Концепция гармоничного развития Китая в начале XXI века
Аннотация. В данной статье анализируется концепция гармоничного развития Китая, сформулированная руководством страны в начале XXI в. Рассмотрены проблемы, возникшие в результате проведенных реформ.
Ключевые слова: Китай, концепция гармоничного развития, «китайское чудо», реформы.
Abstract. The author of the article draws attention to problems of China’s peaceful development and building “harmonious world” stated by the Chinese government in the beginning of XXI century.
Keywords: China, harmonious world, peaceful development, “China’s miracle”, reforms.
С момента своего возникновения в 1949 г. Китайская Народная Республика прошла через ряд драматических этапов в своей истории, чтобы в конце 1970-х гг. начать кардинальные социально-экономические реформы. Эти реформы в начале 2000-х гг. вывели страну в лидеры мирового экономического развития. В первые годы 1980-х гг. китайское руководство сформулировало трехступенчатую долгосрочную программу по модернизации страны, которая включала разрешение проблем бедности и голода, актуальных для значительной части населения страны, увеличение к началу XXI в. ВВП в 4 раза по сравнению с показателями начала 80-х гг., достижение на третьем этапе (к 2049 г.) национальным валовым продуктом мирового уровня среднеразвитых стран. В 90-х гг. ставилась задача перехода от плановой к рыночной экономике и интеграции Китая в мировое сообщество.
К началу ХХ в. стало очевидно, что программа реформ китайского руководства оказалась беспрецедентно эффективной: плановые экономические показатели были достигнуты досрочно, а высокие темпы роста экономики (в среднем 10% в год) оказались чрезвычайно устойчивыми. Мир стал свидетелем «китайского чуда»: с начала экономических реформ к концу 1990-х гг. валовой внутренний продукт страны увеличился в 5,7 раз, т.е. в среднем на 10% в год, производство ВВП на душу населения возросло в 4,4 раза, производительность труда — в 3,6 раза[1]. Благодаря длительному периоду устойчивого роста ВВП Китаю удалось создать современную промышленность, значительно расширить и усовершенствовать инфраструктуру, создать новые области промышленности и тем самым значительно увеличить долю промышленности в ВВП. К началу ХХI в. КНР вышла в мировые лидеры по производству ряда важнейших товаров: 1-е место по выплавке стали, добыче угля, производству цемента, химических удобрений, сборам зерновых, хлопка, масличных культур, табака, яиц, овощей, фруктов, 2-е место по производству электроэнергии, соли, химических волокон, хлопчатобумажных тканей, чайного листа и т.д. Кроме того, происходил непрерывный рост доли Китая в мировой торговле: уже к 2001 г. КНР заняла 6-е место в мире по размерам экспорта и импорта при среднегодовом росте в 15%. Важным шагом, способствовавшим интеграции Китая в мировую экономику, стало вступление в ВТО в 2001 г. Страна становится важнейшим мировым экспортером электроники, бытовой техники, текстиля и обуви, часов, электроинструментов и т.д. [2]
Однако «китайское чудо» имело свою оборотную сторону. Уже в конце 1990-х годов, когда Цзян Цземинь завершал свою деятельность в качестве главы государства, упоение успехами сменилось осознанием новых остроактуальных социально-экономических проблем. Результатом форсированного развития рыночной системы стала эскалация следующих внутренних противоречий:
1. Увеличение разрыва между городом и деревней (различное социальное положение городских и сельских жителей, разный доход и структура потребления, разрыв между богатыми и бедными);
2. Расширение разрыва в региональном развитии в экономических и социальных показателях (слабое развитие западных регионов по сравнению с восточными);
3. Несбалансированность экономического и социального развития (скудость инвестиций в здравоохранение и образование);
4. Несбалансированность между ресурсообеспечением и экономическим развитием (истощение ресурсов, острейшие экологические проблемы);
5. Дисбаланс между экономическим ростом и ростом занятости населения (безработица) [7].
Осознание назревших проблем привело руководство КНР к признанию невозможности продолжения экстенсивного развития, которое ставило рыночную эффективность выше распределительной справедливости, к необходимости подумать о «реформировании реформ». В сентябре 2004 г. 4-й пленум ЦК КПК 16-го созыва провозглашает, что социальной базой компартии должно быть общество, в котором каждый человек мог бы реализовать свои возможности, получить свою долю и жить в гармонии с другими людьми. КПК призывает общество сконцентрироваться на формировании сплоченности и взаимопомощи, поощрять «поветрие поддержки бедных», выступать за создание между людьми атмосферы равенства, любви и гармонии. При этом руководство страны отмечает, что курс на построение гармоничного общества не является сменой официальной политики, а гармонично инкорпорирован в концепцию построения социализма с китайской спецификой, в соответствии с которой: «Социализм — это не тогда, когда нет богатых, а когда нет бедных» [3].
