Роль Генеральной конференции ИКОМ в мировых культурных процессах
Высшим руководящим органом ИКОМ является Генеральная ассамблея, которая собирается раз в три года и завершает очередную Генеральную конференцию ИКОМ, которая, в свою очередь, также проводится раз в три года. В отличие от конференции, ассамблея имеет порядковый номер уже следующей Генеральной конференции. Генеральная ассамблея принимает трехлетнюю программу ИКОМ, утверждает резолюции, вырабатываемые в процессе Генеральной конференции.
Консультативный комитет ИКОМ — это организация, состоящая из президентов национальных и международных комитетов, которая избирает президента и вице-президента из числа членов ИКОМ. Консультативный комитет собирается паз в год и рассматривает вопросы политики, программ и финансов ИКОМ, определяя концепцию будущей деятельности, и передает свои предложения Исполнительному совету.
Исполнительный совет состоит из 9 членов: президента, двух вице-президентов, казначея, пяти рядовых членов и президента Консультативного комитета и выбирается Генеральной ассамблеей на 3 года. Является руководящим органом ИКОМ. Собирается два раза в год, следит за исполнением решений и резолюций Генеральных ассамблей, координирует деятельность национальных, международных комитетов и присоединившихся к ИКОМ организаций.
Секретариат находится в Париже, в здании ЮНЕСКО, возглавляется Генеральным секретарем. Деятельность секретариата направлена на выполнения трехлетней программы, организацию заседаний, конференций и ассамблей.
В информационном центре ИКОМ, в Париже, хранится вся документация, включая историю, все печатные издания национальных, международный комитетов и присоединившихся организаций, публикации ЮНЕСКО, посвященные культурному наследию.
В состав ИКОМ входят национальные комитеты, созданные в 118 странах, которые стремятся к выполнению программ, разработанных ИКОМ.
В состав ИКОМ входят 30 международных комитетов и 17 международных организаций, которые присоединились к ИКОМ, в их числе ряд ассоциаций, которые объединяют музеи одного направления либо музеи конкретного региона.
ИКОМ занимается вопросами входящими в компетенцию ЮНЕСКО, работает в тесном сотрудничестве с рядом международных организаций.
Широкую панораму деятельности Международного совета музеев представляют периодические издания ИКОМ — «Новости ИКОМ», выходящие на английском и французском языках раз в квартал и знакомящие с важными событиями в жизни международного музейного сообщества, представляющие интервью по актуальным проблемам с деятелями музеев разных стран, публикующие программы и отдельные статьи. Ряд международных комитетов издает сборники трудов по определенной проблематике, которые представляют большой интерес для специалистов.
Под эгидой ЮНЕСКО при непосредственном участии ИКОМ издается журнал «Музеум», ставший за десятилетия, по существу, учебным пособием для многих музейных специалистов. Как правило, каждый номер журнала посвящается проблемам, особенно волнующим музейное сообщество: подготовке музейных кадров, разработке и функционированию экомузеев разных модификаций, деятельности музеев разных регионов, роли друзей музеев в развитии музейного дела разных стран, международной рои музеев и т.д.
В рамках ИКОМ был подготовлен ряд трудов, имеющих большое практическое значение и посвященных актуальной проблематике, например, безопасности музеев, проблемам реставрации, международной кооперации, применению новых информационных технологий.
Все названные материалы хранятся в Центре документации ИКОМ, многие из изданий получают члены ИКОМ, кроме того, с ними можно ознакомиться в штаб-квартирах национальных комитетов.
Если в первые годы существования ИКОМ конференции не имели определенной темы, то, начиная с VII Генеральной конференции 1965 года в Вашингтоне США, стала утверждаться главная тема конференции. Определяющей темой названной конференции была «Подготовка персонала музея».
