Русско-французские культурные связи на примере города Красное Село
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению культурных связей России и Франции на примере внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга — города Красное Село. Особое внимание уделяется историческому аспекту культурного взаимодействия. Автор делает попытку выявить роль Красного Села в становлении международного культурного сотрудничества периода XIX века в таких направлениях, как живопись и литература, а также обозначить вклад таких культурных деятелей, как Оноре де Бальзак и в развитие культурных связей Красного Села и Франции. Изучается значение Красного Села в переосмыслении парижского периода творчества И. Е. Репина.
Ключевые слова: Франция, Россия, Санкт-Петербург, Красное Село, Оноре де Бальзак, Эдуард Детайль, И. Е. Репин
Abstract. The article reviews the cultural relations between France and Russia on the example of intracity municipal formation of Saint Petersburg — the city Krasnoe Selo. The special attention is paid to the historical aspect of the cultural interaction. The article describes the role of the Krasnoe Selo in the formation of International cultural cooperation of the XIX century in such directions as art and literature, the contribution of such cultural figures as Honore de Balzac and Edward Detayl to the development of cultural relations between the Krasnoe Selo and France and the value of Krasnoe Selo in rethinking the Parisian period of I.E. Repin’s oeuvre.
Keywords: France, Russia, Saint Petersburg, Krasnoe Selo, Honore de Balzac, Edward Detayl, I.E. Repin
Введение
С каждым днём в современном мире возрастает значение гуманитарных ценностей: культурные процессы в международных отношениях приобретают не менее важный характер, чем процессы экономические, политические, военные. Знание исторического контекста диалогов культур позволяет верно расставить приоритеты современной внешней культурной политики.
Сотрудничество России и Франции в сфере культуры представляет обширный и интересный материал для исследования. Значение города Санкт-Петербурга, культурной столицы Российской Федерации, в развитии русско-французских культурных связей подчеркивается многими исследователями. Однако рассматривается, в основном, роль исторического центра города, в то время как роль окраин Санкт-Петербурга в научных работах практически не освещается.
Одним из спальных районов Санкт-Петербурга в наши дни является город Красное Село — внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга [4]. Красное Село основано Петром I в 1709 г. как составная часть грандиозного замысла Большого Петербурга. Оно развивалось как перспективный промышленный район, здесь была создана одна из первых российских бумажных фабрик. С 1765 г. в Красном Селе проводились военные учения, а с 1819 г. здесь были организованы крупнейшие в стране военные лагеря для проведения летних учебных сборов. Военные и правящая элита перемещались на лето в Красное Село: здесь воинские занятия перемежались светскими развлечениями, что привлекало и иностранных знатных гостей, в числе которых часто оказывались французские культурные деятели.
Объемный материал в краеведческой области исследования был взят из сборника «Очерки истории Красного Села и Дудергофа». Особенно хочется отметить работы Н. В. Решетняк [20], Е. В. Кириллиной [10], Л. А. Малашевской [11].
В исследовании были использованы различные группы источников — мемуары, письма, материалы хранящейся в архивах периодики — газет и журналов. Важными источниками послужили материалы сайта Русского музея [19], а также архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Целью работы является определение роли входящего в состав Санкт-Петербурга муниципального образования — города Красного Села в культурном сотрудничестве с Францией.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотреть историю культурных контактов города Красное Село с Францией;
— изучить современные формы участия входящего в состав Санкт-Петербурга Красного Села в российско-французском культурном обмене.
1. Оноре де Бальзак в Красном Селе
Одним из значительных событий, отображающих русско-французские культурные связи, было посещение Красного Села Оноре де Бальзаком, увлеченного не только личностью Наполеона Бонапарта, но и державой, одержавшей победу над его Великой армией. Известность Бальзака на момент посещения Санкт-Петербурга была высока во Франции, знали о нем и в Российской империи. Сам же писатель «мечтал о большой государственной деятельности и выражал желание занять пост французского посла при российском дворе» [20, с. 374]. В своём письме к Эвелине Ганской он отмечал: «если бы я не был французом… я хотел бы быть русским» [15].
