Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Приоритеты развития науки и высшей школы в России, США и ЕС: обзор официальных документов

Обзор может быть использован для анализа точек соприкосновения путей развития науки и высшей школы в России, США и ЕС и оценки перспектив международного сотрудничества в этой сфере.

1. Россия

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации

(утверждены указом Президента России 21 мая 2006 года)

  • Безопасность и противодействие терроризму
  • Живые системы
  • Индустрия наносистем и материалов
  • Информационно-телекоммуникационные системы
  • Перспективные вооружения, военная и специальная техника
  • Рациональное природопользование
  • Транспортные, авиационные и космические системы
  • Энергетика и энергосбережение

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

(утверждены Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 года)

Приоритетные направления развития фундаментальных исследований определяются научным сообществом исходя из национальных интересов России и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.

Важнейшие прикладные исследования и разработки ведутся по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; они должны быть нацелены на решение комплексных научно-технических и технологических проблем и ориентированы на конечный результат, способный стать инновационным продуктом.

Основными задачами развития фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок являются:

1) разработка мер первоочередной государственной поддержки фундаментальных исследований, способных обеспечить технологические прорывы и формирование последующих технологических укладов;

2) проведение прогнозных исследований по определению перспективных направлений научно-технического и технологического развития, оценке последствий принимаемых управленческих решений;

3) повышение роли социальных и гуманитарных исследований;

4) сохранение и поддержка научных и научно-технических школ, обеспечение преемственности научных знаний;

5) содействие развитию научных исследований и экспериментальных разработок военно-прикладной направленности для выявления и предотвращения военных угроз, создания качественно новых видов вооружения, военной и специальной техники, совершенствования форм и способов ведения вооруженной борьбы;

Свежая информация программа такси цена на сайте. Оборудование для пекарни как открыть пекарню. Глаукома у пожилых людей симптомы и методы лечения лечение глаукомы у пожилых.

6) развитие исследовательской, конструкторской, опытно-экспериментальной базы научного приборостроения;

7) создание и ресурсное обеспечение уникальных научных установок, сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием, в том числе на основе лизинга;

8) совершенствование информационной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий, развитие унифицированной системы кодификации научных знаний и технологий, системы научно-технической и военно-технической информации.

На втором этапе (2007-2010 гг.) необходимо:

1) завершить формирование национальной инновационной системы и целостной структуры научно-технического комплекса, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики;

2) обеспечить устойчивые позиции Российской Федерации в сфере науки и высоких технологий;

3) отработать взаимовыгодные механизмы международной интеграции и разделения труда, в том числе с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

После 2010 года необходимо обеспечить дальнейшее развитие научно-технического комплекса как неотъемлемой части социально-экономического, оборонного и культурного потенциала страны, реализовать мероприятия по повышению эффективности его использования в интересах освоения внутреннего и мирового рынка высокотехнологичной продукции.

Федеральная целевая программа “Исследования и разработки по приоритетным направлениям

развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы”

(утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 613)

Основной целью I этапа Программы (2007 — 2009 годы) является обеспечение условий для перехода к инновационному пути развития экономики страны.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

  • проведение научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации с учетом мировых тенденций в этой сфере;
  • обеспечение развития важнейших прикладных исследований и разработок;
  • адаптация научно-технологического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
  • прогнозирование развития научно-технической сферы.

Основной целью II этапа Программы (2010 — 2012 годы) является содействие формированию сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

  • создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
  • содействие формированию эффективной инновационной системы;
  • обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;
  • обеспечение повышения эффективности государственно-частного партнерства;
  • прогнозирование развития научно-технической сферы.

Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий

(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 1764-р)

Формирование федеральных целевых программ в сфере науки и технологий осуществляется с учетом следующих особенностей:

  • обеспечение непрерывности цикла “фундаментальные исследования  — поисковые НИР — прикладные НИОКР — технологии — производство — рыночная реализация” и сбалансированности его этапов при общей ориентации на конечный результат — серийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции в экономически целесообразных объемах;
  • обеспечение концентрации средств федерального бюджета и внебюджетных средств на реализации Приоритетных направлений и адресности мер стимулирования научно-технической и инновационной деятельности;
  • осуществление выбора объектов финансирования на основе их оценки по научно-техническим, экономическим, экологическим и другим критериям с учетом возможностей федерального бюджета.

