Музеи в контексте современных международных отношений: на примере Эрмитажа и Лувра
Аннотация: Статья посвящена изучению роли музеев во внешней культурной политике страны в эпоху глобализации. Исследуется международная деятельность крупнейших универсальных музеев — Эрмитажа и Лувра, рассматриваются их проекты, направленные на интеграцию в международные культурные процессы и привлечение аудитории со всего мира.
Ключевые слова: музей, внешняя культурная политика, Эрмитаж, Лувр, культурное наследие.
Abstract: This article is devoted to the study of the museum’s role in the foreign cultural policy of countries. The article explores the international activities of the Hermitage and the Louvre and their projects aimed at integrating into international cultural processes and attracting audiences from around the world.
Keywords: museum, foreign cultural policy, the Hermitage, the Louvre, cultural heritage.
Музеи являются важными институтами культуры, полноценными субъектами международных отношений. Они участвуют в формировании идейного контекста двусторонних и многосторонних отношений, их деятельность создает достойный образ страны за рубежом. Международная деятельность музеев стала развиваться именно в эпоху глобализации, когда мировое и, в том числе, музейное сообщество столкнулось с новыми вызовами. Сейчас это одна из форм профессионального, научного и художественного сотрудничества в мире. Благодаря работе сотрудников, создающих многочисленные программы, устанавливаются прочные связи между различными странами. Репутация видных руководителей и сотрудников крупнейших хранилищ, ведущих ученых, реставраторов очень сильны за рубежом, это надёжные связи международных отношений в сфере культуры. Акции музеев часто связаны с межгосударственными дипломатическими контактами, музейные проекты сопровождают различные встречи и события, а выставочная и просветительская работа влияют на общественное мнение.
Международные выставки, организуемые крупнейшими мировыми музеями, являются одним из факторов, определяющих климат международных отношений. Отправление картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» в США в 1963 г., а также в СССР и Японию в 1974 г. стало одним из символов нового, более мирного периода международных отношений. Ещё один яркий пример — выставки «Париж — Москва» и «Москва — Париж» (1978–1981 гг.), которые проходили в парижском Музее Центра Помпиду и московском ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставки произвели эффект открытия «железного занавеса» и вызвали феноменальный общественный резонанс, так как многие работы ранее никогда не демонстрировались в СССР. Проект выставок подчеркивал особый характер отношений СССР и Франции в общей системе международных отношений того периода [1, с.2-4].
Одни из самых главных акторов культурной политики государств — это крупнейшие универсальные музеи. Те страны, в которых есть подобные музеи, должны активно содействовать их развитию. Используя имеющийся опыт, они способны улучшать работу всей музейной сферы страны. В контексте изучения культурной политики России и Франции важную роль необходимо отводить Эрмитажу и Лувру — одним из самых известных и значимых музеев мира. На протяжении всего своего существования эти музеи участвовали в культурной жизни страны и мирового культурного сообщества. Сегодня Эрмитаж и Лувр играют огромную роль в международном культурном и музейном сотрудничестве, поскольку являются крупнейшими универсальными музеями, а также развиваются согласно современным потребностям.
В условиях глобализации музей всё больше воспринимается как пространство, которое находится в непрерывном развитии и обладает высокой силой эмоционального и информационного воздействия на людей. Помимо хранения культурного наследия и создания условий для ознакомления с ним музей приобретает более масштабные и ответственные социальные задачи. Те просветительские, информационные идеи, которые музеи несут, одинаково важны и для местной, и для иностранной аудитории. С конца XX века цель развития личности человека, осуществляемой в музейном пространстве, видоизменилась. Теперь музей связан с выполнением функции дополнительного образовательного центра с развлекательными задачами.
Перед современными музеями стоит большое количество различных задач, в числе которых поддержание конкурентоспособности для привлечения международной аудитории, а также помощь в развитии государственной культурной политики. Для этого необходимо участвовать в деятельности международного музейного сообщества, таких организаций как Международный совет музеев (ИКОМ); развивать и поддерживать собственный бренд и фирменный стиль — точки соприкосновения с аудиторией, которые выражаются в коллекции, образовательных программах для любого желающего, музейных магазинах и кафе, системах знаков музея, атрибутики, самом здании и его истории [6]; создавать пространство полезное и интересное для любых категорий граждан.
