Экспорт образовательных услуг и положение вузов в международных рейтингах как инструменты вхождения России в мировое образовательное пространство
Аннотация. В статье анализируется место России на международном рынке образовательных услуг и определяются пути повышения конкурентоспособности российского высшего образования. В этом контексте особое внимание уделяется анализу политики государства в сфере экспорта образования и обзору ведущих мировых рейтингов университетов и месту России в них. Автор делает попытку оценить результативность принимаемых мер и предлагает рекомендации по повышению международной конкурентоспособности российского высшего образования. Задаваясь вопросом, насколько такие инструменты, как экспорт образовательных услуг и положение отечественных вузов в мировых рейтингах, эффективны в вопросе реализации стратегии вхождения России в мировое образовательное пространство, автор приходит к выводу, что у страны есть все шансы на занятие там достойного положения в случае дальнейшего проведения активной и последовательной политики.
Ключевые слова: высшее образование, международная конкурентоспособность, экспорт образовательных услуг, международные рейтинги университетов.
Abstract. The paper examines the place of Russia in the international market of educational services and the main ways to improve the competitiveness of Russian higher education. In this context, particular attention is paid to the analysis of the state policy in the sphere of export of education and the review of the world leading university rankings and participation of Russian universities in it. The author makes an attempt to assess the effectiveness of the measures and offers recommendations to improve the international competitiveness of Russian higher education. Having taken into consideration the conducted research on the effectiveness of such tools as the export of educational services and the position of national universities in the world rankings the author comes to the conclusion that Russia has a good entry strategy into the world educational space that will help to take worthy place on the global market of educational services in case of its further active and consistent policy.
Key words: higher education, international competitiveness, export of educational services, world university rankings.
Результатом проходящих сегодня процессов глобализации и интернационализации становится то, что распространение образования все чаще рассматривается как фактор конкурентоспособности государств в глобальной экономике в целом и на международном рынке образования в частности. В этом отношении национальная обособленность учебных заведений становится препятствием на пути интеграции всей системы высшего образования в мировое образовательное пространство.
В последнее время российская высшая школа все активнее включается в процесс соревнования национальных образовательных систем в рамках глобальной конкуренции. Повышение международной конкурентоспособности российского высшего образования видится возможным при решении задач укрепления международного сотрудничества, усиления динамики численности иностранных студентов в России и увеличения числа высших учебных заведений, занимающих достойные позиции в международных рейтингах. Именно экспорт образовательных услуг и положение вузов в мировых рейтингах становятся главными инструментами интеграции России в мировое образовательное пространство.
Тема может считаться актуальной, так как представление о текущем положении российской системы образования среди других стран очень важно для оценки перспектив процесса интернационализации высшего образования, определения необходимых мер по решению задачи повышения его международной конкурентоспособности и прогнозирования принципов, ориентируясь на которые должны и дальше разрабатываться национальные стратегии развития образования и образовательных учреждений.
как работает туалет в самолете
С целью определения особенностей положения России на мировом рынке образовательных услуг были поставлены задачи выявить проблемы, препятствующие стране занять лидерские позиции на мировом рынке образования; рассмотреть основные составляющие образовательной политики по повышению уровня международной конкурентоспособности отечественного образования и проанализировать результативность принимаемых мер
В привлекаемых к исследованию трудах рассматриваются разного рода аспекты учебной миграции, дается оценка тенденций экспорта образовательных услуг российской высшей школы и политики России по реализации цели вхождения крупнейших университетов в международные рейтинги. Таким образом, тема является достаточно изученной, но труды ученых касаются отдельных аспектов, в связи с чем представляется, что положение российского высшего образования на мировом рынке и его конкурентоспособность требуют более детального изучения. Кроме того, автором использовались различные нормативно-правовые источники разных типов, что объясняет стремление собрать как можно более достоверную информацию, отражающую реальное положение дел в сфере высшего образования и отношение руководства страны к существующим в этой области проблемам.
Востребованность российского высшего образования среди иностранных студентов
Политика государства в сфере экспорта образования состоит из мероприятий, которые охватывают как все уровни системы образования, так и все программы обучения. Сам по себе экспорт образовательных услуг способствует реализации основных геополитических, экономических и социальных интересов страны, а также помогает увеличить процент ее участия в глобальных процессах развития науки, культуры и образования. Реализация эффективной стратегии экспорта образовательных услуг, являющейся одним из важных направлений политики и показателем уровня социального развития страны, ставится в качестве стратегической задачи, решение которой необходимо для достижения цели повышения качества образования и конкурентоспособности российской системы высшего образования [16].
Несмотря на то что в Концепции отмечается рост уровня образованности населения и тенденция увеличения количества предоставляемых образовательных услуг на внутреннем рынке, доля участия России в мировом рынке образования оценивается как незначительная и не испытывающая роста. Это говорит об упущенных экономических выгодах, неиспользованных возможностях влияния страны на международной арене в процессе распространения собственных научно-технических достижений и культуры и подготовки профессиональных кадров и политических элит для других стран. Таким образом, экспорт образования должен выступать в роли одного из важнейших конкурентных преимуществ России.
Однако на сегодняшний день среди государств, широко практикующих международное образование, Россия занимает далеко не первые позиции. В качестве причины недостаточной глубины и интенсивности контактов в области образования на международном уровне отмечается изолированность образовательного пространства РФ от международных тенденций наряду с недостатком открытости и доверия в российском обществе в целом [9].
С 2000 года количество студентов во всем мире, получающих высшее образование в зарубежных странах, более чем удвоилось со средним ежегодным темпом роста почти в 7% [42]. Однако в настоящее время Российская Федерация по количеству иностранных учащихся в значительной степени отстает от развитых стран. В результате усиления конкуренции в сфере привлечения иностранных студентов и высоких темпов прироста их численности в других странах доля России на международном рынке образовательных услуг остается незначительной.
