Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Отражение проблем международной политики в современной американской музыкальной культуре

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы наполнения современной американской музыкальной культуры политическим содержанием и отражения в ней актуальных проблем международной политики. В ходе исследования затрагиваются проблемы международного терроризма, политического кризиса на Украине, гражданской войны в Сирии, а также другие наиболее острые и актуальные проблемы современной международной политики. В ходе выявления степени освещенности той или иной актуальной международной проблемы в современной американской музыке, выделяются некоторые общие существенные черты отражения проблем международной политики в современной американской музыкальной культуре.

Ключевые слова: современная американская музыкальная культура, музыка США, американские артисты, музыканты США, композиции, выступления, проблемы международной политики, отражение международных проблем.

Abstract. The article is devoted to the mechanisms of filling modern American music culture with political content and reflecting the topical issues of international politics in it. The research touches upon the issues of international terrorism, the political crisis in Ukraine, the civil war in Syria, as well as the other most acute and topical issues of today’s international politics. In the course of identifying the degree of reflection of different topical international issues in modern American music, some common essential features of the process of reflection of international politics issues in the modern American music culture are highlighted.

Keywords: modern American music culture, USA music, American artists, USA musicians, songs, performances, international politics issues, reflection of international issues.

Введение

Современная международная политика в силу свойственных XXI веку динамичности и стремительности развития событий, а также постоянно растущего числа формирующих ее акторов, отличается значительным количеством противоречий, спорных вопросов и регулярно возникающих проблем. При этом важнейшие из подобных предметов международного обсуждения стабильно находят свое активное отражение в музыкальной культуре различных стран и народов мира. Особняком здесь стоит музыкальная культура Соединенных Штатов Америки не только как страны, на протяжении полувека задающей тенденции в мировой музыкальной индустрии, но и как одного из крупнейших игроков на политической карте мира, без прямого или косвенного участия которого не обходится практически ни одно значимое событие в современной международной политике. Отображение актуальной политической обстановки в мире и выражение позиции по поводу животрепещущих международных проблем сегодня являются ключевыми компонентами наполнения американской музыкальной культуры политическим содержанием. Довольно широким является и круг международных политических проблем, поднимаемых в творчестве современных американских артистов. В этой связи более тщательного рассмотрения требуют сами механизмы наполнения современной американской культуры политическим содержанием и отражения в ней тех или иных актуальных проблем международной политики.

Обзор литературы

Вопросы политических аспектов музыкального искусства получили некоторое освещение в работах Платона, Аристотеля, Ж. Ж. Руссо, А. Шопенгауэра, Ш. Монтескье, Р. Вагнера, Ф. Ницше, К. Маркса, Т. Адорно. Проблеме взаимодействия политики и музыки посвящено значительное количество работ зарубежных и отечественных авторов, среди которых Р. Дж. Дайтс, Ф. Кофский, Р. Либерман, Дж. Стрит, А. Г. Григорьянц, Г. С. Харламова и другие. В работах К. Ганна исследуются различные жанры и направления политической музыки XX века. Вопросы внутриполитической роли американской популярной музыки XX столетия и ее использования в политических кампаниях освещаются в исследованиях американских авторов Т. Шерира и Р. Пратта. В отечественной же науке, в частности авторами И. Л. Набок и Г. И. Панкевич, взаимосвязь политики и музыки рассматривалась, как правило, через призму проблемы служения музыкального искусства идеям социализма и социалистического воспитания. В недавних работах Л. Г. Титовой и В. С. Турчиной было рассмотрено влияние музыки на процесс политической социализации молодежи. Однако вопросы отражения проблем международной политики в американской музыкальной культуре XXI века на сегодняшний день так и не получили должного освещения в специальной литературе, что определяет необходимость проведения исследования в данной области.

Обзор источников

В ходе исследования используются различные виды источников, среди которых, в первую очередь, крупнейшие базы текстов песен Genius.com и Lyrics.wikia.com и непосредственно сами тексты песен, а также переводы песен на сайте электронной лингво-лаборатории «Амальгама». Кроме того, в качестве источников используются крупнейшие российские и зарубежные новостные сайты и блоги, среди которых Russian.rt.com, Vesti.ru, Rbc.ru, Ria.ru и другие, а также электронные ресурсы периодических изданий, связанных с музыкальных индустрией.

Постановка цели и задач

Целью данной работы является выявление общих существенных черт отражения проблем международной политики в современной американской музыкальной культуре.

