Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Внешняя культурная политика Франции на постсоветском пространстве

Аннотация. В статье рассматривается опыт внешней политики Франции по продвижению национальной культуры для зарубежных аудиторий на примере новых независимых государств, образовавшихся в результате распада СССР. Показано традиционно важное место внешней культурной политики Франции в стратегии сохранения и усиления её планетарного влияния в качестве великой державы. Особое внимание автор уделяет анализу форм и методов реализации внешней культурной политики Франции в данном регионе в свете приоритетов двустороннего сотрудничества.

Ключевые слова: Франция, внешняя культурная политика, новые независимые государства.

Abstract. The article discusses use of French “diplomatie d’influence” on the data of three countries in the Commonwealth of Independent States: Moldova, Georgia and Kazakhstan. The traditionally important place of culture in the French foreign policy is underlined as a part of its strategy aimed at increasing its global influence. The author pays special attention to the forms and vehicles of foreign cultural policy of France in this region.

Keywords: France, foreign cultural policy, new independent states.

Распад в 1991 году Советского Союза на 15 республик заставил Францию, как и другие страны ЕС, обратить своё внимание на развитие дипломатических отношений не только с правопреемницей СССР — Российской Федерацией, но и с новыми независимыми государствами постсоветского пространства. Дезинтеграция в 1991–1992 годах прежде единого политико-экономического пространства привела Париж к мысли о необходимости учитывать в развитии отношений как общую ситуацию на территории бывшей сверхдержавы, так и специфику конкретных регионов и стран, ранее входивших в Советский Союз [17].

Так, в современной структуре МИД Франции диалог с бывшими союзными республиками (за исключением Прибалтики) курирует дирекция континентальной Европы, в составе которой три отдела. Сфера деятельности одного из них — Россия и страны Восточной Европы (Молдова, Украина, Беларусь); сфера другого — страны Кавказа и Центральной Азии, тогда как третий отдел дирекции занимается отношениями Франции и балканских государств [24].

Как видим, официальный Париж, воспринимая постсоветские страны как отдельный регион, связанный с Европой, всё же условно делит это пространство на несколько субрегионов, в зависимости от степени их близости к ЕС.

Таким образом, политику Франции на постсоветском пространстве, оставляя за скобками диалог с Россией как “стратегическим партнёром”, можно условно разделить на три направления:

  1. Восточная Европа (Молдова, Украина, Беларусь);

  2. Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан);

  3. Центральная Азия (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан).

Учитывая, что данное географическое районирование отражает официальный подход французского МИДа, при анализе внешней культурной политики Франции внутри региона мы так же не станем разбирать поочерёдно все государства, образовавшиеся на пространстве бывшего СССР. Очевидно, что в этом нет и необходимости. Нам представляется куда более целесообразным сосредоточиться на ключевых партнёрах Парижа в каждом из указанных субрегионов. Так, среди государств Восточной Европы наибольший интерес для французской дипломатии, безусловно, представляет Молдова — государство-член Международной Организации Франкофонии (МОФ) с 1998 года; тогда как среди государств Закавказья и Центральной Азии наиболее значимыми партнёрами, с точки зрения Парижа, выступают Грузия и Казахстан, соответственно.

В целом французская политика в отношении Молдовы исходит из того, что рассматривает Кишинёв, прежде всего, как партнёра в рамках европейской политики соседства; а это подразумевает под собой целый комплекс взаимосвязанных мер, как то:

  1. демократизация и строительство правового государства;

  2. создание благоприятного климата для инвестиций;

  3. урегулирование миграционных потоков и т. д.

В то же время для молдавской политики Франции характерна своя специфика. Так, в связи с официальным статусом Молдовы как франкофонного государства Париж направляет усилия на поддержку и дальнейшее укрепление французского языка в республике. Вместе с тем французская политика направлена на обучение новых элит (для этого существуют специальные стажировки) и поддержку государственных институтов.

Главным оператором культурного и языкового cотрудничествa между Францией и Молдовой с июля 2000 г. является Французский Альянс в Молдове (L’Alliance Française de Moldavie), созданный в 1992 году [23]. На сегодняшний день его возглавляет г-н Александр Мунтяну, основатель Французского Альянса в Молдове, который в 2007 году за свою деятельность был награждён Орденом Почётного Легиона — национальным орденом Французской Республики [23].

Географически сам Альянс расположен в центре Кишинёва, в здании, арендованном у Министерства Культуры, площадью в 1 300 м2.