Имея довольно большой экспортный потенциал, Россия реализует его не в полной мере. Экспорт образовательных услуг составляет сегодня около 3% общемирового рынка, тогда как на долю Соединенных Штатов приходится 22%, Великобритании — 12%, а Германии, Франции и Австралии — от 8 до 9% [43]. На основании этого можно сделать вывод, что высшие учебные заведения США, где обучаются свыше 700 тыс. иностранных студентов, можно рассматривать как пример для подражания в сфере интернационализации образования. Кроме того, такие студенты приносят американским вузам доход в 15 млрд. долл. в год, в России же он составляет менее 200 млн. долл., тогда как импорт превышает этот показатель в 5—6 раз [24].
На основании этого можно сделать вывод, что имеется ряд причин и факторов, в силу которых привлекательность России как одного из направлений обучения иностранных студентов остается на довольно невысоком уровне.
Используемый в процессе обучения язык часто определяет страну, которою студент выбирает для получения образования. Распространенность преимущественно англоговорящих направлений, таких как США, Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия связано в частности с тем, что английский язык является языком глобальным и количество владеющих им людей велико. Учитывая это, все большее число учебных заведений по всему миру разрабатывает и предлагает курсы и программы на английском языке. Что касается России, то, по данным доклада ОБСЕ, она относится к группе стран, не предлагающих или предлагающих ограниченное количество подобного рода программ. Только 10—15% от числа всех российских высших учебных заведений реализовывает программы на иностранных языках [42].
Стоит также отметить, что, помимо языкового фактора, важное влияние на выбор студента оказывают культурные соображения, географическая близость и сходство образовательных систем. Россия, таким образом, становится местом назначения преимущественно студентов из соседних стран, в особенности стран СНГ и стран азиатского региона, тогда как доля студентов-иностранцев из других географических регионов гораздо ниже. По статистике, больше всего среди студентов-иностранцев в России выходцев из Казахстана (53 809 человек, или 28,8%), на втором месте белорусы (17 724 человека, или 9,4%), на третьем украинцы (15978 человек, или 8,5%), замыкают топ-5 представители Туркмении (15 631, или 8,4%) и Узбекистана (15025, или 8%). Также в десятку входят граждане КНР, Азербайджана, Таджикистана, Молдавии и Индии [18].
Среди стран ОБСЕ наиболее высокий процент иностранных студентов из соседних стран зафиксирован в Японии (81%), Россия же занимает пятое место с 68% [42]. Такой интерес к российскому образованию со стороны соседей связан в первую очередь с тем, что российские дипломы, за некоторыми исключениями, котируются в основном только в пределах бывшего Советского Союза, тогда как в масштабах всего мира им сложно выдерживать конкуренцию с дипломами вузов США, Франции, Великобритании, Германии и Австралии [4].
Вопрос стоимости получения образования за рубежом также имеет немаловажное значение. Россия относится к странам, в которых иностранным студентам приходится платить более высокие взносы, нежели российским. Конечно, имеет место предоставление государством материальной помощи, но субсидирование не осуществляется в широких масштабах, а сами по себе субсидии довольно незначительные [42]. Однако с целью стимулировать приток иностранных студентов Россия постепенно увеличивает количество выделяемых квот для бесплатного обучения представителей разных стран в отечественных вузах и объем инвестиций, необходимых для повышения конкурентоспособности любой экспортной отрасли и ее развития, в данном случае образования.
Еще одним фактором невысокой привлекательности российского образования для иностранных студентов является отсутствие единой выработанной концепции рекламной политики российских образовательных услуг. Пропаганда отечественного образования за рубежом малоэффективна, подтверждением чему служат опросы студентов-иностранцев в России, более чем половине из которых информации о вузе, в котором они обучаются, поступила от тех студентов, кто, пройдя обучение в этом же образовательном учреждении и завершив его, вернулся на родину [2, с. 68]. Участие же отечественных вузов в выставках международного образования нельзя назвать регулярным и приносящим ожидаемые результаты по причине недостаточной подготовки и незначительных инвестиций [1, с. 695].
Важным аспектом повышения международного престижа является поддержка иностранных абитуриентов, приехавших в Россию, в процессе их адаптации [21]. Однако и здесь возникают сложности, связанные с такими факторами, как нехватка мест в общежитиях, низкий уровень их комфортности, трудности при оказание иностранным студентам первой медицинской помощи, а также довольно неблагоприятная социальная обстановка, как то рост национализма и расизма в отношении приезжих лиц, неспособность правоохранительных органов в полной мере обеспечить их безопасность, недостаточная защита прав мигрантов [10]. Кроме того, не входит Россия и в число стран, имеющих репутацию «безопасного направления для обучения». На основании различных опросов общественного мнения значительное количество абитуриентов относит с таковым Канады, Германию и Новую Зеландию [9].
Если же говорить о правовой базе образовательной миграции, то, по словам О. Д. Выхованец, ее составляют несколько законодательных актов, а именно ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», предусматривающий введение учебных виз, и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», определяющий порядок въезда иностранных граждан и их участия в трудовых отношениях. Однако недостаточность законодательства РФ мало способствует целостности и полноте обустройства потоков международной учебной миграции в Россию. Кроме того, в самих актах отсутствует понятие «учебная миграция», в связи с чем решение проблем в этой области становится довольно сложным процессом [6].
В то время как в большинстве стран, занимающих лидерские позиции по экспорту образовательных услуг, иностранным студентам предоставляется право трудиться во время обучения, в России существует официальный запрет на осуществление трудовой деятельности, за исключением каникулярного времени [39], что также служит демотивирующим фактором для студентов, которые, подрабатывая, могли бы компенсировать свои затраты на обучение.
