Ранжирование ВУЗов в Европейском образовательном пространстве
Аннотация. Ранжирование университетов и колледжей последнее десятилетие стало набирать обороты. Количество высших учебных заведений растет, и конкурентоспособность тоже повышается. Исследуя данный вопрос, автор приходит к следующим выводам. В основном рейтинги выполняют прежде всего информационную функцию. Для абитуриентов важна информация, которая поможет принять решение о выборе вуза (перспективы трудоустройства, условия обучения в вузе, качество преподавания, возможность получения двойных дипломов, зарубежные стажировки), для руководства и профессорско-преподавательского состава вузов интересна информация, позволяющая сравнивать вузы между собой по отдельным критериям; для работодателей важны условия и результативность подготовки выпускников. Помимо информационной функции, для академического и экспертного сообществ рейтинги играют роль инструмента управления и развития вузов, позволяющего оценивать и корректировать деятельность вуза по различным направлениям. Представители вузов также рассматривают рейтинг как один из способов привлечения абитуриентов, хотя абитуриенты менее склонны опираться в выборе вуза только на результаты рейтингов.
Ключевые слова: рейтинги вузов, абитуриенты, работодатели, европейское пространство высшего образования, академическое сообщество.
Abstract. Basically the ratings perform primarily informational function. For applicants, information is important because it can help decide, make choice of higher school (and in this case the informations includes job prospects, conditions of study in higher school, the quality of teaching, the possibility of obtaining double degree, foreign internships). For the management and the teaching staff of universities, interesting is information that allows to compare higher education institutions among themselves using definite criteria. For employers, conditions and effectiveness of training graduates are important. In addition to the informational function, for academic and expert communities ratings serve as a tool of management and development of universities, which allows to evaluate and adjust the high school activities in various areas. Representatives of the universities also consider ranking as one of the ways to attract applicants, although applicants are less likely to rely only on university rankings results.
Keywords: university rankings, applicants, employers, European higher education area, academic community
Ранжирование университетов и колледжей последнее десятилетие стало набирать обороты. Количество высших учебных заведений растет, и конкурентоспособность тоже повышается. Вследствие этого, выбранная нами тема актуальна.
Результаты глобальных рейтингов становятся объектом пристального внимания университетов во всем мире. Университеты стремятся в них попасть, а попав, стараются показать наивысшие результаты. Изменение положения в рейтингах — важное событие для ВУЗов. Несмотря на свое влияние, глобальные рейтинги находятся под постоянным вниманием университетов, экспертов и более широкой общественности. Различные колебания положения университетов и методология всегда будут обсуждаться.
Исследованиями в данной области занимались: Л. В. Заварыкина, И. В. Лазутина, О. В. Перфильева «Отношение, потребности и ожидания потребителей модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов» [4]; Ф. Э. Шереги и А. Л. Арефьева «Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт» [7]; Ф. ван Вухт, Д. Ф. Вестерхайден «Международный опыт ранжирования в высшем образовании. Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образования» [2]; Е. В. Балацкий, Н.А.Екимова «Международные рейтинги университетов: практика составления и использования» [1] и т. д. Но область ранжирования университетов постоянно обновляется и изменяется.
Ранжирование университетов — это процесс построения рейтинга высших учебных заведений путем сочетания различных факторов. Ранжирование проводится журналами, газетами, сайтами, правительством и учеными. В дополнение к ранжированию учебных заведений организации выполняют ранжирование конкретных программ, факультетов и школ. Различные рейтинги учитывают комбинации показателей благосостояния, научных достижений и/или их влияния, избирательность, выбор студентов, итоговый успех, демографическую ситуацию и другие критерии. Некоторые рейтинги оценивают учебные заведения в пределах одной страны, в то время как другие проводят оценку университетов по всему миру. Все же остается много споров о пригодности и точности ранжирования. Расширяющееся разнообразие методологий ранжирования и сопутствующая критика свидетельствуют об отсутствии единого мнения в данном вопросе.
В европейском образовательном пространстве существует несколько авторитетных и компетентных рейтингов.
Европейская Ассоциация Университетов (ЕАУ) — главный представитель сообщества вузов в Европе [8]. ЕАУ открыта для индивидуального членства университетов и национальных ректорских конференций (советов ректоров), а также для ассоциаций и сетей высших учебных заведений [3]. ЕАУ проводит программу оценки «Institutional Evaluation Programme» с Европейской ассоциацией гарантия качества в высшем образовании (ENQA) и Европейским реестром обеспечения качества для высшего образования (EQAR) [9].
Экспертная оценка европейского высшего образования и научных исследований — это программа независимой оценки, реализуемая группами опытных руководителей европейских вузов. Оценки поддерживают участвующие вузы в развитии их стратегического управления и внутренней культуры качества.
