Система охраны памятников истории и культуры во Франции (на примере Парижа)
Франция является одной из первых европейских стран, в которых на государственном уровне начали решать вопросы изучения и охраны культурного наследия. Законодательство по охране памятников появилось в XIX веке, что связано с потерей в ходе революций и войн большого числа памятников.
Современная организация охраны памятников во Франции очень сложна и непрямолинейна, а в таком богатом историческими и культурными достопримечательностями городе, как Париж, она представляет собой разветвленную многоуровневую сеть.
Парижское архитектурное наследия составляет более 100 000 зданий и более 70 000 земельных участков. В настоящее время около 1950 зданий охраняются как исторические памятники на государственном уровне, и еще около 5 000 находятся под муниципальной охраной города Парижа.
Во Франции все вопросы охраны культурного наследия находятся в ведении Министерства культуры и коммуникации. Охрана наследия осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в ходе международного сотрудничества, в рамках государственной охраны памятников истории и культуры, в практической деятельности органов муниципального управления.
В данной статье сделана попытка составить цельную картину охраны памятников истории и культуры во Франции на примере Парижа, показать многообразие видов и уровней охраны памятников, представить основные понятия и процессы охраны и сохранения культурного наследия.
В статье использовано французское законодательство в области охраны культурного наследия и градостроительства, материалы устной презентации г-на Себастьяна Пуанту, ведущего специалиста Департамента истории археологии и архитектуры Парижа, материалы заседаний Комиссии Старого Парижа, Местные планы градостроительства Парижа, а также информационные материалы с официальных сайтов органов государственной власти Франции и Мэрии Парижа.
«Исторический памятник» во Франции — это памятник или объект, получивший юридический статус по соответствующему постановлению, которое имеет целью его защиту исходя из его исторического, художественного или архитектурного значения.
Исторические памятники имеют один из двух уровней охраны:
– если они представляют национальный интерес, они вносятся в реестр культурного наследия и называются классифицированными (classé),1 или
– если они значимы на региональном уровне, они регистрируются в дополнительной описи (Дополнительный список исторических памятников – Inventaire Supplementaire des Monuments Historiques) (inscrit).2 По отношению к классифицированным памятникам применяются более строгие меры по охране и сохранению, чем к зданиям, внесенным в опись.
Охрана исторического памятника может касаться как всего здания, так и отдельных его частей: фасада, внутреннего убранства или окружающей его территории.
Памятники, которые проходят процедуру внесения в реестр, должны быть рассмотрены Национальной комиссией исторических памятников (Commission Nationale des Monuments Historiques (CNMH)). Объекты, претендующие на включение в дополнительную опись, изучаются Региональной комиссией наследия и ландшафтов (Commission Régionale du Patrimoine et des Sites (CRPS)).
Согласно принципам децентрализации власти, в каждом регионе и в каждом департаменте Франции действуют местные представительства Министерства культуры и коммуникации. Эти службы реализуют под руководством префектов регионов и департаментов культурную политику, проводимую государством.3
Существует два уровня таких представительств — региональный и департаментский. На уровне регионов действуют Региональные дирекции культурных дел (Direction Régionale des Affaires Culturelles (DRAC)). Всего регионов во Франции (континентальная и заморская части) насчитывается 27, одним из которых является Иль-де-Франс. Директор службы или его заместитель дают своё заключение по всем проектам и контролируют все работы, которые вносят изменения в памятниках, которые являются классифицированными, т.е. обладают высшей степенью защиты.
Решения, касающиеся памятников, зарегистрированных в описи, т.е. находящихся на более низкой степени защиты, принимает Территориальная служба архитектуры и наследия (Les Services Territoriaux de l‘Architecture et duPatrimoine (STAP)). После последних преобразований Франции насчитывается 101 департамент. Например, регион Иль-де-Франс состоит из 8 департаментов, в том числе город Париж, в котором действует Территориальная служба архитектуры и наследия Парижа. Париж разделен на зоны по округам, которые находятся в ведении отдельных архитекторов зданий Франции. Эта служба занимается зарегистрированными памятниками и теми, которые находятся в 500-метровой охранной зоне вокруг классифицированных зданий.