Таким образом, можно сделать вывод, что повышению конкурентоспособности российской системы высшего образования на мировом рынке образования, а значит, и продвижению экспорта образовательных услуг препятствуют такие барьеры, как несовершенство механизмов обеспечения учебной миграции; малое количество государственных квот для обучения иностранных студентов и неопределенный механизм их распределения; доминирование русского языка в учебном процессе и отсутствие большого числа программ на иностранных языках; недостаточность законодательной базы касательно прав иностранных граждан в РФ, ограничение в трудоустройстве во время учебы; проблемы межэтнического характера.
Политика России по повышению привлекательности высшего образования и укреплению международного сотрудничества
Реализация мер по укреплению международного сотрудничества, увеличению экспорта образовательных услуг и проведению политики по повышению привлекательности высшего образования России для иностранных студентов требует согласованных действий и координации усилий как со стороны государственных министерств, ведомств, местных и федеральных властей, так и со стороны самих высших учебных заведений [8, с. 275]. Определение же общей политики в сфере международного сотрудничества, предоставления образовательных услуг иностранным студентам и контроля за ходом проведения соответствующих мероприятий возлагается на Международный департамент Министерства образования и науки [20].
Принимая во внимание необходимость решения проблем, свойственных системе высшего образования России и служащих барьером на пути усиления международного сотрудничества, Министерством образования и науки проводится ряд проектов, среди которых «Международная академическая мобильность», «Прием иностранных студентов в рамках квоты», «Глобальное образование» и т. д.
Они осуществляются по нескольким направлениям, среди которых создание и совершенствование договорной базы по признанию документов о квалификации и образовании, полученных в иностранном государстве; реализация программ поддержки академической мобильности, в том числе выделение квот для обучения иностранных студентов в высших учебных заведениях России; поддержка граждан РФ, обучающихся за рубежом; привлечение ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов; установление отношений партнерства между вузами и научными организациями.
Для дальнейшей интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство, его гармонизации в соответствии с мировыми тенденциями развития и роста популярности российского направления обучения считается возможным обозначить следующие приоритетные задачи, решение которых позволит повысить международную конкурентоспособность российского высшего образования. Сопоставление их с реально принимаемыми в государстве мерами, выделение того, какие из возможностей используются, а какие нет, поможет оценить эффективность образовательной политики страны.
Представляется, что повышения привлекательности российского направления обучения и укрепления международного сотрудничества можно достичь путем следующих изменений:
Внесение поправок в нормативно-правовую базу обучения иностранных студентов, которая должна быть направлена на привлечение тех, кто хочет получать образование в России. Для этого можно достичь соглашения о необходимости сокращения бюрократических издержек получения приглашения от вуза и оформления визы, а также облегчения процедуры по легализации документов об образовании. Упрощенные таможенный и миграционный режимы смогут повысить потенциальные возможности экспорта образовательных услуг из России.
Увеличение государственного финансирования и материальная поддержка иностранных студентов. Это поможет снизить стоимость обучения, что также приведет к привлечению большего количества студентов из-за границы.
Расширение спектра образовательных услуг путем открытия большего количества программ на английском языке и формирования уникальных программ по наиболее популярным образовательным направлениям и на других иностранных языках. Проработки заслуживают такие программы, по которым российские высшие учебные заведения занимают лидирующие позиции, как то энергетика, ИКТ, аэронавтика, экология и т. д. [17].
Установление тесного сотрудничества между вузами, вовлечение российских университетов в международные образовательные проекты и налаживание контактов с зарубежными высшими учебными заведениями с целью предоставления образовательных услуг в рамках двудипломного образования в процессе их партнерства, благодаря которому может быть решена задача конвертируемости дипломов и их признания на международном уровне.
Принятие мер по обеспечению толерантного отношения населения к лицам других национальностей и представителям других культур, несмотря на существующие различия по целому ряду вопросов. Положительные отзывы студентов могут стать дополнительной рекламой российских вузов и поспособствовать увеличению количества приезжающих иностранных учащихся.
Активизация информационно-рекламной деятельности вузов как внутри страны, что позволит уже обучающимся в России студентам получить больше информации в целом о российском образовании и работе отечественных вузов, так и за рубежом, что поспособствует увеличению количества людей, для которых российское направление получения образования станет более привлекательным. Необходимой представляется и соответствующая информационно-коммуникационная маркетинговая поддержка и наиболее конкурентоспособных программ и дисциплин.
Если же рассматривать то, какие конкретные меры были приняты в последнее время в стране с целью укрепить международное сотрудничество и повысить привлекательность российской системы высшего образования, то, безусловно, следует отметить, что в первую очередь они оказались направлены на привлечение иностранных студентов в страну.
Так, например, каждый год в середине зимы вначале российскими представительствами за рубежом, а затем образовательными организациями на территории России проводятся отборочные испытания для иностранных студентов, которые хотят получить образование в высших учебных заведениях Российской Федерации. В случае успешного их прохождения они получают возможность занять бюджетное место, что дает им право на бесплатное обучение в российских вузах. Если в 2008 — 2009 академическом году размер квоты на образование иностранных граждан составлял 8,5 тысяч, в 2009 — 2010 году он стал равняться 10 тысячам [29], то на 2014—2015 год и далее было принято решение об увеличении размера квоты, которая распределяется среди 170 стран, до 15 тысяч человек [28]. Предоставление иностранным студентам большего количества бесплатных мест можно оценить как одну из успешных мер, которая позволит повысить интерес к российскому образованию и популяризовать его в мировом образовательном пространстве.
