Роль Французского института в развитии художественного сотрудничества России и Франции
Аннотация. Статья посвящена художественному аспекту деятельности Французского института в России. Рассмотрены основные формы художественного сотрудничества и приведены примеры каждой из них. В статье показана роль художественных контактов в развитии российско-французского сотрудничества.
Ключевые слова: двусторонние культурные связи, культурные центры, Французский институт, сотрудничество России и Франции, формы художественного обмена.
Abstract. The article focuses on the artistic aspect of the activities conducting by French Institute in Russia. The author examines the main forms of artistic collaboration and provides examples of each. The article shows the role of artistic contacts in the development of Russian-French cooperation.
Keywords: bilateral cultural relations, cultural centers, the French Institute, cooperation between Russia and France, forms of artistic exchange.
Развитие культурного сотрудничества — приоритетное направление внешней политики современной России. Культурные связи обладают огромным потенциалом. Они способствует взаимному обогащению культур, борьбе со сложившимися негативными стереотипами, преодолению национальной отчужденности, развитию национальной культуры.
Сегодня политики и ученые, деятели культуры, представители самой широкой общественности ответственно заявляют, что “место и авторитет государств на мировой арене определяется не только политическим, экономическим весом, военной мощью, но и тем культурным, духовным, интеллектуальным потенциалом, который характеризует страну в мировом сообществе” [1]. Под воздействием многочисленных внешних и внутренних факторов, в условиях развития процессов демократизации, глобализации в современном международном сотрудничестве происходит смещение внешнеполитических акцентов. Политика и дипломатия сегодня уходят от традиционных подходов в решении внешнеполитических проблем, таких как, например «военная сила», и приходят к более гибким вариантам, которые связаны с использованием культуры, образования и искусства [2], инструментов новой, популярной политики «мягкой силы» для решения проблем.
Современный культурный диалог в начале XXI в. охватывает практически все направления и формы традиционных и новых видов культуры и искусства. Активно осуществляется современное сотрудничество в театральной и музыкальной сферах, науке и образовании, спорте и туризме. В культурный обмен сегодня вовлечена самая широкая аудитория, для которой культурное сотрудничество является естественным процессом современной жизни. В культурной сфере, несмотря на значительный интерес государства к развитию двустороннего и многостороннего культурного диалога, обмен обычно осуществляется на индивидуальном и общественном уровнях. Сегодня активными и универсальными акторами современного культурного взаимодействия являются зарубежные культурные центры, организации, осуществляющие значительный объем работы за рубежом, направленной на развитие поступательного, глубокого, многовекторного двустороннего сотрудничества в культурной сфере [3].
Необходимо, на наш взгляд, уточнить, что такое зарубежный культурный центр и каковы основные задачи подобных организаций? В справочной литературе отмечено, что культурный центр — это широко используемое обозначение для организаций, а также зданий или их комплексов, предназначенных для сосредоточения, приумножения и продвижения в жизнь окружающего их общества — тех или иных ценностей, традиций и практик, лежащих в сфере культуры и искусства. Культурные центры могут существовать и в рамках общественных художественных объединений, и в порядке частных инициатив; равно как при государственном (правительственном) патронаже, или же силами активистов [4]. По мнению специалистов-международников, «Культурные центры представляют собой специфическую структуру, позволяющую наиболее последовательно с практической точки зрения осуществлять межкультурное взаимодействие в долгосрочной перспективе, а также наиболее эффективно достигать разнообразных целей культурного обмена. Многие государства рассматривают культурные центры и в качестве доминантных объектов влияния на общественное мнение в стране пребывания. Их преимущество заключается в том, что они могут самостоятельно выстраивать свою деятельность, учитывая как цели внешней культурной политики своего государства, так и особенности аудитории той страны, в которой они работают” [5]. Таким образом, как вытекает из различных научных подходов, дискуссий и оригинальных определений, культурные центры – это многопрофильные организации в сфере культуры, которые нацелены на представление национальной культуры за рубежом и развитие культурного сотрудничества.
Стандарт экспресс грузчики волгоград. Земельные участки с коммуникациями в подмосковье купить купить земельный участок.
Культурные центры за рубежом в начале XXI века явление достаточно распространенное. Так, например , институт им. Гете сегодня представлен в 91 стране, Британский совет в 110 странах, а Итальянский институт имеет в мире 90 филиалов в 80 странах. Большой объем работы и интересные подходы по организации культурного обмена за рубежом связаны с деятельностью Французского института, который успешно работает в России с 1 января 1992 года. Его задача — продвигать, популяризировать французскую культуру, заинтересовать и привлечь внимание россиян к наиболее выдающимся достижениям Франции в различных областях и сферах.
Французский институт осуществляет свою деятельность по нескольким направлениям: культура, образование, информация. В рамках каждого направления институт занимается организацией различных проектов на единовременной или периодической основе.
