Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Официальная внешняя культурная политика США: британское направление

Аннотация. Данная статья посвящена британскому направлению официальной внешней культурной политики США. В ней была предпринята попытка проанализировать деятельность и функции основных государственных институтов Соединенных Штатов, занимающихся внешней политикой. Были рассмотрены наиболее заметные и популярные программы Бюро по делам образования и культуры при Государственном департаменте, а также мероприятия Посольства США в Великобритании, которое находится в Лондоне. Культурное и образовательное направления их деятельности за рубежом объясняются необходимостью государства взаимодействовать с общественностью других стран в целях продвижения идей и интересов своей политики. Одной из причин, по которым население одной страны может оказывать поддержку другому государству, является интерес, уважение и благоприятное отношение к его культуре, быту и народу. Именно поэтому формирование положительного образа своего государства за рубежом выступает одной из обязательных задач внешней политики. Взаимоотношения США и Великобритании в культурной сфере представляют собой особый интерес для исследования в связи с общностью богатой истории и неразрывных культурных связей двух государств.

Ключевые слова: внешняя культурная политика, публичная дипломатия, образ, имидж, Госдепартамент США, образовательные обмены.

Abstract. The article is dedicated to the British course of the official foreign cultural policy of the United States. The article presents an attempt to analyse the activities and the functions of the main state insitutes of the USA, responsible for the foreign policy. There is a review of the most prominent and popular programmes of Bureau of Educational and Cultural Affairs of the Department of State, as well as social events, sponsored and organized by the US Embassy that is situated in London, UK. The cultural and educational course of their work abroad can be explained by the necessity of a country to interact with the public of other countries in order to promote the ideas and achieve the goals of its foreign policy. One of the reasons why people of a country may support another country in the world community is their interest, respect and favourable attitude towards this country’s culture, life and nation. For that, one of the essential aims and tasks of the foreign policy should be to form a positive image of the state abroad. US-UK relationships in the cultural sphere are especially interesting to study and investigate because of the evident connections between their rich history and culture.

Keywords: foreign cultural policy, public diplomacy, image, Department of State, academic exchanges.

В современном мире, благодаря процессам демократизации и большей открытости государств, общественность стала играть важную роль в политике, так как может оказывать влияние на правительство и принимаемые им решения. В связи с этим, «борьба за умы» людей с каждым годом становится активнее и масштабнее. Формирование положительного образа государства среди иностранной аудитории стало одним из обязательных направлений внешней политики. Специалисты в сфере международных отношений также все большее внимание начинают уделять понятиям образа, имиджа государств. Сложившиеся на мировой арене образы государств оказывают заметное влияние не только на проведение их собственной внешней политики, но и на ее восприятие другими государствами и, как следствие, на их ответные действия. В связи с этим, можно утверждать, что создание, формирование и контроль своего образа за рубежом должны быть одним из стратегических аспектов внешней политики государства.

Взгляды на то, что подразумевает собой понятие образа государства, отличаются большим многообразием. как считает отечественный исследователь А.В Федякин, взгляды ученых можно разделить на две группы в зависимости от трактовок данного понятия: объективистской и субъективистской. Сторонники объективистской трактовки полагают, что образ — это некая совокупность, комплекс характеристик страны и ее государственной системы. Образ формируется стихийно в индивидуальном и общественном сознании. Согласно субъективистской трактовке, образ государства строится целенаправленно и состоит из совокупности представлений о государстве [13]. В парадигме последней трактовки образ воспринимается как имидж, то есть намеренно искаженное представление о стране, деятельность по формированию которого преследует определенную цель — произвести нужное впечатление [16]. Как правило, такое впечатление, имидж специально создается для того, чтобы дать возможность государству в дальнейшем реализовать свои внешнеполитические намерения и интересы.

Неоспоримым остается то, что образ страны в целом и как она воспринимается за рубежом — это явление массового сознания граждан другой страны, а не отдельно взятой личности. Следовательно, как явление массового сознания, образ склонен поддаваться формированию и манипуляциям [4]. В том числе именно для этих целей создаются определенные программы, которые финансируются правительством и направлены на информирование и оказание воздействия на общественное мнение в других странах [19]. Подобные программы являются мерами публичной дипломатии по формированию положительного образа государства за рубежом. Образ страны за рубежом составляют многие факторы, например, такие, как внутренняя и внешняя политика государства, его экономика, дипломатические действия, культура.