Определяющим направлением всех Генеральных конференций ИКОМ были разные аспекты взаимодействия музея и общества, связанные с особенностями того или иного исторического периода. Например, конференция ИКОМ «Музей культурный обмен. Роль музеев во взаимообогащении культур» 1977 года, проходившая в Ленинграде и Москве, акцентировала внимание на роли музеев в развитии взаимопонимания между народами, что было особенно актуально в тот период
Каждая Генеральная конференция «обрастает» значительным количеством материалов: резолюции, изменения в уставе, выступления участников, материалы заседаний международных комитетов и т.д. Все эти материалы создают широкую панораму деятельности ИКОМ и показывают его реальную значимость в жизни современного общества. Углубляют представления о роли ИКОМ и целый ряд семинаров, совещании, проходивших в разных странах, многие из которых открывали новые направления в деятельности музеев, отвечающие запросам общества.
Так, в 1951 году по инициативе ЮНЕСКО и ИКОМ была начата кампания, так называемый «крестовый поход», знаменующий осознание обществом образовательной роли музеев в международном масштабе. Это проблема поставила вопрос о демократизации музеев, который был отражен в проекте международных инструкций, рассматривавших методы привлечения самой широкой аудитории в музеи. Сам проект был разработан после семинара, проведенного в 1958 году в Рио-де-Жанейро. Разработанные на основе проекта рекомендации ЮНЕСКО в 1960 году получили широкое распространение в мире.
К этому же десятилетию относится и проведение международного семинара, посвященного образовательной и культурной роли музеев (ноябрь 1964 года, Париж), в 1966 году — семинара в Индии «Роль музеев в обществе» совместно с ЮНЕСКО. К этому же периоду относится проведение заседания Международного комитета по образовательной и воспитательной работе в Ленинграде (май 1968 года). Главной темой заседаний этого форума была проблема выхода музеев на широкий срез аудитории, осознания значимости музеев как международных культурных центров. Эта тема получила продолжение на международном симпозиуме «Музей и новая публика» (сентябрь 1968 года, Краков).
Завершились 60-е годы проведением Международного «круглого стола», организованного ЮНЕСКО и ИКОМ в Париже в декабре 1969 года, который назывался «Роль музеев в современно мире».
Параллельно с проблемой демократизации музеев и углубления их образовательной и культурной деятельности значительное внимание на международном уровне уделяется исследовательской работе музеев.
Обращая взгляд в прошлое — историю ИКОМ, видим, что тенденции взаимодействия музеев с обществом и их превращение в международные образовательные, культурные центры, включенные в процессы демократизации, так рельефно выявлявшиеся на рубеже тысячелетий, получили импульс развития уже в 50-е и 60-е годы ХХ века.
В целом 70-е годы знаменовались все более пристальным вниманием к деятельности музеев и их роли в современном мире. Об это говорят проблемы, решаемые на Генеральных конференциях, заседаниях Международных комитетов, рабочих групп по конкретным вопросам.
Это десятилетие характеризовалось еще более углубленным подходом к решению проблем культурной и образовательной деятельности музеев, расширением представлений о реальной музейной аудитории. Под эгидой ИКОМ проходи I Конгресс Друзей музеев, в котором приняли участие 145 обществ из разных стран мира (1972 год, Барселона). Он послужил началом создания Всемирной Федерации Друзей Музеев (ВФДМ), играющей заметную роль в деятельности музеев разных профилей и направлений, стран и континентов. И сегодня ряд стран не мыслит развития музеев без участия друзей музеев, оказывающих помощь в реставрационных, исследовательских, образовательных и международных направлениях музейной деятельности (США, Великобритания, Россия, Франция, Италия и др.).
Параллельно с акцентированием внимания на общественной значимости музеев впервые ставится вопрос об их роли в образовании взрослого населения. Этой теме посвящается специальный симпозиум в Малакке в 1972 году. Таким образом, уже в 70-е годы становится проблема образования взрослых в музее, которая получит развитие в дальнейшем.
Международное совещание в Хельсинки в 1975 году сыграло значительную роль в развитии мировой культуры, консолидации народов, объединенных жизнью на культурном пространстве одной планеты. И XI Генеральная конференция ИКОМ «Музеи и культурный обмен. Роль музеев во взаимообогащении культур и развитии взаимопонимания между народами» (1977 год, Ленинград и Москва) продолжила развитие идей Хельсинского совещания, спроецированных на деятельность музеев.
