Графические методы представления акустического пространства: практика классического дизайна и звуковая среда большого города в интернациональной среде
Аннотация: данная работа посвящена проблеме графических методов представления акустического пространства, она рассматривает практику классического дизайна и звуковой среды большого города в интернациональной среде. Статья рассматривает тему в ее разных хронологических аспектах, обращаясь как к классическому наследию, так и к современному дизайну. В центре внимания при этом — частный пример музыкальных плакатов Йозефа Мюллер–Брокманна, одного из ведущих представителей швейцарской школы графического дизайна. Проанализированы графические элементы и методы работы дизайнера с точки зрения их взаимодействия с акустическим пространством.
Ключевые слова: изображение и звук, акустическое пространство, музыкальные плакаты, графический дизайн, Интернациональный стиль, синтез.
Abstract. this work is devoted to the problem of graphic methods of representation of acoustic space, it considers practice of classical design and the environmental sound of the big city in the international environment. The article considers a subject in her different chronological aspects, addressing both classical heritage and modern design. In the center of the attention at the same time — a private example of musical posters made by Joseph Müller-Brockmann, one of the leading representatives of the Swiss school of graphic design. Graphic elements and methods of work of the designer are analysed from the point of view of their interaction with the acoustic space.
Keywords: image and sound, acoustic space, musical posters, graphic design, International style, synthesis.
Проблема выражения художественной программы различными средствами, вопрос передачи идей одной художественной системы посредствам другой вызывали интерес в исследованиях разных авторов [2; 5; 21]. Данный феномен также является одним из эпизодов обсуждения в системе международных отношений [3; 22]. В частности, одной из важных проблем является вопрос взаимодействия слова и звука [5], изображения и музыки. К этой проблеме обращались многие исследователи, художники, композиторы, поэты, архитекторы, дизайнеры [5]. В художественной критике известны концепции Ф. Шеллинга, Р. Вагнера, А. Скрябина, в которых подчеркивалось, что визуальное представление музыкальной формы, равно как и звуковое выражение художественного произведения — важная проблема [18].
Разработка согласование проектно сметной документации stroitelstvo116.ru.
Еще античная культура проявляла интерес к «музыкальности» как свойству живописи. Аристотель в своем труде «Поэтика» [1] писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. Немецкий математик Иоганн Кеплер, а позже английский физик Исаак Ньютон строили свои эксперименты, исходя из теории древнегреческого философа Пифагора, изложенного в учении «Гармония (или Музыка) сфер» [17]. Результатом этих усилий стала последовательная теория соотношения звука и цвета.
Проблема соотношений музыки и живописи затронута в мемуарах, письмах, статьях, дневниках зарубежных и отечественных живописцев. К этой проблеме обращались Эжен Делакруа, Жорж Сёра, Поль Синьяк, Анри Матисс, Пауль Клее, Константин Коровин, Семен Чуйков и многие другие [19]. Эта проблема была затронута в работах Василия Кандинского — «О духовном в искусстве» [14], «О сценической композиции» [15] и «Точка и линия на плоскости» [16]. Художник подробно описал все основные инструменты живописи (точку, линию, ритм, плоскость, композицию, цвет и т.д.), давая им музыкальные характеристики. Определенный цвет он соотносил с тем или иным музыкальным тембром [21].
Соотношение звука и изображения являются проблемой не только изобразительной теории, но и теории музыкальной. Опыт визуализации музыки представляли разные композиторы, такие как Николай Римский–Корсаков и Александр Скрябин. Считается, что они поддерживали идею «цветного слуха», при котором тональность представлялась окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Есть предположение, что живопись может воспроизводить ощущения, вызываемые музыкой. Иногда проводят параллель между изображением природы у Петра Чайковского и Исаака Левитана, обнаруживают общность между полотнами Василия Сурикова и народными драмами Модеста Мусоргского. Слияние художественного и музыкального видения мира можно обнаружить в творчестве Микалоюса Чюрлениса — выдающегося литовского художника и композитора [2].
В сфере прикладной и теоретической науки синтез звука с материалом также вызывал большой интерес. Ученые экспериментировали со звуком и разными материалами. В некоторых случаях науку и искусство сложно разделить. Например, такой эксперимент провела Барбара Хироу (математик, художник, писатель). Она крепила зеркало к акустической системе. Когда система производила два звука с разной частотой колебаний, зеркало начинало вибрировать. Затем на зеркало направляли лазер. Луч его отражался на экране, воспроизводя на поверхности образы, возникавшие под действием звука. Оказалось, что интервалы, образованные гармоническими рядами, порождают устойчивые и геометрически совершенные формы. Негармонические же интервалы порождали формы, геометрически несовершенные, неустойчивые и быстро распадавшиеся.