Поставленная цель исследования достигается через выполнение следующих задач: 1) выделить актуальные проблемы международной политики, получающие наибольшее отражение в современной американской музыкальной культуре; 2) выделить основные формы отражения проблем международной политики в современной американской музыкальной культуре; 3) выделить основные жанры современной американской музыки, в рамках которых проблемы международной политики получают наибольшее отражение; 4) выявить характерные особенности отражения проблем международной политики в современной американской музыкальной культуре.

Описание исследования

Прежде всего, стоит отметить, что степень отражения той или иной проблемы международной политики в современной американской музыкальной культуре напрямую зависит от степени причастности к данной проблеме Соединенных Штатов Америки как государства. Иными словами, чем больше та или иная проблема международной политики затрагивает какие-либо интересы американских граждан, тем большее отражение она получает в американской культуре в целом и в музыкальной ее сфере в частности. Данной характерной особенностью, к примеру, объясняется повышенное внимание ряда американских артистов к политической ситуации в соседнем для Америки государстве — Венесуэле. Осуждение Америкой авторитарного режима правления Н. Мадуро и напряженное состояние двусторонних отношений между странами находят свое отражение не только в экономических санкциях, вводимых американским правительством против Венесуэлы, но и в американской музыкальной культуре. Так, в 2014 году американская поп-певица Мадонна, известная своей активной политической позицией, поделилась на своей официальной странице в социальной сети «Instagram» фотографией президента Венесуэлы Н. Мадуро, сопровождавшейся комментарием «По-видимому, Мадуро не знаком с фразой „права человека“. Фашизм жив и процветает в Венесуэле» [18]. А американский актер и рок-исполнитель Джаред Лето, получая в 2014 году премию «Оскар» за лучшую роль второго плана, произнес со сцены в Лос-Анджелесе следующие слова: «Всем, кто смотрит трансляцию, Украина и Венесуэла, я хочу сказать, что мы поддерживаем вас. Мы здесь в то время, когда вы боретесь за то, чтобы ваши мечты сбывались, за лучшую жизнь» [3]. В 2014 году эти и некоторые другие высказывания американских артистов наглядно отразили осложнения и проблемы в двусторонних отношениях между США и Венесуэлой.

Определенное отражение в современной американской музыкальной культуре получают и двусторонние отношения между Соединенными Штатами и другим соседствующим с ними государством — Кубой. Так, официальное восстановление прерванных в 1961 году дипломатических отношений между США и Кубой 20 июля 2015 года вызвало положительную реакцию многих американских артистов, а уже 6 марта 2016 года в Гаване состоялся первый за 10 лет крупный концерт американских исполнителей на территории Кубы. Выступление американского музыкального проекта «Major Lazer» в кубинской столице стало первым подобным мероприятием с момента восстановления дипломатических отношений между Кубой и США и собрало, по разным данным, от 450 тысяч до полумиллиона зрителей [12].

Однако свое отражение в современной американской музыкальной культуре находят не только проблемы двусторонних отношений США с их ближайшими соседями, но и, к примеру, осложнения в отношениях между США и Россией. Широко известен резонансный инцидент, произошедший во время украинского концерта американской рок-группы «Bloodhound Gang» в городе Одесса, в ходе которого бас-гитарист группы Д. Хасселхофф, произнеся фразу «Не рассказывайте об этом Путину», осквернил российский флаг и выкинул его в толпу зрителей [1]. Чем именно музыкант мотивировал свои действия остается неясным, однако незадолго до концерта на почве разногласий по поводу ситуации в Сирии, противоракетной обороны и законов «Магнитского» и «Димы Яковлева» состояние двусторонних отношений между США и Россией претерпело резкое ухудшение. В связи с этим такую творческую акцию американской рок-группы с большой долей вероятности можно рассматривать в качестве выражения крайне негативной позиции музыкантов по отношению к России и ее внешней политике.

Кроме того, с внешней политикой Российской Федерации в определенной степени связана и другая актуальная проблема современной международной политики, получающая определенное отражение в американской музыкальной культуре. Речь идет о проблеме вспыхнувшего в 2013 году политического кризиса на Украине, а также разгоревшегося вскоре российско-украинского конфликта и присоединения Крымского полуострова к территории Российской Федерации. Соединенные Штаты Америки как один из ключевых игроков на сегодняшней мировой политической арене принимали и продолжают принимать самое активное участие в разрешении украинской проблемы, по причине чего развернувшиеся на Украине политические процессы также получили некоторое отражение и в американской музыкальной культуре.