В 70-е годы ИКОМ решаются проблемы подготовки музейного персонала, вопросы безопасности музеев и хранения музейных ценностей. Разрабатывается и публикуется Сборник национальных законодательств по охране культурного наследия. Все более расширяющиеся контакты между музеями привели к необходимости издания совместно с ЮНЕСКО Пособия по техническим, юридическим и административным аспектам механизма обмена музейными предметами между странами.
В это десятилетие увеличивается количество членов ИКОМ, растет престиж этой неправительственной организации, создаются новые комитеты — по музейной безопасности, связям с общественностью, музеологии и литературным музеям.
80-е годы начались с XII Генеральной конференции «ответственность музеев за сохранение мирового наследства» (1980 год, Мехико). Идеи резолюции XIII Генеральной конференции ИКОМ «Музеи и развивающийся мир» (1983 год, Лондон) также продолжили курс на углубление взаимодействия музеев и мирового сообщества. То же следует сказать и о XIV Генеральной конференции «Музеи и будущее культурного наследия — сигнал тревоги» (1986 год, Буэнос-Айрес).
На XV Генеральной ассамблее, которая завершила эту конференцию, был принят «Кодекс профессиональной этики», по существу закончивший этап его разработки (1986 год). За последние годы, учитывая изменения в музейном сообществе и положении музеев в различных странах, появилась необходимость внести изменения в Кодекс. С этой целью создана специальная комиссия в ИКОМ, которая занимается вопросами профессиональной этики.
Симптоматичным для конца столетия является объявление Генеральной ассамблеей ООН в 1988 году Всемирного десятилетия культуры (1988-1997 года), главные цели которого — признание значения культуры в обществе, привлечение внимания к значению культурного наследия и культурных ценностей в развитии общества и каждой конкретной личности в ее нравственном и духовном становлении, расширении международных культурных контактов.
Завершаются 80-е годы проведением XV Генеральной конференции ИКОМ (1989 год, Гаага). Тема конференции — «Музеи — генераторы культуры». Следующие проблемы нашли преломление в резолюциях: обучение музейного персонала, связь между музеями. Было принято решение включить испанский язык в качестве рабочего в публикациях ИКОМ. Ранее только английский и французский языки были официально утверждены рабочими языками ИКОМ. Это установление было связано с большим количеством испаноговорящих стран — членов ИКОМ.
На конференции принимается новый Устав, акцентирующий внимание на демократизации и региональной деятельности ИКОМ. Создается новый Международный комитет по менеджменту (ИНТЕРКОМ). Активизация социальной роли музеев делает необходимым усиление внимания к проблемам управления музеев, устоявшаяся структура которых требует изменений и более гибкого подхода в современных условиях. И в настоящее время это — один из деятельных комитетов, активно участвующих в разработке программ по менеджменту для персонала музея в соответствии с его должностными обязанностями.
В начале XX века «Кодекс профессиональной этики» получает широкое распространение. В 1990 году создается комитет по этике, который занимается переводом и распространением Кодекса по странам-членам ИКОМ. В России он получил известность в 90-е годы, когда и был переведен на русский язык. Посвященный вопросам, связанным с проблемами комплектования, хранения музейных коллекций, ответственности музейных специалистов за сохранение культурного наследия, этот этический документ используется музейными специалистами при создании уставов, положений музеев, разработке концепций, а главное — привлекает внимание к осознанию значимости музеев в современной культурной жизни.
В это десятилетие происходят значительные изменения в политической жизни стран. В ряде государств, включая СССР, перестает действовать идеологический прессинг, требуется переосмысление роли музеев. Одновременно с этим идет процесс все более широкого распространения новых информационных технологий, объединяющих мир в единое культурное информационное поле.
Состоявшаяся в 1992 году XVI Генеральная конференция ИКОМ называлась «Музеи — переосмысление границ». Принимаются резолюции, посвященные главной теме конференции, а также «предотвращению угрозы культурному и природному наследию». Проявляется тенденция к развитию плюрализма культур, носителем которой выступают музеи. ООН объявляет 1993 год «Годом коренных народностей», а девизом Международного дня музеев ИКОМ объявляет «Музеи и коренное население».