Кроме педагогического и языкового центра, аудиторий для занятий французским языком и конференц-зала, Французский Альянс также располагает выставочной галереей и медиатечным отделом, единственным такого рода в Молдове с момента его модернизации в 2012 г. Все эти помещения позволяют проводить разнообразные культурные, художественные и языковые мероприятия Французского Альянса в столице современной Молдовы.

Будучи партнёром Французского национального агентства по продвижению высшего образования, приёму иностранных студентов и содействию международной студенческой мобильности, Французский Альянс вмещает также и Отдел КампюсФранс.

Кроме того, здесь также расположен представитель TV5MONDE в Молдове и Торгово-Промышленная Палата Франции в Молдове.

На сегодняшний день Французский Альянс занимает лидирующие позиции в области образования и распространения французского языка в республике. Необходимо отметить, что это первый центр изучения иностранных языков в стране с почти 6000 студентов в год, из которых около 300 человек — молдавские госслужащие, посещающих курсы французского языка в рамках многолетнего Плана по изучению французского языка в Европе [23].

Важно понимать, что лингвистический момент здесь необычайно важен, т. к. в политическом диалоге Парижа и Кишинёва французский язык нередко изображается как язык сближения Молдовы с ЕС. Так, в ответ на заявление Франсуа Олланда о намерении и дальше поддерживать курс Кишинёва на евроинтеграцию, премьер-министр Молдовы Юрий Лянкэ в свою очередь ещё раз подтвердил намерение молдавской стороны “крепить сотрудничество с Международной организацией сотрудничества франкоязычных стран мира” [12] и подчеркнул готовность страны провести в столице Молдовы конференцию, посвящённую популяризации франкофонии [12].

Вместе с тем сама евроинтеграция порождает и новые направления сотрудничества в рамках двусторонних отношений Франции и Молдовы. В частности, по словам бывшего посла Французской Республики в Кишинёве Жерара Гийоно, “приоритетными остаются сферы культурного, лингвистического, образовательного сотрудничества, но есть ещё один новый вид сотрудничества — т. н. “эффективное управление” в сфере юстиции, миграции, здравоохранения, защиты прав ребёнка и борьбе с торговлей людьми. Это делается ради сопровождения Республики Молдова в процессе европейской интеграции” [13].

Впоследствии, уже приветствуя подписание Соглашения об ассоциации между Молдовой и ЕС, всё тот же Жерар Гийоно выразил уверенность, что молдавские граждане используют эту историческую возможность присоединиться к семье европейских народов [14].

“Культура и история Республики Молдова свидетельствуют о тяготении к европейским ориентирам. Чтобы государственные учреждения соответствовали требованиям Европейского союза, молдавские власти должны провести реформу судебной системы, бороться с коррупцией, реализовать программы развития сельских районов. Подобные действия Франция всегда поддержит” [14], — заявил дипломат.

Таким образом, определив основные векторы франко-молдавского сотрудничества, вернёмся непосредственно к культурной составляющей этого диалога. Как уже не раз отмечалось выше, главным проводником культурной дипломатии Франции на территории Молдовы является Французский Альянс, расположенный В Кишинёве. Что касается регионов, там Французский Альянс располагает тремя филиалами — в Бельцах, Ниспоренах и Унгенах — и поддерживает два центра ресурсов и информации о современной Франции, в Тирасполе и Калараше.

Тираспольский центр ресурсов был переоборудован в 2008 году и ныне функционирует при Университете им. Тараса Шевченко. Он оснащён современной мультимедийной системой, единственной во всём Приднестровье.

В целом Французский Альянс в Молдове является важным участником культурной жизни страны, причём его культурная программа нередко служит ориентиром для других учреждений в данной сфере. Как правило, все мероприятия проходят процедуру согласования, в первую очередь, с Посольством Франции, а затем с Министерством Культуры Республики Молдова.

Основное внимание уделяется крупномасштабным культурным событиям и фестивалям, ориентированным на максимально широкую аудиторию, но преимущественно на молодёжь:

  1. “Дни Франкофонии” [28], “Фестиваль Франкофонного Кино” [28] — более 6000 посетителей в 2012 году;

  2. Фестиваль “Фортепьянные Ночи в Молдове — Черное Море” [20], который отметил в 2012 году свое 10-летие.

