Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Публичная дипломатия России на пространстве СНГ

Аннотация: пространство СНГ имеет огромное значение для внешней политики России и её публичной дипломатии. Публичная дипломатия Российской Федерации реализуется в ряде направлений внешней политики: информационное обеспечение внешней политики государства, информационная безопасность России, международные культурно-гуманитарные связи, связи с соотечественниками, проживающими за рубежом. Реализация всех этих направлений носит противоречивый характер. Определяется это тем, что в публичной дипломатии России отсутствует представление об объекте культурного взаимодействия и отсутствуют устойчивые обратные связи, наличие которых зависит от широкого сотрудничества общественного России и зарубежных стран. За небольшим исключением, внимание общественности к сфере международного сотрудничества не получило серьёзного развития в странах СНГ и не обладает достаточной поддержкой со стороны государств.

Ключевые слова: Содружество Независимых государств (СНГ) публичная дипломатия; информационное обеспечение внешней политики; международные культурные связи; связи с соотечественниками.

Abstract: the Commonwealth of Independent States (CIS) has great importance for Russia’s foreign policy and its public diplomacy. Russian public diplomacy is implemented in various directions including information support of foreign policy and support of international information security, international cultural and humanitarian ties, which have a centuries-old history of interaction with Russian culture, while its new direction is establishment of ties with compatriots living abroad. Development of these directions is controversial. It is determined by the lack of understanding what is the goal of cultural co-operation and absence of sustainable feedbacks, which availability depends on broad public cooperation, and instability of public movements in the sphere of international co-operation.

Keywords: the Commonwealth of Independent States (CIS), public diplomacy; Information support of foreign affairs; cultural co-operation; Ties with compatriots.

Пространство СНГ имеет исключительное значение для внешней политики России и её публичной дипломатии, поскольку является регионом, в котором сосредоточены жизненно важные интересы экономического и политического развития страны, её безопасности, традиции многовекового взаимодействия.

Исследование публичной дипломатии Российской Федерации на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ) основано на представлении об этом пространстве как пограничном — на стыке европейской и азиатской цивилизаций, которое длительное историческое время развивалось в тесном взаимодействии культур при преобладающем влиянии русской культуры, а советское время коммунистической интернациональной культуры, которое привело к формированию культурно-политического единства населения региона. Распад СССР и двадцатипятилетнее существование СНГ привело к распаду этого единства, существенному ослаблению влияния русской культуры и усилению процесса национальной самоидентификации народов в условиях становления национальных государств. Это вызвало сложные процессы этнического взаимодействия на обширных просторах стран СНГ, которые в ряде случае привели к острым конфликтам и вооруженным конфликтам. Главной причиной проблем межэтнического и межгосударственного взаимодействия явилось отсутствие у национальных элит в государствах СНГ достаточно полного понимания полиэтничности и мультикультурализма постсоветского пространства. Гуманистическое понимание межцивилизационного взаимодействия являются критерием осмысления субъектов и объектов публичной дипломатии на пространстве СНГ.

Сегодня то, что принято называть публичной дипломатией в Российской Федерации реализуется в рамках различных направлений внешней политики. Во-первых, это — информационное обеспечение внешней политики государства. Во-вторых, традиционное развитие международных культурных связей страны, тем более на евразийском пространстве, где связи имеют многовековую историю взаимодействия с русской культурой. В-третьих, после распада СССР особенно актуальным стало развитие связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и оказание им помощи в реализации специфических интересов многомиллионной российской диаспоры, как в ближнем, так и дальнем зарубежье.