Внимание общественности к ситуации на Украине привлекалось некоторыми американскими рэп-исполнителями, среди которых, к примеру, довольно популярный во многих странах мира калифорнийский рэпер Lil B. В его композиции под названием «Murder Rate», вышедшей в августе 2014 года, можно встретить слова «Free Ukraine!» [21] («Освободите Украину»), а также призывы к освобождению Африки, Палестины, Северной Кореи, Шри-Ланки, Ирака, Египта и Ямайки. Украинская проблема время от времени поднимается и в творчестве не известных широкому кругу слушателей музыкантов, среди которых, например, американский хип-хоп исполнитель Meixens. В его песне «In A War» можно услышать слова «Seems like people don’t care for ***, / Ukraine is burning people loosing it» [17], которые можно перевести на русский язык как «Похоже, людей ничего не волнует, / Украина в огне, люди не замечают этого». Однако гораздо большее отражение в современной американской музыкальной культуре украинская проблема получила в формах всевозможных творческих акций, живых выступлений и интервью американских артистов.

Так, к примеру, американская поп-певица Мадонна не раз высказывала слова поддержки и сочувствия активистам и сторонникам Евромайдана, называя режимы правления бывшего украинского президента В. Януковича и президента России В. Путина фашистскими. Свои записи и сообщения в поддержку смены политической власти на Украине в социальных сетях артистка помечала хэштегом «#revolutionoflove» («революция любви») [18], а незадолго до событий на Майдане певица, как сообщают немецкие издательства, сделала ряд политических заявлений со сцены своего концерта в Кельне, призвав фанатов быть толерантными и обращать внимание на то, «что происходит в Иране, что происходит на Украине или во Франции» [11]. Кроме того, арест и лишение свободы украинского политического деятеля Ю. Тимошенко в 2012 году побудили Мадонну создать художественный проект «Art For Freedom», задачей которого стало содействие защите прав человека и свободному выражению политических взглядов посредством искусства [19].

Однако стоит отметить, что взгляды таких политически активных артистов, как Мадонна, зачастую искажаются средствами массовой информации и транслируются в более выгодном для той или иной политической стороны свете, а некоторые творческие акции и политические заявления и вовсе придумываются «с нуля». Так, к примеру, рядом украинских издательств в 2014 году были опубликованы фотографии американской певицы Мадонны, якобы появившейся на публике в платье с изображением украинского гетмана Б. Хмельницкого и надписью «Kyiv Ukraine» («Киев, Украина») [6]. Новость, однако, не подтвердилась, а фотографии платья оказались обработанными в графическом редакторе. Тем не менее, можно сказать, что определенную роль не только в пропаганде, но и в отражении украинской проблемы в американской музыкальной культуре певица все же сыграла, причем, даже не догадываясь об этом сама.

Прямо противоположная ситуация произошла с американским актером и рок-исполнителем Джаредом Лето. В 2014 году, принимая в свои руки престижнейшую американскую кинопремию «Оскар», артист в прямом эфире на весь мир выразил слова поддержки украинским и венесуэльским «борцам за свободу» [3]. Однако показательным является тот факт, что редакторами главного российского телевизионного канала «Первый канал», транслировавшего в записи церемонию вручения премии, были целиком вырезаны слова американского артиста об Украине [13]. Подобные прецеденты с певицей Мадонной и рок-исполнителем Джаредом Лето наглядно демонстрируют, что отражение проблем международной политики в современной американской музыкальной культуре зачастую может несколько искажаться, переиначиваться или попросту умалчиваться иностранными средствами массовой информации.

Тем не менее, спустя всего пару недель после выражения сочувствия активистам Евромайдана в ходе вручения премии «Оскар», американский певец действиями подтвердил свою обеспокоенность судьбой украинского народа, посетив украинскую столицу с концертом в составе рок-группы «30 Seconds To Mars». Видеосъемка концерта запечатлела Джареда Лето, размахивающего на сцене государственным флагом Украины, а уже на следующий день после выступления артист в личном порядке посетил Евромайдан, попутно, как сообщает один из крупнейших российских музыкальных порталов, успев сняться в клипе радикальных украинских рэп-исполнителей [4]. Таким образом, проблема напряженной политической ситуации на Украине с момента начала украинского политического кризиса получает достаточно обстоятельное отражение в американской музыкальной культуре, причем большей частью политически активных американских музыкантов, как правило, выражалась поддержка деятельности активистов Евромайдана, а затем и новой верховной украинской власти.

