Международные гуманитарные связи

материалы студенческих научных конференций

Актуальные проблемы внедрения болонских принципов в российской высшей школе

Аннотация: в статье анализируется процесс адаптации отечественного высшего образования к европейским образовательным стандартам. В этом контексте особое внимание уделяется проблемам, с которыми сталкивается российская высшая школа в процессе интеграции в европейское образовательное пространство. Автор делает попытку на основании анализа публичных выступлений, мнений и оценок государственных деятелей и представителей академического сообщества, а также новейших данных СМИ выявить наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы. Автор приходит к выводу, что они касаются итогов реформирования российской высшей школы, а также реализации таких положений болонских документов, как двухступенчатая система образования, обеспечение академической мобильности и поддержание эффективной системы контроля качества образования.

Ключевые слова: высшее образование, Болонский процесс, европейское пространство высшего образования, двухступенчатая система, академическая мобильность, качество образования.

Abstract: the paper examines the adaptation of Russian higher education to European educational standards. In this context, particular attention is paid to the problems that higher school of Russia faces in the process of integration into European Higher Education Area. The author makes an attempt to identify the most urgent problems on the basis of an analysis of public speeches, opinions and assessments of government officials and representatives of the academic community, as well as the latest media data. The author comes to the conclusion that these problems relate to the results of the Bologna reforms and the implementation of such Bologna principles as two-cycle education system, academic mobility and quality control of education.

Keywords: higher education, Bologna process, European Higher Education Area, two-cycle system, academic mobility, quality of education.

За период со времени вступления России в Болонский процесс и по сегодняшний день национальная система образования претерпела ряд значительных изменений. Однако интеграция российской высшей школы в европейское образовательное пространство до сих пор сопряжена с рядом проблем. В последнее время они касаются не самого процесса модернизации образовательной системы России, выражающегося в непоследовательности, лихорадочном характере и насильственном проведении реформ, а некоторых его результатов и конкретного исполнения тех или иных болонских принципов.

Наибольшее количество сложностей в ходе адаптации высшей школы России к европейским стандартам связано с переходом на двухступенчатую систему образования. Однако акценты все более смещаются на обсуждение соотношения практических и теоретических навыков у выпускников-бакалавров и, как следствие, возникающих проблем, связанных с трудоустройством.

Опросы общественного мнения показывают, что с течением времени процент людей, позитивно относящихся к обучению в рамках бакалавриата, постепенно растет. На момент присоединения России к Болонскому процессу, только 5 % опрошенных считали базовое высшее образования на уровне бакалавра достаточным (в сравнении с 56 %, выступавшими за получение степени специалиста), в 2007 году доля респондентов увеличилась лишь на 4 % и составила 9 % [4]. Однако уже в 2011 году процент тех, кто предпочел бы учиться 4 года и освоить широкий набор знаний, увеличился до 33 % [2].

В вопросе полноценности четырехлетнего образования на момент 2017 года, доля россиян, считающих этот срок недостаточным для дальнейшего трудоустройства, сократилась и составила 47 %, что на 5 % больше, чем приверженцев противоположной точки зрения. Такое соотношение показывает общее настроение среди всех опрошенных вне зависимости от возрастной группы. Мнение же респондентов от 18 до 24 лет отличается от общей тенденции: 59 % оценивают бакалавриат как полноценное образование, предоставляющее возможность работать в большинстве отраслей экономики, в то время как процент несогласных составляет 38 % [4]. Общую тенденцию подтверждают и официальные данные. Согласно мониторингу выпускников вузов, проведенному Минобрнауки РФ на основании анализа данных, предоставленных Пенсионным фондом России, Рособрнадзором и образовательными учреждениями, процент трудоустроенных бакалавров ниже процента трудоустроенных магистров вне зависимости от отрасли наук [6].

Вопрос трудоустройства находится в прямой взаимосвязи с вопросом соотношения практических и теоретических навыков у закончивших свое обучение студентов. Недостаток практических навыков у российских выпускников признает как большинство работодателей (91 %), так и значительная часть молодых специалистов (56%), в то время как убежденность обеих групп в достаточности теоретических знаний довольна высока [3]. Соответственно, видны противоречия между принципами Болонского процесса, предполагающего, что на уровне бакалавриата студент получает образование по широкому кругу общих дисциплин, и требованиями рынка труда, когда работодатели в первую очередь ищут тех, кто может быть хорошо востребованным на работе, а именно людей с навыками, а не обширностью знаний [11]. Очевидно, что реализовать модель двухуровневой системы, характерной для Болонского процесса, в полной мере не удалось, в частности по причине отсутствия связи обучения с практикой [15].

