Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Международное образование и международные образовательные связи Новой Зеландии

Аннотация. Статья посвящена эволюции международного образования Новой Зеландии конца ХХ — начала XXI века в соответствии с мировыми тенденциями. Международное образование в целом оценивается с позитивной точки зрения, предоставляя гражданам разных государств возможность получить образование в более развитой стране (будь то на ее территории или дистанционно). Однако существует и негативная сторона. В статье анализируются этапы развития международных образовательных связей в целом и конкретно в Новой Зеландии при фокусировании на акторах, тенденциях и проблемах в данной сфере. Также рассматриваются перспективы развития этой области и соответствующая государственная политика. Обосновывается место Новой Зеландии в системе трансграничного образования, а также многочисленные достоинства и незначительные недостатки предоставляемых образовательных услуг.

Ключевые слова: международное образование, трансграничное образование, Новая Зеландия, глобализация, образовательная программа, студенческая мобильность, иностранный студент, межправительственная организация.

Abstract. This article is devoted to the evolution of the international education of New Zealand in the late 20th and early 21st century according to the world trends. International education, in general, is positively assessed providing citizens from different states to get education in a more developed one (on its territory or distantly). However, there is a negative side. The article analyzes the development stages of international educational relations in general and, in particular, in New Zealand focusing on the actors, trends and problems in this realm. Also the development prospects and the relevant state policies are being considered. The place of New Zealand in the cross-border education system is being proved, as well as the numerous advantages and insignificant disadvantages of the provided services.

Keywords: international education, cross-border education, New Zealand, globalization, education programme, student mobility, foreign student, intergovernmental organization.

Введение

С конца ХХ века и по сей день общество активно ищет пути налаживания межкультурной коммуникации, обусловленной транснационализацией культурных и языковых пространств, созданием межнациональных объединений, интернационализацией рынка труда. В связи с этим возникает новое существенное понятие — международное, или трансграничное, образование, призванное познакомить человека с разными культурами, обеспечить возможность общаться с народами разных стран на их языке. Таким образом, международное образование — это социокультурный процесс, основывающийся на стремлении различных стран и народов к сотрудничеству.

Одним из ведущих государств в области трансграничного образования признается Новая Зеландия. В 1990 году она провела широкомасштабные реформы в системе образования, в результате которых учреждения начали предоставлять возможность получения образования иностранным студентам на коммерческой основе. Впоследствии она стала одним из крупнейших провайдеров международных образовательных услуг, в особенности в странах Азии и Океании.

Трансграничное образование на современном этапе — это важный механизм в развитии социально-экономических и культурных связей Новой Зеландии с другими государствами, а также ключевой элемент ее стратегии по достижению международного признания как развитой страны. В связи с этим возникла проблема соответствия развития ее образовательных связей общемировым тенденциям.

Таким образом, предметом исследования выступают акторы, тенденции и проблемы на основных этапах развития транснационального образования в мировом контексте и конкретно в Новой Зеландии.

Обзор литературы

В используемую литературу входят материалы международных организаций и конференций, научные статьи российских и зарубежных ученых (вопрос международного признания квалификаций изучали Л. П. Волкова, С. Сантос, Л. Тэйлор и др.; глобализации рынков высшего образования — А. Г. Лукичев, С. Ю. Седунова, Дж. Найт, и др.; межкультурного взаимодействия — А. Батчер, К. Ворд и др.), российские и зарубежные периодические издания («Вестник международных организаций», «Новый курс», «Научный поиск», «The Observatory on Borderless Higher Education», «International Education Journal» и др.), статистические обзоры.

Обзор источников

Используемые источники — это международные и внутренние нормативно-правовые акты в области образования, официальные веб-сайты международных организаций, а также сайт Министерства образования Новой Зеландии.

Постановка цели и задач

Целью исследования ставится выявление современных тенденций международного сотрудничества Новой Зеландии в сфере образования.

