Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Влияние Олимпийского движения на внешнеполитический имидж России

Аннотация. Статья посвящена влиянию Олимпийских игр на формирование положительного имиджа государства. Автор анализирует Летние Олимпийские игры, проходившие в Москве в 1980 г., и Зимние Олимпийские игры Сочи в 2014 г., определяет их значение для улучшение внешнеполитического имиджа СССР и России.
Ключевые слова: Олимпийское движение, Международный олимпийский комитет, СССР, Россия, имидж государства.
Abstract. The article is devoted to the most actual problem of the Olympic movement — commercialization. Тhe author considers the Olympic Games in Moscow in 1980 and in Sochi in 2014, defines their value for improvement of foreign policy image of the USSR and Russia.
Keywords: The Olympic Movement, the International Olympic Committee, USSR, Russia, image of the state.

В современных условиях большое внимание уделяется формированию внешнеполитического имиджа государства. Различные технологии и методы формирования и поддержания позитивного имиджа приобретают все большее значение, ведь именно они позволяют стране достигать поставленных внешнеполитических целей и продвигать национальные интересы. Очевидно, что на сегодняшний день международный имидж — одна из главных движущих сил международных отношений и один из главных инструментов решения задач государства. В зависимости от того, позитивен ли имидж или негативен, определяется успешность проведения государством внешней политики, развития отношений различного рода (экономических, торговых) с другими странами. Позитивный имидж помогает закрепить успех страны на международной арене.
Для Российской Федерации сегодня особенно важным аспектом внешней политики является создание и поддержка позитивного образа страны за рубежом. С распадом СССР разрушился пропагандистский аппарат, без которого довольно сложно оптимизировать свой международный образ. России приходится пересматривать ранее существовавшие механизмы управления имиджем, искать новые способы для утверждения положительного облика государства. Можно предполагать, что «отправной точкой» для усиления действий по улучшению имиджа России стало выступление В.В. Путина на совещании послов и постоянных представителей РФ в 2004 г. В своей речи В.В. Путин высказал мнение, что современные представления о России в зарубежных странах далеки от реальности, что даже имеют место кампании с целью дискредитации нашей страны [2]. Именно тогда В.В. Путин поставил перед российскими дипломатами задачу провести работу, целью которой должно являться улучшение сложившегося образа страны. Как считают многие исследователи, эта работа должна быть последовательной и систематической, и в первую очередь она должна базироваться на богатой истории России, ее реальных достижениях и культуре.
Разработка и поддержание имиджевой стратегии на сегодняшний день является одними из ключевых направлений во внешнеполитической деятельности государства, в частности России. Не случайно эти положения были закреплены в обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной в 2013 году: «…Россия видит свои задачи в том, чтобы работать над созданием положительного образа России, соответствующего авторитету ее культуры, образования, науки, спорта, уровню развития гражданского общества, а также участия в программах помощи развивающимся странам, формировать инструменты воздействия на ее восприятие в мире, совершенствовать систему применения «мягкой силы», искать оптимальные формы деятельности на этом направлении, учитывающие как международный опыт, так и национальную специфику и опирающиеся на механизмы взаимодействия с гражданским обществом и экспертами, продолжить формирование нормативной базы в указанной сфере»[3].
Культура и ее различные аспекты приобретают все большее значение в развитии международных отношений. Культурный обмен может способствовать развитию сотрудничества между странами, решению многих международных проблем. Именно культура обладает теми механизмами, которые способны влиять на формирование положительного имиджа государства.
Спорт является одним из основных направлений культурного обмена. Возможности спорта очень широки: он рассматривается как важная составляющая культуры, как способ улучшения отношений между странами. Как явление, относящееся к одним из самых древних форм межкультурного общения, и как явление международное, спорт можно рассматривать как важнейшую составляющую публичной дипломатии.
Олимпийское движение — это международное общественное движение за развитие спорта как одного из средств укрепления международного сотрудничества. Оно способствует развитию лучшего взаимопонимания между государствами, укреплению мира. Олимпийские принципы призывают к созданию доброй воли между народами, недопустимости дискриминации любого рода, участию в борьбе за достижение всеобщего мира. Государство, которое активно участвует в Олимпийском движении и следует его принципам, в большей степени способно утвердиться на международной арене как демократическое, миротворческое. Эти качества могут повлиять на формирование позитивного имиджа данной страны, особенно в настоящее время, когда спорт и Олимпийское движение становятся по-настоящему глобальными явлениями и имеют влияние на многие сферы жизни общества.