В условиях современных информационных войн наиболее активно разрабатывается информационное обеспечение внешней политики государства. Оно призвано разъяснить международной общественности и представителям СМИ содержание внешней политики России и обеспечить поддержку внешнеполитическим мероприятиям РФ необходимую международную поддержку со стороны общественности, противодействовать преднамеренному искажению внешней политики России за рубежом. Национальные интересы России в информационной сфере определены в доктрине информационной безопасности РФ, как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития в части, касающейся информационной сферы. Целью обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства является формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве [1]. Безусловно, пространство СНГ входит в эту сферу жизненно важных интересов России уже не один век, оно является сферой приложения усилий для информационного обеспечения внешней политики государства, направленной на утверждение сотрудничества стран региона в различных направлениях созидательной деятельности, восстановление и дальнейшее развитие тесных связей, которые ранее существовали как единый народнохозяйственный комплекс и характеризовались отношениями дружбы между народами Советского Союза. В частности в доктрине предусматривается: «…доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры; …содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве» [1]. Для региона характерно постоянно расширяющееся применение информационных технологий как в созидательных, так и в разрушительных целях со стороны различных политических сил в странах СНГ, например, националистических, так и со стороны иностранных государств, преследующих собственные цели в регионе. В доктрине указывается: «Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий» [1]. Мы наблюдали в недавнем прошлом применение методов так называемой «цифровой дипломатии», которые привели в ряде мусульманских стран к катастрофическим последствиям. Для стран Центральной Азии и Кавказского региона особенно опасно распространение исламского фундаментализма и радикализма, террористической деятельности. В доктрине отмечается: «Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры» [1].

Таким образом в области информационного обеспечения внешней политики России в регионе четко сформулированы цели и задачи, которые реализуются различными органами государственного управления. Доктрина предусматривает развитие разнообразных связей в области внешнеэкономической деятельности, образования, науки, культуры и спорта. Однако четко определенных задач в этой области в официальных документах Российского правительства последних лет нет.

Необходимо иметь ввиду, что для успешного развития благоприятной информационной среды для международного сотрудничества на пространстве СНГ имеет сотрудничество СМИ в контексте международной политики. Именно оно позволит найти наиболее короткий путь к общественному мнению стран евразийского пространства. Здесь накоплен определенный опыт работы в рамках СНГ и есть попытки создания межгосударственных СМИ, как, например, межгосударственная телерадиокомпания «Мир», но её деятельность носит пока ограниченный характер и требует более широкой поддержки государств-участников телерадиокомпании. На ней выходит, например, информационная программа «Вместе», предлагающая информацию из столиц государств-участников СНГ, репортажи с места событий и комментарии специалистов [6]. Однако в целом развитие сотрудничества СМИ в рамках СНГ требует значительного расширения масштабов и углубления содержания, дополнительного финансирования. Нельзя допускать провалов, подобных тому, что произошёл на Украине, когда украинские СМИ под влиянием многочисленных западных фондов заняли в конечном итоге ярую антироссийскую позицию.

Для успешной реализации целей и задач публичной дипломатии необходимо четко представлять субъект и объект, включаемые в организацию кросскультурных коммуникаций. Субъектом межкультурных коммуникаций в данном случае являются государственные органы власти и управления региона. За прошедшие годы ими создана международно-правовая основа для развития необходимых связей между государствами в области культурного взаимодействия. Однако реализация нормативной базы носит непоследовательный характер и серьёзно ограничена целым рядом факторов.

Во многом отношения между странами зависят от сложившихся в них этнических стереотипов, через которые формируются отношения между ними. Этнические стереотипы формируются на протяжении десятилетий, иногда столетий. Разрушение целого ряда этнических стереотипов советского времени привело к перестройке общественного сознания на евразийском пространстве, которое до сих пор не завершено. Эта подвижность во многом определяется такими факторами, как продолжающийся процесс формирования общественного сознания в условиях становления и развития новой государственности и национальной самоидентификации. Противоречивость этого процесса обусловлена тем фактором, что практически во всех случаях государственность формируется на базе становления национальной самоидентификации в обществах, которым от СССР достался мультикультуральный состав. Политическими элитами государств-членов СНГ этот фактор не учитывается в достаточной степени, что чревато известными конфликтами в регионе. В основе этнических стереотипов лежат культурные традиции народов и их религиозные особенности. Эти обстоятельства могут быть использованы различными политическими силами в целях развития отношений сотрудничества или конфликта. Наконец, важный фактор формирования общественного сознания — это идеологические установки, внедряемые в обществе различными политическими силами. С крушением советской системы идеологическая борьба не ослабла, а еще более усилилась на пространстве СНГ, приобрела более разнообразный характер. Эта борьба отражает столкновение различных политических сил внутри отдельных стран, но в странах СНГ она включает в себя еще и отношение к интеграционным процессам и отношение к России. От этой борьбы зависит внешняя и внутриполитическая стабильность на евразийском пространстве.

