Роль фестивалей в контексте международного культурного сотрудничества
Аннотация: в статье рассматривается роль фестивалей в развитии международных культурных связей. В текущей международной ситуации, представляется важным фактор гуманитарного сотрудничества между странами, так, на примере фестивалей, анализируется роль двустороннего сотрудничества между странами в культурной сфере. В работе также отражается значимость фестивалей, проводимых под эгидой международных организаций, таких как, ЮНЕСКО и фестивалей проводимых при поддержке государств. Помимо этого, в статье рассматриваются фестивали перекрестных годов культуры между странами, и анализируется их роль для политики и сферы международного культурного сотрудничества.
Ключевые слова: фестиваль, ЮНЕСКО, русские сезоны, культурное сотрудничество, международные организации
Abstract: in the article the role of festivals in the development of international cultural ties is considered. In the current international situation, the factor of humanitarian cooperation between the countries seems to be important, so, for example, the role of bilateral cooperation between countries in the cultural sphere is analyzed. The work also reflects the importance of festivals held under the auspices of international organizations, such as UNESCO and festivals held with the support of states. In addition, the article reviews festivals of cross years of culture between countries, and analyzes their role for politics and international cultural cooperation.
Keywords: festival, UNESCO, Russian seasons, cultural cooperation, international organizations
На сегодняшний день в мировой культурной представлен широкий спектр фестивалей, этот факт говорит о том, что фестивали стали актуальным инструментом в рамках международного культурного сотрудничества [3, с. 5-7].
Подобное утверждение обусловлено тем, что в современном мире фестивали стали приобретать следующие черты: международный состав участников, программа фестивалей выходит за рамки одного жанра, процесс организации таких мероприятий усложнился [4], т.е., в организации и поддержке фестивалей стали принимать участие не только коммерческие и компании или добровольные объединения, но и: государственные институты, международные организации, международные творческие объединения и т.д.
Явным становится также влияние фестивальных мероприятий на развитие творческой коммуникации. Подобные проекты, как правило, становятся универсальной платформой для обмена мнениями и идеями между представителями творческой индустрии со всего мира [7, с. 179].
Если говорить о сфере международных отношений, то фестивали и здесь играют свою немаловажную роль. Благодаря репрезентативной функции, фестивали «украшают» своей культурной программой различные международные политические мероприятия и события. Безусловно, фестивали существуют, как и самостоятельная форма культурного обмена, которая осуществляется, как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях [5].
Практика фестивалей, сопровождающих политические события известна довольно давно. Стоит вспомнить музыкальную программу знаменитого Венского конгресса, которая запомнилась всем участникам высокого политического собрания. В 1814 г. Вене собирался Венский Конгресс. Все яркие политические деятели XIX века венценосные особы съезжались в столицу Австрийской Империи. Посол России во Франции Андрей Кириллович Разумовский организовал музыкальное состязание в честь победителя Наполеона — русского императора Александра I и подготовил яркий музыкальный праздник. Все участники грандиозного собрания отмечали особый вкус, и грандиозный размах мероприятия в программу которого вошли произведения Л.-В. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф.- Й. Гайдна, Б. Вебера [3, с. 38]. Фестиваль дополнил разнообразную программу политического форума. Не случайно Венский конгресс вошел в историю международных отношений как «Танцующий конгресс» [2, с. 143]. Подобная репрезентативная функция фестивалей по-прежнему является актуальной и используется политиками.
В современном двустороннем культурном обмене фестивали сегодня стали одной из наиболее популярных форм. Например, в начале XXI века многие страны начали практику проведения совместных годов культур, которые, по своей сути, являются многожанровыми фестивалями [7, с. 179].
Программа Перекрестных годов утверждается на самом высоком политическом уровне, продумывается участниками заранее, а осуществляется на протяжении целого года музеями, театрами, творческими коллективами, представителями различных творческих профессий. Цель подобных мероприятий — установить более тесные связи со страной партнером в политической, экономической и культурной сферах использую культурные программы и интересные события в сфере искусств, как своеобразный импульс к развитию сотрудничества.
