Кинематограф как инструмент политики США
Аннотация. В современном научном дискурсе нередки заявления о том, что влияние международных культурных связей на зарубежные общества используется государствами в политических целях. Назрела необходимость проверить истинность этих заявлений. Кинематограф в настоящее время признаётся одним из наиболее доступных и понятных большинству людей во всем мире языков. В частности, голливудский кинематограф обладает мощной структурой производства и распространения, а также повсеместно пользуется большим спросом. Участие государств в организации международных культурных событий демонстрирует степень участия и заинтересованности правительства в создании и реализации конкретной политической линии. В Великобритании ежегодно проводится большое количество различных международных кинофестивалей, на которых американские кинопроизводители также представляют свои работы, но государственные структуры США не оказывают видимой поддержки подобным фестивалям, что может являться свидетельством незаинтересованности США в выстраивании связей в области кинематографа с Великобританией.
Ключевые слова: кинематограф, Великобритания, США, культурная политика, мягкая сила.
Abstract. In the modern scientific discourse statements that impact of international cultural relations are used for political purposes are frequent. There is a need to verify the truth of these statements. Cinema is now recognized as one of the most popular and intelligible to the majority of the population among the world languages. In particular, the Hollywood film industry has a well-organized structure of production and distribution and is popular all over the world. Participation of state institutions in cultural events shows the degree of states intentions towards the establishment and implementation of its particular political line. In the UK a large number of international film festivals are held every year. The participants from the USA also present their works there. But the US government agencies do not provide any visible support to those festivals. This fact can be the sign of the lack of interest in building lasting connections with the UK in the film industry.
Keywords: cinema, film industry, the UK, The USA, cultural policy, soft power.
Введение
Основную функцию политики «мягкой силы» выполняют международные культурные связи, которые нацелены на формирование положительного образа страны за рубежом. Сегодня характерной чертой двустороннего взаимодействия двух стран является появление организаций, основной целью которых является продвижение культуры собственной страны за рубежом. Одной из важнейших задач, которую выполняют подобные заведения — формирование положительного образа страны. Учёные Н. М. Боголюбова и Ю. В. Николаева убеждены, что такие центры являются важнейшими акторами внешней культурной политики государства.[1]
В контексте изучения политического влияния кинематографа нельзя не упомянуть, что подобные центры реализуют культурную миссию дипломатических представительств и консульств за рубежом. Однако это не является единственной их функцией. Культурные центры формируют наиболее полное и доступное представление о своей стране в зарубежном обществе, формируют чувство терпимости к другим культурам и осознание многообразие культурного наследия.
Подробное описание суррогатную мать найти на нашем сайте. Все подробности пленка на окна зеркальная у нас на сайте.
Именно на базе и при сотрудничестве культурных центров организуются и проводятся кинофестивали. Возможность организовывать обсуждение различных международных событий, глобальных проблем стало особенной чертой современных фестивалей, которые превращаются в специфические места, где можно выразить своё мнение на ту или иную тему в творческой форме. Фестивальное движение развивается достаточно стремительно, привлекая всё новых участников; сегодня различные кинофестивали становятся площадками для обсуждения актуальных международных проблем, новых тенденций и веяний в кинематографе, а также способом обменяться опытом с зарубежными коллегами и развить связи для дальнейшего сотрудничества. Предметом данного исследования является политический аспект американского влияния на кинематограф Великобритании.
Обзор литературы
Делая акцент на других аспектах британо-американского культурного обмена, большинство авторов не уделяют должного внимания проверке эффективности программ и мероприятий, организуемых США, в результате чего такая проверка не может быть охарактеризована как достаточно скрупулёзная.
Различные способы организации международного культурного сотрудничества рассматривают в своих исследованиях Н. М. Боголюбова и Ю. В. Николаева. В частности, они концентрируют своё внимание на фестивалях, как форме международного культурного сотрудничества, а также на работе международных культурных центров, которые реализуют культурную миссию дипломатических представительств и консульств за рубежом.
Обзор документальных источников
Основными источниками, используемыми в статье, стали материалы официальных сайтов международных кинофестивалей, которые проходят на территории Великобритании и принимают участников, в том числе и из США. Из подробного списка кинофестивалей, приведённого на сайте Британского совета (British council), были выбраны рассмотренные в исследовании кинофестивали.
Постановка цели и задач
Цель исследования: дать общую характеристику роли кинематографа как инструмента политики США.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующую задачу: определить степень заинтересованности политических структур США в международном культурном сотрудничестве в области кинематографа посредством изучения информации о спонсорах, представленной на официальных сайтах международных кинофестивалей, проходящих на территории Великобритании.
