Роль Санкт-Петербурга в реализации внешней культурной политики Российской Федерации на примере музейного сотрудничества
Аннотация. Статья посвящена внешней культурной политике России и роли Санкт-Петербурга в ее реализации. Остановившись на направлении музейного сотрудничества, автор рассматривает ряд важнейших петербургских культурных событий в этой области и оценивает их вклад и значимость.
Ключевые слова: внешняя культурная политика, Российская Федерация, музеи, музейное сотрудничество, Санкт-Петербург.
Abstract. The article provides an analysis of Russia’s foreign cultural policy and the role that Saint Petersburg plays in its realisation, with museum cooperation being the focus area. Reviewing several major cultural events that take place in Russia’s «culture capital», the author considers their contribution and significance.
Keywords: foreign cultural policy, Russian Federation, museums, museum cooperation, Saint Petersburg.
Международные отношения проходят сегодня через период турбулентности, и Российская Федерация, как кажется, находится в самом ее эпицентре. Украинский кризис и присоединение к России Крыма, неоднозначно оцениваемое участие российских войск в сирийском конфликте, а также выдвигаемые России обвинения в попытках влияния на недавнюю предвыборную гонку в США в пользу противоречивого республиканского кандидата Дональда Трампа — все это, активно и очень негативно обсуждаемое в крупнейших западных СМИ, не могло не повлиять на внешнеполитический имидж России, что, в частности, отобразилось в ее положении в разнообразных международных рейтингах.
Так, «Индекс хороших стран», созданный авторитетным исследователем брендов стран Саймоном Анхольтом и направленный на оценку деятельности разных стран с точки зрения их вклада в «положение всего человечества» [13], в 2014 году поставил Российскую Федерацию на 95 место из 125 — между Гондурасом и Республикой Конго [1]. И, хотя в рейтинге 2016 года России удалось поднять свои позиции, она по-прежнему занимает достаточно незавидное 78 место из 163, оставшись позади Беларуси и Украины [14].
2016 год, однако, увидел улучшение позиций России в другом авторитетном рейтинге. Индекс национальных брендов Anholt-GfK, составленный при участии уже упоминавшегося выше Саймона Анхольта и измеряющий имидж и репутацию 50 стран в отношении таких аспектов, как экспорт, государственное управление, культура, люди, туризм, иммиграция, а также инвестиции, отдал Российской Федерации 22-е место в рейтинге самых авторитетных стран [2]. Главным компонентом национального бренда России была признана ее культура: Россия оказалась 8 страной с самой интересной потребителям культурой [2]. Скорее всего, это объясняет и достаточно высокую оценку туристического бренда России: по этому компоненту в 2016 году Россия поднялась с 26 на 23 место [2].
Проанализировав вышеуказанное, можно сделать следующий вывод: несмотря на трудности, которые испытывает в настоящее время внешнеполитический имидж России, российская культура является инструментом (и одновременно ресурсом), задействуя который, можно улучшить восприятие Российской Федерации и ее деятельности на международной арене. Другими словами, это подчеркивает важность для Российской Федерации такого направления внешнеполитической деятельности государства, как внешняя культурная политика.
Согласно авторитетному документу «Тезисы „Внешняя культурная политика России — год 2000“», внешняя культурная политика — это «неотъемлемая составная часть государственной политики России на международной арене, <…> одна из составляющих в системе внешнеполитических координат, <…> призванная содействовать достижению основополагающих целей и повышению эффективности внешней политики России» [12].
Что такое дтф принтер дтф-принтер.рф. Ответы печать диплома.
Богатая, с одной стороны, отображающая духовную самобытность нации, а с другой, — олицетворяющая универсальные ценности и оттого поистине «мировая» культура России, как трактует ее другой ключевой для внешней культурной политики России документ «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» [8], должна «работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире, порождать и поощрять чувства симпатии к нашей стране» [8], способствуя «созданию оптимальных рамочных условий и атмосферы наибольшего благоприятствования для развития всей палитры межгосударственных отношений» [8].
Немаловажным представляется и тот факт, что и «Тезисы», и «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» особо подчеркивают и то, что международное культурное сотрудничество России с другими странами, являющееся неотъемлемой частью ее внешней культурной политики, способствует развитию российской культуры и российского общества [8, 12].
Что касается направлений и форм культурного сотрудничества России с зарубежными странами, то вышеназванные документы включают в эту область «связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, в других гуманитарных сферах, а также по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан» [12].
Обращаясь к формам культурного взаимодействия, «Тезисы „Внешняя культурная политика России — год 2000“» подчеркивают исключительную важность сохранения и приумножения роли России как одного из мировых центров культуры, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей и конкурсов искусств, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, дней культуры других стран [12]. Документ отмечает важность открытия культурного пространства России информационно-культурным центрам иностранных государств, а также филиалам, отделениям, бюро и другим структурам международных культурных организаций и фондов [12].
В рамках же данного исследования хотелось бы обратиться к такому направлению внешней культурной политики Российской Федерации, как сотрудничество между российскими и зарубежными музеями, в частности, в области развития и усовершенствования концепции современных музеев и их роли в обществе. Можно утверждать, что такое направление в вышеуказанных документах внешней культурной политики России присутствует, но собирательно: так, оба документа ставят как более «глобальную» задачу обеспечения участия России в научных мероприятиях многостороннего характера, так и более узкую задачу поощрения сотрудничества в области сохранения, реставрации и охраны культурных ценностей [8, 12].
Для демонстрации роли Петербурга в содействии реализации внешней культурной политики России это направление кажется особенно важным, хотя, вне всякого сомнения, Петербург, с полным правом обладающий высоким званием культурной столицы Российской Федерации, играет огромную роль в реализации внешней культурной политики России в целом.