Таким образом, можно сказать, что двухступенчатая система образования еще не прижилась в полной мере в России. Ряд трудностей в процессе ее внедрения усложняет процесс адаптации отечественного высшего образования к европейским стандартам и замедляет интеграцию российской высшей школы в европейское образовательное пространство.

Принятие системы сходных образовательных степеней и утверждение двух уровней образования, как предполагалась, должно обеспечить успешную реализацию еще одного положения Болонской декларации, задача осуществления которого признается одним из важных условий эффективной интеграции высшего образования России в европейское образовательное пространство, а именно, академической мобильности.

Мобильность преподавателей и студентов может осуществляться как внутри, так и за пределами страны, однако в том и другом случае возникают проблемы. Если в большинстве университетов стран-участниц Болонского процесса миграция студентов между вузами внутри страны находится на высоком уровне, то в России традиция все еще обратная. Не всегда молодые специалисты понимают, что выбор второй ступени в альтернативном высшем учебном заведении может помочь в продвижении по основной специальности, в связи с чем сохраняется тенденция оседлости [9].

Если же говорить о внешней академической мобильности, то здесь одна из проблем связана с перекосом показателей входящей и исходящей мобильности. По данным доклада ВШЭ «Академическая мобильность иностранных студентов в России», совокупная численность иностранных студентов, обучающихся в России в 2015-2016 годах, составляет лишь 5 % от общего количества студентов, из которых 79 % приходится на выходцев из бывших социалистических стран (тогда как доля европейских студентов менее 5 %), а треть всех иностранных студентов концентрируется в Москве и Санкт-Петербурге [1]. В то же самое время, количество российских студентов, едущих учиться за границу, значительно превышает процент иностранных граждан, проходящих обучение в России. Например, за последние три года поток студентов в страны Восточной Европы и Балтии увеличился в среднем в полтора раза, что связано с меньшей платой за обучение и вполне качественным образованием в соответствии с болонскими принципами [10].

Какова же причина малого числа иностранных студентов в России? По словам профессора юридического факультета МГУ Дмитрия Малешина, двухуровневая система образования — это геополитический проект, выступающий как средство международной конкуренции в сфере образования. Россия пока проигрывает в такой конкурентной борьбе, так как успех в ней определяется языком обучения и качеством магистерских программ. В условиях преобладания английского языка выбор дальнейшего обучения отдается преимущественно англоязычным программам, в России же до сих пор нельзя отметить их достаточное количество; в дополнение, в силу недавнего введение магистратуры, образовательные программы еще не могут сравниться по качеству с теми, которые предоставляют европейский университеты [8].

Безусловно, присоединившись к Болонскому процессу, в той или иной мере удалось достичь некоторой транспарентности системы образования, что означает начало обучения в России, а продолжение его в любой из стран Европы, Но масштабы распространения этой практики в рамках страны пока не слишком велики, много зависит от специальности и университета, много от условий, создаваемых как Министерством образования, так и самими вузами.

Тем не менее, в связи с открытостью образования вследствие введения сравнимых степеней, зачетных единиц и признания иностранных дипломов в обществе все чаще поднимается вопрос о возникновении проблемы «утечки мозгов». Квалифицированным специалистам не находится в России места, но проблема тут, скорее всего, не в Болонском процессе, а в отсутствии перспектив в стране и приемлемых условий трудоустройства и карьерного роста. Так, причины увеличивающегося потока миграции не всегда связаны с Болонским процессом. По мнению профессора ВШЭ Григория Канторовича эмиграции способствуют разного рода социально-экономические факторы, поддерживает его и первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин, но акцентируя внимание на том, что хоть Болонская система и не является основной причиной отъезда из страны 18 млн. человек за послесоветское время, что следует из данных Центра стратегических разработок, но облегчает этот поток и в некоторой степени сказывается на потере нами человеческого капитала [12].

Таким образом, влияние Болонского процесса на академическую мобильность в России, несомненно, прослеживается. Несмотря на некоторые позитивные тенденции, обеспечение ее достойного уровня сопряжено с определенными проблемами, препятствующими эффективной интеграции страны в пространство высшего образования Европы, однако, как представляется, неправильно связывать их лишь с воздействием Болонского процесса, упуская из вида экономические и социальные условия российской действительности.