Поэтому для публичной дипломатии на евразийском пространстве важнейшее значение приобретает вопрос об объекте этой дипломатии — общественности, её активном вовлечении в процессы взаимодействия государств, вовлечения в интеграционные процессы на евразийском пространстве. При этом эффективность такой дипломатии во многом связана с включением общественности в разные формы обмена. Она должна стать не пассивным объектом информационного воздействия, а активным участником интеграции стран евразийского региона. Руководители новых независимых государств не могли не осознавать необходимости что-то сделать с развалинами советской культуры. В этом контексте создание Содружества Независимых Государств представлялось некоторым государственным деятелям как «форма мягкого развода» бывших советских республик, которая позволит избежать каких-то резких эксцессов, другим — попыткой сохранить доставшийся от СССР «культурный багаж» и связи с русской культурой, благодаря которым народы этих стран перешагнули через целые исторические эпохи. Необходимо было также обеспечить граждански мир в полиэтничных обществах. Радикально настроенные руководители — рассматривали СНГ как возможность преодолеть советский мультикультурализм и сформировать монокультурные государства, постепенно выдавливая носителей культур других народов со «своей» территории. По-существу такие различные взгляды на культуру независимых государств находили отражение и в отношении СНГ в целом. Однако практика функционирования СНГ в сфере культурной политики в полной мере не удовлетворила никого из них. СНГ не удалось сохранить единое культурное пространство, где многонациональная культура сохранила бы свою целостность, следую общей системе идеалов. Но представление о единстве интересов народов постсоветского пространства, включая сферу культуры, и некоторых общих ценностях, сформировавшихся исторически, сохранилось на пространстве СНГ. Те государства, руководство которых посчитало нежелательным сохранение общего культурного пространства, как пространства взаимного равноправного общения и взаимообогащения культур народов, в конечном итоге утратило интерес к СНГ. Государства-члены Содружества в подавляющем большинстве ясно проявили стремление к сохранению и развитию общего культурного пространства.

Приоритетность культурного сотрудничества и развития культурно-гуманитарных связей нашла отражение в статье 3 Устава СНГ, в котором отмечено, что Содружество основывается на уважении культурной самобытности входящих в него народов, тесном сотрудничестве в сохранении культурных ценностей и культурном обмене [3].

Основная цель культурного взаимодействия стран СНГ в области культуры, обозначенная в документах, — создание условий для формирования общего культурного пространства в сфере культуры, науки, образования, включая туристическую сферу. Основополагающее значение в этом вопросе имеет Соглашение о сотрудничестве в области культуры, подписанное 15 мая 1992 г. в Ташкенте и ставшее первым документом Содружества в области культурных связей. Это соглашение предполагает развитие целого спектра направлений культурных обменов на пространстве СНГ: в области музыкального, театрального, изобразительного, эстрадного и циркового искусства, кино, телевидения, библиотечного и музейного дела, охраны и рационального использования объектов культурно-исторического наследия [11].

В последующие годы на основе ташкентского Соглашения был принят ряд документов, которые определяют важнейшие векторы развития сотрудничества в отдельных областях культурной сферы. Это Соглашение о создании системы межбиблиотечного абонемента государств — участников СНГ [10]; Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей [8]; Соглашение о совместном производстве фильмов [9]. Практическая реализация этих направлений отражена в программах основных мероприятий сотрудничества государств — участников СНГ в области культуры до 2000, 2005, 2010, 2015 гг. Последняя программа включает период до 2020 г.

Концепцию сотрудничества государств — участников СНГ в сфере культуры, которая и была принята в мае 2011 г. В документе изложен «комплекс согласованных позиций государств-участников СНГ в отношении межгосударственного сотрудничества в сфере культуры на долгосрочную перспективу» [3]. Основное внимание уделено созданию «благоприятных условий для распространения общих гуманистических ценностей народов государств Содружества, в том числе толерантности, дружбы и добрососедства, культуры мира, межнационального и межконфессионального согласия, уважения к культуре, языкам и традициям других народов» [3].