Отражение в современной американской музыкальной культуре получает и другая сторона украинского вопроса — проблема отсутствия согласия между Украиной и Россией относительно правового статуса и принадлежности Крымского полуострова, причем в контексте данной проблемы международной политики некоторые политически активные американские музыканты занимают российскую сторону и признают присоединение Крыма к России. Так, к примеру, в ноябре 2015 года лидер американской рэп-рок-группы «Limp Bizkit» Фред Дерст в ходе концерта в городе Воронеж появился на сцене в толстовке с российской символикой, при этом держа в руках плакат с надписью «Крым = Россия! Welcome» [8]. Стоит отметить, что ранее артист также изъявлял желание получить российское гражданство и приобрести жилье на территории полуострова Крым. Кроме того, как отмечает издательство «Известия», музыкант заявил о своей готовности «участвовать в мероприятиях, которые организует руководство Республики Крым, и помочь сделать так, чтобы в мире лучше понимали Крым и Россию» [7]. В то же время многие британские и немецкие популярные музыкальные команды, среди которых легендарные рок-группы «Iron Maiden» и «Judas Priest», а также диско-коллектив «Boney M», отказываются выступать на территории полуострова Крым в связи с неопределенностью его правового статуса. А в августе 2015 года имеющему как российское, так и американское гражданство джазмену И. Бутману и вовсе поступило официальное письмо из Госдепартамента США, в котором музыканту рекомендовалось не посещать крымский джазовый фестиваль «Koktebel Jazz Party» [5].

Серьезное отражение в современной американской музыкальной культуре получает и другая актуальная проблема международной политики — напряженная ситуация на Ближнем Востоке. Обстановка в данном регионе издавна беспокоила представителей американской музыкальной культуры, во многом по причине того, что Соединенные Штаты Америки принимали непосредственное участие в ряде ближневосточных конфликтов. Так, в 2004 году в США вышел целый антивоенный музыкальный сборник под названием «Future Soundtrack For America», в записи которого приняли участие американские рок-группы «R.E.M.» и «Blink-182», рэп-исполнитель will.i.am и 19 других, менее известных американских артистов и музыкальных групп. Композиции, вошедшие в сборник, представляли собой единый протест американской музыкальной культуры в целом против военной операции США в Ираке и дальнейшей оккупации американскими войсками иракских территорий. Широкую известность обрела и вышедшая в том же году антивоенная композиция американского рок-музыканта Ленни Кравица под названием «We Want Peace», записанная при участии иракского поп-певца Кадима Аль Сахира. В протестной песне, к примеру, можно встретить следующие слова: «The solution is simple and plain, / there won’t be peace if we don’t try. / In a war there is nothing to gain, / and so many people will die» [20] («Решение — простое и обыкновенное, / мы не придем к миру, если не будем пытаться. / Войной ничего не добиться, / так много людей погибнут»). Так, проблемы напряженной обстановки на Ближнем Востоке и, в частности, войны США в Ираке оставили большой след не только в американской музыке, но и в американской культуре в целом.

Сегодня напряженность политической ситуации на Ближнем Востоке связана, прежде всего, с проблемой гражданской войны в Сирии и сопряженной с ней проблемой активной деятельности международной исламистской суннитской террористической организации «Исламское государство». При этом проблема гражданской войны в Сирии, по сравнению с другими актуальными проблемами международной политики, получает достаточно умеренное отражение в современной американской музыкальной культуре. В тексте вышедшей в 2015 году песни американского рэп-исполнителя Tech N9ne под названием «Aw Yeah? InterVENTion» — одной из немногих известных музыкальных композиций, упоминающих сирийский конфликт и огромное число его жертв — можно даже встретить слова «На Земле многим людям морочат голову насчет 300 тысяч в Сирии. Вы серьезно?» [15], после которых автор привлекает внимание слушателей к другим, менее обсуждаемым, но не менее важным, по его мнению, мировым проблемам — высокому уровню смертности в большинстве стран Африки, в частности, в Нигерии, убийствам чернокожих людей американскими полицейскими и другим. Не получает активного отражения в американской музыкальной культуре и проблема сирийских беженцев, а американские аналоги крупных европейских концертов в поддержку беженцев, среди которых, к примеру, масштабный австрийский поп-концерт «Voices for Refugees» [2], прошедший в 2015 году, не были созданы и по сей день, что может быть связано с низким, по сравнению с Европой, потоком беженцев из Сирии в США.