Интерес Франции к государствам Закавказья, прежде всего, определяется географическим положением последних. В силу своего расположения между Европой, с одной стороны, и Средним Востоком, Россией и Ираном — с другой, они представляют ценность как минимум в качестве потенциального стратегического плацдарма для урегулирования кризисов в соседних регионах.

Оценивая шаги Франции в закавказском регионе, можно сделать вывод, что она вполне разделяет инициативы Еврокомиссии. Однако, как и в случае с восточноевропейскими странами СНГ (и, скорее всего, по тем же причинам), установление дипломатических отношений с Грузией, Арменией и Азербайджаном не повлекло за собой интенсивного развития партнёрства. Лишь в 2000-х годах французская политика на Кавказе начинает набирать обороты.

Так, франко-грузинские отношения, которые, по словам МИД Франции, уже с момента обретения Грузией независимости были “очень дружественными” благодаря контактам на высшем уровне, получили импульс для развития лишь после так называемой “революции роз” 2003 года [17]. По мнению французского руководства, это была “первая демократическая “цветная революция” на постсоветском пространстве”. Разумеется, Париж не мог не поддержать пришедшего к власти Михаила Саакашвили — политика, получившего образование в США и во Франции [21] и заявившего о своём стратегическом выборе в пользу демократии и сближения с ЕС и НАТО [17].

Об интенсификации франко-грузинских отношений в 2000-е годы говорит и весьма частое, по сравнению с другими странами СНГ, количество визитов официальных представителей двух государств. Николя Саркози и глава МИД Франции Бернар Кушнер побывали в Грузии с визитами четыре раза за три года (2008–2010 г.), первые лица Грузии, включая Михаила Саакашвили, нанесли во Францию семь визитов за четыре года (2007–2010) [27].

Начиная с 2002 года, активно развиваются двусторонние военные связи: так, например, в Тбилиси находится французский атташе по внутренней безопасности, компетенции которого распространяются также на Армению и Азербайджан. В 2006 году при поддержке Франции в г. Сачхере был создан центр обучения горных стрелков [17], который в 2010 году оказался интегрирован в систему НАТО “Партнёрство ради мира” (ПРМ).

Наконец, ежегодно грузинам предоставляется возможность военной стажировки во Франции [26], однако обязательным условием для офицеров, которые будут направлены на такую стажировку, является знание французского языка [6], поэтому, в рамках помощи вооруженным силам Грузии со стороны правительства Франции, предусмотрено также создание специальных кабинетов французского языка. Налицо использование всё тех же инструментов культурно-языкового обеспечения французского влияния в мире, только на сей раз применённых в сфере военного сотрудничества.

Что же касается классической культурной дипломатии, то здесь в отличие от Молдовы уровень взаимоотношений изначально на порядок выше. Реализация внешней культурной политики Франции в Грузии возложена уже не на Французский Альянс, являющийся частной самоокупаемой организацией по распространению французского языка и французской культуры за рубежом, а на полноценный Французский институт [29] (причём Тбилисский институт находится в числе первых 13 Французских институтов, открытых в мире [2]).

Французский институт Грузии был создан в апреле 2011 года. Его предшественником в роли главного оператора французской культурной дипломатии в Тбилиси с января 2002 года являлся “Французский культурный центр им. Александра Дюма”. Однако после очередной реформы французской сети загранучреждений, а именно с 1 января 2011 года, функции по проведению французских культурных мероприятий во всём мире оказались в ведении Французских институтов, в результате чего Культурный центр Дюма был преобразован во Французский институт Грузии. Право возглавить новое ведомство было предоставлено Жилю Карассо, занимавшему должность советника по культуре в посольстве Франции в Тбилиси.

На сегодняшний день практическая деятельность Тбилисского института (которая, впрочем, не отличается особой спецификой от деятельности Французских институтов в других странах [10, c. 150]) включает следующие направления [29]:

  • визуальные искусства и архитектура (содействие проведению ежегодного фестиваля авангардного искусства “Артистериум” [4]);

  • литература и проекты в области книжного дела (поддержка переводов произведений французской литературы на грузинский язык в рамках программы “Мамардашвили” [27]; модернизация работы медиатек; предоставление возможности грузинским художникам и редакторам работать над международными проектами);

  • кино (ретроспектива работ режиссёра Лео Каракса на Международном кинофестивале в Тбилиси [3]);

  • французский язык (продвижение и распространение сотрудничества и экспертизы в области цифровых искусств, распространение французского языка в Грузии).

