Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Особенности дипломатии влияния Франции в начале XXI века

Аннотация. В статье рассмотрены реформы внешней культурной политики Франции, начавшиеся в 2010 году. Автор анализирует концепцию «дипломатии влияния», пришедшую на смену концепции культурного воздействия, рассматривает ее основное содержание, оценивает сильные и слабые стороны.
Ключевые слова: Франция, культура, внешняя политика, внешняя культурная политика, дипломатия влияния
Abstract. In the article the reforms of foreign cultural policy of France which have begun in 2010 are considered. The author analyzes the concept of «influence diplomacy», which has succeeded the concept of cultural influence, studies her main contents, estimates strong points and weaknesses.
Keywords: France, culture, foreign policy, foreign cultural policy, influence diplomacy

В 2007 году журналист Дональд Моррисон на страницах журнала «The Time Magazine» опубликовал статью «В поисках потерянного времени», в которой впервые заговорил о значительном снижении культурного влияния Франции в мире [12]. Позже этот же вопрос был поставлен журналистами Эммануэлем Лемье в статье «Новая колониальная война. Проиграет ли Франция войну за „мягкую силу“?» [7]. размещенной на страницах журнала «Новый Экономист», и Фредериком Мартелем в статье «Культура: почему Франция проиграет битву „мягких сил“?» в журнале «Терра нова» [10]. Авторы этих статей предоставили неутешительные прогнозы как для Франции, так и для Европы в целом, отметив, что их потенциал в битве за культурной доминирование в мире значительно сократился. Авторы пришли к выводу, что сама концепция внешней культурной политики Франции давно устарела, не отвечает реалиям глобализированного мира и нуждается в реформах. Их поддержали эксперты в сфере внешней политики и международных отношений как во Франции (Ф. Лан [6]), так и за пределами (С. И. Косенко [1], Ю. В. Николаева [2]).
Самые большие проблемы, с которыми в данный момент сталкивается Франция в плане реализации своей культурной политики в мире, заключаются в следующем. Во-первых, традиционная классическая, зачастую элитарная, культура, лежащая в основе французской внешней культурной политики, уже не привлекает большое количество людей. Во-вторых, налицо отставание Франции в мире развлечений, имеющих огромный спрос. В-третьих, заметно существенное отставание Франции и в сфере современных информационных технологий. Наконец, внешняя культурная политика Франции не отвечает на основные вызовы глобализации.
Для Франции такие заявления стали настоящим шоком. Страна, которая привыкла к роли культурных просветителей мира, лидеров в искусстве, науке, не могла смирится со свержением с пьедестала. Неутешительные результаты заставили страну серьезно переосмыслить существующие подходы к вопросам внешней культурной политики, и в 2010 году была проведена тотальная реформа во всех областях культурной жизни.
Первые шаги на пути реформ были сделаны в отношении сети зарубежных культурных представительств Франции в мире как основных акторов ее культурного влияния. Официально о реформе сети культурных учреждений объявил Бернар Кушнер, на тот момент занимавший пост министра иностранных дел Франции (2007—2010 гг.). Это было сделано 16 июля 2009 г. в Париже во время официальных дней сети зарубежных учреждений культуры Франции. Целью реформы стало формирование стратегии усиления влияния Пятой республики на внешнеполитической арене и обновление концепции французской «мягкой силы».
В первую очередь французы, верные идее свей исторической, геополитической, культурной и языковой исключительности, принялись за разработку нового, отличного от англо-саксонского определения термина «soft power». Был предложен и одобрен термин «дипломатия влияния» (diplomatie d’influence), чем было ознаменовано радикальное изменение устаревшей концепции культурной дипломатии во Франции. В результате в течение долгих дискуссий на правительственном и общественном уровне был принят термин «дипломатия влияния» (diplomatie d’influence), который трактовался более широко, чем термин «внешняя культурная политика» (politique culturelle étrangère) или культурное воздействие (impact culturel, action culturelle)
Чем же концепция «дипломатии влияния» существенно отличалась от предшествующей ей концепции внешней культурной политики? В современном глобализированном мире больше не существует одностороннего влияния: все акторы подвержены взаимному воздействию. Французская концепция «мягкой силы», или дипломатия влияния, в отличие от предшествующей ей концепции «культурного воздействия», должна опираться на многостороннее партнерство и диалог в международном сотрудничестве.
Также дипломатия влияния, в отличие от концепции культурного воздействия, имеет более широкое поле применения. Она охватывает не только сотрудничество в сфере культуры, но и в сферах образования, науки, работы с молодежью, здравоохранения, экологию, включает вопросы миграции, регулирование финансовых рынков, продовольственной безопасности, устойчивого развития, социального измерения глобализации и др. Так как дипломатия влияния охватывает огромный спектр внешнеполитического сотрудничества, то отвечает на все современные вызовы глобализации. Наконец, дипломатия влияния подразумевает участие во внешнеполитическом культурном сотрудничестве не столько кадровых дипломатов и официальных учреждений культуры, сколько общественных организаций, объединений соотечественников, активистов, зарубежных культурных центров и других акторов гражданского общества.
Таким образом французские политические деятели смогли принять принцип культурного многообразия на международном уровне и перейти к новой риторике, предполагающей приоритет диалога культур над культурным воздействием. Этот манёвр можно рассматривать как блистательный дипломатический успех Франции, так как «эгоистические» формулировки о превосходстве французской культуры и языка очевидно не способствовали налаживанию международных связей. Новый девиз внешней культурной политики составил профессор университета Париж–V Арман Маттлар: «культурное разнообразие должно стать общим наследием человечества, так как оно обладает уникальными качествами сделать мир более открытым, более творческим и более демократичным» [11].
При создании системы дипломатия влияния была реформирована не только концепция, но и структура акторов культурной политики, её организации. Так, 27 июля г. 2010 г. был принят закон No 2010—873 об открытии трех новых учреждений с целью расширения присутствия и усиления влияния Франции за рубежом (ст.1). Этим учреждениями стали КампусФранс, Французский институт, Франс Экспертиз Текник Интернасиональ, получившие статус основных операторов дипломатии влияния [9].