Проблема взаимодействия изображения и звука не утратила своего значения и сегодня. Синтез визуального и аудиального пространства исследуется в сфере медиаискусства, в искусстве кино, также используется в акустическом пространстве большого города [9].
Соединение аудиального и визуального является важной проблемой графического дизайна. Вопрос соотношения изображения и звука в этой сфере является как теоретической, так и прикладной проблемой, которая становится заметной при создании плакатов/ афиш, посвященных музыкальным темам (фестивалям, концертам) или оформлении обложек пластинок/ дисков.
Специфика взаимодействия звука и изображения — поиск специфических инструментов выражения для создания органичной или, напротив, конфликтной аудиовизуальной формы [20]. Общий замысел выступает важным условием при работе с такими графическими проектами.
Учитывая это, мы рассматриваем проблему графического представления акустического пространства на примере музыкальных плакатов Йозефа Мюллер–Брокманна. Мюллер–Брокман был представителям швейцарской школы графического дизайна. Швейцарская школа, которую часто рассматривают как квинтэссенцию Интернационального стиля, является ведущим направлением XX в [7]. Кроме архитектуры он получил распространение и в графическом дизайне. Стиль опирался на идеи новой типографики [12], принципы российских конструктивистов, формы движения De Stijl и школы Bauhaus [6], а позже с традицией Швейцарской школы будет связана графика «Новой волны» [13].
Основные элементы швейцарского стиля — явное использование модульных, математических сеток; динамичная расстановка и свободное пространство; нарушение или исключение текстового набора по левому краю; использование одного шрифта без засечек; использование ярких открытых цветов; явная работа не только с формой, но и с контрформой; использование фотографии вместо иллюстрации [24; 25]. Визуальное оформление основано на геометрии и абстракции. Интернациональный стиль подразумевал равнодушие к национальному и историческому декору в их примитивном понимании. Предпочтение отдавалось в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм. Основатели швейцарского стиля, утверждали, что дизайн должен фокусироваться на содержании, а не на декоративных дополнениях [26].
Профессиональная деятельность Йозефа Мюллер–Брокманна началась в 1936 году. Одной из самых ярких страниц в творческой биографии Мюллер–Брокманна стало создание плакатов, посвященных музыкальным программам Концертного зала Цюриха (Zurich Tonhalle). Жанр концертной афиши давал дизайнеру возможность для поисков и воплощения гармонии музыкального и графического, акустического и зрительного [11].
Он перекладывал музыкальные ритмы на язык графики, используя элементы абстрактного искусства. Его интересовали связи кубизма с музыкой Баха, Кандинского — с творчеством Шёнберга, Мондриана — с джазом. Особое значение для дизайнера имела живопись Леже и Матисса, в которой он находил идеи визуального воплощения многих музыкальных произведений. И все же наиболее плодотворным для него оказался художественный метод конструктивизма и конкретного искусства [10].
Мюллер–Брокманн создал оригинальные графические формы, вобравшие в себя такие музыкальные понятия, как ритм, темп, гамма, интервалы, цикличность. Для создания визуального образа он использует серповидные формы, круговороты дуг, модуляции волнообразных линий. В плакатах Мюллера–Брокманна графический материал воспринимается трехмерным. Таковы, в частности, афиши для ежегодного фестиваля современной музыки «Musica Viva» в Цюрихе.
Творчество мастера в это время постепенно перешло в сторону строгой геометрии, в его плакатах начали доминировать простейшие фигуры — квадраты, прямоугольники, круги и их производные. Геометрические композиции и текстовые блоки полностью подчинены принципам осевого структурирования листа. Сочетание контрастных по цвету линеек, плашек, геометрических форм и шрифтовых знаков подобны графическим аккордам или контрапунктам. Главенствующим элементом выразительности здесь выступает ритм, соотношение графики и «воздуха» (в музыке такую дихотомию составляют звук и тишина).
Все работы Мюллер–Брокманна построены на основе тщательно выверенных и просчитанных модульных сеток [12]. За счет этого возникает однотипность. Но существует предположение, что во всем его творчестве лежит математическое начало. Оно играет ведущую роль для получения симметрии, которая важна для гармоничного восприятия определенного произведения. Геометрические формы являются инструментом выразительности автора, благодаря которым он создает органичную аудиовизуальную форму. Об этом говорит удивительное созвучие его образно–шрифтовых композиций
с музыкальным настроением концертов, которым они были посвящены.