Проведение страной Олимпийских игр играет огромную роль в ее развитии: строятся новые спортивные сооружения, развивается инфраструктура (гостиницы, дороги), увеличивается поток туристов, тем самым способствуя повышению уровня экономики. Мероприятия такого уровня позволяют государству показать себя с иной стороны, подчеркнуть лучшие качества, что, несомненно, положительно влияет на внешнеполитический имидж государства.
Первые Олимпийские игры в СССР состоялись в 1980 г. и были проведены в Москве. Впервые социалистическая страна принимала международное спортивное мероприятие столь высокого уровня. Это были первые в истории Игры, проведенные на территории Восточной Европы. Решение о выборе Москвы в качестве города-столицы Олимпийских Игр было принято в 1974 г. на сессии Международного Олимпийского комитета в Вене. Соперником Москвы был Лос-Анджелес, но с результатом 39 голосов против 20 Москва одержала победу. В 1975 г. был создан Организационный комитет «Олимпиада-80», которому Национальный Олимпийский комитет СССР передавал все полномочия по подготовке к Играм.
Английский культуролог и историк Майк О’Махоуни указывает на то, что значение спорта в СССР в 1970-х гг. изменилось и приобрело характер орудия борьбы в «холодной войне». В этой связи сама Олимпиада-80 планировалась как событие, которое создаст повод для пропаганды советского образа жизни и идеологии не только внутри стран социалистического блока, но и в капиталистических странах. Кроме того, громкое неполитическое событие в стране полностью вписывалось в общую схему демонстрации советских достижений: освоение космоса, помощь развивающимся странам и т. д. Использование такого масштабного события как Олимпийские игры позволило бы СССР значительно улучшить свой международный имидж и повысить патриотические настроения внутри страны [8, с. 4].
В процессе подготовки в Москве сделали все возможное, чтобы Игры прошли на высочайшем уровне и соответствовали мировым стандартам. Всего специально к Олимпийским Играм было построено 78 объектов [5, с. 15]. Среди них необходимо выделить стадион «Лужники», аэропорт Шереметьево-2, спорткомплекс «Олимпийский», которые продолжают функционировать и в наши дни.
Для обеспечения полной безопасности Игр при Комитете государственной безопасности СССР был создан 11-й отдел, который отвечал за «срыв подрывных акций враждебных элементов» в период проведения Олимпийских Игр [5, с. 17]. За пределы столицы высылались лица с уголовным прошлым, криминальные «авторитеты», изолировались душевнобольные. Официально с гостями и атлетами не произошло ни одного происшествия.
В качестве пропаганды Олимпийского движения и Олимпийских Игр-80, а также для получения дополнительного дохода на территории СССР проводились олимпийские лотереи, выпускались марки со спортивной символикой, спортивная литература.
На Олимпиаде-80 впервые Олимпийскую клятву давали судьи. Введение клятвы судей в обязательный церемониал Олимпиад предложил советский союз. От имени всех судей, прибывших в Москву на Игры, выступил трехкратный олимпийский чемпион Александр Медведь [13, с 27].
Олимпийские игры в Москве были омрачены бойкотом со стороны множества стран Запада во главе с США. Бойкот был связан с введением СССР войск в Афганистан. В феврале 1980 г. на сессии МОК подтвердил полное право Москвы на проведение Игр и призвал не связывать Олимпийское движение с политическими событиями (согласно Олимпийской Хартии). Однако многие страны решили не прислушаться. В общем, участие в Играх не приняли спортсмены из 65 стран, включая ФРГ, Японию, Канаду, Китай. Многие атлеты вступали не под флагами своих стран, а под флагом МОК или своих Национальных комитетов.