Представляется, что Петербург можно назвать городом музеев: на запрос «музеи Санкт-Петербург» интернет-портал «Музеи России» выдает 230 наименований [7]. И хотя, по данным этого же портала, в Москве музеев несколько больше [6], российская столица не может похвастаться местонахождением в ней такого музейного исполина, как Государственный Эрмитаж.
Более того, качественное превосходство северной столицы в этой сфере, как представляется, особенно подчеркивается проведением в Петербурге ряда событий, чрезвычайно значимых для как для российской, так и для международной музейной сферы.
Во-первых, Санкт-Петербург служит традиционной площадкой для проведения Международной культурного форума. Направленный на формирование ключевых векторов развития культуры как активной силы, привносящей конструктивное начало в жизнь как России, так и мирового сообщества в целом, Санкт-Петербургский международный культурный форум является «одним из ключевых элементов внешней и внутренней политики [России]» [9].
В рамках специальных секций «Музеи и выставочные проекты» и «Сохранение культурного наследия» Форум ежегодно объединяет на своих площадках ведущих «музейщиков» со всего мира. Так, в рамках V Международного культурного форума, проходившего в Петербурге с 1 по 3 декабря 2016 года, были проведены ряд мероприятий, посвященных актуальным проблемам музеев и музеологии, а именно: семинары «Цифровое пространство культуры и человек: технологии и возможности» и «Специалист в современном музее: новые компетенции — новые горизонты», круглые столы «Музей города и город: территория вопросов», «Стратегии развития информационных технологий в музеях», «Эра 3D. Новая культурная революция. Использование новых технологий для музеев и сохранения культурного наследия», «Музеи религии — прошлое и настоящее. Опыт стран СНГ» [11].
Круглый стол «Музеи религии — прошлое и настоящее. Опыт стран СНГ» проходил на площадке петербургского Музея религии, специалисты которого, в свою очередь, являются основателями и кураторами еще одного инновационного проекта в сфере теории и практики музейного дела — международного Интернет-фестиваля «Музейный Гик: цифровое наследие» [3]. В рамках этой инициативы, проходящей при поддержке Международного комитета ICOM по аудиовизуальным и мультимедийным технологиям, музеями России и мира представляются проекты, созданные с использованием цифровых технологий [5].
Приобретает статус традиционного для Петербурга музейного события и Международная биеннале музейного дизайна «ФОРМА», организуемая Государственным Эрмитажем и фондом «ПРО АРТЕ» с 2014 года [10]. В рамках этого проекта ряд ведущих международных дизайнерских и архитектурных бюро демонстрируют свое мастерство на площадках таких петербургских музеев, как Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Государственный музей политической истории России, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Музей циркового искусства Большого Санкт-Петербургского цирка, Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме [10]. Биеннале также сопровождается обширной лекционной программой [10].
По очевидным причинам, множество музейных конференций инициируется на площадках самого Государственного Эрмитажа. В частности, последним ежегодно проводится посвященная актуальным проблемам музеев и особенностям их функционирования в реалиях цифрового общества международная конференция «Новые технологии в современном музее: границы свободы» [4].
Таким образом, количество и масштаб имеющих место в Петербурге мероприятий, посвященных такому важному направлению внешней культурной политики России, как участие российских культурных институтов в международном сотрудничестве в области музейного дела, доказывает значимый вклад города на Неве в реализации внешней культурной политики Российской Федерации.
Список источников и литературы
1. В рейтинге самых хороших стран Россия оказалась между Гондурасом и Конго // Lenta.ru. 24.06.2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2014/06/24/goodcountry/
2. Индекс национальных брендов Anholt GfK 2016: Пресс-релиз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents
/Press_Releases/2016/GfK_Rus_Press_Release_Anholt-GfK-Nation-Brand-Index_2016.pdf
3. Интернет-портал фестиваля «Музейный Гик» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museumgeek.ru
4. Международная конференция «Новые технологии в современном музее: границы свободы» // Интернет-портал Государственного Эрмитажа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hermitage.ru/wps/portal/hermitage/what-s-on/event-item/conferences/bordersoffreedom/?lng=ru
5. Международный фестиваль музейного мультимедиа // ICOM Russia [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://icom-russia.com/data/events/mezhdunarodnyy-festival-muzeynogo-multimedia
6. Музеи Москвы // Интернет-портал «Музеи России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru/mus/location.asp?map=ru®ion=2
7. Музеи Санкт-Петербурга // Интернет-портал «Музеи России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru/mus/location.asp?region=3
8. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 18.12.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher
/CptICkB6BZ29/content/id/224550#sel=5:33:yWj,5:48:jha
9. О форуме // Интернет-портал Санкт-Петербургского международного культурного форума [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://culturalforum.ru/ru/about
10. Петербургская биеннале музейного дизайна «ФОРМА» // Интернет-портал фонда «ПРО АРТЕ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proarte.ru/projects/peterburgskaya-biennale-muzeynogo-dizayna
11. Программа // Интернет-портал Санкт-Петербургского международного культурного форума [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://culturalforum.ru/ru/program
12. Тезисы «Внешняя культурная политика России — год 2000» // Дипломатический вестник, 2000, апрель [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mikhailov.ucoz.ru/RUEU/VNESHNYA_KYLTYRNAYA_POLITIKA_ POSSII.doc
13. The Good Country Index // The Good Country [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goodcountry.org/good-country/data-treatment
14. The 2016 Good Country Index results // The Good Country [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goodcountry.org/index/results
Внешняя культурная политика, Международная общественная деятельность, Региональное культурное сотрудничество