Непосредственно художественному сотрудничеству посвящено огромное количество мероприятий Французского института в России, которые проходят в разных формах, объединяющих самую широкую заинтересованную аудиторию, французских и российских зрителей и участников.
К основным формам работы Французского института в художественном направлении можно отнести следующие:
-
Выставки и инсталляции художественных произведений
-
Фотовыставки
-
Встречи с известными французскими художниками и фотографами
-
Мастер-классы
-
Художественные фестивали
Каждая из перечисленных форм заслуживает внимания и открывает дополнительные возможности перед участниками проектов.
Безусловно, говоря о художественном сотрудничестве, в первую очередь мы должны обратить внимание на такую традиционную форму, как выставочная деятельность. Как правило, выставки объединяют разных участников: музеи, художественные организации и объединения, частных коллекционеров, художников. Выставочное пространство формирует уникальную среду, создает атмосферу, которая способствует более глубокому и эмоционально окрашенному знакомству с культурой и национальными традициями страны. Прежде всего, зарубежные выставки знакомят зрителей и с коллекциями галерей и музеев, которые складывались в течение долгого времени и являются национальной гордостью. Так, например, в октябре 2015 года в Москве начала работу выставка картин из Музея изобразительных искусств города Нанта [6]. Коллекция Музея изобразительных искусств города Нанта (Франция) считается одной из самых значительных не только во Франции, но и во всем мире. В ней органично сосуществуют шедевры разных веков и произведения современного искусства. Выставка музея интересна, прежде всего, тем, что показывает принципы художественного взаимодействия разных произведений в одной экспозиции. Алис Флёри заведующая коллекцией современного искусства в Музее Изящных искусств Нанта, руководитель проекта, перед открытием выставки раскрыла принципы формирования собрания, его историю, а также то, как через коллекцию музея искусств можно познакомиться с историей города. А также понять, какую роль сегодня играет музей изобразительных искусств в городе? Таким образом, выставка открыла ещё одну форму художественных контактов — лекцию, мастер-класс, объединяющий, прежде всего, профессионалов.
Еще одно мероприятие, которое было проведено в России при участии Французского института – Московское биеннале современного искусства. Тема проекта: «Как жить вместе?». Организаторы в рамках данного масштабного мероприятия поднимали вопросы взаимодействия представителей разных культур в контексте глобализации, а также рассматривали понятие Евразии как пространства, которое объединяет западную и восточную культуры,. Участники мероприятия попытались определить место России в евразийском пространстве [7]. На биеннале были представлены работы французских художников не известных широко в России, в этом заложено большое просветительское значение данного мероприятия.
По-прежнему, большое внимание Институт уделяет и персональным выставочным проектам, среди которых стоит отметить выставку французского художника Лорано Перно, выставку Агат Симон и Тома Мокёр в Санкт–Петербурге, представивших образцы нонконформистского искусства [8]. Ярким и запоминающимся проектом стала совместная выставка французского и русского художников Ильи Гапонова и Себастьяна Томаззо [9], в которой тема диалога культур приобрела интересное художественной воплощение.
Наряду с художественными выставками, Французский институт организует и выставки фотографий. В Московском центре фотографии Братьев Люмьер в сентябре была открыта выставка двух европейских фотографов Эрвина Парвиза и Борха Карси, объединенных размышлениями мастеров о судьбе России [10]. Необычной для русского зрителя также стала выставка «Деревья» в Москве фотографа Лор Дебросс Бондюэль, которая продемонстрировала потаенную жизнь природы, переданную талантливым, самобытным мастером. [11].
Следующая форма художественного сотрудничества во Французском институте — встречи с художниками. Во время таких встреч художники раскрывают секреты своего мастерства, рассказывают о различных технических приемах, о жизни художника во Франции, а также делятся интересными фактами из своей биографии. Среди наиболее известных подобных мероприятий можно назвать встречи 26.09.2015 с Иммануэлем Гибером в Эрмитаже [12], и графическим романистом, профессором Луисом Ньето 31 октября-3 ноября 2015 г., который провел мастер-класс в области анимации во Французском институте в Санкт–Петербурге [13].
И, наконец, стоит отметить художественные фестивали во Французском институте, которые являются интересной и относительно новой формой художественного сотрудничества. Фестивали могут выступать как обособленно, так и быть частью более значительного проекта. Так, например, во время гастрономического фестиваля «О да! Еда!» Жан-Пьер Стефан, президент Международного Фестиваля Кулинарной Фотографии в Париже, выступил с лекцией «Кулинарная фотография». [14]
Помимо традиционных форм, Французский институт организовывает и нестандартные творческие проекты, позволяющие более глубоко познакомиться с художественным наследием Франции. К подобным мероприятиям относится проект «Жила была картина». В рамках настоящего мероприятия профессиональный гид в виртуальной галерее рассказывает о картине, художнике, французской культуре на французском языке без перевода [15]. В рамках данного проекта успешно реализуются различные задачи Института, это и знакомство с культурой Франции и популяризация французского языка.