В соответствии с этим основными задачами являются следующие:

  • определить основные этапы развития международного образования в целом и проследить их эволюцию;

  • определить основные этапы развития международного образования в Новой Зеландии и проследить их эволюцию;

  • определить основные аспекты регулирования международной образовательной деятельности;

  • оценить вклад межправительственных организаций, фондов, а также правительства Новой Зеландии в обеспечение международного образования;

  • выявить сходства и различия между развитием международных образовательных связей Новой Зеландии и общемировыми тенденциями.

Этапы развития международных образовательных связей в конце ХХ — начале ХХI века.

1994 — 1999 гг.: акторы, тенденции и проблемы.

В 1994 г. всеми странами-членами ГАТТ/ВТО было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) [22], согласно которому образование признано услугой. С этого момента можно говорить о появлении международного рынка образовательных услуг.

На этом этапе — впрочем, как и на последующих — основными акторами в процессе развития трансграничного образования выступают так называемые производители, поставщики (инфраструктура) и потребители образовательных услуг [11]. К производителям относятся образовательные и научные учреждения и индивидуальные производители, предоставляющие учебный материал. Инфраструктура обеспечивает нормальное функционирование педагогической и учебной деятельности. В нее входят три группы учреждений: а) органы управления, разрабатывающие и реализующие международную образовательную политику, а также выполняющие разные координирующие функции; б) предприятия, обеспечивающие материально-техническую базу; в) методические и исследовательские центры, разрабатывающие учебно-программную документацию и инструктивные материалы. Потребителями являются ученики, студенты, иные участники международных образовательных программ. То есть те, на кого направлено такое производство.

Проанализировав работы различных исследователей [3; 10; 23, с. 10-20], можно выделить следующие ключевые тенденции на данном этапе:

  1. рост академической мобильности как одну из основных тенденций ввиду увеличения числа студентов, обучающихся вне своей страны;

  2. диверсификацию образования по уровням и организационным формам (дистанционное образование и т. д.);

  3. интернационализацию образования, основанную на унификации его содержания и международном признании документов;

  4. мобилизацию совместных усилий мирового научного сообщества в формировании «мировой системы образования» при поддержке различных экономических и политических организаций.

Проблематика данной области весьма многогранна. Однако все же можно выявить ключевые проблемы на основе сопоставления различных точек зрения:

  • многостороннее регулирование международного образовательного процесса [5; 19];

  • международное признание документов об образовании [2; 19];

  • возросшая международная мобильность и, как следствие, универсализация образовательных программ и культуры в целом [2; 6].

1999 — 2014 гг.: акторы, тенденции и проблемы.

Новый этап в развитии трансграничного образования ознаменован подписанием Болонской декларации [30]. Целью являлось установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация имеет глобальное значение, т. к. это первый пример коалиционного выхода крупного политического интеграционного объединения на международный рынок образования. Ранее европейские государства вели свою деятельность отдельно, являясь конкурентами друг для друга в пределах региона. Теперь же они используют этот документ как инструмент в глобальной экономической конкуренции. Вырабатываются определенные стандарты, формируется мировая система высшего образования, административно не регулирующая, но идеологически направляющая развитие всех образовательных систем — национальных, региональных, международных.

Государства координируют усилия в этой сфере в рамках ЮНЕСКО, различных профильных структур: Организация экономического сотрудничества и развития, Шанхайская организация сотрудничества и др. Академическое сообщество объединяет усилия в рамках региональных и международных ассоциаций, таких как Европейская ассоциация международного образования, Программа по институциональному управлению в высшем образовании. Также возрастает роль различных фондов как акторов международных образовательных связей (Фонд Конрада Аденауэра, Фонд Форда и др.).

На предыдущем этапе были выделены 4 тенденции развития международного образования в контексте системы. С течением времени они претерпевали некоторые изменения:

  1. важнейшей тенденцией остается рост академической мобильности, причиной которого является поддержка со стороны различных программ: ERASMUS, TEMPUS, COMMETT, LINGUA, DAAD и др. [7; 13];

  2. в эпоху бурного развития ИКТ развиваются и такие формы обучения, как франчайзинг и дистанционное обучение, когда границы пересекает только сама образовательная программа [4; 12; 13];

  3. формирование единого образовательного пространства на фоне стандартизации методов и содержания образования [9; 13; 28];

  4. интеграция элементов транснациональной системы образования достигла такого уровня, что, возникнув в одном регионе или стране, задача может быть решена путем координирования общих усилий и средств (например, подписание такого нормативного акта, как Лиссабонская конвенция [8]).