Во Франции, например, такие культурные мероприятия пользуются популярностью и проводятся практически ежегодно, причем, в течение одного года могут быть организованы одновременно несколько таких мега-событий. Например, в 1997-1998 гг. состоялся перекрестный год культур Франции и Японии, в 2003-2004 и 2004-2005 гг. — Франции и Китая, в 2009 г. — Франции и Бразилии, в 2012-2013 гг. — Франции и ЮАР, в 2014-2015 — Франции и Китая, 2015 — 2016 — Франции и Кореи, в 2017 г. — Франции и Колумбии [1]. В России практика проведения Перекрестных годов также получила широкое развитие. В начале XXI века были проведены перекрестные годы Россия–Италия (2010), Россия-Испания (2010), Россия-Великобритания (2014), Россия-Греция (2016). В 2017 году Россия в течение года проводила «Русские Сезоны в Японии». Министр культуры РФ также подчеркнул важность поддержки таких мероприятий на президентском уровне и на уровне межгосударственных соглашений.
Без договоренности на высшем уровне между президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ «этот проект не был бы столь успешным» [6]. С. Абэ тметил: «Я считаю, что, прежде всего, политические договоренности о культурном взаимодействии, гуманитарном сотрудничестве обеспечили успех проекта в этом году» [6].
Сам проект превзошел все ожидания, его посетили более 3.5 миллионов зрителей. В рамках фестиваля было задействовано около 1.5 тысяч артистов. Участие в мероприятии приняли: Мариинский театр, Эрмитаж, Малый драматический театр, Приморская сцена Мариинского театра, Симфонический оркестр Московской филармонии, Московский цирк Никулина, Театр драмы имени А.С. Пушкина, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Театр балета имени Л. Якобсона, Государственный академический театр классического балета, Симфоническая капелла России, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), ВМОМК имени М.И. Глинки, Государственный Казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье» [6].
Все Перекрестные годы были украшены знаковыми событиями в культурной сфере, которые остались в памяти участников надолго. Если рассматривать Перекрестные годы как многожанровые фестивали можно отметить, что они проходят единовременно и являются событиями большого политического и экономического значения.
Популярной формой международного сотрудничества можно назвать фестивали, которые проводятся под эгидой ЮНЕСКО на периодической и единовременной основе.
Так, в 2017 году будет проведен XVII Международный фестиваль художественного творчества «Мир вокруг нас ЮНЕСКО — 2017»; в котором приняли участие дети из Африки и Азии, Европы и Америки, подготовившие более 37 000 творческих работ (рисунков). Цель Международного проекта «Мир вокруг нас ЮНЕСКО» — поддержка традиционных ценностей [4]. ЮНЕСКО проводит фестивали, посвященные выдающимся музыкантам и деятелям театра, национальным традициям отдельных стран, художественному наследию, которое сегодня стало достоянием всего человечества. Особенностью мероприятий данной организации можно назвать то, что они объединяют самую широкую международную аудиторию и являются событиями статусными.
Сегодня, само понятие фестиваль относится к наиболее дискуссионному. Это вызвано тем, что к фестивалям сегодня относятся и встречи в области культуры и искусств и важные события в политической, экономической жизни не только отдельных стран, но и целых регионов. Фестивали постоянно изменяются, выполняют разные функции, решают сложные и острые задачи современности. Происходит процесс институализации фестивальной деятельности, создаются организации, которые объединяют именно фестивали. Учитывая возможности, статус и значение фестивалей в современном мире стоит уделять им особое внимание в международном сотрудничестве, которое протекает на многостороннем и двустороннем уровне.
Список использованных источников и литературы
- Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере России и Франции) [Электронный ресурс]. URL: file:///D:/Users/User/Downloads/kulturnye-sezony-kak-forma-vneshney-kulturnoy-politiki-na-primere-rossii-i-frantsii.pdf
- Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб., 2009. — 416 с.
- Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Русско-австрийские культурные связи в XVIII-XXI вв. СПб., 2010. — 408 с.
- Международный проект «Мир вокруг нас ЮНЕСКО» [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldaroundusunesco.com/mir-vokrug-nas-2017
- Резникова Е.И. Основные формы фестивалей искусств на современном этапе, 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Reznikova.pdf
- «Русские Сезоны» в Японии превзошли все ожидания, заявили в Минкульте» //РИА Новости/ 2017. 10 декабря [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/culture/20171210/1510598205.html
- Широкова Е.А. Феномен музыкального фестиваля в контексте культурной коммуникации// Мир науки культуры образования. 2011. №6 (31). C.179-184.