Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Ориентализм в американском кинематографе

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования образа двух стран, Японии и Китая, в американском кинематографе с точки зрения теории ориентализма. Автор анализирует такие фильмы как «Мемуары гейши» (2005 г.), «Последний самурай» (2003 г.) и «7 лет в Тибете» (1997 г.). На этих примерах прослеживаются основные тенденции и методы изображения стран Востока с позиции Запада. Представленная статья опирается на работы отечественных и зарубежных современных критиков и исследователей американского кинематографа.

Ключевые слова. Восток, американский кинематограф, образ страны, ориентализм, изображение Востока, Китай, Япония.

Abstract. This paper is focused on image forming of the eastern countries such as Japan and China in the american movies from the position of Orientalism theory. “Memoirs of a Geisha” (2005), “The Last Samurai” (2003) and “Seven Years in Tibet” (1997) are the modern films, on which their example author to traces the main imagemaking trends and methods of the East from the point of West’s view. This article is based on the studies of russian and foreign researches.

Keywords. East, American cinema, appearance of country, Orientalism, image of East, China, Japan.

В палитре современной культуры кинематограф занимает особое место благодаря своей массовости, образности, яркости и эмоциональному воздействию на зрителя. Актуальность темы, на наш взгляд, объясняется тем, что кинематографисты зачастую выражают точку зрения, видение, идеологию, свойственные определенным нациям, тем самым через кинематографический образ отдельных стран можно сделать вывод об их положении на мировой арене. Кроме этого, невозможно недооценивать влияние кинематографа на общество: изображая страну в определенном свете, кинематографисты конструируют её восприятие за рубежом.

Современный кинематограф позволяет увидеть на экранах различных людей, их вымышленные или настоящие истории и быт. С этой доступностью во всеуголки мира приходит возможность демонстрировать иные культуры. Зачастую американские кинодеятели обращаются к необычной для западного зрителя культуре и эстетике Востока [9]. Восточные страны в кино, также как и в фотографии, живописи и литературе предстают как набор различных национальных элементов, этнографических концепций той или иной страны. Видение восточных стран в подобных картинах отличается клишированностью в изображении. Принято считать, что кинематографисты уделяют больше внимания декорациям и поворотам сюжета, не пытаясь при этом понять культурную самобытность.Восток во многих фильмах противопоставляется Западу, его ценностям и традициям, что, несомненно, соответствует теории ориентализма. Ориентализм — это стиль мышления, основанный на онтологическом и эпистемологическом различии «Востока» и (почти всегда) «Запада». Восток (Orient) — это почти всецело европейское изобретение. Со времен античности он был вместилищем романтики, экзотических существ, мучительных и чарующих воспоминаний и ландшафтов, поразительных переживаний [7, с. 7-9].

Показать восточную страну человеку, который никогда не задумывался о том, что где-то люди живут не так, как он, да еще и за ограниченное время, зачастую становится сложной задачей. Возможно, именно поэтому американский кинематограф довольно стереотипен в изображении эстетики стран Востока и пытается показать её через призму американского мировоззрения.

Мы рассмотрим три недавно вышедших на экраны наиболее популярных фильма голливудского производства о двух азиатских странах, Японии и Китае (Тибете). Это — «Мемуары гейши» (2005 г.), «Последний самурай» (2003 г.) и «7 лет в Тибете» (1997 г.).

Самый поздний из выбранных фильмов — «Мемуары гейши», выпущен в 2005 году. Сюжет данного фильма не отличается новизной и представляет собой не что иное, как по-новому интерпретированную историю Золушки, перенесенную в японские декорации. Автор оригинального произведения — американский писатель Артур Голден. В основе романа, ставшего бестселлером, — драматическая история девушки, Саюри Нитты, которая продала себя: в Киото, в районе Гион, она училась искусству гейши. Действие книги заканчивается в Нью-Йорке, где после Второй мировой войны героиня открыла небольшой магазинчик. Изначально режиссером проекта был Стивен Спилберг. Немногие знают, что он считал своим наставником японского режиссера Акиру Куросаву. Прочтя роман, С. Спилберг сразу захотел его экранизировать, и человеком, который давал ему советы, был А. Куросава. Мастер поделился своими идеями со Спилбергом, в советах Куросава был подробен, он рассказывал американскому другу все, что знал сам, — от фасона воротника нижнего кимоно и до архитектуры «веселых кварталов». Сын А. Куросавы Хисао рассказывал: «В последнем разговоре со мной отец попросил: «Скажи Спилбергу, что если «Саюри» он будет снимать в Японии, пусть снимает на японском».[3]. Вот до какой степени Куросаву волновала эта работа Спилберга!