Оргкомитет Олимпиады-80, КГБ и Агентство печати «Новости» постоянно проводили мониторинг западной прессы, выявляя изменения в отношении капиталистических стран к московской Олимпиаде. Основная критика в отношении к СССР и московской Олимпиаде заключалась в том, что в стране происходит систематическое нарушение прав человека, неудовлетворительное развитие сферы услуг, государственная цензура, сотрудники КГБ в Спорткомитете, Оргкомитете Олимпиады и среди спортсменов и строгий паспортный режим [13, с. 30].
Антисоветская и антикапиталистическая пропаганды уравновешивали друг друга, и противоборствующие стороны остались при своих интересах. Московская Олипиада-80, благодаря активной контрпропаганде и положительным отзывам в СМИ получила имидж самой безопасной, мирной и дружественной. Этот образ и сегодня доминирует в памяти об этом масштабном спортивном событии у миллионов людей [12, с. 51].
В целом, даже несмотря на отсутствие ведущих спортивных держав, Игры-80 можно считать успешными с довольно высоким уровнем результатов. Было установлено большое количество олимпийских и мировых рекордов. Для команды СССР Игры прошли с огромным успехом — было завоевано наибольшее количество медалей за всю историю отечественного спорта.
XXII-я Олимпиада в Москве стала одним из самых важных моментов в истории СССР. Она стала важным этапом в развитии Олимпийского движения в России и яркой страницей в истории международного Олимпийского движения. Сами Игры, насыщенная культурная программа, сопровождавшая их, сумели изменить образ СССР. Страна показала себя не закрытой, отделенной «железным занавесом», а напротив, дружелюбной, гостеприимной, умеющей организовывать такие масштабные мероприятия. Зарубежные гости обращали внимание на праздничную атмосферу, на радушие принимающей стороны. Все это помогло разрушить прежние стереотипы о СССР и создать новый положительный имидж нашему государству.
Во второй раз Олимпийские Игры принимала уже Россия в 2014 году. Столицей XXII-х Зимних Олимпийских игр был выбран город Сочи на сессии МОК в 2007 г. Впервые Олимпиада проводилась в таких уникальных и необычных для зимних видов спорта условиях — море соседствует со снежными склонами [7]. Организацией Игр занимался специально созданный Оргкомитет «Сочи 2014», состав которого был утвержден в 2007 г.
Во время подготовки города к Олимпийским Играм было потрачено огромное количество финансовых средств. По данным, приведенным В.В. Путиным в интервью агентству «Ассошиэйтед Пресс» и Первому каналу, сумма, выделенная на строительство и реконструкцию Олимпийских объектов, составила 214 млрд рублей [1]. На развитие инфраструктуры была выделена еще большая сумма, которая составила почти 80% от всего бюджета Игр. Таким образом, Олимпиада в Сочи стала самой дорогой в истории Олимпийского движения. Но она же стала одной из немногих, которая смогла принести прибыль организаторам. По словам вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Козака, «Зимняя Олимпиада в Сочи принесла 800 млн рублей доходов» [3].
Специально к Играм было построено множество спортивных сооружений, функционировало три Олимпийские деревни, была модернизирована транспортная и гостиничная инфраструктуры [10].
На Олимпиаде в Сочи были приняты все меры по обеспечению полной безопасности. Были предотвращены террористические атаки, которые по сообщениям российских спецслужб, должны были произойти до Игр и были нацелены на разрушение Олимпийских объектов. Содействие в работе российским структурам оказывали 93 представителя международных структур и правоохранительных органов из 32 государств [9].
Вопреки прогнозам, Игры не были игнорированы ни одной страной мира. В Сочи присутствовали более 50 глав государств и правительств, что в три раза превышает показатели Турина и Ванкувера. Также, Олимпиада стала самой рейтинговой — трансляции смотрели около 3,5 млрд человек [11].
Для российской сборной Игры в Сочи стали рекордными. Всего было завоевано 33 медали — 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых. Это достижение позволило России занять первую строчку в командном зачете, опередив Норвегию и Канаду, а также оставив команду США лишь на 4 месте.
Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г., рекордные по целому ряду показателей, стали одним из крупнейших событий в истории мирового спорта. Миллионы людей во всем мире с интересом следили за ходом соревнований и обсуждали их в социальных сетях и блогах. В результате их проведения Россия на некоторое время оказалась в центре новостных трендов. Несмотря на наличие критики Олимпийские игры-2014 у большинства людей ассоциируются с успехами России в спорте, оказывая положительное влияние на имидж государства.