Благодаря работе проекта и исследованиям EUA выявляет и анализирует новые тенденции и проблемы, с которыми сталкиваются университеты, а также предлагает лучшие практики. Фокус-группы, тематические сети, вопросники для вузов и выезды на места — это некоторые из инструментов, используемых Ассоциацией для обеспечения постоянной обратной связи с членами.
Члены EUA получают специальные знания путем распространения информации, публикации докладов и организации мероприятий. Кроме того, такие знания позволяют EUA играть ключевую роль в передаче информации о текущих реформах в европейских университетах для аудитории в Европе и за ее пределами [3].
Основная задача EQAR — обеспечить высокую степень доверия к качеству высшего образования в европейском пространстве. Любой вуз, находящийся на территории страны, которая участвует в Болонском процессе, может пройти аккредитацию в аккредитационном агентстве, входящем в EQAR, не зависимо от того, национальное оно или зарубежное. До недавнего времени в Европейский реестр гарантии качества было включено 40 агентств из 21 страны. Россия стала 22-й страной из 48 стран-участниц Болонского процесса. Реестр создан по инициативе Еврокомиссии и межправительственного органа — Конференции министров образования стран-участниц европейской интеграции в сфере высшего образования [6].
Рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг лучших университетов мирового значения по версии британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS).
С 1990 года, организация QS была создана как ведущая мировая сеть, нацеленная на предоставление консультационных услуг по созданию карьеры и выбору образовательной траектории. QS World University Rankings, инновационные исследования QS, мероприятия, публикации предоставляют новые способы для университетов по привлечению и установлению контактов с лучшими и ярчайшими студентами во всем мире.
QS World University Rankings — это ежегодный рейтинг лиги лучших университетов мира, который является, пожалуй, одним из самых известных и уважаемых рейтингов в своем роде. QS World University Rankings, составленный специалистами QS Intelligence Unit в тесной работе с Международным консультативным советом, состоящим из ведущих ученых, широко используется абитуриентами и студентами, специалистами университетов и правительствами во всем мире. Целью рейтинга является признание университетов как многосторонних организации и обеспечение глобального сравнения достижений университетов, в том числе и с университетами мирового класса.
Рейтинг оценивает университеты по следующим показателям: активность и качество научно-исследовательской деятельности, мнение работодателей и карьерный потенциал, преподавание и интернационализация. Эти показатели охватывают ключевые стратегические миссии университетов мирового значения, за которые они отвечают перед участниками процесса: академическим сообществом, работодателями, учащимися и их родителями. Ежегодно в исследовании оцениваются свыше 2,5 тысяч высших учебных заведений по всему миру. По его итогам составляется рейтинг 500 лучших университетов мира, а также рейтинги университетов по отдельным дисциплинам.
Уровень достижений университетов оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа деятельности учебных заведений, аудированных данных (включая информацию по индексу цитирования из базы данных Scopus, крупнейшей в мире библиометрической базы данных научных публикаций), а также данных глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах.
В опросе представителей международного академического сообщества (QS Global Academic Survey) принимают участие профессора и руководители университетов со средним стажем в науке 19,6 лет. Среди них ведущие ученые и ректора более 500 университетов. Респондент может назвать до 30 университетов, не называя ВУЗа, в котором он служит. Опрос проводится в пяти предметных областях: естественные науки, социальные науки, гуманитарные науки и искусство, науки о жизни, инженерные науки и технологии. В опросе представителей работодателей (QS Global Employer Survey) принимают участие несколько тысяч компаний из более чем 90 стран мира. Описание методологии подбора экспертов, полная разбивка респондентов по странам, занимаемым позициям и индустриям представлена на сайте проекта по результатам очередного сравнительного исследования [5].
U-Multirank — система нового многомерного рейтинга. U-Multirank был принят для достижения целей Еврокомиссии — повышению прозрачности в работе вузов и научно-исследовательских институтов. На пресс-конференции в Брюсселе 13 мая 2011 года U-Multirank был официально запущен комиссаром по вопросам образования и культуры. Андроула Василиу сказала: «U-Multirank будет полезен для каждого участвующего вуза в качестве инструмента планирования и осуществления саморегулирования. Это новый инструмент для получения дополнительных качеств — эффективность и прозрачность в европейском пространстве высшего образования» [11], предоставляя студентам более понятную информацию, чтобы направить их в выборе темы исследования. U-Multirank открывает новые горизонты, путем создания многомерных рейтингов университетов в гораздо более широком диапазоне факторов, чем существующие международные рейтинги. Идея состоит в том, чтобы избежать упрощенных сравнительных таблиц, которые могут привести к вводящим в заблуждение сравнениям между институтами различных типов или замаскировать существенные различия по качеству между курсами в одном университете.