Было решено, кто будет играть главную роль; были назначены дни натурных съемок. Спилберг планировал приехать в Японию в октябре 1998 года, чтобы проследить за подготовкой. Но Куросава умер. Для Спилберга эта смерть стала большим потрясением. Он говорил: «Огромное удовольствие — снимать в Японии, где живет великий Куросава», но после его смерти интерес к японской теме угас [3].

В результате съемки были отложены, затем С. Спилберг обратился к продюсерской деятельности, актерский состав и съемочная группа были полностью заменены. Режиссером «Мемуаров гейши» стал создатель «Чикаго» (2002 г.) и четвертой части «Пиратов Карибского моря» Роб Маршалл. На главные роли были приглашены китайские актрисы Цай Тин и Гун Ли. Из-за присутствия китайских, а не японских актрис, фильм был негативно воспринят на Востоке, и остался совершенно неоцененным как японскими, так и китайскими зрителями.

Фильм «Мемуары гейши» представляет собой типичную американскую мелодраматическую историю, обернутую в фольгу из японской культуры. Режиссер в нем не стремится заглянуть в японское мировоззрение, он просто раскрывает некоторые из особенно выделяющихся и непривычных западному человеку традиций страны Восходящего Солнца и рассказывает милую историю со счастливым концом. Это вполне типичный американский фильм по американской книге. Однако это не делает его менее интересным для просмотра. «Мемуары гейши» — это своеобразный симбиоз из восточных традиций и западной истории, который интересен зрителю, не знакомому с японской эстетикой. В фильме очень подробно и красиво выполнены декорации и костюмы, так что создается впечатление, что снято это всё не в студиях Лос-Анджелеса, а в настоящей Японии. Не зря фильм в 2006 году был удостоен трех премий «Оскар»: операторская работа, декорации и костюмы [2]. Целью выпуска этого фильма стало скорее желание заработать, рассказав о яркой культуре иного государства, нежели стремление проникнуться тонкой эстетикой Востока. Несмотря на то, что идея фильма изначально задумывалась иначе, и его разработкой занимались более тщательно, вследствие некоторых причин сама концепция кинематографического произведения трансформировалась, и в итоге зрителю было предоставлено столь поверхностное воспроизведение эстетических реалий Японии.

Тем не менее, вопреки расхожему мнению, не вся голливудская продукция о Востоке представляет собой подобные картины. Так, фильм 2003 года «Последний самурай» с Томом Крузом в главной роли демонстрирует иное видение восточной культуры и истории. Действие картины разворачивается в Японии 70-ых годов XIX века. Капитан Нейтон Ольгрен, уважаемый американский военный офицер, нанят императором Японии для обучения первой армии страны Восходящего Солнца современному искусству ведения боевых действий. Император пытается искоренить древних воинов-самураев, готовясь к более прозападной политике правительства [5]. Немного раскрывая сюжет, стоит сказать, что главный герой попадает в плен. Там он знакомится с неповторимой и непривычной европейцу культурой Японии.

В этой картине интересным нам кажется то, что Восток является «отдельным персонажем», в знакомстве с которым герой перерождается, начинает мыслить и вести себя иначе. В начале вниманию зрителя открывается беспробудный пьяница и вояка, который к концу фильма оказывается преданным и принципиальным бойцом, верным своему слову «самураем». Однако стоит отметить, что образ самурая в фильме значительно романтизирован. Так, Нейтон Ольгрен, попадая в плен, ни в чем не нуждается — его не унижают, не оскорбляют, а скорее наоборот, принимают как равного себе. Ему предоставляют жилище, еду, одежду и даже слугу-надсмотрщика. Но доподлинно известно, что самураи презрительно относились ко всем, кто был ниже их по положению. Несомненно, в бою друг с другом они следовали кодексу чести, хотя иногда и нарушали его. Но отношение самураев к врагам и тем, кто ниже их в социальной иерархии, было как отношение человека к животному. Несмотря на то, что сострадание к слабому, униженному или побежденному всегда прославлялось в среде самураев, в действительности поведение японских воинов не отвечало данным требованиям [4]. Без зазрения совести самураи пытали пленников, издевались и унижали их. Самураи обманывали и предавали, если это не затрагивало чести господина. Самураи устраивали засады и насиловали женщин врага. В общем, в те времена редкий воин поступал по-другому [6].