Французское законодательство вводит особые Охранные зоны архитектурного, городского и пейзажного наследия (Zone de Protection du Patrimoine Architectural, Urbain et Paysager (ZPPAUP)), которые гарантируют защиту окружающей территории, находящейся в радиусе 500 м. от любого памятника, занесенного в реестр или дополнительную опись. 4
Для двух и нескольких близко расположенных памятников действует принцип «одновременной видимости» («covisibilité»). Это понятие означает, что один памятник находится в зоне видимости другого, либо два памятника видны одновременно с какого-либо ракурса. Согласно правилам, все объекты, находящиеся в зоне в 500 м. от границы охраняемого памятника, подлежат специальному урегулированию в случае любого их изменения. Любая реконструкция, реставрация и разрушение в области «одновременной видимости» должны получить предварительное одобрение — «обязательное мнение» (avis conforme) так называемого «Архитектора зданий Франции» (Architectedes bâtiments de France) или «простое мнение» (avis simple) в случае отсутствия «одновременной видимости».5
Если существует риск полного или частичного разрушения исторического здания, министр культуры и коммуникации может принять решение о срочном внеплановом внесении в реестр.6
Все исторические памятники отмечаются особым знаком, прообразом которого стало изображение лабиринта Реймсского собора, который сам является классифицированным историческим памятником.
Активную политику по сохранению и поддержанию наследия проводит также парижская мэрия. В дирекции культурных дел (Direction des Affaires culturelles), в отделе наследия и истории, охраной и сохранением памятниками истории и культуры занимаются три подразделения: Департамент истории архитектуры и археологии Парижа (Département de l’histoire de l’architecture et de l’archéologie de Paris (DHAAP)), Департамент исторических и культовых зданий (Le département des édifices cultuels et historiques (DECH)) и комиссия по Сохранению произведений религиозного и гражданского искусства (la Conservation des Oeuvres d’Art Religieuses et Civiles (COARC)).
На Департамент истории архитектуры и археологии Парижа возложена миссия мониторинга и археологического контроля строительных работ по изменению и оценка проектов сноса, с точки зрения архитектурного и городского наследия Парижа. Он получает все запросы о реконструкциях или сносе зданий, которые были направлены в Дирекцию градостроительства (Direction d’Urbanisme). Если при исследовании заявления появляются какие-либо вопросы или спорные моменты, то проводятся дополнительные исследования, возможно личное посещение зданий сотрудниками департамента.
DHAAP сохраняет уникальные документальные фонды по парижскому архитектурному наследию («археологическая картотека») и постоянно расширяет свои коллекции фотографий, которые, начиная с 2010 года, записываются в Общий проект информатизации муниципальных коллекций.7
Также Департамент занимается подготовкой всех материалов для представления во время заседаний Комиссии Старого Парижа.
Департамент расположен в IX округе, на улице Cadet, а само здание департамента требует скорейшей реставрации.
Комиссия Старого Парижа (La commission du Vieux Paris (CVP)) занимается рассмотрением возможности предоставления разрешений на строительство внутри исторического центра Парижа и вообще на любые изменения, касающиеся исторических зданий.
Этот консультативный орган был создан ещё в 1897 году с целью «размышлений» о политике в области культурного наследия и градостроительства в Париже. 8
Основная задача Комиссии Старого Парижа — оказывать консультативную помощь в виде рекомендаций и пожеланий по поводу заявлений, которые были поданы в Дирекцию градостроительства, после исследования их в других дирекциях. Комиссия играет важную совещательную роль в Совете при мэре, сообщая ему свою точку зрения.
Комиссия состоит из 55 членов, среди которых 15 избранных депутатов Совета, 10 государственных служащих и 30 квалифицированных специалистов из всех областей: представители ассоциации защиты культурного наследия, инженеры, ученые, журналисты, каждый из них является экспертом в своей области культурного наследия — в архитектуре, истории искусства, градостроительстве, парковом искусстве и т.д. 9
Таким образом, соблюдается принцип разделения процессов обсуждения, подготовки и принятия решений.