В марте 2005 г. термин «гармония» переносится также в область внешней политики: председатель КПК Ху Цзиньтао официально выдвигает концепцию гармоничного мира, а в декабре того же года Государственный совет Китая публикует «Путь мирного развития Китая» («Белая книга»), в которой обозначаются перспективы и цели теории гармоничного мира. Принципиально новым здесь является не акцент на «мирном развитии» как вкладе КНР в мировую цивилизацию, а трактовка «мирного развития» в его связи с глобализацией — как соразвитие, совместное развитие и всестороннее сотрудничество.
В китайской культуре словом «гармония» выражается ключевой смысл существования вещей на всех уровнях развертывания — от отдельного человека до государства и всего мироздания. Понятие «гармония» отражено в трех принципах, формирующих ядро представлений о гармоничной культуре:
1) «единство Неба и человека»;
2) «единство всех людей» (в Поднебесной);
3) «гармония внутри самого человека» (гармония души и тела).
В конфуцианстве гармония определяется как высшая ценность. Гармония опирается на принцип мирного сосуществования, в котором «одно дополняет другое», и «в гармонии осуществляется совместное развитие, от противника нужно перенимать все лучшее» [5].
Современная концепция гармоничного развития КНР базируется на традиционном понимании слова «гармония», характерном для китайской культуры.
Решение социальных вопросов стало приоритетным направлением в рамках концепции построения гармонического общества, во многом в связи с тем, что именно в этой области накопилось больше всего противоречий. Налицо резкое имущественное расслоение между элитой китайского общества и абсолютным большинством «простого народа», явно прослеживается разрыв в социальном положении, доходе и структуре потребления жителей города и деревни, ярко проявляется «элитарный» характер системы социального обеспечения, которая охватывает только небольшую часть населения. Важнейшими проблемами стали также безработица и недостаточный уровень доступности общего образования [10].
Концепция «общества среднего достатка», или «среднезажиточного общества» (кит. — «сяокан шэхуэй»), заимствованная из конфуцианского наследия, была успешно включена высшим руководством Китая в теорию построения гармоничного общества и призвана способствовать решению назревших социальных противоречий.
В геополитической мысли Китая с глубокой древности отмечалась необходимость мирного сосуществования с приграничными странами. В то время как западная геополитика исходила из вероятности того, что соседи могут стать врагами, в Китае считалось, что если соседние страны «не тревожат» Китай («bu saorao»), то их можно рассматривать как не представляющие прямой угрозы [8]. В ХХI в. Китай продолжает придерживаться в отношениях с другими странами политики мирного соседства, но при этом выходит на новую ступень в своей внешней политике, начав принимать деятельное участие в делах мирового сообщества.
Концепция гармоничного мира стала первой полноценной стратегической идеологемой в китайской истории, направленной на определение будущего всего мира. Речь председателя Ху Цзиньтао, представленная на саммите, посвященном 60-летнему юбилею ООН, под заголовком «Стремиться создать гармоничный мир без войны на основе всеобщего процветания» [6], стала первым шагом в продвижении Китаем новой геополитической концепции. По замыслу Ху Цзиньтао задача построения гармоничного мира должна происходить во всех областях человеческой деятельности: в политике, экономике, культуре, безопасности и т.д.
С момента возникновения концепции гармоничного развития Китая в начале ХХ в. прошло уже приблизительно 10 лет, что позволяет произвести предварительную оценку ее значимости и особенностей ее реализации. Естественно, делать окончательные выводы об эффективности концепции еще рано: десятилетие — это лишь краткий миг в истории государств, особенно в истории таких крупных и густозаселенных государств как Китай.
Создание и проведение в жизнь концепции гармоничного развития в области внутренней политики, безусловно, оказало положительное влияние на жизнь китайского государства и общества. Большое значение имел уже сам тот факт, что правительство осознало и открыто признало наличие проблем и необходимость гармонизации многих сторон жизни общества. За последнее десятилетие были предприняты множественные меры в попытках решения этих проблем. Не все из этих мер оказались эффективными в краткосрочной перспективе, но здесь нужно учитывать то, что Китай обладает обширными территориями, на которых проживает фактически пятая часть населения планеты, что обуславливает необходимо длительный характер реформ, которые, возможно, займут еще не один и не два десятка лет.
В свете появления в Китае новых внутриполитических вызовов и задач концепция развития страны будет требовать постепенной корректировки. В настоящее время, например, назревают проблемы привязанности китайской экономики к западным рынкам технологий, что ставит задачу перехода от «китайского производства» к «китайскому творчеству» через опору на развитие инноваций и повышение производительности труда в производстве. В социальной области намечается проблема постепенного «старения» населения как результат введения плановой политики ограничения рождаемости, что потребует от государства дополнительных инвестиций в социальное обеспечение. Необходимость корректировки концепции для ответа на новые вызовы, однако, не означает ее нежизнеспособность, т.к. общее смысловое ядро, выражаемого термином «гармония», безусловно, имеет большой потенциал.
