [9].

Нельзя сказать, что целью мега-событий является получение прибыли. Наоборот. стремление получить прибыль занимает последнее место, либо вовсе отсутствует при организации этих мероприятий, так как проведение мега-событий обычно всегда несет за собой огромные экономические затраты, которые, в своем большинстве, никак не восполняются. Отсюда можно выделить следующие цели мега-событий: установление и налаживание международных связей, развитие и популяризация региона, который выполняет роль площадки мероприятия (именно эта цель носит некую экономическую подоплеку), всемирная интеграция, распространение своих культурных символов, которые являются важными составляющими «мягкой силы» [6].

На основании всего вышеперечисленного мы можем сформировать свое собственное определение и выделить виды мега-событий. Мега-событие — это мероприятие, которое проводится на определенной территории в течение определенного количества времени; которое направлено на популяризацию культуры отдельно взятой страны, на площадке которого одновременно сконцентрировано и взаимодействуют разнообразное количество культур, этносов, национальностей.

Если брать наиболее широкое разграничение мега-событий по видам, то можно выделить следующие: экономические, деловые, политические, спортивные, культурные. Применительно к культурным мега-событиям автор считает необходимым сделать более широкое разграничение и выделить следующие виды: мега-события в области музыки и танца, мега-события в области изобразительного искусства, мега-события в области моды, благотворительные мероприятия, мега-события в области кулинарии.

Мега-события вносят большой вклад в развитие межкультурного сотрудничества в качестве формы внешней культурной политики, т.к. они в ограниченно краткий срок позволяют погрузится в культуру страны и познакомится с ее особенностями. В том числе позволяют разрушить некоторые стереотипы о стране, в результате правильно продуманной культурной программы, места проведения и т. д. Также мега-события оказывают положительное влияние на статус страны, позволяют установлению не только межкультурных, но политических и экономических отношений, способствуют формированию ее положительного имиджа за счет использования привлекательности культурных событий.

Изобразительное искусство — вид художественного творчества, который несет огромную культурную ценность, демонстрируя окружающую реальность в виде образов, знаков, цветов и т. д. Для мега-событий в области изобразительного искусства отличительной чертой является их специфика и многообразие, а, следовательно, и интересные подходы и открытия при их проведении. Это позитивно сказывается на внешнем восприятии и впечатлениях в целом.

Таким, по своим масштабам и форматам проведения, является Manifesta — это одна из крупнейших и наиболее влиятельных биеннале современного искусства [4]. И единственная биеннале современного искусства, которая меняет свое местоположение каждые два года. Ее задачей является исследование и отражение актуальной ситуации в современном искусстве. Впервые «Манифеста», европейское биеннале современного искусства, состоялось в 1996 году в Роттердаме. «Манифеста» — ровесница Евросоюза, выставка, которая была создана свободной Европой после разрушения Берлинской стены. «Манифеста» должна была явить миру динамику актуального художественного процесса на фоне новых географических, социальных и политических ситуаций в Европе. Организаторы «Манифесты» рассматривают её кочевничество как страховку от коррумпированности. Несмотря на приставку «европейская», «Манифеста» не ограничивает круг художников рамками континента, приглашая к участию художников всего мира.

Обнаружение «пробелов» в петербургском представлении об искусстве и их восполнение, развитие индивидуального эстетического опыта, способствование диалогу культур, ориентированность на широкие слои общества — все эти цели были выполнены Манифестой-10, которая проходила в Санкт-Петербурге в 2014 году.

Манифеста является уникальной выставкой не только по своим масштабам, но и по способам проведения, выборный способ является новаторским и привлекательным, т.к. позволяет каждой стране показать свою уникальность и исключительность через проведение и организацию этой выставки, также позволяет показать локальную проблематику отдельно взятого региона. В целом, основную роль в Манифесте выполняют различные инсталляции, живопись, видеопроекты, которые в той или иной мере отражают различные проблемы современного общества, как со стороны людей, проживающих на этой территории, так и со стороны «наблюдателей». Основным значением Манифесты является то, что она пытается отразить все недостатки и проблемы современного мира через современное искусства, способом усиления восприятия через комбинацию произведений искусства и места проведений, которыми чаще всего бывают достаточно нетипичные места (бывшие фабрики/заводы или наоборот помпезные музеи), которые при всем своем контрасте создают единую картину восприятия искусства и оставляют после себя некий культурный отпечаток.

Среди других примеров мега-событий в области изобразительного искусства следует назвать международный многожанровый фестиваль-конкурс «Под солнцем Каталонии». Это фестиваль, который проводится в рамках фестивальной программы «Под солнцем Испании» при поддержке Консульства Российской Федерации в Барселоне, Министерства Культуры Каталонии и Московского государственного института культуры.

Международный фестиваль объединяет несколько фестивалей и конкурсов. Во-первых, международный многожанровый фестиваль-конкурс (к участию приглашаются творческие коллективы и солисты всех жанров и направлений, молодых дизайнеров-модельеров, а также любые театральные коллективы). Во-вторых, международный фестиваль изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В-третьих, конкурс ведущих игровых программ и конферансье.

Цели и задачи фестиваля соответствуют внешней культурной политике России [1, с.28]. Это популяризация российской культуры за рубежом, выявление творчески одаренной молодежи, обмен творческими достижениями и опытом участников из разных стран Европы, единение культур разных стран мира, создание условий для творческого общения и выявления талантов, установление творческих контактов между коллективами и между руководителями коллективов. Также фестиваль направлен на сохранение и развитие национальных культур, укрепление международных связей и сотрудничества через культуру и творчество, привлечение к сотрудничеству с творческими коллективами ведущих специалистов культуры и деятелей искусств разных стран мира, повышение профессионального мастерства и квалификации руководителей творческих коллективов, популяризация современного изобразительного искусства детей и молодежи [5].

