Российское иновещание как средство формирования культурного имиджа страны
Аннотация. В статье рассматривается такое средство формирования культурного имиджа страны, как иновещание. Особая роль уделяется истории развития отечественного иновещания, особенностям его формирования. Более подробное внимание уделяется культурной составляющей ведущих иновещательных каналов России — «Russia Today» и «Голос России».
Ключевые слова: иновещание, имидж, культурная политика, «Russia Today», «Голос России», телевидение, радио.
Abstract. The article discusses a means of forming the cultural image of the country, as international broadcasting. A special role is given to the development of Russian broadcasting, features of it’s formation. More detailed attention is paid to cultural component of the leaders of Russian broadcasting — «Russia Today» and «Voice of Russia».
Keywords: international broadcasting, image, cultural policy, «Russia Today», «Voice of Russia», television, radio.
На сегодняшний день важное место в государственной политике занимает область культуры. Государственная культурная политика любой самостоятельной и здоровой страны, должна быть направлена на поддержку отечественной культуры [4]. Речь идёт о поддержке созидательной и положительной культуры, делающей общество крепче, добрее, умнее, сильнее и здоровее, на основе таких ценностей, как историческая память и духовность, спорт и физическая культура, защита природы и культурного наследия, семья и взаимопомощь, патриотизм и служение Отечеству.
Культурная политика страны имеет как национальный внутренний уровень, так и внешний, направленный на формирование определенного образа своей страны, в первую очередь, в глазах других государств. Во многом внешняя культурная политика направлена на международное сотрудничество с другими странами, повышение культурного взаимопонимания и дружбы народов, формирование толерантности.
В подобном вопросе иновещание — хорошая платформа для любой страны, где можно продвинуть не только свои политические интересы, но и обменяться культурными традициями. Во многом именно радио и телевидение являются инструментом формирования общественного мнения и имиджа государства. Понятие имиджа тесно связано с понятием образа, так как оба термина способствуют формированию представления об объекте. Понятие имидж произошло от латинского «imago», что значит имитировать. Сегодня термин имидж применяется невероятно широко в разных областях: имидж политика, государства, телеведущего, страны. Существует множество определений понятия имидж. Наиболее общим является следующее: «имидж» — целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации, рекламы [8, с. 35]. В рамках данной статьи для нас представляет интерес вопрос о том, как иновещание популяризует нашу культуру, и какой культурный имидж нашей страны создает.
Сегодня спектр иновещательных каналов довольно широк и разнообразен, однако насыщенность и качество культурной составляющей подобных каналов остается под вопросом и требует дополнительного исследования. В Большой Советской энциклопедии приводится следующее понятие иновещания: «иновещание — радиовещание, которое адресовано слушателям зарубежных стран» [1]. С течением времени определение иновещания приобрело более широкое значение. Сегодня сюда входят не только радиоканалы, но и телевидение. Самыми крупными иновещательными каналами на сегодняшний день считаются «BBC World Service» («Всемирная служба Би-би-си»), «Voice of America» («Голос Америки»), «Radio Free Europe/Radio Liberty» («Радио Свободная Европа»), «Deutsche Welle» («Немецкая волна»), «Radio France International» («Международное французское радио»). Такой широкий спектр иновещательных каналов вполне понятен, потому что телевидение остается в фокусе общественного и политического внимания не только в переломные моменты или важные события для страны. В нашей стране лидирующие позиции в области иновещания занимают телеканал «Russia Today» и радиостанция «Голос России» (теперь «Sputnik»).
Все подробности купить вббшв на нашем сайте. Рекомендации по препаратов для фумигации складов.
Для начала стоит рассмотреть становление иновещания в России, так как оно развивалось по особому пути, отличному от европейского. Россия не стала первопроходцем в области иновещания. Впервые оно появилось в Великобритании (нынешний BBC). Однако, стоит отметить, что в начале прошлого века советское иновещание было сильнейшим элементом пропаганды и вещало более чем на 70 языках. Главное отличие российского иновещания от европейского заключалось в том, что впервые оно появилось именно как радиовещание и долгое время оставалось в этих рамках вплоть до 90-х годов двадцатого века. В Европе же с появлением телевидения радио ушло на второй план. Долгое время СССР оставался лидером в области иновещания, активно распространял собственные идеи, расширяя собственную сеть, блокируя передачи конкурентов.