При этом гораздо более активное отражение в современной американской музыкальной культуре находит проблема международного терроризма в лице «Исламского государства», как никому другому близкая и понятная американским гражданам после событий 11 сентября 2001 года. Произошедшие в Париже в ночь с 13 на 14 ноября 2015 года террористические акты нашли небывалый отклик среди самых разных американских артистов, исполнителей и музыкальных групп. Слова поддержки Франции и французским гражданам выразили американская рок-группа «Metallica» («Мы посылаем нашей французской семье любовь и хорошие вибрации»), рэп-исполнитель Кид Кади («Мои любовь и молитвы всем тем, кто сейчас находится в Париже») и американский мультинструменталист Моби («Всем, кто во Франции, мои мысли и молитвы. Я с вами»), а также многие другие американские артисты разной величины [14].

Многие американские артисты отменили свои ближайшие концерты в различных странах мира в знак солидарности с французским народом. А американская поп-певица Мадонна, напротив, решила не отменять собственное шоу в Стокгольме в ночь на 14 ноября, аргументировав свою позицию следующим образом: «Мне непросто выступать сегодня, потому что по многим причинам я не чувствую энтузиазма. Например, почему я должна веселиться и танцевать, когда другие люди по всему миру плачут и скорбят? Однако именно этого и хотят террористы: они хотят, чтобы мы заткнулись. Они пытаются заставить нас молчать, и мы не дадим этому случиться» [10]. Месяц спустя, Мадонна почтила память жертв парижских терактов непосредственно во французской столице, исполнив возле народного мемориала на площади Республики песню британского рок-музыканта Джона Леннона под названием «Imagine» [9]. А американского хип-хоп исполнителя Mos Def трагедия в Париже вдохновила на целое так называемое «послание миру». В нем артист отмечает, что террористы позорят честное имя Ислама, и призывает слушателей и фанатов не взваливать всю вину и ответственность за случившиеся теракты на Ислам как на религию. При этом музыкант также делает следующее важное заявление: «Я не оправдываю теракты в Париже, просто хочу, чтобы вы взглянули на происходящее с другой стороны. Люди прочувствовали боль двухсот погибших парижан, но кто из вас чувствовал боль полумиллиона иракских детей, которые погибли из-за санкций? Кто из вас почувствовал боль людей, которые прошли через ад в Палестине?» [16].

Заключение

Таким образом, отражение актуальных проблем международной политики является одним из важнейших компонентов, формирующих современную американскую музыкальную культуру. Довольно широким является и круг сегодняшних международных проблем, находящих свое отражение во всех возможных формах данной культуры. Подводя итоги исследования, можно выделить некоторые общие существенные черты отражения проблем международной политики в современной американской музыкальной культуре.

В первую очередь в качестве актуальных проблем международной политики, получающих наибольшее отражение в современной американской музыкальной культуре, можно выделить следующие: 1) проблемы двусторонних отношений США с другими государствами (Венесуэла, Куба, Россия и др.); 2) проблемы политического кризиса на Украине, а также российско-украинского конфликта и присоединения Крымского полуострова к территории Российской Федерации; 3) проблема международного терроризма в лице террористической организации «Исламское государство».

Данные проблемы международной политики получают наиболее обстоятельное освещение в следующих основных формах современной американской музыкальной культуры: 1) тексты песен и непосредственно сами песни; 2) официальные видеоклипы и прочие видеоматериалы; 3) живые выступления артистов; 4) всевозможные творческие акции; 5) интервью артистов в аудио-, видео- и текстовом форматах. Между тем, основными жанрами современной американской музыки, в рамках которых данные проблемы международной политики получают наибольшее отражение, являются: 1) хип-хоп; 2) рок-музыка; 3) поп-музыка.

Наконец, в качестве характерных особенностей отражения актуальных проблем международной политики в рамках данных форм и жанров современной американской музыкальной культуры можно выделить следующие: 1) наибольшее отражение в современной американской музыкальной культуре получают проблемы международной политики, связанные с внешней политикой США и затрагивающие интересы американских граждан; 2) отражение проблем международной политики в современной американской музыкальной культуре зачастую может свободно осуществляться в контексте критики правительства США и принимаемых им внешнеполитических решений; 3) отражение проблем международной политики в современной американской музыкальной культуре зачастую может несколько искажаться, переиначиваться или попросту умалчиваться иностранными средствами массовой информации; 4) отражение проблем международной политики в современной американской музыкальной культуре может осуществляться совместно с представителями музыкальных культур других стран и народов.