В настоящее время глобализация является краеугольным камнем высшего образования, т. к. от адекватного внедрения в процесс образования ее составляющих элементов зависит модель будущей образовательной системы, а вместе с ней — уровень квалификации трудовых ресурсов. В связи с этим здесь выделяются основные проблемы:

  1. проблема равенства и доступности образования [1; 12; 25];

  2. подготовка квалифицированных кадров, обладающих международной компетенцией [1; 12; 25];

  3. вопрос инноваций и внедрения новых технологий [1; 12];

  4. унификация образования и культуры по западному образцу и отчуждение студентов от своих культур [12; 25].

По относительно оптимистичным прогнозам и сценариям прирост числа иностранных студентов будет колебаться между 5,8 и 9 млн. к 2025 г. [31]. Некоторые специалисты, используя обновленную методологию, предсказали сокращение численности иностранных студентов, которая составит 3,7 млн. человек к 2025 г. [17].

Подводя итоги, можно утверждать, что трансграничное высшее образование получило значительное развитие в последние 20 лет. Все признаки указывают на будущий рост международной мобильности в последующее десятилетие, несмотря на экономический кризис. Пространство ОЭСР (в которое входят Новая Зеландия, Австралия, США и др. развитые страны) останется наиболее привлекательной зоной для иностранных студентов. Однако доля стран ОЭСР в общей численности принимаемых иностранных студентов может существенно сократиться ввиду развивающихся Китая, Индии и Малайзии.

Развитие международного образования в Новой Зеландии в конце XX — начале XXI века.

1994 — 1999 гг.: акторы, тенденции и проблемы.

Новая Зеландия являлась членом ГАТТ/ВТО на момент подписания ГАТС, поэтому также становилась участником международного рынка образовательных услуг.

Здесь, по данным на 2004 г., обучались граждане Китая, составляющие 43% от общего числа иностранных потребителей, Южной Кореи (17%), Японии (15%), Таиланда (6%). В общей сложности, в стране тогда обучались представители 63 государств [26, с. 19-20].

Сопоставляя тенденции развития с общемировыми, хотелось бы отметить, что на данном этапе Новая Зеландия является крупным поставщиком образовательных услуг, принимающим иностранных студентов со всех континентов, за исключением Антарктиды. Как развитой стране, ей присущи все вышеуказанные ключевые тенденции, что подчеркивает ее значение в мировых образовательных связях [26, с. 37-41; 18; 15].

Отличительной особенностью является то, что Новая Зеландия проводит политику либерализации образовательного сектора, обеспечивая равные возможности для обучающихся с умственными, физическими и психическими недостатками [29, с. 311].

Также наблюдается коммерциализация транснационального образования. Несмотря на то, что 90% провайдеров образовательных услуг принадлежат государству, они полностью нацелены на получение прибыли от их экспорта [29, с. 312].

Общепризнанным фактом является качество новозеландской системы образования. Университеты и колледжи отлично оснащены, а классы и группы весьма малочисленны, что дает студентам редкую возможность более тесного общения с преподавателями, многие из которых уже на данном этапе являются признанными авторитетами с мировыми именами: Маргарет Остин, Томас Кирк, Джон Экклз, Джефри Палмер и многие другие.

Кроме того, цены на обучение и проживание достаточно демократичны с учетом развитой инфраструктуры и высокого уровня жизни [26, с. 8].

Cпектр проблем развития образовательных связей Новой Зеландии на данном этапе довольно широкий. Основными можно назвать следующие:

  1. проблемы миграционной политики, ограничивающей академическую мобильность студентов и преподавателей [29];

  2. признание документов об образовании [29];

  3. международная аккредитация образовательных учреждений [16; 29];

  4. культурная интеграция [16; 29];

  5. удовлетворение потребностей студентов в приобретении навыков [16].