Кроме того, правительством РФ поддерживается представленный в 2015 году законопроект о порядке продления срока временного пребывания в стране иностранного гражданина, получающего образовательные услуги в вузах РФ. В рамках проекта предлагается установить необходимость образовательной организации в обязательном порядке обращаться в ФМС России с ходатайством о продлении срока пребывания студентов из другой страны. Такую идею можно оценить как актуальную и своевременную, так как, в случае внесения в законодательство предлагаемых изменений, будут созданы более благоприятные условия для иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, а значит и увеличится академическая мобильность студентов, что в свою очередь положительно скажется на повышении международной конкурентоспособности системы высшего образования России.
Как было отмечено выше, языковой фактор играет важную роль при выборе студентами места своего обучения. В этой связи, представляется необходимым сказать о том, что в Российской Федерации упор делается не на увеличении числа образовательных программ и курсов на иностранных языках, а на стремлении популяризовать в мире образование на русском языке и в целом русский язык. С этой целью Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. №481 была утверждена федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016 — 2020 годы, в рамках которой предполагается решить задачу обеспечения эффективности и доступности системы изучения государственного языка и совершенствования условий для продвижения в иностранных государствах как русского языка и культуры, так и образования на русском языке [38].
В целом, международное сотрудничество и экспорт образовательных услуг как его часть считается важной составляющей стратегии по повышению привлекательности российского высшего образования в мире. Подтверждением этому служит наличие большого количества соглашений об образовательном сотрудничестве со многими странами по таким вопросам, как, например, обмен специалистами, организация взаимных стажировок ученых, признание документов об образовании, осуществление совместных программ [19]. Обмен мнениями, заключение соглашений, выдвижение совместных инициатив по вопросам перспектив сотрудничества России с другими странами в области образования продолжается и по сей день. В качестве доказательства можно привести Форталезскую декларацию, в которой страны БРИКС признают стратегическую важность образования и заявляют о решимости добиться расширения международного сотрудничества в данной области и кооперации усилий с целью повышения его качества [40], и Протокол пятнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству, где, положительно оценив существующее на сегодняшний день взаимодействие в сфере образования, стороны договорились о необходимости укрепления партнерских отношений, наращивания объемов сотрудничества и расширения его масштабов [30]. Кроме того, продолжается реализация мероприятий по усилению взаимодействия в сфере образования с ОЭСР, созданию совместных университетов, подготовке проектов соглашений о признании образования и квалификации с более 30 странами, в числе которых Аргентина, Испания, Польша, Кипр, Южная Корея, Индия и т. д. [12] Среди последних можно выделить российско-французское соглашение, результатом которого стало признание сопоставимым российского и французского образования [35].
Таким образом, в связи с увеличением конкуренции на мировом рынке образовательных услуг в борьбе за иностранных студентов и в принятии наиболее эффективной стратегии экспорта образования странам становится все сложнее удержать лидирующие позиции. Для России на этом рынке в течение довольно длительного времени была характерна тенденция отставания от общемировых показателей и снижения темпов роста числа иностранных граждан, желающих получать российское высшее образование. Именно поэтому руководством страны одним из приоритетных направлений государственной политики было провозглашено обучение иностранных граждан в вузах Российской Федерации в качестве важной составной части всего комплекса мер по увеличению экспорта образовательных услуг.
Международные рейтинги как индикаторы конкурентоспособности высших учебных заведений
Наряду с экспортом образовательных услуг, еще одним инструментом интеграции России в мировое образовательное пространство становится положение вузов в мировых рейтингах. В последнее время во всем мире интерес к ранжированию вузов, построению как глобальных, так и национальных рейтингов значительно возрос. В большей степени это связано со становлением высшего образования массовым явлением и появлением на него большого спроса во всем мире. Первая ступень высшего образования больше не выполняет функцию социального лифта, а становится одним из необходимых условий выхода на рынок труда [3]. Рост спроса на образование стал причиной увеличения предложения, что в свою очередь привело к конкуренции между вузами, предлагающими различные образовательные услуги и программы.
В процессе постоянного увеличения количества конкурирующих высших учебных заведений потребность в авторитетном и достоверном «указателе» по международному рынку образования все сильнее обостряется, а признание вуза на мировом уровне приобретает все большее значение [15, с. 43]. Рейтинг, таким образом, можно считать одним из возможных способов ориентации на международном рынке образования. Как подчеркивается в современных исследованиях, имея желания быть конкурентоспособным, университет не может игнорировать необходимость быть признанным на международном уровне [33, с. 8].
На сегодняшний день более 2,7 млн. студентов проходят обучение за пределами своей страны, и каждый год этот показатель в среднем увеличивается на 20% [15]. Именно на фоне растущей конкуренции за иностранных студентов на международном рынке высшего образования составление рейтингов вузов становится еще одним из проявлений интернационализации. Такие рейтинги ориентированы на утверждение стандартов и моделей университетов современного типа, которым многие высшие учебные заведения стараются следовать [7, с. 28]. Помимо этого, полученные в престижном вузе знания становятся надежным фундаментом для строительства успешной карьеры. В связи с чем, выбор института влечет за собой долгосрочные экономические и социальные последствия, а значит, должен быть осуществлен на основе достоверной информации [11].
Таким образом, международные рейтинги не только пытаются объективно оценить деятельность того или иного вуза, беря в качестве основы различные показатели, но и становятся инструментами, помогающими странам в лице своих высших учебных заведений в конкурентной борьбе на мировом рынке образования.