XXII-е Зимние Олимпийские игры в Сочи, как некогда и московская Олимпиада, позволили изменить образ нашей страны в лучшую сторону. Всему миру было доказано, что Россия полностью способна проводить мероприятия такого масштаба на высшем уровне. Большое количество волонтеров, доброжелательные жители, высокий уровень организации транспорта, отличные спортивные сооружения — все это помогло оставить лишь приятные впечатления от Олимпийского праздника. Игры помогли развить инфраструктуру города, сделать его более привлекательным для туристов, что, несомненно, оказало благоприятное воздействие на восприятие России за рубежом.
Олимпийское движение имеет в своей основе несколько принципов, которые закреплены в Олимпийской Хартии. В первую очередь, это недопустимость любой формы дискриминации людей (расовой, религиозной, политической) в спорте [6]. Обеспечение равенства всех людей влияет на проведение внутренней и внешней политики страны. Эти два элемента являются важными составляющими бренда государства. Для России оценка проводимой политики мировой общественностью имеет особую важность при формировании имиджа на данном этапе развития нашей страны. Так как борьба с дискриминацией играет большую роль как в развитии Олимпийского движения, так и в развитии международных отношений, России следует сделать упор на ликвидацию неравенства, что может повлечь за собой улучшение образа нашего государства.
Другим немаловажным принципом Олимпийского движения является признание равноправия и суверенитета спортивных организаций и невмешательство в их работу [13, с. 33]. Этот принцип можно связать с развитием гражданского общества, что влияет на жизнь населения. Являясь одной из сфер так называемого «шестиугольника Анхольта», отражающего авторитет страны и ее бренда в мире, население страны оказывает большое влияние на то, какое впечатление складывается о стране. В спорте (и в Олимпийском движении, в частности) люди получают наибольшую свободу самовыражения, способность самоутверждения. Ограничение деятельности спортивных сообществ может повредить этой свободе, что негативно скажется на внешнеполитическом имидже. Российская Федерация должна обеспечить независимость спортивных организаций, предоставить им свободу действий (в рамках Конституции).
Еще одним основным Олимпийским принципом считается создание доброй воли между народами. МОК считает, что Олимпийские игры могут и должны способствовать разрешению международных конфликтов. С этим связана и древняя традиция заключения перемирия на время проведения Игр. Помощь в построении лучшего и более мирного мира может сильно влиять на все сферы бренда страны. Если государство активно содействуют разрешению конфликтов, окончанию войн, оно воспринимается общественностью наиболее положительно. Международный имидж такой страны, как правило, позитивный. Россия в силу своего авторитета способна положительно влиять на другие государства с целью установления мира, в том числе, с помощью спорта. Многие известные на весь мир российские спортсмены ведут миротворческую деятельность, способствуют восстановлению контактов между враждующими сторонами. Это имеет позитивное влияние на складывающийся образ России.
Олимпийское движение всегда было важной частью жизни людей, их культуры. Зародившись много веков назад как средство достижения физического и культурного совершенства человека, Олимпийское движение до сих пор способствует развитию моральных и физических качеств, укреплению дружбы между народами, достижению мира.
Спорт как часть культуры является важным фактором формирования международного имиджа страны. Он влияет на все составляющие бренда, такие как туризм, экспорт, население. Проведение страной Олимпийских игр может способствовать развитию региона, где Игры проводятся, привлечь инвестиции, поднять уровень экономики.
Наличие у страны великих спортсменов тоже имеет свой вклад в создание образа государства. Именно спортсмены, достигнувшие определенных высот, стимулируют людей заниматься физкультурой, развивать свои моральные качества. Улучшение здоровья, качества жизни населения улучшает и внешнеполитический имидж страны.
Общедемократическую сущность Олимпийского движения выражает борьба за претворение в жизнь олимпийских принципов, которые включают в себя ликвидацию дискриминации, уважение к всеобщим основным этическим принципам. Соблюдение этих принципов содействует в приближении к более мирной жизни на всех континентах. Поэтому современное Олимпийское движение имеет большую социальную значимость.