U-Multirank оценивает общую производительность университетов и в отдельных научных областях: в 2014 году — бизнес-исследования, электротехника, машиностроение и физика; в 2015 году добавлены психология, информатика и медицина. Университеты будут проверяться по 30 отдельным показателям, и оцениваться в пяти группах эффективности от «A» (очень хорошо) до «E» (слабо). Результаты показывают, что в то время как более 95% учреждений получают оценку «A» хотя бы за один показатель, только 12% имеют высшую оценку по более чем 10 показателям. Из 850 университетов рейтинга 62% из Европы, 17% из Северной Америки, 14% из Азии и 7% из Океании, Латинской Америки и Африки [10].
Главная цель в дальнейшем — создание независимой организации по управлению ранжированием в устойчивой бизнес-модели.
Финансирование грандиозного проекта взяла на себя Еврокомиссия: до 2017 года на него планируется выделять по одному миллиону евро в год.
Реализацией проекта многомерного рейтинга занимались специалисты из германского Centre for Higher Education (CHE) и нидерландского Center for Higher Education Policy Studies (CHEPS).
При составлении рейтинга использовались статистические данные, предоставленные вузами, а также мнения более чем 60 тысяч студентов.
Но стоит ли полагаться на рейтинги? Ведь все рейтинги — это статистика и результаты опросов, а статистический показатель очень сомнительный. Ежегодно лучшие университеты согласно рейтингам выпускают тысячи студентов, но не все становятся великими изобретателями или Нобелевскими лауреатами.
Основные целевые группы в большей степени заинтересованы в рейтингах с прозрачной и понятной методологией рейтингования и релевантными для них индикаторами.
В основном рейтинги выполняют прежде всего информационную функцию. Для абитуриентов важна информация, которая поможет принять решение о выборе вуза (перспективы трудоустройства, условия обучения в вузе, качество преподавания, возможность получения двойных дипломов, зарубежные стажировки), для руководства и профессорско-преподавательского состава вузов интересна информация, позволяющая сравнивать вузы между собой по отдельным критериям; для работодателей важны условия и результативность подготовки выпускников. Помимо информационной функции, для академического и экспертного сообществ рейтинги играют роль инструмента управления и развития вузов, позволяющего оценивать и корректировать деятельность вуза по различным направлениям. Представители вузов также рассматривают рейтинг как один из способов привлечения абитуриентов, хотя абитуриенты менее склонны опираться в выборе вуза только на результаты рейтингов.
Список источников и литературы
1. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования// Новая экономическая ассоциация. URL: http://www.econorus.org/sub.phtml?id=210. Дата обращения: 04.12.15.
2. ван Вухт Ф., Вестерхайден Д. Ф. Международный опыт ранжирования в высшем образовании. Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образования URL: http://www.hse.ru/data/2012/05/21/1253886197/Многомерное%20ранжирование.pdf. Дата обращения: 04.12.15.
3. Европейская ассоциация университетов// Международное сотрудничество. URL: http://inter.sfedu.ru/node/2620. Дата обращения: 04.12.15.
4. Заварыкина Л. В., Лазутина И. В., Перфильева О. В. Отношение, потребности и ожидания потребителей модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов. URL: http://ecsocman.hse.ru/hsedata/2013/04/10/1297549599/4.pdf. Дата обращения: 04.12.15.
5. Рейтинг лучших университетов мира по версии Quacquarelli Symonds// Центр Гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ratings/qs-world-university-rankings/info. Дата обращения: 04.12.15.
6. Россия стала членом Европейского реестра гарантии качества образования// Бизнес образование в России и за рубежом. URL: http://www.ubo.ru/news/public/?id=3994. Дата обращения: 04.12.15.
7. Шереги Ф. Э., Арефьева А. Л. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2014/Reytingy_001_504_ ispr. pdf. Дата обращения: 04.12.15.
8. Ширин С. С. Управление общими образовательными пространствами в Европе // Современные исследования социальных проблем. 2012. №2. С. 26.
9. Institutional Evaluation Programme // IEP. URL: http://www.eua.be/activities-services/institutional-evaluation-programme.aspx. Дата обращения: 04.12.15.
10. New international university ranking: Commission welcomes launch of U-Multirank // European Commission. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-548_en.htm. Дата обращения: 04.12.15.
11. U-Multirank launched by EU commissioner // The world university rankings. URL: https://www.timeshighereducation.com/news/u-multirank-launched-by-eu-commissioner/2013272.article. Дата обращения: 04.12.15.