Концепция федеральной целевой программы “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009 — 2013 годы

(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 440-р)

Мероприятия Программы, формируемые Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, распределяются по 4 направлениям с учетом следующих положений:

  • повышение привлекательности научной деятельности для студентов, аспирантов и молодых ученых в том числе путем создания стимулов для их участия в выполнении государственных заказов в рамках Программы;
  • выполнение мероприятий, стимулирующих расширение связей между субъектами научной и образовательной деятельности, а также между секторами науки, образования и высоких технологий, активное использование механизмов интеграции науки и образования;
  • доведение до сведения широкой общественности результатов успешной реализации мероприятий Программы;
  • использование научного и образовательного потенциала российской диаспоры за рубежом;
  • реализация непрерывного цикла воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.

Направление 1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий. В рамках этого направления предусматриваются:

  • проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров;
  • проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук;
  • проведение научных исследований молодыми учеными — кандидатами наук и целевыми аспирантами в научно-образовательных центрах;
  • развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах;
  • проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей;
  • научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.

Направление 2. Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры. В рамках этого направления предусматриваются:

  • организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ;
  • организация и проведение всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов;
  • развитие информационной инфраструктуры подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров;
  • обеспечение развития системы научно-технического творчества молодежи;
  • оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций и организаций оборонно-промышленного комплекса, предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием (учебно-исследовательскими комплексами), используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе, ориентированном на потребности указанных организаций в ученых и специалистах;
  • информационное обеспечение реализации Программы.

Направление 3. Осуществление инвестиций, обеспечивающих государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров. В рамках этого направления предусматривается создание в ряде государственных учреждений высшего профессионального образования, участвующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для организаций высокотехнологичных секторов экономики, в том числе для оборонно-промышленного комплекса, необходимого жилищного фонда (общежитий) для временного проживания студентов и молодых ученых, преподавателей и ученых, приглашенных для проведения работ в научно-образовательных центрах, что позволит поддерживать их мобильность.

Направление 4. Обеспечение управления реализацией Программы и содержание дирекции Программы. В рамках этого направления предусматриваются:

  • организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур;
  • аналитическое обеспечение реализации Программы;
  • содержание дирекции Программы.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы

Система целевых показателей (Приложение №1 к Программе)

  • рост доли образовательных дисциплин, по которым разработаны и внедрены новые стандарты общего образования;
  • увеличение количества программ профессионального образования, имеющих международное признание;
  • рост доли учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий;
  • увеличение доли населения в возрасте 25 — 65 лет, вовлеченных в систему дополнительного образования;
  • увеличение доли иностранных учащихся в системе высшего профессионального образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе;
  • увеличение доли поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена;
  • увеличение доли учебных заведений, реализующих программы двухуровневого профессионального образования;
  • повышение доли средств на финансирование образования, поступивших от коммерческих и некоммерческих организаций, в общей сумме расходов на образование.

Основные направления деятельности в рамках задач Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы (Приложение №2 к Программе)

  • Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
  • Введение нового перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности.
  • Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
  • Реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.
  • Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций.
  • Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений.
  • Завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена.
  • Создание общероссийской системы оценки качества образования.
  • Внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики.
  • Выделение в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов и системообразующих вузов для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования в интересах государства, общества и личности.
  • Повышение эффективности институционального управления при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений и в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиления их ответственности за конечные результаты деятельности, повышения результативности и прозрачности финансирования сферы образования.
  • Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.
  • Совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.
  • Внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций.
  • Реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования.
  • Внедрение специальных повышенных нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

(одобрена распоряжением Правительства РФ N 1756 от 29.12.2001)

Приоритеты образовательной политики:

  • Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования
  • Создание условий для повышения качества профессионального образования
  • Формирование эффективных экономических отношений в образовании
  • Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом
  • Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики

2. США

Департаментом образования США до сих пор не опубликовано инициатив администрации Обамы, касающихся приоритетов развития образования. Документ под названием «Obama’s education plan:

Restore America’s Leadership in Higher Education» опубликован на веб-сайте WhiteHouse.gov, однако его вряд ли можно назвать официальным государственным документом.