В рамках концепции построения гармоничного мира в последние десять лет КНР чрезвычайно активно включился в установление и налаживание связей и партнерств различного уровня с государствами и международными организациями всех континентов и уголков мира. Стратегические партнерства были созданы как со странами Азии (Индия) и Европы (Россия, ЕС в общем, а также Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания и др. в отдельности), так и с государствами на американском континенте (Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Мексика). На уровне региональной интеграции по 4 направлениям (сторонам света) КНР стала активным участником международных организаций и диалогов по обсуждению региональных проблем, таких как АСЕАН+3 в Восточной Азии, Шанхайская Организация Сотрудничества в Центральной Азии, Южно-Азиатская Ассоциация Регионального сотрудничества и Бизнес-форум Китай — Южная Азия, Форум по региональной кооперации в приграничных районах между Китаем, Россией и Монголией в Северной Азии. На глобальном уровне КНР также развернула масштабную деятельность по расширению своего участия в инициативах по укреплению сотрудничества между континентами и регионами: Китай стал участником Восточно-Азиатского саммита, Организации Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (APEC), Азиатского диалога о сотрудничестве, Диалога Азия — Средний Восток, Форума о сотрудничестве между Китаем и странами арабского Востока и многих других. КНР также стремиться развивать партнерские отношения с Европой через общение в рамках Азиатско-Европейского Совета (ASEM) и помогать развивающимся странам Африки в соответствии с «Декларацией о новом стратегическом партнерстве между Африкой и Азией».
В период эскалации финансово-экономического кризиса (с 2008 г.) КНР, активно участвуя в саммите «Большой двадцатки» и создании других механизмов по управлению мировой экономикой, способствует реформированию международной финансовой системы, координации макроэкономической политики государств. Китай добросовестно осуществляет цели развития тысячелетия ООН: он активно предоставляет гуманитарную помощь нуждающимся странам. К концу 2009 г. Пекин оказал поддержку 161 государству, более 30-ти международным и региональным организациям, сократил или аннулировал 380 обязательств 50-ти самым неразвитым государства и т.д. [9].
КНР играет важную роль в защите международного мира и противодействии глобальным вызовам. Китай — это единственная ядерная держава, открыто объявившая о неприменении и неиспользовании оружия массового уничтожения (ОМУ) против безъядерных государств и зон, свободных от ядерного оружия. Китай командировал около 21 тыс. специалистов в ООН на проведение 30 операций по обеспечению мира и является постоянным членом Совета Безопасности ООН (СБ ООН), отправившим наибольшее количество миротворцев [4]. Пекин также активно участвует в международном сотрудничестве в области борьбы с терроризмом, с нераспространением ОМУ.
Таким образом, с течением времени Китай все больше становится мировой державой, стремящейся принимать деятельное участие в решении всех глобальных вопросов на основе мира и сотрудничества с конечной целью построения гармоничного мира. Благодаря эффективной работе дипломатии, а также, естественно, благодаря своей экономической мощи, Китай рассчитывает к 2050 г. стать второй по совокупной мощи державой мира, уступая только США, что отнюдь не кажется фантастическим проектом.
Список источников и литературы:
1. Теория гармоничного мира председателя Ху Цзиньтао. Женьминь жибао онлайн. http://russian.people.com.cn/95181/6823894.html
2. China’s Population and Development in the 21st Century. Information Office of the State Council of the People’s Republic of China. December 2000. Beijing
3. Guo Jiping, “China’s Peaceful Development and World’s Common Prosperity,” Renmin Ribao [People’s Daily], March 31, 2006
4. Hu Jintao, “Asia and Europe should Cooperate for Common Prosperity” http://news.qq.com/a/20081024/002493.htm.
5. Hu Jintao, “Hold High the Great Banner of Socialism with Chinese Characteristics and Strive for New Victories in Building a Moderately Prosperous Society in All Respects (Report to the Seventeenth National Congress of the Communist Party of China on Oct. 15, 2007),” Renmin Ribao [People’s Daily],October 25, 2007
6. Hu Jintao, “Work Together to Build Harmonious Asia of Lasting Peace and Common Prosperity — Address at the 2nd Session of Leaders of the Member Nations of Conference on Interaction and Confidence-Building Measures in Asia (CICA),” June 17, 2006. http://www.fmprc.gov.cn/chn/ziliao/wzzt/2006zt/yaxinhu/t258398.htm
7. Su Hao, Harmonious World: The Conceived International Order in Framework of China’s Foreign Affairs. NIDS. Joint Research Series No. 3, China’s Shift: Clobal Strategy of the Rising Power. Chapter 2. http://www.nids.go.jp/english/publication/joint_research/series3/pdf/3-2.pdf
8. Su Hao, “The Preliminary Construction of Regional Cooperation Mechanism in the East Asian Integration,” Zhu Liqun and Wang Fan, eds., The East Asian Regional Cooperation and Sino-US Relationship. Beijing: World Knowledge Press. 2006
9. Wen Jiabao, “Build Jointly a Peaceful, Prosperous and Harmonious East Asia—Address at the 10th Session of Conference between ASEAN and Leaders of China, Japan and Korea” http://www.fmprc.gov.cn/chn/zxxx/t288992.htm
10. Yang Jiechi: Important Announcement of China’s Policy for the Peaceful and Development Road,” http://news.xinhuanet.com/newscenter/2007-10/15/content_6887008.htm