Таким образом, мы можем отметить, что культурное, художественное сотрудничество России и Франции при участии Французского института находится в непрерывном развитии. Страны заинтересованы в установлении долгосрочных и продуктивных отношений. Большая роль в этом процессе сегодня отводится культурным центрам.
Французский институт успешно справляется с возложенной на него задачей по подготовке и проведению различных мероприятий, направленных на развитие двустороннего сотрудничества и пропаганду Французской культуры. Французский институт является интересной площадкой, на которой осуществляются оригинальные проекты, объединяющие российских и французских участников и зрителей. Институт стал своеобразной современной Францией в России, о которой, к сожалению, в нашей стране знают не многие.
Французский институт содействуют формированию единого информационного, культурного, научного пространства, позволяющего проводить совместные исследования.
Относительно художественных связей, которые осуществляет Французский институт, отметим, разнообразие форм контактов: это выставки картин и фотографий, встречи с французскими художниками, мастер-классы, художественные фестивали. Данные мероприятия позволяют познакомиться с традициями и современными проблемами Франции, художественными достижениями, новыми стилями и течениями. Интересен опыт Франции при организации оригинальных художественных проектов, которые могут стать, при определенном подходе многоцелевыми мероприятиями.
Искусство и культура те сферы, которые объединяют жителей планеты независимо от их политических пристрастий. Сейчас, в период политической разобщенности и конфронтации как никогда важно всем участникам международного сотрудничества попытаться найти общие темы, общие проблемы, объединяющие разные страны. На наш взгляд, именно культура, культурные связи, осуществляемые в различных направлениях и формах, могут стать фундаментом для развития прочного поступательного политического и экономического диалога.
Список источников и литературы
-
Боголюбова Н. М., Николаева Ю.В. Новые формы международного культурного сотрудничества во внешней культурной политике современных государств.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8.
-
Боголюбова Н.М, Николаева Ю.В Роль зарубежных культурных центров в развитии современного межкультурного сотрудничества стр. 40// Тамбов: Грамота, 2012. № 6 (20)// http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_6-2_09.pdf. Дата обращения: 4.11.13
-
Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб., 2009.
-
Встреча с Э.Гибером// Официальный сайт Французского института в России// http://www.institutfrancais.ru/ru/sankt-peterburg-i-severo-zapad-rossii/vstrecha-s-emmanyuelem-giberom. Дата обращения: 4.11.13
-
Выставка двух французских художников// Официальный сайт Французского института в России// http://www.institutfrancais.ru/ru/sankt-peterburg-i-severo-zapad-rossii/vystavka-dvuh-francuzskih-hudozhnikov. Дата обращения: 5.11.13
-
Жан-Пьер Стефан на гастрономическом фестивале «Ода! Еда!» // Официальный сайт Французского института в России// http://www.institutfrancais.ru/ru/sankt-peterburg-i-severo-zapad-rossii/zhan-stefan-na-gastronomicheskom-festivale-oda-edaю. Дата обращения: 2.11.13
-
Жила-была картина// Официальный сайт Французского института в России// http://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/zhila-byla-kartina-1. Дата обращения: 1.11.13
-
Комитет по культуре Санкт-Петербурга/Международное сотрудничество// Официальный сайт комитета по культуре Санкт-Петербурга// http://www.spbculture.ru/ru/mejdunarodsotrud2011.html. Дата обращения: 2.11.13
-
Культурный центр. Определение// Википедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80. Дата обращения: 2.11.13
-
Мастер-классы и лекция Луиса Ньето на фестивале «Мультивидение» // Официальный сайт Французского института в России// http://www.institutfrancais.ru/ru/sankt-peterburg-i-severo-zapad-rossii/master-klassy-i-lekciya-luisa-neto-na-festivale-multividenie. Дата обращения: 1.11.13
-
Москва, деревья// Официальный сайт Французского института в России// http://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/moskva/derevya. Дата обращения: 4.11.13
-
Роль музея искусств в жизни современного города на примере музея изящных искусств Нанта// Официальный сайт Французского института в России// http://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/rol-muzeya-iskusstv-v-zhizni-sovremennogo-goroda-na-primere-muzeya-izyashchnyh-iskusstv-nanta. Дата обращения: 4.11.13
-
Шестая московская биеннале современного искусства: французские художники// Официальный сайт Французского института в России// http://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/shestaya-moskovskaya-biennale-sovremennogo-iskusstva-francuzskie-hudozhniki. Дата обращения: 4.11.13
-
Это все, что останется// Официальный сайт Французского института в России// http://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/eto-vse-chto-ostanetsya. Дата обращения: 8.11.13
-
Terra Russa// Официальный сайт Французского института в России// http://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/terra-russa. Дата обращения: 8.11.13