Деятельность Всемирной организации здравоохранения на Южном Кавказе, направленная на борьбу с курением
Аннотация: в статье рассматривается деятельность Всемирной организации здравоохранения на международной арене, в том числе и на Южном Кавказе. При этом особо акцентируется внимания на усилиях ВОЗ направленных на борьбу с курением табака. При этом указывается, какие шаги предпринимаются на уровне национальных правительств Азербайджана, Армении и Грузии, для реализации «Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака».
Ключевые слова: Всемирная организация здравоохранения, Азербайджан, Армения, Грузия, международные отношения.
Abstract: the article touches upon the activity of the World Health Organization in the international arena, including the South Caucasus. The article focuses on the efforts taken to tackle smoking. The special stress is put upon the steps undertaken by Azerbaijani, Armenian and Georgian national states to implement «WHO Framework Convention on Tobacco Control».
Keywords: World health organization, Armenia, Azerbaijan, Georgia, international relations
Современные международные отношения характеризуются противоречивыми тенденциями. С одной стороны, мы наблюдаем рост процессов, идущих на мировом уровне и направленным на глобализацию, с другой, очевидно, что возрастает и роль региональной политики. Следствием этого является наблюдаемая во многих местах напряженность, рост количества региональных, этнических и религиозных конфликтов.
Кроме того, особенность развития современной мировой экономики также способствует тому, что перед человечеством возникают новые проблемы, в том числе связанные с серьезными изменениями в климате и экологии. В этих условиях в международных отношениях возрастет роль тех межправительственных международных организаций, которые способствуют решению перечисленных проблем путем предоставления государствам помощи финансами, специалистами, специальными программами. При этом сложно не согласиться с мнением белорусского исследователя Е.С. Рудько, который считает, что «современные международные отношения характеризуются наличием большого количества международных межправительственных организаций… со схожими функциями, целями, компетенцией. Такие МПО активно сотрудничают друг с другом для решения смежных задач и проблем» [3. c. 134-138].
Очевидно, что главенствующее место в ряду таких организаций занимает Организация Объединенных Наций (ООН), а также ее подразделения, в том числе пользующееся большим авторитетом в мире Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).На современном этапе ВОЗ ставит перед собой глобальные цели, направленные на ликвидацию неравенства в доступе к услугам по защите здравоохранения, а также стремится предпринять действия в области здравоохранения, которые находятся за пределами возможностей национальных государств, даже в том случае, когда им оказывается внешняя помощь. При этом отмечается, что «глобальные функции здравоохранения заключается в принятии мер… в интересах всех стран… глобальные продукты здравоохранения включают: глобальную пропаганду здоровья; использование биоэтических и правозащитных инструментов; эпидемиологический надзор за болезнями и рисками; прямые глобальные действия; инвестиции в решение основных проблем здравоохранения; и использование норм и стандартов … Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)» [16].
Перечисленные направления деятельности гармонично перекликаются с Уставом (Конституцией) Всемирной организации здравоохранения, во второй главе, которая называется «Функции», говорится о том, что ВОЗ должен:
Продвижение сайта в россии как продвинуть саи по всеи россии.
«a) действовать в качестве руководящего и координирующего органа в международной работе по здравоохранению; b) установить и поддерживать эффективное сотрудничество с Объединенными Нациями, со специализированными учреждениями, с правительственными учреждениями по здравоохранению, с профессиональными группами и с другими организациями, которые для этого окажутся подходящими; ˂…˃
- c) помогать правительствам, по их просьбе, в укреплении служб здравоохранения; ˂…˃
- g) поощрять и развивать работу по борьбе с эпидемическими, эндемическими и другими болезнями; ˂…˃
- n) поощрять и проводить исследования в области здравоохранения;
о) способствовать улучшению стандартов обучения и подготовки в области здравоохранения, медицины и связанных с ними профессиях» [11].
Важное значение для достижение поставленных целей имеет и правовое обеспечение деятельности ВОЗ на международной арене. Очевидно, что в некоторых случаях приоритет международного права над национальными правовыми системами, может способствовать решению проблем являющихся областью интересов ВОЗ. Именно с этой целью на рубеже XX-XXI веков была выдвинута «Концепция глобальной юриспруденции в области здравоохранения», которая в том числе предполагала, что «ВОЗ должна играть ведущую роль в создании потенциала в области права общественного здравоохранения в государствах-членах ВОЗ, особенно в развивающихся странах» [14].