Сегодня нашему иновещанию уже 87 лет. Впервые идеи Советского Союза прозвучали в радиоприемниках других стран 29 октября 1929 года [5]. Иновещание в нашей стране прошло несколько этапов, так как оно развивалось в соответствии с политическими, экономическими, социальными и культурными изменениями в стране. На сегодняшний день можно выделить три этапа в развитии отечественного иновещания: от возникновения иновещания до послевоенного времени (1929—1946 года), период холодной войны (1946—1989 годы), с постперестроечного времени до сегодняшнего дня (с 1990-х — наше время). Основоположником иновещания в нашей стране стала радиостанция «Московское радио». Спустя лишь несколько лет (к моменту прихода Гитлера к власти в Германии) в 1933 году из Москвы велось радиовещание уже на восьми языках: немецком, французском, английском, испанском, итальянском, венгерском, шведском и чешском. На волнах советского радио выступали известные представители из других стран: премьер-министры, послы. К 1941 году вещание велось на 13 языках общим объемом 30 часов в сутки, а с 1943 года «Московское радио» передавало ежедневно 152 передачи на 28 языках. Объем иновещания в послевоенные годы вырос до 280 часов в сутки и велся на 72 языках [10]. К концу 1945 года программы выходили на 29 языках, а среднесуточный объем составлял почти 60 часов.
Следующим важным этапом в развитии иновещания в нашей стране стал период холодной войны. Советское радио внесло большой вклад в развитие не только отечественной культуры иновещания, но и зарубежной. В этот период по прежнему основной задачей отечественного иновещания является пропаганда собственных идей за рубеж, однако на радиоволнах появляются передачи, рассказывающие о советской литературе, музыке, киноискусстве. В период холодной войны битва держав на политической арене переросла и в битву в эфире. Тогда впервые пришло понимание того, как искусно радио может манипулировать общественным сознанием стран и регионов. В эфире в прямом смысле слова велась битва двух сверхдержав — СССР и США.
В 1969 «Московское радио» получило более 85 тыс. писем из 129 стран. Советское иновещание периодически проводит анкетные опросы зарубежных слушателей. В одном из таких опросов, организованном в 1967 в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции, приняло участие свыше 23 тыс. зарубежных слушателей [3]. В 60 -70-е годы появляются еще и телепередачи, которые доступны зарубежным зрителям. Такие передачи были гораздо больше направлены на расширение культурных связей с другими странами и распространение отечественной культуры, в то время как радио оставляло за собой главную задачу — пропаганду.
К 1991 году передачи «Московского радио» велись на 70 языках, а общий объем суточного вещания составлял 248 часов. В постперестроечное время «битва в эфире» продолжалась. Однако до «перестройки» популярное «Московское радио» не сильно задумывалось о распространении русского языка и русской культуры за рубеж. Оно занималось исключительно пропагандой. Установка на расширение культурных связей появилась только к концу 90-х. Уже на третьем этапе развития иновещания. Отсутствие национального языка в крупнейшей службе иновещания было нонсенсом, так как иновещательные службы мира всегда пытались сначала донести свой сигнал до аудитории, которая языковыми связями как-то связана со страной-вещателем, а уже потом вводили вещание на крупнейших и важных для них иностранных языках.
Относительной свободой в области СМИ начали пользоваться по возможности все после распада Советского Союза и появления закона «О средствах массовой информации» в 1991 году [2]. Появляется огромное количество телерадиоканалов, становится шире охват и отечественной, и зарубежной аудитории, все больше внимания уделяется культурной составляющей телеканалов, культурного просвещения и распространения национального языка за рубеж. Кроме того, особую популярность набирает телевизионное иновещание. Пока еще нет специальных каналов, однако телемосты с другими странами проводятся все чаще, готовятся передачи для зарубежного зрителя. В тот период и по сегодняшний день лидером отечественного иновещания в области радио является «Голос России» (ранее «Московское радио») [5]. С появлением этой радиостанции иновещание было фактически перезапущено в 1993 году. Сегодня эту радиостанцию по привычке по-прежнему называют «Голос России». Однако с 2014 года она входит в международное информационное агентство «Россия сегодня». Теперь «Голос России» известен как радиостанция «Sputnik», которая включает в себя не только радио, но и несколько информационных агентств [6].
«Голос России» сегодня занимает третью позицию в рейтинге крупнейших субъектов международного вещания. Аудитория «Голоса России» достигает 109 миллионов человек и ведет свое вещание на 37 языках мира. Радиостанция входит в пятерку самых слушаемых радиостанций мира. Вещание на русском и английском языках идет в круглосуточном режиме, общий объем вещания на всех языках превышает 170 часов в сутки. Приоритетное значение в своей международной деятельности «Голос России» придает прямым двусторонним связям с родственными радиостанциями других стран, ведущими вещание на зарубежье. 50 региональных корреспондентов «Голоса России» ежедневно готовят к эфиру репортажи с места событий, происходящих в России, странах СНГ и Балтии. 70% эфирного времени составляют новости и актуальные комментарии и только 30% остается на культурные программы. Как и раньше доля политических программ все-таки превышает долю культурных. Последних в сетке «Голоса России» не так уж много, однако они выходят в эфир с внушительной частотой. Стоит отметить такие программы, как «Мастера», «Дневник читателя», «Голос за кадром». В программе «Мастера» зарубежным слушателям рассказывают о развитии отечественного театра, живописи, музыки, литературы, как в прошлое время, так и на современном этапе. В «Дневнике читателя» эфир посвящен исключительно литературе и новинкам в этой области. А «Голос за кадром» предназначен для ценителей киноискусства. Зарубежную аудиторию активно знакомят со всеми направлениями культурной жизни страны.