Ежегодно на совещаниях Комиссии отбирается около 150 дел для более углубленного исследования, а в общей сложности регистрируется более 1000 разрешений на реконструкцию.10 Дела могут касаться совершенно различных вопросов, начиная от разрушения фасадов и городских пейзажей до сноса лестниц и установки лифтов, преобразования крыш или изменения внешнего убранства зданий.
С 2004 года Комиссия расположилась в старинном особняке Кромо-дю-Бур в IX округе. Заседания Комиссии Старого Парижа проходят раз в месяц.
Департамент исторических и культовых зданий ставит своей целью сохранение и реставрацию культовых зданий, построенных до 1905 года и, соответственно, являющихся собственностью города Парижа. В 1905 году во Франции был принят Закон о разделении церквей и государства (Loi du 9 décembre 1905 concernant la séparation des Eglises et de l’Etat), который заложил основы полного отделения церкви от государства в современном обществе. Согласно этому закону, всё имущество церкви, приобретенное или построенное до принятия настоящего закона, и все связанные с ним обязательства становились собственностью государства, департаментов или коммун.
Культовые здания, построенные после 1905 года, принадлежат религиозным ассоциациям, созданным согласно этому закону вместо ранее существовавших религиозных учреждений. 11
Наследие, составляющее предмет охраны этого департамента, состоит из 96 зданий. 61 из них полностью или частично охраняется как исторические памятники, а 17 записаны в Местный план развития. 85 зданий относятся к католической религии, 9 — к протестантской и два являются синагогами.12 Все они принадлежат Мэрии Парижа, которая финансирует все расходы по их поддержанию и восстановлению.
Для проведения любых реставрационных работ Мэрия выбирает либо Архитектора по наследию (Architecte du patrimoine), либо Главного Архитектора исторических зданий (Architecte en chef des monuments historiques (ACMH)). Главный Архитектор исторических зданий руководит работами по реставрации классифицированных памятников или отдельных деталей зданий, которые могут быть классифицированы отдельно. Он контактирует с Региональной дирекцией культурных дел и решает вопросы авторизации. Таким образом, в последнем случае, в реставрационной команде одновременно работают два архитектора: Архитектор по наследию и Главный архитектор.13
Департамент исторических и культовых зданий охраняет также около 130 оргáнов, сохранившихся внутри зданий, а также некоторые гражданские здания, которые не имеют определенной функции, такие как, например, башня Сен Жак, крепостная стена Филиппа-Августа и др.
Третьим подразделением мэрии Парижа, занимающимся охраной памятников, является комиссия по Сохранению произведений религиозного и гражданского искусства (la Conservation des Oeuvres d’Art Religieuses et Civiles (COARC)). Оно была создано в 1996 году для целей инвентаризации, изучения, реставрации и распространения скульптурного наследия религиозного наследия, принадлежащего городу. Эта организация образовалась в результате слияния Службы по объектам церковного искусства и Миссии по консервации скульптурного наследия.
Проводившаяся с 1981 года инвентаризация помогла установить, что парижское наследие включает в себя более 30 000 произведений церковного искусства, включая более ста зданий (церквей, храмов и синагог). В гражданских делах насчитывается более чем 500 статуй на площадях, в садах и скверах. Эти кампании по инвентаризации позволяют получить фотоснимки картин, витражей, настенных росписей, скульптурных ансамблей и статуй. Инвентаризация также помогает устанавливать санитарное состояние произведений искусства, что является необходимым шагом подготовительного этапа любых реставраций. Во время проведения реставрации квалифицированные специалисты прикладывают все силы для восстановления декоративных ансамблей, включая экстренную помощь.
Отдельным направлением деятельности организации является проведение научных исследований. С помощью этого COARC стремится лучше понять историю художественного произведения. Производится изучение архивных документов и публикаций, научный анализ материалов, что позволяет создать документацию к неисследованным ранее объектам. Все собранные данные хранятся в центре документации в специализированной библиотеке.