Считается, что сам Николай I возлагал на визит Бальзака большие надежды, ожидая, что французский писатель опровергнет критический взгляд на российские порядки и российскую жизнь Астольфа де Кюстина, опубликовавшего в 1843 г. книгу «Россия в 1839 году» [20, с. 376].
Однако, после визита Бальзака в Петербург, по поводу отъезда Александра Дюма в Россию Жюль Жанен в 1858 году писал: «Мы поручаем его гостеприимству России и искренно желаем, чтобы он удостоился лучшего приема, чем Бальзак… Тот явился в Россию не вовремя — тотчас после г. Кюстина — и потому, как это часто случается, невинный пострадал за виновного… бедный Бальзак утешал себя тем и говорил даже об этом своим друзьям: «J’ai reçu le soufflet, qui a été destiné à Custine» [6, с. 202]. Сам же Бальзак по этому поводу писал следующее: «Немало глупцов утверждало, что его величество император всероссийский возымел мысль опровергнуть книгу г. де Кюстина каким-либо французским пером и предложил мне за это достаточное количество крестьян во время моего пребывания в Петербурге. Заявляю поэтому, что мне действительно пришлось видеть императора Николая на расстоянии пяти метров, что меня он никогда не видел, а стало быть, и не говорил со мной…» [13].
Несмотря на это, книгу де Кюстина он все же поверг критике: «Таково мое мнение о знаменитом произведении г. де Кюстина. Если изъять из этой книги все мысли князя Козловского, чье имя можно назвать, ибо он умер, если обойти две или три романических версии, сообщенных для нее самим императором, в ней останутся только эпиграммы о неизбежных явлениях, порожденных климатом, ряд совершенно ошибочных мнений о политике, описание русского великолепия и ряд общих мест в чрезвычайно нарядном облачении» [13].
В Санкт-Петербурге Оноре де Бальзак остановился в доме Титова на Миллионной улице, 16 [6, с. 161]. Во время визита Бальзака Александром Бенкендорфом через генерала Льва Нарышкина было передано приглашение ему на одни из наиболее крупных летних манёвров гвардейских полков, традиционно завершавшихся парадом в присутствии императора: «Предложите г. де Бальзаку приехать завтра на парад в Красное село в 10 часов утра. Пусть явится от вашего имени в двухэтажный дом против церкви, где квартирует свита императора, и тогда вы его приведете ко мне, где ему будет приготовлен экипаж» [6, с. 206].
Французский автор принял приглашение и пронаблюдал всю силу, мощь и красоту русской армии в ходе летних манёвров гвардейских полков: выступления артиллерии, кавалерии, пехоты, драгунских полков… В своих воспоминаниях он жалел, что «что не зарисовал двух или трех самых знаменитых русских генералов, чтобы описать их с натуры» [16, с. 284]. Впечатлил его и образ императора Николая I, рядом с которым писателю «в пяти шагах» [13] нашли место.
К сожалению, зарисовать с натуры русских полководцев писателю так и не удалось. Тем не менее, визит Оноре де Бальзака в Российскую Империю, в котором Санкт-Петербург и Красное Село сыграли не последнюю роль, имеет важное историко-культурное значение в отношениях Франции и России: воспоминания писателя способствовали формированию позитивного образа Российской Империи в глазах французов; важны заметки Бальзака о Николае I и военных лагерях и в историческом контексте, так как позволяют сформировать представления об эпохе.