В общем, проблематика здесь мало отличается от общемировой, т. к. наиболее трудные вопросы (регулирование, признание квалификаций и обеспечение академической мобильности) все же имеют место.

Основным документом, регулирующим образовательную (в т. ч. международную) деятельность, является «Закон об образовании» 1989 года [20]. Международная образовательная деятельность обеспечивается при поддержке правительственных организаций также в соответствии с «Законом об образовании». Это такие организации, как агентство Education New Zealand и New Zealand Qualifications Authority. Министерство образования, как главный советник Правительства, консультирует его по вопросам корректировки образовательной политики и контролирует агентства, ответственные за ее реализацию.

1999 — 2014 гг.: акторы, тенденции и проблемы.

Болонская декларация имеет большое значение для становления международного образования в Новой Зеландии. Ее правительство формирует международную стратегию, которая обращается к опыту Болонского процесса как мотивирующего фактора поддержки большей открытости к остальному миру. Особое внимание здесь уделяется вопросам признания квалификаций и гарантии качества. Дипломы и сертификаты новозеландского образца принимаются и высоко ценятся в большинстве стран мира.

Сопоставляя численность обучающихся иностранцев с 2004 г., можно заметить кардинальные изменения. Так, доля китайцев заметно уменьшилась, составляя уже 32% от общей численности. Следом идут представители Индии (10,5%), Южной Кореи (9,2%), Японии (7,2%) и Саудовской Аравии (5,5%) [32, с. 14].

Студенческая мобильность сильно возросла за 15 лет. Количество иностранных студентов увеличилось с 87028 человек в 2010 г. до 93137 — в 2014 г. Также насчитывается около 10 тыс. учеников средних школ [24].

Дистанционное образование Новой Зеландии отличается тем, что, помимо обучения в вузах и колледжах, оно предполагает обучение в школах и техникумах. То есть дистанционные программы доступны, начиная от раннего развития и заканчивая постдипломным образованием.

Будучи продвинутым государством в плане развития трансграничных образовательных связей, Новая Зеландия налаживает партнерство и разрабатывает совместные программы с другими странами, в частности, программы обмена. Некоммерческая организация NZIIU [27] предоставляет возможность школьного обмена между Новой Зеландией и Бразилией, Аргентиной, Францией, Германией, Италией, Ирландией, Японией, Нидерландами, Испанией, США, Канадой и Великобританией. Другая некоммерческая организация — AFS [14] — сотрудничает с Новой Зеландией с 1947 года. Благодаря этой сети более 350 тыс. новозеландских старшеклассников приняли участие в межкультурных обменах по всему миру (52 страны-партнера). Подобной сетью является и YFU [34], благодаря которой новозеландские школьники и студенты могут обучаться от 2 до 12 месяцев в одной из 50 стран мира.

90% иностранных студентов полностью оплачивают свое обучение и не получают стипендий. Экспорт образовательных услуг Новой Зеландии занимает 5 строчку в рейтинге ее отраслей по количеству прибыли (в 2014 г. она составила 2,85 млрд новозеландских долларов) [32, с. 13]. Из этого можно сделать вывод, что наблюдается сильная коммерциализация транснационального образования. Однако цены на обучение по-прежнему гораздо ниже среднеевропейских, и эта страна — одна из немногих, где иностранные студенты могут работать.

Университеты сотрудничают с зарубежными вузами. Например, университет Окленда вместе с университетами Торонто, Сингапура, Мельбурна и др. входит в объединение Universitas 21, где собраны лучшие университеты планеты с развитыми исследовательскими программами. Также он состоит в Ассоциации Университетов Тихоокеанского региона. Но новозеландские вузы не открывают филиалы за рубежом. Все подготовительные курсы (foundation) можно проходить только на ее территории.

Согласно Положениям по руководству международным образованием в Новой Зеландии от 2014 г. [32, с. 6], в перспективе на ближайшие 3 года правительство будет проводить следующие меры по развитию связей:

  1. продвижение национального образовательного агентства Think New на приоритетных рынках международных образовательных услуг;

  2. реализация секторных планов, разработанных поставщиками образовательных услуг;

  3. внедрение и апробация системы получения визы онлайн;

  4. призыв новозеландских студентов к использованию возможности обучения в главных странах — партнерах Новой Зеландии;

  5. проведение исследований опыта иностранных студентов, интернационализации образовательных организаций и экономического аспекта международного образования.

