Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Культурный диалог Санкт-Петербурга с Бельгией и Нидерландами в начале XXI века в рамках внешней культурной политики России

Аннотация. Работа посвящена изучению культурного сотрудничества Санкт-Петербурга с его историческими партнерами — Бельгией и Нидерландами. Рассматриваются примеры межкультурного обмена в области различных видов искусства, фестивальной культуры. Автор анализирует роль Санкт-Петербурга в развитии диалога культур и воплощении внешней культурной политики России.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, Бельгия, Нидерланды, межкультурное сотрудничество, диалог культур, внешняя культурная политика России.

Abstract. This work is devoted to learning cultural cooperation between St. Petersburg and Belgium and Netherlands. The article presents examples of intercultural exchange in different art forms, festival culture. The author discusses city’s participation in developing intercultural dialogue and realization of Russian cultural foreign policy.

Keywords: St. Petersburg, Belgium, Netherlands, intercultural cooperation, intercultural dialogue, Russian cultural foreign policy.

В современных условиях развитие международных культурных связей становятся важнейшим элементом культурной политики государств. «Культурное сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами является неотъемлемой частью государственной политики России на международной арене», — отмечается в Постановлении Правительства РФ «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами» [7].

Внешняя культурная политика становится частью «мягкой силы», способствует как дипломатическим задачам правительств, так и более тесному взаимодействию представителей разных культур. Как отмечается в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 года, необходимо «развивать, в том числе с использованием ресурса общественной дипломатии, международное культурное и гуманитарное сотрудничество как средство налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами» [4].

Развитие такого рода межкультурного сотрудничества наиболее эффективно в локальных масштабах, поскольку предполагает налаживание более тесных контактов между людьми как носителями различных культур.

Санкт-Петербург, так называемая «культурная» столица России, всегда имел прочные международные связи, обусловленные географическим положением, историческими факторами.

На сегодняшний день Санкт-Петербург также является важнейшим экономическим и культурным центром России. Город имеет большое количество контактов с зарубежными партнерами в разных сферах. Хотелось бы обратиться к культурному сотрудничеству Санкт-Петербурга с Бельгией и Нидерландами. Чаще всего эти государства рассматривают как важных торгово-экономический партнеров не только Санкт-Петербурга, но и России, в то время как их культурное сотрудничество остается малоизвестным. Особую значимость сотрудничеству Санкт-Петербурга и Бельгии, Нидерландов придает их историческая взаимосвязь. Как известно, эти страны Петр I посетил во время Великого посольства, в ходе которого перенимал знания, опыт, впоследствии применяемый им для строительства города Санкт-Петербурга.

Согласно «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» одним из приоритетных направлений является распространение «влияния российской культуры в иностранных государствах», в частности путем «расширения сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов по изучению и представлению в иностранных государствах российской культуры, истории, а также в сфере реализации совместных творческих проектов» [12]. Подробнее об этом говорится в документе, дополняющем Концепцию внешней политики 2008 года «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества», однако не теряющего актуальность и в условиях принятия новой Концепции. Отмечается, что «следует стремиться к максимально широкой представленности за рубежом лучших достижений российской культуры — музыкального и театрального искусства всех видов и жанров. При этом речь идет как о классическом, так и современном искусстве, профессиональных и самодеятельных артистах, исполнителях и художественных коллективах с мировым именем и творческой молодежи» [5].

Так, в 2012 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Академией русского балета им. А. Я. Вагановой и Королевской школой балета города Антверпена [11].

При полном аншлаге проходят гастроли труппы Мариинского театра. В исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в течение всего 2016 года звучали произведения Сергея Прокофьева. Все гастрольные проекты 2016 года (более 35 городов России, а также 19 стран, в том числе в Бельгии и Нидерландах) Валерий Гергиев посвятил прокофьевской музыке [3].

Важнейшую роль во внешней культурной политике играют также обмены художественными выставками, который «должны давать максимально полное представление о классическом культурном наследии России, а также о современном изобразительном искусстве» [5].

В Нидерландах важнейшим «транслятором» русских художественных коллекций является филиал Эрмитажа «Эрмитаж на Амстеле» в Амстердаме. В 2004 году наследный принц Виллем-Александр и директор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) Михаил Пиотровский открыли филиал петербургского музея в Амстердаме. Особенность этого музея в том, что у него нет собственной коллекции. Всё, что выставляется в нем, фактически принадлежит Государственному Эрмитажу и привозится в Нидерланды исключительно для временного экспонирования [8].

В 2017 году в связи с празднованием 100-летия Русских революций выставляемые в музее экспозиции посвящены соответствующей тематике, — например, экспозиция «Конец монархии» имеет 250 привезенных из России экспонатов, в том числе и не выставленный нигде ранее портрет Александра Второго, изрезанный штыками. Также в нидерландском Эрмитаже проводятся фестивали классической музыки «Зимние вечера на Амстеле».

Экспонирование российских художников происходит и в ряде других музеев Нидерландов — Дворце Мира в Гааге, в Музее стекла и эмали Равенстейна и др. [10].

Среди важнейших моментов в развитии международного культурного сотрудничества в соответствующих документах особо выделяется необходимость развития диалога культур: «несущей опорой в конструкции участия России в международном культурном сотрудничестве являются двусторонние связи» [13]. Именно поэтому «важно сохранять и приумножать роль России в качестве одного из мировых центров культуры, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей и конкурсов искусств, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей…» [5]. Так, наиболее ярко этот процесс проявляется в области художественного искусства: в Санкт-Петербурге основным партнером Бельгии и Нидерландов выступает Государственный Эрмитаж.