Вместе с тем сложно не согласиться с утверждением, что «место ВОЗ в международной системе здравоохранения в том виде, в каком она сейчас есть, ее структуры управления и финансирования, нуждаются в более фундаментальных изменениях, чем предусмотрено в настоящее время» [13]. Но для того, чтобы понять какие нужны реформы в работе ВОЗ, на наш взгляд необходимо оценивать не только роль Организации на международной арене, совершенствование системы международного права и национального права в области здравоохранения, говорить не только о глобальных проблемах, с которыми сталкивается организация, но и оценить деятельность ВОЗ на региональных уровнях.
Одним из таких регионов, имеющих заметное геоэкономическое и геополитическое значение в современных международных отношениях, является Южный Кавказ. В силу своего исторического развития, а также современных процессов, идущих в регионе, страны Южного Кавказа, сталкиваются с различного рода угрозами в сфере здравоохранения. Часть из них носят глобальный характер, а часть имеется ярко выраженный региональный характер. В свою очередь в каждой из стран Южного Кавказа — Азербайджане, Армении и Грузии, есть проблемы над решением которых работает ВОЗ присущих исключительно той или иной стране из перечисленного ряда.
Одной из глобальных проблем в области здравоохранения над решением которой активно работает ВОТ является борьба с потреблением табачных изделий. Перечень болезней, спровоцированных курением, или усугубляющимися в результате курения огромный, включая в себя в том числе: рак легких, хроническое обструктивное заболевание легких, хронические бронхиты, рак гортани, рак ротовой полости, импотенция, бесплодие, рак мочевого пузыря, сердечная недостаточность [4]. Однако несмотря на эти угрозы сокращение потребления табака в мире происходить крайне медленно, в том числе и на Южном Кавказе. Одним из факторов, способствующих такому положению дел, является структура экономики государств Южного Кавказа которая сформировалась еще во времена СССР.
В те времена, в условиях фактической изоляции и автаркии, Советский Союз сосредоточил основные мощности по производству табака в «южных районах страны» [6], в том числе в Грузии, Азербайджане и Армении. В современных условиях производство табака и торговля табачными изделиями является прибыльным бизнесом. Так, на сегодняшний день, в Грузии официально имеется 7 компаний, занимающихся табачным бизнесом [9], в Азербайджане таких компаний уже 21 [8], а в Армении еще больше — 26 [7].
Таким образом можно констатировать, что проблема курения является одной из острейших ля стран Южного Кавказа и довольно долго оставалось в тени других проблем с которыми, столкнулись перечисленные страны после развала СССР. Отсюда необходимость выполнения ключевых положений «Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака» приобретает особое и важное значение, так как «борьба против табака» означает широкий круг стратегий в области поставок, спроса и уменьшения вреда, которые направлены на улучшение здоровья населения посредством ликвидации или уменьшения потребления им табачных изделий, а также воздействия на него табачного дыма» [2].
Со своей стороны, Европейское региональное бюро ВОЗ, в который входят страны Южного Кавказа отмечает, что «в случае эффективного применения мер по борьбе против табака, страны Европейского региона получат высокие доходы от инвестиций, сопровождающиеся повышением производительности и повышением сбережений в области здравоохранения и социальной ответственности» [1]. Осознание угроз, исходящих от курения табака способствует усилению деятельности и национальных подразделений ВОЗ направленных на борьбу с этой вредной привычкой. Ведущее позиции в этом движении на Южном Кавказе занимает Грузия. Так в этой стране в марте 2018 года началась коммуникационная кампания в поддержку нового законодательства по борьбе против табака, которую планируют принять в мае 2018 года. При этом отмечается, что «Кампания будет способствовать углублению понимания нового закона среди широкой общественности и бизнеса, способствовать соблюдению требований до его реализации», кроме того подчеркивается, что «Амбициозная цель Грузии-снизить потребление табака среди людей в возрасте 18 лет и старше до 20% к 2030 году. В 2016 году потребление табака среди лиц в возрасте 18 лет и старше составило 31%» [15].
На наш взгляд реализация этих планов напрямую будет зависеть от состояния экономических отношений в регионе Южного Кавказа. Например, после того, как в ноябре 2013 г. правительство страны увеличило акциз на табачные изделия в Грузии пошел поток контрабандах сигарет из Армении, так как они там оказались дешевле чем в Грузии. При этом представители грузинского табачного бизнеса уже с этого времени говорили о том, что понимают, что стратегия борьбы с курением предусматривает и ежегодное повышение акцизов на табачные изделия, и на запрет на курения в увеселительных заведениях, и на запрет рекламы табачных изделий» [5].