Вопросы укрепления сотрудничества в области культуры и образования были включены и в другие межгосударственные документы, например, «Декларацию глав государств — участников Содружества Независимых Государств о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества», подписанную 5 декабря 2012 г. в Ашхабаде.

Новая программа культурного обмена, «Основные мероприятия сотрудничества государств — участников СНГ в области культуры на 2016–2020 годы», была принята 29 мая 2015 г. в Республике Казахстан. В документе были изложены основные направления и конкретные инструменты реализации Концепции сотрудничества в сфере культуры (2011 г.). Для ее практической реализации было разработано более 120 акций международного и национального уровня, сформулирован «целый комплекс мероприятий по углублению взаимодействия в театрально-концертной области, в музыкальной и библиотечной сферах, а также в таких областях, как кино, наука, образование, изобразительное искусство, информационная деятельность и совместная подготовка кадров» [4].

Все эти документы заложили прочные правовые основы взаимодействия государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере культуры, которое динамично развивается на двусторонней и многосторонней основе и включает множество направлений и форм. Культурный диалог в них рассматривается как важнейшая основа духовного единства государств Содружества.

На евразийском пространстве активную позицию занимает Китайская Народная Республика и её публичная дипломатия, о которой все более широко заявляет китайское руководство [2]. Инициатива КНР «Один пояс — один путь» распространяется на страны, которые являются членами СНГ и так или иначе участвуют в процессах экономической интеграции в рамках ЕАЭС. Китайская инициатива привлекает потенциальной возможностью крупных инвестиций в экономику региона. Возможное сопряжение интересов государств требует координаций усилий государств на евразийском пространстве и создание благоприятного климата для сотрудничества. 8 мая 2015 года Россия и Китай подписали соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативы Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) [5; 7]. Но российское руководство должно учитывать, что увеличение китайских инвестиций в регионе сопровождается постепенным, но неуклонным сокращением не только экономического, но и культурного влияния России. И если первое зависит от состояния экономики России, то второе полностью зависит от политики государства, где возможности правительства носят более гибкий характер.

В области гуманитарного сотрудничества крайне важны контакты на разных уровнях: в научной, экономической, культурной сферах. Немаловажную роль играет обмен студентами, преподавание русского языка в странах СНГ с тем, чтобы предотвратить дальнейшее ослабление распространения русской культуры и языка в этих странах. Это имеет исключительно важное значение для развития интеграционных процессов на пространстве СНГ. Без культуры-посредника, без языка-посредника доверие между народами в будущем, а иногда уже и в настоящем будет подорвано. Надежды только на экономическую целесообразность связей показали полную несостоятельность еще в период распада СССР. Россия сделала необходимые шаги в сторону укрепления своего культурного присутствия на постсоветском пространстве, но культурно-гуманитарное сотрудничество с общественностью стран СНГ все еще находится на периферии публичной дипломатии Российской Федерации, что не позволяет восполнить потери, понесенные в прошлые годы.

Для устойчивого гуманитарного сотрудничества исключительно важное значение имеет диалог общественности. Оно призвано обеспечить обратную связь общественности Содружества и правительств стран-членов СНГ. Это создаст условия, когда интеграционные инициативы будут услышаны не только правящими элитами, но и народами этих стран, будет осознана их экономическая, политическая выгода и судьбоносное значение, что позволит сформировать общественное мнение в пользу процесса сближения государств и придать процессу укрепления Содружества устойчивый характер, свободный от переменчивых настроений лидеров постсоветского пространства. Тем самым будет обеспечено и более стабильное внутриполитическое развитие независимых государств, сузится поле для организации «цветных революций», истинной целью которых зачастую является разрушение сотрудничества с Российской Федерацией. Устойчивые общественные настроения в пользу сотрудничества и единства государств-членов СНГ обеспечить решение