Так, «КампусФранс» выполняет миссию, связанную с информированием о качестве и возможностях высшего образования и профессионального обучения во Франции. Он должен сопровождать иностранных студентов и исследователей во время их обучения во Франции, управлять программами стипендий, стажировок, международной академической мобильности студентов и исследователей [3]. Координируют работу «КампусФранс» Министерство иностранных дел совместно с Министерством образования и науки и Министерством иммиграции, интеграции, национальной идентичности и всеобщего развития. С 2011 г. в «Кампус Франс» был интегрирован в Национальный центр по университетской и школьной работе.
Другой «оператор», Французский институт, работает совместно со страной-партнёром с целью содействовать культурному и лингвистическому разнообразию. В его задачи входит продвижение французской культуры за рубежом, развитие культурных связей с Европой, странами-франкофонами и другими зарубежными странами, распространение кино- и аудиовизуальной продукции Франции. Совместно с профильными организациями Французский институт продвигает французские идеи, знания и научную культуру в широких слоях населения за счёт распространения французской литературы и художественных произведений. Эта организация активно популяризирует изучение французского языка, поддерживает создание сети французских учреждений за рубежом, а также сети иностранных профессионалов, работающих на культурную дипломатию Франции [8]. Третий «оператор», агентство «Франс Экспертиз Текник Интернасиональ» отвечает за информирование зарубежных сообществ о научно-технических возможностях французских учреждений.
В «дипломатии влияния» работа новых учреждений должна вестись в тесном сотрудничестве и при непосредственной координации дипломатических учреждений в зарубежной стране, а также, в соответствии с законом No 2010—873, согласно которому культурные организации, являясь коммерческими учреждениями, обязаны приносить прибыль [9].
Таким образом, в результате реформ 2010 г. дипломатия влияния отменила разнообразие и некую самостоятельность внешнеполитических институтов и организаций в сфере культуры и ввела стилистическое единство, единый логотип и единый бренд для всей сети культурных центров Франции за рубежом.
Также в новой версии дипломатии влияния вопросы финансирования внешней культурной политики Франции стали носить программный характер. В бюджете страны предусмотрено три программы: программа 105 «Внешняя политика Франции в Европе и в мире», программа 185 «Культурная дипломатия и дипломатия влияния», программа «Французы за рубежом и консульские расходы». Суммарный бюджет этих программ составляет 2,4 млрд евро, что является 2,5% от всего бюджета Французской Республики (данные на 2013 г.). Из них около 700 млн евро предусмотрены на программу «Культурная дипломатия и дипломатия влияния». Однако некоторые пункты дипломатия влияния всё-таки унаследовал от культурной дипломатии: цели и роль государства в её реализации и контроле за исполнением.
Франция была и остаётся страной с сильной и централизованной государственной властью. C конца XV в. участие государства не только в социальной, экономической, но и в культурной жизни последовательно возрастало. Несмотря на наличие оппозиции государственного вмешательства, такая государственная инициатива по распространению культурного влияния приносит свои экономические и политические плоды, чем зарабатывает поддержку французских граждан.
Нынешний президент Франции Ф. Олланд перенял эту традицию по развитию внешней культурной политики от своего предшественника Николя Саркози. Подчеркнув это на встрече с творческой общественностью и сторонниками Социалистической партии в «Зимнем цирке» в Париже 18 марта 2012 года, Ф. Олланд заявил, что «кризис не делает культуру менее нужной, он делает её еще более необходимой» [5].
Как бы в подтверждение своих слов сразу же после вступления на пост президента Ф. Олланд начал реализовывать опубликованный в 2012 году программный проект «Перемены — уже сейчас. Мои 60 обязательств перед Францией» [4]. Два раздела президентского проекта, 44-й и 45-й, целиком посвящены проблемам культуры и раскрывают главные цели культурной политики. Первый раздел говорит о «принятии общенациональной программы художественного образования; децентрализации финансовой поддержки творчества; разработки соглашений между государством и органами местного самоуправления, восстановлении Национального центра музыки, защите интеллектуальной собственности в цифровой среде» [5]. Во втором разделе речь идёт о правовой защите интеллектуальной собственности.
Подводя итоги, можно констатировать следующее. Французские дипломаты разработали новую теорию дипломатии влияния. В соответствии с теорией работа новых учреждений должна вестись в тесном сотрудничестве и при непосредственной координации дипломатических учреждений в зарубежной стране. Таким образом отменялось разнообразие и некая самостоятельность внешнеполитических институтов и организаций в сфере культуры. Финансирования внешней культурной политики Франции стало носить программный характер, а культурные организации теперь обязаны приносить прибыль, чтобы продолжать функционировать. в этом и заключалось основное содержание проведенных реформ и главное отличие дипломатии влияния от внешней культурной политики. Однако вместе с тем новая «дипломатия влияния» подразумевает диалог с широкими слоями общества, а не только с культурной элитой, перспективной молодежью и будущими учеными. Отныне дипломатия влияния отвечает на глобальные угрозы и ведёт диалог со станами-партнёрами, что сильнее вовлекает её в международное сотрудничество, повышая статус страны на внешнеполитической арене. Отход от «эгоистических» формулировок о превосходстве французской культуры и языка, очевидно, способствовал налаживанию международных связей.
Тем не менее, несмотря на реформу 2010 года, которая создала новую систему работы культурных центров и учреждений за рубежом, а также расширила поле действий дипломатов в культурной сфере, Франция пока еще занимает 5-е место в рейтинге стран с самой эффективной стратегией «мягкой силы», уступая США, Великобритании, Германии и Канаде [13]. Это свидетельствует о том, что реформы, направленные на усиление культурного влияния Франции в мире, пока еще не достигли своих целей и не принесли желаемых результатов, которые бы позволили этой стране занять место «культурного лидера» в мире.