Активная борьба с курением развернулась и в Азербайджане. В конце 2017 года, в этой стране принят новый закон «О борьбе против табака», который в частности «согласовывает национальную политику по борьбе против табака с Рамочной Конвенцией ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). В числе других мер он устанавливает запрет на курение в общественных местах и на рекламу, пропаганду и спонсорство табака». Интересно, что в Азербайджане, одним из первых в мире, причислили кальяны и электронные сигареты к табачным изделиям [12]. Представляется, что данная инициатива может быть поддержана многими европейскими странами.
Более сложная ситуация складывается в Армении. В августе 2017 года правительство этой страны приняло «одобрило стратегию борьбы с курением и программу мероприятий на 2017-2020 годы в рамках этой стратегии. Цель стратегии — снижение распространенности потребления табака ежегодно на 1,5-2 %» [10]. Однако, армянское общество негативно отнеслось к этому документу. Как председатель общественной организации «Информированный и защищенный потребитель» Бабкен Пипоян — «Армянское общество не только не захотело принять участие в борьбе с табакокурением, но, наоборот, на нервной почве закурили некурящие». Б. Пипоян высказал, мнение, что «негативная реакция общества обусловлена также заявлением министра здравоохранения о том, что курение является признаком неуспешности» [1]. Думается, что кроме указанных причин, сложное отношение к борьбе с куренем связно и большим весом табачных компаний в экономике РА.
Несмотря на наличие проблем, о которых было сказано выше, очевидно, что под влиянием ВОЗ страны Южного Кавказа делают успешные шаги, направленные на борьбу с курением табака.
Список использованных источников и литературы
- Европа без табака может стать реальностью [Электронный ресурс] URL: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/disease-prevention/tobacco/tobacco
- Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tobacco.pdf
- Рудько Е.С. Сотрудничество межправительственных организаций: история развития. // Труды факульт. междунар. отношений / Белорус. гос. ун-т. Минск, 2012. Вып. 3. С. 134–138 [Электронный ресурс] URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/30384/1/rudko_2012_Trudy.pdf
- Список самых распространенных заболеваний от курения [Электронный ресурс] URL: https://brosaem.online/bolezni-ot-kurenia/
- Табачная индустрия Грузии бьет тревогу [Электронный ресурс] URL: http://bizzone.info/business/2013/1385580173.php
- Табачная промышленность [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/137682/Табачная
- Табачный продукт производители из Armenia [Электронный ресурс] URL: https://www.tobacco1.com/ru/tobacco-manufacturers/armenia
- Табачный продукт производители из Azerbaijan [Электронный ресурс] URL: https://www.tobacco1.com/ru/tobacco-manufacturers/azerbaijan
- Табачный продукт производители из Georgia [Электронный ресурс] URL: https://www.tobacco1.com/ru/tobacco-manufacturers/georgia
- «Так что, крути меньше»: правительство Армении одобрило стратегию борьбы с курением [Электронный ресурс] URL: https://www.aysor.am/ru/news/2017/08/03/борьба-с-курением/1295381
- Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] URL: //http://docs.cntd.ru/document/901977493
- Azerbaijan adopts new tobacco control law [Электронный ресурс] URL: http://www.euro.who.int/en/countries/azerbaijan/news/news/2018/01/azerbaijan-adopts-new-tobacco-control-law
- Clift Ch. The Role of the World Health Organization in the International System. The Royal Institute of International Affairs, 2013 [Электронный ресурс] URL: https://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/publications/research/2013-02-01-role-world-health-organization-international-system-clift.pdf
- Fidler D.P. The Future of the World Health Organization: What Role for International Law? // Vanderbilt Journal of Transnational Law. 1998. Vol. 31, November, N 5. Р. 1116 [Электронный ресурс] URL: https://www.repository.law.indiana.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1699&context=facpub
- Georgia launches communication campaign to support new tobacco control legislation [Электронный ресурс] URL: http://www.euro.who.int/en/countries/georgia/news/news/2018/3/georgia-launches-communication-campaign-to-support-new-tobacco-control-legislation
- Ruger J.P., Yach D. The Global Role of the World Health Organization. Global Health Governance. Volume II, No 2 (Fall 2008/Spring 2009) [Электронный ресурс] URL: http://www.ghgj.org/Ruger%20and%20Yach_The%20Global%20Role%20of%20WHO.pdf