В период между конференциями проходит ряд международных семинаров, укрепляющих контакты между музейными специалистами разных стран.
XVII Генеральная конференция состоялась в 1995 году (Ставангер, Норвегия). Тема — «Музеи и местное сообщество». Сама тема конференции свидетельствует об открытости музеев, выходящих на контакт с самой многоликой аудиторией, прежде всего местными жителями, для которых музей становится культурным, образовательным и досуговым центром.
В 1998 году проходит Генеральная конференция в Австралии «Музеи и культурное разнообразие: древние культуры — новые миры». По её итогам были приняты резолюции: «Музей и культурное разнообразие», «Музей и культурный туризм», «Региональное развитие музеев», «Защита культурного наследия во время и после вооруженного конфликта» — в современных условиях эта проблема получила особую значимость. Эта конференция завершила XX столетие, поэтому и ряд рассматриваемых вопросов решался с перспективой на будущее, в том числе и необходимость нового осмысления определения музея, отвечающего современным взглядам на музей и его функции.
В 2001 году в Барселоне прошла XIX Генеральная конференция «Столкновение музеев с экономическими и социальными проблемами». Тема конференции свидетельствует о проблемах, с которыми сталкиваются музеи мира. От решения этих проблем зависит будущее музейного дела в целом, а значит и будущее культурной составляющей общества.
Конец XX в. и начало XXI в. знаменуются усилением внимания к проблемам культуры, которая играет всё более значимую роль в жизни современного общества и отдельного человека, что находит воплощение, как в ряде международных документов, так и в практической деятельности ряда институций, в том числе и в музеях. Это послужило причиной проведения Генеральной конференции «Музей и духовное наследие» в Сеуле в 2004 году. «Обращение к нематериальному наследию и включение его в музейную деятельность можно рассматривать как формирование новой концептуальной модели музея, делающей его живым, сохраняющим при этом свои институциональные особенности, становящегося всё менее консервативным, отвечающим запросам, пожеланиям человека». Растущая социальная значимость музея поставила перед ним проблему максимального использования своего культурного потенциала, включая и нематериальное наследие — ритуалы, обряды, традиции, язык, устное народное творчество, технологию ремёсел, музыку, обычаи и.т.д.
Свое продолжение обсуждение актуальной проблемы мирового наследия нашло на XXI Генеральной конференции ИКОМ в Австрии в городе Вена. На решения, принятые на данной конференции, серьезно повлиял состав делегации ИКОМ России, в которую вошли представители музеев Москвы, Санкт-Петербурга и 20-ти регионов России. Члены российской делегации приняли участие в дискуссиях на заседаниях большинства международных комитетов ИКОМ и выступили с докладами. В руководящие органы ряда международных комитетов ИКОМ были избраны многие российские музейные специалисты. Г.В.Вилинбахов, заместитель директора Государственного Эрмитажа был избран в Бюро Международного комитета ИКОМ музеев военной истории и оружия (ICOMAM), где выступил со своим докладом на тему защиты мирового культурного наследия.
В последние годы возросла роль участия российских специалистов музейного дела в международных конференция.. В 2010 году в Китае в городе Шанхай прошла XXII Генеральная конференция ИКОМ «Музеи для гармонии в обществе». Место проведения конференции обусловлено возросшей ролью деятельности Китая на мировой арене, особенно по отношению к культуре. Роль Российского представительства на данной конференции будет велика, особенно после проведения успешных мероприятий, приуроченных к году Китая в России в 2007 году.
Все изложенное показывает, что Международный совет музеев аккумулирует все главные тенденции и направления, которые складываются в жизни музеев разных стран и непосредственно связаны с развитием мирового социума, делая их достоянием известности всего музейного сообщества. Знание тенденций, специфики деятельности музеев разных стран способствует выработке ИКОМ своей политики. Непосредственно связанной с общим мировым развитием и ориентированной на активное участие музеев в международной деятельности и жизни общества.
Интересна ли Вам эта тема?