Это мероприятие, которое по своему размаху действительно является мега-событием, имеет большую ценность для России, т.к., во-первых, проводится за границей, позволяя присоединиться детям, которые проживают на территории Испании, что, на наш взгляд, делает внешнюю культурную политику более эффективной. Во-вторых, одновременно с диалогом культур происходит обмен знаниями и накопленным опытом. В-третьих, фестиваль избрал правильную тактику, совместив в себе несколько направлений, так участники фестиваля могут познакомится с новыми направлениями культуры и попробовать себя в них, что может привести к усовершенствованию некоторых технологий.

Мега-события в области изобразительного искусства являются интересным мероприятием, т.к. проходят не просто в формате выставок, но еще интерактивных конкурсов, семинаров, мастер-классов, что, на наш взгляд, является наиболее верным вариантом в проведении таких фестивалей. Ведь проводя некоторую демократизацию, такие выставки получают наиболее широкий круг участников, которые заинтересованы в изобразительном искусстве и готовы попробовать себя в нем. Более того, это помогает включить иностранную аудиторию в принятии участия, что благотворно скажется на развитие двусторонних связей и будет способствовать налаживанию межкультурного диалога.

Также они позволяют продемонстрировать произведения искусства под новым углом, благодаря новым технологиям и подходам, что опять же сказывается на привлечение внимания к этой области. Такие выставки способствуют налаживанию многосторонних связей, обмену опытом между мастерами. Происходит создание или усовершенствования программ обменов для поддержания и восстановления культурных ценностей. И, наконец, такие мега-события служат отличным средством для улучшения имиджа страны-организатора, которая таким образом демонстрирует всему миру не только свои культурные достижения, но и готовность и открытость для культурного диалога. Несомненно, эти особенности мега-событий в области изобразительного искусства позволяют рассматривать их в качестве важнейшей формы внешней культурной политики и могут использоваться для улучшения восприятия страны, в частности, во время проведения национальных брендинговых кампаний [3, с. 388]. Каждое такое событие претерпевает некие изменения и постепенно совершенствуется, а также всецело освещается СМИ. Мега-события являются способом сохранения и развития мировой культуры.

Изучив данную проблему, можно сделать следующие выводы. Сейчас действительно наблюдается проблема видоизменения и потери культуры в современном обществе. к сожалению, нередко наблюдается халатное обращение с культурным и мировым наследием. В прошлое уходят многие человеческие ценности, являющиеся столпами человеческого общества. Предотвращению этого и служат мега-события. Россия активно осуществляет свою деятельность в проведении мега-событий и их популяризации. Необходимо демократизировать мега-события, сделать их более доступными для широкой публики.

Для реализации вышесказанного необходимо создать комитеты по контролю за проведением и организацией отдельных мероприятий. Примером может стать Международный олимпийский комитет (МОК), который контролирует процесс организации спортивных мега-событий — Олимпийских игр. Также необходимо усовершенствовать систему трансляций мега-событий, проводимых на территории России и в других странах, упрощение выкладывания в сеть фото- и видеоматериалов, связанных с мега-событиями, создание официальных сайтов и страниц в различных социальных сетях. Таким образом, эти меры повлияют на общую заинтересованность населения, помогут в популяризации мега-событий в различных областях, что в конечном итоге окажет положительное влияние на внешнюю культурную политику России.

Необходимо всячески поддерживать движение мега-событий, т.к. их проведение будет способствовать формированию и сохранению культурных традиций, а также разрешению социально-экономических проблем страны. Мега-события как самостоятельные явления начали появляться в XX веке, но только сейчас они стали привлекать такое масштабное количество людей. Такое развитие и увеличение объема участников и зрителей, а также самих мега-событий обусловлено политическим, экономическим и культурным изменениям в жизни страны.

Мега-события популяризуют различные культуры, поэтому они все больше набирают популярность в современном мире, где сильны процессы культурной глобализации и стирания культурных различий. Большое внимание национальным культурным достижениям, которое просматривается при подготовке к проведению мега-событий, может использоваться как эффективный ресурс в осуществлении внешней культурной политики России.

Список использованной литературы

1. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Внешняя культурная политика России и зарубежных государств. Учебное пособие для студентов. СПб.: изд-во СПбГУ, 2008.

2. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теория и практики. 2012. №4 (18). Часть 1. С. 25 — 26.

3. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Новые формы международного культурного сотрудничества во внешней культурной политике современных государств //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №08 (55), август. С. 386 — 389.

4. Манифеста. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://manifesta.org.

5. Международный проект творческого и личностного развития детей и молодёжи «Дети XXI века» (The International project of children and youth’s creative development «Children of XXI century») [Электронный ресурс]. URL: http://www.festivali.biz/pod-solncem-ispanii2.html.

6. Роль мега-событий в развитии туризма [Электронный ресурс]. URL http://rusturinvest.ru/article/rol-mega-sobytiy-v-razvitii-turizma-1029.html

7. Sharon Z. The Cultures of Cities, Oxford: Blackwell, 1995.

8. Defining the mega-event [Электронный ресурс].

http://www.bl.uk/sportandsociety/exploresocsci/sport-soc/mega/articles/defining.html.

9. National identity and global sports events: culture, politics in the Olympics and the football world cup edited by Alan Tomlinson and Christopher Young. N.Y.: State University of New York, 2006.

10. Roche M. Mega-events and modernity revisited: globalization and the case of Olympics // Sports Mega-Events: Social Scientific Analysis of a Global Phenomenon. John Horne and Wolfram Manzenreiter, eds, Oxford: Blackwell, 2006. P. 27 — 41.

Внешняя культурная политика