В завершении статьи стоит еще раз отметить, что отражение проблем международной политики является одним из важнейших компонентов, формирующих современную американскую музыкальную культуру. Отображение животрепещущих и актуальных международных проблем в американской музыке имеет огромное значение для привлечения к ним внимания всего мира, поскольку музыка Штатов в силу своей необычайной популярности способна затрагивать умы людей даже в самых отдаленных уголках планеты. Важно и привлечение посредством американской музыки внимания властей США к таким проблемам, поскольку Соединенные Штаты Америки сегодня обладают огромным весом в мировой политике и столь же огромными возможностями по урегулированию международных противоречий. Именно поэтому необходимо и дальше расширять круг международных политических проблем, получающих отражение в музыкальной культуре США, а также пробовать наполнять политическим содержанием и другие, на данный момент не политизированные, популярные жанры американской музыки.

Список источников и литературы

1. Басист Bloodhound Gang подтерся российским флагом на концерте. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lenta.ru/news/2013/08/02/gang/. Дата обращения: 5.09.2016.

2. Бесплатный мировой показ концерта «Voices for Refugees» («Голоса в поддержку беженцев»). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.interfax.ru/pressreleases/470052. Дата обращения: 5.09.2016.

3. Джаред Лето получил «Оскар» и поддержал украинцев. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2014/03/03/148/. Дата обращения: 5.09.2016.

4. Джаред Лето снялся в клипе украинского рэпера Ярмака. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://the-flow.ru/news/jared-leto-yarmak-kak. Дата обращения: 5.09.2016.

5. Игорь Бутман рассказал RT о полученном от Госдепа США письме с просьбой не ехать в Крым. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://russian.rt.com/article/112647. Дата обращения: 5.09.2016.

6. Королева мировой поп-сцены появилась на светском рауте в наряде с надписью «Kyiv Ukraine». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kp.ua/culture/459417-madonna-vyhuliala-plate-s-pryntom-ukraynskoho-hetmana-khmelnytskoho. Дата обращения: 5.09.2016.

7. Лидер Limp Bizkit готов переехать в Крым. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://izvestia.ru/news/592701. Дата обращения: 5.09.2016.

8. Лидер Limp Bizkit показал фанатам, что Крым — это Россия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2686079. Дата обращения: 5.09.2016.

9. Мадонна в Париже исполнила песню Леннона Imagine в память о жертвах терактов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/tv_society/20151210/1339746667.html. Дата обращения: 5.09.2016.

10. Мадонна выступила с речью о терактах в Париже. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.interviewrussia.ru/news/madonna-vystupila-s-rechyu-o-teraktah-v-parizhe-0. Дата обращения: 5.09.2016.

11. Мадонна критикует Украину. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dw.com/p/15VHD. Дата обращения: 5.09.2016.

12. На Кубе прошел первый за 10 лет крупный концерт американских поп-звезд. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/56de60319a794738bfd16aa3. Дата обращения: 5.09.2016.

13. «Первый канал» вырезал из эфира «Оскара» речь об Украине. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lenta.ru/news/2014/03/04/jared/. Дата обращения: 5.09.2016.

14. Перевод статьи Эшли Росс (Ashley Ross). Реакция известных американцев на теракты в Париже. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20151114/231374493.html. Дата обращения: 5.09.2016.

15. Перевод текста песни Aw Yeah? (interVENTion) исполнителя Tech N9ne. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.amalgama-lab.com/songs/t/tech_n9ne/aw_yeah_intervention.html. Дата обращения: 5.09.2016.

16. Послание Mos Def всему миру. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rap.ru/reading/20254. Дата обращения: 5.09.2016.

17. In A War Lyrics. [Electronic Resource]. — Mode of access: http://genius.com/Meixens-feat-coldy-in-a-war-lyrics. Accessed 5.09.2016.

18. Instagram — @Madonna. 20.02.2014. [Electronic Resource]. — Mode of access: https://www.instagram.com/p/kpbDOUGEZW/. Accessed 5.09.2016.

19. Join Art For Freedom. [Electronic Resource]. — Mode of access: http://www.artforfreedom.com/. Accessed 5.09.2016.

20. Lenny Kravitz: We Want Peace Lyrics. [Electronic Resource]. — Mode of access: http://lyrics.wikia.com/wiki/Lenny_Kravitz:We_Want_Peace. Accessed 5.09.2016.

21. Murder Rate Lyrics. [Electronic Resource]. — Mode of access: http://genius.com/Lil-b-murder-rate-lyrics. Accessed 5.09.2016.

Международная общественная деятельность, Человеческое измерение международных отношений