Культурный фактор формирования образа страны за рубежом очень важен в связи с тем, что распространяет свое влияние не только на правящие круги и экономическую элиту других государств, а на все население в целом. Это способствует закреплению образа государства среди иностранных граждан, а в современном мире, особенно учитывая глобализационные процессы, их мнение, в свою очередь, не может не учитываться правящими кругами и экономической элитой в странах с демократическими ценностями.

Несомненно, важность положительного образа своей страны среди населения за рубежом осознают главы ведомств, ответственных за реализацию публичной дипломатии, мер по взаимодействию с общественностью других стран. Например, бывший заместитель госсекретаря США по публичной дипломатии Джудит Макхейл в своем выступлении «Публичная дипломатия: национальный стратегический императив» в июне 2009 года подчеркнула, что правительства других государств, пусть и склонные поддерживать политику США, перестанут делать это, если их население потеряет доверие к США. Дж. Макхейл отмечает, что такой негативной тенденции можно будет избежать, «если развивать связи с народами всего мира, если они станут доверять нам [США] как партнеру» [2].

Трудно оспаривать позицию С.Анхольта и Дж.Хильдрета, утверждающих, что США с самого начала построения государства «умело, изобретательно, мощно, упорно и страстно» занимались формированием своего имиджа и заботились о репутации свободной и справедливой страны [18, c.33]. Уже на протяжении долгих лет для жителей многих стран Соединенные Штаты служат «неким объектом «вожделения», своеобразным миражом, мечтой» [14, c.90]. Люди стремятся повторять американский образ жизни, следовать американским стандартам и включать в свою жизнь определенные черты американских традиций. Во всем мире наблюдается высокий спрос на продукты американской культуры. Такого отношения к ценностям и культуре США за рубежом удалось добиться, в том числе, благодаря внешней культурной политике США.

Внешняя культурная экспансия США со времен идеологического противостояния в течение «холодной войны» с СССР является частью их официальной внешней культурной политики и служит важным инструментом распространения американских ценностей, мировоззрения, традиций, взглядов, а следовательно, и американского влияния во всем мире [14].

Официальная внешняя культурная политика США в первую очередь представлена Бюро по делам образования и культуры Государственного департамента США. Итак, Бюро считает своей миссией укрепление взаимопонимания между народами США и народами других стран, используя для этого академические и образовательные программы, которые способствуют развитию мирных международных отношений. Спрос на подобные программы особенно увеличился в связи с глобализацией, что привело к большей мобильности в сфере образования [1]. Также Бюро по делам образования и культуры развивает программы культурного и образовательного обмена и направления сотрудничества с общественным и частным сектором.

Одна из самых известных и престижных программ обмена в сфере образования, финансируемых Бюро по делам образования и культуры, носит название The Fulbright Program. Данная программа была создана в 1945 году по инициативе сенатора Уильяма Фулбрайта, который считал обмен студентами в сфере культуры, образования и науки важным аспектом внешней политики, необходимым для улучшения взаимопонимания наций в первую очередь для избежания конфликтов и войн в будущем. С тех пор и до наших дней программа дает возможность иностранным студентам и ученым получать гранты на получение образования или прохождение стажировки в университетах Соединенных Штатов. Программа действует в 155 странах мира, в том числе и в Великобритании [12].

Сотрудничество двух государств в рамках данной программы началось 22 сентября 1948 года с заключения договора о создании Комиссии Фулбрайта. Программа Фулбрайта ставит своей целью улучшение взаимопонимания между культурами через образовательные обмены. Работа Комиссии финансируется и британской, и американской сторонами, а также другими спонсорами и партнерами программы. Однако, согласно финансовому отчету за 2012 год, Государственный департамент США, представленный Бюро по делам образования и культуры, потратил на £86,401 больше, чем его британские партнеры [20]. Финансирование программы определяет Конгресс США. За все время существования Британско-Американской Комиссии Фулбрайта более 15 тысяч студентов из Великобритании прошли обучение в различных университетах и колледжах Соединенных Штатах, воспользовавшись грантами, полученными по программе Фулбрайта. Среди европейских стран Великобритания по количеству студентов, получивших эти гранты, уступает лишь Германии [11], [17].