В процессе ранжирования университетов в каждом рейтинге применяется свой набор критериев, однако существуют и общие для всех характеристики, обладая которыми, вузы могут претендовать на вхождение в мировую образовательную элиту [34]. Университет должен считаться крупным научным центром с высокой долей высококвалифицированных кадров и хорошо развитой научно-исследовательской школой и инфраструктурой. Будучи передовым образовательным учреждением, он должен осуществлять подготовку студентов на базе интеграции образовательного и научного процессов с применением современных методов обучения, а также развивать механизмы повышения квалификации собственных сотрудников. Такие характеристики, как высокая образовательная мобильность и широкий перечень направлений подготовки, помогают вузу адаптироваться к постоянно меняющимся запросам общества и людей. Кроме того, чтобы попасть в мировую элиту, университет должен быть признанным центром международного сотрудничества, реализующим образовательные и научные программы с другими университетами по всему миру. Наличие таких компонентов в деятельности университета, как выдающийся преподавательский состав, мотивированные студенты, современные методологии качественного обучения, использование современных технологий, преобразование и перенос теоретических исследований в прикладную область, популяризация проводимых исследований, вклад в научную, культурную и общественную деятельность и т.д., способствуют решению задачи по занятию высоких позиций на международном рынке образования [13].
Стоит отметить, что изначально рейтинги высших учебных заведений составлялись исключительно на национальном уровне. Первопроходцами в этом деле стали Соединенные Штаты, когда в 1973 году была опубликована созданная Фондом Карнеги по улучшению преподавания классификация Карнеги, которая ранжировала американские университеты и колледжи [44]. Затем стали появляться и другие рейтинги, цель публикации которых состояла в предоставлении потребителям образовательных услуг информации об их качестве. Именно популярность национальных рейтингов стала причиной появления интереса к разработке международных рейтингов высших учебных заведений.
Сегодня в мире существуют 3 наиболее влиятельных и крупных международных рейтинга. Один из них, Academic Ranking of World Universities (ARWU), был составлен в 2003 году Шанхайским университетом Цзяо Тун. Хотя изначальная цель ARWU заключалась в том, чтобы определить положение ведущих китайских университетов на глобальном рынке образования, в итоге рейтинг привлек к себе большое внимание со стороны университетов, правительственных и общественных организаций и средств массовой информации со всего мира. По данным опроса на тему высшего образования, опубликованного The Economist в 2005 году, ARWU был отмечен как наиболее широко используемый и влиятельный ежегодный рейтинг мировых исследовательских университетов. Университеты тщательно оцениваются с использованием нескольких показателей, а именно количества выпускников и сотрудников-обладателей Нобелевской премии/Филдсовской медали, количества часто цитируемых исследователей, количества опубликованных в журналах Science и Nature статей, количества статей, индексированных Science Citation Index и Social Sciences Citation Index, а также совокупности вышеобозначенных показателей на душу населения. Одним из факторов значительного влияния рейтинга является то, что его методология считается научно обоснованной, стабильной и прозрачной, а сам рейтинг используется в качестве отправной точки для определения слабых и сильных сторон того или иного университета и выдвижения новых инициатив в сфере образования [41].
Год спустя появился еще один рейтинг, разработанный Quacquarelli Symonds вместе с изданием Times Higher Education и ставший впоследствии одним из самых авторитетных в мире. До 2010 года он был единый, однако затем превратился в два независимых издания: The World University Rankings, выпускаемый Times Higher Education при сотрудничестве c агентством Thomson Reuters, и QS World University Rankings от Quacquarelli Symonds.
Что касается The World University Rankings, то на сегодняшний день в рейтинге числится 800 высших учебных заведений из 70 стран, хотя не далее как год назад их количество равнялось 400 университетам и 41 стране, соответственно. В основе ранжирования лежит 13 показателей, распределяемых по 5 основным группам, среди которых качество обучения, качество научно-исследовательской деятельности, «влиятельность» исследования (цитируемость статей), трансфер знаний и технологий и уровень университетской интернационализации [46]. Студенты, ученые, руководители высших учебных заведения, представители бизнеса и государственных структур по всему миру доверяют рейтингу, в котором оценивание университетов происходит на основании использования тщательно откалиброванных показателей, что позволяет добиться полного и сбалансированного сравнения вузов [46].
В рейтинге QS используется методика ранжирования с опорой на следующие показатели: качество научно-исследовательской деятельности, карьерный потенциал, качество преподавания, интернационализация университета. Они позволяют охватить ключевые миссии важных мировых университетов. На основании результатов проводимого статистического анализа деятельности университетов, аудита данных по индексу цитирования научных публикаций и данных опроса работодателей и членов международного академического сообщества, высказывающих мнения о том или ином университете, определяется уровень его достижений. Ежегодно в исследовании дается оценка более 2,5 тысячам высших учебных заведений, а по итогу составляется рейтинг, включающий в себя более 500 лучших мировых университетов [45].
Международные рейтинги, таким образом, получают широкое применение по всему миру, происходит рост их количества и многообразия и в целом рейтингованию университетов уделяется значительное внимание. Однако, как многими отмечается, подобные рейтинга несовершенны, в связи с чем, ранжирование университетов в последние годы стало одной из самых дискуссионных тем в образовательном пространстве.
Составление рейтингов высших учебных заведений можно оценить положительно с той стороны, что в них делается попытка упростить сложную картину высшего образования и его состояния для потенциальных студентов и других заинтересованных лиц; международные рейтинги имеют все большее значение в вопросах создания имиджа университетов, а значит, влияют на их престиж и обеспечивают рекламу всей системе образования; стимулируют повышение качества процесса обучения и результативности научной и образовательной деятельности; создают условия для привлечения студентов и предоставляют возможности получения финансовой поддержки от государства и международных организаций [23, с. 45]. К достоинствам также можно отнести преемственность методики составления рейтингов и их регулярность, что позволяет проводить сравнение и сопоставление позиций университетов в динамике лет [13].