Описание исследования
В Великобритании некоторые функции американского культурного центра выполняет посольство США, в частности, при его участии в Лондоне проходят некоторые культурные мероприятия. Например, при поддержке посольства США в Лондоне в 2012 году состоялся Sundance London Film and Music Festival, британская версия одного из крупнейших фестивалей США. Здесь вниманию зрителей были представлены кинопремьеры, живые выступление музыкантов, а также встречи с известными спикерами, были предоставлены возможности для обсуждения и дискуссий.[7]
Культурное сотрудничество между США и Великобританией реализуется также посредством проведения различных фестивалей, выставок. Таким образом, США вполне успешно претворяют свои политические цели: американские кинематографисты являются активными участниками различных кинофестивалей в Великобритании. Работы американских авторов абсолютно различных жанров создают впечатление, определённый образ своей страны, а также представляют особое видение режиссёров той или иной проблемы на обозрение британской общественности.
В Великобритании проходит около 200 кинофестивалей ежегодно. Кинофестивали позволяют достичь двух важных целей: во-первых, они позволяют молодым и независимым кинематографистам заявить о себе, поскольку в ином случае зритель был бы лишён шанса увидеть их работы на большом экране; во-вторых, фестивали обеспечивают платформу для дискуссий о кинематографе, идеях, проблемах, которые освещаются в том или ином фильме. Эти дискуссии распространяются не только в среде специалистов, но между любителями и зрителями.
Безусловно, кинофестивали различаются по масштабам и специфике. Многие фестивали используют в качестве оценки как мнение компетентного жюри, так и впечатление зрителей, чтобы самые достойные работы оказались в центре внимания, но некоторые фильмы, не вошедшие в официальную программу фестиваля, также демонстрируются. Это делается для того, чтобы дать возможность малоизвестным молодым и независимым режиссёрам и кинематографистам установить связи с дистрибьюторами, возможно, получить признание со стороны зрителя и шансы развивать своё направление в кинематографе.
Все большее количество фестивалей проводится ежегодно, и многие организаторы способны позволить себе взимать определённые членские взносы за участие. И зрителей, и участников этих фестивалей привлекает то, что здесь возможно увидеть и иностранные фильмы, которые не всегда доступны в свободном прокате в Великобритании.
Проследить, насколько правительственные структуры заинтересованы в развитии сотрудничества и взаимодействия в области кинематографа, а также какие мероприятия являются с их точки зрения наиболее важными для реализации целей культурной дипломатии США, можно, изучив спонсоров британских фестивалей и тех структур, которые оказывают этим фестивалям финансовую или организационную поддержку.
Список всех фестивалей, проходящих на территории Великобритании, включает в себя и крупные международные мероприятия в области кинематографа, где принимают участие и американские полнометражные и короткометражные фильмы. Крупнейшим спонсором британских фестивалей различной направленности является Британский институт кино (British Film Institute), который черпает средства Большого лотерейного фонда, подотчётного министру по делам культуры, СМИ и спорта.[3] И сам Британский институт кино находится под государственным управлением. Таким образом, можно сделать вывод о том, что британское правительство заинтересовано в проведении на территории своей страны международных кинофестивалей, активно поощряет сотрудничество британских кинематографистов с коллегами из других стран, а в более глобальном масштабе способствует межкультурному сотрудничеству.
Под руководством Британского института кино и при поддержке британского Министерства по делам культуры, СМИ и спорта ежегодно проходит Лондонский кинофестиваль (BFI London Film Festival). Спонсорами и партнёрами этого фестиваля выступают многие зарубежные компании, среди которых крупные американские коммерческие компании (Virgin Atlantic, American Express и другие). Среди ведущих спонсоров выступают посольства Мексики, Японии, Германии, Аргентины и Канады, но правительственные органы США не представлены никак. [4]
Одним из крупнейших фестивалей Великобритании также является Кембриджский кинофестиваль (Cambridge Film Festival), который помимо коммерческих компаний, в основном британских, финансируется также за счёт средств Большого лотерейного фонда, но информация о сотрудничестве с американскими правительственными органами отсутствует в официальных источниках.[5]
Также одним из наиболее известных и знаменательных событий в Великобритании является Лидский международный кинофестиваль, в котором принимают участие производители как полнометражных, так и короткометражных фильмов, а также фильмы коммерческих и независимых студий. Победители этого фестиваля зачастую номинируются на главный приз Академии кинематографических искусств и наук — Оскар. Спонсором этого кинофестиваля является традиционно Большой лотерейный фонд, а также за счёт средств Европейской комиссии и её программы поддержки культурных и творческих проектов «Creative Europe». На официальном сайте фестиваля среди основных спонсоров не указаны американские государственные структуры, однако среди участников фестиваля прошлых лет есть и ряд работ американских кинопроизводителей.[9]
Документалисты могут представить свои работы на Международном фестивале документального кино в Лондоне. Среди важнейших партнёров этого фестиваля — Информационное бюро Европейского парламента в Великобритании. Этот фестиваль был избран Академией кинематографических искусств и наук как квалификационный, то есть призёры имеют право участвовать в конкурсе Академии без предварительных стандартных мероприятий. [10]
На официальном сайте Британского совета представлен наиболее полный список международных фестивалей, проходящих на территории Великобритании.[6] В ходе исследования были изучены официальные источники информации об этих фестивалях, особый интерес представляла информация о спонсорах и партнёрах. Таким образом, было выявлено, что американские государственные органы, агентства не фигурируют на официальных сайтах британских кинофестивалей в качестве партнёров или спонсоров.