Obama’s education plan: Restore America’s Leadership in Higher Education

Основные принципы:

  • восстановление утраченных лидирующих позиций США по доле граждан, имеющих высшее образование к 2020 году;
  • расширение доступа к высшему образованию;
  • значительное увеличение финансирования вузов;
  • адресная поддержка вузов, обеспечивающих молодёжь и взрослых наиболее востребованными навыками и дающими образование, необходимое для новых отраслей промышленности.

План Обамы по развитию науки пока не нашёл воплощения в официальных документах. Он сформулирован в документе

Investing in America’s Future: Barack Obama and Joe Biden’s Plan for Science and Innovation

Приоритет — восстановление целостности научной политики США.

Основные положения:

  • удвоение в течение 10-летнего периода федеральных инвестиций в фундаментальные исследования ключевых учреждений науки, с особым акцентом на поддержку молодых исследователей в начале их карьеры, а также поддержку исследований с высокой степенью риска и потенциально высокой отдачей;
  • создание национальных обязательств в области естественно-научного образования и профессиональной подготовки путём привлечения к преподаванию лучших умов Америки;
  • поощрение инноваций при помощи налоговых мер и совершенствования патентной системы;
  • ориентация на решение «больших вызовов» XXI века: снижение выбросов веществ, загрязняющих окружающую среду; построение безнефтяной экономики; общественное здравоохранение; защита от новых угроз национальной безопасности;
  • выдвижение в качестве национального приоритета образования по направлениям STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics);
  • создание условий, которые будут способствовать частному сектору инноваций;
  • сопряжение науки и техники для ответа на вызовы XXI века (разработка доступных чистых источников энергии, снижение зависимости от иностранной нефти, борьба с глобальным потеплением, увеличение продолжительности и качества жизни американцев, укрепление национальной безопасности США, восстановление американского лидерства в производственной сфере, перспективные сетевые технологии, создание транспортной системы XXI века, укрепление американского лидерства в космических науках, поддержание и повышение производительности труда в американском сельском хозяйстве)

Международного сотрудничества касается следующий документ:

Higher Education for Development

(US Agency for Internetional Development Program)

Приоритет — краткосрочные и долгосрочные программы обучения в техническом секторе, имеющие важное значение для развития принимающей страны:

основные образовательные программы по направлениям критической важности;

техническая помощь и расширение программ в сферах здравоохранения, сельского хозяйства, инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий, рационального использования природных ресурсов, развития бизнеса, науки и техники;

сотрудничество в сфере прикладных исследований;

сотрудничество в сфере политического анализа.

3. Европа

Коммюнике конференции министров, отвечающих за образование, в Лёвене и Лювель-ля-Ниво

Приоритеты развития высшего образования в Европе на ближайшее десятилетие:

  • социальный аспект (равные права на доступ к образованию и завершение образования);
  • непрерывное обучение (посредством гибких путей обучения, национальных квалификационных рамок);
  • трудоустройство (использование в полной мере результатов образования на меняющемся рынке труда);
  • обучение, ориентированное на студента (обучающая миссия высшего образования);
  • связь образования, исследований и инноваций (междисциплинарные и межсекторальные программы);
  • международная открытость;
  • мобильность (совместные дипломы и совместные программы, а также «окна для мобильности» как распространённая практика);
  • многомерные инструменты прозрачности;
  • расширение структуры финансирования.

The Higher Education Modernisation Agenda

(Communication from the Commission to the Council and the European Parliament delivering on the modernisation agenda for the universities: education, research and innovation, Brussels, 10.5.2006, COM(2006), 2008 final)

Основные направления реформы:

  • Реформы учебных программ: три цикла (бакалавриат-магистратура-докторантура), компетентностное обучение, гибкие пути обучения, признание, мобильность.
  • Управление реформы: университетская автономия, стратегическое партнерство, в том числе с предприятиями, обеспечение качества.
  • Финансирование реформ: диверсификация источников дохода, связь финансирования с результатами работы, обеспечение равенства, доступности и эффективности, включая возможную роль платы за обучение, грантов и кредитов.