2. Красносельские манёвры в творчестве Эдуарда Детайля
Красносельские лагеря на протяжении всего периода их существования, а особенно в XIX веке, не раз вдохновляли художников-баталистов. Среди них — французский художник Эдуард Детайль. Альбом с его рисунками под названием «Большие манёвры русской армии. Воспоминание о лагере в Красном Селе в 1884 году» хранится в библиотеке Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Эдуард Жан-Батист Детайль — крупная фигура во французской живописи второй половины XIX в. Он был учеником известного живописца Эрнеста Месонье. Творчество Детайля было востребовано в кругах самых высоких заказчиков, среди них: французский президент Феликс Фор, принц Гальский (Эдуард VII), императоры Александр III и Николай II [11, с. 379]. В 1895—1897гг. Детайль был президентом Общества французских художников, выступил основателем Общества любителей военной истории и способствовал созданию Музея Армии в Париже. В 1907г. в содружестве с Морисом Лелуаром художник создал Общество истории костюма. Богатейшую личную коллекцию военного костюма он завещал городу вместе с мастерской [7]. В 1892г. Детайля избрали членом Парижской Академии изящных искусств, президентом которой он стал в 1905г.
В России он был хорошо известен в кругу любителей живописи и, прежде всего, в семье Романовых. В коллекциях российских императоров присутствовали акварельные листы — «Французский жандарм», «Смотр в Шалоне, 9 октября 1896 года», серия рисунков, а также полотна «Хор песенников гвардейских стрелков», «Казаки Атаманского полка», «Император Николай II на манёврах лейб-гвардии Гусарского полка» [11, с. 382]. Подтверждает уважение к художнику в России награждение его российским орденом Святого Станислава, а также рескрипт от 7 (20) февраля 1913 г. президента Академии художеств великой княгини Марии Павловны, откликнувшейся на смерть художника: «Императорская Академия Художеств была глубоко опечалена, узнав о преждевременной и внезапной кончине Эдуарда Детайля, выдающегося художника и маститого изобразителя военной славы Франции. Произведения этого великого таланта, проникнутые высокими патриотическими чувствами, ценятся во всём мире и особенно в России. Утрата большого мастера и безупречной личности, каким был Детайль, искренно оплакивается далеко за пределами его родины. Детайль умер, но его великие, прекрасные и правдивые произведения делают его бессмертным» [14, с. 60].
В возникновении при русском императорском Дворе интереса к творчеству француза сыграли роль доверительные отношения живописца-мариниста А. П. Боголюбова и великого князя Александра Александровича (в будущем Александра III). Так, в 1876г. Боголюбов отправил из Парижа великому князю восхищенный отзыв о работах Детайля [12, с. 82], а спустя три года наследник приобрёл за 3000 франков акварель художника «Французский жандарм». Вскоре после того как Александр III стал императором, он пригласил Эдуарда Детайля в Россию [2, с. 637].
Художник приглашение принял и провёл лето 1884 года в Красном Селе, о чем вспоминал с восторгом [1, с. 188], и даже запечатлел себя на картине «Хор песенников гвардейских стрелков», где является зрителем выступления хора песенников в красносельском лагере [11, с. 380]. Из поездки в Россию Детайль привёз во Францию богатый рабочий материал в виде рисунков и акварелей. Их он использовал при создании двух полотен для Александра III, датированных 1889 годом [11, с. 383].
Таким образом, жизнь французского художника Эдуарда Детайля, хорошо известного на родине, в некоторой мере связана с Красным Селом. Его визит в Российскую империю был важен как для истории нашей страны, так и для дальнейшего творческого пути самого художника. Картины баталиста позволяют реконструировать российский военный костюм соответствующей эпохи. Кроме того, полотна Эдуарда Детайля способствовали развитию русского батального изобразительного искусства, его творчество оказало влияние на творчество более поздних художников-баталистов, в частности, на творчество Н. С. Самокиша.
3. Влияние парижского периода на дальнейшее творчество И. Е. Репина
Красное Село связано и с именем всемирно известного художника, Ильи Ефимовича Репина, который прожил здесь месяц с начала июня до начала августа 1876 после возвращения из Парижа [5, с. 169]. В этот период И. Е. Репин ожидал прибытия в Петербург картин, написанных во Франции.