Самым выдающимся примером российского музея, осуществляющего активную международную деятельность, является Государственный Эрмитаж. В его многогранную международную деятельность входят программы по сохранению и реставрации культурного наследия человечества, научно-просветительские, музыкальные и образовательные программы, сотрудничество с другими музеями и организациями в совместных проектах и выставках. Помимо увеличения комплексов музея в Петербурге, а также создания филиалов в городах России, Эрмитаж создаёт свои «спутники» за рубежом в рамках глобальной стратегии. «Открытие выставочного центра “Эрмитажа — Амстердам” стало мировым событием и прекрасным примером открытой политики России». [2] Данный центр — одно из главных культурных мест Нидерландов, в стенах которого Эрмитаж проводит большую научно-просветительскую работу (выставки с научными конференциями, лекции, образовательные программы, экскурсии, в том числе и детские, мастер-классы, издание каталогов). Также плодотворную совместную исследовательскую работу ведёт выставочный центр «Эрмитаж — Италия», открытый в 2007 году в городе Феррара для изучения итальянского наследия и развития российско-итальянских культурных связей. С 2013 года центр для расширения был перенесён в Венецию.
Содействие современному искусству — это ещё одно направление Эрмитажа, которое он развивает, в том числе для интеграции в международные культурные процессы. С 2007 года в Эрмитаже осуществляется проект «Эрмитаж 20/21» для изучения и экспонирования мирового современного искусства, а также формирования музейной коллекции современного искусства. Образовательная программа проекта включает встречи с художниками и кураторами из разных стран, конференции, конкурсы — всё это обеспечило Эрмитажу статус одного из главных центров современного искусства в России [7]. В сфере современного искусства Эрмитаж активно участвует в международных проектах: традиционная европейская биеннале современного искусства «Манифеста-10» (2014 год), проходившая в России и, в большей степени, на площадках Эрмитажа; международный образовательный проект «Музей 15/24» (начал работу весной 2019 года), созданный для исследования и улучшения взаимодействия музея и молодежи, организации креативного поля для реализации людей в сфере культуры; кураторство российского павильона на Венецианской биеннале современного искусства (2019 год).
Важным моментом является социальная политика музея — дети и студенты с любым гражданством могут посещать музей бесплатно. В образовательном плане необходимо отметить специализированную программу, которую проводит Молодёжный центр Эрмитажа — Международную летнюю школу «Арт-семестр в Эрмитаже». Программа ежегодно знакомит не только российских, но и иностранных студентов творческих вузов с Эрмитажем и музейной деятельностью Петербурга. Подобные программы необходимы музею для взаимодействия с молодёжью — наиболее мобильным слоем населения.
На данный момент Государственный Эрмитаж имеет немалую заслугу в развитии внешних культурных связей России, активно участвует в международных музейных контактах. Благодаря всемирной известности, уникальности коллекций, а также большой научной, просветительской, выставочной и образовательной деятельности Эрмитаж способствует развитию взаимодействия между народами, интеграции в мировой культурный процесс и сохранению национального наследия. Научные, реставрационные проекты Эрмитажа приобретают международную значимость, музей успешно осуществляет работу, имеющую большое значение для внутренней и внешней политики России. Государственный Эрмитаж как крупнейший музей мира вовлекает страну в международные культурные процессы и вносит огромный вклад в формирование благоприятного имиджа государства.
Музей Лувра является одним из крупнейших в мире, однако, самое главное, что это самый популярный музей: в 2018 году его посетило уже более 10 миллионов человек [5]. Лувр как универсальный музей — один из главных символов Франции, играющий важнейшую роль в её культурной дипломатии. Лувр, как и Эрмитаж, реализует совершенно новый формат культурного сотрудничества — создание филиалов музея на территории другой страны. После того, как в 2017 году в ОАЭ открылся Лувр Абу-Даби, в коллекцию которого вошли экспонаты различных эпох и цивилизаций, появилась возможность решения нескольких проблем. Во-первых, учитываются национальные интересы страны происхождения памятника истории и искусства, во-вторых, обеспечивается сохранность коллекций при технической и научной помощи, поскольку это филиалы авторитетных западных музеев. Данный процесс расширения географии музеев является одним из примеров глобализации в сфере культуры. Лувр Абу-Даби заявляет о себе как о первом универсальном музее в арабском мире. Это знак больших возможностей и стремлений Абу-Даби, направленных на модернизацию жизни в самой стране и демонстрацию ее открытости глобальному миру [4, с.157-158]. Во-вторых, для Франции это возможность экспорта французской культуры и создания её более благоприятного имиджа в данном регионе. Подобные мероприятия могут восприниматься наравне с внешнеэкономической деятельностью государства. К тому же, Школа Лувра и Университет Париж IV Сорбонна совместно разрабатывают образовательные программы для ОАЭ в сфере искусства [4, с.158-159].