Проанализировав деятельность Госдепартамента США в лице Бюро по делам образования и культуры и направленность его образовательных и культурных программ, можно сделать определенные выводы относительно роли и значения Великобритании в формировании официальной внешней политики США. Стоит отметить, что Великобритания не является основной целью США в программах по сохранению мирового культурного наследия, развития музейной деятельности и кросс-культурного диалога в области музыки, театра, танца и других творческих сфер. Бюро представляет небольшое количество исключительно культурных программ, участниками которых могут стать граждане Великобритании. Однако граждане Великобритании имеют возможность участвовать практически во всех образовательных программах Госдепартамента, а также получают достаточное количество информации о престижности американских вузов и уровне их образования, которая формирует положительный образ системы образования Соединенных Штатов и влияет на желание британцев поступать в американские учебные заведения. Интерес и стремление к получению образования в США отражается на статистике, показывающей большое количество британских студентов, обучающихся в Соединенных Штатах, и указывающей на ведущую роль Великобритании среди европейских государств в «поставке» иностранных студентов в США.

Большое значение в реализации внешней политики по распространению американской культуры и позитивного отношения к Соединенным Штатам в Великобритании имеет Посольство США, находящееся в Лондоне. Оно обращается к различным видам и формам мероприятий по представлению культуры, истории, традиций, достижений и быта своего государства. В структуре Посольства США в Лондоне выделен Офис Культурных Связей (The Cultural Affairs Office), целью которого является поддержание связей между США и Великобританией в сфере культуры и образования, продвигая американское искусство, музыку, литературу и кинематограф. Государственный Департамент США спонсирует несколько профессиональных программ обмена, в которых могут принять участие жители Великобритании. Например, Посольством представлена программа для преподавателей в рамках комиссии Фулбрайта, а также программы для членов Парламента и членов Правительства Великобритании [10]. На сайте Посольства в разделе Офиса Культурных связей опубликован обширный список, включающий более 30 музеев, церквей, библиотек и других центров, мест и заведений Лондона, в которых проводятся концерты, семинары, конференции и встречи, посвященные американской культуре, культурным связям двух государств и свидетельствующие об их общей истории [8]. Офис Культурных Связей также отвечает за работу Бюро Спикеров от Посольства США [9]. Данное Бюро занимается организацией встреч и конференций с представителями Посольства для групп школьников и студентов, журналистов и представителей СМИ, членами неправительственных организаций и лицами, связанными с управлением культурными мероприятиями и программами. Целью подобных встреч и конференций является предоставление возможности жителям Великобритании ближе познакомиться не только непосредственно с деятельностью Посольства, но и американской историей, культурой и политикой в целом. Участники встреч могут напрямую обратиться к представителям Посольства США и задать интересующий их вопрос. Встречи могут освещать такие темы, как культура, политика, выборы, СМИ, образование, спорт, законодательство и бизнес Соединенных Штатов. Встреча организуется бесплатно, а представители могут приехать на место конференции или же провести ее через интернет, используя современные технологии и вэб-камеры. Подобные бесплатные мероприятия, несомненно, приближают американскую культуру к жителям Великобритании, открывают для них ценности и установки американского общества, что и должен отражать образ государства [3, с.200]. В определенной степени они вызывают интерес к культуре США как раз за счет открытости представителей Посольства США и их готовности к диалогу и обмену мнениями и опытом, что, несомненно, способствует установлению диалога между двумя народами и формированию положительного имиджа Соединенных Штатов в Великобритании.

Посольство США в Лондоне курирует еще одну организацию, занимающуюся культурными и образовательными программами обменов. Британская Ассоциация Американских Исследований была основана в 1955 году и ставит перед собой следующую цель — развивать и поощрять изучение Соединенных Штатов в Великобритании, а также поддерживать университеты, колледжи и независимых ученых, занимающихся Американскими исследованиями [5]. Исследователи и ученые–члены Ассоциации имеют возможность участвовать в конкурсе на получение денежного гранта и других наград. Например, Ассоциация предлагает поддержку и содействие ученым, собирающимся отправиться в США с целью проводить исследование и собирать информацию и материалы по изучению американской истории, политики, общества, искусства, культуры и так далее [6]. Также денежные призы могут получить ученые и студенты за лучшую статью, эссе и изданную книгу на темы, входящие в сферу Американских исследований. Подобные конкурсы, несомненно, привлекают ученых и студентов, интересующихся Американскими исследованиями, так как позволяют им глубже погрузиться в изучаемую сферу, получить незаменимый материал для исследований и оказаться непосредственно в стране изучения. В дальнейшем информация об обществе и образе жизни Соединенных Штатов распространяется за рубежом посредством работ, публикаций, исследований и рассказов участников, получивших подобные награды. Это отвечает целям и задачам внешней культурной политике США о продвижении проамериканских настроений и формированию позитивного имиджа своего государства как открытого, готового к диалогу и предоставляющего множество возможностей для образования и работы. Британская Ассоциация тесно сотрудничает с лучшими университетами Великобритании, совместно с которыми организует лекции, семинары и конференции по темам, связанными со многими аспектами жизни и политики США. Так, в Оксфордском университете прошла серия семинаров, посвященных американской литературе, а в ближайшем будущем состоится интерактивный студенческий форум, на который приглашены преподаватели и студенты из США [7].