Трансграничное образование претерпевает 5 ключевых проблем, требующих последовательного и грамотного решения со стороны властей:

  1. набор иностранных студентов в соответствии с миграционной политикой страны;

  2. обеспечение высокого качества обучения (в т. ч. в техническом и коммуникационном плане) и лучшего усвоения материала студентами;

  3. расширение совокупности навыков, соответствующих международным стандартам;

  4. информационное обеспечение и проведение исследований в секторе международного образования;

  5. взаимовыгодное сотрудничество с другими странами в данной сфере, включающее поставку образовательных услуг за рубеж и различные торговые соглашения [32, с. 6].

Как мы видим, большинство проблем вновь соответствует общемировым, за исключением миграционной политики. Также здесь не стоит так остро проблема доступности образования в силу относительно низких цен. Еще одна проблема — стандартизация образования — обходит Новую Зеландию стороной, т. к. она преемница Великобритании, и ее система изначально не может отличаться от западной. Здесь не наблюдается и социального неравенства в отношении иностранцев. Государство жестко контролирует эту сферу и не допускает никаких праволишений.

Наряду с «Законом об образовании» 1989 года, который остается основополагающим документом в сфере международного образования, в 2001 году был принят «Закон об образовательных стандартах» [21], регламентирующий порядок осуществления пастырской опеки над иностранными учениками и студентами.

На современном этапе появляются новые государственные организации: Ministry of Business, Innovation & Employment и Tertiary Education Commission.

Заключение

Как мы видим, за прошедшие с подписания ГАТС 20 лет Новая Зеландия внесла немалый вклад в общемировую сеть трансграничного образования.

В ходе данного исследования были выявлены современные тенденции ее международного сотрудничества в данной сфере:

  1. рост академической мобильности;

  2. диверсификация системы образования;

  3. совместное нормотворчество с другими государствами в вопросах признания квалификаций и оценки качества образования (Лиссабонская конвенция);

  4. участие в международных организациях для координации усилий с другими государствами по вопросам материально-технического, информационного и кадрового обеспечения образовательных учреждений (ЮНЕСКО, ОЭСР и др.);

  5. разработка совместных исследовательских программ посредством участия в международных объединениях вузов (Universitas 21, Ассоциация Университетов Тихоокеанского региона);

  6. содействие позитивному межкультурному диалогу через различные школьные и студенческие программы обмена (NZIIU, AFS, YFU и др.);

  7. либерализация образовательного сектора при обеспечении равных возможностей для обучающихся с умственными, физическими и психическими проблемами;

  8. коммерциализация образования.

По количеству иностранных обучающихся она стоит в числе других англоязычных лидеров (Великобритании, США, Австралии и Канады), и в долгосрочной перспективе будет привлекать еще больше студентов и учащихся школ. К 2025 г. ежегодный прирост числа иностранных студентов вузов должен составить 7% , школьников — 2% и посещающих языковые курсы — 5%. Учитывая прочих провайдеров, общая потенциальная экономическая выгода составляет 5 млрд. новозеландских долларов [33, с. 18].

Список источников и литературы:

  1. Винсен-Ланкран С. Трансграничное высшее образование // Вестник международных организаций. 2010. № 3. С.98.

  2. Волкова Л.П. Современные аспекты академической мобильности // Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки: Материалы международной научной конференции 20-21 февраля 2001 года. Воронеж. 2001. С. 50-51.

  3. Волкова Л.П., Зорников И.Н. Проблемы и перспективы международной интеграции высшего образования // Проблемы и перспективы интеграции… С. 37-38.

  4. Воропаева Е.Э. Проблема инноваций в образовании как проблема международного образовательного пространства // Научный поиск. №2. 2014. С. 2-3.

  5. Гетманова Г.И. Академическая мобильность: тенденции, проблемы, перспективы // Проблемы и перспективы интеграции… С. 53-54.