Важным шагом для Лувра стало создание нового отдела, посвященного искусству Африки, Азии, Океании и Америк (Музей на набережной Бранли). Президент Жак Ширак сделал многое для развития культуры Франции, в том числе, для открытия нового отдела Лувра. По его словам, современный музей отказывается от любой иерархии искусства и народов, он прославляет универсальность человеческого гения через замечательное разнообразие его культурных выражений. Данная идея является очень важной в контексте решения различных проблем и задач межкультурных связей в современном мире [3, с.286].
Лувр активно приглашает к сотрудничеству современных авторов для различных проектов. В 1989 году была открыта пирамида Лувра, что стало причиной серьёзного увеличения туристов. В 2009 году вышел ряд комиксов японского автора Хирохико Араки под общим названием «Рохан в Лувре». Это ряд историй, так или иначе связанных с Лувром. В 2018 году американские музыканты Бейонсе и Джей Зи сняли в Лувре клип, от чего музей получил своеобразную рекламу коллекции. Ещё больше людей были заинтересованы в посещении Лувра после того, как на сайте музея появился тематический маршрут на нескольких языках, предназначенный для самостоятельного посещения шедевров, появляющихся в клипе. Также существует маршрут по фильму «Код да Винчи», съёмки которого были разрешены в Лувре в 2006 году, опять же для повышения популярности музея. Нужно отметить нестандартные подходы в развитии политики старинного классического музея, однако, в связи с тем, что музей является самым популярным в мире, его опыт является показательным для других музеев в плане привлечения аудитории и стремления не останавливаться на одном месте, демонстрировать посетителям использование новых технологий и сотрудничество с деятелями современной мировой культуры.
Наравне с Эрмитажем Лувр традиционно считает молодёжь своей аудиторией. У Лувра наибольшее число взаимодействий с молодёжью среди музеев. Среди них различные образовательные, познавательные курсы, семинары, лекции, мастер-классы и другие виды программ, организованных для участия молодёжи в жизни музея и развития их практической деятельности в сфере искусства.
Лувр, несомненно, это важнейший участник международных культурных связей и музейных взаимодействий в мире. Для Франции, страны, которая осознаёт ценность своей культуры, Лувр является неотъемлемой частью культурной политики, поскольку он важен для дипломатических встреч, играет заметную роль в налаживании международных контактов посредством выставочной деятельности. Музей стремится как можно лучше популяризовать свою коллекцию, привлекать внимание всё большего числа людей со всего мира, он позиционирует себя как динамично развивающийся классический музей.
Таким образом, международная деятельность музеев служит важным вкладом в развитие культурной сферы, отношений между народами и обеспечивает мирные процессы в современном мире. Сегодня мы можем наблюдать создание новых современных филиалов музеев, а также посещать их, участвовать во всевозможных программах, пользоваться интерактивными новшествами музеев, учиться с помощью просветительских и образовательных проектов. Можно сказать, что Лувр и Эрмитаж занимают одинаково важную роль в международном культурном, музейном сотрудничестве, поскольку оба музея имеют мировую значимость, а также стремятся соответствовать потребностям современной аудитории. Вероятно, на Лувр ложится большая ответственность в связи с тем, что он значительно опережает Эрмитаж по посещаемости, однако, оба музея являются важными участниками внешней культурной политики своих стран.
Список использованных источников и литературы
- Александров, А.А. Музеи в контексте современных международных отношений / А.А. Александров // Человек и общество перед судом истории: сборник статей / Отв. ред. Н.И. Басовская. — М.: РГГУ, 2012. С.1-12.
- Кузнецова, Ю. Международная деятельность Государственного Эрмитажа на современном этапе / Ю. Кузнецова. Международная общественная деятельность, 01.03.2014 [Электронный ресурс]. — URL: https://mgs.org.ru/2014/03/kuznetsova/
- Куклинова, И.А. Диалог культур в универсальном музее: на примере Лувра / И.А. Куклинова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2007. Т.172. С.280-286.
- Куклинова, И.А. Лувр Абу-Даби: универсальный музей в арабском мире / И.А. Куклинова // Вопросы музеологии. 2013. №1(7). С.156-162.
- Лувр побил собственный рекорд по посещаемости [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/kultura/5973005
- Соболева, Е.С. Музейный брендинг: процесс и инструментарий / Е.С. Соболева, М.З. Эпштейн. — Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 212. С. 93-100.
- Эрмитаж 20/21 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/projects/projects_list/20_21/?lng=ru