COARC также участвует в популяризации религиозного и гражданского наследия города Парижа, представляя объекты на крупные выставки. В течение многих лет COARC участвует в проведении Дней Наследия (третьи выходные сентября)14.
Особым видом охраны пользуются два сектора на Плане охраны и использования (Plan de sauvegarde et de mise en valeur (PSMV)), которые располагаются в IV и VII округах Парижа. В этих секторах действует особые меры охраны, которые требуют согласования с представителями государства от DRAC, SDAP, Департаментской дирекции территорий, а также представителей коммуны. Здесь охраняются все здания без исключения и их фасады особенно. В данных районах ограничено размещение рекламы. Для любых реставрационных работ необходимо обязательное одобрение Архитектора зданий Франции.
В 2006 г. был введен новый, самый нижний уровень охраны — муниципальная охрана памятников, которая предполагает три вида: «охрана города Парижа» (protection de la ville de Paris (PVP)), «особый морфологический режим» (traitement morphologique particulier (TMP)) и режим «описания» (signalement).
«Охрана города Парижа» предполагает бόльшую гибкость по сравнению с общенациональной охраной и позволяет взять под защиту не только старые постройки, но и здания начала XX века, сооружения социального предназначения, а также отдельные элементы декора, такие как медальоны, дверные и оконные рамы, лестницы. Здание, находящееся под охраной города Парижа не может быть разрушено.
«Особый морфологический режим» относится главным образом к дворам, садикам и гарантирует сохранение прежнего деления на участки. Этот режим допускает частичные перестройки, но требует сохранения высотности и расположения зданий.
Режим «описание» является наиболее слабой мерой охраны. Он заключается в составлении подробного и всестороннего описания характерных особенностей в архитектурном, историческом, культурном и прочих социально значимых аспектах и, тем самым, обращает внимание на особый интерес здания.
Решение о введении муниципального уровня охраны и назначении соответствующего рема принимается голосованием в Муниципальном совете (Conseil), по представлению мэра. При этом рассматриваются рекомендации, Комиссии Старого Парижа, Ателье парижского градостроительства, а также различных общественных организаций. Охрана может быть снята, если потом по результатам исследований обнаруживается, что здание является в действительности не таким значимым, как считалось ранее.
Все памятники истории и культуры всех уровней охраны сведены в единый документ Общий атлас Местных градостроительных планов (Atlas Général du Plan local d’Urbanisme), который является одним из важнейших документов в области охраны памятников во Франции.15 Это очень внушительное солидное и объёмное издание формата «in folio». На каждом Местном плане классифицированные памятники обозначены розовыми звездочками, памятники, записанные в опись, — черными звездочками, а памятники, находящиеся под муниципальной охраной, помечены штриховкой. На плане также указаны ограничения высоты домов в каждом микрорайоне.
На одном здании может быть одновременно несколько уровней охраны: муниципальная, национальная, здание может находиться в секторе Плана охраны и использования или располагаться в охранной зоне другого памятника. Все это накладывает бесчисленные ограничения на перестройку, реставрацию и иногда даже на любые малейшие изменения, такие как смена окон. Особенно трудными являются случаи, когда различные части одного здания находятся под разными видами охраны. В таком случае количество согласований и численность команды реставраторов увеличивается в несколько раз.
Одним из аспектов Местного плана градостроительства являются так называемые «fuseaux de protection du site de Paris» (дословно: веретено защиты ландшафтов Парижа). Согласно словарю на сайте Мэрии Парижа, эти «веретена» представляет собой совокупность предписаний и распоряжений, которые охраняют выдающиеся виды, панорамы, видовые площадки на зданиях и прочие зрительные ансамбли. Они представляют собой площади или комплексы площадей, на которых не разрешено никакое дополнительное строительство. Такие места отмечены на планах (Plan des fuseaux de protection du site de Paris), обозначенных в общем атласе.16 По форме они подразделяются на три вида: панорамные виды (например, площадь Шарля де Голля, холм Монмартр, парк Бют Шомон), видовые лучи (например, Отель инвалидов, Сакре Кёр, Пантеон) и видовые площадки (например, Эйфелева башня, Триумфальная арка и церковь Сан Сюльпис).