В России, до отъезда за границу, художник был уже хорошо известен своими академическими эскизами, картиной «Воскрешение дочери Ираира» (1871 г.), за которую Совет Академии художеств присудил большую золотую медаль, и картиной «Бурлаки на Волге» (1873 г.). Но французский период творчества художника, к сожалению, не был высоко оценен при его жизни, многие картины не получили должного внимания искусствоведов и после его смерти [10, с. 400]. Между тем дальнейшие успехи И. Е. Репина невозможны были бы без тех уроков, которые молодой художник прошёл в Европе.
Приехав в Париж в конце 1873 года, Репин был восхищен творчеством художников-импрессионистов, чьи первые выставки проходили тогда в городе. Вдохновившись их работами, Репин стал писать картину из парижской жизни, выбрав для изображения уличное кафе и заполнившую его публику. Более того, художнику очень хотелось посмотреть, как может выглядеть его работа среди работ французских живописцев, и он решился выставить «Парижское кафе» в Салоне. Однако картина на выставке была размещена крайне неудачно, её трудно было разглядеть, поэтому французская пресса не дала отзывов. Зато приехавший в Париж А. И. Куинджи выразил недоумение по поводу темы, взятой Репиным, и показа работы в Салоне. Вернувшись в Петербург, он рассказал о своих впечатлениях Ивану Николаевичу Крамскому, на что Крамской написал Репину письмо, в котором негативно высказался о сюжете картины. Между друзьями-художниками произошла ссора, однако в итоге И. Н. Крамской принёс свои извинения [18, с. 126]. Отметим, что картина «Парижское кафе» долго хранилась в мастерской художника и была продана только в 1916 году в Швецию в частную коллекцию [9].
Кроме этого произведения во Франции Репин пишет небольшую картину «Пикник», используя импрессионистские мотивы и изображая на ней свою семью и друзей [21]; портреты жены, дочери Веры, портрет Саввы Овденко, портрет И. С. Тургенева и другие. В 1874 году будущий император Александр III заказал молодому художнику писать картину по имеющемуся эскизу «Садко» [17]. Картина, которая теперь украшает репинские залы Русского музея [19], как и «Парижское кафе», не была оценена современниками по достоинству на первой выставке в России.
Вопрос, стоявший перед Репиным в годы его заграничной жизни о том, стоит ли русскому художнику совершенствоваться за границей, снова возник. Ответом на него стала небольшая картина «На дерновой скамье», написанная летом 1876 года в Красном Селе. В ней Репин продемонстрировал новейшие достижения живописи, легко и свободно сочетая задачи изображения пленэра и портрета. Этого не заметили его ближайшие друзья и критики, потому что даже не видели сделанного художником после возвращения. А между тем, по оценкам некоторых исследователей, «На дерновой скамье» — самая «парижская» вещь Репина [10, с. 401]. В картине соединены все те художественные уроки, которые Репин мог получить во Франции. Это не откровенно импрессионистическая манера, но в то же время это работа художника, который знает и учитывает открытия современной импрессионистической живописи [5, с. 169].
В ноябре 1876 года, за картину «Садко» и другие парижские работы, Репин был удостоен звания академика [3]. Непризнанная при жизни художника картина «Парижское кафе» получила мировую известность совсем недавно: в 2011 году в Лондоне на «русских торгах» аукционного дома Christie’s она была продана за 4,5 млн фунтов стерлингов (почти за $7,5 млн) частному лицу, пожелавшему остаться неизвестным. В СМИ сообщается, что «это самая высокая цена за произведение русской живописи в рамках „русских торгов“ на международных аукционах» [9].
Имя И. Е. Репина известно на весь мир. Однако долгое время «парижский период» творческого пути художника был недооценен. На наш взгляд, произведения живописца, написанные во Франции и в Красном Селе под влиянием французского импрессионизма, являются ярким примером того, как влияет культура одной страны на культуру другой. Не может не радовать и тот факт, что работы данного периода, пусть и спустя много лет, оценены по достоинству.