Всё же несмотря на некоторые погрешности, фильм показывает различия в японском и западном мышлении. Герой, поначалу не понимающий многое из происходящего вокруг, постепенно проникается духом Японии и переосмысливает свою жизнь. Так, к концу фильма зрителю становятся понятными мотивы сторон, и он поневоле начинает сопереживать тем, кого изначально считали негативными персонажами. Подобный эффект достигается тем, что в представленном фильме действие сосредоточено не на захватывающих сюжетных поворотах, а на перерождении персонажа. Часты диалоги между героями, больше внимания уделяется повседневному быту жителей Японии, его отличиям от западного быта.

В данной картине режиссер стремится понять, что же представляет собой та самая загадочная японская эстетика, а не просто продемонстрировать яркие элементы её традиций.

Наконец, картина «7 лет в Тибете» — самая ранняя из рассмотренных нами; она вышла на экраны в 1997 году. В её основе — книга воспоминаний, написанная австрийским путешественником и альпинистом Генрихом Харрером. Описываемые в книге события — воспоминания реального опыта жизни автора в Тибете в 1944—1951 гг., во время Второй мировой войны и в переходный период до вторжения коммунистической армии Китайской Народной Республики в Тибет в 1950 году [8].

Главный герой книги и одновременно её автор повествует о событиях, благодаря которым он, простой альпинист и спортсмен, стал одним из самых близких друзей четырнадцатого Далай-Ламы.

В фильме Генриха превратили в офицера Рейха, дабы более явно проиллюстрировать то, как восточное мировоззрение повлияло на его жизнь. Как и в фильме «Последний самурай», главный герой преображается, понимает своё предназначение, побывав на Востоке. В начале зритель видит, как главный герой бросает свою беременную жену и отправляется покорять Гималаи, следуя своим тщеславным интересам, о чем очень сожалеет в конце. В этом фильме Тибет действует на героя как лекарство, которое исцеляет и изменяет «больного» европейца [1].

Тибет представлен как открытое, дружественное и миролюбивое государство. Во время сцен военного вмешательства КНР в Тибет последний видится зрителю как разумная сторона, спокойно защищающая свои интересы и имеющая на это полное право. Еще мальчик, Далай-Лама не по годам мудр и способен принимать взвешенные решения, нести за них ответственность перед своим народом. Для главного героя это является в высшей степени необычным, так как он не привык быть в ответе за свои поступки и не представлял их последствий. В данном фильме образ Востока воплощается в маленьком мальчике, который искренне удивляется всему новому, принесенному с Запада, и остается верным своим убеждениям и ценностям, несмотря на меняющиеся реалии.

Вполне возможно, что фильм несет не только культурный, но и политический посыл. Так, представители КНР показаны как бездушные и недалекие люди, ни во что не ставящие традиции и религии. Уточним, что в одном из эпизодов показано, как военные топчут ногами святыни в священном храме тибетцев. Стоит также отметить, что после того как американские актеры Бред Питт и Дэвид Тьюлис сня­лись в этом фильме, им запретили въезд в Китай.

Таким образом, Восток в голливудских фильмах предстает как образец чистоты мысли, помощник для людей, запутавшихся и развращенных. Он помогает им по-иному увидеть мир, насладиться своей жизнью и стать счастливыми и просвещенными, отказаться от прежних ценностей западного мира и увидеть жизнь с другой стороны. Также во всех рассмотренных фильмах прослеживаются определенные черты восточных персонажей: гостеприимство, вежливость, услужливость, гордость и приверженность традициям.

Список источников и литературы:

  1. Ванг Ксаоджин. Диалогический образ Другого. URL: http://dialogical-humanities.uni-goettingen.de/ru/2013/10/31/%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE/

  2. Мемуары гейши. URL: http://www.kinopoisk.ru/film/77132/

  3. Нисимура Ютио. Дети Куросавы/ М. Теракопян, В. Серебрякова // Искусство кино: электронный журнал. — 2010; Вып. 9. URL: http://kinoart.ru/archive/2010/09/n9-article13

  4. Нитобэ Инадзо. Бусидо — душа Японии. URL: http://www.spochan.ee/bushido.pdf

  5. Последний самурай. URL: http://www.kinopoisk.ru/film/6764/

  6. Развенчиваем мифы о самураях URL: http://xage.ru/razvenchivaem-mifyi-o-samurayah/

  7. Саид Э. Ориентализм. СПб: изд-во Русский Мiръ, 2006.

  8. Семь лет в Тибете. URL: http://www.kinopoisk.ru/film/5423/

  9. Orientalism in modern pop culture. URL: http://modernorientalism.weebly.com/film.html (date of access: 31.10.2014)

Культурная интеграция