Существуют, однако, и мнения, ставящие под сомнение правомерность использования международных рейтингов в качестве универсального инструмента, необходимого для сравнительной оценки разных вузов по всему миру. Все они сводятся к тому, что подобные рейтинги не могут быть достоверными в силу ряда причин. Одной из главных является то, что они не принимают во внимание специфику различных систем высшего образования, функционирующих в разных странах [34, с. 34]. Учет же этих особенностей при разработке рейтингов будет способствовать расширению подхода к вопросам оценки и повышения качества высшего образования. Исследователи подчеркивают при этом их субъективность, обращение к лимитированному количеству показателей в соответствии лишь с доступностью информации; нечеткую содержательную интерпретацию и использование для подсчета небольшого количества методов сбора данных, что определенным образом сказывается на наполняемости показателей [3]. Кроме того, количество рейтингов постоянно увеличивается, что в какой-то степени обесценивает ранжирование вузов и превращает их стремление стать лидерами в самоцель.
Следует признать, что значение, которое имеют сегодня международные рейтинги, становится все выше. Безусловно, как любой механизм оценки, они имеют как минусы, так и плюсы. Однако, в целом, будет справедливо сказать, что международные образовательные рейтинги становятся важным индикатором конкурентоспособности высших учебных заведений той или иной страны и показателем того, насколько развита национальная система образования.
Возможности повышения позиций российских вузов в международных образовательных рейтингах
Что касается российской высшей школы, то рейтинги — это новое явление, которое начало оказывать значительное влияние на нее лишь в последнее время. Впервые отечественные университеты оказались представлены в международном рейтинге QS World University Ranking в 2005 году, а в целом начальный опыт участия высших учебных заведений России в мировых образовательных рейтингах продемонстрировал достаточно невысокие результаты. В большинстве из них Россия в среднем находится на уровне около 50% от возможных 100%, причем динамика в некоторых случаях отрицательна [31]. Российские вузы, таким образом, мало представлены в международных рейтингах университетов.
В качестве доказательства скромных позиций России можно обозначить ряд факторов, мешающих вхождению высших учебных заведений России в международные рейтинги [32]. Это возникшая вследствие медленного социально-экономического развития страны инертность вузов; расчет рейтингов на англо-саксонскую модель университета, что не соотносится с российскими традициями образования; взаимосвязанные между собой увеличивающаяся конкуренция и рост требований вложения высоких инвестиций в развитие образования; ухудшающаяся международная ситуация; изначально низкие позиции российских вузов; недостаточность ресурсов для достижения поставленных целей в короткий срок; отсутствие четко продуманной и эффективной системы менеджмента перестройки рабочего процесса; смутное представление университетов о стоящих перед ними задачах и возможных способах их реализации; узкая специализация некоторых образовательных учреждений; отсутствие масштабных научных исследований мирового класса. Здесь же стоит сказать о том, что одной из проблем для российских вузов является то, что зарубежные методы оценки основаны преимущественно на измерении исследовательской деятельности и достижения в области науки. Перед отечественными же университетами долгое время стояла задача не создания научно-исследовательских наработок в большом количестве, а обеспечение предоставления качественного образования соответственно государственным стандартам и спросу на рынке труда. Продолжает оставаться актуальной эта задача и сегодня.. Кроме того, составителями рейтингов оцениваются публикации в журналах с индексом научной цитируемости, тогда как профессорско-преподавательский состав российских высших учебных заведений в большинстве своем публикуются на русском языке [25, с. 236].
Стремление многих государств адаптировать научно-образовательные учреждениям к новым тенденциям развития образования и обеспечить их конкурентоспособность на национальном и международном уровнях обусловили внесение изменений в системы управления образованием. Россия также не хочет оставаться в стороне от глобальных процессов ранжирования и сравнения образовательных систем. По словам Д. А. Медведева, не нужно абсолютизировать образовательные рейтинги, однако игнорировать оценки представителей профессионального сообщества тоже неправильно, так как высокие позиции ведущих вузов — это знак качества национального образования [36]. В связи с этим, даже несмотря на существование барьеров на пути к вхождению в международные образовательные рейтинги, страна ориентирована на повышение качества национальной системы высшего образования именно путем продвижения элитных университетов. Российское руководство уделяет пристальное внимание рейтинговым позициям вузов, определяя это как часть государственной политики в области образования и науки, и, тем самым, рассчитывает на возможность ведущих университетов оказать влияние на повышение международной конкурентоспособности всей системы российского высшего образования.
Указом Президента России от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования» [37] и постановлением Правительства России от 16 марта 2013 г. №211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» [27] был разработан проект, целью которого является обеспечение вхождения не менее 5 российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов к 2020 г. Кроме того, в 2013 году был создан Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ.
Вышеупомянутому проекту предшествовал конкурсный отбор, в котором приняло участие более 50 вузов. Благодаря амбициозным планам, выдвигаемым инициативам и накопленному за все время своего существования потенциалу, победителями стали в основном национальные и федеральные исследовательские университеты, которые сразу же включились в борьбу за лидирующие позиции в международном образовательном пространстве [5]. Вузам-победителям ежегодно предоставляются субсидии, направленные на выполнение планов мероприятий по реализации программ повышения собственной конкурентоспособности, так называемых «дорожных карт». Объем финансирования увеличиваются из года в год: так, например, в 2013 г. он составлял 9 млрд. рублей, в 2014 — 2015 гг. был увеличен на 1,5 млрд. рублей и стал равняться 10,5 млрд. рублей [26], а в 2016 — 2020 гг. предполагается выделять по 14,5 млрд. рублей [27]. Согласно условиям предоставления финансовой помощи меры по повышению конкурентоспособности должны быть направлены на формирование высококвалифицированного кадрового состава университета с привлечением к работе иностранных специалистов; усиление международной академической мобильности; реализации совместных с ведущими зарубежными вузами иностранных программ; проведение фундаментальных научных исследований [22].