  6. Глухова А.В. Проблемы интеграции образовательных систем в контексте диалога культур // Проблемы и перспективы интеграции … С. 55.

  7. Комарова А.В., Красильникова И.Г. Академическая мобильность как фактор интернационализации образования // Трансграничное высшее образование: тенденции и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам межнациональных отношений и международной деятельности в вузах 24 мая 2013 г. Тюмень. 2013. С. 31-35.

  8. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Лиссабон. 1997. http://www.russianenic.ru/int/lisbon/conv.html

  9. Корсунская Л.Г. Интернационализация и международное сотрудничество в системе высшего образования // Трансграничное высшее образование… С. 29-30.

  10. Лукичев Г.А. Транснациональное образование // Вестник РУДН. сер. Юридические науки. 2002. №1. С. 71-75.

  11. Огарев Е.И., Онушкин В. Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб. 1995.

  12. Понарина Н.Н. Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образовательных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. №1. С. 42-45.

  13. Седунова С.Ю. Трансграничное образование: теория и практика, возможность и реальность // Научный проект АВЦП «Маркетинговое исследование и мониторинг рынка труда приграничных областей». 2011. С. 204-208.

  14. American Field Service New Zealand <http://www.afs.org.nz/>

  15. Butcher A. A report on the demographic, social and economic impact of international students on North shore city // School of Social and Cultural Studies, Massey University. Auckland. 2002.

  16. Butcher A., McGrath T. International Students in New Zealand: Needs and Responses // International Education Journal. Vol. 5. №4. 2008. P. 540-549.

  17. Davis D., Meares D. Global Student Mobility 2025. Sydney: IDP Education, 2012.

  18. Denison D.B., Donald J.G., Evaluating undergraduate education: The use of broad indicators // Assessment and Evaluation in Higher Education. Vol. 21. №1. 2006. P. 14-17.

  19. Dos Santos S. Introduction to the theme of transnational education // Conference of The Directors General for Higher Education and the Heads of the Rectors’ Conferences of the European Union. Aveiro. 2000. P. 6 — 10.

  20. Education Act 1989. New Zealand Legislation. <http://www.legislation.govt.nz/act/public/1989/0080/latest/DLM175959.html?search=ts_act_education_resel&sr=1>

  21. Education Standarts Act 2001. New Zealand Legislation. http://www.legislation.govt.nz/act/public/2001/0088/latest/DLM117863.html

  22. General Agreement on Trade in Services. 1994. http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/26-gats.pdf

  23. Knight J. GATS, Trade and Higher education // The Observatory on Borderless Higher Education: Perspective 2003 — Where are we? London. 2003.

  24. Lewis N., Political projects and micro-practices of globalising education: building an international education industry in New Zealand // Globalisation, Societies and Education. Vol. 9. №2. 2011. P. 230.

  25. Maringe F., Woodfield S. Contemporary issues on the internationalisation of higher education: critical and comparative perspectives // Compare: A Journal of Comparative and International Education. Vol 43. 2013. P. 3-6.

  26. Masgoret A-M., Ward C. The experiences of international students in New Zealand: Report on the results of the national survey // Centre for Applied Cross-cultural Research and School of Psychology Victoria University of Wellington. 2004.

  27. New Zealand Institute of International Understanding http://www.student-exchange.co.nz

  28. Rudd D. Global and International Issues in College Education // Culture & Religion Review Journal. 2011. P. 22-23.

  29. Taylor L. New Zealand as a Provider of Transnational Education // Higher Education in Europe. Vol. 15. № 3. 2010. P. 311-313.

  30. The Bologna Declaration of 19 June 1999. Bologna. http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/BOLOGNA_DECLARATION1.pdf

  31. The Economic Impact of Export Education. Education New Zealand and New Zealand Ministry of Education. 2012.

  32. The Leadership Statement for International Education: Progress Update. New Zealand Government. 2014.

  33. The Leadership Statement for International Education: version one. New Zealand Government. 2011.

  34. Youth For Understanding New Zealand <http://www.yfu.co.nz/>

Международные образовательные связи