Еще одним лидером в области современного отечественного, но уже телевизионного иновещания является телеканал «Russia Today» [7]. До этого в России не было специализированного иновещания в области телевидения. Основным пропагандистом политических и культурных идей было радио. RT — первый российский телевизионный канал, осуществивший в 2005 году прорыв к зарубежной многоязычной аудитории. Ввиду того, что на тот момент в России не существовало аналогов, канал создавался по образу и подобию круглосуточных информационных телеканалов ВВС и CNN. Цель телеканала — выражение российской позиции по главным вопросам международной политики и полномасштабное информационное воздействие на российскую и зарубежную аудиторию посредством осуществления специализированного телевизионного вещания о событиях в стране и за рубежом. За период существования RT, превратился в одну из крупнейших в мире информационных телекомпаний, которая объединяет в себе четыре информационных канала, ведущих круглосуточное вещание на английском, арабском и испанском языках. Общемировая аудитория телеканала превысила 644 млн. зрителей. Только в Европе его смотрят более 7 млн. зрителей, в том числе 2,5 млн. жителей Великобритании. RT располагает зарубежными представительствами в Лондоне, Вашингтоне, Париже, Иерусалиме, Каире, Нью-Йорке, Гаване, Сочи, корреспонденты канала работают в более чем 20-ти странах [9].
Несомненно, RT является одним из ведущих и влиятельных мировых информационных телеканалов. Несмотря на это, культурная составляющая данного иновещательного телеканала еще более скудна, чем у «Голоса России». Основное внимание уделяется вопросам политики, экономики, общественных мероприятий. Как и у любого иновещательного телеканала, основная задача — продвижение позитивного образа России за рубежом, продвижение основных государственных идей в другие страны. В результате анализа телепрограмм, которые выходят на телеканале RT, удалось выявить только одну телепередачу в сфере культуры — «Список Эрика». В ней латиноамериканец Эрик Фонсека Сарате, мексиканский актёр, путешественник и телеведущий исследует самую большую страну мира, избавляясь в процессе знакомства с её жителями от предрассудков и стереотипов. В список его приключений попадает самое интересное и интригующее — необычные путешествия, суровые испытания, встречи с дикими животными, экстремальные виды спорта. Так перед Эриком постепенно открывается Россия во всех ее проявлениях. Это единственная возможность у зарубежных зрителей познакомиться с культурой и особенностями России вне политических и экономических коллизий.
Итак, современное международное вещание России на зарубежные страны сделало колоссальный технический и содержательный прорыв. Оно вписалось в международную систему вещания на иностранных языках. Однако в данной области присутствует огромное количество пробелов в вопросах культурного контента и формирования образа России за рубежом в данном направлении. Вероятно, стоит увеличить количество иновещательных телерадиоканалов и сделать их контент более насыщенным в культурном направлении с целью установления международных культурных связей и продвижения собственного языка. Однако, стоит отметить, что у России достаточное количество партнеров, с кем она активно поддерживает культурные связи — Франция, Испания, Италия, Китай, Япония, Германия и другие. К тому же, благодаря деятельности отечественных иновещательных СМИ Россия в глазах зарубежной аудитории предстает, как богатая культурными традициями страна. Это позволяет расширять количество партнеров в вопросах культурного диалога и укреплять свой международный статус.
Список источников и литературы
1. Большая Советская энциклопедия. http://bse.sci-lib.com. Дата обращения 15.03.2016.
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124—1 (ред. от 05.04.2016) «О средствах массовой информации». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/. Дата обращения 30.04.2016.
3. Наоваф И. Особенности регионального подхода в российском иновещании: история и современность: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 2011.
4. Об утверждении основ государственной культурной политики России. http://docs.cntd.ru/document/420242192. Дата обращения 25.04.2016.
5. Официальный сайт агентства «Россия сегодня». http://ria.ru. Дата обращения 02.02.2016.
6. Официальный сайт радиостанции «Sputnik». http://sputniknews.com. Дата обращения 31.03.2016.
7. Официальный сайт телеканала «RT». https://russian.rt.com Дата обращения 13.04.2016.
8. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.
9. Соломатин А. Н. Коммуникативные стратегии формирования международного имиджа России (на примере телеканала RT- Russia Today): автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 2014.
10. Электронный журнал CNEWS. http://www.cnews.ru. Дата обращения 08.04.2016.
Внешняя культурная политика, Человек в международном информационном обмене