Однако, хотя основная цель внешней культурной политики — это популяризация, прежде всего, собственной культуры в мире, она в то же время направлена на прямое или опосредованное предоставление своим гражданам широких возможностей для знакомства с современными достижениями в области науки, культуры и образования других стран. И в этом смысле французская дипломатия не становится исключением.

Так, в частности, на основе двусторонней договорённости между Францией и Министерством культуры Грузии в музее Майоля в Париже в течение пяти месяцев (с сентября 2014 по февраль 2015 г.) французы и гости французской столицы смогут познакомиться с картинами выдающегося грузинского живописца Давида Кабакадзе — одного из ярчайших представителей грузинского модернизма [5].

На наш взгляд, подобного рода мероприятия отражают действительное понимание Францией того факта, что одним из центральных элементов эффективной внешней культурной политики в современном мире должна стать максимальная открытость и толерантность к представителям других культур, готовность к межкультурному диалогу.

Эволюция французской политики в отношении практически всех стран Центральной Азии (за исключением Казахстана) проходила примерно по одной и той же схеме. После того как в 1992 году Париж установил дипломатические отношения с пятью центральноазиатскими республиками, последовал кратковременный период некоторого развития двусторонних связей [17], однако к тому времени Франция не имела существенных интересов в регионе.

Основным объектом внимания Франции в Центральной Азии является Казахстан. Республика, граничащая с Россией и Китаем, территория которой в пять раз больше Франции и на экономику которой приходится 2/3 ВВП региона, естественным образом рассматривается Парижем в качестве ключевого партнёра в Центральной Азии. Так, например, на официальном сайте Елисейского дворца при Саркози в числе приоритетных внешнеполитических партнёров Франции в Азии было выделено всего три страны — Китай, Индия и Казахстан, названный главной державой Центральной Азии.

Отправным точкой сотрудничества двух стран стало признание Францией независимости Казахстана 7 января 1992 г. Затем последовало установление дипломатических отношений — 25 января того же года. В марте 1992 г. было открыто Посольство Франции в Казахстане, а в июле 1993-го — Посольство РК во Франции [16].

Важной вехой в развитии двусторонних отношений явился официальный визит Н.А. Назарбаева во Францию в сентябре 1992 г. Этот визит знаменателен тем, что стал первой встречей лидеров двух суверенных государств — Н.А. Назарбаева и Ф. Миттерана, а также подписанием основополагающего документа — Договора о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве [1], который определил базовые принципы двусторонних отношений по всем направлениям.

Уже 16-17 сентября 1993 г. президент Франции Франсуа Миттеран посетил с ответным официальным визитом Казахстан. В ходе визита были подписаны следующие межправительственные документы [18]:

  • Соглашение о сотрудничестве в области культуры и искусства;

  • Совместная Декларация о сотрудничестве в области науки и новых технологий;

  • Соглашение о сотрудничестве между Национальной академией наук Казахстана и Национальным центром научных исследований Франции;

  • Протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран.

Соглашение в области культуры и искусства содержит 11 статей, в которых обозначены прямые контакты между культурными и художественными учреждениями, общественными организациями, учебными заведениями, фирмами, фондами, а также между гражданами двух стран. В них также получили освещение вопросы сотрудничества в сфере подготовки кадров, контакты в области архивного дела, проведения Дней кино, обмен художественными и документальными фильмами.

Очевидно, что культура в двусторонних отношениях всегда выступает тем связующим звеном, которое сближает народы. Наглядным примером такого сближения может служить ставшее уже традиционным для Казахстана празднование Международной недели франкофонии. Примечательно, что в Казахстане, который не является франкоговорящей страной, эта неделя празднуется с особым размахом [1].

Так, в 2006 г. Неделя франкофонии в Казахстане открылась спектаклем Карагандинского театра французской пьесы “Я тебя люблю”, созданной по произведениям А. Моруа, Ж. Кокто и Г. де Мопассана, а в 2007 г. в честь этого праздника Казахстан посетила французская группа “L’odeur des gens”. В 2008 г. в Караганду приехал французский кукольный театр, а в кинотеатре им. Ленина прошла трансляция двух франкоязычных фильмов, и в очередной раз приехала музыкальная группа — “El gafla”. Концерт оказался настолько удачным, что солист группы пригласил всех присутствующих подняться к нему на сцену и вместе повеселиться.