В рамках Болонского процесса особое внимание уделяется также системе контроля качества образования, которое в нашей стране осуществляет Рособрнадзор. В случае несоответствия деятельности вуза федеральным государственным образовательным стандартам данное ведомство приостанавливает действие выданной ранее лицензии или полностью лишает вуз аккредитации, последний случай чего произошел в марте этого года [16]. Интересен тот факт, что в 2013 году идея санации российской высшей школы была мало популярна (большинство опрошенных высказалось против сокращения количества государственных вузов несмотря на упоминание о предоставлении ими некачественного образования) [9], но в 2017 году 65 % россиян поддержало идею лишать вузы государственной аккредитации по причине их неэффективной работы [3].

Однако критерии оценки качества образования позволяют усомниться в ее объективности. Считается, что контроль качества теперь направлен не на оценку умений и знаний выпускников и их научные результаты, а сугубо на процесс, который измеряется работой преподавателя с бумагами и пошаговым описанием своей деятельности в соответствии с «придуманными бюрократами нормами» [17]. Господство бюрократии в ходе проверок на лицензирование вуза, выражающееся в просмотре исключительно бумаг, сопровождающих деятельность образовательной организации [16] отрицательно влияет на качество образования. Оно снижается, а само образование превращается в «неэффективную механическую машину, основной целью которой становится производство и воспроизводство бумаг» [13].

Все это говорит о том, что оценку качества образования нельзя назвать объективной и прозрачной, а это значит, что цель обеспечения качества высшего образования реализуется в стране в довольно специфичном виде, что снижает ее эффективность и создает трудности в процессе адаптации высшей школы России к болонским стандартам.

Подводя итог вышесказанному, становится очевидным, что на сегодняшний день в процессе адаптации российского высшего образования к европейским стандартам сохраняется определенное количество проблем. Сам ход включения России в Болонский процесс и особенности проведения преобразований в соответствии с болонскими принципами уже не представляются настолько значимыми, как это было ранее. Теперь в обществе поднимаются вопросы касательно итогов реформирования российской высшей школы, их успешности или безрезультатности, а также возникновения проблем по реализации некоторых из положений болонских документов, а именно, введения двухступенчатой системы образования, обеспечения академической мобильности и поддержания эффективной системы контроля качества образования.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Академическая мобильность иностранных студентов в России [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/ФО7.pdf
  2. Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность [Электронный ресурс]. URL: http://www.old.wciom.ru/fileadmin/news/2011/obrazovanie_12.12.11.pdf
  3. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать. Пресс-выпуск №3152 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775
  4. Голов А. Для чего нужно высшее образование? [Электронный ресурс]. URL: HTTP://WWW.LEVADA.RU/2007/07/01/A-GOLOV-DLYA-CHEGO-NUZHNO-VYSSHEE-OBRAZOVANIE/
  5. Инфографика ВЦИОМ: Студент 2017: рвение к учебе и перспективы трудоустройства [Электронный ресурс]. URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/social-problems/education-skills/article/student-2017-rvenie-k-uchebe-i-perspektivy-trudoustroist.html
  6. Инфографика: трудоустройство выпускников по отраслям наук [Электронный ресурс]. URL: http://vo.graduate.edu.ru/booklet#/?year=2014&year_monitoring=2015&board=6
  7. Как быть с неэффективными вузами? [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/4/kak-byt-s-neeffektivnymi-vuzami
  8. Малешин Д. Зачем Болонский университет отменяет “Болонский процесс” для юристов [Электронный ресурс]. URL: http://rapsinews.ru/legal_market_publication/20150519/273745902.html#ixzz4gtKElVh1
  9. Международная карьера: какие дипломы ценит работодатель [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/abitura_world/20170329/1491033774.html
  10. Ненаши университеты [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3240961
  11. Российские вузы должны обучать навыкам XXI века, заявил Герман Греф [Электронный ресурс]. URL:https://ria.ru/society/20161207/1483041883.html
  12. Россия ошиблась с выбором? [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3164012
  13. Самодуров Ю. В поддержку публикации открытого письма профессора Веры Афанасьевой министру образования РФ Ольге Васильевой [Электронный ресурс]. URL: http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1962304-echo/
  14. Силы кончились говорить в кулуарах [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosbalt.ru/russia/2017/04/21/1609793.html
  15. Спиридонов Н. Качество образования бакалавров оказалось под сомнением [Электронный ресурс]. URL: https://politros.com/society/12701/
  16. Четыре российских вуза лишились аккредитаций [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/society/20170303/1489195849.html
  17. Ivan Kurilla [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/ivan.kurilla.9/posts/10158348904230018

Международные образовательные связи