В свою очередь, Британский совет в 2015 году является партнёром нескольких международных кинофестивалей, в том числе и американских. К их числу относится кинофестиваль «Sundance», фестиваль «SXSW», кинофестиваль в Энн-Арбор, кинофестиваль «Aspen», кинофестиваль «Tribeca», фестиваль документального кино при Американском институте кино — «Silverdocs», кинофестиваль «American Black Film Festival», кинофестиваль в Теллурайде, кинофестиваль в Хэмптоне и кинофестиваль «Hollywood Black».[8]
Заключение
Подводя итоги данного исследования, можно согласиться с мнением Ширина С. С., что, несмотря на языковую близость, культурные вопросы не являются значительными в англо-американских взаимоотношениях. [2] Безусловно, американский кинематограф является наиболее эффективным способом знакомства и приобщения зрителей, в частности, британцев к американским ценностям и культуре. Однако Великобритания на данный момент не принадлежит к числу стран, в развитии культурных связей с которыми заинтересованы США. Многие американские политики признают, что кинематограф если и не является мощным средством пропаганды американского образа жизни, то хотя бы создаёт определённый образ страны в сознании зрителей. К тому же, фильмы, с целью привлечь наибольшее внимание публики, затрагивают наиболее актуальные проблемы политики и социальной жизни современного общества, что также отмечается политическими деятелями как одна из уникальных возможностей голливудского кино.
Американские политические деятели также признают, что сегодня огромное влияние на мнение общественности имеют и голливудские знаменитости: актёры, режиссёры, сценаристы и другие специалисты в области кино, что, безусловно, заставляет принимать эффект кинематографа в расчёт, принимая те или иные политические решения.
К тому же, политики осознают, насколько велик вклад голливудских киностудий в экономическое благосостояние страны, поэтому состояние кинопромышленности также поддерживается на конкурентном уровне, благодаря политическим решениям.
На данном этапе развития культурных связей США и Великобритании большое значение имеет фестивальное движение, в организации которого принимают участие как государственные органы, так и коммерческие компании. Выводом, сделанным в результате данного исследования, является отсутствие значительного интереса государственных структур США к сотрудничеству с британскими правительственными органами с целью организации сотрудничества в области кинематографа. Среди спонсоров наиболее крупных международных фестивалей, проходящих на территории Великобритании и при участии американских кинопроизводителей, отсутствуют те политические структуры США, которые занимаются формированием культурной политики страны.
Список источников и литературы:
-
Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2008. Вып. 2. С. 87-93
-
Ширин С. С., Роль внешнеполитических факторов в формировании научных представлений об американской культуре в Великобритании и Германии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Санкт-Петербург, 2006
-
About the Big Lottery Fund// Big Lottery Fund URL: https://www.biglotteryfund.org.uk/Home/About%20BIG/Our%20approach/About%20Big%20Lottery%20Fund
-
BFI London Film Festival// BFI Film Forever URL: https://whatson.bfi.org.uk/lff/Online/default.asp?BOparam::WScontent::loadArticle::permalink=sponsors
-
Cambridge Film Festival URL: http://www.cambridgefilmfestival.org.uk/sponsors
-
Festivals Directory//British Council Film URL: http://film.britishcouncil.org/festivals-directory?festival_query=&month=Any&country=United+Kingdom&deadline=Any&category_old=&sort=Any
-
First-ever Sundance London Film and Music Festival Comes to a Close// Sundance.org URL: http://www.sundance.org/pdf/press-releases/2012-04-30_Sundance_London_Closing_news_release_FINAL.pdf
-
Key Festivals List//British Council Film URL: http://film.britishcouncil.org/docs/KeyFestivalsList2014_1415886008.pdf
-
Leeds International Film Festival// Partners URL: http://www.leedsfilm.com/partners/
-
The London International Film Festival URL: http://www.lidf.co.uk/lidf1415/