Подобного рода мероприятия проходят ежегодно в рамках Недели франкофонии при совместной поддержке Посольства Франции и Французских Альянсов в Казахстане

Под эгидой последних в 2010 г. состоялась также презентация документального фильма французского режиссера Катрин Пеш “Яблоко: от Эдемских садов до ГМО”. Примечательно, что сама Катрин Пеш в течение длительного времени изучала историю яблок Джунгарского Алатау.

Следует заметить, что не менее успешно проходят и казахстанские мероприятия во Франции. Так, в 1997 г. во Франции праздновалось 100-летие со дня рождения Мухтара Ауэзова. В 1998 и 1999 гг. состоялись “Казахские сезоны во Франции” — концерты исполнителей классической и казахской народной музыки. Осенью 1998 г. в Париже проходила Неделя казахского кино. С 2000 г. под патронажем и при финансировании МИД Франции осуществляется международный проект — сотрудничество Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца и Казахской национальной консерватории им. Курмангазы [9].

18 октября 2001 г. состоялась торжественная церемония открытия памятной стелы, посвящённой Мустафе Шокаю. Кроме того, была достигнута договоренность с руководством Национального института восточных языков и цивилизаций Франции о передаче Правительству Казахстана копий исторических материалов и документов из архива Мустафы Шокая [1], который провёл последние годы своей жизни во Франции.

Знаменательным моментом в двусторонних культурных отношениях явился 2006 г., когда в Париже при содействии Посольства РК во Франции состоялся малый Курултай казахов, проживающих в Европе [7]. В Париж на малый Курултай съехались около 1000 делегатов из Германии, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Норвегии и других стран Европы.

Казахстан и Франция сотрудничают также в сфере науки и образования, причём образование является одним из приоритетных направлений межправительственного сотрудничества двух стран [8]. Это подтвердил в своём интервью посол Франции в Казахстане Франсис Этьен, назвав в числе наиболее перспективных направлений партнёрства между двумя странами развитие экономических отношений и университетского сотрудничества [15].

Так, в 1994 г. была создана Национальная высшая школа государственного управления (НВШГУ), которая сотрудничает с французской Национальной школой администрации [11]. Кроме того, специальное соглашение подписано с французским Национальным центром по университетским и школьным делам. Данное соглашение предоставляет возможность казахстанским студентам обучаться в вузах Франции по линии президентской стипендии “Болашақ” [8, c. 22]. Вместе с тем с 2010 года Университет Лотарингии, являющийся одним из лучших учебных заведений Франции, участвует в подготовке казахстанской научной элиты [25], сотрудничая с КазНУ им.Аль-Фараби и КазНТУ им. Сатпаева, на базе которых был открыт франко-казахстанский Центр геоэнергетики.

Другим совместным проектом, реализованным совсем недавно в данной сфере, стало создание Французского Университета “Сорбонна — Казахстан” в Алматы [30]. В ходе ознакомительной поездки в Казахстан Марека Хальтера, французского писателя, общественного деятеля, Президента двух французских университетских колледжей в России, несколько университетов выразили намерение о заключении партнёрства. В итоге выбор остановился на Казахском национальном педагогическом университете им. Абая (КазНПУ), который является старейшим ВУЗом Казахстана, открытым 1 сентября 1928 года. С французской стороны этот проект получил поддержку Научного центра высшего образования “Сорбонна Города Париж” (PRES Sorbonne Paris Cité).

В рамках сотрудничества между Министерством образования и науки РК и Посольством Франции было открыто десять школ в Астане, Алматы, Костанае, Караганде, Шымкенте, которые заключили договор о поэтапном открытии групп по раннему изучению французского языка со 2-класса. Помимо этого, в Казахстане была создана Казахстанская Ассоциация учителей и преподавателей французского языка уже на первом одноимённом республиканском съезде.

Таким образом, принимая во внимание разнообразие форм и методов культурной работы французских внешнеполитических институтов на постсоветском пространстве, а также показатели популярности и авторитета французской культуры в странах данного региона, можно отметить, что внешнеполитический механизм Франции в этой области представляет собой эффективный образец применения культурной дипломатии ради достижения внешнеполитических целей Франции. Система французского цивилизационно-гуманитарного присутствия в странах СНГ включает в себя комплекс культурных, научных, образовательных и информационных мероприятий различного рода, проведение которых координируется органами государственной власти Французской Республики.