Lifelong Learning Programme 2007-2013

(Decision No 1720/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 establishing an action programme in the field of lifelong learning)

Цели:

  • вклад в развитие качественного обучения на протяжении всей жизни и способствование высокой производительности, инноваций и европейского измерения в системах и практике;
  • поддержка реализации Европейской зоны пожизненного обучения;
  • способствование повышению качества, привлекательности и доступности возможностей для обучения в течение всей жизни;
  • усиление вклада непрерывного обучения в социальное единство, активную гражданственность, межкультурный диалог, гендерное равенство и личностную реализацию;
  • способствование творчеству, конкурентоспособности, занятости и росту предпринимательского духа;
  • способствование более активному участию в процессе непрерывного обучения людей всех возрастов, включая детей с особыми потребностями и обездоленных групп населения;
  • поощрение изучения языка и языкового разнообразия;
  • поддержка развития ресурсов ИКТ;
  • усиление роли программ пожизненного обучения в формировании чувства европейского гражданства, основанного на уважении европейских ценностей, терпимости и уважения к другим народам и культурам;
  • поощрение сотрудничества в области обеспечения качества во всех сферах образования и профессиональной подготовки;
  • улучшение качества программ за счёт поощрения наиболее эффективного использования результатов, инновационные продукты и процессы, а также обмена передовым опытом.

Strategic framework for the international scientific and technological cooperation

(Communication from the Commission to the Counsil and the European Parliament, Brussels, 24.09.2008. COM(2008) 588 final)

  • укрепление координации государств-членов ЕС и действия, направленные на укрепление стратегического научно-технологического сотрудничества и диалоги по информационному обществу с партнёрами по всему миру;
  • организация дополнительного взаимодействия между институтами государственной власти, промышленности и гражданского общества, чтобы действия ЕС в этих областях политики стали более эффективными;
  • облегчение доступа к источникам знаний, ресурсов и рынков по всему миру;
  • оказание позитивного влияния на мировую научную и технологическую повестку дня путём объединения ресурсов для достижения критической массы и подчёркивания демократических ценностей в рамках глобального информационного общества, в частности свободы выражения мнений и права на доступ к информации;
  • улучшение условий проведения международных исследований и содействие европейской модели конвергенции для усиления эффективности политики информационного общества;
  • облегчение доступа европейских исследователей и университетов к работе с ведущими мировыми учёными и организациями;
  • укрепление глобальных позиций европейской промышленности в области электронной коммуникации и других передовых технологий.

Региональные приоритеты программы «ТЕМПУС» для совместных проектов:

Региональные приоритеты для Совместных проектов

Восточный регион

1. Реформирование учебных планов и программ:

  • модернизация учебных планов в соответствии с Европейской системой переноса зачетных единиц (ECTS)

Предметные области: управление и право (включая права человека), здравоохранение, образование, энергетика, окружающая среда (включая изменения климата), транспорт, информационное общество, бизнес и предпринимательство, туризм

2. Реформирование управления:

  • управление вузами и студенческие службы
  • институциональная и финансовая автономия
  • равенство доступа к высшему образованию
  • развитие международных связей

3. Высшее образование и общество:

  • развитие сотрудничества с предприятиями
  • развитие обучения в течение всей жизни

Западные Балканы

1. Реформирование учебных планов и программ:

  • модернизация учебных планов в соответствии с Европейской системой переноса зачетных единиц (ECTS)

Предметные области: образование и педагогика (включая начальное и среднее и профессиональное образование), сельское хозяйство, управление и право (включая права человека).

2. Реформирование управления:

  • управление вузами и студенческие службы
  • институциональная и финансовая автономия
  • равенство доступа к высшему образованию

3. Высшее образование и общество:

  • развитие сотрудничества с предприятиями
  • развитие обучения в течение всей жизни

Южный регион:

1. Реформирование учебных планов и программ:

  • модернизация учебных планов в соответствии с Европейской системой переноса зачетных единиц (ECTS)

Предметные области: управление и право (включая права человека), здравоохранение, образование, энергетика, окружающая среда (включая изменения климата), транспорт, информационное общество, бизнес и предпринимательство, туризм.

2. Реформирование управления:

  • управление вузами и студенческие службы
  • институциональная и финансовая автономия
  • равенство доступа к высшему образованию

3. Высшее образование и общество:

  • развитие сотрудничества с предприятиями
  • развитие обучения в течение всей жизни

Центральная Азия:

1. Реформирование учебных планов и программ:

  • модернизация учебных планов в соответствии с Европейской системой переноса зачетных единиц (ECTS)

Предметные области: образование/педагогика управление и право, водные ресурсы, энергетика, окружающая среда.