Заключение
Роль регионального сотрудничества в двустороннем культурном обмене — важнейшая и одновременно практически не исследованная тема. Вклад краеведческих исследований должен органично войти в изучение культурных связей. Важным, на наш взгляд, является не только краеведческое исследование центра Санкт-Петербурга, но и его окраин, так называемых «спальных районов», плотным кольцом окруживших «исторический центр» города, всемирно известного своей историей и достопримечательностями. Одна из таких окраин — Красное Село. На наш взгляд, этот район является несправедливо забытым: на трехвековом пути Красного Села проходят замечательные люди, судьба которых накрепко или отдельными краткими эпизодами была связана с этими местами. А имена Оноре де Бальзака, Ильи Репина, Эдуарда Детайля являют собой не только яркую страницу истории Красного Села, но и русско-французских культурных отношений.
К сожалению, в наши дни территория бывших Красносельских военных лагерей находится в запущенном состоянии: памятники истории почти уничтожены. Однако надежда на восстановление исторической памяти существует. Так в уставе Красного Села за Муниципальным Советом закреплена возможность определения порядка международных связей. Безусловно, на развитие культурных связей оказывает влияние исторический опыт взаимодействия. Так, 26 апреля 2012 года Мария Владимировна Романова, глава Российского императорского дома в изгнании, определенное время жившая во Франции, посетила Красное Село. Глава администрации города, А. В. Галич, обсудил с ней яркие страницы истории Красного Села и выразил желание в дальнейшем возобновить диалог культур между Красным Селом и иностранными государствами, в том числе, Францией, а также рассказал о ходе подготовки к празднованию в 2014 году 300-летнего юбилея города [8].
Список источников и литературы.
1. Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Волга №2.
2. Великий князь Александр Александрович. Сборник документов. М. Российский архив, 2002.
3. Выставка рисунков И.Е.Репина. // www.museum.ru/N35685
4. Город Красное Село //www.krasnoe-selo.ru
5. Грабарь Н. Э. Репин И. Е. Т. 1. М., 1977.
6. Гроссман Л. Бальзак в России // Лит. наследство. М., 1937.
7. Журнал «Аполлон»1913 №1. // www.v-ivanov.it/apollon/apollon_1913_01.pdf
8. Информационное сообщение о визите Главы Российского Императорского Дома Е. И. В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны и Е. И. В. Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Георгия Михайловича в Санкт-Петербург, 23—27 апреля 2012 года // www.imperialhouse.ru/rus/allnews/news/2012/3138.html
9. Картина Репина установила рекорд на «русских торгах». Christie’s // www.vesti.ru/doc.html?id=468899
10. Кириллина Е. В. Репин И.Е Воспоминания о Париже в Красном Селе Очерки истории Красного Села и Дудергофа. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. С. 400—406.
11. Малашевская Л. А. Из живописной летописи Красного Села. Очерки истории Красного Села и Дудергофа. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. С. 378—400.
12. Огарева Н. В. Летопись жизни и деятельности художника А. П. Боголюбова. Саратов: Изд. Саратовского университета, 1998.
13. Оноре де Бальзак «Письмо о Киеве» // www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/History/Kupola/Vol04/ KyivLetter.html
14. Отчет Императорской Академии Художеств за 1912 год. СПБ, 1913.
15. Письмо Ганской. 22 января 1843 г./Анри Труайя. Оноре де Бальзак // www.e-reading.club/chapter.php/1009567/31/Truayya_-_Onore_de_Balzak.html
16. Письмо графу Уварову. 26 августа 1848 г. // Гроссман Л. Бальзак в России. Лит. наследство. М., 1937
17. Портретная галерея Ильи Репина. История репинских портретов, часть 3 // ilya-repin.ru/portrets3.php
18. Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. — М., Л.: Искусство, 1949.
19. Репин, Илья Ефимович // Проект «Русский музей: виртуальный филиал» // www.virtualrm.spb.ru
20. Решетняк Н. В. Красносельские манёвры глазами Оноре де Бальзака. Очерки истории Красного Села и Дудергофа. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. С. 374—378.
21. Энциклопедия русской живописи. Репин Илья Ефимович // www.artcyclopedia.ru/repin_ilya_efimovich.htm