Таким образом, для получения произведения, которое будет совмещать разные виды искусств необходимо тщательное изучить каждую область, выявить присущие им качества и найти золотую середину при их взаимодействии и взаимовлиянии.
Список использованных источников и литературы
- Аристотель. Поэтика. М., 1957.
- Белага, Н. Связь музыки с другими видами искусства [Электронный ресурс]: Встреча: независимая городская газета Дубны/ Н. Белага. – Электрон. текстовые дан. – Дубна: 2011. – Режим доступа: http://www.dubnapress.ru/music/2008-2011-12-14-11-17-56, свободный (дата обращения 17.05.2018)
- Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Новые формы межкультурного сотрудничества// В сборнике: Межкультурный диалог в современном мире Материалы международной конференции в Санкт–Петербургском государственном университете. 2015. С. 84-92.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1983. 400с.
- Васильева Е.В. Музыкальная форма и фотография: система языка и структура смысла // Вестник Санкт–Петербургского государственного университета. 2015. Серия 15, вып. 4. С. 28 – 41.
- Васильева Е.В.; Гарифуллина, Ж. С. Принципы интернационального стиля в системе flat-design: графическая форма и визуальные условия образовательных и музейных web-систем. Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: VI Международной научно–практической конференции в рамках Международного саммита языков и культур. Казань, 19-21 октября 2017 года. Казань, 2017.
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 4 (25). С. 72-80.
- Васильева Е.; Гарифуллина (Аристова) Ж. Flat-Design и система интернационального стиля: графические принципы и визуальная форма // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2018, № 29. С. 43-49.
- Васильева Е. В. Город и тень. Образ города в художественной фотографии XIX — начала ХХ веков. Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2013. 280 с.
- Ващук О. Мюллер–Брокманн. Швейцарский интернациональный стиль [Электронный ресурс]: Авторская школа А. Ромашина: Онлайн обучение графическому дизайну, типографике и брендингу/ О. Ващук. – Электрон. текстовые дан. – 2017. – Режим доступа: http://blog.romashin-design.com/articles/muller-brockmann.html, свободный (дата обращения 17.05.2018)
- Ващук О. А. Концертные плакаты Й. Мюллер–Брокманна (из истории швейцарской школы графического дизайна) // Дизайн. Материалы. Технология. 2012. № 4 (24). С. 84-89.
- Лаптев В. Генезис модульных систем. Основные этапы развития // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2010. № 1. С. 156-163.
- Никулин С. Типографика. Дизайнеры «Новой волны» // Динамика систем, механизмов и машин. 2012. № 5. С. 276-289.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. – JL, 1990. 66с.
- Кандинский В.В. О сценической композиции. /Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. 560с.
- Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука, 2001. 560с.
- Пифагор Самосский. Гармония (или Музыка) сфер. // Янке В. Дыханье музыки Режим доступа: www.retroportal.ru/vladimir_yanke/kniga_dyhanie_muzyki_020_021.shtml свободный (дата обращения 17.05.2018)
- Радугин А.М. Синтез искусств// Эстетика.- М.: Библионика, 2006. – С. 268 – 271.
- Сёра, Ж.; Синьяк, П. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников, М.: Искусство, 1976. 335с.
- Степанов Г.П. Взаимодействие искусств/ Г.П. Степанов. Л.: Художник РСФСР. – 1973. 184 с.
- Сухорукова Н.А. Музыкальность как свойство живописи [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения (17.00.04) / Н.А. Сухорукова. – Барнаул, 2006. 257 с.
- Фокин В.И. Взаимодействие культур и дипломатия государств// В сборнике: Межкультурный диалог в современном мире Материалы международной конференции в Санкт–Петербургском государственном университете. 2015. С. 24-34.
- Фремптон, К. Международный стиль: тема и вариации, 1925–1965 [Текст] / К. Фремптон // Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. – М.: Стройиздат, 1990. – С. 361–375.
- Hitchcock, H-R. The International Style [Текст] / H-R. Hitchcock; P. Johnson // The International Style. – New York: W. W. Norton & Company, 1997. – 272 p
- Hollis, R. Swiss Graphic Design: The Origins and Growth of an International Style, 1920–1965 [Текст] / R. Hollis // Swiss Graphic Design: The Origins and Growth of an International Style, 1920–1965. – New Haven: Yale University Press, 2006. – 272 p.
- Müller-Brockmann J. Grid Systems in Graphic Design. Niggli: 1996.
- Riley T. The International Style: Exhibition 15 and The Museum of Modern Art. New York: Rizzoli, 1992. — 224 p.