Смотрите информацию козырьки из стекла на сайте. Мастер класс для пары индивидуальныи мастер класс.

Список источников и литературы:

1. Косенко С. И. «Мягкая сила» как фактор культурной дипломатии Франции//Журнал «Знание. Понимание. Умение». 2014. №1. С. 114—125 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2014/1/Kosenko_Soft-Power-Factor-Frances-Cultural-Diplomacy/
2. Николаева Ю. В. Актуальные проблемы внешней культурной политики Франции в начале ХХI века. СПб: изд. СПбГУ, 2013.
3. Что такое КампюсФранс?// [Электронный ресурс]. URL: http://www.russie.campusfrance.org/node/8229
4. Fraçois Hollande. Mes 60 engagements pour la France [Электронный ресурс]. URL: http://www.parti-socialiste.fr/projet-presidentiel
5. François Hollande s’adresse au monde de la culture. Discours de François Hollande au Cirque d’hiver le 18mars 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sacd.fr/ Francois-Hollande-s-adresse-au-monde- de-la-culture
6. Lane Ph. Présence française dans le monde. L’action culturelle et scientifique. Paris: La Documentation Française, 2011.
7. Lemieux E. Nouvelle guerre coloniale. La France aurait-elle perdu la guerre du soft power? [Электронный ресурс]. URL: http://www.lenouveleconomiste.fr/nouvelle-guerre-coloniale-3339/.
8. L’Institut français de Russie [Электронный ресурс]. URL: http://www.institutfrancais.ru/fr/russie/linstitut-francais-russie
9. Loi n° 2010—873 du 27 juillet 2010 relative à l’action extérieure de l’Etat [Электронный ресурс] URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000022521532
10. Martel F. Culture: pourquoi la France va perdre la bataille du «soft power» // Terra Nova. 2010. Note 1/10. 31 mars [Электронный ресурс]. URL: http://www.tnova.fr/note/culture-pourquoi-la-france-va-perdre-la-bataille-du-soft-power
11. Mattelard A. Bataille a l’UNESCO sur la diversite culturelle // Le Monde diplomatique. 2005. Oct. P. 27—29.
12. Morrison D. In Search of Lost Time // Time Magazine. 2007. 21 November [Электронный ресурс]. URL: http://content.time.com/time/magazine/article/ 0,9171,1686532,00.html
13. The Soft power 30. A ranking of Global Soft power 2016 [Электронный ресурс]. http://softpower30.portland-communications.com/

Внешняя культурная политика