В целом же, проект «5/100» задуман как один из возможных инструментов институционального изменения национальной системы высшего образования, апробации и последующего внедрения международных образовательных стандартов в практическую деятельность российских вузов. Цель вхождения ведущих университетов России в глобальные образовательные рейтинги определяет его международных характер и способствует формированию позитивного образа российской образовательной системы в глазах как исследователей, зарубежных экспертов и работодателей, так и потенциальных иностранных студентов и их родителей.
По истечении первого этапа реализации проекта можно сделать вывод о его достаточной эффективности. Так, например, к окончанию 2014 года на руководящие должности в ведущих российских университетах было привлечено 85 управленцев с опытом работы в зарубежных образовательных и научных организациях, а также заключены договоренности на реализацию более 200 проектов с иностранными учеными и более 500 проектов совместно с международными высокотехнологичными компаниями [12]. На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Д. А. Медведевым были отмечены изменение по таким критериям, как качество образования (повышение балла ЕГЭ, увеличение числа студентов, желающих учиться в ведущих российских вузов) и связь университетов с наукой (создано более 200 центров пользования научным оборудованием и установками, осуществляется сотрудничество с инновационными предприятиями), которые непосредственно связаны с повышением международной конкурентоспособности вуза [14].
Если же говорить об успехах в решении главной задачи — вхождения российских университетов в мировые рейтинги, то можно отметить, что ряд российских вузов сегодня стали иметь более высокую репутацию в общих и предметных рейтингах, чем несколько лет назад. Если в 2011 году в рейтинге QS присутствовало только 13 высших учебных заведений России, то в настоящее время туда входит 21 вуз, из которых 9 улучшили свое положение за 2014 — 2015 годы, а 3 вошли впервые («МИФИ», СГУ им. Н. Г. Чернышевского, «МИСиС»). В ТОПе-500 академического рейтинга университетов мира значатся 2 российских вуза: МГУ им. М. В. Ломоносова, занимающий 86 место, и СПбГУ, находящийся в третьей сотне. По оценкам рейтинга ТНЕ, МГУ им. М. В. Ломоносова расположился на 196 месте, а НГУ в промежутке с 301 по 350 место. Необходимо при этом обратить внимание, что позиции российских вузов в предметных рейтингах выше, чем в общих [12]. Наряду с участием в международных рейтингах, с целью продвижения российских вузов на глобальном рынке образования рейтинговым агентством QS при поддержке Министерства образования РФ был запущен проект по созданию механизма ранжирования университетов стран БРИКС.
Подводя итог, следует еще раз сказать, что перед российскими высшими учебными заведениями поставлена непростая задача добиться конкурентных преимуществ на международном рынке образования путем вхождения в первую сотню ведущих мировых университетов. Несмотря на то что в некоторых аспектах уже есть видимые результаты, перед вузами все еще стоит множество задач, требующих эффективных решений. В этой связи необходимым представляется как наличие у каждого вуза своей собственной стратегии развития, так и национальной стратегии выхода российских образовательных учреждений на ведущие позиции в рейтингах.
Вузу необходимо использовать рейтинги и критерии оценки в качестве инструмента сопоставления, принимать меры по совершенствованию своей образовательной деятельности и повышению репутации. Установление контактов с другими университетами, развитие академической мобильности преподавателей и студентов, введение сетевых и электронных методов обучения, увеличение числа совместно реализуемых с иностранными вузами программ, усиление взаимосвязи образовательной и научной деятельности — все это поможет улучшить показатели вуза, используемые международными рейтингами, а значит повысить и укрепить положение российских федеральных и исследовательских университетов, что в свою очередь благоприятно скажется на международной конкурентоспособности российского высшего образования.
Таким образом, на основании проведенного анализа было выявлено, что по мере активного включения российской высшей школы в процесс соревнования национальных образовательных систем в рамках глобальной конкуренции все больше внимания уделяется международной составляющей высшего образования России, которая должна позволить стране не только повысить качество образования, но и занять достойное место среди большого количества стран на мировом рынке образовательных услуг.
В течение довольно длительного времени для России на этом рынке была характерна тенденция отставания от общемировых показателей, в связи с чем в качестве приоритетных направлений государственной политики были провозглашены расширение международного сотрудничества, увеличение экспорта образовательных услуг и обеспечение вхождения ведущих национальных вузов в мировые рейтинги.
Такие разные на первый взгляд составляющие государственной образовательной политики по повышению международной конкурентоспособности системы высшего образования, как привлечение иностранных специалистов, увеличение экспорта образовательных услуг и управление репутацией, в действительности очень связаны между собой. Только вуз, обладающий международной известностью, может проводить эффективную стратегию по привлечение зарубежных студентов и специалистов, что повысит академическую мобильность и увеличит шансы на занятие достойного положения на международном рынке образовательных услуг. Созданию имиджа высших учебных заведений и широкой узнаваемости бренда отечественной системы образования способствует проводимая в стране политика по вхождению ведущих университетов в мировые рейтинги и повышению в них своих позиций.
Подводя итог, можно оценить проводимую государством политику в целом как довольно эффективную, однако неполную, так как она не касается всех аспектов международной составляющей системы высшего образования в России и не затрагивает всех существующих проблем. В связи с этим, для позитивных перемен в этой сфере необходимо и дальше разрабатывать стратегию деятельности, направленную на интеграцию российской высшей школы в мировую систему образования. Требуется активная и последовательная политика, при этом решающее значение должен иметь переход от осуществления отдельных мероприятий к реализации целого комплекса мер, включающего в себя финансовые, нормативно-правовые, институциональные и другие аспекты этого направления деятельности.