Сотрудничество общественности позволит наполнить интеграционные процессы в СНГ новым не только экономическим, но и гуманистическим содержанием. Во-первых, оно могло бы быть своеобразным ответом на проект глобального развития стран Запада, который сегодня хотя и оказался в определенном тупике на пространстве СНГ, но не отвергнут совсем. Транснациональные корпорации, преодолев сопротивление современных западных национальных демократий, пытаются создать глобальный рынок, освободившись от всяких социальных обязательств перед обществом. Для государств и народов с развивающейся экономикой это угрожает новым вариантом неоколониализма, основанного на финансовой зависимости от ТНК и международных финансовых институтов, ограничениями их суверенитета и возможностей для модернизации страны, судьбой безнадежно бедных и вечно догоняющих стран. Для того, чтобы осуществить этот глобальный проект Западу приходится отказаться от социализации личности, оставить индивидуальность один на один с диким рынком, лишив её всякий ограничений морального и этического характера, которое вырабатывало человечество на протяжении всей своей истории. Разложение западной цивилизации приобретает пугающий характер. Побочным явлением этого разложения становиться международный терроризм, превращающий людей и целые сообщества в заложников извергов, пренебрегающего человеческой жизнью, вовлекающей человечество в варварство и хаос. Везде, где Запад пытается искусственно насадить свои идеалы, сегодня процветают коррупция, деградация общественных отношений, преступность и насилие, распад государственности и замена национальной культуры её националистическими извращениями и низкопробной массовой культурой. Диалог общественности стран-членов СНГ по этим проблемам актуален сегодня для этих стран как никогда.

Развитие евразийской интеграции должно предложить интеграцию не через противопоставление национального и глобального, а через гармоничное развитие — синтез национального и глобального, который позволяет не разрушать, а созидать новую глобальную реальность на основе уважения национальных особенностей, использования национальных традиций и ментальности в деле формирования новой взаимовыгодной экономической реальности, которая обеспечивает модернизацию и развитие, повышает благосостояние населения, преобразует в свою очередь образ жизни и культуру народов, вовлеченных в экономическое развитие региона. При этом никто не объявляется врагом или отсталым народом, удел которого максимально сократить свою численность, чтобы предоставить «жизненное пространство» и свои ресурсы для «золотого миллиарда». Взаимное уважение народов, их самобытности и сохранение культурного многообразия — основа гармоничного развития, позволяющего преодолеть межнациональные конфликты и недоверие между народами.

На евразийском пространстве процессы взаимодействия народов, культур, государств все отчетливее приобретают характер созидательного сотрудничества, которое позволит сформировать пространство гармоничного развития, способное сформировать новое социально-экономическую, культурную и общественно-политическую ситуацию в регионе. Евроазиатское сотрудничество призвано создать зону стабильности и процветания народов региона, расцвета национальных культур и уважения к культурам различных этнических групп, создания прочного мультикультурного пространства. Тем самым международное сотрудничество стран СНГ может внести свой вклад в развитие человеческой цивилизации.

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.) Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.) //Сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/pdf
  2. Китаю и Казахстану нужно создать “экономический коридор Шелкового пути” — председатель КНР Си Цзиньпин// МИД КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmprc.gov.cn /rus/ zxxx/ t1075402.shtml
  3. Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере культуры. [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31083225#pos=42;-314
  4. Культурное сотрудничество стран СНГ — в планах более 120 мероприятий за пять лет. [Электронный ресурс]. URL: http://cis.minsk.by/news.php?id=52501
  5. Лавров С.В. С оптимизмом смотрим в будущее: к 15-летию подписания российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. //Жэньминь Жибао. 18 июля 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/2356326
  6. Официальный сайт межгосударственной телерадиокомпании «Мир». [Электронный ресурс].URL: http://mirtv.ru/
  7. Председатель КНР: новый Шелковый путь превращается из замысла в реальность. [Электронный ресурс]. URL: http://rossaprimavera.ru/news/rech-si-czinpina-na-otkrytii-foruma-poyas-i-put
  8. Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.issa.ru/legislation/docsng/docsng_13.html
  9. Соглашение о совместном фильмопроизводстве. //URL: http://www.miradx.ru/news/podpisano-soglashenie-o-sovmestnom-filmoproizvodstve
  10. Соглашение о создании системы межбиблиотечного абонемента государств — участников СНГ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_69454.html
  11. Соглашение о сотрудничестве в области культуры между Россией и СНГ от 15 мая 1992 г. [Электронный ресурс]. URL: http://http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=7602
  12. Устав Содружества Независимых Государств Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. [Электронный ресурс]. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=187

Внешняя культурная политика, Культурная интеграция, Международная общественная деятельность