Как показывает история XX — начала XXI вв., спорт может использоваться не только для налаживания международных культурных и гуманитарных связей, но и в качестве инструмента политического воздействия, выступать «оружием» идеологии и пропаганды. Сегодня можно привести немало примеров того, как страны используют этот инструмент для реализации поставленных внешнеполитических задач. Одной из таких целей может быть формирование положительного имиджа государства на международной арене. Международные спортивные события, в первую очередь, Олимпийские игры, помогают установить контакты между странами и поддержать культурные, экономические и политические связи, привлекают большое внимание как со стороны международных спортивных организаций, так и со стороны мировых СМИ и общественности. Именно поэтому Олимпийские игры часто рассматриваются в качестве значимых имиджевых проектов мирового уровня.
Для России, а в прошлом — СССР, Олимпийское движение всегда имело большое значение. Олимпийские Игры — один из способов показать миру свою волю, силу. Организация и проведение Олимпиад в Москве и Сочи открыли миру «новую Россию», показали ее с другой стороны, помогли развить спортивную инфраструктуру, создать наследие для будущих поколений. Влияние Олимпийского движения на внешнеполитический имидж России, безусловно, довольно велико. Пропаганда спорта, ведущаяся на протяжении многих лет благодаря Олимпийским играм, способствовала воспитанию более здорового населения. Являясь частью культуры, спорт в какой-то степени формирует ее, оказывает содействие в развитии положительных моральных и волевых качеств у людей. Во время подготовки к Олимпийским играм был увеличен поток инвестиций в нашу страну, что улучшило состояние экономики. Также увеличилось количество туристов, особенно в места проведения Олимпиад.
Зимние Олимпийские игры в Сочи стали самым крупномасштабным российским спортивным проектом. На протяжении всего периода, начиная с подготовки заявочной кампании «Сочи-2014» и закачивая церемонией закрытия Олимпийских игр, была проделана колоссальная работа по подготовке имиджевых мероприятий. В результате Россия укрепила свою репутацию в качестве великой спортивной державы, в подтверждение этому могут служить позиции в международных рейтингах после исследований прошедших мегасобытий. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Олимпийское движение в значительной степени формирует положительный внешнеполитический имидж России.
Список источников и литературы:
1. В. Путин дал интервью AP и Первому каналу http://www.rg.ru/2013/09/04/intervue.html
2. Выступление Владимира Путина на совещании послов и постоянных представителей в МИД, 2004 г. http://trueinform.ru/modules.php?file=article&name=Video&sid=60301
3. Д. Козак: прибыль от Олимпиады составила 800 миллионов http://www.vesti.ru/doc.html?id=1485136&tid=47033
4. Концепция внешней политики Российской Федерации // Официальный сайт МИД РФ, 2013 / http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
5. Московская Олимпиада в цифрах и фактах. Справочник / Сост. Б.Н. Хавин. — М.: Физкультура и спорт, 1982.
6. Олимпийская Хартия http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/charter/charter_09_09_2013.pdf
7. Олимпийские и Паралимпийские зимние Игры 2014 года в Сочи http://www.olympic.ru/olympic-games/sochi-2014/
8. O’Махоуни М. Спорт в СССР. Физическая культура — визуальная культура / Пер. с англ. Е. Ляминой, А. Фишман. — М.: Новое литературное обозрение, 2010.
9. Смертницам не дали взорвать Сочи http://www.vesti.ru/doc.html?id=1465517&tid=47033
10. Сочи 2014 — Инфраструктура http://www.olympic.ru/olympic-games/sochi-2014/infrastructure/
11. Сочи-2014: подведены первые итоги http://www.vesti.ru/doc.html?id=1456662&tid=47033
12. Чепурная О.В. «Олимпиада-80»: советское мегасобытие в контекстах «холодной войны» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI, №5 Спортивные мегасобытия в политике, обществе и культуре, СПб.: Интерсоцис, 2013. С. 50 — 55.
13. Штейнбах В.Л. Большая олимпийская энциклопедия: В 2 т. — М.: Олимпия Пресс, 2006.

https://www.esinstroi.ru строители Наро-Фоминск. Топ 50 Ремонт телевизоров в красноярске.

Спорт и международные отношения