Список источников и литературы

  1. Бахмацкая М., Смагулова Г. М. Казахстанско-французское сотрудничество на современном этапе: 90-е годы XX — начало XXI вв. URL: http://articlekz.com/node/1231?page=2

  2. В Грузии начинает работу Французский институт. URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/35364.html

  3. В Тбилиси открывается Международный кинофестиваль при участии 14 стран. URL: http://newsgeorgia.ru/culture/20111206/214415773.html

  4. В фестивале “Артистериум” в Грузии приняли участие 74 художника из разных стран. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/195587/

  5. Во Франции пройдёт выставка выдающегося грузинского живописца Давида Кабакадзе. URL: http://www.georgians.ru/news.asp?idnews=154910

  6. Грузинская армия учит французский язык. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/16456/

  7. Казахстанско-французские отношения. URL: ncu.at.kz/?a=1074&c=16&l=ru

  8. Куанышев Д. О. Сотрудничество Казахстана и Франции в современных условиях: историко-компаративный аспект. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. истор. наук. Алматы, 2010.

  9. Курпякова Н. Казахстан — Франция: музыка наших встреч. URL: http://kazpravda.softdeco.net/print/1327716247

  10. Николаева Ю. В. Проблемы реформирования внешней культурной политики Франции в начале XXI века. // Вестник СПбГУ. Серия 6. СПб., 2014. №1.

  11. О сотрудничестве с Национальной школой администрирования Франции. URL: apa.edu.kz/?lang=ru&iid=8 &pid=20

  12. Париж поддерживает европеизацию РМ. URL: http://pan.md/news/Olland-nazval-chto-obshiego-u-rantsii-i-Moldovi/50328

  13. Посол Франции в Кишиневе: Молдова добьется своей евроинтеграционной цели! URL: http://www.trm.md/ru/politic/ambasadorul-frantei-la-chisinau-moldova-va-atinge-obiectivul-de-integrare-europeana

  14. Посол Французской Республики в Молдове завершает свою дипломатическую миссию. URL: http://novosti.protv.md/article/politica/posol-francii-zavershaet-svoyu-diplomaticheskuyu-missiyu-v-moldove—605181.html

  15. Приоритетами для французско-казахстанского сотрудничества являются развитие экономических отношений и университетского взаимодействия. Номад. 08.07.2014. URL: http://www.nomad.su/?a=10-201407080024

  16. Сотрудничество РК с Французской Республикой. URL: mfa.kz/rus/index.php?evropa=1&selected=26

  17. Тимофеев П. П. Политика Франции на постсоветском пространстве. URL: http://elibrary.ru/download/78316781.htm

  18. Токаев К. К. Под стягом независимости: очерки о внешней политике Казахстана. Алматы: Білім, 1997.

  19. Шишанова О. Французский аккордеон в Акорде. URL: http://www.np.kz/2012/02/09/francuzskijj_akkordeon_v_akorde.html

  20. 8ème édition du Festival “Les Nuits Pianistiques de Moldavie — Mer Noire”. URL: https://www.alfr.md/spip.php?lang=fr&section=6&subsection=23&article=36

  21. Dastakian A. Géorgie: la “french connection”. URL: http://www.marianne.net/Georgie-la-french-connection_a223854.html

  22. Fête de la Francophonie 2013. URL:http://www.culturefrance.kz/Fete-de-la-Francophonie-2013

  23. L’Alliance Française de Moldavie : premier centre culturel étranger en Moldavie. URL: https://www.alfr.md/spip.php?lang=fr&section=3&subsection=9&article=22

  24. L’organigramme du ministère des Affaires étrangères et du Développement international. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/21052014_cle85fe39.pdf

  25. L’Université de Lorraine poursuit son partenariat stratégique avec le Kazakhstan. URL: http://www.ambafrance-kz.org/L-Universite-de-Lorraine-poursuit

  26. La France et la Géorgie. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo/georgie/la-france-et-la-georgie/

  27. Le Programme d’aide à la publication (PAP) Mérab Mamardachvili. URL:http://www.institutfrancais.ge/fr/mediatheque/pour_les_professionnels/pap

  28. Les Journées de la Francophonie, c’est intense en Moldavie! URL: https://www.alfr.md/spip.php?lang=fr&section=6&subsection=322&article=5342

  29. LʹInstitut Français de Géorgie. URL: http://www.institutfrancais.ge/fr/qui_sommes-nous/l_institut_francais_de_georgie

  30. Université Sorbonne-Kazakhstan. Histoire. URL: http://sorbonne.kz/fr/about/history

Внешняя культурная политика