Крупнейшим проектом в области культурного сотрудничества в 2014 году стала Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10», которая прошла в Санкт-Петербурге 28 июня — 31 октября. В юбилейный для биеннале год («Манифеста» отмечает свое двадцатилетие) Государственный Эрмитаж был выбран советом фонда «Манифеста» в качестве основной площадки для проведения мероприятий. Отметим, что впервые выставка состоялась в Роттердаме.

С октября 2016 года и до апреля 2017 года в Эрмитаже была представлена выставка бельгийского художника и скульптора Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты», вызвавшая большой ажиотаж петербургской публики. Примечательно, что на выставке было представлено более двухсот работ современного фламандского художника, некоторые из которых созданы специально для Эрмитажа [14].

Широкое развитие в условиях складывания диалога культур, знакомства иностранцев с русской культурой получает фестивальная культура. «В практическом плане задачи продвижения отечественной культуры за рубежом могут осуществляться в виде крупномасштабных, в том числе долговременных акций, а также отдельных мероприятий. Важной задачей является обеспечение достойного участия России в соответствующих международных акциях, таких как фестивали, выставки и конкурсы в области литературы и искусства, иных культурных, а также образовательных и научных мероприятиях многостороннего характера» [5], — отмечается в документе об основных направлениях международного сотрудничества России.

Осенью в нидерландском городе Роттердаме проходит ежегодный культурный проект Правительства Санкт-Петербурга — VII Международный фестиваль «Детский Петербург» [2]. Программа Фестиваля включает в себя музыкальные, художественные, драматические и образовательные мероприятия (например, выставка детских рисунков, спектакли детской театральной студии, мастер-классы по искусству балета, цирковые представления марионеток), дающие уникальную возможность иностранному зрителю познакомиться с творческими достижениями коллективов Северной столицы [6].

Ежегодным является Гергиевский фестиваль в Роттердаме. Он проводится по инициативе известного русского дирижера Валерия Гергиева, который одновременно является художественным руководителем Санкт-Петербургского Мариинского театра и главным дирижером Роттердамского филармонического оркестра. Фестиваль является одним из ярких культурных музыкальных событий для города. О том, насколько высок его официальный статус в Голландии, говорит внимание, с которым члены королевской семьи относятся к его мероприятиям: так, известно, что Королева Беатрикс посещала концерты фестиваля, а в 2005 году удостоила Валерия Гергиева звания Рыцаря Ордена Нидерландского льва. На фестивале гостей ждут симфонические концерты, оперные постановки, концерты камерной музыки, показы фильмов, поэтические чтения и разнообразные программы с участием юных музыкантов [2].

В Бельгии ежегодным является международный культурный фестиваль «Рандеву с Россией». Мероприятие организует Бельгийская Организация Русскоязычных Организаций при поддержке Посольства России в Бельгии, Россотрудничества и др. Яркими событиями становятся выставки, презентации, конференции, творческие встречи и другие мероприятия, проходящие на площадке Российского центра науки и культуры [9].

Таким образом, Санкт-Петербург полностью доказывает свое звание «культурной» столицы России. Внешняя политика в рассмотренном направлении (Бельгия, Нидерланды) носит разносторонний и многоплановый характер, осуществляет не просто репрезентативно-культурную функцию, но и способствует развитию диалога культур. Реализуя поставленные и закрепленные в официальных документах задачи, Санкт-Петербург успешно представляет Россию на международной арене.

Список источников и литературы

1. VII Международный фестиваль «Детский Петербург», Роттердам 2016 // Посольство Российской Федерации в Нидерландах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://netherlands.mid.ru/-/vii-mezdunarodnyj-festival-detskij-peterburg-rotterdam-2016?inheritRedirect=true.

2. Гергиевский фестиваль в Роттердаме // Российский государственный музыкальный телерадиоцентр «Орфей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programsarchive/
notewandering/12701-.

3. Закрытие Года Прокофьева в Мариинском театре // Мариинский театр. 2016. 30 ноября [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mariinsky.ru/news1/2016/11/30_1/.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw
/content/id/2542248.

5. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/
CptICkB6BZ29/content/id/224550.

6. Отчет о ходе реализации в 2016 году соглашений Правительства Санкт-Петербурга и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга об осуществлении международного сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kvs.spb.ru/userfiles/2016/OTCHET320-2016.pdf.

7. Постановление Правительства РФ «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами» от 12.01.1995 г. №22 // Собрание Законодательства РФ. 1995. №4.

8. Президент РФ и королева Нидерландов открыли «Эрмитаж на Амстеле» // РИА Новости. 2009. 20 июня [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/culture/20090620/174902723.html.

9. Рандеву с Россией // Посольство Российской Федерации в Королевстве Бельгия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belgium.mid.ru/-/21-maa-randevu-s-rossiej-?inheritRedirect=true&redirect=%2F.

10. Современное состояние российско-голландских отношений // Посольство Российской Федерации в Нидерландах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://netherlands.mid.ru/dvustoronnie-otnosenia.

11. Сотрудничество с Фландрией и городом-партнером Антверпеном] // Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kvs.spb.ru/_sotrudnichestvo_s_flandriej_i_gorodom-partnerom_antverpenom490.

12. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/
AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm. pdf.

13. Тезисы «Внешняя культурная политика России — год 2000»//Дипломатический вестник 2000. №4. С. 74—86.

14. Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты // Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2016/janfabre?lng=ru.

Внешняя культурная политика, Региональное культурное сотрудничество