Данная статья является первой попыткой рассмотреть разные уровни охраны памятников истории и культуры, проанализировать деятельность комиссий, дирекций и других организаций (региональных, департаментских, муниципальных), регулирующих и контролирующих эту сферу, а также рассмотреть некоторые понятия и процессы, относящиеся к охране культурного наследия во Франции на примере Парижа.
Во Франции создана разветвленная система организаций, занимающихся охраной памятников в стране. Она включает десятки учреждений на разных уровнях власти: на государственном, региональном, департаментском и муниципальном уровне. Однако, несмотря на структурную сложность этой системы, довольно четко прослеживается разделение функций каждого учреждения.
Местные представительства Министерства культуры и коммуникации в регионах и департаментах дают своё заключение по всем проектам и контролируют все работы, которые вносят изменения в охраняемых исторических памятниках.
Национальная комиссия исторических памятников и Региональная комиссия наследия и ландшафтов занимаются исследованием запросов и включением памятников в реестр культурного наследия и в дополнительную опись в зависимости от степени значимости.
Подразделения Мэрии Парижа занимаются мониторингом и контролем над работами по реконструкции охраняемых памятников, исследованиями и хранением архивных материалов по архитектуре и археологии Парижа, подготовкой материалов для принятия решений о выдаче разрешений на реконструкцию зданий, поддержанием культовых зданий, находящихся в собственности города, производят инвентаризацию и популяризируют культурное наследие Парижа.
Можно с уверенностью сказать, что охрана памятников истории и культуры в России, которая сейчас находится на стадии становления, во многом может опираться на положительный опыт французской системы охраны и сохранения культурного наследия.
1 Code du patrimoine L.621-1
2 Code du patrimoine L.621-25
3 Ministère de la Culture et de la Communication. Les établissements et service déconcentrés <www.culturecommunication.gouv.fr/Ministere/Etablissements-et-servicesdeconcentres> (12.08.2014)
4 Code du patrimoine L.642-1
5 Code du patrimoine L. 642-3
6 Сode du patrimoine L. 621-7 et R. 621-6
7 La politique culturelle de la ville de Paris. P.3 <http://www.archivesdefrance.culture.gouv.fr/static/3820>
(10.03.2013)
8 Histoire de la Commission du Vieux Paris. <http://www.paris.fr/loisirs/histoire-et-patrimoine/commission-du-vieux-paris/la-commission-du-vieux-paris/rub_8764_stand_10166_port_20792> (14.02.2013)
9 Le Patrimoine. Mairie de Paris <http://www.paris.fr/politiques/les-politiques-parisiennes/le-patrimoine/rub_9706_stand_82979_port_24008> (14.02.2013)
10 Презентация г-на Себастьяна Пуанту, Департамент истории археологии и архитектуры Парижа, 03.06.2014
11 Loi du 9 décembre 1905 concernant la séparation des Eglises et de l’Etat. <www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000508749> (03.08.2014)
12 Département des édifices cultuels et historiques. Mairie de Paris <www.paris.fr/politiques/histoire-et-patrimoine/conservation-restauration/departement-desedifices-cultuels-historiques-d-e-c-h/rub_8504_stand_49995_port_19897> (05.08.2014)
13 Презентация г-на Себастьяна Пуанту, Департамент истории археологии и архитектуры Парижа, 03.06.2014
14 La Conservation des Oeuvres d’Art Religieuses et Civiles (C.O.A.R.C.) Mairie de Paris <www.paris.fr/politiques/histoire-et-patrimoine/conservation-restauration/la-conservation-des-oeuvres-d-art-religieuses-civiles-c-o-a-r-c/rub_8504_stand_49993_port_19897> (12.08.2014)
15 Code d’urbanisme L. 123-1
16 Lexique du Plan local d’urbanisme. Lettre F. Mairie de Paris <www.paris.fr/accuel/Portail.lut?page_id=1&portal_component=25&glossary_directory_id=1&glossary_alpha_letter=F> (11.08.2014)