Анализ направлений деятельности Посольства США в Великобритании показал, что большинство программ и мероприятий Посольства объединяют в себе культурную, информационную и образовательную составляющую. Именно эти аспекты — культура, информация, образование — являются ключевыми для понятия «мягкая сила», согласно утверждению отечественного исследователя Г.Ю.Филимонова. Понятие «мягкая сила» подразумевает использование «культурных инструментов с информационно-пропагандистскими, образовательными» средствами в целях оказания влияния на общественность за рубежом, формируя у людей доброжелательное отношение, интерес к своей стране и также ее положительный образ[15, c.22]. Следовательно, официальная внешняя культурная политика США активно применяет « мягкую силу» и использует все ее необходимые компоненты в своей деятельности.

Проанализировав деятельность и направленность основных институтов США, проводящих официальную внешнюю культурную политику, можно отметить, что наиболее значимые и популярные программы и мероприятия, осуществляемые в британском направлении, в первую очередь связаны со сферой образования, что, в свою очередь, пользуется в Великобритании большим спросом. У двух стран есть множество общих моментов истории и взаимосвязь их культуры — например, языка, литературы и музыки — не подвергается сомнению. Именно этот факт успешно используют США в составлении и планировании своих культурных программ и мероприятий в британском направлении с целью формирования своего положительного образа. Это способствует поддержанию и развитию более тесного сотрудничества между народами и поощрению взаимного уважения и интереса. Доброжелательное отношение жителей обеих стран друг к другу не может также положительно не сказаться на отношении стран уже на государственном уровне и на проведении внешней политики государств на международной арене.

Список источников и литературы:

  1. Бондарева Т.Е. Академическая мобильность как цель и средство формирования межкультурной компетенции//Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 4 (11). Тамбов, 2011. C. 22-25

  2. Выступление Джудит Макхэйл «Public Diplomacy: A National Security Imperative»: http://video.state.gov/en/video/26110211001.

  3. Галумов А.Э. Международный имидж России: стратегия формирования. М, 2003.

  4. Кононенко В. А. Формирование национального образа Финляндии как аспект внешней политики современного государства. СПб, 2005;

  5. Официальный сайт Британской Ассоциации Американских Исследований: http://www.baas.ac.uk/

  6. Официальный сайт Британской Ассоциации Американских Исследований; гранты для исследований: http://www.baas.ac.uk/awards/baas-founders-research-travel-awards/

  7. Официальный сайт Британской Ассоциации Американских Исследований; семинар по американской литературе в Оксфорде: http://www.baas.ac.uk/american-literature-research-seminar-university-oxford-hilary-term/

  8. Официальный сайт Посольства США в Великобритании; раздел Офиса Культурных Связей: http://london.usembassy.gov/culture/cultural_connections.html

  9. Официальный сайт Посольства США в Великобритании; раздел Офиса Культурных Связей; Бюро Спикеров от Посольства США: http://london.usembassy.gov/ukpaspeakerprogram.html

  10. Официальный сайт Посольства США в Великобритании; раздел программ обмена: http://london.usembassy.gov/eca/index.html

  11. Официальный сайт программы Фулбрайта: http://www.fulbright.org.uk/about/what-we-do

  12. Сайт Государственного Департамента США, раздел Бюро по делам образования и культуры; программа Фулбрайта: http://eca.state.gov/fulbright/

  13. Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа российского государства (Теоретико-методологические и прикладные аспекты политологического анализа). М, 2010

  14. Филимонов Г.Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. М, 2010

  15. Филимонов Г.Ю. Роль «мягкой силы» во внешней политике США. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. политических наук. М, 2013.

  16. Ширин С.С. Роль внешнеполитических факторов в формировании научных представлений об американской культуре в Великобритании и Германии. СПб, 2008.

  17. 2010-2011 Fulbright Annual Report: http://eca.state.gov/files/bureau/2010_2011fsbannualreport.pdf

  18. Anholt S., Hildreth J. Brand America: The Mother of All Brands. 2004.

  19. Dictionary of International Relations Terms. Washington, D.C., 1987.

  20. Fulbright Program; US-UK Educational Commission Financial Statement For the Year Ended 2012: http://fulbright.org.uk/media/Commission_finstat_2012.pdf

Внешняя культурная политика