2. Реформирование управления:

  • управление вузами и студенческие службы
  • институциональная и финансовая автономия

3. Высшее образование и общество:

  • развитие сотрудничества с предприятиями
  • развитие обучения в течение всей жизни

Региональные приоритеты для проектов по структурным мерам

Восточный регион

1. Реформирование управления:

  • управление вузами и студенческие службы
  • институциональная и финансовая автономия
  • равенство доступа к высшему образованию
  • развитие международных связей

2. Высшее образование и общество:

  • развитие сотрудничества с предприятиями
  • образование — инновации  — исследования
  • рамки квалификаций

Западные Балканы:

1. Реформирование управления:

  • управление вузами и студенческие службы
  • институциональная и финансовая автономия
  • равенство доступа к высшему образованию

2. Высшее образование и общество:

  • образование — инновации  — исследования
  • рамки квалификаций

Южный регион

1. Реформирование управления:

  • управление вузами и студенческие службы
  • институциональная и финансовая автономия
  • равенство доступа к высшему образованию
  • развитие международных связей

2. Высшее образование и общество:

  • развитие сотрудничества с предприятиями
  • образование — инновации  — исследования
  • рамки квалификаций

Центральная Азия

1. Реформирование управления:

  • развитие международных связей

2. Высшее образование и общество:

  • образование — инновации  — исследования

Национальные приоритеты программы «ТЕМПУС» для России:

Для совместных проектов:

Приоритетные области:

  • социальная работа
  • туризм и услуги
  • педагогика
  • техника и технология
  • информационные технологии
  • философия
  • экология
  • биотехнология

Совместные проекты должны основываться на партнёрствах учебных заведений стран ЕС и стран-партнёров. Совместные проекты должны быть направлены на перенос знаний между вузами ЕС и вузами стран-партнёров и решение следующих задач:

1. Реформирование образовательных программ:

  • программы 2-х циклов
  • перенос зачетных единиц и признание дипломов и степеней

Деятельность:

  • адаптация, модернизация и реструктуризация существующих программ
  • разработка, апробация, внедрение/аккредитация новых образовательных программ и распространение результатов;
  • акцент на содержание, структуру, методы обучения и использование новых учебных материалов с учетом задач модернизации высшего образования в Европе (Лиссабонская стратегия, Болонский процесс);
  • разработка и внедрение программ двойных, многосторонних или совместных дипломов
  • внедрение процедур признания вузами ЕС и вузами стран-партнеров;

2. Высшее образование и общество:

  • обучение в течение всей жизни
  • рамки квалификаций

Деятельность:

  • усиление роли вузов в обществе; использование академического знания и опыта вузов для усиления их вклада в развитие обучения в течение всей жизни;
  • решение вопросов, связанных с взаимодействием знаний, научных исследований и инноваций на уровне вуза;
  • развитие связей между вузами и рынком труда, включая развитие предпринимательства и создание или поддержку бизнес-инициатив на этапе их становления.

Для структурных мер:

Структурные меры направлены на поддержку структурного реформирования систем высшего образования в контексте приоритетов, определенных для каждой страны-партнера.

Структурные меры должны быть направлены на:

  • развитие и реформирование структур и систем высшего образования на национальном уровне в странах-партнерах; это включает в себя формирование представительных структур, организаций или ассоциаций;
  • повышение качества и значимости структур и систем высшего образования в странах-партнерах и повышение их конвергенции с тенденциями в ЕС;
  • поддержку сетей вузов или национальных или министерских рабочих групп, занимающихся реформированием высшего образования.

Реализация проектов по Структурным мерам в Российской Федерации предусматривает следующие направления, реализации, сопоставимые с направлениями модернизации высшего образования в ЕС:

Высшее образование и общество:

  • обучение в течение всей жизни
  • рамки квалификаций

Например:

  • связь системы высшего образования и среднего профессионального образования повышенного уровня с миром труда;
  • национальные меры по разработке и поддержке взаимодействия образования и науки, и инноваций;
  • совершенствование государственного управления в области разработки политики реформирования и законодательства в сфере высшего образования.

Интересна ли Вам эта тема?

Международное научно-техническое сотрудничество, Международные образовательные связи