Список источников и литературы
1. Арефьев А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М., 2007.
2. Арефьев А. Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования. М., 2010.
3. Белоцерковский А. В. К вопросу о рейтингах и рангах. // Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. М., 2014. С. 203—215.
4. Веревкин О. Л., Дмитриев Н. М. Иностранные студенты в вузах России: издержки или рентабельность? // Социология образования. 2015. №10. С. 32—42.
5. Вузы проекта URL: http://5top100.ru/universities/ Дата обращения: 16.03.16.
6. Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России. URL: http://demoscope.ru/weekly/2009/0387/analit01.php Дата обращения: 08.03.16.
7. Галичин, В. А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. М., 2015.
8. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М., 2010.
9. Гурьянова Т. Н., Фатхуллина Л. З. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг // Вестник КТУ. 2014. №15. С. 391—394.
10. Дементьева С. В. Учебная миграция в Россию в фокусе толерантности. URL: http://wciom.ru/fileadmin/ nayka/Gr_2012/theses/ state_services/dementeva. pdf Дата обращения: 08.03.16.
11. Джоббинс Д. Выход на глобальную арену: точка зрения прессы // Социология образования. 2006. №2. С. 78—91.
12. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. URL: http://government.ru/media/files/ TS3Ar5ihWdp1ju5UH6a22TQbc4UnIobU. pdf Дата обращения: 11.03.16.
13. Епифанцева А. С. Позиции российских вузов в международных рейтингах. // Фундаментальные исследования. 2014. С. 1488—1491.
14. Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. URL: http://government.ru/news/12516/ Дата обращения: 17.03.16.
15. Карпенко О. М., Бершадская М. Д. Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и глобальных рейтингов в сфере образования. М., 2009.
16. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 — 2020 гг. URL: http://vi.russia.edu.ru/news/discus/concept/3783/ Дата обращения: 07.03.16.
17. Куприянова-Ашина В. Э. Интернационализация высшего образования: российские подходы // Международные процессы. 2013. №2. C. 85—93.
18. Малыхин М. Российские вузы увеличат прием иностранных студентов. URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/02/19/ student-stupenka-k-rejtingu Дата обращения: 07.03.16.
19. Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования. URL: http://минобрнауки.рф/ministry/68/file/914/МС_Образование.pdf Дата обращения: 10.03.16.
20. Международный департамент Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/departments/международный-департамент Дата обращения: 07.03.16.
21. Никитенко Е. В., Леонтьева Э. О. Иностранные студенты как потенциальный ресурс российских университетов: есть ли шанс у дальневосточных вузов? URL: http://pnu.edu.ru/vestnik/pub/articles/2113/ Дата обращения: 07.03.16.
22. О проекте «5/100» URL: http://5top100.ru/about/more-about/ Дата обращения: 16.03.16.
23. Осипов Г. В., Климовицкий С. В. Индикаторы образования. // Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. М., 2014. С. 45—60.
24. Плаксий С. И. Конкурентоспособность российского высшего образования // Карьерный рост: транснациональные диалоги об управлении персоналом и развитии рынка труда. URL: http://www.punkt-a.com/ru/pb/art/bp011.plaxiy.htm Дата обращения: 07.03.16.
25. Подберезкин А. И., Большова Н. Н., Подберезкина О. А. Современные университеты — кузница идей, технологий и креативного класса. // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №2. С. 236—253.
26. Постановление от 16 марта 2013 года №211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102163785 Дата обращения: 16.03.16.
27. Постановление от 31 октября 2015 года №1176 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 211» URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102381284 Дата обращения: 16.03.16.
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 №891. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102168151 Дата обращения: 10.03.16.
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №638. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102123884 Дата обращения: 10.03.16.
30. Протокол пятнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5336/файл/4227/Protokol%202014.pdf Дата обращения: 11.03.16.
31. Рубвальтер Д. А., Богачев Ю. С., Шестак В. П. Вузы в пространстве индикаторов международных рейтингов. // Высшее образование в России. 2014. №1. С. 11—19.
32. Рудницкий Г. М., Полихина Н. А. Индикаторы мониторинга университетов, участвующих в национальном проекте. // Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. М., 2014.
33. Салми Д., Фрумин И. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. №3. С. 8—21.
34. Сероштан М. В., Владимирский Б. М. Какая система ранжирования российских университетов нам нужна? // Высшее образование в России. 2013. №8—9. С. 32—39.
35. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201601200009?index=0&rangeSize=1 Дата обращения: 11.03.16.
36. Стенограмма заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации URL: http://government.ru/news/2798/ Дата обращения: 16.03.16.
37. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования» URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102156333 Дата обращения: 16.03.16.
38. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016 — 2020 годы. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102372119 Дата обращения: 10.03.16.
39. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102078147 Дата обращения: 08.03.16.
40. Форталезская декларация. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5364/файл/4264/Форталезская%20декларация.pdf Дата обращения: 11.03.16.
41. About Academic Ranking of World Universities URL: http://www.shanghairanking.com/aboutarwu.html Accessed 09.03.16.
42. Education at a Glance 2015: OECD Indicators. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2015_eag-2015-en Accessed 07.03.16
43. Open Doors. Report on International Educational Exchange. New York, 2012.
44. The Carnegie Classification of Institutions of Higher Education. URL: http://carnegieclassifications.iu.edu Accessed 09.03.16.
45. University Rankings URL: http://www.iu.qs.com/university-rankings/ Accessed 09.03.16.
46. World University Rankings 2015—2016 methodology URL: https://www.timeshighereducation.com/news/ranking-methodology-2016 Accessed 09.03.16.